Естественное родительство. “Самостоятельное поднимание выпрямленных ног”

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Малыша, которому скоро исполнится год, по-прежнему интересуют игрушки на колесиках - это могут быть яркие пластмассовые машины, фигурки животных. Замечательной игрушкой для малыша может стать… его собственная прогулочная коляска: делая свои первые шаги, он будет с удовольствием катить ее перед собой во время прогулки. Таким образом можно будет достичь сразу нескольких целей: во-первых, у ребенка будет возможность почувствовать себя почти таким же, как мама или папа (ведь он занимается таким «взрослым» делом!); во-вторых, ему будет легче сохранять равновесие при ходьбе. Можно приобрести ребенку кукольную коляску или каталку с ручкой, которую можно катить перед собой. Малыш получит еще большее удовольствие, если эти игрушки при движении будут издавать какие-либо звуки: это станет дополнительным стимулом к ходьбе. Дома в роли коляски может выступить обычный небольшой стул или табуретка, которую малыш будет толкать перед собой во время ходьбы.

При выборе игрушек для малыша не забудьте и о мяче . Хорошо, если он будет «классическим» - ярким резиновым, диаметром примерно 15-20 см. Теперь игры с мячом уже не будут ограничиваться манежем или комнатой, поэтому необходимо, чтобы мяч был достаточно упругим, «прыгучим» и чтобы его легко было мыть. Игры с мячом могут быть разнообразными: дома вы с малышом можете катать мяч друг другу. Эта нехитрая забава будет способствовать развитию у малыша координации движений и поможет освоению пространства. На улице можно бросать мяч - друг другу или об стенку: пусть ребенок не сразу научится его ловить, но уже сами эти попытки стимулируют его двигательную активность, и он будет увереннее держаться на ногах.

Более разнообразными станут игры с кубиками . Требования к кубикам остаются прежними: желательно, чтобы они были сделаны из некрашеного и не оклеенного бумагой дерева или пластмассы: ведь малыш все еще любит пробовать игрушки на вкус.

Пригодятся вам и погремушки (в качестве «ударных инструментов» во время музыкальных занятий ), и заводные или электрические музыкальные игрушки (типа музыкальных шкатулок), но игры с ними теперь тоже несколько изменятся: (как именно, мы расскажем ниже).

И наконец, не пренебрегайте предметами быта : не секрет, что малыш будет по-прежнему любить их больше, чем любые дорогие развивающие игрушки. Запаситесь, например, маленьким радиоприемником (конечно же, играть с ним ребенок будет только вместе со взрослым); не выбрасывайте пластиковые бутылки, баночки и стаканчики. Берегите литровые и пол-литровые пакеты из-под молока или кефира и маленькие - из-под детского питания: этот замечательный строительный материал может затмить любой дорогой конструктор. Не прячьте во время купания разнообразные губки и мочалки, всевозможные приспособления для массажа (конечно, если у них нет острых деталей) - и купание станет любимым развлечением вашего малыша. Не забудьте и о специальных «водных» игрушках: плавающих уточках, лодочках, небольших надувных и заводных плавающих игрушках.

В игрушку может превратиться практически любой предмет быта (конечно, если он отвечает требованиям безопасности), нужно лишь проявить изобретательность и умение взглянуть на мир привычных для нас вещей с неожиданной стороны. Например, кусок картона от обувной коробки может превратиться в рупор: малыша сначала удивит, а потом позабавят те метаморфозы, которые произойдут в этом удивительном устройстве с его собственным или вашим голосом. О других примерах вы узнаете из этой статьи, но мы будем рады, если ваше творчество этим не ограничится.

Крепкие ноги

Чтобы ребенок, начинающий ходить, учился лучше владеть своим телом и сохранять равновесие, предложите ему следующие игры:

  • Устройте для него «гонку с препятствиями»: постройте на его пути низенькие (10-15 см) барьерчики, через которые надо будет переступить, или башни, которые надо будет обойти. В качестве строительного материала можно использовать детский конструктор или пакеты из-под молока или соков. Гуляя с малышом, выбирайте не только асфальтированные дорожки, но и «пересеченную местность» (конечно, в пределах разумного).
  • Вспомните старую игру:
    Поехали, поехали,
    На бочке, на бочке,
    По ровненькой дорожке,
    По кочкам, по кочкам,
    По оврагам, по оврагам,
    В ямку бух!
    (для желающих есть вариант дальнейшего развития событий:
    Распугали сорок мух .)

При этих словах, лежа на спине и подняв согнутые в коленях ноги, посадите на них ребенка и легонько покачивайте, крепко держа за руки (см. фото). При словах: «В ямку бух!» «уроните» ребенка и прижмите его к себе.

Умелые руки

С помощью этих увлекательных игр вы не только сможете занять любопытного малыша, который пришел к вам на кухню, когда вы заняты домашними делами, но и поможете ему научиться координации движений рук.

