Нужно ли приучать ребенка к порядку? Советы психолога. Понимание цели своих действий

Очень часто такой вопрос возникает на совершенно разных уровнях. Должен ли ребёнок в 4 года сам одеваться, и почему он этого не делает, даже если умеет? Ведь уже самостоятельный! Почему ребёнок не может сделать какое-то действие, если физически оно ему подвластно? Почему он не бежит играть с другими детьми, а хочет быть рядом с мамой? Почему сам не ест и просит его покормить? И много, много самых разных «почему». Должен ли ребенок совершать различные действия сам, если он уже умеет их делать?

Что такое независимость и самостоятельность? Это состояние, когда ребёнок готов функционировать отдельно не только физически, умея себя обслуживать в базовых жизненных потребностях, но и морально, психологически: когда он умеет управлять своими эмоциями и чувствами, берёт на себя ответственность за свои поступки, ощущает и понимает свои потребности.

Самостоятельность - это длительный процесс становления, которому нельзя научить. Независимость - это то качество, которое формируется постепенно в благоприятной для этого среде.

Если мы подталкиваем ребёнка к независимости слишком рано, когда он ещё не созрел до этого состояния сам, то эффект получается обратным. У ребёнка появляется чувство ненадёжности, тревожности, повышается желание всеми силами вернуть назад незримую верёвочку, которая связывает его с тем взрослым, к которому он привязан.

Почему так получается? Для ребёнка тот факт, что он родился у мамы и папы и они - его родители, не является однозначным подтверждением того, что он нужен, любим, что его принимают и поддерживают. Эти ощущения формируются из отношений и действий, взаимодействия ребёнка со взрослым. И это не только великие дела и поступки. Это то, что случается каждый день, когда мы просыпаемся, едим, одеваемся, смеёмся, общаемся.

То, что для взрослого может казаться незначительной мелочью, например, «Надевай джинсы сам, ты же уже умеешь!», для ребёнка может интерпретироваться как угроза надёжным отношениям с родителями. Ребенок просит помощи, не только когда не умеет что-то делать, но и тогда, когда ему необходимо убедиться, что в отношениях все в порядке.

Чтобы ребенок сам начал стремиться к независимости, первое, что нужно сделать - это удовлетворить всего его потребности в зависимости. Чем больше заботы получает ребенок от взрослого, тем быстрее происходит процесс взросления и движения к истинной, настоящей независимости. Ребёнку очень нужна возможность быть зависимым столько, сколько ему нужно для осознания себя как отдельной личности.

Для примера можно провести аналогию со взрослыми отношениями. Когда у нас хорошие, доверительные, надёжные отношения с партнёром по жизни, когда мы в нём уверены, у нас нет потребности постоянно переживать о том, что отношения могут развалиться. Мы не обременены постоянными заботами и страхом, как удержать своего партнёра, и мыслями, что со мной что-то не так, и поэтому меня оставят. Потому что партнёр сам показывает серьёзность его отношения к нам ежедневно во всех бытовых делах и в любом взаимодействии, которое происходит между нами. Заботится, говорит о своих чувствах, стремится помочь, даже если мы умеем что-то сами. Он даёт нам заботу, и от этого нам спокойно. Мы тратим свои силы на приятные занятия и наслаждаемся жизнью, строим планы, дерзаем, пробуем новое.

Но стоит нам оказаться в отношениях, в которых нет уверенности, как львиная доля всех жизненных сил уходит на то, чтобы убедиться, любят ли ещё меня, нужен ли ещё я? У нас повышается тревожность и появляется беспокойство. Испытывая страх за отношения, мы уже не можем с такой лёгкостью заниматься чем-то и реализовывать себя в мире.

То же самое происходит и с ребёнком. Если он свободен от переживаний и от необходимости удовлетворять свой «голод» в привязанности и зависимости, он спокойно будет идти своим путём к настоящей независимости.

Самый простой способ утолить такой «голод» зависимости - откликаться на просьбы ребёнка и оказывать ему помощь там, где мы имеем для этого возможности, не опираясь при этом на мысль о необходимости быстрее подвести ребенка к самостоятельности.

Одни никак не могут отучить ребенка от соски, другие никак не могут засунуть ребенку соску в рот. Да, да, иногда дети наотрез отказываются от соски-пустышки, а довольно часто именно соска пустышка выручает родителей в разных ситуациях. Она отлично успокаивает ребенка, стимулирует сосательный рефлекс. Во время сосания соски происходит стимуляция мозга, вырабатывается определенная сосредоточенность, выработка гормонов удовольствия. Ребенок быстро успокаивается, сосредотачивается на сосании и засыпает. Споры на счет того, что ребенка вообще не следует приучать к соске были всегда, поэтому тут каждый родитель решает сам, приучать или нет. Но также вы должны знать, что хуже от соски ребенку точно не будет, единственный реальный минус, это возможно будут трудности когда придет время забирать и отучать вашего ребенка от соски () .

