Нетрадиционные техники аппликации: виды, описания, фотографии. Консультация для родителей "нетрадиционные техники работы с бумагой"

Симонова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №5"
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская обл.
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Нетрадиционные техники работы с бумагой"
Дата публикации: 07.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с

различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различ-

ной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание

различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения.

Самое важное и ценное заключается в том, что дети учатся видеть, чувствовать, оцени-

вать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразова-

ния материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его

преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назна-

чением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требова-

ний к результату работы.

Нетрадиционные техники аппликации:

Обрывная аппликация - этот способ хорош для

передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом

чае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.

Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем

наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной

аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольни-

ки, либо просто рваные бумажки.

Накладная

аппликация.

позволяет

лучить многоцветное изображение. Задумы-

ваем образ и последова-

тельно создаем его, накладывая и наклеивая

детали слоями так, что-

бы каждая следующая деталь была меньше

предыдущей

Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых

изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппли-

кации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображе-

Торцевание. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объ-

ется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её

полнения.

Квиллинг или бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из

скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги. без применения клея и ножниц.

Аппликация

из ткани - раз-

ность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреп-

определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппли-

из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из

предметной,

сюжетной

декоративной;

одноцветной,

цветной и многоцветной.

Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую

моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые дви-

жения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть ре-

зультат своего труда.

Аппликация из засушенных растений.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испы-

тывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение,

упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести

ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благо-

творно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Воспитатель - Русакова Т.В.

Развивать творчество, детей можно работая с различными материалами. В процессе рабо-

ты с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использова-

ние их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания

эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах

и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия,

создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д.

В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результа-

та. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными

своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Самое доступное для дошкольников - ремонт книг. Поэтому родители время от времени

должны вместе с малышами просматривать книги, отбирать нуждающиеся в ремонте, обсу-

ждать, что надо взять, какую бумагу, как аккуратно отрезать полоски, приклеивать их к книге

или использовать для ремонта другой подходящий материал. Это будет способствовать воспи-

танию у детей бережного отношения к книге.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги,

дерева, природного и бросового материала.

Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное зна-

чение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потру-

диться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

конструктивные способности де-

творчество,

фантазию,

чтобы смастерить забавного ска-

го человечка из природного мате-

подбирает

туловища.

юбочки или шапочки, раскалыва-

лудь пополам, чтобы сделать бо-

и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать фор-

му, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из

шишки - лесовика.

В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их

обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами.

Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку

необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился проч-

ным, имел опрятный, наглядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на

детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Положительное влияние оказывает и пример родителей при совместных занятиях взрос-

лых и детей ручным трудом. Очень важен контроль со стороны взрослых за работой детей.

Воспитатель – Симонова М.А.

Работа с бумагой в нетрадиционной технике.

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в разных областях жизни нашей страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной лич-ности. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической деятельности на современном этапе. Решение этой задачи, по мнению выдающихся педагогов прошлого и настоящего времени, способствуют разностороннему развитию личности ребенка. С одной стороны творческая личность – это достояние любого общества. С другой стороны: рисуя, делая поделку из бумаги, природного материала или лепя фигурки из пластилина ребенок создает нечто новое, сделанное своими руками - все это повышает его человеческую значимость. Педагог- психолог Злотников В.Г. в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов».

Для того чтобы творить и создавать что-то новое, самореализоваться в творческой деятельности, нужно знакомить детей с нетрадиционными техниками работы, с разными материалами. Все это способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, развивают мелкую моторику (необходимое условие для дальнейшей учебной деятельности и развития речи), cенсорное восприятие, волевые качества, трудовые умения и навыки, творческие способности и эстетический вкус. А также работая в нетрадицион- ной технике мы учимся мыслить нестандартно, формируем новый взгляд на вещи.

Почему работа с бумагой явилась для детей моей группы приоритетным направлением?

Знакомство с новыми разработками по работе с бумагой натолкнули меня на мысль познакомить детей, а затем и родителей с интересными нетрадиционными приемами – это оригами, бумагопластика, объёмная аппликация, поделки из мятой бумаги, коллажи. Во-первых - это самый распространённый, доступный и дешёвый материал.

Во-вторых - это самый интересный для работы с дошкольниками материал, ведь путем несложных манипуляций из простого листа бумаги получается шедевр.

