Навыки и умения ребенка в 1.5 года. Психологические особенности полуторагодовалого ребенка

Двигательное развитие


К полутора годам малыши обычно уже хорошо самостоятельно ходит и даже бегаеют: прямо, по кругу, обходя предметы. Легко преодолевает неровности на земле, перешагивает через невысокие препятствия. Ребенок без затруднений ходит, держа в руках игрушки и размахивая ими. Может нести ведерко за ручку, коробку, мяч или корзину двумя руками.


Малыш может самостоятельно сесть и сидеть на стуле, скамеечке. Залезает на диван, взрослое кресло и садится в нем. Может влезть куда-то, используя дополнительный предмет, например скамеечку, чтобы достать понадобившуюся вещь. С опорой, то есть держась одной рукой за руку взрослого или хватаясь за перила, начинает подниматься по лестнице в подъезде дома.


Уверенно ходящий малыш уже не только может катить перед собой игрушечную коляску, тележку, или игрушку каталку, но и тянуть за собой игрушку на веревочке . Малыши, которые рано начали ходить начинают это делать на несколько месяцев раньше.


Бытовые навыки


Если малыша к этому приучали, к 1,5 годам он уже уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Ложку чаще держит еще в кулачке. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой, может пользоваться вилкой. Многие дети в этом возрасте могут самостоятельно брать чашку, пить из нее и затем ставить на место.
Ребенок в 1,5 года уже можно снимать с себя некоторую одежду: шапку, варежки рукавички, носки может снять самостоятельно. Может расстегнуть молнию на кофте или куртке и попытаться ее снять Может пробовать снять колготки или штанишки. При умывании малыш подставляет ручки под струю воды и может тереть их друг об друга, и даже по личику, также может в ванной подставлять по струю воды ножки.


Полуторогодовалый малыш стремиться помогать взрослым по дому и очень важно это поощрять. По просьбе взрослого он может выкинуть мусор в мусорное ведро, подать продукты из пакета на полу, убрать игрушки в ящик, принести горшок, вытащить постиранную одежду из стиральной машинки, кастрюльку из шкафа и подать маме, закрыть дверь и пр.


Развитие моторики:


Малыш начинает еще уверенней откручивать крышки, поворачивать ручки дверей.
У ребенка в 1,5 года более активно начинает проявляться интерес к кубикам и строительным блокам . Малыш уже может построить башню из 3-4 кубиков, хорошо надевает колечки на пирамидку : 3-4 колечка подряд или больше, но без учета их размеров.Если малыша этому учили, может с помощью взрослого собрать матрешку из 2-3 вкладышей.


Ребенок может рисовать карандашом, фломастером, оставляя на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.


Развитие памяти


Малыши помнят о часто повторяющихся бытовых действиях. Когда ребенку говорят: "Пойдем гулять", он начинает искать одежду, обувь для прогулок. А когда говорят пойдем покушаем, бежит на кухню к своему столику.


Многие дети в 1,5 года по просьбе взрослого и без показывают не меньше 3 частей тела (нос, ухо, глазик) на себе, игрушке или взрослом. Причем уже могут показать подряд носик, например, у куклы, мишки и у себя, то есть переносят одно понятие на разные объекты.


В игре ребенок может изобразить несколько простых действий, как по просьбе взрослого, так и самостоятельно: покормить, покачать, расчесать куклу например.

Развитие речи:

До полутора лет наиболее активно развивается понимание речи, а далее - до двух лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи.Малыш начинает выполнять просьбы, содержащие два последовательных указания: пойди на кухню и принеси чашку, подними шапку и положи ее на стул.

У ребенка значительно обогащается жестовая речь и мимика. Повторяя за взрослым, малыш может хлопать в ладоши, топать ножками, раскачиваться, махать ручкой «пока, пока». Рассматривая картинки ребенок может жестами показать, что шапочку он одевает на голову, а носочки и тапочки на ножки, изобразить как он пьет из чашки или машет руками как птички крыльями.

