Как устанавливается менструальный цикл у девочек-подростков, что считать нормой, а что нарушением? Признаки депрессии у подростков. Как понять, что пора обратиться за помощью к специалисту

Часто только в период полового созревания у девочек-подростков обнаруживаются какие-то отклонения в развитии, которые до этого момента протекали бессимптомно. В норме менструальная функция налаживается в возрасте от 9 до 16 лет, а в течение двух лет с момента менархе возможны физиологические сбои цикла. Аменорея – отсутствие месячных в течение шести и более месяцев. Почему возникает данное состояние? Насколько опасна аменорея у подростков и как ее лечить?

Читайте в этой статье

Виды и признаки

Половое созревание – ступенчатый процесс. На первом этапе у девочки начинают изменяться закладки молочных желез (набухает и темнеет ареолярная область). После этого появляется оволосение в области гениталий и подмышечных впадин, а из половых путей начинают выделяться бели. Параллельно с этим меняется психика ребенка, восприятие окружающих и т.п. Завершающим этапом полового созревания является налаживание менструальной функции.

Первые месячные в норме должны пойти у девочки не раньше, чем в 9, но и не позднее 16 лет. Также эти параметры могут немного смещаться ввиду конституциональных и национальных особенностей.

В случае, когда по достижению 16 лет месячных нет, следует говорить о первичной . Причин для развития подобного состояния множество — от пороков развития до патологии центральной нервной системы.

Если у девочки месячные начались в положенный период, но затем отсутствуют в течение 6 и более месяцев — это вторичная аменорея у подростков. В большинстве случаев она имеет лучший прогноз и шансы сохранения нормальной репродуктивной функции в дальнейшем выше по сравнению с первичной.

Важно знать, что на протяжении двух лет от начала менструальной функции у девочки могут наблюдаться различные нарушения менструального цикла, не всегда сразу устанавливается периодичность от 21 до 35 дней и нормальная продолжительность критических дней до 3 — 5 суток. Возможны как , так и — организм привыкает к новым условиям. Но любые подобные сбои не должны присутствовать после двух лет от начала менархе.

Причины аменореи

Окончательно установить, почему у девочки возникли нарушения менструального цикла, может только специалист после проведения хотя бы минимального обследования. Но чем раньше установлена проблема, тем больше вероятность решить ее наиболее благоприятным путем с возможностью в дальнейшем рождения здоровых детей.

Можно выделить следующие четыре группы причин для аменореи:

  • Различного рода функциональные нарушения, справиться с которыми не всегда просто. Но главное, что в этом случае нет проблем в строении и основной работе половых желез и связанных с ними структур.
  • Нарушение работы гипофиза или гипоталамуса. Это могут быть как приобретенные проблемы, так и врожденные.
  • Нарушение развития гонад. В этом случае наблюдается внешний облик практически здоровой девочки при серьезном изменении ее генетического материала.
  • Выявление пороков развития непосредственно половых органов.

Смотрите на видео о симптомах и причинах аменореи:

Функциональные нарушения

Особенно у девочек в период становления половой функции работа всех органов зависит от ее образа жизни и полученного генетического материала. Аменорея может быть вызвана следующим:

  • Конституцией девушки. Так, если задержка полового развития наблюдалась у кого-то из ближайших родственников, как по женской, так и по мужской линии, причем без нарушения репродуктивной функции и каких-либо других отклонений, высока вероятность подобного и у ребенка. При обследовании никаких отклонений не наблюдается. При этом часто возникает первая менструация и в 18 лет. Такие девочки отличаются от своих сверстниц некоторой инфантильностью, хотя половые органы развиты в соответствии с возрастом. Это всегда первичная аменорея у подростков.
  • На фоне анорексии. Известно, что при дефиците поступления питательных веществ организм пытается сократить все свои функции, в том числе «затухает» половая система, так как на вынашивание и рождение здорового малыша необходимо много сил и энергии. Также следует учитывать, что жировая ткань участвует в метаболизме эстрогенов, и ее дефицит приводит дополнительно к различным нарушениям. В итоге возникает функциональная аменорея.

