Кому подходят в супруги старшие дети? Порядок рождения в семье и характер. Братья и сестры, старший и младший… Как выжить в большой семье с детьми

Конспект урока по чтению

Лялина Галина Анатольевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОКУ VIII вида школы-интерната № 4 г.Ижевска

Тема: «Урок доброты» по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро»; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета «Добра», рисунки кота Леопольда, запись песни «Если добрый ты», магнитофон; сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты; таблички со словами, обозначающими «зло».

Ход урока.

1. Организоционный момент.

Уч-ль: Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И дарить его людям.

(С. Островой)

2. Вступительная беседа.

Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок – урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Уч-ль: И так, что такое добро? Где вы его встречали? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Да, это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа, Добро – это когда люди помогают друг другу. Добрый человек – это тот, кто

    Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

    Любит природу и бережёт её.

    Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

    Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь. Пожелай человеку добра в пути. Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Это нечто противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.

Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Уч-ль:

Контакт. Есть контакт.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планете «Добра». Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ученики отвечают)

Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышам? (Ученики отвечают: «Ребята, давайте жить дружно»)

Уч-ль: Жить дружно – это хорошо или плохо? Дружба – это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете «Добра».

Дети показывают сценку по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

4. Беседа по содержанию рассказа.

Уч-ль: Почему Саня подсыпал сестренке в кузовок землянику, грибы, малину? Каким был мальчик? Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот рассказ? (Дети отвечают). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова вы знаете? (Дети отвечают).

Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». (Пословица на доске).

Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы учеников). Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха – ха – ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

Б-Я: ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Ученики играют.

Б-Я: ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дал невпроворот.

Баба Яга уходит.

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу подарить вам блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

Фея уходит.

5. Физминутка.

6. Продолжение темы.

Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, несчастье, беда, злость, дурное). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром» (дети называют добрый поступок и кладут свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

7. Коллективное составление аппликации.

Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: « Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ученик наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, даревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Уч-ль: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Ответы учеников).

Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам еще раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Выступление учеников.

  1. Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

    Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

    Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

    Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

    Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это – просто красота,

Только так и нужно!

    Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

    Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

    Но как бы нас жизнь, ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником.

Ну-ка попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

    Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

8. Итог урока.

Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в «Тетрадь добрых дел». Постепенно она превратиться в «Книгу добрых дел» ведь делать добро – это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых нарисованы добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.

Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы учеников). Ну, а теперь я предлагаю вам послушать песню кота Леопольда «Если добрый ты». Кто знает слова этой песенки – подпевайте.

«Важна не очередность появления ребенка на свет как таковая, а его восприятие сложившейся ситуации: от того, какое значение придает ребенок своему положению внутри семьи, зависит влияние порядка рождения на стиль его жизни».
Альфред Адлер

Семья – это маленькая планета. И от обстановки на ней зависит, какими станут малыши, когда вырастут, их характер, профессия, отношение к собственным детям.

Братья и сестры: дружная компания

Самые близкие люди после мамы и папы – это сестра, брат. Детям приходится учиться соседствовать друг с другом, мириться, делить будни и праздники. Трудности во взаимоотношениях между детьми в семье неизбежно перерастают в конфликты с родителями. Как правило, отношение родителей к детям находится в жесткой зависимости от очередности их рождения и пола. Мамам и папам нелегко бывает открыть глаза на их несправедливость, завышенные ожидания, вредные стереотипы, которые сопровождают семьи с несколькими детьми.

Вывод. Нереализованные желания типа «хотели девочку, а получился третий мальчик», разочарование, явное или скрытое, в ребенке, отсутствие безусловной любви. Все это подрывает уверенность малыша в себе. А без этого качества нельзя вырасти счастливым.

Старший и младший: кто главней?

Рассмотрим несколько позиций, в которые попадают дети в зависимости от пола и порядка появления на свет.

