Народная культура и спортивное воспитание. Культура и воспитание
Иногда, находясь в общественных местах, мы видим детей, которые, не обращая внимания на окружающих, делают то, что им хочется. Это не говорит о их некультурности и отсутствии стыда. Просто они еще не усвоили для себя границы дозволенного и недозволенного.
Усвоение «правильного поведения» начинается в раннем возрасте и становится более осознанным к 6 - 7 годам, но это происходит при условии, что родители с пеленок устанавливают для своего ребенка нормы поведения, сознательно учат малыша пользоваться вежливыми словами и вести себя культурно.
Ребенок развивается постепенно. Поэтому каждому возрасту соответствуют свои требования в обучении навыкам культурного поведения.
Примерно к двум годам ребенок может произнести «здравствуй» и «спасибо». Лексикон трехлетнего ребенка уже должен содержать слова «пожалуйста», «извини», до свидания». Кроме того, малыш должен знать, когда применяются эти слова, и уметь правильно их употребить.
После 4 лет ребенок будет пытаться оценить поведение других с точки зрения усвоенных им этических норм. Например, когда кто-то поступил не лучшим образом, ребенок может спросить у родителей: правильно ли он осудил это поведение? И если взрослый подтвердит его правоту, то следование этой норме будет закрепляться в поведении ребенка.
К 6 - 7 годам ему будет важно, что подумают о нем окружающие, поэтому он будет стараться произвести хорошее впечатление, осознанно применяя усвоенные нормы вежливости.
Как же помочь крохе разобраться в многообразии правил взрослого мира и усвоить нормы поведения? Как сделать это наиболее эффективно?
Прежде всего нужно помнить, что правилам вежливости и культуры, которые приняты в обществе, необходимо обучать малыша, начиная с самого детства, буквально с младенчества. Ребенок быстро их усвоит, если будет видеть, что так общаются между собой и с ним его родные.
В игре с любимыми игрушками используйте вежливые слова и показывайте малышу, как надо разговаривать.
Важно привить ребенку уважение к людям, понимание разницы в общении со сверстниками и теми, кто старше. Научите своего ребенка вежливому обращению к старшим. Постарайтесь научить ребенка высушивать других до конца. Объясните малышу, что нельзя перебивать разговор старших. Если в транспорт зашел пожилой человек, уступите место и объясните, что пожилых людей необходимо уважать, к тому же все люди становятся старенькими и им тоже когда-то будут уступать место. Обратите внимание своего ребенка на то, что в гостях без разрешения ничего нельзя трогать и надо спрашивать у хозяев дома, если ему хочется посмотреть какую-то вещь. Посоветуйте ребенку обращаться за «подсказкой» к родителям, когда он оказывается в затруднительном положении и не знает, как себя вести в какой-то ситуации.
Обучая ребенка вежливости, вы должны быть последовательны. Когда поведение ребенка то осуждается, то «спускается на тормозах», у него не формируется четкой границы дозволенного. Обязательно отмечайте похвалой те случаи, когда он поступил правильно. Если вы считаете нужным сделать ребенку замечание незамедлительно, то никогда не отчитывайте ребенка на людях. Дети к этому чрезвычайно чувствительны. Отведите малыша в сторону и все объясните.
Для того, чтобы ребенку было легче усвоить понятия «хорошо» и «плохо», почаще играйте с ним в сюжетные игры. Игра — это один из лучших способов показать малышу эффективные способы общения и разрешения различных проблем.
Читайте ребенку сказки, в которых подчеркивается ценность вежливости. Например, у Ш. Перро есть замечательная сказка про двух сестер, одна из которых была вежливой, а вторая грубой. Можно придумать сказку или историю специально, чтобы проиллюстрировать ту или иную форму вежливого поведения. Эти сказки должны быть простые и достаточно короткие. Важно, чтобы в истории были не только отрицательные проявления, но и правильные поступки, одобряемые ребенком, и он научится оценивать, что хорошо, а что плохо.
