Mourning fashion - Маскарадная зала. В чем принято хоронить женщин: общие сведения

Тяжелее всего всегда приходилось вдовам. И кто разберёт, двухгодичный невыход в общество или постриг в монахини - это выражение действительно сильной любви или только выполнение обязанностей перед обществом?

Плачущая вдова - символ вечной верности, высокой нравственности, душевной стойкости. Общество смотрит на таких дам и как будто самоочищается. С древнейших времён осталось одно событие, которого не избежать и не преодолеть. Смерть. Она накладывает на живых свою скорбную метку: синюю в Древнем Египте, белую или серую на Востоке; людей в Междуречье облачали либо в багрово-жёлтые цвета земли, либо в чёрные, подобно угасшему солнцу (цвет определялся социальным статусом).



История помнит, как человечество, скорбя, занималось самоистязанием: на Гавайских островах, когда умирал король или великий вождь, подданные срывали с себя платья, выбивали дубинкой или камнем глаза и зубы, выдергивали волосы, жгли и резали тело. Турки в знак траура резали лица ножами так, что кровь текла струями, смешиваясь со слезами. Славяне царапали себе лицо, кричали и причитали. Индейцы верили, что душевная боль уходит сквозь телесные раны. Траур длился от нескольких дней до конца жизни, в зависимости от исторического периода и степени родства с умершим.



В Средние века скорбь начала зависеть и от сословия. Чем выше ранг знатной особы, тем внушительнее должен быть траур. В 1765 году в Париже даже вышла книга "Правила траура в хронологическом порядке". Собственно, в XVIII-XIX веках во многих европейских странах скорбели согласно с этой книгой, но с некоторыми отклонениями (если только вдова всё-таки не ушла в монастырь, что на Руси было не редкостью).


Время траура делилось на три части: шерстяной, шёлковый и малый (названия и длительность менялись в зависимости от страны). Во время шерстяного траура предписывалось носить простую закрытую чёрную одежду: никаких рюшек, бантов. Шелковый траур: чёрные платья и чёрные украшения. В малом же трауре добавлялись белые, лиловые и другие неяркие цвета, разрешалось носить бриллианты. Вот платья конца XIX века.

Общество как будто разрешает женщине вернуть себе полную красоту. Хотя стоит отметить, что покрой траурных платьев всегда соответствовал моде.

Королева Виктория носила траур по мужу Альберту 40 лет. Историки называют его самым длинным в мире. Горничная каждое утро вносила в комнату принца новый костюм, а ванну ежевечерне наполняла водой; на столике у кровати 40 лет простоял стакан, из которого Альберт пил в последний раз. Виктория редко бывала на публике. Но и она не простила премьер-министру Уильяму Гладстону, что он разговаривал с ней как с "общественной палатой, а не с женщиной".


Ещё одним рекордсменом по трауру была супруга императора Александра III. Мария Федоровна скорбела 33 года. Комментировать не будем, просто полюбуемся на её утончённые и женственные туалеты.

Ходит легенда, что своё "маленькое чёрное платье" Коко Шанель создала в память о своём возлюбленном Артуре Кейпеле, ведь носить официальный траур ей было запрещено: Коко не являлась его официальной женой. В 1926 году журнал Vogue приравнял этот символ протеста и любви к автомобилю Ford по критериям универсальности и популярности.


Сейчас длительность траура определяется самим скорбящим. Наш мир слишком быстр, чтобы горевать долго. Остаётся лишь чёрный цвет да то, что сайты похоронных бюро полнятся советами о том, как "не обидеть покойника своим внешним видом".

Идда после смерти мужа означает, что женщине, у которой умер муж, не разрешается выходить замуж до истечения четырёх месяцев и десяти дней по лунному календарю после смерти мужа, если она не беременна. А если она в положении, то на протяжении всей беременности она должна дополнительно соблюдать траур по мужу.

Существуют определённые условия соблюдения траура, о которых должны знать все мусульманки и мусульмане. На эту тему задают много вопросов, потому что она остаётся неясной для большинства людей, особенно в наше время.