Старший ребенок – ответственный, организованный, серьезный и пунктуальный. Разрешает все конфликты, часто замещает маму в уходе за младшими детьми, при этом больше всего нуждается во внимании и любви. Родители часто забывают, что старший ребенок – не значит взрослый, и поручают ему дела, не подходящие для маленького человека, превышающие его возможности. Такое перекладывание ответственности травмирует, и если старший ребенок не справляется, например, с уходом за младшими, то у него становится больше комплексов и неуверенности в себе. Зачастую неумение родителей привить старшим детям чувство самоценности приводит к тому, что всю жизнь они страдают от гиперповышенного чувства долга и требовательности, не могут сказать «нет», когда это нужно. По отношению к своим младшим братьям и сестрам старшие дети часто испытывают неподдельную любовь, и, чем больше разница в возрасте, тем легче и спокойнее между детьми отношения.

Вывод. Эти отношения уже не сиблинговые (братско-сестринские), а, скорее, детско-родительские. Именно старшего брата и сестру младшие беззаветно и преданно обожают, копируют, гордятся им. С взрослыми сестрой и братом им нечего делить. Хотя иногда и тут возможны варианты.

Младший ребенок: в очередь

Младшие дети не столь ответственны и властны. Они не доминантны, но их любят такими, какие они есть, и потому с самооценкой у них все в порядке. Они смелее своих старших братьев и сестер, веселее и проще в общении. Нацелены на сотрудничество и построение отношений, умеют расположить к себе. В наиболее выгодной позиции оказываются младшие дети, рожденные у «возрастных» родителей, когда беременность и роды даются уже тяжелее, и нелегко доставшийся поздний ребенок обожаем без всяких условностей. Ему не придется доказывать, что он – самодостаточное счастье. Кроха и без того с рождения купается в любви, и это определяет во многом мягкий характер и умение с оптимизмом идти по жизни.

Средний ребенок попадает в позицию, выгодную и по отношению к братьям-сестрам, и к родителям. Это самые большие дипломаты из всех сиблингов, миротворцы, наблюдатели, но чаще всего именно им не хватает внимания матери и отца.

Вывод. Чтобы заявить о себе, «середнячки» стараются привлечь внимание родителей разными способами, вплоть до внезапных болезней, непонятных диагнозов и хворей.

Как дети в семье будут делить маму?

Отдельная тема отношений сиблингов – детская ревность. Рождение очередного ребенка – всегда огромное потрясение для старших детей. Существует неписанное правило, по которому старшего ребенка не оставляют наедине с грудничком первое время, во избежание проблем. Даже если старший ребенок не проявляет видимой агрессии по отношению к беспомощному младенцу, будьте начеку! Засунутые в рот и в нос месячных детей конфеты, пластилин, щипки, шлепки, случайно уроненные на пол грудные дети – все это последствия того, что родители переоценили возможности старшего ребенка и не заметили скрытую ревность. Основное, о чем нужно знать родителям, – ревность не является признаком того, что старший ребенок плохой. И, конечно, не стоит наказывать старшего брата или сестру за то, что он не справился с эмоциями: маленькие дети импульсивны, и каждый поступок является сигналом.

Вывод. Плохое поведение при появлении младшего ребенка – это крик о том, что старший отчаянно боится потерять любовь и внимание родителей.

Детей полон дом

Многодетная семья дает возможность ребенку рано приобрести много полезных коммуникативных навыков: умение договариваться, уважать потребности окружающих, трезво оценивать себя. В таких «коллективах» младшие дети нередко больше привязаны к ближайшему по старшинству, чем к маме. Старшие дети выполняют замещающую роль в силу занятости матери, и многие антропологи считают, что это совершенно нормально.

Вывод. Бывает, но не обязательно, что люди, выросшие в многодетных семьях, не хотят повторять опыт своих родителей и ограничиваются одним ребенком или остаются бездетными. Берегут личное пространство, которого им так не хватало в детстве.

Сестра и брат

В семьях, где младший ребенок – мальчик, а старших сестер несколько, ожидаемо вырастает мягкий мужчина, знакомый со многими особенностями «женского царства». Такие мальчишки, как правило, обожаемы родителями, получившими наследника после многих лет ожидания. Негласно мальчик в семье, где много девочек, становится объектом номер один. Он не конфликтен, до определенного возраста спокойно позволяет обращаться с собой, как с живой игрушкой: например, спокойно переносит «художественные эксперименты» по завивке волос, макияжу и прочим девичьим премудростям. Девочка, выросшая среди старших братьев, неизбежно учится у них быть сильной, конкурентоспособной, умеющей находить интерес в активных видах спорта.