Также тему культурного поведения можно рассмотреть в мультфильмах и в детских фильмах. Обсуждайте с ребенком сказочных и мультипликационных героев, обращая его внимание на этические моменты.
Не забывайте о том, что пример родителей является одной из главных направляющих. Учтите, что ребенок как губка впитывает в себя то, как ведут себя его родители в повседневной жизни. Показывайте малышу на собственном примере хорошие манеры: в поведении за столом, в гостях, в кинотеатре, в кафе, в отношениях с родственниками и посторонними. Прививая своему ребенку с детства правила хорошего тона, вы окажете ему неоценимую услугу, тем самым сформировав его характер, заложив в него правильные ценности и научив располагать к себе окружающих.
22.05.2014, 09:55
По роду своей деятельности мне приходилось встречаться с различными группами людей и говорить с ними о культуре. Традиционно задаю аудитории вопрос «Считаете ли себя культурными людьми?» и обязательно спрашиваю «Хотите ли вы, чтобы ваши дети были культурными людьми?». Первый вопрос задаю в начале беседы и в конце. Второй вопрос необходимости повторять нет, результату опроса позавидовала бы любая партия, редкие 100 %.
То есть, мы все хотим иметь культурных людей в лице своих детишек. А как воспитать культурного человека? Давайте попробуем поразмышлять. Так как понятие культуры очень обширно, то давайте уточним, что именно мы хотим видеть. Вежливость? Знание этикета? В принципе, в какой-то степени это осуществимо: можно ввести предмет этикета в детских садах, школах и необходимые знания передать. Будут ли соблюдать - это другой вопрос, но передать можно. Мы столкнемся с определенным сопротивлением со стороны управления образования, нет, не потому что они враги культуры как таковой, в целом, может, они и «за», но система обычно сопротивляется любым нововведениям, даже не столь важно каким, система устаканена и любит работать всегда по привычной схеме. За культуру с них не спрашивают, обычно спрашивают за ЕГЭ, вот они и натаскают всех на сдачу экзамена, замечательно, если кто-то в процессе случайно получит и знания. А культура? О нет, это что-то гипотетическое и аморфное, пусть семья этим занимается.
Вот мы и коснулись впервые и семьи. Может ли семья воспитать культуру в человеке? Еще как может. Вспоминается документальный фильм «Подстрочник» (не удержусь, выражу огромную симпатию этому фильму), кажется, именно в нем у героини спросили, как им удалось воспитать таких интеллигентных детей. На что героиня призналась, что вовсе не занималась воспитанием как неким процессом, дети просто видели, как ведут себя родители и стремились вести себя также. Чувствуете к чему я клоню? Вот она – это огромная проблема: воспитать культурного ребенка может только культурный родитель. Глупо выглядят нравоучения родителя о вреде курения или вреде пива, если родитель при этом пьет или курит. Но ведь родитель – это уже взрослый, сформированный человек, как ты его перевоспитаешь. Да и семья – это достаточно закрытая ячейка общества, как туда проникнешь? Получается даже некий замкнутый круг: недостаточно культурные родители не воспитают достаточно культурных детей.
Культура - это в современном обществе некая второстепенная ценность. Приоритеты: здоровье, материальное благополучие, карьерный рост, семья. Родители, вероятно, и хотят культурных детей, но как-то так, не надрываясь, в конце списка. Сама область культуры, если брать как сферу деятельности, малопрестижна, денег мало, статуса нет. Моя мама до сих пор категорически против моих культурных трудодней, искренне считает, что на свете есть только три профессии: юрист, врач и бухгалтер, ну разве что еще есть работа «большой начальник». Ну обо мне конкретно не столь интересно, там-то как раз все было больше не «благодаря», а «вопреки», поэтому вернусь к общим рассуждениям.
