Консультация для родителей в доу детские страхи. Детские страхи могут испортить взрослую жизнь

Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

детский сад общеразвивающего вида №42 «Малинка»

Консультация для родителей

«Детские страхи могут испортить всю жизнь»

Подготовила:

Зуйкова Г.В.

Старый Оскол 2017г.

Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи?

Самая основная и наиболее распространённая причина появления страхов у ребёнка – конкретный случай, например, его покусала собака, потерялся в магазине или другом людном месте и т.д. Да и сами родители часто провоцируют страхи: «Не трогай – обожжёшься», «Не будешь кушать – Баба яга придёт», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка.

Наиболее частая причина страха – это детская фантазия. Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа. А какую панику вы испытывали, когда в толпе теряли из поля зрения свою маму, каждый боялся потеряться или быть похищенным. Также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания.

В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным. Конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

Виды страхов:

1. Первый год жизни: страх посторонних людей и отдаления от матери.

2. От 1 до 3 лет: ночные страхи, в том числе боязнь темноты, страх оставаться одному.

3. От 3 до 5 лет: боязнь сказочных персонажей (к ним как раз относятся «Бабайки», которыми мы пугаем детей), страх темноты, боязнь замкнутого пространства.

4. От 5 до 7 лет: боязнь болезни и смерти, страх перед животными, боязнь родительского наказания, боязнь глубины или пожара, боязнь опоздать и быть наказанным.

5. От 7 до 11 лет начинаются так называемые «школьные фобии», начиная от боязни быть «никем» в новом коллективе и заканчивая боязнью получить плохую оценку.

6. От 10 до 16 лет: страхи, связанные с изменением внешности, различные страхи межличностного происхождения, связанные с общением со сверстниками.

К счастью, большинство этих страхов проходит с взрослением ребёнка. Но родителям следует обратить внимание, если они становятся навязчивыми на протяжении длительного времени.

Как избежать появления страхов.

Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве. Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором.

Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий. Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми. Чтобы он не боялся сложных школьных заданий или плохих оценок, перед поступлением в школу отправьте будущего первоклассника на подготовительные курсы.

Там в игровой форме детей подготовят к урокам и познакомят с будущими одноклассниками. И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами, ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Как побороть детские страхи

Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Существует множество примеров игр, вот один из них.

Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху» смешные рожицы, дайте волю фантазии.

А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование», у кого больше кусочков получится.

Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи, не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей - СПб.: Изд-во Союз, 2016. - 328 с.
  2. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ,2006. - 128 с.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта,2011. - 163с.
  5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с.
  6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.,2012. - 181 с.
  7. Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, 1995.
  8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2014. - 238 с.

«Детские страхи»

Детские страхи - одно из распространенных явлений у детей от 1 года до 7-ми лет. Причин для страхов в этом возрасте хоть отбавляй. Мир еще не понятен, и не известен. У ребенка разыгрывается фантазия, и ему мерещатся разные монстры. Нередко родители сами усиливают страхи и тревожность своего непослушного ребенка, пугая его докторами, милиционерами, своими болезнями, лишением своей любви.

Есть страхи, связанные с окружающей средой. Ребенок боится грома, собак людей в белых халатах, темноты и так далее. У большинства детей самый большой страх потерять вас. Чем чаще вы исчезаете. Не предупредив ребенка, тем больше он боится вас потерять.

Если вы знаете причину страха ребенка, то справится с ним горазда проще. Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.

Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Помочь ребенку справиться со страхами – это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок – освобожденный от страха, а значит, приготовленный для обретения нового жизненного опыта, открытый для радости. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а мы к ним, - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.Мы должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен.

Признаки повышенной тревожности:

  • Если ваш ребенок стал более прилипчив,чем обычно. Не хочет играть один, отказывается на стульчике или на полу – только на коленях. Готов не отходить от вас ни на шаг.
  • Если ребенок ни с того ни сего невероятно послушен. Не торопитесь радоваться: это может означать, что он особенно чувствует свою беспомощность и готов на любые подвиги и послушания, лишь бы вы его от себя не прогнали.
  • Проявляет явную боязнь к новым людям. Не хочет ни с кем знакомиться. Жмется к вам.
  • Стал плохо засыпать.
  • Потеря аппетита.

Если не обращать внимание на состояние ребенка уже сейчас, у ребенка могут начаться новые кошмары, могут развиваться нервные реакции, как заикание, подергивание век, привычки как обгрызывание ногтей, сосать палец и т.п.

Ребенок часто не в состоянии объяснить вам толком чего и почему он боится. Поэтому вам самим необходимо быть наблюдательней. Проблема в том, что многие родители, даже правильно понимая, что пугает их ребенка, реагируют таким образом, что это только закрепляет его страхи на долгие годы.