Вывод. Родители могут снизить накал соперничества, который всегда имеет место в сиблинговых отношениях, отказавшись от сравнения детей. Предоставив каждому ребенку достаточно родительской заботы, а также собственного пространства для развития, взрослые бесспорно выиграют сами и помогут своим крохам не обрести лишних комплексов. Хотят папа и мама того или нет, но им придется найти время, чтобы уделить всем карапузам по отдельности равное количество внимания, вникнуть во все подробности их жизни, переживаний, страхов. Иначе будут проблемы. «Командную» работу – совместные игры и занятия малышей – тоже надо поддерживать. Придется отказываться от приведения одного ребенка в пример для подражания для других и избегать «фаворитизма». Говорите с малышами о своих переживаниях, и это снимет напряжение.

Помогите старшему ребенку

Старшие дети боятся потерять любовь родителей и очень нуждаются в тесном контакте с мамой и папой, как и было до рождения нового малыша. Что можно предпринять?

  • Не говорите старшему ребенку, что он теперь взрослый, не перекладывайте на него заботы о маленьком.
  • Хвалите старшего за инициативу, если он хочет помочь ухаживать за младенцем.
  • Не ругайте за неумелые действия – маленькая нянька решит, что не нужна маме.
  • Не уделять все внимание только младшему ребенку, даже если он только родился.
  • Рассказывайте старшему, как младший на него похож и как он его любит.
  • Обещайте старшему, что скоро у него появится настоящий друг и хороший товарищ.
  • Не сравнивать детей: они наверняка разные.
  • Не разрешайте младшему пользоваться вещами старшего без его разрешения. Старший должен чувствовать, что его мир вне опасности и защищен.

Если рождается ребенок другого пола, положение более легкое, так как ребенок не видит в нем прямого соперника. Однако ребенок того же пола запускает нешуточную борьбу за любовь матери. Тогда, чтобы не потерять любовь родителей, старший ребенок должен стать лучше, умнее. Поскольку ему приходится помогать родителям, он приобретает родительские качества: способность принимать ответственность, выполнять роль лидера.

На первого ребенка родители, как правило, всегда возлагают большие надежды . Ощущая повышенные притязания родителей по отношению к себе, он становится серьезным, нацеленным на высокие достижения . На характер старшего ребенка серьезно влияет также пол и количество родившихся после него детей . Хотя у всех старших детей есть общие черты, но у старшей сестры сестер, старшего брата братьев, старшей сестры братьев-сестер и старшего брата братьев-сестер характеры будут немного различаться.

Старшая сестра сестер очень ответственна, независима, хороший организатор. Лучшим мужем ей может стать младший брат сестер, который привык жить, принимая лидерство старшей сестры. Самая неподходящая пара для нее — старший брат братьев, так как она не привыкла иметь дело с противоположным полом. В таком браке постоянно идет борьба за власть, наблюдается непонимание и недовольство друг другом. Старшие сестры сестер часто становятся сверхвластной и сверхопекающей матерью и женой. Больше внимания уделяют детям, чем мужу.

Старшая сестра братьев — очень справедливая, сильная и независимая женщина, способная к жертвам ради мужчин. Очень хорошо относится к мужчинам, понимает их. Дружит чаще с ними, к женщинам относится недоверчиво, подруг обычно не имеет. Если много братьев, ей трудно остановить выбор на одном мужчине. Как муж ей подходит младший брат сестер, потому что оба привыкли к таким ролям. Старший брат братьев — самая неподходящая пара из-за борьбы за лидерство. Так как старшая сестра братьев всегда способна наладить отношения с мужчинами и с удовольствием заботится о муже, брак обычно сохраняется. А с появлением детей отношения между супругами улучшаются, поскольку оба привыкли ответственно относиться к семье и братьям в родительских семьях. Обычно является доброй и заботливой мамой. Любит работать под началом мужчин, если сама начальница — очень справедливая, заботится о своем коллективе.