Многие уже знают, что в числе моих образований есть и психологическое, поэтому затрону вскользь и область психологии. Если верить гуманитарным психологам (есть такое целое направление в психологии), то человек рождается «чистым», даже добрым, можно так сказать. Всю гадость, которая потом у него проявляется в жизни, он набирает из самой этой жизни: от родителей, среды, телевидения. Вот, коснулись пропаганды. В противовес не самой благополучной среде, существуют и явления некого контр-влияния для детей: мультфильмы, где добро побеждает зло, детские театры, кинофильмы, книжки и так далее. Их сейчас гораздо меньше чем раньше, но они есть. С мультфильмами проще благодаря телевидению, а в театр ребенка еще надо отвести, с ним вместе посидеть и обязательно потом поговорить. Культура требует терпения, не всегда оно есть и непросто иногда ребенку объяснять, почему в мультиках добро побеждает зло, а в жизни не всегда. У нас родители часто очень занятые, зарабатывают деньги и благополучие детей видят в их обеспечении игрушками, одеждами и прочими благами. Есть и разведенные родители. Что делает такой приходящий папа? Дарит игрушки, сводит на карусель и отбывает, вот он – хороший папа (про тех, кто совсем не приходит, совсем и умолчу).
Как-то довелось мне побеседовать с девушкой-убийцей. 18 лет, вполне симпатичная, родители все давали. Спрашиваю: «Что в жизни не хватало?» Признается, что не хватало внимания. Кстати, переизбыток внимания тоже грозит своими последствиями: инфантилизм, эгоизм…
Что нам делать с культурой? Надо ли что-то делать или все само потом срастется? Вытянем ли мы на мультиках? Индустрия мультипликации и детского кино переживает не лучшие времена. Что делать с недостаточно культурными родителями? С учителями, которые уже не в состоянии нести культуру (есть, есть еще хорошие учителя, я о системе в целом). Что нам делать?
Максим Федоров как-то поделился со мной идеей, мол, давайте сделаем школу, где будут работать только молодые учителя, которых еще не сожрала система. Давайте попробуем.
И давайте введем этикет в школах и садах. Пусть управление образования сопротивляется, а мы тихо-тихо продавим. На культуру, пусть и не в гигантской степени, но это повлияет.
Какие еще предложения?
Только, пожалуйста, реалистичные, которые мы сможем сделать, пусть не масштабные, но сможем. Не нужно писать кто виноват. Лучше писать что делать.
РЕФЕРАТ
ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Процесс воспитания - один из важнейших в любой культуре, потому что именно в нем ребенок усваивает культурные навыки, приобщается к определенному социуму, осознает свое место в мире, понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Воспитание в культурологическом смысле есть путь обретения некоторой ценностной системы и ее аксессуаров. Таким образом, мы можем рассматривать воспитание как формирование определенной ценностной системы, обретение подходящей для данной личности эмоционально-ценностной ориентации.
Категорию воспитания можно рассматривать в широком и в узком смысле. В последнем случае имеет место сознательное и целенаправленное внушение ребенку той или иной ценностной системы, правил поведений, основ мировоззрения и т.п. Такое воспитание осуществляется в основном в семье, средней школе, а отчасти и в системе вузовского образования или, если молодой человек рано начал работать, то в трудовом коллективе (но это явление нечастое, особенно в наше время, и здесь меньше целенаправленной «программы» воспитания). Воспитание же в широком смысле обозначает сумму разных, не связанных друг с другом воздействий на формирование личности и ее ценностной системы. Факторами воспитания в этом случае могут являться книги, окружающие ребенка люди (которые совершенно не ставят перед собой задач воспитания), товарищи, референтные группы, средства массовой информации, отдельные житейские случаи, которые ребенок по силе своих возможностей так или иначе осмысливает, - вообще все, что может активно повлиять на выбор жизненной позиции, обретение системы ценностей и эмоционально-ценностной ориентации.
Рассмотрим теперь основные тенденции в воспитании, его методы и системы, заодно сравнив идеальную модель воспитания с конкретной практикой.