Арабское слово «хидад» (траур) означает «запрещение, отказ», что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого из того, что ей было дозволено прежде. В Шариате под словом «хидад» подразумевается период времени (т. е. времени идды), в течение которого женщина, у которой умер муж, избегает всего, что способствует её новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно: не надевает нарядной одежды, не использует благовоний и сурьмы, не выходит из дома без необходимости. Всё это не означает, что она должна ходить только в чёрной одежде.

Соблюдение идды и траура обязательно для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой половую близость или нет. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жён, то они должны выжидать [не выходя замуж] четыре месяца и десять дней… » (сура «Аль-Бакара», аят 234).

Таким образом, жёны, у которых умерли мужья, должны выжидать время идды и находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней. Вышесказанное касается женщин вне зависимости от возраста, месячных выделений, была у мужа с ней половая близость или нет, кроме беременных женщин.

Если женщина беременна, то после смерти мужа она должна выждать, пока не родится ребёнок.

В Священном Коране говорится (смысл): «…Для тех же, которые беременны, установленный срок – до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он сделает в Своём деле лёгкость » (сура «Ат-Талак», аят 4).

Один из ансаров (медиинские мусульмане времен Пророка) сказал, что ему Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если женщина родила, когда тело её мужа ещё не похоронено и лежит на кровати, то она всё равно уже свободна ».

Срок идды, в течение которого овдовевшая мусульманка не имеет права снова выйти замуж, начинается со дня смерти мужа, даже если весть о его кончине дошла до неё позднее. Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Всевышний сократил его до четырёх месяцев и десяти дней.

Всё вышесказанное относится к женщинам, у которых умерли мужья. Что касается соблюдения траура (хидад) теми женщинами, у которых умерли близкие родственники, но не мужья, то им не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трёх дней.

Сообщается, что жена Пророка (мир ему и благословение) Умму Хабиба (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Непозволительно женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, носить траур (хидад) по покойному более трёх (дней), кроме как по мужу (по которому траур следует соблюдать) четыре месяца и десять дней » (аль-Бухари).

В этом хадисе говорится о двух разновидностях траура:

1) траур по кому-либо, кроме мужа . Его можно держать только в течение трёх дней, и верующая женщина не должна соблюдать его дольше;

2) траур по покойному мужу . Для небеременной женщины этот срок составляет четыре лунных месяца и десять дней, для беременных – до рождения ребёнка.

Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура (т. е. не стала соблюдать запреты в украшениях, одежде, выходе из дома и т. д.) раньше времени по причине того, что не знала о повелении Всевышнего в этом, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура (хидад) по истечении срока, потому что предписанное Создателем можно совершать только в отведённое для этого время. Что касается несоблюдения идды и выхода замуж до истечения установленного срока, то этот брак считается недействительным.

Во времена невежества (т. е. до Ислама) женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногти, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.

На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти жены или других близких родственников, и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.

В наше время широко распространился обычай объявлять траур и спускать флаги в течение трёх и более дней по случаю смерти знаменитых людей или важных государственных деятелей. Также распространено отращивание бороды сроком на неделю, месяц, 40 дней, 52 дня или ношение чёрной одежды на год и более, вне зависимости от того, кто умер – муж или близкий родственник и т. д. Также среди мусульманок широко распространено мнение, что женщина, соблюдающая траур по мужу, не имеет права смотреть в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, и т. д. Всё это и многое другое не имеет отношения к Шариату и является ересью и нововведениями. Вне всякого сомнения, это никак не совпадает с предписаниями религии Ислам.

Мы уже отметили, что соблюдать траур полагается только женщинам по случаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного для этого Шариатом срока и форме. Траур имеет определённый срок, и его нельзя продлевать. Что же касается трауров иного рода, то они незаконны и не имеют оснований. Ни в Священном Коране, ни в хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), ни в высказываниях его праведных сподвижников, ни в богословских книгах четырёх мазхабов нет ничего, что бы давало повод объявлять подобные трауры. Этот обычай был заимствован у неверных, а, как известно, религия Всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них.

Условия соблюдения траура

Траур обязателен для овдовевшей мусульманки, обладающей здравым рассудком, которая была замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж ещё не имел с ней интимной близости.