Активный словарный запас в полтора года обычно не меньше 8-10 слов, но у некоторых детей он значительно больше. Некоторые из малышей, преимущественно девочки, в это время уже произносят первые простые фразы из двух слов.

В возрасте полутора лет происходит быстрый скачок развития. Кроме обычного повторения действий малыш учится анализировать информацию. Он активно познает окружающий мир, проявляет первую самостоятельность. Социальные и интеллектуальные навыки активно развиваются. Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в полтора года?

В этом возрасте ребенок вполне способен различать формы предметов, т.е. из предложенных вариантов выбрать кубик или мячик. Обучение ребенка должно проводиться в игровой форме, чтобы не пропал интерес юного исследователя.

В 18 месяцев дети проявляют интерес к подбору предметов определенной формы для различных отверстий. Не всегда попытки оказываются успешными, но со временем навык приобретает все большую развитость.

Ребенок уже понимает отличие размеров предметов. Маленькие и большие игрушки могут также использоваться в совместных играх.

Многие дети в этом возрасте способны различать основные цвета. Четкого произношения еще нет, но найти нужный оттенок малыш уже может. В первую очередь следует познакомить ребенка с такими цветами как: синий, желтый, красный и зеленый.

Большую часть предметов дети могут отличать по их назначению . Зеркало – смотреть, расческа – причесываться, танцевать – совершать произвольные движения и т.д.

Даже если ребенок еще не говорит, он вполне может объяснить родителям свои желания, причем не просто криком, а осознанными действиями.

Именно в возрасте 1,5 лет происходит процесс подражания поведению взрослых. Малыш будет стараться повторять все действия, которые ежедневно наблюдает вокруг.

Физическая активность

Что должен уметь ребенок в полтора года:

    • Практически все дети могут ходить без опоры

Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.

Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.

    • Малыши с большим удовольствием ходят на прогулки, проявляя все большую активность в коллективе

Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.

    • Полуторагодовалые дети начинают кушать самостоятельно, умеют жевать

Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.

  • Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми

Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.

Рост и вес

От года до полутора лет вес малыша увеличивается примерно на 1300 г. В росте дети прибавляют около 6-7 см. Увеличиваются также окружность головы и грудной клетки на 1-1,5 см и 1,5-2 см соответственно.

Средние показатели роста и веса в 1,5 года:

  • Вес: 10200-10900 г;
  • Рост: 80,7-82,3 см;
  • Окружность грудной клетки: 49,9-50,4 см;
  • Окружность головы: 46,2-47,4 см.

Мальчики в этом возрасте, как правило, несколько крупней девочек. Но нормальные показатели для каждого ребенка определяются индивидуально , поэтому не стоит сильно переживать, если вам малыш весит чуть больше или чуть меньше нормы.

Для того, чтобы вовремя заметить нарушения в развитии, необходимо знать об особенностях физического, интеллектуального и эмоционального развития малыша в разном возрасте. Все об умениях и навыках полугодовалых крох — в материале « «

Насколько развита моторика

Моторика детей в возрасте 1,5 лет также активно развивается:

    • Появляется умение разворачивать различные упаковки
    • Интерес проявляется к открытию емкостей, банок, коробок
    • Строение пирамидок и башенок из подручных материалов
    • Интерес к складыванию пазлов

Отдельные элементы крупных мозаик малыш может самостоятельно положить на нужное место, эти способности очень важно развивать, такие занятия хорошо тренируют мелкую моторику.

  • Рисование карандашами, пальчиковыми красками понятных фигур и линий
  • Дети с интересом повторяют одно и то же действие по несколько раз, особенно если оно хорошо получается

Речевые навыки

Словарный запас детей в полуторагодовалом возрасте составляет около 40 слов. Четкого произношения ожидать не стоит. В основном, в арсенале ребенка имеются слова, подражающие звуками (би-би, кис-кис, ав-ав и другие).