  • Возьмите небольшой предмет - например прищепку или пробку - и предложите малышу поупражняться в меткости, с небольшого расстояния бросая пробку в пластиковую банку или картонную коробку.
  • Возьмите два пластиковых стаканчика и переверните их, спрятав под один из них печенье или четвертинку яблока. Сначала сами переверните стаканчики и найдите под одним из них вкусный сюрприз, потом предложите сделать то же малышу. Постепенно увеличивайте количество стаканчиков.
  • Из пустых картонных пакетов из-под молока или детского питания вместе с ребенком постройте стену, башню, тоннель для игрушечных машин. Можно соорудить из пакетов поезд, соединив их лентой.

Полезные развлечения, помогающие малышу развить движения рук, можно придумать и во время купания.

  • Позаботьтесь о том, чтобы в распоряжении ребенка во время купания было 2-3 небольшие губки или мочалки (желательно из материала различной фактуры - например из резины и поролона). Покажите ребенку, как выжимать губку. Это занятие доставит ему массу удовольствия и в то же время будет способствовать укреплению мышц кисти.
  • Принесите из кухни в ванную пластиковые баночки и стаканчики. Во время купания можно переливать воду из одной баночки в другую. Через некоторое время можно будет предложить ребенку задание потруднее: наполнить пластиковую баночку водой с помощью ложки.
  • Сделайте в дне пластиковой банки или бутылки несколько отверстий, чтобы у вас получилось что-то наподобие душа. Наполните бутылку водой и предложите малышу «сделать дождик». Научившись, он будет играть самостоятельно.
  • Спрячьте какую-нибудь игрушку для купания (например, пластмассовую уточку) в массажную рукавичку. Сначала сами найдите ее, а потом предложите это сделать ребенку. Поменяйтесь ролями - пусть ребенок спрячет игрушку, а вы найдите ее.

Живой ум

Предлагаем вам несколько упражнений и игр, способствующих развитию речи и интеллекта вашего малыша.

  • Положите перед малышом кучу носков, варежек, детской обуви или любых других парных предметов. Дайте ему одну варежку и попросите подобрать к ней пару. Надо иметь в виду, что на первых порах предметов должно быть не слишком много - пары 3-4. Обратите внимание и на то, что сначала предметы должны быть разных цветов и вообще максимально отличаться друг от друга по размеру, фактуре и т.п. Потом, усложняя игру, можно будет использовать для нее более похожие предметы.
  • Спойте любую несложную детскую песенку, «аккомпанируя» себе с помощью бубна или погремушки. Потом предложите малышу взять роль аккомпаниатора на себя. Как уже говорилось в предыдущих статьях, развитие чувства ритма стимулирует развитие речи.
  • Пусть подготовка ко сну станет для вашего малыша особым ритуалом. Перед сном можно рассказать ему придуманную вами сказку, одним из героев которой будет сам ребенок.
  • Соберите в небольшой альбом несколько фотографий членов вашей семьи. (Важно, чтобы фотографии в альбом не вклеивались, а вставлялись в прозрачные кармашки, чтобы малыш не мог вынуть их из альбома или повредить.) Такой альбом можно рассматривать вместе с ребенком, сначала называя каждого изображенного на них человека, а потом прося ребенка показать, например, дедушку, бабушку, тетю Аню и проч. В дальнейшем можно будет усложнить задание и попросить назвать по имени тех изображенных на фотографии людей, чьи имена малыш уже научился произносить (начать, наверное, лучше всего с мамы и папы).

Продолжаем освоение пространства

С первых месяцев жизни малыша мы играли с ним в игры, основанные на поиске источника звука. Теперь игры, построенные на этом принципе, становятся еще сложнее и их «поле» расширяется.

  • Заведите музыкальную шкатулку или включите маленький радиоприемник. Спрячьте их в комнате, где находится малыш - под кроватью, под покрывалом и т.п. Вместе с малышом найдите приемник или игрушку. Потом спрячьте их еще раз и предложите ребенку самому найти их по звуку. Играть в эту игру можно и на улице - например на даче.

Знакомимся с окружающим миром

Конечно, на прогулке малыш не только дышит свежим воздухом, но и обогащает свои представления о мире. Поэтому важно поощрять исследовательскую активность ребенка, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.

  • Во время прогулки собирайте все то, что может заинтересовать малыша: гуляя по лесу, прихватите с собой несколько шишек или веточек; на пляже предложите ребенку поискать ракушки или красивые камешки; осенью возьмите домой несколько ярких листьев. Дома рассмотрите свои находки вместе с малышом, обратив его внимание на цвет и форму ваших находок.
  • Познакомьте малыша с правилами безопасности на улице. Переходя дорогу, каждый раз говорите о том, что надо посмотреть налево, а потом направо, чтобы убедиться, нет ли машин. Попросите его сделать то же самое.
  • И наконец, пусть ваш малыш узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него. Понаблюдайте, как садится солнце, а во время вечерней прогулки зимой (когда рано темнеет) посмотрите вместе на луну и звезды. Ведь любознательность - замечательная человеческая черта, и основы ее закладываются именно в раннем детстве.