Кроме того, женщина, которой муж дал неокончательный развод (т. е. первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана после смерти мужа в течение срока идды придерживаться условий, относящихся к трауру, поскольку она всё ещё остаётся женой своего мужа. Но это правило не относится к женщинам, которые находятся в соблюдении срока идды, после того как мужья дали им третий, окончательный развод.

Существуют определённые запреты, возлагающиеся на женщин, у которых умерли мужья. В следовании этим запретам и выражается соблюдение женщиной траура. Эти запреты должны соблюдаться в период времени идды, т. е. в течение четырёх месяцев и десяти дней или до рождения ребёнка. В течение этого срока женщине, у которой умер муж, запрещается всё то, что делает её привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей не дозволено выходить замуж.

К вещам, которые запрещены в трауре, относятся:

1) яркая одежда, привлекающая взор посторонних . Запрещается носить одежду ярких цветов, например ярко-красную, красную, любых других ярких оттенков, голубую, светло-зелёную, жёлтую, т. е. всё то, что надевается для красоты и привлекает внимание. Что касается нарядов чёрного, тёмно-синего, тёмно-коричневого или тёмно-зелёного цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание. В трауре запрещается носить шёлковые одежды, если в них подчёркивается красота, и украшения, подобные узорам, и т. д., если нет – то дозволено;

2) запрещается красить то, что видно из частей тела, таких как лицо, руки, ноги, хной . Если красится то, что под одеждой, то разрешается. Также запрещается мазать глаза сурьмой – одним словом, запрещается всё то, что делает женщину привлекательной и соблазнительной. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и жёлтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму » (Абу Давуд);

3) запрещается носить любые украшения, будь то из золота или серебра, даже кольца , потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «…не должна носить украшения …». Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы, будь то браслеты, цепочки и т. д., сюда же относятся и драгоценные камни типа бриллианта, жемчуга, рубина и т. д. Имам аль-Газали пишет, что разрешается ей носить серебряное кольцо, как мужчинам;

4) духи и благовония . Запрещается ей умащивать благовониями как тело, так и одежду. Также запрещается использовать масла любой формы, будь то ароматические или другие, на волосах головы и лица. Что касается масел, в которых нет ароматических веществ, то их можно использовать только на теле.

Женщине, находящейся в трауре, разрешается украшать свой дом, постель и другие принадлежности, т. к. соблюдение траура бывает телом. Ей разрешается расчёсывать волосы, стричь ногти, купаться, удалять волосы с определённых частей тела для чистоты.

В течение траура вдова живёт в доме своего покойного мужа независимо от того, был этот дом его частной собственностью, или он арендовал его, или просто временно жил в нём с разрешения хозяина.

Наследники не имеют права заставить жену покинуть дом своего бывшего мужа до истечения времени идды, если только она не совершит явного греха, потому что Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «…Не выгоняйте [разведённых жен] из их жилищ, и пусть они не выходят из них, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха…» (сура «Ат-Талак», аят 1). Под словом «мерзость» имеется в виду, если только она не станет грубить своим опекунам, оскорблять их или же причинять им беспокойства такого рода.

Вдова имеет право окончательно покинуть дом мужа и перейти на другое место жительства в следующих случаях: если она опасается, что дом разрушится или окажется затопленным, или же боится нечестивцев, живущих по соседству с её домом, или она получает вред от соседей, или же соседи получают вред от неё и т. п.; если закончился срок аренды дома или хозяин дома выселяет её, или же он не желает продлевать с ней контракт, или же он требует от неё завышенную плату, и она не имеет средств снимать данную квартиру. В этих случаях вдова имеет веские причины для того, чтобы переехать из дома, где она жила с мужем, в другой дом или квартиру.

В течение срока идды женщина имеет право выходить из дома днём по своим делам. Однако по ночам она не имеет права без необходимости выходить из дома, потому что ночь – это время зла и пороков, в то время как день отведён для необходимых дел, труда и торговли. Если же вдова должна сама зарабатывать себе на жизнь и нет человека, который обязан взять на себя её обеспечение, то она имеет право днём выходить из дома, чтобы заработать, но обязана проводить ночи только в доме своего покойного мужа.

Мудрость возложения траура

Соблюдая траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит из-за того, что лишилась любимого и близкого человека. Нет сомнения в том, что брак – это милость Господа, которая касается как духовной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга – великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь даёт ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путём, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет её от необходимости самой искать пропитание. Но со смертью мужа всё это прекращается, и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть. Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова проявляет уважение к чувствам родителей и родственников своего мужа.

