Массаж ножек 9 месяцев. Краткая характеристика умений и возможностей

У детей в этом возрасте появляются активные и согласованные движения, которые подготавливают ребенка к навыку самостоятельного стояния и ходьбе. В движениях рук преобладает правая рука, в особенности указательный палец; мелкие предметы берет двумя пальцами, пытается снять чулок.
Ближе к году уже можно не делать основные приемы массажа, остается только массаж живота и спины. А вот — 12 месяцев ребенку будет очень полезны.

Гимнастика для грудничка с 9 до 12 месяцев

  • Отталкивание палочки согнутыми ногами в положении лежа на спине.
  • Сгибание ручек и разгибание их (при помощи колец).
  • Присаживание, держась за кольца.
  • Поднимание туловища с помощью колец.
  • Массаж спины.
  • Наклоны и выпрямление туловища из положения стоя.
  • Массаж живота.
  • Доставание палочки прямыми ногами.

Видео о массаже и гимнастике для ребенка с 9 до 12 месяцев:


Для игр ребенка надо отгородить специальное место , где есть предметы, за которые он может ухватиться и встать или ходить. Часть времени бодрствования ребенок может проводить в манеже, где эти условия есть, но ограниченная площадь индивидуального манежа все же не даёт ребенку 11 -12 месяцев жизни двигаться должным образом и столько, сколько он может.

В 10-11 месяцев дети уже могут влезать на невысокий диванчик, перевернутый ящик, подлезать под стол или стул. Они много ползают, в особенности когда стремятся быстро до чего-либо добраться, с удовольствием делают свои первые шаги, ходят, придерживаясь за предмет, за руку взрослого.

С 10-11 месяцев малыша надо учить ходить, держа его сначала за ручки, потом можно отойти на маленькое расстояние либо просто подозвать ребенка к себе, либо показать ему что-то интересное.

При обучении ребенка навыку ходить не следует водить его за одну руку; в этом случае развивается неправильное положение туловища, ребенок выгибается в одну сторону. Что в свою очередь может повлиять на искривление позвоночника, возможен и вывих в локтевом суставе, если руку ребенка резко потянуть вверх (это происходит рефлекторно, когда малыш падает).

В этот возрастной период не рекомендуется использовать каталки, « » или вожжи. Ребенок вынужден приспосабливаться к движению каталки. Если каталка по инерции катится быстро, малыш не успевает за ней и падает, к тому же здесь центр тяжести больше направлен на ручки малыша, его движения в большей степени требуются на движения этой каталки, а не ни координацию движения ног. А на счет «ходунков» и вожжей, при их использовании сам ребенок не прилагает своих усилий для того чтобы овладеть умением ходить. Он двигает ногами, пассивно следуя за движением этих ходунков или вожжей. А может и просто напросто провиснуть на поддерживающих трусиках.

Вожжи используют тогда, когда ребенок научится ходить без опоры. Они помогают предотвратить его падение и избавляют от необходимости держать малыша за одну руку.

Для , как и в предыдущие месяцы, проводятся воздушные ванны, обтирания, обнажение стоп, сон на воздухе, купание с последующим обливанием более прохладной водой, прогулки, продолжается плавание в бассейне.

В этом возрасте ребенок полностью подготовлен к массажу. Поэтому можно выполнять все приемы. Можно отказаться от массажа ног и рук и увеличить время на массирование животика, спины и груди. Основная цель массажа и дополнительных упражнений — разнообразить движения малыша и приучить к самостоятельности.

Комплекс занятий для ребенка от 9 до 12 месяцев

Массаж для ребенка от 9 до 12 месяцев включает разнообразные приемы. Начинаем комплекс занятий с упражнения для рук «Бокс». Его рекомендуется выполнять 5-6 раз каждой рукой.

Сгибание-разгибание ног

Сейчас нужно выполнить несколько поворотов со спины на живот с каждой стороны.

Затем приступаем к массажу спины и ягодиц. Начинаем с легкого поглаживания всей поверхности спины и ягодиц. Выполняем 2-3 поглаживания. Далее подушечками пальцев нужно выполнить растирание. Затем опять поглаживание. После нужно легонько пощипать ягодичные мышцы.