Например, если ребенок боится темноты, родители стараются убедить ребенка, что это не страшно и только трусы боятся темноты. Они оставляют ребенка одного в комнат. Или если ребенок боится, какое-то животное они заставляют ребенка погладить его – дескать, так легче убедиться, что это вполне мирное животное. Ребенок продолжает бояться, вдобавок он чувствует себя плохим, трусом, а таких, как правило, не любят. Чтобы не разочаровывать родителей, ребенок вынужден скрывать свой страх, то есть еще и обманывать. И что мы имеем в итоге? Страх перед темнотой, страх перед животным и т.д, плюс страх перед родителем, страх потерять любовь и ощущение, что не достоин любви, так как трус обманщик. Все это приводит к развитию невроза.

Детские страхи - это нормальное явление. Однако детских страхов может быть меньше, страхи могут быстрее проходить, если родители будут использовать следующие советы:

  • Если Вы видите, что ребенок испуган, испытывает страх, не тревожьтесь, успокойтесь сами. Ваша уверенность и спокойствие поможет ему преодолеть страх.
  • Не принижайте страх словами "Не бойся", "Это не страшно" Не ругайте ребенка и не высмеивайте его. Это только усугубляет детские страхи.
  • Правильно будет поговорить с ребенком о страхе, предложить ребенку нарисовать его на бумаге, а затем вместе порвать. Если Ваш ребенок боится врачей и уколов, то поиграйте с ним в больницу. Пускай малыш играет роль доктора, а Вы самого трусливого больного.
  • Помните, что проговаривание, прорисовывание, проигрывание уменьшает детский страх.
  • Самое страшное для ребенка - это потерять Вашу любовь. Поэтому совершенно не допустимо использовать этот детский страх для того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения. Не нужно говорить, что Вы разлюбите его, уйдете, отдадите дяде милиционеру. Это может стать причиной более серьезных детских страхов.
  • Если Вас беспокоят страхи ребенка, Вы не знаете, как от них избавиться, то обратитесь к психологам. Существует множество способов избавления от детских страхов. Хорошо, если малыш избавится от них в детском возрасте и не заберет их во взрослую жизнь.

Маленькие хитрости, помощь которых можно преодолеть некоторые страхи:

  • Если ребенок боится грома, поиграйте ним в «грозу». Погремите кастрюлями, покричите «бабах». Когда начнется гроза, предложите проверить, кто гремит сильнее: вы или гром на улице.
  • При случае скажите малышу: «Когда я бала маленькая я тоже этого боялась. А потом перестала». Он почувствует себя увереннее.

Каждому родителю можно найти способ, помогающий ребенку преодолеть детские страхи. Но если страхи становятся интенсивными и постоянно нарастают и меняют характер и поведение, необходимо обратиться к специалисту.

МДОБУ ЦРР Д/С № 1 «Золотая рыбка»

Консультация для родителей на тему:

«Детские страхи»

Воспитатель: Клочко Ольга Викторовна


Огромный мир окружает ребёнка и в нём столько непонятного, рождающего страх. Страх включает в себя и внезапный испуг, и осознанное чувство. Страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушён окружающими людьми. Внимание со стороны родителей, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Детские страхи»

Страх – это физиологическая реакция на внешние раздражители. Страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушён окружающими людьми. К внушённым страхам относятся страх темноты, чужих людей, выдуманных существ, животных и так далее. Кстати, в их появлении чаще всего повинны взрослые. Негативно будет влиять на развитие ребёнка постоянно подавленная мать с признаками нервного истощения. Она не даст ему ощущения любви и заботы. Чрезмерно заботливая мать тоже окажет ребёнку плохую услугу. Когда контролируется каждый шаг и любая инициатива пресекается, то страхи акцентируются и закрепляются в сознании малыша. Не менее разрушительным действием на детскую психику обладает конфликтная ситуация в семье. Чаще всего в таких ситуациях родители не обращают внимание на нужды и желания ребёнка, оставляя его наедине с его страхами и опасениями. В таких семьях дети вырастают не уверенными в себе. Отдельной проблемой в воспитании детей, которая провоцирует появление тревожности, становится баланс между поощрением и наказанием. Видя непоследовательность родителей или их слабость, ребёнок уже не сможет поверить в то, что они защитят его в случае необходимости. Ещё одной причиной возникновения устойчивых страхов, особенно у впечатлительных детей с хорошо развитой фантазией, является обилие тревожной информации. Её источником могут стать фильмы или программы, а может подслушанный или просто услышанный разговор взрослых. И здесь главное – не утрировать возможную опасность, а объяснить, как её избежать. Итак, возникновение детских страхов – явление неизбежное, но главное, чтобы они не переросли в серьёзную патологию. Единственное спасение от этого – внимательное и доброжелательное отношение взрослых, спокойный, уравновешенный подход к воспитанию и создание атмосферы уюта и защищённости.

