Очарованная душа.

Она поэтами воспета
Последних десяти веков,
Когда же на тебе надета,
То просто – не хватает слов…
Пусть заедает суета,
И угрожает стресс,
Но дама в шляпке, господа,
Совсем не та, что без…
Чуть-чуть кокетливей, смелей,
Увереннее в жизни,
Глаза блестят, изгиб бровей
Немножечко капризней.
Под шляпкою –в любой сезон
Найдете бездну шарма,
Она всегда – хороший тон,
*** Пускай проносятся года,
Я повторю упрямо:
- Снимите шляпы, господа,
Пред вами в шляпке –дама… (

Ольга Лосицкая

)

Ее любят, носят и снимают. Это чрезвычайно важное дополнение гардероба почти ушло из нашей жизни, ведь в XX век постарался стереть классовые различия, а шляпа умудрилась попасть в атрибут буржуазии.

Между тем история шляпы в Российской империи насчитывает 300 лет, и полна она невероятных событий, рассказывающих и о причудах моды и об особой роли этой части костюма. Кто только не решал судьбу шляпы в русском обществе – модистки и модницы, художники и поэты, церковь и даже цари. А все это из-за того, что среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает очень высокое, главенствующее положение.


История шляп богата на события. С давних времен головной убор шляпы наделяли магическими свойствами и принимали за своего рода «двойника» головы. Шляпа является не просто элементом костюма, но и своеобразным культурным и художественным феноменом.


К сожалению, даже археологи не могут сказать, что представлял из себя первый в мире головной убор, изобретение которого историки приписывают древнегреческим мастерам. Главным прародителем всех современных шапок, кепок и беретов уже давно принято считать «пилос» - солнцезащитный чепчик, который мужчины и женщины часто надевали на голову во время полевых работ. А что касается шляп...считается, что их прародителем стал головной убор из обыкновенной соломы, с полями и тульей.


По другой версии, прототипом современных шляпок является ни что иное, как остроугольные колпаки под названием «генины» - такие как носили на своих головах звездочёты и колдуны. Во Франции - стране, признанной законодательницей мод, подобные головные уборы появились на головах бургундских придворных дам. Причём, чем знатнее была дама, тем выше был генин на её голове. Знатнейшие из знатнейших порой даже не вписывались в стандартные двери (из-за высоты своего генина) и поэтому для них прорубали особые двери..

Во времена Средневековья головной убор мог многое рассказать о своём хозяине. Как писал знаменитый немецкий поэт XIX столетия Кристиан Гентер:

«По недоступным мне причинам во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина по шляпе лишь была видна...»

Действительно, по головному убору можно было легко определить общественное положение и статус человека. Выбор шляпы мог рассказать о принадлежности особы к великосветскому обществу, к богеме, а также о его неординарности. В средние века шляпы, богато украшенные дорогими мехами или драгоценными камнями, считались предметом роскоши.

Питер Пауль Рубенс. Портрет Сюзанны Лундин (Соломенная шляпка)

Богатые женщины придавали этой детали гардероба огромное значение, ведь шляпки в то время были чем-то вроде визитной карточки. И чем шляпка оригинальней – тем лучше! У представительниц бедных классов дела со шляпками обстояли совершенно по-другому. Их беспокоила разве что функциональность шляпы и её удобство. Иногда шляпка заменяла собой зонтик. Новые шляпки бедные женщины приобретали редко, так как стоили они чрезвычайно дорого...


Чем только не украшали шляпы в те далёкие времена! Для этого использовали драгоценности, мех, ленты, перья, вышивку, кружева, пуговицы, кокарды, живые цветы... Во времена правления короля Карла Великого украшение головного убора перьями петуха или фазана считалось чуть ли не наивысшей наградой, а вот к шапкам и шляпам провинившихся каким-то образом особ, прикрепляли общипанные чучела маленьких птиц, обитавших в лесах...

И. У. Линдх. София Маргарета фон Гартман. XIX век

В эпоху Ренессанса возникла мода на шёлковые и бархатные береты, очень изящные, утончённые и элегантные. Затем, в семнадцатом столетии, их сменили треуголки и парики. А век спустя повились невысокие фетровые шляпки чёрного цвета и круглой формы, которые впоследствии стали прародителями цилиндров.