К десяти месяцам малыш заметно подрастает, у него появляются новые возможности и желания. Как играть с малышом такого возраста, чтобы он гармонично развивался? Развивающие игры для детей 10 месяцев должны иметь основной задачей освоение навыков ходьбы, изучение окружающего пространства, развитие мелкой моторики и речи. Малыш успешно имитирует движения взрослых, может повторять действия, которые ему продемонстрированы. На этом и должны строиться все игры с ним.

Какие игрушки выбрать?

Развивающие игры для детей 10 месяцев немыслимы без самих игрушек. В первую очередь малышей в этом возрасте интересуют игрушки на колесиках, причем речь идет как о ярких пластиковых зверях на веревочке, так и о машинках. Даже собственная коляска теперь используется малышом как игрушка. Во время прогулки он пытается катить ее, одновременно делая коляску и своей опорой.

Это научит малыша координировать движения, почувствовать себя взрослым. Если ему нравится игра с собственной коляской, обязательно приобретите коляску игрушечную.

У ребенка десяти месяцев обязательно должен быть мяч. Выбирайте игрушку среднего диаметра, яркую и привлекающую внимание. Купить необходимо и кубики, лучше выбрать неокрашенные деревянные или пластиковые модели. В первую очередь думайте о безопасности ребенка - в этом возрасте они все пробуют на вкус.

Отличными развивающими играми для детей 10 месяцев служат пластиковые бутылки, кухонная утварь - любой предмет ребенок превратит в игрушку!

Занятия с малышом 9-11 месяцев - это игра. Только во время игры дети получают новые знания, навыки и развиваются соответственно возрасту. Подходить к организации игр стоит серьезно. О чем же важно помнить?

  • Развивающие игры для детей 10 месяцев можно проводить где угодно: в гостиной, спальне, ванной комнате, кухне, площадке. Чем разнообразнее места для игр, тем лучше.
  • Если ребенок еще не предпринимает попыток ходить, не нужно его заставлять. Возможно, его опорно-двигательный аппарат еще не готов к этому сложному действию.
  • Во время игр на кухне будьте особо бдительны, следите за тем, чтоб ребенок не приближался к плите, электроприборам или горячей посуде.
  • Не играйте с острыми или очень мелкими предметами.
  • Разносторонне развиваться малышу помогут игры с разными членами семьи. Ведь даже одна и та же игра, проведенная разными людьми, влияет на развитие иначе.
  • Покупая дорогие и красочные игрушки, не забывайте о главном - никакой предмет не может заменить тепла от общения с мамой и папой. Больше общайтесь со своими детьми!
  • Активные игры проводите в первой половине дня, вечером лучше осваивать тихие и спокойные занятия, чтоб не перевозбудить ребенка.

Игры с мячом в 9-11 месяцев

Развивающие игры для детей 10-11 месяцев не стоит затягивать. Хоть для малыша это и увлекательное веселое занятие, устает он еще очень быстро.

Чаще всего к 10 месяцам дети уже знакомы с такой игрушкой, как мяч. Пришло время усложнить занятия с ним. Как мяч может помочь в развитии, как им играть до года?

  • Можно катать мяч по комнате, мотивируя малыша догонять его.
  • Можно спрятать мяч и помогать малышу его искать.
  • Можно сесть напротив друг друга и катать мяч.

Такие игры помогают физическому развитию, стимулируют координацию движений, помогают ребенку понять, как двигаются предметы в пространстве.

В магазинах можно найти мячи со смещенным центром тяжести, такая игрушка не укатится слишком далеко и поможет получить большее удовлетворение от игры с ней.

Игры с кубиками в 10 месяцев

Еще до года малыш может научиться различать основные цвета, а помогут ему в этом развивающие игры для детей 10 месяцев. Дома обязательно должны быть кубики. Строя башню и проговаривая цвета кубиков, вы стимулируете малыша к запоминанию их. Особенно любят малыши до года смотреть, как родитель строит башню, а затем весело ее разрушать.

Кубики могут быть не только приобретенными в магазине. Из картонных коробочек вы можете сделать их самостоятельно. Развивающие игры для детей 10 месяцев своими руками делать совсем не сложно. Просто оклейте картонные кубики бумагой разного цвета, а в один из них поместите колокольчик. Очень скоро малыш станет различать среди других цвет кубика, который весело звенит при потряхивании.