Во-первых, выясним такой вопрос: какое время в жизни человека занимает воспитание, когда оно начинается и когда заканчивается? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Некоторые детские психологи утверждают, что процесс воспитания начинается уже в период внутриутробного развития, но это, по-видимому, уж слишком смелое и не подкрепленное достаточными основаниями утверждение. Однако, наверное, можно говорить, что процесс воспитания начинается уже в первые недели (а может быть, и дни) после рождения. Признанный авторитет в этом вопросе доктор Б. Спок вообще утверждает, что воспитание ребенка продолжается максимум до пяти лет; после этого начинается уже процесс перевоспитания, то есть коррекция личности, ее психологии, склонностей, привычек, сформировавшихся до этого критического возраста. В общем ясно, что воспитание должно начинаться как можно раньше (в каких формах - это другой разговор, не входящий сейчас в нашу задачу), и вряд ли можно согласиться с мнением Ж.-Ж. Руссо, советовавшим вообще отказаться от воспитания в детском возрасте, полностью положившись на природу, которая сама разовьет в человеке все хорошее и не даст развиться плохому. Возможно, это было бы еще приемлемо, если бы человеку предстояло всю жизнь прожить исключительно в окружении природы, но поскольку это практически невозможно, то процесс социализации человека требует организации, когда уделяется целенаправленное внимание на формирование определенных культурных ценностей и навыков.
Когда же кончается процесс воспитания? Если понимать воспитание в широком смысле, то можно сказать, что во многих случаях он не кончается никогда, так как человек до самой смерти так или иначе изменяется, корректирует свою систему ценностей и т.п. Воспитание же в узком смысле должно заканчиваться (в зависимости от ряда конкретных факторов) где-то в возрасте 16-18 лет и никак не позже 20 лет. Конечно, и после этого возраста возможны изменения в ценностной системе и в эмоционально-ценностных ориентирах, но это уже будет зависеть от самой личности, а не от влияния на нее стороннего воздействия. В этом критическом возрасте человек обыкновенно осознает уникальность собственной личности и судьбы, иначе он просто превращается в конформиста, и круг его культурологических интересов резко падает, а это нежелательное явление, как с точки зрения общества, так и самой личности.
В соответствии со сказанным следует рассмотреть и институты воспитания. Всякое воспитание начинается в семье: здесь закладываются основные культурологические принципы, образ жизни, эталоны поведения. Школьное воспитание вступает в права гораздо позже и соответственно имеет возможность влиять на уже более или менее культурологически воспитанную личность (думаю, что теперь уже вряд ли кто станет спорить, что к шести-семи годам ребенок уже является личностью - пусть еще пластичной, способной к перевоспитанию, но все-таки личностью). Между воспитанием в семье и воспитанием в школе находятся такие формы воспитания, как ясли и детский сад, но они принципиально не меняют положения в этой области: если ясли еще оправданы как средство «разгрузки» родителей, то детский сад, как правило, не оправдан ничем, так как в этой структуре господствует педагогический террор по отношению к ребенку, не компенсированный и не могущий заменить родного дома ни в какой мере.
Итак, в первую очередь рассмотрим воспитание в системе семьи. Сразу оговоримся, что мы принимаем во внимание, во-первых, то, что бывают семьи благополучные и неблагополучные - о последних речь не пойдет, потому что это предмет социологии и социальной философии, а не культурологии, а кроме того, он был отчасти затронут в предыдущей главе. Во-вторых, мы возьмем в пример такую семью, где вопросам воспитания детей уделяется достаточно времени, внимания и усилий.
В разных семьях воспитание детей ведется по-разному, в зависимости от интеллектуального уровня родителей, их понимания воспитательных задач, состава семьи и т.п. В частности, весьма распространен тот случай, когда воспитание ведется бессистемно, по наитию, по ситуации, по настроению и т.д. В таких случаях очень часто родители считают достаточным одеть и накормить ребенка, отчасти следить за его режимом, бессистемно ругать за плохие поступки и хвалить за хорошие. Вообще-то такое воспитание не так уж плохо, но все же далеко от идеала. В наше время, когда процесс взаимодействия поколений становится все более сложным, а дети довольно рано если не становятся самостоятельными, то выражают претензии на самостоятельность, от семьи требуется более продуманный подход к проблеме воспитания.