Нарушение работы гипофиза и гипоталамуса

Гипофиз и гипоталамус выделяют большое количество активных веществ, которые регулируют функции многих органов. Что касается яичников, то это гонадотропины. Также гипофиз выделяет пролактин, которые отвечает за трансформацию молочных желез в период грудного вскармливания. Нарушение в образовании этих веществ и изменение чувствительности тканей приводят к :

Причины сбоя Почему это происходит
Гиперпролактинемия Патология связана с тем, что по какой-то причине (функциональная или опухоль гипофиза) происходит повышенное образование гормона. Девочка может вообще никак не ощущать каких-либо симптомов, но однажды возникает аменорея. Связано состояние с тем, что повышенный уровень пролактина изменяет продукцию гонадотропинов, что сказывается на функции яичников. Также гиперпролактинемия может возникать на фоне гипотиреоза (недостаточной функции щитовидной железы), патологии надпочечников и других заболеваний.
Синдром Кальмана Характеризуется сочетанием аменореи и отсутствием обоняния. Также заметно евнухоидное телосложение (длинные руки, высокий рост, недоразвитие половых признаков и т.п.). Синдром Кальмана связан с генетической мутацией и является наследственно обусловленным заболеванием.
Адипозо-генитальная дистрофия Связана с нарушением работы гипоталамуса и гипофиза. В результате на фоне неконтролируемого ожирения не происходит своевременного полового созревания. Умственное развитие при этом не страдает и соответствует возрасту.
Синдром Лоренса-Муне Характеризуется отставанием в половом развитии, наличием ожирения и снижением интеллекта, а также изменением на глазном дне, увеличением количества пальцев на руках и ногах, некоторыми другими симптомами. Часто данную патологию сопровождают другие пороки развития внутренних органов, которые приводят к летальному исходу еще в пубертанте.

Изменение генетического материала девочек

Часто до начала полового созревания сложно заметить какие-то отклонения в генетическом материале. Подростковая аменорея становится поводом для углубленного обследования, в результате и определяется патология. В норме набор должен быть XX. Изменения могут быть следующими:

  • Синдром Шерешевского- Тернера обусловлен наличием только одной Х-хромосомы. Данная патология встречается в одном из 2000 — 4000 новорожденных девочек. При этом характерен невысокий рост девушек, толстая шея с крыловидными складками. Половые признаки не выражены или заметны слабо, молочные железы не развиты. Обусловлено этим тем, что вместо яичников присутствует только их имитация из соединительной ткани, и, соответственно, нет необходимых гормонов.
  • Синдром Свайера и тестикулярной феминизации характеризуются тем, что по внешним признакам определяется девочка с отставанием в половом развитии, а при исследовании генетического материала — мужские данные, т.е. XY. Но при этом отсутствуют какие-либо половые гормоны в крови. Чаще всего до периода пубертанта патология не определяется ввиду отсутствия особых симптомов. После уточнения самоопределения и ощущения необходима заместительная гормональная терапия и иногда хирургическое вмешательство.
  • Синдром резистентных яичников обусловлен резким уменьшением чувствительности последних к ЛГ гипофиза. Подобное происходит вследствие мутации генов. В итоге у девочек при нормальном развитии наружных и внутренних половых органов возникают проблемы с месячными — первичная или вторичная аменорея в подростковом возрасте. Эти изменения приводят к бесплодию вследствие отсутствии овуляции.
  • Дефект в работе некоторых ферментов приводит к нарушенному образованию половых гормонов и соответствующим клиническим изменениям. В норме эстрогены образуются из андрогенов, а если не происходит этого, то появляются признаки вирилизации — повышенное оволосение по мужскому типу, увеличение клитора и другие.
  • (Штейна-Левенталя) также приводит к различной степени выраженности аменореи. Но истинная природа патологии не выяснена. Заболевание многогранное, проявляющееся различной степени кистозными изменениями в яичниках, нарушением гормонального фона и бесплодием.