Простые игры с кубиками научат малыша различать основные цвета. Приготовьте специальную коробку для складывания в нее кубиков. Пусть малыш укладывает и вытряхивает из нее игрушки. Можно стимулировать его вопросами «Где синий кубик?», «Где желтый кубик?». Конечно, ребенок 10 месяцев не сможет назвать цвета, но очень скоро он сможет показать на нужный предмет пальчиком.

Развивающие игрушки

В магазинах сейчас есть огромный выбор специальных развивающих игрушек для детей любого возраста. В 10 месяцев пришло время игр с различными сортерами, пирамидками, карточками с животными, овощами и фруктами. Главное условие - игрушка не должна быть слишком сложной! Для малыша до года достаточно 4 колец пирамидки, 3 отверстий сортера. Карточки должны быть крупными и красочными. Не затягивайте игры по времени. В день достаточно показывать по паре карточек. Важно не только показать животное, но и назвать его, сымитировать его звуки.

Развивающие игры для детей 9-10 месяцев обязательно должны включать рассматривание и чтение книг по возрасту.

Выбирайте книги с крупными иллюстрациями и плотными страницами, которые сложно порвать. Интересны книжки для ванной: они выполнены из специального материала и помогают сделать купание более насыщенным.

Игры с подручными средствами

Не каждый родитель может покупать своему чаду много дорогих игрушек. Хорошо, что это совсем не обязательно! Увлечь и развить ребенка до года вполне можно при помощи привычных подручных средств, которые есть в каждом доме. Особенно увлеченно дети играют с маминой бижутерией. Малыш может внимательно рассмотреть каждый предмет из шкатулки, потрогать его, а затем попытаться надеть на себя или взрослого. Особенно хороши в этом плане бусы и браслеты. Следите внимательно за ходом игры, чтоб малыш не разорвал бусы и не проглотил мелкую деталь.

Очень интересна игра под названием «Уборка».

Рассыпьте на пол катушки от ниток, клубки и другие предметы и покажите малышу, как можно их собирать в тазик. Он с удовольствием станет повторять действия за взрослым. Это приучит его к порядку и разовьет физические данные.

Когда вы готовите обед, малыш может занять себя изучением посуды. Так интересно слушать, как ложка гремит об бока кастрюли!

Игры-«узнавалки»

Помогают освоить основные навыки и умения развивающие игры для детей 10 месяцев. Комаровский (известный педиатр) поддерживает все вышеперечисленные игры. Но не менее полезными оказываются и так называемые игры-«узнавалки». Что это за занятия?

  • Читая сказку или потешку, указывайте пальцем на называемого героя, скоро и малыш запомнит его.
  • Во время (купания, одевания, кормления) проговаривайте свои действия, называйте части тела малыша. Вскоре он сможет показать, где у него носик, ушки, ручки и так далее.
  • Включайте ребенку песенки и классическую музыку. Сопровождайте звучание жестами, мимикой, малыш будет повторять за вами.

Освоение окружающего пространства

Любящие родители наверняка играли с младенцем в игры на поиск издаваемого звука. Игры ребенком пора усложнить. Можно включить музыку на небольшом устройстве и спрятать его. Поиск звука очень нравится детям.

Развивающие игры для детей 10 месяцев на улице незаменимы для освоения ими окружающего пространства. Важно поощрять исследовательскую деятельность, не запрещать ребенку собирать различные палочки, камни, листья и шишки. Если вы нашли что-то новое, покажите это ребенку, издав удивленный возглас. Рассмотрите находки дома в спокойной обстановке, расскажите малышу об их цвете и форме. Основы любознательности важно заложить уже сейчас, в дальнейшем развитии это очень важно!

Игры для развития ножек

Многие десятимесячные малыши уже неплохо держатся на ногах. Для того чтобы ножки лучше слушались, можно провести игру «Бег с препятствиями». В коридоре поставьте на расстоянии друг от друга детали конструктора и предлагайте малышу пройти, поднимая ноги над игрушками. Также дети любят повторять различные физические упражнения за мамой и папой, особенно если это сопровождается веселой музыкой или песенкой! Можно выложить на полу дорожку из книжек и предложить по ней погулять.

Игры на развитие мелкой моторики

Ничто не поможет в развитии мелкой моторики, как развивающие игры для детей 10 месяцев дома. Игрушки станут отличными помощниками в этом деле. Что можно придумать дома?

Игры на развитие интеллекта малыша

Развивать интеллект ребенка вполне можно, начиная с 9-10-месячного возраста.

Нехитрые игры и упражнения помогут родителям справиться с задачей.

  • Положите перед ребенком носок, перчатку, варежку, ботинок. Дайте в руку второй предмет и помогите отыскать пару. В первый раз игра должна состоять из двух пар предметов, постепенно усложняйте ее.
  • Возьмите погремушку, спойте песенку и отбейте инструментом такт. Предложите малышу повторить действия за вами. отлично стимулирует развитие речи. Вечером слушайте спокойные мелодии, до обеда - бодрые и веселые.
  • Положите перед ребенком карточки животных, перевернутые вверх ногами. Стимулируйте малыша изменить их положение на правильное.