В-третьих - работа с бумагой дает возможность развивать мелкую мускулатуру рук, развивает воображение, дает возможность использовать продукты детского труда в других видах деятельности, например в театрализации.

Свою работу я начала со знакомства детей с различными видами бумаги, ее свойствами и тут же из неё делала нехитрые поделки: мышки, цветочки и др. Дети, наблюдая за таким преображением, приходили в восторг. На второй день из дома дети принесли различные виды бумаги от ксероксной до туалетной. И каждую свободную минуту просили меня помочь им изготовить какую-нибудь поделку. Затем к изготовлению поделок из бумаги подключились родители. Первый наш проект «зимняя сказка» поразил всех кто заходил в группу. Это была великолепная снежная феерия из бумаги и блесток. Все новогодние украшения были созданы руками детей и родителей.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку бумага легко поддаётся обработке. Я предлагала детям различные виды бумаги, рассказывала о её свойствах, познакомила с историей возникновения бумаги, с современным промышленным производством бумаги. А так как различные виды бумаги имеют различные свойства, значит, их можно по-разному использовать. С помощью родителей мы создали коллекцию различных видов бумаги с фотографиями поделок. Назвали коллекцию «Чудесные превращения».

Интересно также экспериментировать с бумагой. Например, найти в детском саду, предметы при изготовлении которых использовалась бумага (книги, тетради, плакаты, салфетки, туалетная бумага, подарочные упаковки, настольные игры, фотографии, гирлянды, открытки, календари, обои, журналы, газеты). Предлагала детям следующую ситуацию: «представьте, закрылись бумажные производства во всем мире. Сможем ли мы бумагу чем-либо заменить? Ответы детей были разные: кто-то бумагу заменил бы пластиком, кто тканью, кто-то кожей, но все пришли к выводу, что без бумаги жить не- возможно.

Одна из нетрадиционных технологий по работе с бумагой – это технология изготовления поделок из мятой бумаги. Её можно использовать, начиная с младшего дошкольного возраста.

Формы организации работы с мятой бумагой могут быть различными:

Совместная деятельность воспитателя с детьми по ручному труду;

Часть совместной деятельности воспитателя с детьми по ознакомлению с окружающим миром, природой, развитию речи;

В свободной деятельности;

Индивидуальные задания по развитию мелкой моторики, определённых умений и навыков;

Творческие проекты.

Для поделок из мятой бумаги используется офисная бумага (белая и цветная), для оригами, упаковочная и кофра. Обычная бумага для поделок не подойдёт, т.к. будет неэстетично выглядеть в мятом виде. Для работы выбираем бумагу не слишком плотную и не очень тонкую. В младшей группе у детей плохо развита мелкая моторика, поэтому использовали более мягкий материал, в основном цветные бумажные салфетки. Они привлекают малыша разнообразием цветов и оттенков. Детям нравится отрывать небольшие кусочки от салфетки, сминать их в шарики. А потом прикладывать их на готовый трафарет (чем ребёнок младше, тем больше трафарет), заполняя всё пространство внутри контура. Так можно сделать различных животных и птиц. Мятая структура бумаги передает объём и мягкость перьев, пуха, шерсти. Мелкие детали можно дорисовать фломастером или цветными карандашами. Такие задания широко используют в коррекционных группах для развития мелкой моторики. Из мятых салфеток можно сделать панно или композицию на стене, украшая интерьер группы продуктом совместной деятельности взрослого и ребенка. Можно также привлечь к этой работе родителей. Для детей младшего возраста сначала можно использовать даже туалетную бумагу (2 – 3 слоя). Она мягкая, легко рвётся, значит, доступна для самых маленьких пальчиков. Из неё легко катать шарики, колбаски, трубочки. Перфорации позволяют отрывать одинаковые по величине прямоугольники без использования ножниц.

Для объёмных поделок нам понравилось использовать офисную бумагу ярких цветов и белую. Используем также обычную мятую бумагу для использования дополнительных деталей в аппликации (водоросли, трава). А также для оформления поделок используем гофрированную бумагу, цветную плёнку и другую фактурную бумагу.