1. Откажитесь от излишней принципиальности и беспокойства по поводу возможных несчастий, неудач, ошибок.

2. Расширьте сферу общения ребенка. Наполняйте его жизнь радостными, позитивными переживаниями: совместные походы, аттракционы, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, санках, игры с мячом, кеглями и т.д. Радость - прекрасное чувство и форма преодоления любого страха. Она снимает напряжение организма.

4. Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь он всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

5. Пусть ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

6. Очень хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Таким образом, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.

Детские страхи не любят трёх вещей: когда о них рассказывают, когда их визуализируют (рисуют), когда над ними смеются. Именно с расчётом на это строятся игры, способные избавить детей от навязчивых кошмаров. Самая эффективная игра – это ролевое разыгрывание сказок и историй, сочинённых ребёнком на тему своего страха и страшных снов. Рисование – это отражение в сознании детей окружающей действительности, её моделирование, выражение отношения к ней. Через рисунки можно лучше понять интересы ребёнка, его переживания. Смех – одно из самых эффективных орудий в борьбе против детских страхов.

Таким образом, страхи детей в каждом конкретном случае требуют пристального внимания и серьёзного изучения со стороны взрослых. Будущее ребёнка, его гармоничное развитие и успехи во взрослой жизни зависят только от родителей, от их способности трезво смотреть на жизнь и любить своего малыша, свободно и искренне оказывая ему необходимую поддержку и внимание.


Консультация для родителей «Детские страхи»

Нелегко найти человека, который бы никогда ничего не боялся. Тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

В разных цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте - страх отделения от матери, страх перед животными, темнотой, в 6-8 лет - страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если страхи болезненно заострены или сохраняются длительное время, это говорит о нервной ослабленности ребенка, неверном поведении родителей, наличии у них самих страхов, о присутствии конфликтных отношений в семье.

Продолжающийся процесс урбанизации отдаляет человека от естественной среды обитания, ведет к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большого города иной раз трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К тому же, из-за излишней опеки со стороны взрослых отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома.

У детей, живущих в отдельных квартирах , страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственных контактов друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.

На количество страхов оказывает влияние состав семьи. В неполных семьях у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Если у мальчиков отсутствие отца и защиты с его стороны, как и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери, ведет к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит , скорее, от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье - эпицентр родительских забот и тревог.

Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легко перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой «не успеть что-либо сделать» для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интеллектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким, в их представлении, социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо.

Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов. И наоборот: увеличение числа взрослых, принимающих участие в воспитании, может действовать противополож­ным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам , детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выраже­нию чувств.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У "пожилых" родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Неудивительно развитие "поздних" детей в атмосфере чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность в себе.

Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, посто­янно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Ближе к 4 годам начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе "плохих" детей и расправляющаяся с ними Баба Яга приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие. Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей «убить Бабу Ягу и Волка». Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями детей и взрослых в семье.

В 3-5 лет часто встречается триада страхов : одиночества, темноты и замкнутого пространства, причем эти страхи выражены у мальчиков в большей степени, чем у девочек. В возрасте 3-5 лет к образу Волка и Бабы Яги присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же неприятные личности.

Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами. Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным близкими взрослыми, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей.

Страхов в первые годы меньше и они быстрее проходят, если мать находится рядом с ребенком, в семье авторитетен отец, родители не ведут "войну" с детским упрямством , развивают, а не подавляют тревогой формирующееся "я" ребенка. Важно, чтобы они сами были уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Наиболее насыщенным в отношении всех страхов является старший дошкольныйвозраст 5 -7 лет.

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям , классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: "Откуда все взялось?", "Зачем люди живут?"

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежный факт биографии. Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному , отвлеченному мышлению. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них в сравнении с мальчиками инстинктом самосохранения.

Страх смерти растворяется в обычных для данного возраста страхах и тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), болезни и смерти родителей (старший возраст интервала 6 – 11 лет), страшных снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, воспринимается как потенциальная возможность непоправимого несчастья, увечья, смерти. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть.

К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что обусловлено новой социальной «позицией школьника». Это не означает, что окончательно исчезли все страхи, и в частности, страх смерти. Он трансформируется в страх смерти родителей, а в подростковом возрасте - в страх войны.

Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Именно в общении со сверстниками раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудач и гибкости поведения в целом. В этом отношении важно лишний раз сходить с ребенком на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола и возраста с пользой для боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Лучшим «витамином», «активизатором», является живое общение со сверстниками и собственная активность родителей, постоянно поддерживающих и развивающих инициативу своих детей, проводящих досуг в интересных, подвижных и веселых играх с ними.