Десятимесячный малыш с интересом впитывает все, что происходит вокруг него. Это удивительный возраст! Проводите время с пользой, общайтесь и играйте с ребенком, помогая ему познавать мир.

Итак, предположим, что до долгожданного двухлетия крохи осталась всего лишь пара месяцев. И на этом волнительном этапе педиатры и детские психологи настоятельно рекомендуют молодым мамочкам изучить информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, чтобы сопоставить эти сведения с уже приобретенными навыками и умениями малыша. Данная рекомендация отнюдь не является праздной, ведь, анализируя то, как развивается ребенок, можно своевременно выявить некоторые пробелы и благополучно устранить их.




Однако стремясь к тому, чтобы кроха развивался соответственно своему возрасту, не следует прикладывать чрезмерных усилий, насильственно загоняя малыша в рамки стандартов. Предложенная ниже информация является условно-обобщенной, но не строго обязательной. По сути, эти сведения представляют собой результаты наблюдений педиатров, воспитателей и психологов за малышами в возрасте 1 года 10 месяцев.



К указанному этапу жизни детки приобретают способность перемещаться вниз-вверх по лестнице, приставляя одну ножку к другой после каждого подъема на новую ступеньку. При этом помощь взрослого или наличие опоры поблизости, как правило, не требуется.
В преддверии двух лет малыши уже могут сделать несколько шагов на цыпочках,

не держась за руку взрослого, а многим в этом возрасте даже удается без поддержки подпрыгивать на месте вверх, не заваливаясь в сторону и не падая.

Если ребенок полноценно физически развит, то к 1 году и 10 месяцам своей жизни он способен неплохо играть в мяч, удерживать его одной и двумя руками, бросать вперед и подкидывать вверх. Кроме этого, у малыша хорошо получаются несильные удары по мячу, задающие игрушке движение вперед и в стороны.



В возрасте 1 год и 10 месяцев ребенок умеет кушать самостоятельно, правильно удерживая в руках столовый прибор, т. е. держа его между указательным и большим пальчиками. Жидкую и полужидкую пищу (супы, пюре, каши) к этому времени малыш кушает ложкой довольно аккуратно. Столь же аккуратно он умеет пить из чашки, не расплескивая содержимое.


На этом этапе жизни взрослеющий человечек уже учится понемногу самостоятельно одеваться – надевать шапку, тапочки, носки, рукавички. Некоторые смышленые ребята пробуют даже самостоятельно обувать ботинки, правда, не всегда на нужную ножку. Также постепенно ребенок может и раздеться, к примеру, снять с себя без помощи взрослых обувь, штаны или колготки, носки.


В 1 год и 10 месяцев малыши активно принимают участие в совместные утренних процедурах, умываясь и чистя зубки вместе с родителями. При умывании ребенок сам ополаскивает личико, вытирается полотенцем.


Понемногу малыш привыкает и к правильной технике чистки зубов щеткой. На первых порах, конечно, обязательна помощь и контроль процесса со стороны родителей). Здесь педиатры напоминают, что привычку к утренним гигиеническим процедурам лучше закладывать в самом раннем детстве, чтобы у ребенка в дальнейшем они стали неотъемлемым пунктом в режиме дня. И указанный возрастной период является одним из самых подходящих.


Спектр бытовых умений и навыков на данном этапе развития неустанно расширяется. В указанном возрасте ребенок умеет поворачивать дверные ручки, помнит, где находится его шкафчик с одеждой, коробка с игрушками, полка с обувью. При напоминании мамы он пользуется носовым платочком, салфеткой.


Во время сна на данном возрастном этапе большинство детей уже понемногу начинают контролировать свои физиологические потребности при условии, что до засыпания ребенок справил нужду на горшок. Во время сна, ощутив позыв к мочеиспусканию, кроха может стать беспокойным, суетливым. Услышав, что малыш начал крутиться и беспокоиться во сне, мама должна помочь ему проснуться, чтобы посадить на горшок.


Очень важно правильно разбудить ребенка, не испугав его и убедившись в том, что он действительно проснулся. Высаживая на горшок спящего малыша, можно закрепить в нем рефлекс мочиться во сне.



Дети в возрасте 1 года и 10 месяцев активно познают окружающий мир, и здесь родителям очень важно своевременно усилить контроль за безопасностью своих чад. Дело в том, что на этом отрезке жизни у ребенка еще не сформировано чувство опасности и тревоги, которое возникает у взрослых людей на интуитивном уровне при виде объекта, представляющего угрозу.


Согласно наблюдениям воспитателей и психологов в указанном возрасте детки охотно подражают умениям взрослых. Например, продемонстрировав малышу, как собирается башенка из нескольких кубиков, родитель может удостовериться в том, что ребенок постарается собрать точно такую же конструкцию.