Когда нужно использовать пустышку?

  • Оптимально использование пустышки перед сном. В этом случае стимуляция сосательного рефлекса будет способствовать успокоению ребенка, замещая привычное и нормальное для младенца сосание груди перед сном;
  • Во время долгих сборов на прогулку и на самой прогулке когда ребенок играет в песочнице;
  • Когда приходится ждать в больших очередях, например, в поликлинике;
  • Во время прогулок по магазинам (примерка новой одежды на крохе);
  • Всевозможные поездки и путешествия.

Почему не получается приучить ребенка к соске при кормлении грудью?

Если кормление грудью продолжается до года или полутора лет, пустышка не потребуется. Напротив, с большой вероятностью, она будет с негодованием отвергнута. Приучить ребенка, находящегося на грудном вскармливании к пустышке практически невозможно. Дети превосходно чувствуют разницу и будут требовать не пустышку, а теплую и живую материнскую грудь.

Не все могут позволить себе кормление ребенка грудью длительное время. Использование ряда лекарств, антибиотиков, не соблюдение специальной диеты, стрессы, ранний выход на работу. Все это приводит к вынужденному отказу от кормления грудью.

Для чего может быть полезна соска пустышка?

  • Ребенок, приученный к пустышке не требует внимания перед сном, ему достаточно пустышки. Это очень важный момент. Укачивание ребенка перед сном без использования пустышки потребует не менее часа, а то и двух ежедневно (т.е. в течение всего дня). Если вы располагаете таким количеством времени, можно не задумываться о необходимости пустышки. Если нет, рациональнее выбрать хорошую соску;
  • Пустышка стимулирует деятельность кишечника и спасает малыша от газиков;
  • Во время прогулок на улице и игры ребенка в песочнице (ведь малыши тянут в рот всевозможную «каку»);
  • Существуют специальные соски, способствующие формированию правильного прикуса;
  • Ребенка можно быстро успокоить в любой ситуации, предложив ему пустышку;
  • Использовать пустышку чтобы успокоить ребенка может любой член семьи. И отец, и бабушки ребенка, и старшие дети. Для приведения младенца в благодушное состояние не требуется обязательное участие матери;
  • Происходит выработка навыка сосредоточенности, которая впоследствии будет весьма полезна в учебе или в интеллектуальной работе. Очень важно проследить, чтобы эта привязанность не переключилась, например, на курение. Но подростку легко можно объяснить вред курения и найти альтернативу для достижения сосредоточенного состояния.

Какие могут быть отрицательные стороны использования соски?

  • Меньше внимания уделяется изучению окружающего мира, ребенок сосредоточен на сосании;
  • Дети, приученные к пустышке, позже начинают разговаривать, чаще требуется помощь логопеда (это конечно возможно и миф);
  • От использования пустышки трудно отучить. Иногда так и есть (как отучить ссылка в начале статьи);
  • В ряде случаев ребенок переключается на другие предметы (все что попадется на глаза) и сосет их, в том числе и пальцы. Кстати, отучить ребенка от соски проще чем от сосания пальцев () ;
  • Пустышку ребенок может сосать несколько часов без перерыва. Это значительно дольше, чем можно сосать грудь;
  • Поскольку пустышку используют дольше, чем физиологически оправданно грудное кормление, и без временных ограничений, чрезмерно развитый сосательный рефлекс может сохраниться надолго и отразиться в сосании ручек и карандашей в школе, привычке грызть ногти, курении.

Есть и положительные стороны при чрезмерно развитом сосательном рефлексе. При посасывании предметов, например, карандаша, происходит привычная стимуляция мозга, с легкостью достигается сосредоточенное состояние, вырабатываются гормоны удовольствия. И задача по алгебре решена, так еще и с удовольствием. А карандашей вместо погрызенных при решении, можно купить еще коробку, ничего страшного.

Некоторые дети категорически не хотят пользоваться пустышкой. Стоит ли настаивать?

Конечно, пустышка это удобный инструмент управления ребенком. Большинство родителей считает, что это удобно, в любой момент заставить ребенка замолчать и успокоиться. От соски чаще отказываются активные дети, желающие самостоятельно управлять любой ситуацией. Вполне возможно, что именно для таких детей, отказывающихся от соски, привычка к сосредоточенным состояниям будет особенно полезна. Ну и все плюсы использования соски мы написали выше.

Приучаем к пустышке — маленькие хитрости

Существует 2 основных метода приучения ребенка:

Ах да, многие советуют мазать соску сладким вареньем или медом чтобы ребенок ее не выплевывал, ни в коем случае не стоит этого делать, т.к. у маленького ребенка от этого может появиться , кариес, и возникнуть зависимости от вкуса. Также не нужно облизывать соску, перед тем как дать ее ребенку, в слюне взрослого человека содержится огромное количество бактерий.

С какого возраста можно предлагать пустышку?