Подготовила педагог - психолог Антонова В. Г.

По материалам книги А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей


  1. А. И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей», изд-во «Союз», СПб, 2000

  2. А. И. Захаров «Неврозы у детей и психотерапия», изд-во «Союз», СПб, 2000
Информация взята: http://dialog-eduekb.ru/text_group/show/text_group231

ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Детям свойственно чего-то бояться. Еще бы, ведь их окружает такой большой и незнакомый мир. Детские страхи обусловлены возрастными особенностями детской психики и по мере взросления ребенка проходят без следа, но иногда они приводят к тому, что у ребенка меняется поведение: он становится неуверенным в себе, излишне тревожным и неспособным к гармоничному взаимодействию с внешним миром.

Причины:

- излишняя тревожность родителей . Сами родители имеют множество страхов, и эти страхи передаются ребенку, и у тревожных родителей вырастают тревожные дети с множеством фобий и страхов.

- гиперопека. Желание родителей оградить ребенка от проблем, мешает ему развиваться, и как следствие, может приводить к излишней тревожности и появлению страхов.

- запугивание детей родителями. Я думаю, вам приходилось слышать: "Не будешь послушным, доктор сделает тебе укол", "Я тебя Бабе-Яге отдам", "Не трогай – обожжёшься", каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. Потом эти родители могут искренне недоумевать, почему ребенок боится врачей или откуда у него кошмары.

Большое влияние на формирование детских страхов оказывает обстановка в семье. Страхи у детей чаще встречаются в тех семьях, где существуют конфликты между отцом и матерью, и в семьях, где родители много работают и активно участвуют в общественной жизни в ущерб семье.

- невнимание к ребенку. Чаще страдают страхами дети, предоставленные сами себе, лишенные родительского внимания.

- внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным.

- конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

Старшим дошкольникам наиболее неприятны и даже опасны оскорбления , которые также снижают самооценку ребенка.

Большую роль в возникновении страхов может сыграть испуг или психическое заражение , когда ребенок узнает от сверстников, что чего-то "надо бояться"

И все же, основная причина детских страхов – богатая фантазия детей , именно поэтому детские страхи чаще появляются в возрасте 4-6 лет, когда развитие воображения и эмоциональной сферы резко ускоряется.

Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа.

Обычно возрастные страхи живут около 3-4 недель – это допустимая норма. Если же в течение этого времени интенсивность страха возрастает, то речь уже идет о страхе невротическом.

ВИДЫ СТРАХОВ

Малышей от рождения до 1 года способны напугать громкий и неожиданный шум, любые незнакомые люди, раздевание, одевание и смена обстановки, высота.

Дети от 1 до 2 лет могут бояться разлуки с родителями, травм, засыпания и сна (ночные кошмары);

Ребятишки до 3 лет боятся, их страшит смена обстановки, изменение порядка жизни.

Дети с З до 4 лет начинают бояться темноты, одиночества и замкнутого пространства. Именно в темноте ребенок проецирует свои дневные страхи, которых у него, поверьте, немало;

- в 6-7лет апогея достигает страх смерти. В этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи;

- 7-8-летние дети боятся вызвать неодобрение со стороны родителей, не соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. С 8 лет дети больше всего боятся смерти родителей.

Хочется повторить, что вышеперечисленные страхи - возрастные, однако у эмоционально чувствительных детей они могут трансформироваться и закрепляться.

КАК ПОБОРОТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ

Реакция родителя на страх должна быть спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов.

1. Попробуйте обсудить с ребенком его страх, попросите его описать чувства и сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о страхе, тем лучше, - это самая действенная терапия. Попробуйте переубедить ребенка, но не преуменьшайте страх, а поделитесь своим опытом, если он имеется, посоветуйте что-либо, сочините вместе сказку о том, как победить страх

2. Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому "страху" смешные рожицы, дайте волю фантазии. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте "соревнование", у кого больше кусочков получится.

3. Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

4. Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник или оставьте дверь приоткрытой.

Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. 5. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату.

Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

6. Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен.

Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

    Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве.

    Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором.

    Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий.

    Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми.

    Не стыдите и не наказывайте ребенка за его страх. Его страх – это не каприз и не прихоть.

    Удовлетворяйте любопытство ребенка. Если ребенок не получает ответ на свой вопрос, он может его придумать, и его фантазия может быть пугающей. Информация должна соответствовать возрасту ребенка. Нет необходимости акцентировать его внимание на пожарах, стихийных бедствиях, смерти и так далее.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи, постарайтесь понять и выслушать.

Терпения Вам и здоровья вашим детям.

Подготовила:

психолог отделения приема, диагностики и перевозки несовершеннолетних

Пономарева О.Ю.

Казенное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"

Детские страхи

Консультация для родителей

Омск

08. 2015 год