Пороки развития половых органов

При нормальном общем самочувствии и хорошей функции яичников у девочек могут наблюдаться различные пороки развития половых органов, в связи с чем будет наблюдаться вторичная аменорея. Основные пороки связаны со следующими изменениями:

  • Недоразвитие верхней части влагалища и матки. При этом нижняя треть позволяет даже вести нормальную половую жизнь. Беременность в таких случаях возможна только с использованием ЭКО, в частности, суррогатного материнства.
  • Атрезия (сужение и заращение) цервикального канала, влагалища, а также при чрезмерно плотной девственной плеве. В подобных ситуациях у девочки менструальная кровь образуется, но не может выйти из полости матки или влагалища. Ежемесячные скопления выделений вызывают тянущие боли внизу живота у девочек, иногда с очень интенсивным характером. При обследовании, в том числе ультразвуковом, данные изменения хорошо видны и не вызывают особых трудностей.

Диагностика

Самостоятельно определить, почему возникли нарушения, практически невозможно.

Поэтому окончательно выяснить проблему сможет только специалист после досконального обследования девушки. В комплекс исследований чаще всего входят следующие:

  • Стандартный осмотр с определением веса, роста, конституции, наличия вторичных половых признаков и т.п.
  • Ультразвуковое исследование органов малого таза, при котором можно обнаружить нарушения в строении внутренних половых органов.
  • Функциональное исследование с определением уровня различных гормонов в крови. Обязательно определение ЛГ, ФСГ, тестостерона, эстрадиола, кортизола (образуется в надпочечниках), прогестерона, ДГЭА, пролактина, Т3 и Т4 (синтезируются в щитовидной железе) и некоторых других на усмотрение детского гинеколога или эндокринолога.
  • После комплексов обследования могут проводиться различные пробы с гормонами, чтобы проверить, отвечает организм на них или интактен.
  • В дальнейшем в большинстве случае необходимо выполнение рентгенографии черепа, КТ или МРТ головного мозга при подозрении на микроаденому гипофизу или патологию турецкого седла.
  • Исследование глазного дна позволяет заподозрить некоторые генетические нарушения и опухоли головного мозга.
  • Необходимо и определение кариотипа девочки для исключения хромосомных патологий.

Спектр обследования может быть расширен в зависимости от базовых результатов анализов по усмотрению лечащего врача.

Лечение патологии

Лечение аменореи у подростков напрямую зависит от причины, ее вызвавшей.

Комплексная терапия в некоторых случаях может восстановить менструальную функцию и даже нормализовать репродуктивный потенциал. Но некоторые варианты с генетическими изменениями, нарушением развития половых органов требует порою серьезных хирургических вмешательств.

Во многих случаях последующая беременность возможна только методом ЭКО, иногда с применением суррогатного материнства.

Основные направления консервативного лечения следующие:

  • Циклическая витаминотерапия, а также гомеопатия и средства на растительной основе. Например, часто используется циклодинон, тайм-фактор, цикловита и другие. Особенно они эффективны при функциональных нарушениях, вызванных стрессами, изменением питания, конституциональными особенностями и при наличии метаболической патологии, например, при сахарном диабете и т.п.
  • Родителям следует организовать максимально комфортные условия для жизни девочки: при необходимости снизить физические и умственные нагрузки, сбалансировать питание и т.п.
  • Седативные препараты, начиная от растительных сборов до антидепрессантов, помогают побороть функциональные нарушения, вызванные анорексией и другими заболеваниями. Важно для нормализации связей между гипофизом, гипоталамусом и половыми органами психическое равновесие. С этой же целью назначаются адаптогены (элеутерококк, женьшень и подобные).
  • Препараты для стимуляции собственной функции яичников, например, метионин, глютаминовая кислота и другие.
  • Часто на постоянной основе назначается заместительная гормональная терапия обычными оральными контрацептивами. Подобное лечение необходимо для имитации менструальной функции и сохранения здоровья при яичниковой недостаточности или аномалиях, связанных с этим.