Массаж спины и ягодиц

Ребеночка кладем на животик. Выполняем прием «поднимание» 1-2 раза.

За ним следует массаж живота. Массаж живота состоит из нескольких пунктов: круговое поглаживание, поглаживание косых мышц живота и растирание подушечками пальцев. Затем нужно выполнить легкое пощипывание вокруг пупка. Далее снова выполнить легкое поглаживание.

Затем выпрямляем ножки ребенка и поднимаем несколько раз.

Приступаем к массажу груди. Для массажа груди используют два приема: поглаживание и вибрация. Каждый прием необходимо выполнить по 2 раза.

Массаж груди стоит начать и закончить легким поглаживанием

В этом возрасте малыш еще не умеет говорить, но он уже все понимает. Каждый прием сопровождайте речевой инструкцией. Можно отвлекать ребенка любимыми игрушками, сопровождать массаж ласковыми словами и нежными песнями. активно поможет ребенку расти и адаптироваться к внешнему миру.

Ребенок быстро растет и развивается. К 9 месяцам он уже может самостоятельно сесть из положения стоя, встать у опоры и уверенно ползает на четвереньках. Теперь уже необязательно стелить на пол толстый ковер: малыш научился ползать так быстро и легко, что его не смущает никакая поверхность. Рядом с креслом, диваном или столом малыш может подняться на ноги. И очень скоро наступит день, когда он встанет без опоры и выпрямится во весь рост. Период ползания скоро закончится, и тогда ничто не сможет удержать его внизу.

Наконец, ребенок сделал свой первый шаг. Помогите ему освоить непривычное для него занятие. Пусть, сделав несколько самостоятельных шагов, он окажется в ваших объятиях. Однако от падений на первых порах ребенка оградить не удастся, потому что они являются неотъемлемой частью процесса ходьбы. Тем не менее многие мамы (в особенности бабушки) при любом неловком движении ребенка выражают свою озабоченность тревожными криками типа «Не упади!» или «Осторожно!». Это сильно вредит малышу, так как хорошо чувствуя страх взрослого, он тоже начинает опасаться самостоятельно ходить и становится менее инициативным. В связи с этим, если вы боитесь за своего ребенка, просто уберите из комнаты все потенциально опасные вещи и освободите ему место для ходьбы.

Расставьте мебель таким образом, чтобы те предметы, которые могут послужить малышу опорой при ходьбе, находились недалеко друг от друга. Тогда ребенок, переходя от одной опоры к другой, сможет учиться ходить самостоятельно. Со временем, когда он будет передвигаться более уверенно, мебель можно будет поставить на место. И еще: ходить удобнее по ровному, но не скользкому полу или плотному ковру. Ковры с длинным ворсом для этого не годятся.

До тех пор, пока ребенок не будет твердо стоять на ногах, обувь ему надевать не нужно. Дома лучше ходить босиком: это важно для профилактики плоскостопия и правильного формирования стопы. Обеспечьте ребенку свободу движений, поощряйте его желание лазать, пусть он падает, самостоятельно встает и преодолевает различные препятствия. Детскому организму необходимы разнообразные движения намного больше, чем взрослому, поэтому, если есть такая возможность, купите малышу спортивный детский комплекс или смастерите сами горку (скат) с лесенкой.

Игрушки для детей 9–12 месяцев должны быть самыми разнообразными по цвету, форме и материалу. Детские психологи рекомендуют для этого возраста предметы мягкие и жесткие, нежные и грубые, легкие и тяжелые. Малыш интересуется буквально всем, что его окружает. Он прикасается и ощупывает предметы, изредка опрокидывает их или пытается порвать. Любые действия ребенка в этом возрасте идут ему на пользу: они развивают интеллект и возможные творческие задатки. В возрасте 9–12 месяцев ребенок еще не произносит ни слова, хотя многие слова уже понимает, поэтому продолжайте сопровождать любые упражнения краткими и точными «инструкциями». Если название действия многократно повторяется и сопровождается самим действием, малыш запомнит ваши просьбы и даже названия упражнений: в дальнейшем он сможет выполнять их только по словесной просьбе взрослого. Некоторые знакомые вам упражнения в следующем комплексе претерпевают изменения. Они выполняются из других положений, что в значительной степени разнообразит и усложнит занятия. Массаж же проводится по прежнему плану.