Некоторые дети уже могут составлять словосочетания из пары слов. Склонение и другие правила языка им еще не подвластны, но общий смысл речи становится понятным.

Именно в этот период времени происходит закладка пассивного словарного запаса детей, поэтому важно стараться научить их произносить как можно больше слов. Чем больше они слышат и видят, тем больше запоминают.

В будущем, все эти спрятанные знания выражаются в хорошо развитой полноценной речи. Поэтому родителям рекомендуется озвучивать все происходящее вокруг, как дома, так и на прогулке.

Для нормального речевого развития детей следует всегда реагировать на просьбы, вопросы и слова малыша. Во взрослой речи не должно быть исковерканных слов, подражающих звуков. Ребенок должен сразу воспринимать нормально поставленную взрослую речь.

Если кроха еще не может четко разговаривать в этом возрасте, не стоит расстраиваться и паниковать. При достаточном внимании и регулярном общении малыш вскоре научится говорить связными предложениями.

Эмоциональное развитие

Дети очень чувствительны к эмоциональному фону вокруг. В этом возрасте они уже способны почувствовать резкие перемены в настроении взрослого. При радости и гневе мамы, малыш начинает понимать происходящее.

Уже в 1,5 года дети копируют поведение и выражение взрослых эмоций. С помощью криков, плача и радостных воплей ребенок учится привлекать внимание к себе.

Становятся заметными социальные навыки у малыша. Подражая взрослым, он может поцеловать, обнять или утешить другого человека. Но такие проявления редко случаются по инициативе ребенка.

Чаще всего они выполняют просьбу взрослых. В возрасте полутора лет малыш легко может менять одну эмоцию на другую практически мгновенно. Громкий плач сменяется радостью, слезы обиды превращаются в улыбку.

Бытовые навыки

Что умеет ребенок в этом возрасте?

    • С увеличивающейся самостоятельностью ребенка, происходит и развитие бытовых навыков.

Малыш уверенно держит ложку и делает первые попытки самостоятельно кушать и пить. Для начала лучше предлагать густую пищу, пока навык не сформируется окончательно. Появляются и другие умения.

    • Детки проявляют интерес к самостоятельному одеванию.

Чаще всего это относится к шапкам и варежкам. Родители должны поощрять самостоятельные попытки ребенка, проявлять терпение, даже если процесс одевания будет занимать около часа. После того, как малыш оденется сам, следует похвалить его.

  • Ребенок становится активным помощником в бытовых вопросах

Он может отнести предметы в мусорное ведро, протирать тряпкой пол, стирать со стола, стараться делать многие многие другие дела по дому. Все действия ребенка копируют деятельность взрослых. Многие полуторагодовалые дети уже просятся в туалет. С удовольствием моют руки или чистят зубы.

Социальное поведение

Поведение детей в возрасте 1,5 лет становится все более спокойным. Конечно, истерики и капризы еще могут случаться, но малыш учится выражать свои эмоции другими методами.

При гармоничных отношениях детей и родителей, в этом возрасте кроха становится очень ласковым и заботливым. Он может пожалеть и обнять маму, нежно держать ее за руку.

Появляется первый интерес детей к совместным играм. Малыши с удовольствием наблюдают друг за другом. Но в процесс такого общения нередко возникают драки и обиды, т.к. дети еще не умеют правильно общаться, делиться, уступать. Выйти из сложной ситуации всегда поможет отвлекающий маневр. Переключить внимание малыша не составит труда.

В этот период детям все равно интересней играть с взрослыми , потому что пока отсутствует должный уровень речевого развития. Но в дальнейшем, будет проявляться все больший интерес к другим детям.

Распорядок дня

В возрасте 1,5 лет, как и в более ранние периоды, необходимо наличие четкого режима дня. Периоды сна и бодрствования должны быть разделены. Правильное и полноценное питание – неотъемлемая составляющая воспитания здорового ребенка.