Приближаясь к двухлетнему рубежу, многие малыши начинают испытывать интерес к игрушкам вроде пирамидок, кубиков, объемных геометрических фигур. Очень интересной для них кажется и игра с матрешками, которые, различаясь по величине, легко помещаются одна в другую. Предпочтительно, чтобы такие развивающие игры происходили вместе с родителями, которые бы разъясняли и демонстрировали крохе отличие фигурок по размеру, и принцип их помещения друг в друга.


Работаем с вкладышами, продолжаем сортировать предметы по форме, размеру и цвету.


Занятие 1. Потребуется трафарет с тремя отверстиями: круглым, квадратным, треугольным и вкладыши к ним.


Вырежьте отверстия необходимой формы и вкладыши к ним. Это описано в занятии 3 для детей 1года 6месяцев до 1года 7 месяцев.



Перед малышом положите трафарет и вкладыши. Обратите его внимание, на то, что все окошки разные, и закрывать их нужно разными ставенками.


На первом трафарете вырежьте домик из квадратика и треугольника, но отделенные друг от друга. Над домиком вырежьте круг для солнышка.


Перед малышом положите собранную картинку, рассмотрите ее, обсудите, что выложено на картинке. Потом достаньте вкладыши, перемешайте их и попросите малыша восстановить картинку. Если ребенок затрудняется, то попросите примерить вкладыши, куда они могли бы подходить.


На втором трафарете вырежьте не сложные, составленные из 3-5 деталей предметы: это может быть вагончик (прямоугольник и 2 круга), снеговик (3 круга, разных по размеру и треугольник для шапочки), неваляшка (4 круга, большой для тела, средний для головы, 2 маленьких для рук) и т.д.


Занятие 3. Понадобятся 2 стаканчика или ведерка разных цветов (желтый -зеленый, красный -синий) и таких же цветов одинаковые предметы от 6 до 10 штук (кубики, шарики, карандаши, счетные палочки).


Перемешайте все предметы и попросите малыша разложить их в стаканчики своего цвета: желтые карандаши в желтый стаканчик, а зеленые – в зеленый.


Занятие 4. Понадобятся 3 разборные матрешки контрастных размеров: большая, средняя и маленькая, а также 3 кубика разных размеров.


Перед малышом раскладываем матрешки в разобранном виде. Он самостоятельно пытается подобрать и соединить детали. Затем собранные матрешки попросите расставить на кубики: большую матрешку на большой кубик, среднюю – на средний, а маленькую – на маленький.


Задание 5. Понадобятся 6 карандашей основных цветов (белый, красный, желтый, черный, зеленый и синий).


Покажите малышу один из карандашей и попросите его найти в доме предмет такого же цвета. Это может быть игрушка, мебель, книга и т.д. При этом проговаривайте: «Найди такую же вещь, -синюю», показывая карандаш.


При повторном проведении занятия, если малыш показывает те же предметы, скажите: «Ты уже находил эту красную игрушку, найди другую вещь, такую же, -красную».


Занятия для детей от 1 года 10месяцев до 1года 11месяцев. Развиваем внимание, сосредоточенность, аналитическое мышление.


Поскольку Ваш малыш становится все более физически развитым, у него может появиться склонность снимать с себя одежду, например шапку, носки, туфли (особенно, если они не на шнурках), кофту, майку и даже трусики. В то время как ребенок радуется своим способностям самостоятельно раздеваться (самостоятельно одеваться он начнет позже), Вам придется приложить усилия, чтобы одеть ерзающего малыша и не дать ему раздеться. Вы, к примеру, надеваете на него носки, а он их тут же снимает. Вы укутываете его в холодный зимний день, а он предпочитает идти без шапки.


С точки зрения Вашего малыша все эти одевания и раздевания просто увлекательная игра, неотъемлемая часть его борьбы за самостоятельность и контроль над ситуацией. С Вашей точки зрения, постоянно раздевающийся ребенок, особенно в общественных местах, хоть небольшая, но неприятность. Где же выход? Признайте, что Вашему ребенку необходима физическая независимость. Смотрите на Ваши сражения по поводу одежды философски так ли уж необходимо одевать ребенку шапку, если на улице 17 градусов тепла? И помните, что, в крайнем случае, если уже ничего не помогает, Вы можете надеть на малыша вещи на молниях и пуговицах, которые труднее расстегнуть, чем кнопки и липучки.