Таким образом, основные задачи при занятиях с ребенком 9–12-месячного возраста можно сформулировать следующим образом: максимально разнообразить движения и способствовать развитию самостоятельности малыша.
Для этого используйте комплекс приведенных ниже упражнений, а также плавание и массаж.

Комплекс 5

1. Упражнение «бокс» (по 5–6 раз каждой рукой).
2. Попеременное разгибание и сгибание и ног (по 5–6 раз каждой ногой).
3. Поворот на живот (по 1 разу в каждую сторону).
4. Массаж ягодиц и спины.
5. Подъем тела из положения лежа на животе (1–2 раза).
6. Массаж живота.
7. Подъем прямых ног до палочки (3–4 раза).
8. Самостоятельные наклоны.
9. Приседания (4–6 раз).
10. Массаж груди.
11. Приседание самостоятельное или при поддержке за руку (1–2 раза).
12. Круговые движения руками (4–6 раз).
13. Упражнение «тачка».
14. Обучение ходьбе.
15. Обучение лазанию.

1. Упражнение «бокс»

Исходное положение: ребенок сидит или стоит. Разгибайте и сгибайте его руки, предварительно вложив в его кисти удобные игрушки.

2. Попеременное разгибание и сгибание ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Попеременное разгибание и сгибание ног выполняйте в различных темпах, имитируя бег или ходьбу (см. комплекс 4, упражнение 2). Малыш может выполнять это упражнение как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

3. Поворот на живот в разные стороны

9–10-месячный малыш должен поворачиваться со спины на живот только по словесной просьбе взрослого в ту сторону, где находится интересная для него игрушка.

4. Массаж спины

Его проводят, строго следуя описанным ниже рекомендациям:
– поглаживание всей спины (2–3 раза);
– пиление по ягодицам и спине;
– поглаживание (2–3 раза);
– разминание длинных мышц спины (можно использовать щипцеобразное разминание);
– поочередное разминание мышц ягодиц (по 5–6 раз);
– поглаживание (2–3 раза);
– пощипывание или поколачивание ягодиц.

5. Подъем из положения лежа на животе

Вложите в руки ребенка кольца, разведите их в стороны и поднимите вверх к голове на уровень ушей (см. комплекс 4, упражнение 11). Малыш сначала должен поднять голову, затем встать на колени и, согнув одну руку для упора, встать в полный рост.

6. Массаж живота

Он выполняется следующим образом:
– поглаживания (круговое, встречное, косых мышц живота – по 2–3 раза);
– растирание кончиками пальцев;
– пощипывания вокруг пупка;
– все приемы поглаживания (по 2–3 раза).

7. Самостоятельный подъем прямых ног

Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Возьмите в руки игрушку или палочку и держите ее на высоте, до которой малыш должен будет поднять ноги. Предложите ему достать до игрушки поднятыми ногами. Сначала движения ребенка будут несовершенными: стопа распластана, ноги согнуты в коленях, живот не втянут. В этом случае нужно прикоснуться игрушкой к ступням малыша, побуждая его удержать ее пальцами ног и «дотянуть» таким образом ноги до положения, перпендикулярного туловищу. Это активное упражнение нужно повторить 3–4 раза в медленном темпе.

8. Самостоятельные наклоны


Исходное положение: ребенок стоит спиной к взрослому. Прижмите к себе его спину: левой ладонью придержите его колени, предупреждая их сгибание, а ладонь правой поместите на живот, чтобы поддержать туловище в нужном положении. На пол или невысокий стульчик положите его любимую игрушку и попросите ее достать. При этом нужно побуждать малыша наклониться за предметом, не присаживаясь, после чего взять его и выпрямиться. Это упражнение – активная тренировка мышц спины. Если ребенок хорошо стоит без опоры, его нужно повторить 2–3 раза.