Некоторые дети в этом возрасте продолжают спать днем по 2 раза. 18 месяцев – отличное время для перехода на один сон, длительностью около 3 часов.

Рекомендуются двухразовые прогулки каждый день. По-прежнему можно гулять с малышом, пока он спит. Сон на свежем воздухе очень полезен для детского организма. Для полноценного развития крохи следует гулять не менее 2 часов в день.

Примерный распорядок приведен в таблице

Средний объем потребляемой пищи в день должен составлять 1000-1300 мл. Более точно определить величину порций, можно разделив вес малыша на 9. За один раз рекомендуется давать ребенку не более 250 мл еды. эти рекомендации стоит соблюдать до достижения ребенком возраста двух лет.

Питание детей в этом возрасте становится все более разнообразным. Вводятся новые продукты, блюда становятся приближенным к взрослой еде. Все также рекомендуется ограничить детей в потреблении вредной и сладкой пищи.

Отличие девочек и мальчиков

В 18 месяцев отличия в поведении и характере разнополых детей становятся все более явными. Мальчикам требуется больше внимания, доверия и участия в жизни. Рекомендуется давать больше самостоятельности маленьким мужчинам, приучая их выполнять взрослую работу.

Опека и чрезмерный контроль действий малыша может губительно сказаться на самооценке и уверенности в своих силах в будущем.

Девочки же становятся все более чуткими и нежными. Им требуется больше ласки. Особенности психологии женского пола связаны с восприятием помощи мамы в качестве проявления любви.

Совместные игры с ребенком

Большой интерес вызывают пирамидки из разных фигур . Детки с удовольствием проводят время за возведением башенок, правда, не всегда соблюдая последовательность величин фигур.

Рисование также можно внедрять в программу развития ребенка. Малыши стараются выводить на бумаге не просто каракули, а осознанные круги, полоски, фигуры.

В играх с малышом можно использовать несколько предметов одинаковой формы. Ребенок должен без проблем находить подобные вещи, как в окружающем пространстве, так и по картинкам. Знать названия простых бытовых предметов (расческа, чашка, ложка).

Идеи для совместных игр и различных занятий — «развивашек» мы советуем поискать в интернете.

Ребенку будут интересны музыкальные игрушки и любые вещи, способные издавать звуки . Все бытовые вещи, одежда и кухонная утварь манят юного исследователя.

Игры детей становятся все более осознанными . Теперь во внимании малыша будет не одна игрушка, а сразу несколько. Кроха с удовольствием будет перевозить кубики в грузовике, одевать куклу, кормить игрушки.

Также всем мамам будет полезно знать, . Внимательно наблюдайте за малышом, чтобы не пропустить возможных нарушений.

  • Регулярные совместные занятия и игры с ребенком оказывают большое влияние на его развитие
  • Яркие и интересные игрушки из качественных материалов надолго займут внимание крохи
  • Полезно чтение и просмотр различных картинок
  • Самостоятельные действия и разумная опека будут ребенку только на пользу
  • Взрослые разговоры, участие в жизни домочадцев помогают малышу чувствовать себя важным и нужным членом семьи

Гармоничное развитие ребенка связано с правильным подходом к воспитанию. Родители, готовые участвовать в жизни малыша ежедневно, вскоре увидят рядом с собой взрослого самостоятельно человека. Благодаря резкому развитию навыков в 1,5 года, малыш становится все более интересным и смышленым собеседником.

Ваш карапуз постоянно растет, взаимодействуя с миром, который его окружает. С такими быстрыми темпами развитиями как у него, каждый день — это новое, интересное приключение и достижение. Ознакомимся с основными навыками и достижениями малышей в возрасте от года до полутора лет, чтобы вы знали чего ожидать от вашего чада.