Возможно, еще недавно Ваш малыш протестовал, если разные блюда соприкасались в одной тарелке или если Вы наливали ему молоко в красный поильник вместо синего. Теперь список ритуальных требований растет каждый день. Он может требовать, чтобы ему каждое утро накладывали кашу в одну и ту же тарелку, чтобы его любимой мягкой игрушке выделили почетное место за обеденным столом, чтобы каждый вечер ему читали одну и ту же книжку, и каждый день одевали один и тот же свитер независимо от перемены погоды. Малейшее отклонение от подобных правил может вызвать бурю протеста! Конечно, родителям трудно понять, почему так важно пить именно из красной чашки, а не из синей, и почему Вашему малышу так нравится слушать на ночь одну и туже сказку. Однако, ребенку, эти простые, но важные ритуалы дают чувство предсказуемости и контроля. Так что, пусть это выглядит глупо усаживать Микки Мауса за стол или в сотый раз слушать сказку про колобка, все эти предсказуемые действия дают Вашему малышу ощущение счастья и уверенности.


Малыши учатся за счет многократного повторения, так что не удивительно, что им хочется снова и снова слушать одну и ту же песню, читать одну и ту же книжку и смотреть один и тот же фильм. Таким образом, они расширяют свой словарный запас и уровень восприятия и запоминания. Через некоторое время они будут с увлечением «угадывать» следующую строчку песни, сказки или фильма. Вы можете воспользоваться такими моментами и, учитывая интересы Вашего ребенка, развить беседу о его любимых персонажах, используя новые слова и понятия. (например, «правильно, репка выросла очень большая, больше чем капуста»). На прогулке можно еще больше расширить тему («В нашем саду репка не растет, зато там много клубники и смородины, пойдем, посмотрим»). Разговаривая с Вашим малышом, приводя ему примеры из жизни, Вы делаете язык для него живым!

С 10 – 11 месячным ребенком нужно проводить много времени. Сейчас малыш уже уверенно передвигается по квартире, ползает, начинает ходить. Он передвигается не просто так, а с определенными целями – взять игрушку, посмотреть в окно и так далее. То есть перед ним встают взрослые задачи: прикинуть количество шагов до разных предметов, наметить наиболее приемлемый маршрут передвижения.

Ребенок в 10 месяцев понемногу учится ходить, поэтому на преодоление страха самостоятельного передвижения должны быть направлены соответствующие занятия. Возьмите малыша за руки, проведите немного, потом отпустите его руки и, отойдя на шаг, позовите к себе. Не стоит применять ходунки или вожжи (рекомендуем прочитать: ). С этими предметами ребенок будет привыкать надеяться на постороннюю помощь, а он должен надеяться на себя. Тем не менее, игрушки вроде машинки или другой перевозки на длинной ручке помогут развить координацию, но он должен катить их самостоятельно.

Возраст 10 месяцев для малыша очень ответственный - он учится ходить без посторонней помощи

Какие игрушки купить малышу?

  1. Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками . Лишать его старых игрушек слишком рано.
  2. Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
  3. У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
  4. Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
  5. Надо купить кукол из мягких материалов - это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
  6. Купите игрушечное пианино или ксилофон . Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу - прозвучал определенный звук.
  7. Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы , по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
  8. Купите игрушки, изображающие различных животных . Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
  9. Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.

Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.

С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок - пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.

Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости. Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут - постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: ).

Как преобразовать игры со старыми игрушками?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Доктор Комаровский обратил внимание на то, что в 10 - 11 месяцев малыш, манипулируя сразу 2 предметами, пытается сделать что-то с одним посредством другого (рекомендуем прочитать: ). Он стучит ситечком по кастрюле, кладет мячик в ведерко, то есть один из предметов использует как средство для игры с другим. Малыш внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторить их действия. Он уже понимает, у кого какое настроение - будьте с ним веселыми и доброжелательными. Чем больше вы будете в его присутствии показывать, какие предметы как используются, тем лучше. Эти действия можно совершать в играх.

Несколько недель назад ваш младенец всеми игрушками играл одинаково – пробовал их на вкус, ударял ими о мебель и об пол, рассматривал, тряс. Пришла пора применять игрушки по назначению.

  • Покажите ребенку, как работает телефон. Возьмите игрушечный или сломанный старый телефон, нажмите несколько кнопок, поднимите трубку и скажите: «Привет, я – мама». Вскоре ребенок поймет, что нужно взять трубку и позвать маму.
  • Возьмите одну машинку себе, другую - малышу. Покатайте машинку по полу, говоря при этом «ду-ду» или «би-би». Ребенок начнет за вами повторять. Возьмите игрушечный грузовичок, посадите в него небольшую куклу или медвежонка, покатайте за веревочку по комнате - младенец освоит еще и такое применение этой игрушки.
  • Звоните в колокольчик , чтобы малыш послушал мелодию, можно и с более раннего возраста. Пришла пора дать колокольчик сыну (дочке), пусть ваше дитя позвонит самостоятельно. Придумайте что-то приятное, что произойдет после звона колокольчика - например, погладьте младенца по головке - это будет способствовать пониманию причинно-следственных связей.
  • Забавы с мячиком выглядят так: можно катать мячик, как и машинку, по направлению к ножкам малыша и обратно, можно подбрасывать мячик либо катать его в разных направлениях - к шкафу или буфету, стимулируя у ребенка желание двигаться по определенной траектории. Этим времяпровождением вы обеспечите малышу физическую нагрузку.