Для правильной подготовки бумаги к работе нужна инструкция (словесная или показ). Ведь без правильной подготовки бумаги к работе не получиться желаемого результата. И вот начинаем работу: сначала сминаем двумя руками лист в комок и аккуратно разглаживаем ладонями на столе, так нужно повторить несколько раз пока лист не станет податливым и мягким, только затем приступаем к изготовлению поделки.

Наши первые работы были очень простыми: бусы, яблочки, гирлянды, затем цыплёнок из одного шарика. Интересной была первая коллективная работа. Все выполняли одни и те же детали, которые потом были соединены вместе. Дети были удивлены результатом совместной работы, когда увидели длинную змею. Голова змеи была выполнена мною, туловище змеи состояло из шариков. Для украшения использовали цветную плёнку. Дети поняли смысл коллективного творчества. Поскольку даже у детей старшей группы недостаточно развита моторика, то смять лист формата А-4 и подготовить его к работе некоторым было трудно. Поэтому с такими детьми проводила дополнительно пальчиковую гимнастику. Если работа коллективная нужно обращать внимание на конечный результат, оценив вклад каждого.

Следующая наша работа - корзина с грибами. Дети делали на выбор белые грибы и подосиновики. Ножки мы сделали из белой бумаги для принтера. Шляпки из красной бумаги и т. к. не было коричневой, то шляпки белых мы подкрасили коричневой гуашью, слегка разведя её водой. Чтобы ножки не раскручивались, подмазали край бумаги клеем. Детали соединили. Работали очень эмоционально. Для грибов заранее приготовили корзинку, положили на дно мятую бумагу зелёного цвета для имитации травы. Для детей и взрослых результат был интересен и необычен. Эту поделку мы теперь используем как муляж по теме: «Грибы», а также для украшения интерьера и как счётный материал. А также мы делали и другие поделки. Это были фрукты - груши и яблоки, которые аппетитно лежали на тарелке. Этими работами дети украсили интерьеры своих кухонь дома. А самая любимая наша поделка – замечательные мышки. Симпатичные домашние зверьки с розовыми ушками и хвостиком. Хотя все видели один и тот же образец, мышки получились у всех разные, каждая со своим характером. Мелкие детали дорисовывали фломастерами или наклеивали из конфетти, кому какой вариант больше нравился. Ещё одна поделка – симпатичные поросята. Работа строилась по аналогии с предыдущей, поэтому сделали мы её гораздо быстрее. Все наши поделки были выставлены для обозрения многочисленных гостей, посетивших наш садик. А также на мастер классе, по изготовлению поделок по этой технологии, где мы охотно поделились результатами своего опыта. А ещё была сделана и показана презентация для родителей,где они могли увидеть наши достижения и образцы будущих работ. Это внесло положительную ноту в общении с родителями и они унесли с собой много положительных эмоций.

Интерес к работе подкрепляется ещё и тем, что дети знают для чего и зачем они изготовляют поделку – у них есть цель. Продукт своей деятельности используем в жизни, что сделали то и будем использовать. В совместной деятельности широко применяем игровые приёмы, загадки, обязательно обыгрываем поделку в конце занятия.

Теперь, когда дети сами могут реализовать задуманное и получить хороший результат своего труда, их фантазия становиться неукротимой. Они постоянно стараются внести что- то новое, интересное в свои работы. Все дети без исключения удивительные фантазеры, наша задача подтолкнуть их и тут же у ребенка заиграет фантазия. В работе над созданием поделки у некоторых детей возникают трудности, я стараюсь так строить организацию детской деятельности, чтобы вызывать у детей только позитивный настрой, стремление стараться выполнить задуманное до конца. Я где - то слышала, что воспитать творческих детей может только творческая личность. Поэтому я стараюсь организовать деятельность детей таким образом, чтобы весь процесс от подготовительной работы до анализа детских работ носил положительный эмоциональный настрой, с этой целью в работе воспитателя должны преобладать игровые приемы и позитивное отношение к продуктам деятельности детей. Работы наших детей часто украшают выставки, используем поделки в качестве подарков: на день рождения, педагогам на день учителя, восьмое марта и конечно подарки родным и близким, подарки малышам и на память выпускникам детского сада. Поделки, сделанные руками детей используются при украшении группы к праздникам, как пособия по некоторым лексическим темам, как атрибут в сюжетно- ролевых играх. Если такую поделку случайно помять при транспортировке, то качество её ничуть не ухудшится.

Используя в работе по ручному труду опыт моих коллег, я, внедрила его в работу и получила потрясающий результат.