Плюшевая привязанность

У ребенка в этом возрасте начинает развиваться особая привязанность к таким предметам, как мягкие игрушки или одеяло. Эти предметы дают ему ощущение комфорта и защищенности. Обычно малыш выбирает какой-то один предмет и непременно тащит его с собой в кровать перед сном или же в ванну на купание... Если он выбрал игрушку, которую нельзя мочить или же вы не хотите брать с собой на обед или и вовсе за пределы дома, объясните крохе, что эта игрушка живет только к примеру, в той комнате, в которой он спит. А в ванну можно взять влаголюбивую резиновую квакшу, она всегда будет рада водным процедурам.

Левша или правша?

К году дети, как правило, начинают демонстрировать предпочтение левой или правой руки как доминантной в выполнении действий. Усадите ребенка за стол и дайте ему ложку. Каждый раз берет правой ручкой? Значит, вероятность того, что он будет левшой совсем мала.

Любит играть в игры

Даже если это простая игра в прятки — ребенок просто светится от счастья и удовольствия играя с вами. Очень часто он придумывает игры сам, устанавливая правила. Например, ребенок подает вам строительные кубики и командует куда вы должны их поставить. Ослушаетесь и получите порцию праведного гнева от отпрыска.

Помогает одеваться

Отныне координация движений работает все лучше и лучше. И вот одеваться по утрам уже намного проще, ведь ребенок сам протягивает ручки и перешагивает с ножки на ножку чтобы облегчить вам бой со штанишками.

Мастерски использует 2 слова

Это могут быть самые простые «мама», «папа», «дай», «пока». Разговаривайте с малышом почаще, чтобы улучшить развитие речи ребенка.

Зеркальные забавы

Ребенку нравится смотреть на себя в зеркало, он с удовольствием проводит время у него. Подберите ему детское зеркальце и пусть чадо играет.

Наклоняется за предметом чтобы его поднять

И при этом даже не падает! Теперь малышу не нужно садиться чтобы поднять предмет или становится на четвереньки.

Следует простым инструкциям

Мозг ребенка растет и развивается семимильными шагами. Дайте крохе простые указания и он сможет им следовать. Еще немного и ему будут доступны и более сложные игры.

Ест руками

Ребенок все лучше и лучше пользуется пальчиками, теперь он может использовать их для того, чтобы захватывать пищу. Ничего страшного, если ребенок наотрез отказывается есть с ложки/вилки и стремиться принимать пищу самостоятельно — так он будет чувствовать себя более независимым и навык будет развиваться быстрее.

Быстрее отвлекается

Да-да, вам не показалось, в этом возрасте у ребенка действительно гораздо более короткий период сосредоточенности, чем прежде. Немудрено что пока вы читаете ему сказку он отвлекается и игрушки надоедают ему быстрее.

Показывает пальцем на предметы

Полезный навык общения — теперь ребенок показывает пальцем на те предметы, которые хочет достать или рассмотреть ближе, или просто находит интересными. Просите время от времени показать вам папу/маму/бабушку/собачку, любой знакомый ребенку предмет.

Встает из позиции сидя

Усадите ребенка посреди комнаты, сможет ли он встать самостоятельно? Это один из основных показателей развития крупной моторики в этом возрасте.

Хватает мелкие предметы

Родители, берегитесь! Монетки, бусинки, даже крошки, вашему крохе подвластно все и он невероятно любопытен (а что если засунуть этот мелкий предмет в рот/нос и т. д.). Это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторике, а также о том, что нужно быть предельно внимательными во время уборки и следить за малышом с двойным усердием.

Каляка-маляки

Дайте ребенку карандаш и он сосредоточенно будет возить им по бумаге. Это супернавык, который он будет отрабатывать еще несколько лет для того, чтобы научиться правильно и красиво писать.