Аменорея в подростковом возрасте — серьезная патология, на которую необходимо немедленно же обращать внимание и пытаться выявить причину нарушений. Чем раньше начато лечение, тем выше шансы на максимальную социальную адаптацию при генетических и других серьезных пороках. Сохранение или воссоздание репродуктивной функции возможно, к сожалению, не всегда.

Подростковый период – непростое время, как для самих подростков, так и для их родителей. Перепады настроения и чувствительное отношение к окружающему, может привести подростка к депрессии. Что делать в такой ситуации?

Признаки депрессии у подростков

Чтобы выяснить, находится ли подросток в депрессивном состоянии, следует обратить внимание на следующие признаки:

При проявлении части этих признаков, можно судить о том, что подросток находится в депрессии. Необходимо обратиться за консультацией к специалистам.

У депрессивного подростка обычно всегда плохое настроение и заторможена двигательная активность. Также могут наблюдаться замедленные процессы мышления.

Причины депрессии у подростков

Основной причиной проявления депрессии в подростковом периоде являются гормональные изменения в растущем организме. Таким изменениям подвергаются все люди в возрасте от 12 до 18 лет. Однако протекает гормональная перестройка во время у всех в разной степени интенсивности.

Некоторые подростки проходят этот период уходя в себя. Они могут впадать в лирические настроения и писать печальные стихи. Депрессия у таких подростков проходит в легкой форме и не требует медикаментозного вмешательства. Поведение легко корректируется и они возвращаются к обычной размеренной жизни.

Но часть подростков проходят этап гормонального всплеска в тяжелой форме. У них даже может появиться тяга к самоубийству. Такие молодые люди обычно очень подозрительные и осторожно относятся к окружающим, начиная с раннего возраста. Многие подростки, которые склонны к депрессиям, наблюдаются у невролога или психиатра.

Также к этой группе относятся дети из проблемных семей и детского дома. Подросток, которого чрезмерно опекают родители, также может оказаться в этой группе, так как у него нет возможности нормально развиваться и учиться ответственности за свои поступки.

В тяжелых случаях обязательно следует пройти курс лечения, иначе это может привести к ухудшению психического состояния. Это может вылиться в различные психологические расстройства и суицидальные попытки.

Причины возникновения депрессии могут быть связаны с внутриутробной патологией. Дети, которые были подвержены инфекциям и недостатку кислорода в момент нахождения в утробе матери, также склонны к депрессивным состояниям.

Причиной депрессии также могут стать напряженные отношения со сверстниками в стенах школьного учреждения.

Склонность к депрессивным состояниям может передаваться по генам. Такое состояние называется эндогенной депрессией. Она может возникнуть из-за незначительной причины в виде плохой оценки или ссоры с друзьями.

Как лечить депрессию у подростков

Заметив у своего ребенка признаки депрессии, родители, начиная его ругать и конфликтовать, еще больше подталкивают его к суицидальным мыслям. Чтобы эффективно справиться с этапом гормональной перестройки у подростка необходимо во время начинать лечение.

Обращаться к психиатру или психотерапевту необходимо, если:

  • были замечены на теле ребенка следы от самоповреждения в виде порезов или сбитых кулаков;
  • подросток отказывается от еды несколько дней подряд;
  • суицидальные мысли прослеживаются через творческие работы или высказываемые мысли;
  • ребенок начинает вести себя неадекватно, часто дерется, вступает в агрессивные конфликтные ситуации и нарушает закон;
  • подросток изолируется от окружающих его людей;
  • у него наблюдается прогрессия апатичного состояния.

Прежде чем начинать терапию, врачи должны провести исследования и тесты, на основании которых назначается определенный курс лечения. Нельзя заниматься самолечением и надеяться на разрешение ситуации.