Старший брат братьев — обычно строгий, консервативный, авторитарный. Он всегда явный лидер среди мужчин и во всех областях, где работает. Как правило, всегда стремится к совершенству и добивается успехов на избранном поприще. Принимает как должное внимание женщин и обычно относится к ним немного с опаской. Предъявляет к жене большие требования. В течение жизни нередко меняет жен. Президенты, министры, политики, начальники разных уровней — среди них часто можно найти именно старших братьев! Лучшая пара для них — младшая сестра братьев. Худшая пара — старшая сестра сестер, которая отличается сверхвластностью и независимостью. Как правило, они строгие родители.

Старшие братья сестер — также лидеры, но менее жесткие и менее авторитарные. Они — очень хорошая заботливая и внимательная пара для женщин. Считают себя не без оснований знатоками женщин. В любой паре для них жена важнее детей. Лучшая пара им — младшая сестра братьев. Старшая сестра сестер — самая трудная пара, но и с ними эти мужчины могут ужиться, благодаря способности понимать женщин. Любимцы женщин, они всегда окружены ими и даже работу чаще всего находят в женском коллективе. Они хорошие отцы, внимательные и не очень строгие.

Старший брат братьев-сестер может сочетать в себе свойства старшего брата братьев и старшего брата сестер. Так же старшая сестра братьев-сестер сочетает в своем характере черты старшей сестры братьев и старшей сестры сестер. Такое сочетание делает их характеры более гибкими, и в семейной жизни они могут быть более успешными, так как имеющийся опыт общения в родительских семьях с детьми своего и противоположного пола они легко переносят в собственные семьи.

Старшие дети по-настоящему могут реализовать ролевую характеристику старших детей и быть успешными в карьере и семье, если они были желанными, любимыми и получили «в подарок» братьев и сестер через 5 и более лет после своего рождения.

Перечисленные порядково-ролевые характеристики старших детей являются наиболее часто встречающимися, но под влиянием различных причин они могут варьироваться.

Сразу говорю - сия теория не научна и основана исключительно на личных наблюдениях и собственном круге общения. Возможно, у меня такой вот странный круг общения. Да, и еще одно - любое правило предполагает исключение. Которое, как известно, существует именно затем, чтобы это правило подтверждать.


Некоторое время назад я заметила определенную особенность среди моих подруг. Все они (практически без исключений) являлись старшими сестрами. Причем девяносто процентов из них имели именно младших братьев. Сначала я просто подивилась такой странной особенности, потом стала присматриваться и получилось интересно.

Как старшая сестра я искренне уверена, что старший ребенок - лучший ребенок (да простят меня младшие и средние дети). Но жизнь старшего ребенка нелегка. Родители за редким исключением совершают одну и ту же ошибку - с рождением в семье младшего, до старшего отпрыска доносится, что теперь он старший, а потому должен отвечать за все, обязан служить примером и вообще "ты же старший". Когда мне прилетело сие счастье, в виде младшего брата, идея изначально мне понравилась. Ну, вроде как, теперь я главная, могу командовать вверенным мне подчиненным. Увы, то, что это палка о двух концах, я поняла много позже. Ведь что такое старший ребенок? Это как менеджер среднего звена в ООО "Ромашка". В подчинении у него специалист Голопупенко (которого и уволить-то без согласования с вышестоящими инстанциями нельзя), а над ним менеджер самого высокого звена - Задрищенко. И когда Голопупенко лажает, то Задрищенко этот имеет во все дыры вовсе не непосредственного автора лажи, ведущего специалиста Голопупенко, ибо не царское это дело - холопов наказывать. А дрючит он нашего менеджера среднего звена. Ну, и что остается менеджеру среднего звена, поимевшего противоестественный секс с руководством? Правильно. Пойти и отыграться на подчиненном. Аналогия, думаю, понятна.