По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырёх месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в утробе матери.

Даже если нам не известна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Создателя и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение).

  • 8503 просмотра

Траурная церемония требует огромной ответственности и организаторского таланта от родственников и близких умершей женщины, следует учесть все мелочи, чтобы достойно проводить её в последний путь. Несмотря на боль и горечь утраты, нужно уделить должное внимание погребению, в том числе и внешнему виду покойной. Правильная одежда, использование туалетных принадлежностей и специальный грим станут лучшим выражением вашей любви и уважения к умершему человеку.

В чем принято хоронить женщин: общие сведения

Одежда для погребальной церемонии должна отличаться скромностью и сдержанностью Сразу стоит забыть о прозрачных кружевах, сложных фасонах, глубоких вырезах и декольте, пайетках и принтах, а также вызывающих надписях и неоновых цветах. Конечно, существуют яркие и необычные похоронные церемонии, больше напоминающие карнавал, чем проводы человека в последний путь, но большинство людей эксцентрические выходки не по душе.

Что будет оптимальным в плане фасона:

Также обязательно нижнее бельё, платок на голову или головной убор, специальное покрывало для финального покрытия тела, обувь. Женщину провожают в последний путь, нарядив в новую чистую одежду, обработав необходимыми гигиеническими и туалетными принадлежностями, сделав причёску и макияж или грим.

Существует традиция одевать покойницу в белые или светлые одежды – согласно христианскому преданию, они символизируют чистоту и благородство души усопшей. Но постепенно приходят и европейские традиции похорон в строгих костюмах и платьях.

Похороны пожилой женщины: что надеть на покойную?

В похоронный комплект должна входить одежда светлых оттенков – костюм, платье или юбка с блузой/кофтой/свитером. Юбка не должна быть короткой, а блуза – вызывающей: облик должен быть благообразным. В комплект также входят туфли или тапочки с твёрдой подошвой, головной убор или платок. Можно надеть любимое украшение – бусы или серьги.

Наиболее предпочтительные оттенки и узоры тканей:

  • Белый;
  • Бежевый;
  • Голубой;
  • Пепельно-розовый;
  • Светло-золотистый;
  • Мятный;
  • Сиреневый;
  • Узор в мелкую неяркую клетку типа «виши»;
  • Тонкая редкая полоска;
  • Неконтрастный «горох»;
  • Цветочный рисунок.

Допустимы кружева в качестве элементов одежды, но непрозрачные и скромные.

В чём хоронить религиозную женщину?

Многие люди при жизни придерживаются того или иного религиозного учения. Для похоронной церемонии их нужно одеть в одежду, соответствующую традициям данной религии – на мусульманок надевают длинное закрытое платье и хиджаб, иудеек – в специальный саван или просто скромную современную одежду, то же самое относится к христианкам – достаточно длинного платья или юбочного костюма и платка. На шею обязательно надевают нательный крестик, который женщина носила при жизни.

Траур обязателен для овдовевших мусульманок, обладающих здравым рассудком, которые были замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж еще не имел с ней интимной близости.

Кроме того, женщина, которой муж дал неокончательный развод (т. е. первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана после смерти мужа в течение срока идды придерживаться условий, относящихся к трауру, поскольку она все еще остается женой своего мужа. Но это правило не относится к женам, которые находятся в соблюдении срока идды, после того как мужья дали им третий, окончательный развод.

Существуют определенные запреты, возлагающиеся на женщин, у которых умерли мужья. В следовании этим запретам и выражается соблюдение женщиной траура. Эти запреты должны соблюдаться в период времени идды, т.е. в течение четырех месяцев и десяти дней или до рождения ребенка. В течение этого срока женщине, у которой умер муж, запрещается все то, что делает ее привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей не дозволено выходить замуж.