9. Приседания

В том случае, если малыш прочно стоит без опоры, можно взять его за руки и попросить присесть на корточки, после чего встать. Колени при этом должны быть разведены в стороны. Упражнение можно проводить на столе или полу. В тот момент, когда ребенок встанет, поднимите его руки вверх и попросите приподняться на носки. Количество повторов – 4–6.

10. Массаж груди

Сначала следует 2–3 раза выполнить поглаживание верхней половины груди, а затем столько же раз – между ребрами.

11. Приседание самостоятельное или при поддержке за руку

С поддержкой за руку ребенок уже присаживается очень легко. После того как малышу исполнится 10 месяцев, это
упражнение нужно выполнять самостоятельно. Для этого руками фиксируйте колени ребенка, не давая им согнуться, и попросите его сесть и взять игрушку.
Если ребенок делает это свободно, упражнение выполните 1 раз. Если малыш садится, опираясь на локоть, попросите его повторить движение, опираясь на другую руку.

12. Круговые движения руками

Исходное положение: ребенок сидит лицом к вам. Это упражнение вам хорошо знакомо из предыдущих комплексов, его нужно выполнять с игрушками, ритмично считая вслух и соблюдая медленный темп. После того как вы выполните движение вместе, попросите ребенка повторить упражнение самостоятельно.

13. Упражнение «тачка»

Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Возьмите их в правую руку, а левой поддерживайте его под живот так, чтобы в горизонтальном положении малыш опирался на руки. Предварительно положите впереди игрушку и попросите ребенка приблизиться к ней, переставляя руки.
Упражнение повторите 2–3 раза. Во время движений тренируются не только мышцы рук, но и мускулатура всего тела.

14. Обучение ходьбе

Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его ноги опирались на ваши ступни. Поддерживая малыша под мышки или за плечи, предложите ему походить вместе и пройдите таким образом небольшое расстояние.

15. Обучение лазанию

Если ваш малыш передвигается на четвереньках, можно усложнить ему задачу, поставив на его пути препятствия – стул, невысокий стол и пр. Для того чтобы ребенок преодолел все «барьеры», его нужно заинтересовать игрушкой. Кроме того, поощряйте попытки малыша забираться на кресло, диван и спускаться с них, перелезая через подушки или подлокотники.
Обучать лазанию и ходьбе лучше вне занятий, в удобное для вас и ребенка время, так как для малыша это увлекательная и веселая игра. Вам тоже следует принять в ней участие и активно придумывать для ребенка новые задания.

Массаж и гимнастика

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды...




Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.

В 9-месячном возрасте ребенок умеет свободно ползать, сидеть, делает первые попытки ходить как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Это позволяет усложнить многие гимнастические упражнения, ввести в постоянное употребление гимнастические снаряды, в качестве которых можно использовать деревянную палочку, большой надувной мяч, детские пластмассовые кольца, погремушки с круглой или овальной ручкой и т. д.

Так как ребенок уже может самостоятельно сидеть и стоять с помощью опоры, упражнения можно выполнять из исходных положений сидя или стоя, что уже само по себе будет способствовать укреплению мышц ног и живота.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Скользящие шаги

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В указанный период его следует выполнять 6 раз.

Одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног

Описанное выше упражнение усложняется тем, что ребенок должен самостоятельно сгибать и разгибать ноги по команде взрослого. Упражнение выполняется 6 раз сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

Подъем выпрямленных ног до палочки

Упражнение способствует развитию мышц и суставов ног. Для его выполнения следует применять гимнастический снаряд - деревянную палочку.

Приподнять палочку на высоту прямых ног ребенка и предложить ему до нее дотянуться пальцами ног или всей ступней. Данное упражнение следует повторить 7 раз.

Поочередные и одновременные сгибания и разгибания рук

Исходное положение - сидя или стоя.

Упражнение способствует развитию мышц и суставов рук. Ребенок хватается за кольцеобразные игрушки и с помощью массажиста поочередно сгибает и разги-

бает руки. При этом можно вести 2-тактный счет и каждое движение ребенка сопровождать просчитыванием: раз - два, раз - два и т. д. Данное упражнение нужно повторить 6 раз (по 3 раза каждой рукой).