В частности, родители должны как можно раньше определить, каким они хотят сделать своего ребенка, что получить «на выходе» процесса воспитания. «Никто не обнимет необъятного», как не без юмористической двусмысленности говорил Козьма Прутков, поэтому надо четко осознавать, чем в воспитании и образовании ребенка можно пренебречь, а чем нельзя. Приведу частный пример: почти все родители (собственно из интеллигентных семей) стремятся дать своему ребенку музыкальное образование, считая это безусловно необходимым (хотя автор, разговаривавший со многими людьми в разное время, так и не понял, в чем состоит эта необходимость). Рискну утверждать, что большинство детей учатся музыке только из-под палки и получают не удовольствие, а лишь негативные эмоции. Так не стоит ли в этой ситуации высвободить время на какие-то другие занятия, которые ребенок воспринимает как интересные и которые могут быть полезны ему в будущем: например, занятиям спортом, всякого рода конструированию, рисованию - выбор здесь богат. Но, на взгляд автора, лучше всего приучать подрастающую личность к чтению, воспитывая в нем любовь к книге, что никоим образом ему не повредит, а наоборот - может оказаться в высшей степени полезным как альтернатива бессмысленного увлечения телевизором и компьютером.
Вообще в наше время нагрузка на ребенка объективно возрастает и по своему эмоциональному напряжению не ниже нагрузки взрослого человека. Одна лишь школа, с самого начала обучения в ней, может настолько вымотать ребенка интеллектуально, морально и физически, что это приведет к очень неприятным сдвигам в эмоционально-психической сфере, вплоть до таких болезней, как истерия, депрессия, повышенная агрессивность и пр. Следовательно, задача родителей здесь сводится к тому, чтобы обеспечить ребенку в первую очередь достаточную и эффективную релаксацию, а отнюдь не к тому, чтобы еще нагружать его занятиями, от которых понижается эмоциональный фон и у ребенка возникают тоска и неврозы. Между прочим, сказанное относится не только к факультативным занятиям типа пения или выжигания по дереву, но и к набору обязательных школьных предметов. По сравнению с тем, что было 20, 40, 50 лет назад, их количество увеличилось, сами они стали сложнее, а вот уровень учителя (как научный, так и эмоциональный) не стал лучше, а, пожалуй, даже наоборот. В этих условиях требовать от ребенка, чтобы он учился на все пятерки - это и ненужно, и невозможно, и вредно. Стараться надо, чтобы, во-первых, не было предметов, по которым ученик не может вылезти из двоек, и, во-вторых, чтобы у него была любимая группа предметов (например, литература, история, иностранный язык, или физика, математика, химия и т.п.), по которым он не опускался бы ниже четверок. Право, в современных условиях этого вполне достаточно для нормального образования.
Школа вообще является очень важным институтом воспитания, поэтому мы рассмотрим сначала ее, а потом обратимся к общим принципам и механизмам воспитания.
Сразу скажем, что наша школа за последние 10-12 лет претерпела некоторые изменения, но ее сущность практически осталась прежней. А это позволяет нам оценить ее воздействие на личность как отрицательное по преимуществу. Попробуем сейчас обосновать эту точку зрения.
Начать, наверно, стоит с коллектива учителей. В школу слишком часто попадают люди, недостаточно компетентные в своей профессии и к тому же не получившие специального педагогического образования. Первое обстоятельство более важно, потому что любой ребенок от первого до одиннадцатого класса инстинктивно чувствует, а затем и осознает, что его преподаватель по тому или иному предмету в значительной мере неудачник и в школу его погнала лишь необходимость заработка, но никак не призвание и не высокая компетентность в своей научной области. Зачастую учитель не способен даже дать внятный ответ на вопрос ученика, осветить ему какую-нибудь существенно важную проблему в той или иной науке и т.п. Неполноценность школьного образования явственно проявляется, например, в широком распространении частного репетиторства - люди предпочитают иметь за свои деньги положительный результат обучения, исключительное внимание именно к их ребенку вместо бесплатного, но по большей части недостаточного образования и воспитания.