К вещам, которые запрещены в трауре, относятся:

1) Яркая одежда, привлекающая взор посторонних. Запрещается носить одежду ярких цветов, например, ярко-красную, красную, любых других ярких оттенков, голубую, светло-зеленую, желтую, т.е. все то, что одевается для красоты и привлекает внимание. Что касается нарядов черного, темно-синего, темно-коричневого или темно-зеленого цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание. В трауре запрещается носить шелковые одежды, если в них подчеркивается красота, и украшения, подобные узорам, и т. д., если нет – то дозволено;

2) Запрещается красить то, что видно из частей тела, такие, как лицо, руки, ноги, хной. Если красится то, что под одеждой, то разрешается. Также запрещается мазать глаза сурьмой – одним словом, запрещается все то, что делает ее привлекательной и соблазнительной. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму » (Абу Давуд);

3) Запрещается носить любые украшения, будь то из золота или серебра, даже кольца, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «…не должна носить украшения…» Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы, будь то браслеты, цепочки и т. д., сюда же относятся и драгоценные камни типа бриллианта, жемчуга, рубина и т. д. Имам аль-Газали пишет, что разрешается ей носить серебряное кольцо, как мужчинам;

4) Духи и благовония. Запрещается ей умащать благовониями как тело, так и одежду. Также запрещается использовать масла любой формы, будь то ароматические или другие, на волосах головы и лица. Что касается масел, в которых нет ароматических веществ, то их можно использовать только на теле.

Женщине, находящейся в трауре, разрешается украшать свой дом, постель и другие принадлежности, т. к. соблюдение траура бывает телом. Ей разрешается расчесывать волосы, стричь ногти, купаться, удалять волосы с определенных частей тела для чистоты.

В течение траура вдова живет в доме своего покойного мужа, независимо от того, был этот дом его частной собственностью или он арендовал его, или просто временно жил в нем с разрешения хозяина.

Наследники не имеют права заставить жену покинуть дом своего бывшего мужа до истечения времени идды, если только она не совершит явного греха, потому что Всевышний Аллах в Коране сказал: (смысл): «…Не выгоняйте из их жилищ, и пусть они не выходят из них, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха… » (сура «Ат-Талак», аят 1).

Под словом «мерзость» имеется в виду, если только она не станет грубить своим опекунам, оскорблять их или же причинять им беспокойства такого рода.

Вдова имеет право окончательно покинуть дом мужа и перейти на другое место жительства в следующих случаях: если она опасается, что дом разрушится или окажется затопленным, или же боится нечестивцев, живущих по соседству с ее домом, или она получает вред от соседей, или же соседи получают вред от нее и т. п.; если закончился срок аренды дома или хозяин дома выселяет ее, или же он не желает продлевать с ней контракт, или же он требует от нее завышенную плату, и она не имеет средств снимать данную квартиру. В этих случаях вдова имеет веские причины для того, чтобы переехать из дома, где она жила с мужем, в другой дом или квартиру.

В течение срока идды женщина имеет право выходить из дома днём по своим делам. Однако по ночам она не имеет права без необходимости выходить из дома, потому что ночь – это время зла и пороков, в то время как день отведен для необходимых дел, труда и торговли. Если же вдова должна сама зарабатывать себе на жизнь и нет человека, который обязан взять на себя ее обеспечение, то она имеет право днем выходить из дома, чтобы заработать, но обязана проводить ночи только в доме своего покойного мужа.

Мудрость возложения траура

Соблюдая траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит от того, что лишилась любимого и близкого человека. Нет сомнения в том, что брак – это милость Господа, которая касается как духов ной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга – великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь дает ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путем, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет ее от необходимости самой искать пропитание. Но со смертью мужа все это прекращается, и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть.

Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова проявляет уважение к чувствам родителей и родственников своего мужа.

По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырех месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в утробе матери.

Даже если нам не известна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Создателя и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь Всевышнему Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение).

Boldini Portrait of the Contessa Tempestini

...О, как прекрасна смерть!Не смутное забвенье

И не покой один могильный без конца

Сулит она в тиши, но - духа возрожденье...