Вращения руками

Методика выполнения подробно описана в предыдущих разделах. В возрасте от 9 месяцев до 1 года ребенок должен повторять это упражнение 6 раз.

Наклоны туловища вперед с выпрямленными ногами

Исходное положение - стоя спиной к взрослому человеку, правая рука которого придерживает колени ребенка, чтобы они не сгибались, а левая находится на его животе. Данное упражнение способствует развитию и укреплению мышц спины, живота и ног. Для его выполнения следует применять любимую игрушку ребенка, которую следует положить у его ног. Затем взрослый должен попросить ребенка нагнуться и дотянуться до нее пальцами рук. При этом необходимо следить за тем, чтобы ноги малыша не сгибались и были прямыми. Данное упражнение нужно повторить 3 раза.

Переворот со спины на живот

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущих разделах. В силу того что ребенок уже может осознанно двигаться, он должен выполнять это упражнение самостоятельно по команде взрослого. Данное упражнение следует повторить 2 раза: 1 раз в правую сторону и 1 раз в левую сторону.

Приподнимание туловища из положения лежа на животе

Методика выполнения данного упражнения подробно описана в предыдущем разделе. Для ребенка 9-месячного возраста его следует усложнить. Теперь при его выполнении следует применять круглые пластмассовые кольца или погремушки с круглой ручкой, которые следует вложить в ладони ребенка, а затем плавно поднять его руки через стороны вверх. Ребенок сначала приподнимет голову, затем встанет на колени, а потом уже на ноги. Данное упражнение повторить 2 раза.

Массаж спины

Исходное положение - лежа на животе.

Выполнение данной процедуры связано с поочередным применением поглаживаний, растирания, пиления и щипцеобразного растирания.

Процедура массажа начинается с нескольких поглаживаний. Затем следует приступить к растиранию. Его следует делать ладонями и кончиками пальцев. Выполнив растирание, следует вернуться к поглаживанию. После очередного поглаживания нужно перейти к пилению, которое выполняется ребрами ладоней. После нескольких движений кожа ребенка должна слегка покраснеть. Процедуру пиления необходимо закончить поглаживанием. В заключение процедуры необходимо сделать несколько щипцеобразных разминаний ягодиц и длинных мышц спины, которые, как и предыдущие приемы массажа, должны закончиться поглаживаниями. Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Массаж живота

Исходное положение - лежа на спине.

Выполнение данной процедуры заключается в поочередном применении кругового поглаживания, встречного поглаживания, поглаживания по косым мышцам живота, растирания и пощипывания.

В начале процедуры следует сделать несколько круговых поглаживаний. Затем перейти к встречным поглаживаниям и лишь после этого к поглаживаниям по косым мышцам живота. Этот прием массажа нужно выполнять с помощью ладоней. После поглаживания необходимо приступить к растиранию, которое нужно выполнять кончиками пальцев. После растирания необходимо сделать несколько поглаживающих движений.

В заключение процедуры необходимо сделать несколько пощипываний вокруг пупка, которое нужно завершить несколькими поглаживающими движениями. Как уже неоднократно отмечалось выше, прием пощипывания способствует профилактике развития у ребенка грыжи.

Все приемы массажа следует повторять по 3 раза.

Мостик

Данное упражнение способствует укреплению мышц живота, спины и рук. Для его выполнения нужно применять любимые игрушки ребенка.

Исходное положение - лежа на животе. Массажист кладет ребенка себе на колени так, чтобы у него провисали грудь и плечи, и просит его достать с пола игрушку или дотронуться до нее руками. Ноги малыша при этом необходимо придерживать.

Затем следует переложить ребенка с живота на спину, причем его плечи и спинка по-прежнему должны свисать с колен массажиста, положить игрушку на пол и попросить малыша достать ее или дотронуться до нее руками. Ребенок должен выгнуться назад, выполнить задание взрослого и снова разогнуться.

Приседание и вставание с поддержкой

Исходное положение - стоя на твердой поверхности.

Для выполнения упражнения следует применять округлые кольца.