Донген Ван Кис - Женщина в черной шляпе (1908)

По словам мастеров шляпных дел, XIX столетие стало поистине золотым веком шляп, ведь в это время появилось огромное многообразие головных уборов, их форм и отдельных деталей. Малюсенькая женская шляпка под смешным названием «биби», чепчик с обилием лент и кружев, шляпка с мантоньерками, сделанная из соломы и носящая имя «гнездо шута», тюрбан, богато украшенный драгоценностями и птичьими перьями, изысканный малиновый берет – это ещё не полный список...

В. Л. Боровиковский Портрет Е. Н. Арсеньевой

Где-то в середине XIX столетия наступило пресыщение роскошью женских шляп и женщины начали активно осваивать гардероб противоположного пола... Шёлковые цилиндры, соломенные канотье, спортивные кипи и ковбойские шляпы – всё это довольно быстро пришлось по вкусу дамам.


И. Н.Крамской Неизвестная.

В следующем, двадцатом веке, роковую роль в шляпной моде сыграли опять-таки женщины! Это были Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли. Шанель постаралась придать головным уборам для женщин лаконичную элегантность, а Скьяпарелли, вдохновлённая сюрреалистическими произведениями Сальвадора Дали, создала знаменитые шляпки-башмачки...


Популярные во все времена фетровые шляпы являются, можно сказать, национальным головным убором. Ещё древнерусские крестьяне носили так называемые «гречневики» - это такие головные уборы, которые имели треугольную форму, их валяли так же, как и валенки, из овечьей шерсти, а формовали на горшках, в которых варили гречневую кашу. Отсюда и название.

Попав под влияние европейской культуры, этот головной убор начал постепенно облагораживаться. А во время правления царицы Екатерины в деревне Клёново, расположенной рядышком с Подольском, серьёзно и основательно занялись производством фетра. Теперь его изготавливали не из грубой шерсти овец, а из пуха зайчиков и кроликов, который был гораздо мягче и нежнее... Кстати, прославленный велюровый фетр изготавливали именно из пуха, выстриженного со спинной части заячьей шкурки. А качество головного убора в те времена определяли вот таким способом: брали шляпку за борта и пробовали её на ощупь – если головной убор «выезжал» из-под пальцев – значит, качество отменное.


До тридцатых годов прошлого тысячелетия фетровые шляпы изготавливали вручную, а затем наладили промышленное производство головных уборов из фетра. Основное преимущество фетровых шляп и шапочек – это то, что они независимо от погодных условий, способны быстро восстанавливать свою первоначальную форму.

В.Серов Портрет княгини О. К.Орловой 1911

В России история шляп насчитывает уже три столетия. Одна их самых знаменитых шляпок второй половины XVIII столетия, богато украшенная колосьями и полевыми цветами, носила имя «Памела» - она была названа так в честь главной героини романа Сэмюэла Ричардсона «Памела или вознаграждённая добродетель».


Во все времена шляпа считалась таинственным аксессуаром. Когда-то она являлась неизменным атрибутом магов и ведьм, и ей приписывали магические свойства.... И сейчас многие утверждают, что, надев шляпу, можно не только преобразиться внешне, но даже изменить своё самоощущение. Действительно, каждая женщина может легко почувствовать себя древнегреческой красавицей или мексиканской сеньоритой...

Илья Репин. Портрет артистки Беллы Горской.

Начало ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов.

В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

И.Репин Портрет М. Ф.Андреевой. 1905

1909-1911 годы. О времена, о нравы! Нет больше осиной талии, талии нет как таковой. Юбка стала прямой и умеренно узкой. Набирала силу женская эмансипация. Рушились старые каноны - мир захлестнуло танго. Поля дамских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции. В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма - "ток". Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы.


Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все постепенно упростилось: прически утратили накладные букли, их место занял прямой или косой пробор, который заканчивался тугим узлом на затылке. Шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.


Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности.
Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в посторонней помощи, в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение, райский цветок, а самостоятельная энергичная единица. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное - золотые, смоляные, льняные локоны и кудри. Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности - она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них.


Форма шляпки "ток" активно развивается, для стрижки "под мальчика" она идеальна. До середины30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы. Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну - правую сторону.


Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.

З.Серебрякова. Графиня Р.Зубова. 1938

Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют "десертной тарелкой".


Носят всё: фантастические береты, "горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия.


В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом.


Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли "лохматый". Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

В 50-х наступает долгожданное возрождение моды. Характерной чертой становится отсутствие гротескных, вычурных форм. Шляпка потеряла свою фантастичность, но не утратила изящества. Остался в моде любимый материал - солома, которую, используя новейшие технологии, красили во всевозможные цвета. Солома переплеталась изысканно и причудливо, а головной убор выходил лаконичным, практичным и, главное, ультрамодным.


В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм.


Еще в конце ХХ века, глядя на шляпы, можно было сказать, что время расцвета их миновало: нет больше роскошных шляп с перьями, хитроумные замысловатые конструкции из цветов улетели в прошлое, подхваченные ветром истории. Но пришел новый век, и интерес к шляпке постепенно возвращается. Пусть пока это взгляд в прошлое - в моде винтаж, пусть пока это шляпки из комода, но в них есть очарование и неповторимость эпохи, когда шляпка правила бал, когда из-за этой вещицы дамы проливали слезы и глотали смертельные пилюли, а кавалеры, на грани безумия, платили состояния за новый парижский шик!


Шляпа имеет и поговорку в народе. «Дело в шляпе», есть такое выражение. Это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Иногда объясняют происхождение этой поговорки тем, что в давние времена некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи.

Вы думаете, что шляпка и модная шляпка - это одно и то же? Ошибаетесь! А! Вы имели в виду, что модная шляпка - это разновидность шляпки? Опять не угадали. Между этими двумя предметами гардероба, на самом деле, за исключением их общего происхождения, не так уж и много общего.

А родилась шляпка (точнее, в те далёкие времена её ещё называли просто головным убором) очень и очень давно. Предпосылкой для её рождения была вовсе не мода, а самые обыкновенные погодные условия: обжигающий мороз, пронизывающий ветер, проливной дождь и невыносимая жара. Жизненная необходимость подтолкнула человека изобрести некий предмет, который бы согревал его голову зимой и осенью, а также защищал её от палящих солнечных лучей летом.

Как и всё на свете, предмет головной необходимости подвергался на протяжении своего существования множественным трансформациям в зависимости от климата, эпохи и страны. Сегодня мы знаем его как шляпу, шапку, панаму, берет или кепку. Но все эти потомки первого головного убора являются лишь дальними родственниками сегодняшней модной шляпки.

Прямым пращуром модной шляпки является ни в коем случае не головной убор-необходимость, а головной убор-знак отличия. Отныне шляпы используются как знак принадлежности к той или иной политической партии и тому или иному сословию.

А спустя некоторое время, в XIX веке, шляпа становится не столько знаком классового отличия, сколько символом благосостояния. За шляпку берётся наконец-таки её Величество Мода, и „просто шляпка“ превращается в „модную шляпку“.

Только женщина высокого материального достатка может себе позволить иметь несколько модных, особенных шляпок, сделанных на заказ. А ведь чтобы шляпки оставались модными, их надо постоянно менять, заказывать новые. И каждая должна быть сделана a la mode и обязательно в единичном экземпляре, чтобы её обладательница не подвергалась опасности столкнуться лицом к лицу где-нибудь на балу или в опере со своей "шляпной" копией. Дамы со средним достатком вынуждены приобретать шляпки серийного производства и потом уже, своими силами украшать их и делать особенными. Отсутствие же свободных средств обрекает на ношение старомодных шляпок. А носить такую шляпку для женщины (особенно принадлежащей к высокому сословию) было равнозначно сообщению всему свету о своёй тяжкой бедности. Ведь шляпка - это не туфли, её нельзя спрятать под длинным подолом, и она - не платье, которое можно в крайнем случае перешить в домашних условиях. Шляпку можно только купить или заказать.

Подытожим. Что собой представляла модная шляпка вчера? Предмет роскоши, гордости, восхищения, но и повод для страдания и расстройств, когда на модную шляпку нет денег, а без неё невозможно ни в свете появиться ни даже просто на улицу выйти.

А сегодня? Сегодня мы можем сказать, что как только в шляпке, как в обязательном и незаменимом предмете женского туалета отпала необходимость, модная шляпка изменилась к лучшему. Она стала свободной, никак не привязанной к сезонной моде. Она стала предметом искусства и самовыражения. И главное, она перестала быть причиной женских слёз. С другой стороны, перестав быть обязательным предметом, а став скорее редкостью, модная шляпка приобрела новый знаковый статус. Она сообщает не столько о состоянии банковского счёта своей носительницы, сколько о её характере. Только уверенная в себе, с чувством стиля и моды Женщина будет чувствовать себя уютно в самой экстравагантной шляпке.