Результат, который радует не только меня, но и родителей, а самое главное приносит радость детям.

Основным компонентом художественно - творческой деятельности, а также условием роста соответствующих способностей у ребенка является интерес, который нужно постоянно развивать. Постепенно развивая и совершенствуя способности ребенка, взрослый формирует такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата. Воображение ребенка тесно связано с мышлением, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира.


С первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему. Известно, что уровень ее развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Что способствует развитию кисти руки у детей? Многие воспитатели в практике своей используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры с мелкими деталями, тестопластику и также работу с бумагой, что является отличным средством для развития движений пальцев руки.

В практике своей работы я использую бумажные салфетки. Данный материал мы используем с детьми уже не первый год, начиная со второй младшей группы. Перед собой я поставила следующие цели:

– способствовать развитию образного мышления, речи у дошкольников;

– учить детей способам работы с разными видами бумаги, особенно с салфеткой, для развития мелких мышц пальцев;

– продолжать воспитывать эстетический вкус у детей, используя различные свойства бумаги.

Для достижения этих целей, я выделила задачи развивать у детей:

– умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них;

– художественно-творческие способности.

Работа с бумагой по программе начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой были выполнены с детьми третьего года жизни. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность – все это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогали сминать комочки. Так появилась картина "Зимняя картина".

Прежде чем начать работу, мы с детьми наблюдали, как тихо падают с неба крупные хлопья снега, как все вокруг окутано сугробами. В этой работе дети делали снежинки. Второй совместной работой с детьми стала картина "Мимоза". Выполненная к празднику мам, она сначала висела в приемной, а затем мы перевесили ее как украшение в групповую комнату. Картины висели, и дети часто любовались ими, спорили, у кого лучше получились снежинка, цветок. Это и наткнуло меня на мысль творчески вести работу с бумажной салфеткой. Наметили план работы с детьми второй младшей группы.

Для пробуждения интереса к работе с салфеткой я изготовила альбом с образцами бумажных салфеток: с рисунками и однотонными.

Я столкнулась с тем, что способ сминания бумаги, описанный в литературе, имеет разновидности, без которых работы не представляют особой выразительности и красоты. Так для себя я открыла еще четыре вида сминания: между ладонями – "кулачком", "лодочкой", "продольное сминание", "ладонью на столе". В результате использования этих способов стало легче изображать образные объекты сюжета. Например, крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе, а ствол дерева – не скручиванием, а способом продольного сминания.

Это дало возможность предоставлять детям выбор способов изображения предметов, расширились технические возможности работы с салфеткой.

Имея небольшой опыт работы с салфеткой, я выделила для себя определенные этапы работы:

– начинать обучение лучше с хаотичного наклеивания комочков на листе, давая детям возможность работать вместе и испытывать удовольствие от красивых снежинок, мячиков для клоунов;

– второй этап работы с комочками – наклеивание на линии: бусы, пуговицы;

– выкладывание комочками контур предмета: цветок, солнышко и т.д.

При сминании "кулачком" происходит с большой салфеткой или с двумя сразу. От этого получаются большие комочки, из которых легко можно сделать цветок, цыпленка и т.д. Используя этот способ, мы изготовили одуванчики, гирлянду из бумажных шариков.

Сминание "лодочкой" на мой взгляд – самое "нежное". Я учила на примере образов: делаем пирожки, ладошки лодочкой.

"Продольное сминание" – с помощью его можно сделать интересные детали предметов: лучи солнца, ветки елки, хвост птицы и т.д.

Сминание "ладонью на столе" – самое сложное. Ладошка должна лежать на середине салфетки, а пальчики должны поднимать ее под ладошку.

Существуют различные способы скручивание салфеток. Способ скручивания салфетки напоминает прядение: салфетка находится на одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно ее вытаскивают и скручивают.

Можно использовать четыре вида скручивания:

– целиковое, когда заготовка скручивается полностью, от начала до конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с одного конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с обоих концов;

– частичное, когда заготовка скручивается посередине.

Важно отметить особенность техники наклеивания в работе с бумажной салфеткой. Она заключается в том, что клей наносится не на салфетку, а на лист, т.е. на основу, фон. Клеем проводится линия или наносится капелька, несколько капель. Об этом важно сказать детям на первом занятии и впоследствии их контролировать, пока они не привыкнут делать это правильно.