Быть грамотным
еще не значит быть культурным
В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.
Но утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему Благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.
«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.
Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.
«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.
И путь этот – путь Культуры.
Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях,– такое определение культуры дают отечественные ученые-культурологи, обозначая тем самым ее миссию. Однако, в обществе эта Миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание (коллективное сознание – понятие, введенное Дюркгеймом, и изучаемое социологами; о значении коллективного сознания см.: Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Законы социальных систем – М.: Едиториал УРСС, 2004. –С. 66-67) и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является культура.
Наверное, вряд ли найдется среди нормальных людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако, под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.
На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве Сущего и Должного. Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного (этического, нравственного) существовало всегда и везде как основа жизни, и та «свобода», которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия, давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность; это пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет самым серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющим этическую основу человеческого бытия и формирующим культуру личности.
Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом.
Безответственный человек не может быть культурным.
Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего Блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».
Умение самоотверженно трудиться на благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Особенность заключается в том, что сердце нужно воспитывать. Не будем принимать эти слова как отвлеченное поучение, но отметим для себя, что нельзя образовать мозг без утончения сердца.
Быть культурным, значит быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.
Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой пошлости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и управляет ими все та же невежественность.
Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.
О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурным, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.
Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Именно, стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.
От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти, как известно, немало ступеней и для начала надо стать цивилизованным – овладеть так называемой функциональной грамотностью, уметь пользоваться основными современными техническими средствами. Можно сказать, что культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.
Продвигаясь к вратам Культуры, мы получаем образование, но, становясь образованными, становимся ли при этом (автоматически) культурными?
Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо вложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентируясь в различных сферах Культуры: не только в искусстве, но в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомым с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре, ибо небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.
Однако многим известно, что не каждого образованного, просвещенного человека можно назвать интеллигентным – что же свойственно этому понятию? Кроме интеллектуальности, это: честность и порядочность, достоинство личности и умение уважать человеческое достоинство в других, отзывчивость, сдержанность и многое другое. Все качества, характерные для интеллигентного человека, содержат нравственный, духовный аспект, и их охотно перечислят и назовут сами учащиеся на диспуте, посвященном теме культурности и интеллигентности в человеке.
Но и интеллигентному человеку еще много над чем остается работать в стремлении овладеть ключами, которыми открываются двери входа, ведущего к высокой Культуре. Нужен постоянный рост и утонченность духа.
Расширение и утончение мышления, а также чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Ограниченное отрицание не имеет места в его кругозоре, и все, что может облегчать эволюцию, приветствуется им.
Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?
Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.
Так что же отличает культурного человека?
– цивилизованность и образованность,
– интеллигентность и ответственность,
– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,
– любовь к Природе и Родине,
– признательность и умение быть благодарным,
– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,
– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,
– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,
– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,
– утонченность и культура сердца…
Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:
– он никогда не солжет,
– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,
– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.
Пусть дети помнят, что не словами, но поступками определяется истинная культура человека.
Сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии.
ФЕНОМЕН
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.
К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.
В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» - сущность любого воспитания. Воспитание-непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.
Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.
основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности.
Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей.
Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности - наследственности, микро- и макросреде.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.
Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания.
Осуществляя нормативно-регулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая закономерности воспитания, формулирует принципы, объясняет должное - как необходимо организовать воспитание, систему образования, обучение, чтобы они были эффективными.
Теория воспитания - раздел
педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы,
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинс-кий в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
В 20-30 гг. ХХ в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика вое питательной работы).
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:
- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);
- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);
- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);
- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выготский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);
- гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» можно четко выявить два направления.