А что же будет завтра? Скорее всего, положительная линия развития модной шляпки не прервётся. Ведь за несколько веков своего существования, модная шляпка превратилась из орудия классового разделения и угнетения бедных дам в самый демократичный предмет женского туалета. Её присутствие выделяет. Её отсутствие никоим образом не унижает. Модную шляпку может носить любая женщина, независимо от возраста, комплекции (а это, согласитесь, немаловажно, т.к., например, полная женщина может себе позволить следовать далеко не всем требованиям моды), семейного положения или материлаьного благосостояния.

Одним словом, модная шляпка развивается в ногу со временем, подстраивается под требования общества и условия жизни и при всём при этом, она остаётся предметом искусства и той самой точкой над "и" любого наряда.

Утонченные французы считают, что женщина без шляпки - как Эйфелева башня без наконечника. А великие кутюрье претворяют это высказывание в жизнь, дополняя свои коллекции невероятно экстравагантными творениями, в которых можно угадать лишь отдаленное подобие шляпки.


Надо отметить, что правильно подобранная шляпа может кардинально изменить стиль и образ, украсить любой тип лица. И даже когда женщине кажется, что ей совершенно не идет никакой головной убор, она бесконечно ошибается. Страсть к шляпкам заложена в женщине на генетическом уровне. Бывает, что прекрасная половина человечества просто может не обнаружить в себе такого желания. Они идут всем, придают уверенности и стимулируют к тому, чтобы выглядеть еще лучше.


Собственно говоря, женщина - прекрасна, а в шляпе эта особенность утраивается с небывалой силой. Самое удивительное, они подходят ко всему. Вы можете надеть шляпку, выделанную из разных мехов и неожиданных расцветок к манто. Большие широкополые, или миниатюрные с вуалью - вместе с сапогами на шпильке. Средние, кружевные, с цветочками и с фатой - к подвенечному платью. Геометрической формы - в унисон к перчаткам или сумочке.


Кстати, Софи Лорен, всеми любимая и почитаемая актриса и, ко всему, удивительно красивая женщина, в своей книге "Секреты красоты" написала: "Я питаю слабость к шляпам. Они элегантны и эксцентричны, забавны и драматичны. По-моему, женщину в шляпке забыть нельзя. Выбирать шляпы в магазине, где шикарный ассортимент, - развлечение…".

Одним словом, шляпки - это удивительное создание человечества, достойное изобретения радио и телевидения. Эти сказочные головные уборы тоже приносят радость, сказку и ощущение карнавала. А их обладательницам дарят заряд энергии и бодрость духа. Еще они дарят их хозяйкам ощущение роскоши и шика. И любая, хотя бы только примерившая их женщина, чувствует себя обаятельной и привлекательной.


Если Вы хотите преуспеть – наденьте шляпу

(ст. английская поговорка)


И все-таки чем же так привлекательна женщина в шляпке? Именно шляпка делает женщину... нет, не женщиной - дамой! К тому же это единственный головной убор, заставляющий владелицу держать спину прямой. А если к шляпке прибавить "бархатный" взгляд, изящные движения, аромат изысканных духов, то все это вместе способно свести с ума любого настоящего мужчину. Но не забудьте про афоризм великой Коко Шанель: главное в женской моде - это сама женщина.








Шляпа висела, шляпа вздыхала.
Шляпа жила, шляпа существовала.
Шляпу носили мама и дочка,
Но для нее не поставлена точка.

Много видала, много страдала.
С мамою шляпа влюблялась, мечтала.

Мамина шляпа про маму все знала.

Дочка однажды шляпу достала.
Шляпа вздохнула, спасибо сказала.
Дочка чихнула, пыль отряхнула.
Шляпу примерив, хитро взглянула.

Много видала, много страдала.
С дочкою шляпа влюблялась, мечтала.
Ночью спешила, от бурь укрывала.
Дочкина шляпа про дочку все знала.

Годы промчались. Моды менялись.
Старые вещи дарились, терялись.
Мудрая шляпа одна задержалась.
Где-то в шкафу безнадежно валялась.

Много видала, много страдала.
С внучкою шляпа начнет все сначала.
Ночью спешила, от бурь укрывала.
Внучкина шляпа про внучку все знала.