Соску можно давать с рождения. В хороших аптеках имеется широкий выбор сосок для детей, начиная с рождения. Если новорожденный наотрез отказывается от пустышки, то повремените и попробуйте заново в 1 месяц. Формирующие прикус соски можно начинать использовать с 7-12 месяцев.

Как выбрать?

Приобретайте соски в соответствии с возрастом младенца (пустышки продаются по размерам от 0 до 3 месяцев, от 3 до 6, от 12 и 18 месяцев). Также обращайте внимание на материал соски — может быть силикон и латекс (латексные мягче силиконовых) и на форму.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Стоит ли совмещать грудное кормление и использование пустышки?

Это нежелательно. Причины следующие. При грудном вскармливании ребенок приучается очень бережно относиться к материнской груди. Дети, не использующие пустышки, практически никогда не кусают грудь.

Но пустышку очень удобно грызть. И дети грызут пустышки, когда , в результате, когда во рту снова оказывается грудь, детям трудно переключиться, и они могут укусить. Терпеть и прощать подобные укусы нельзя, наказывать тоже не за что.

Нужно понимать, что любое решение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Исходите из рациональных предпочтений. Если вы располагаете достаточным временем, спокойно отнесетесь к требованиям ребенком внимания посреди ночи, готовы часами укачивать своего малыша, если у него болит животик или режутся зубки – вопрос с пустышкой можно оставить открытым.

Когда ребенок больше всего нуждается в том, чтобы его чаще брали на руки

Почти всем известно, что с самого рождения ребенок имеет различные потребности. И выражает он это в виде беспокойства или плача. Но нужно знать, что физиологической потребностью в питании, сне и прочем нужда малыша не ограничивается. Ребенку просто необходим контакт с матерью, именно телесный контакт, чтобы чувствовать материнский запах и тепло. Если рядышком возле младенца нет мамы, то он испытывает очень большой стресс. А стрессовое состояние способствует ослаблению нервной системы и снижению иммунитета.

Еще в утробе кроха ощущал сильнейший контакт с матерью и после рождения он нуждается в нем. Но дело в том, что после рождения он попадает в незнакомую для него среду. Он пока не успел адаптироваться в новом мире и испытывает стресс. Поэтому приучать к рукам малыша сразу после рождения не только можно, но и нужно.

Месяцев до двух после рождения малыш должен как можно больше находиться в контакте с родителями, проводить много времени на руках, лежать рядышком с ними на кровати, кормиться грудью или из бутылочки с родительских рук. Он уже прекрасно различает голоса близких ему людей. Чувствуя ваше тепло, спокойно засыпает.

Как постепенно отучить ребенка от рук

Когда малышу будет около трех месяцев, нужно задуматься, как отучить его от такого тесного контакта, чтобы не навредить его нервной системе. Ведь чем старше ребенок становится, тем он больше привыкает к такой близкой связи, так как другого существования не представляет. Но нужно начинать отучать его от рук с осторожностью и постепенно. Как можно чаще нужно оставлять малыша одного на небольшой период времени, но не в соседней комнате, а недалеко возле себя. При этом нужно продолжать общение с ним, разговаривать, держать за руку, поглаживать. Постепенно это время нужно увеличивать. Главное, чтобы малыш постепенно адаптировался к другому способу общения с родителями.

Уже к трем месяцам жизни ребенок спит более длительное время. Но в свободное от сна время он познает окружающую его обстановку, внимательно за всем наблюдая. А это очень легко проделывать на руках у родителей. Поэтому лишать такой возможности свое чадо вредно. Нужно его в такие моменты носить на руках, но не постоянно, иногда его можно оставлять на некоторое время, но уже чуть дальше от себя. Хорошо давать ему игрушки, чтобы он свое внимание сконцентрировал на них.

Но если вы уложили кроху одного и при этом он недовольно «кряхтит» или начинает плакать, то возьмите его на руки сразу. Если не обращать никакого внимания на детский плач, то в подсознании у ребенка откладывается боязнь оставаться одному. Если вы будете делать все правильно, то к 4-6 месяцам ваш малыш уже довольно длительное время сможет оставаться один, и у вас будет больше свободного времени, которое вы сможете посвятить другим делам или себе.

Стоит ли приучать к рукам своего малыша на длительное время? Однозначный ответ - нет. Если родители будут свое чадо носить постоянно на руках, то уже к 10-ти месячному возрасту это сделать будет очень тяжело. Дело в том, что в этом возрасте дети уже понимают многие вещи. Они при каждом удобном случае, если вы оставите их одних, начнут требовать свое. При этом они начинают плакать, а порой и устраивать истерики, ведь одни они быть не привыкли. Истерики в свою очередь очень вредны для психического состояния ребенка. Поэтому приучать ребенка к рукам можно в определенный период его жизни. Немаловажно и вовремя, когда кроха еще не лишком требователен, его постепенно отучить от рук, ведь потом это будет сделать очень трудно.