Дать ребенку в руки кольца, слегка потянуть за них вниз, в результате чего малыш должен присесть. Затем подержать ребенка в таком положении 1-2 секунды и, снова потянув за кольца, помочь ему подняться. Можно заставить малыша встать на носочки, для этого его надо взять за руки и слегка приподнять. Упражнение повторить 2 раза.

Ходьба на четвереньках

Исходное положение - стоя на четвереньках.

Данное упражнение укрепляет мышцы спины, живота, рук и ног. Его следует выполнять с помощью любимой игрушки ребенка. Положить игрушку на некотором расстоянии от ребенка и попросить его взять ее в руки. Чтобы добраться до игрушки, малыш будет вынужден передвигаться на четвереньках. По мере приближения ребенка к цели игрушку следует от него отодвигать.

Ходьба с поддержкой за руки

Исходное положение - стоя на полу.

Для выполнения упражнения необходимо взять ребенка за запястья и попросить его пройти некоторое расстояние. Во время выполнения упражнения малыша необходимо поддерживать.


Примерный комплекс ЛФК и массажа для детей 9-12 месяцев

1. «Бокс» в положении сидя или стоя.

2. Сгибание и разгибание ног одновременно и попеременно - ребенок выполняет сам или с помощью взрослого.

3. Поворот со спины на живот В 9-12 месяцев ребенок должен поворачиваться самостоятельно по просьбе взрослого;

4 Массаж спины и ягодиц Поглаживание - 2-3 раза, растирание подушечками пальцев и пиление, поглаживание - 2-3 раза, разминание длинных мышц спины, щипцеобразное разминание или боль|ими пальцами, разминание ягодичных мышц - 5-6 раз, поглаживание - 2-3 раза, поколачивание или похлопывание ягодиц.

5. Поднимание из положения на животе в вертикальное положение (см IV комплекс), упражнение выполняется с вложенными в кисти ребенка кольцами.

6. Наклоны. И. п. - ребенок стоит к вам спиной. Прижмите спину ребенка к себе. Ладонью левой руки придерживайте его колени (чтобы ноги не сгибались), ладонь правой руки кладите на живот для поддержки туловища. Четко попросите малыша поднять заранее положенную игрушку, побуждая его наклониться не приседая. Затем выпрямиться - 2-3 раза, для тех деток, которые могут стоять без опоры.

7. Массаж живота.

8. Самостоятельное поднимание прямых ног. И. п. ребенок лежит на спине. Держите палочку или игрушку на высоте выпрямленных ног ребенка и предложите ему дотянуться до палочки ногами, говоря: «Подними ноги». Если ребенок плохо выполняет это упражнение, т. е. ноги гнутся, живот не втянут, то можно прикоснуться палочкой к стопам ребенка и, побуждая его удержать игрушку, выпрямлять ноги до прямого угла - 3-4 раза, в спокойном темпе.

9. Присаживание за согнутые руки. Усложните, вложив в руки ребенка кольца.

10. Приседания. И. п. - ребенок стоит на ногах. Возьмите ребенка за руки и побуждайте присесть на корточки, разводя его колени в стороны, а затем встать, приговаривая:«Сядь», «Встань». Проследите, чтобы стопы малыша полностью стояли на плоскости. При вставании поднимите его руки вверх, пусть он поднимется на носки 4-6 раз.

11. Присаживание при поддержке за одну руку. После 10 месяцев ребенок должен сам присаживаться. Для этого придержите его колени своей рукой, не

давая им сгибаться, другой держите игрушку и попросите его сесть, взять игрушку. Если ребенок хорошо выполняет упражнение, то достаточно одного раза. Если же он помогает себе, опираясь на руки, то повторите движения с опорой на локоть другой руки;

12. Круговые движения руками. Это упражнение делайте в медленном темпе под счет, затем попросите ребенка сделать его самостоятельно.

13. Ходьба на четвереньках. Если ребенок достаточно хорошо ползает, попросите его проползти под невысоким столиком или табуреткой.

14 Обучение ходьбе Поставьте ребенка ножками на свои ноги, спиной к себе, поддерживая его под мышки, и походите так немного.