Как только мне объявили, что я старше, а значит, умнее и вообще, то автоматически прицепом к этому статусу я получила статус самой виноватой. Только вот у менеджера среднего звена, помимо статуса хотя бы имеется бонус ввиде более высокой зраплаты, нежели у подчиненного Голопупенко, а у меня такого бонуса не случилось - кормили, одевали и одаривали всякими вкусняшками и игрушками нас одинаково. Получался такой нездоровый вариант социализма: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Способности у нас былии явно разные, в силу моего страшинства, а потребности родители определили равными. И как только до меня дошло, что где-то меня обманывают, я, как человек с обостренным чувством справедливости, возмутилась. Ну, и, понятное дело, после каждого втыка от родителей, я шла и отыгрывалась на младшем брате. Именнно так я пыталась попранную справедливость восстановить. В соответствии с заветами менеджера среднего звена ООО "Ромашка".

Короче, жертвами подобной несправедливости становились практически все известные мне старшие дети. Это не значит, что они все недолюбливали младших. Это у меня с Леликом отношения не сложились, вариантов развитий было масса. От безумной любви и гиперопеки, до полнейшего равнодушия. Многое зависит от разницы в возрасте, от методов воспитания родителей. Но что удивительно, совершенно разные родители с абсолютно разными методами воспитания и с детьми совершенно разных возрастов все равно в массе своей делали именно так - старший ребенок назначался главным со всеми плюсами и минусами.

Ну, и чего же плохого в этом? - спросите вы. Это же прекрасно, старшие дети учаться ответственности, развивают в себе лидерские качества. А плохое есть. И я даже не буду сейчас рассуждать во что, опять же, как правило, при таком раскладе превращаются младшие дети. Я о другом. О старших. Не зря я с самого начала упомянула именно о том варианте, где старшая - девочка, а младший - мальчик. И вот тут-то, с моей точки зрения и кроется корень всех бед.

Девочка с детства получившая право командовать и доминировать над мальчиком, скорее всего и отношения свои во взрослой жизни будет строить с позиции лидера. А потом мы удивляемся, откуда у нас столько властных и деспотичных женщин? Ну, может и не все властные женщины старшие сестры, но, наверняка, связь есть.

И дело тут не столько в складе характера, сколько в привычке воспринимать мужчину, как существо, за которое надо нести ответственность. А уж если отца нет, или есть, но под каблуком у мамы - то все. Проблемы с мужским полом гарантированы. Вот у меня, к примеру, лидерских качеств в характере ноль. Ненавижу быть главной. Ненавижу, но могу. И карьеру в свое время строила удачно, и вообще, если надо - возглавлю, организую и поведу. Куда поведу - это другой вопрос, но поведу, не проблема. ПРикол в том, что мне обычно не надо. Потому что я в душе - девочка. И мне не хочется командовать. Но, мне же с детства внушали, что я старше, умнее и в ответе за все. Вот я и лезу. На подсознательном уровне. Я вообще только совсем недавно научилась быть мягче, мудрее, уступать (не потому, что я умнее и должна, а потому что это нормально и приятно идти на компромиссы). А до этого любого мужчину я принималась строить. Даже не разбираясь, надо мне это или нет. Даже понимая, что быть лидером - не мое. Заложенные с детства реакции и стереотипы, увы, очень живучи. А ведь женское - это вовсе не победить мужика и загнать под каблук. Женское - это дать мужчине возможность раскрыться и почувствовать себя лидером. Поддерживать и вдохновлять, а не соревноваться, у кого яйца звонче. И не тащить на себе. (Представляю, как сейчас на меня накуинутся феминистки).

До победы идей феминизма, такой "синдром старшей сестры" был мало выражен. По одной простой причине. Мальчиков и девочек воспитывали по-разному. Разные программы обучения, разные обязанности по дому. Школы, если и были, тоже разные. Сейчас, основная разница только в том, что девочке, скорее всего, в подарок будут покупать кукол, а мальчику машинки с пистолетами. Да и то, не всегда. В остальном - все одно и то же. У нас же равноправие)

Гораздо гармоничнее, на мой взгляд, получаются дети при варианте старший брат - малдшая сестра. Ну, все-таки у девочек инфантилизм в легкой форме смотрится мило, и уж точно более естественно, чем у маленького избалованного братишки. Да и мужикам опыт такой вот ответственности только на пользу.

Если вы ждете от меня каких-то выводов, то их не будет. Повторюсь, все это основано исключительно на моих личных наблюдениях за моими знакомыми и за своей семьей. Возможно, я ошибаюсь. А вы что об этом думаете?