Приветствую обычай носить траурное платье.
Женщина в трауре получает внимание как раз
в то время, когда она в нем нуждается

Марлен Дитрих



Траур вдовы делился на несколько этапов:

1) Год и один день. Одежда только черная, покрытая крепом (это шелковая ткань, обработанная так, чтобы не блестела). На голове - специальный траурный чепец или шляпка с вуалью из черного крепа. Никакой блестящей отделки, никаких украшений, никаких блестящих аксессуаров. Даже пуговицы должны быть черные матовые. Исключение - обручальное кольцо. Иногда разрешалось носить специальные траурные украшения из гагата (черный янтарь) и медальоны и броши с волосами покойного мужа. В доме все тоже должно быть с траурной отделкой и даже письма надо писать на бумаге с траурной каймой. Вдове нельзя посещать балы, приемы, театры, места общественных прогулок, лучше вообще не покидать пределов дома или поместья. Можно только принимать визиты.


2) Следующие шесть месяцев. Одежда из черного шелка с отделкой из крепа. Можно начинать постепенно наносить визиты и ходить на прогулки.

3) Еще шесть месяцев. Можно перестать носить креп, одежда просто черная.

4) Период полу-траура начинался через два года после смерти мужа и длился от полугода до бесконечности. Можно носить серый, неброские оттенки лилового, фиолетовый, белую отделку. Из украшений разрешались жемчуг и аметисты.

Некоторые вдовы так навсегда и оставались кто в полу-трауре, а кто и в трауре. Королева Виктория, например, после смерти мужа всю жизнь носила черную одежду с креповой отделкой. А поскольку королева - всем пример, в викторианскую эпоху вдовий траур стал особенно жестким. Вдова, которая по мнению общества вела себя слишком легкомысленно, могла быть навсегда изгнана из этого общества.

Соблюдение траура и ношение траурной одежды помгали человеку, потерявшему близкого, выразить свое уважение, почтение, свою любовь к покойному. Длительность траура определялась самим скорбящим, и, чем глубже было чувство скорби от потери дорогого человека, тем дольше продолжался траур.

Люди, находящиеся в трауре, на весь его период отказывались от светских развлечений и увеселений. Они не должны были ходить на приемы, свадьбы, балы, маскарады, в театр. Если люди, у которых случилось горе, хотят вернуться в общество, то они должны отправить своим друзьям и знакомым открытку, информирующую об этом. До тех пор, пока не отправлено подобное сообщение, общество не рискнет нарушить уединение скорбящего человека.
Традиции эти разумны и несут в себе ряд положительных моментов. Ограничения в посещении публичных собраний, траурная одежда служат своего рода защитой для скорбящего человека. Креповая вуаль скроет печальное лицо и слезы женщины в трауре от любопытных посторонних глаз. При виде траура беспечный или бессердечный человек, по крайней мере, не сможет игнорировать несчастье другого или проявить неуважение к умершему. Таким образом, все общество должно было соблюдать правила хорошего тона в рамках траурного этикета.


Траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев. Первые полгода полагалось носить одежду из крепа либо из ткани генриетта с накидкой из крепа, воротник и манжеты из белого крепа (креп - это грубая, тусклая шелковая ткань специальной выделки, которая кладется под пресс и собирается в пересекающиеся складочки). Дамская шляпа - без полей с длинной вуалью. Бусинки и цветы на шляпах не полагались. Отсутствие украшений свидетельствовало о том, что участница похорон поглощена глубоким горем,
а не своей внешностью. Головной убор вдовы предпочтительнее из белого крепа. Темно-серые лайковые перчатки носили в первые дни траура. В последующие дни можно было перейти на шелковые, особенно летом. Через шесть месяцев одежду из крепа можно было заменить на платье из гренадина с неброской отделкой. Все виды черного меха и мех котика носили во время глубокого траура. Внутренняя отделка экипажа семьи тоже должна быть черной.
В то время, как книги по этикету требовали, чтобы вдовы и близкие родственники носили черную одежду, невесты и некоторые женщины в трауре все же надевали на свадьбы серые или фиолетовые платья.

После первого года траура женщина получала больше свободы в выборе одежды. Во время полутраура вместо шляпы из крепа и длинной тяжелой вуали разрешался более легкий вариант, например шелковый головной убор с окантовкой из крепа и тесьмы. Она снова могла носить различных фасонов шляпы. В это время надевали платье из шелка гренадин либо из кашемира с темной отделкой и траурными повязками на шее и рукавах. Как знак траура носили траурные цветы в руках и на запястьях. Позволялись другие цвета туалета - серый и фиолетовый, розовато-лиловый, черно-белый, отделка вышивкой и бисером из черного янтаря.