В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Этому направлению соответствуют следующие определения:
Воспитание - целеустремленное, систематическое управление процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Ковалев);
Воспитание в специальном педагогическом смысле - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);
Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития,
подготовки к общественной жизни производительному труду (А. В. Петровский);
Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).
Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности.
Другое направление в педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современного европейского общества, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.
Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ
Яркое противостояние гуманистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце XIX в. Как альтернатива гербартианской «педагогике управления», в которой ребенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматривался как субъект развития и воспитания. Гуманистические идеи, представленные в философских трудах Б.Спинозы, Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха, Д. Юма, заложили основы для распространения в педагогической культуре новых ценностей, нового взгляда на человека как на субъект жизни, истории, культуры.
Обзор педагогических сочинений конца XIX - конца XX в. дает широкую панораму идей, созвучных основным принципам
Гуманизма (человек – субъект жизни, имеющий право на свободное развитие, на субъект – объектные отношения ).
Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. В педагогических теориях он принимает различные формы, которые своеобразно интерпретируются и конкретизируются. Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце XIX в. Р. Екеном, Э.Линде, П.Наторпом, Т.Цайгером; в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основ гуманизма.
Ребенок рассматривается как центральная фигура в учение «новом воспитании», породившем свои педагогические теории педагогическую практику. Из идей Ж.Ж.Руссо постепенно выстраивается теория свободного воспитания. Основополагающими идеями свободного воспитания являются принципы педоцентризма и свободы ребенка, которые начинают применяться в педагогической практике: в Германии - X. Шарельманом, Ф. Гансбе гом, М. Паулем; в России - К.Н. Вентцелем, Л.Н.Толстым; Италии - М. Монтессори; во Франции - С. Френе.
Гуманистическая идея свободного выбора субъекта развивала и в теоцентрической педагогике. Принцип самосовершенствования и свободного выбора души перед Богом мы находим в работах С.А. Рачевского, К.В. Ельницкого, Н.А. Бердяева.
Гуманистические идеи субъектности ребенка, свободы выбора и ответственности человека за свое самосовершенствование находят своеобразное развитие в антропософской теории Р. Штейне (1919), раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем, в двуединстве развития чувственного и сверхчувственно опыта духа, души и тела.
В отечественной педагогике 20 -30-х гг. XX в. гуманистические принципы субъектности воспитанника и сотрудничества взрослого и ребенка обоснованы в трудах Л. С. Выготского, П.П. Блонского, С. Т. Шацкого.
С середины XX в. основные гуманистические идеи мы находим в трудах В. А. Сухомлинского, продолжавшего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, Я.Корчака.
В 50 - 60-е гг. появляется гуманистическая психология (А. Маслоу К. Роджерс), которая с экзистенциальных позиций рассматривала принцип субъектности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника. Эти принципы продолжают развиваться в работах Р.Бернса, В. Франкла, С.Л.Франка, Э.Фрома, Э. Эриксона.
Отечественная психология, развивая идеи субъектности, личностно-деятельностного подхода, субъект-субъектного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л.И.Божо
вич, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков), дает методологические основания для развития антропоцентрического и личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогической науке.
Основные положения личностно-гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно-ориентированного обучения и образования М. Н. Берулавы, Е. В.Бонда-ревской, С.Л.Братченко, О.С.Газмана, В.В.Горшковой, Э.Н.Гусинского, Л.М.Лузиной, В.В.Серикова, Ю.И.Турчаниновой, И.С.Якиманской являются развитием идей, выдвинутых отечественными и зарубежными учеными.
Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его способности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В контексте гуманистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека.
В этом случае ребенок - активный субъект не только жизни, но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры.
Культура общества является источником принципов воспитания, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все ее основные признаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. Другим фактором воспитания является культура каждой отдельной личности, с которой взаимодействует воспитанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспитательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.
Важнейшим условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.