После проведения обследования подростка неврологом, терапевтом и психологом, на основе поставленного диагноза начинается лечение. Оно может включать в себя прием антидепрессантов, различных витаминов, гормональных препаратов и стимулирующих средств. Также могут назначаться обезболивающие лекарства и препараты для восстановления функций иммунитета.

Обязательным в курсе терапии являются занятия с психологом. Они могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Для профилактики проявления депрессии подростков рекомендуется:

  • с пониманием относиться к своему ребенку;
  • находить время для того, чтобы выслушать и помочь;
  • принимать подростка как есть, несмотря на его недостатки;
  • избегать критики и конфликтных ситуаций;
  • показывать способы выхода из конфликтов на собственном примере;
  • увлекать ребенка спортом.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

Взросление - естественный, но очень трудоемкий процесс для еще не окрепшего организма...

Даже когда дети вытягиваются выше родителей, они продолжают остро нуждаться в бережном и внимательном отношении. Наш эксперт - врач-физиолог Марина Ли.
Не навреди!

У юношей, хоть они и носят обувь 45?го размера, практически все системы организма (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная) еще не сформированы окончательно. Всю свою энергию растущий организм тратит на довершение этой грандиозной работы. Поэтому многие вещи, безопасные для взрослого, представляют риск для подростка.

1. Занятия тяжелой атлетикой. После 15 лет кости и мышцы быстро растут в длину, поэтому большинство ребят выглядят угловатыми и неуклюжими. А какой же мальчишка, с тоской глядящий на свое худосочное отражение в зеркале, не мечтает о бицепсах Шварценеггера? Но поднятие тяжестей (особенно вертикальная нагрузка на позвоночник) может стать не только причиной образования межпозвонковой грыжи, но и фактором торможения роста суставов, мышц и связок. Кроме того, силовые виды спорта чреваты сильным напряжением зрительного аппарата, и если у юноши «слабые» глаза, все может закончиться отслоением сетчатки.

Для подростка гораздо полезнее такая физическая активность, как гимнастика, бег, плавание, танцы, пешая ходьба на длинные дистанции, катание на роликах, велосипеде и лыжах.

2. Слишком интенсивные физические нагрузки. Бесконтрольные занятия в тренажерном зале, неверно подобранные упражнения и слишком большое количество подходов опасны не только для опорно-двигательной, но и для сердечно-сосудистой системы подростка. У юношей очень быстро увеличивается сердце (его вес и объем с 10 до 16 лет вырастают соответ-ственно в 2 и в 2,4 раза), а питающие этот важнейший орган сосуды остаются сравнительно узкими. Это создает для сердца дополнительную нагрузку. Поэтому подростки часто жалуются на боли в левой части груди, повышенное артериальное давление, склонность к аритмии. Любое отклонение в работе сердца, а также такие симптомы, как бледность кожи, синюшность губ, повышенная слабость, одышка, обмороки, нельзя оставлять без внимания.

3. Повышенные умственные нагрузки, стрессы, отсутствие режима. Все эти факторы способствуют нарушению тонуса сосудов - развитию гипертонических или гипотонических состояний, которые впоследствии могут перерасти в истинную гипотонию или гипертонию. Если интеллектуальные и эмоциональные перегрузки у подростка сочетаются с малоподвижной жизнью, то риск значительно возрастает.

Помимо проблем с сердцем переутомление и стрессы могут навредить и желудочно-кишечному тракту. Из наиболее распространенных проблем - гипер- и гипомоторная дискинезия ЖКТ. Первая характеризуется повышенной деятельностью органов пищеварения, а вторая - пониженной. Гипермоторная дискинезия может возникать после чрезмерно высоких физических нагрузок, при сильном переутомлении, плохом питании. Ее симптомы: схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, отрыжка, изжога, вздутие живота, частый стул. Гипомоторная дискинезия проявляется снижением аппетита, чувством тяжести в животе, частыми запорами.