Может прожевывать кусочки пищи

Безусловно, еще рано интересоваться как ребенку понравилась отбивная, однако, он уже способен прожевывать более крупные кусочки пищи. Более того, многие дети, даже при отсутствии должного количества зубов, наотрез отказываются есть перетертую пищу и настаивают на том, чтобы пища была подана в нарезанном, а не пюреобразном, состоянии.

Слушается взрослых

Наконец-то настает момент, когда ребенок понимает и выполняет инструкции и приказы.

Любит помогать маме

Иногда дети такого возраста — лучшие помощники, просто нужно научиться направлять их неуёмную энергию и любопытство в нужное русло. Он с интересом будет раскладывать носочки или же сбрасывать вещи в стирку, загружать стиральную машину вместе с вами, складывать игрушки, список бесконечен.

Бегает

Пора маме и папе покупать пару беговых кроссовок, ведь теперь ваш ребенок будет не просто ходить, он будет очень быстро бегать. При этом особое удовольствие ему будет доставлять игра в догонялки — либо вы бегаете за ним, либо он за вами.

Разборчив в еде

Да, малыши от года до трех бывают маленькими снобами, что касается еды. При этом единогласных предпочтений, как правило, нет. Сегодня он плачет от одного вида овощей и налегает на мясо, а завтра он исключительный вегетарианец и отталкивает вилку с котлеткой. Проявите терпение и не настаивайте, лучше подумайте как можно разнообразить его меню, чтобы его требования и потребности совпадали в одном блюде и оно было принято благосклонно.

Стремится покорять новые вершины

Это новое умение порой пугает, иногда раздражает, но ребенку очень нравится — виснуть на перилах, переступать через низкие заборы, пытаться карабкаться вверх по любому большому предмету, как горная коза. Чтобы позволить ребенку насытиться вдоволь новым умением — отведите его на детскую площадку, оснащенную для таких целей. Пусть кроха практикуется.

Любит играть с друзьями

Ребенку нравится общаться со взрослыми и детьми, последних он может иногда стесняться, но не нужно расстраиваться. Практика общения и время исправят эту ситуацию. Такое времяпрепровождение также полезно и тем, что дети учатся новым навыкам друг у друга быстрее, чем когда в процесс вовлечены взрослые.

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей.

Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка в полтора года

Понимание речи:

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки

  • Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
  • Пьет из чашки, почти не проливая.
  • Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
  • Спокойно относится к умыванию.

Физическое развитие

  • Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
  • Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
  • Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
  • Проходит по слегка наклонной доске.
  • Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Дети в полтора года умеют хорошо, а главное, самостоятельно ходить, перешагивать через предметы и различные препятствия на полу, входить и сходить по детской лестнице, чередуя ножки, проходить по немного наклоненной доске. Малыш самостоятельно садится на стул или скамеечку и сидит, умеет бросать мяч вверх, вперед и вниз. Его развитие идет стремительными темпами, а родителям остается лишь помогать крохе и продолжать обучение.

Вес и рост ребенка в 1,5 года

Обычно педиатры приводят среднестатистическую норму веса и роста, ссылаясь не только на возраст ребенка, но и на его пол. Таким образом, мальчики, достигшие 1,5 лет, весят от 10,2 до 13,5 кг, а девочки от 9,8 до 12,5 кг. Рост малышей также немного различается – мальчики от 78,4 до 86 см, а девочки от 77 до 85 см. Но если ваш кроха немного больше или меньше принятых стандартов, это не означает, что его нужно сажать на диету или наоборот усиленно кормить. Каждый малыш полностью индивидуален, поэтому все стандарты применимы лишь на теории.

Навыки и умения малыша

Малыш второго года жизни умеет уже выполнять достаточно много действий самостоятельно. К полутора годам ребенок окончательно закрепляет следующие навыки:

Многие действия ребенок полутора лет может повторять только за родителями. Поэтому вам важно знать, что все ваши манипуляции теперь находятся под контролем, и малыш в этом возрасте впитывает все, как губка.