Дополнительно можно включить в «программу» попытки различения цветов и форм - сделать это можно при помощи самых обычных предметов, которые есть в доме. Подобный урок представлен на видео.

Показываем ребенку новые действия

Возьмите пирамидку, покажите младенцу, как можно ее разобрать по колесику и как потом собрать. Помогите ему надеть колечко на палочку, направляя в правильную позицию его ручку. Постепенно приучайте малыша надевать колечки в зависимости от размера. Это не сразу получится, но постепенно вы добьетесь успеха. Покажите ребенку, как складывать кубики. Сложите кубики, ориентируясь на их цвета, потом разбросайте в произвольном порядке. Дайте возможность малышу повторить ваши действия.

Возьмите белые листы чистой бумаги, сомните один из них в комок. Второй лист бумаги дайте малышу и помогите ему смять бумагу. Третий лист он попробует смять без вашей помощи. Бросайте полученный «снежок» в малыша или в какой-либо отдаленный предмет на меткость. Если малыш кинет снежок в вас, увернитесь, чтобы он понял, как играют в снежки, затем он тоже начнет уворачиваться от ваших снежков. Если же он потащит бумагу в рот вместо того, чтобы мять ее и скатывать снежок, отложите игру на 1 - 2 месяца - развлекать ребенка таким образом еще рано.

Наденьте на шею бусы с крупными бусинами. Снимите бусы, дайте их младенцу. Пусть он наденет их на себя, затем помогите ему их снять. Примерно такую же процедуру можно повторить с браслетом из крупных пластин на резинке. Наденьте браслет на ручку малыша, снимите, протяните ему свою руку - пусть он наденет браслет на вас.

Можно предложить ребенку и другие упражнения на развитие мелкой моторики. Покажите ему, как отвинчивать пробки от пустых пластиковых бутылок. Ребенок будет пытаться повторить ваши действия, только следите, чтобы он не проглотил пробку.


Игра с пирамидкой в этом возрасте отлично подходит для разщвития мелкой моторики и улучшения концентрации малыша

Наведение порядка

Запаситесь чистой тарой - тазик, ведерко, пластмассовый ящик. Покажите малышу, как можно сложить в тазик мячи, кубики, пирамидку, покидайте игрушки в ведерко. Каждая игрушка при падении издает определенный звук, это еще раз поможет младенцу отличить игрушки друг от друга. Высыпьте игрушки обратно на пол или в кроватку, попросите ребенка их собрать.

Поиграйте с малышом в сыщиков. Уберите мяч в ведерко и попросите найти мяч, спрячьте игрушку под подушку или накройте миской. Когда малыш найдет спрятанные предметы, похвалите его.

Спросите у младенца, где папа, где баба, где тетя - пусть он поищет глазами названных людей. Положите игрушки перед ребенком вверх ногами, посмотрите, захочет ли он перевернуть их правильно.

Сопоставление предметов их изображениям и звукам

Показывая малышу различных игрушечных животных или картинки с их изображением, расскажите, что кошка говорит «мяу», собака «гав», свинья «хрю», корова «му». Потом попросите повторить, как говорит кошка, как корова, а как собака - это будет развивать навыки речи. При помощи слов «мяу, гав, му» ребенок будет обозначать определенное животное. Такие игры помогут развить и мышление.

Проведите с ребенком 10 месяцев урок элементарной анатомии. Купая или одевая ребенка, покажите ему, где руки, где ноги, где живот. Покажите на себе, где глаза, где нос, где уши, где рот - таким образом малыш будет постигать азы анатомии.

Разницу между предметами малышу можно объяснить следующими действиями: покажите ребенку большой кубик и маленький, твердую игрушку и мягкую, колючего ежика и гладкий мячик - пусть малыш вдоволь поиграет с этими предметами, ощупает их.

Польза сказок для развивающих упражнений неоспорима. Читая малышу книжку - к примеру, «Репку», покажите ему, где баба, где дед, где кошка, где мышка, затем попросите его найти кошку или мышку. Ваш младенец начнет сопоставлять изображение с наименованием.

Обязательно пойте 10-месячному малышу детские песенки, а для облегчения восприятия текста сопровождайте куплеты жестами и мимикой соответствующего героя. Научите младенца играть на барабане и ксилофоне, покажите ему, как можно пританцовывать и хлопать в ладоши под музыку. Музыкальное воспитание должно начинаться с самого малого возраста - пусть у ребенка сызмальства развивается музыкальный слух.

Проводя с малышом достаточно много времени, вы получите желаемый результат. Человечек будет умнеть на глазах, поскольку все его существо стремится к познанию. Он познает мир во много раз быстрее взрослого, только помогите ему в этом.