4. Малоподвижный образ жизни. Сердечно-сосудистая система человека нуждается в регулярных тренировках. Умеренная, продуманная и регулярная физическая активность поможет наладить процесс нормального кровообращения в сердечной мышце, а также в других органах и системах подростка. Поэтому не правы те родители, которые оберегают свое подрастающее чадо от любых физических нагрузок и даже от домашнего труда.

5. Перегревание и резкий перепад температур. Порой некоторые части организма растут неравномерно, поэтому нередко бывает так: сам юноша уже богатырского роста, а его сердце - все еще как у ребенка. Неслучайно именно рослые ребята частенько жалуются на слабость, быструю утомляемость и даже обмороки. Для них особенно опасен перегрев на пляжах и в бане, нежелательны резкие закаливающие процедуры, моржевание…

6. Переохлаждение. Подростки хотят выглядеть модно и ради этого готовы терпеть любой холод. Но гормональная перестройка, происходящая в их организме, может приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы, что повышает риск возникновения многих хронических заболеваний.

7. Экстремальный спорт. Быстро растущие трубчатые кости становятся более хрупкими, поэтому падения у подростков часто заканчиваются переломами.

8. Чрезмерное напряжение голосовых связок. Во время мутации голоса нежелательно кричать во все горло или громко петь. Из-за перенапряжения на складках возникают так называемые узелки крикунов. Изменяя вибрацию складок, они делают голос глухим и хриплым. Некоторые узелки рассасываются сами собой, но иногда требуется микрохирургическая операция.

9. Привычка сидеть и стоять в неправильной позе, носить сумку на одном плече. Это приводит к искривлению позвоночника. Растущие кости подростка настолько мягки, что легко принимают форму, которую им диктуют мышцы.

10. Раннее начало половой жизни. Дело не только в распространении СПИДа, хотя известно, что около 45% всех носителей ВИЧ - это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Несмотря на то что половое созревание у сегодняшних подростков происходит раньше, чем у их отцов и дедов, все-таки психологически юноши школьного возраста еще не готовы к сексуальной жизни. Согласно данным американских исследований, изучавших душевное здоровье 8563 американских старше-классников, среди тех, кто занимался сексом в школьные годы, было на 14% больше случаев депрессий и снижения самооценки.
Диета для скелета

За время полового созревания юноши вырастают примерно на 35 см. И порой этот процесс происходит не плавно, а скачкообразно. Чтобы успешно осуществить эту грандиозную «стройку», организму подростка нужны помощь и поддержка! Как известно, основной строительный материал человеческого скелета - это кальций. Согласно рекомендации ВОЗ, оптимальная ежедневная норма этого минерала для молодых людей от 13 до 16 лет должна составлять 1200 мг. Набрать ее за день не так уж сложно: например, литром молока, кефира или ряженки. 100 г твердого сыра - это уже половина суточной нормы кальция. 100 г апельсинов содержат 35 мг кальция, 100 г кураги - 170 мг, а 100 г кунжута - 1100 мг!

Но, к сожалению, не все так просто. Кальций - минерал капризный, и его достаточное поступление еще не гарантирует полной усвояемости. Например, некоторые эндокринные патологии, заболевания почек и пищеварительного тракта (особенно при низкой кислотности желудочного сока) препятствуют всасыванию этого вещества. Хронически не хватает важного для костей минерала вегетарианцам и сладкоежкам, потому что при низком содержании белка в пище и повышенном уровне простых углеводов кальций не удерживается, а вымывается из организма. Не дружит этот минерал и со слишком тяжелой, жирной пищей. Быстро выводится из организма вместе с газированными напитками и кофе. Однако, несмотря на все эти сложности, ликвидировать дефицит кальция все-таки реально.

Для того чтобы этот микроэлемент хорошенько усвоился, ему нужны «помощники». Среди них - фосфор и магний. Оптимальное соотношение кальция и фосфора, так же как кальция и магния, составляет пропорцию 2:1 (где кальция в 2 раза больше). Для того чтобы кальций мог благополучно всосаться в кровь, также необходимо обеспечить достаточное поступление в организм витаминов D и A.