Питание малыша полутора лет

Физическое развитие крохи в этом возрасте полностью зависит от питания. Подвижный и любопытный малыш должен получать все необходимые микроэлементы и витамины из пищи. Поскольку многие мамы в этом возрасте уже , стоит пристально отнестись к его рациону. В ежедневном меню крохи должны присутствовать такие продукты, как мясо (нежирное), молочка (молоко, творог, кефир), овощи, фрукты, хлеб и т.д.

Чтобы более точно понять примерный рацион малыша в полтора года, можно взглянуть на таблицу, в которой приводится примерный набор блюд и продуктов для одного дня.

Примерное меню малыша в полтора года:

В полтора года многие дети еще не умеют хорошо пережевывать пищу, едят не аккуратно и достаточно медленно. Поэтому мамам стоит запастись терпением и помнить о том, что любое блюдо для малыша должно быть не только вкусным, но и приятным на вид. Поэтому не стоит лениться украсить манную кашку ягодами черной смородины, а из вареного яичка сделать домик.

Некоторые родители, которые не имеют достаточного запаса собственного терпения, смешивают обед своего чадо в одной тарелке (овощной суп и макароны, молочный суп с хлебом и пр.). Скорее всего, вреда ребенку от такой трапезы не будет. Но и приятного будет тоже мало.

Социально-эмоциональное развитие ребенка

Теперь малыш достиг такого возраста, в котором его состояние уже можно назвать эмоционально-уравновешенным. В течение всего дня, если кроху ничего не беспокоит, он может быть совершенно спокоен. Также кроха уже может проявлять свои эмоции жестами и мимикой: жалеть (гладить, обнимать и целовать); повторять мимику окружающих (удивленно округляя глаза, улыбаясь и т.д.); проявлять негативизм в отношениях с другими детьми (не давать свою игрушку); привлекать внимание окружающих жестами и звуками; огорчаться собственному неумению; танцевать и подпевать, услышав музыку, и пр.

Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, он по-прежнему не желает расставаться с мамой. Поэтому крики и плачи в этот момент это не отклонение от развития, а всего лишь его личная особенность.

Развитие речи у ребенка в 1,5 года

Речь и ее понимание у малыша в возрасте полутора лет уже значительно отличается от речи годовалого малыша. Теперь ребенок способен выполнять следующие действия:

  • по просьбе взрослого показывать части тела;
  • показывает на группы игрушек по просьбе взрослого (мягкие игрушки, машинки, мячи и пр.);
  • понимает многие предложения (пора ложиться спать, мама готовит кушать и т.д.);
  • выполняет ряд бытовых просьб (положи, возьми, убери, отнеси, принеси);
  • может произносить более 30 облегченных слов;
  • подстраивает слова под себя, осмысленно облегчая их произношение (карандаш – кааш, спать – пать, бабушка – баушка и пр.);
  • пытается связывать пары слов в одном предложение (дай ням, хочу пить и т.д.);
  • отвечает на вопросы: « Что это, кто это?» — кошка, собака, машина и т.п.;
  • сопровождает свою речь жестами и мимикой.

Бытовое развитие малыша в полтора года

К бытовым условиям кроха полутора лет тоже уже практически полностью адаптирован. Он теперь умеет, как говорилось выше, пользоваться ложкой и кружкой, научился реагировать на свой внешний вид, возмущаясь или удивляясь собственной неопрятности, сообщает о своих физиологических нуждах. Гигиена малыша достигает максимума самостоятельности. Ребенок не только спокойно относится к умыванию, но и пытается делать это самостоятельно. Не стоит противиться данному желанию, пусть кроха умывается и моется, как умеет. Главное, дать ему понять, что теперь он умеет многое делать сам.

Помните, что в полтора года у многих детей меняются не только вкусовые пристрастия, но и прочие потребности. Поэтому внимательно наблюдайте за своим чадом, создавая ему максимально комфортные условия для развития.