При планировании работы я шла от простого к сложному. Предлагала детям то, что доступно для возраста. Младшие школьники использовали простые способы сминания. Давала готовые, нарезанные заготовки салфеток; темы предлагала сама, в основном работы были коллективные, выполненные совместно с воспитателем. Индивидуальные работы стали делать во второй половине второй младшей группы. Дети средней группы использовали в работе ножницы, знакомились с другими способами работы с бумажной салфеткой.

Но я старалась развивать фантазию детей, побуждать их к творчеству. В чем же можно увидеть творчество дошкольников?

Это и изменение величины предмета, и присутствие дополнительных деталей, и изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетания цветов, их контрастность. А самое главное – увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребенка.

Работу с бумажной салфеткой я использую не только на аппликации, но и в ознакомлении с окружающим миром: "Сравнение куста с деревом", "Первые цветы". Кроме того, провожу интегрированные занятия, сочетающие математику с аппликацией: "Одуванчики", "Клубочки" и т.д.

Считаю, что использование техники работы с бумажной салфеткой влияет на запас представлений, которые составляют базу для работы воображения, фантазии и выдумки, развивает речь детей, учит их пооперационному действию, что необходимо для обучения в школе. Методика обучения детей такой технике работы интересна и доступна даже для начинающего педагога.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, на­пример, с бумагой. Техника рабо­ты с бумагой может быть раз­личной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, созда­ние различных объемов с ис­пользованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, тор­цевание на пластилине.

Так, бумагокручение основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и состав­лять из полученных деталей объемные и плоскостные компо­зиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для ори­гами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки Занятия в процессе использо­вания нетрадиционных техник работы с бумагой:

Повышают сенсорную чув­ствительность, т.е. формируют более тонкое восприятие фор­мы, фактуры, цвета, объема;

Развивают воображение, про­странственное мышление;

Развивают общую ручную уме­лость, мелкую моторику, синх­ронизируют работу обеих рук:

Формируют умение планиро­вать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Вносят при необходимости коррективы в первоначаль­ный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими вида­ми изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преоб­разования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимо­сти от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Бумагокручение

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем.

Оборудование: салфетки, плот­ная цветная бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок берет полоски салфеток и скручивает в небольшой жгу­тик, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот про­цесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цвет­ной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеи­вает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.

Бумажная живопись

Возраст: от 3 лет.

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет, силуэт, ритм.

Оборудование: кисть, тониро­ванная папиросная бумага раз­ных цветов или салфетки, клей- карандаш, плотная белая бумага.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумага кусочки небольшого размера. За­тем рисует клеем то, что хочет изобразить, кладет кусочки бумаг на клей. При этом они наклады­ваются друг на друга. Чем больше слоев образуется, тем гуще ока­жется цвет. Перекрывая один цвет другим, можно добиваться нужно­го оттенка. Когда клей оконча­тельно просохнет, следует тонким фломастером дорисовать детали.

Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью

Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, ком­позиция.

Оборудование: белые салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшиежгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Про­цедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изоб­ражаемого объекта. Теперь мож­но взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Нетрадиционные техники работы с бумагой

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например, с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Так, бумагокручение основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

Повышают сенсорную чувствительность, т.е. формируют более тонкое восприятие формы, фактуры, цвета, объема;

Развивают воображение, пространственное мышление;

Развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируют работу обеих рук:

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преобразования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы.

Бумагокручение Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем.

Оборудование: салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок берет полоски салфеток и скручивает в небольшой жгутик, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги.

Бумажная живопись Возраст: от 3 лет.

Средства выразительности: фактура, пятно, цвет, силуэт, ритм.

Оборудование: кисть, тонированная папиросная бумага разных цветов или салфетки, клей- карандаш, плотная белая бумага.

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумага кусочки небольшого размера. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, кладет кусочки бумаг на клей. При этом они накладываются друг на друга. Чем больше слоев образуется, тем гуще окажется цвет. Перекрывая один цвет другим, можно добиваться нужного оттенка. Когда клей окончательно просохнет, следует тонким фломастером дорисовать детали.

Объемная аппликация из бумажных салфеток, раскрашенных гуашью Возраст: от 4 лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование: белые салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения: ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги. Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками не заполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.