«Траур по детям длился девять месяцев. В первые три месяца одежду отделывали крепом, траур не такой глубокий, как траур по мужу. Никто не готов снять с себя траур. Однако традиции позволяли друзьям подсказать скорбящей матери, когда пришло время сменить одежду ради оставшихся в живых детей. На них сильно действует, что их мать всегда носит черную одежду. Матери всегда должны помнить об этом, когда им кажется, что утрата ребенка делает их жизнь бесполезной и пустой.

Траур по отцу и матери продолжался один год . Первые полгода должны были носить одежду из ткани генриетта или серж с отделкой из крепа, в первое время - с черным тюлем на запястье и шее. Темная вуаль крепилась на шляпе сзади, она не должна спадать на лицо, как носят вдовы. Надо сказать, современные доктора против такого обычая. Они советуют прикалывать тонкие монашеские вуали вместо тяжелой вуали из крепа. Красители ткани губительно действуют на чувствительную область носа и являются причиной возникновения катаральных заболеваний, слепоты и глазной катаракты. Много недостатков в вуали из крепа, но такова традиция, и никто не решается ее изменить.

Траур по сестре или брату, отчиму и мачехе, бабушке и дедушке был таким же, но продолжительность его короче. В Англии такой почтительный траур длился только три месяца.

Траур по умершим тете, дяде или кузине тоже длился три месяца. Этот срок должен закончиться до того момента, когда семья выйдет в свет или появится в театре.

Слуги обычно носили траур (черную ливрею и траурную повязку на головном уборе) по главе семьи, иногда по другим членам семьи».

РУССКИЙ ТРАУР
В России традиции ношения траура были очень крепкими. Форма траура напоминала европейскую. Во время траура родные и близкие умершего отказывались от увеселений, ношения блестящих ювелирных украшений. В одежде использовались черная шерсть и креп. Недопустимо было пудриться, румяниться и пользоваться духами.
Покрой траурного платья подчинялся моде. Неизменными оставались только цвет и тип ткани - без блеска. Самыми подходящими материями считались черные, например, кашемир, креп, рипс, шевиот, байка (смесь шерсти и шелка), английский альпага, бомбазин, мохер. В качестве отделки брали гладкий траурный флер и английский креп. Английский креп считался непременным атрибутом траура и для мужчин. Для детей младше семи лет полным трауром считалась белая одежда.
Траурные шляпки делались из черного крепа и украшались цветами из каменного угля (гагата). Для полного траура полагались черные перья, в полутрауре черное перо могло иметь белый кончик. Кроме гагата, еще носили «же» - стеклярус в виде бус, смешанных со стальным бисером. Его использовали для отделки шляп и пелерин.

В траурном наряде женщин и мужчин были обязательны черные перчатки и черные зонты. Некоторые отделывали носовые платки черной каймой, как визитные карточки и писчую бумагу.
Для мужчины было достаточно всего полугода глубокого траура, причем черный костюм надевали только на панихиду. Все остальное время вдовцы могли ограничиться широким крепом на шляпе и узкой креповой полоской на левом рукаве. Но во время всего периода траура носили черный шелковый галстук «а lа Таlmа», или трагический.
Если в семьях в период глубокого траура бывали свадьбы, как и в Англии, черное платье допускалось сменить на лиловое, что считалось трауром для невест. Даже приданое изготавливали из тканей лиловых и сиреневых оттенков.
В XIX веке появляется термин «полутраур», что означает ношение траура недолгое время. В этот период шили траурную одежду из материи фиолетово-дофинового цвета (самый темный лиловый), сиреневого, маренго, гри-де-лень (серая ткань с орнаментом в полоску), в черно-белую клетку. В большие праздники можно было надевать что-нибудь «дикое», но не слишком светлое. «Диким» считался естественный цвет необработанного материала, например льна.

Соблюдался также и государственный траур в случае кончины кого-нибудь из членов императорской фамилии. В это время запрещались спектакли и другие публичные зрелища. Особы чиновные облекались в траур по классам. Бесклассные дворянки сменяли цветное платье на черное.


Наряды из Новосибирского Музея Мировой Погребальной Культуры