Потенциальные возможности развития человека заложены природой. Развитие психических функций происходит в ходе физиологического развития под влиянием стихийных социальных отношений и целенаправленных воздействий, которые либо стимулируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положительная мотивация и адекватная самооценка в подростковом возрасте становятся основой целенаправленного самовоспитания. Положительная Я-концепция личности, по Р. Бернсу, также является важнейшим движущим моментом воспитания и самовоспитания.
Я-концепция – эти динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов. По своему содержанию Я-концепция включает описательную составляющую (образ Я, или картина Я) и составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным качествам, - самооценку, или принятие себя. Я-концепция представляет совокупность установок, направленных на самого себя, Структура каждой установки включает в себя когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие. Я-концеп-ция формируется под влиянием социализации, воспитания, не имеет также соматические, индивидуально-природные доминанты.
В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества и их интериоризация, т. е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности (Л.С.Выготский), а также экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т.п.). Поэтому мы говорим не только об усвоении культуры, но и о ее освоении - активном обогащении ее каждым субъектом воспитания. Воспитание творит культуру личности ребенка.
В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслимо духовное развитие человека. Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопределения, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуры тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни. В целом, как отмечает О. С. Газман, культура личности -это гармония культур знания, чувств и творческого действия.
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным значениям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и
осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.
Итак, перечислим основные закономерности воспитания:
Воспитание детерминировано культурой общества;
Воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств,
адекватных ребенку и педагогу.
Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осознать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе - педагогической действительности.
Педагогическая система - это теоретическая модель объекта педагогической действительности. Универсальная структура педагогической системы представлена на рис. 1.
В педагогической системе как объекты научного исследования могут рассматриваться: отдельные формы обучения и воспитания, воспитание, воспитательный процесс, обучение, деятельность каждого педагога и воспитанника (процесс самовоспитания), дея-
тельность любого образовательного учреждения и других субъектов педагогического процесса (например, детская организация), образовательная система страны, региона, области.
Представленная на рис. 2 теоретическая модель воспитания как системы отражает его основные закономерности (детерминированность культурой общества, взаимосвязь с самовоспитанием и активностью воспитанника).
Самовоспитание - целенаправленный процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих, по выражению Ю.М.Орлова, телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для достижения индивидуальных целей, осознания смысла собственной жизни, выполнения своего предназначения, как он его понимает.
Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения - признания способности человека к саморазвитию.
Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в младшем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу в скором будущем потребует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.
Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы в образовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.
Гуманистическая педагогика, строящая свою теорию воспитания на главном принципе - любви и уважении к ребенку как активному субъекту воспитания и развития, имеет в своем багаже разнообразные методы воспитания - способы взаимодействия, направленные на развитие и саморазвитие детей.
Классификации методов воспитания в традиционной педагогике так же разнообразны, как и определения самого понятия «метод воспитания».
Так, метод определяется как «путь», «способ». В книге И. П. Ра-ченко «НОТ учителя» (М., 1989) мы находим следующее опре-
деление: «Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями».
«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993) определяет методы воспитания как «совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий». Здесь же отмечается трудность классификации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.
Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.
В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.
Т.А.Ильина, И.Т.Огородников в учебнике «Педагогика» (М., 1984) определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т.п.).
В учебнике «Педагогика школы» (М., 1977) Г.И.Щукина объединяет методы в три следующие группы: разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, метод примера, убеждение и т.п.); организация деятельности и формирование опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, коррекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание, оценка).
В.А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.
П.И. Пидкасистый определяет метод как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие. В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование само-
оценки и оказание помощи воспитуемым в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также в оценке ими поступков других учащихся.
Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобладали методы убеждения и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.
В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Естественно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъект-субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.
Ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс и выбирает систему методов, их последовательность и комбинации с учетом целого комплекса факторов и условий (принимаются во внимание возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уровень актуального развития каждого и зона ближайшего развития, способности, потребности, интересы и т.д., социокультурное окружение, уровень развития первичного коллектива и характер школьного коллектива, самооценка ребенка и его социальный статус и т.д.). Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, культуры педагога.