Туманова Ирина

Шляпа - хороший подарок,
И ты ей безумно радый.
Ведь я тебе сегодня её подарю,
И как тебе в ней красиво я скажу.

Шляпка — дивная поляна!
Ах, какие здесь цветы!
Мне её надела мама,
Тоже дивной красоты!

Шляпу я красивую тебе дарю,
Позавидовать ты сможешь только королю.
Потому что краше этой
Нет же шляпы на хоть всей планете.

Эта милая шляпка для Вас,
Ах как хороша, как Вы мила,
Не отвести глаз,
Сама Беллуччи к нам зашла.
Шикарный образ Вам идет,
Стиль подчеркивает шляпа,
Кто увидит красоту - с ума сойдет,
Большего желать не надо.
Вас невозможно не заметить, Belladonna,
Как прекрасен образ Ваш,
С обложки сошла сама Мадонна,
Это просто мираж!

Не спеша на мягких лапах
По квартире ходит шляпа —
Это кот, усатый кот,
В шляпе папиной идет!

Степанов В.

Вчера купила шляпку в ателье я.
Соломенная, лёгкая, как пух.
У зеркала улыбок не жалею,
Вдруг слышу, за спиной бормочет внук:

— Ну, ты чего? От солнышка сомлела?
Она ж для старых бабок от жары!
Ещё б панамку на себя надела,
Ворон гонять на даче до поры.

Возьми бандану, новую бейсболку,
Иль козырёк от солнца до бровей.
Красиво, модно. Прицепи заколку
И можешь отправляться на «бродвей».

— Да, вроде не по возрасту обновки,
А в шляпке я моложе, веселей.
Я не девица, и не на тусовке,
И шляпка мне, конечно же, родней.

Как баронесса буду в шляпке этой.
Вуаль добавлю, бутоньерку, бант.
Я буду гордой, неприступной летом,
Подарит комплимент мне юный франт.

Предложит «Мерседес» или карету,
Умчит в Париж, Лос-Анджелес, Перу.
Я буду путешествовать по свету,
И внуку я, конечно, нос утру!

Ах, шарфики, косынки, чудо-шляпки…
Вы – мудрости и зрелости удел.
Но ведь пределы возраста так шатки,
Мы молоды, покуда мы у дел!

Лаврова Татьяна

Шляпу от души дарю -
Нет прекраснее подарка.
Обладательница пусть,
Сразу станет очень яркой.
Модно в шляпе щеголять,
Всех вокруг лишь удивлять,
Пожелаю я внимания,
Красоты и процветания.

Мне подружка подсказала: —
В каждой шляпе есть секрет,
В старину от стар до мала
Выходили в шляпах в свет!

Надевай, когда заразой
Меланхолия скребёт,
Шляпа средство и от сглаза,
Ничего в ней не берёт!

Нацепив с улыбкой шляпу,
Удивилась: — Чем не леди?
Дождь прошёл с утра, что капал,
Улыбнулись мне соседи.

Ах, мадам, вы так желанны!
Место кто-то уступил…
Тот мужчина не был пьяным,
А в глазах задор и пыл!

Я иду в ней, будто пава…
Даже нос задрался вверх,
Возглас слева, вздохи справа,
Прям аншлаг! Такой успех!

Кто сказал: — Всё дело в шляпе?
Человек был этот мудр!
Он не зря такое ляпнул,
Шляпа — лечит! Даю зуб!

Надежда Луч

Щепоткой пальцев шляпу поправляю,
Из под полей уютно и тепло,
И взглядом умным профиль исправляю,
Когда смотрю в зеркальное стекло.

Я в шляпе вижу страсти и надежды
Могу за шляпой скрыть свое лицо,
Нетрудно подбирать себе одежды,
Цилиндр и смокинг, бабочка, кольцо.

Люблю одеть ковбойские примочки,
Шнурок от шляпы фиксой прикусить.
И бахромой из кожи, с отторочкой,
Пиджак украсить, виски всем налить…

А вот и шляпа с Африки далекой,
Как пена водопадная она,
Колонизатор, белый и жестокий,
Ей поправлял неровные поля.

Не мнется шляпа века - Борсалино
К себе примерить вряд ли я смогу,
Хотя быть может прослыву мужчиной,
И вызов от таких же получу.

Люблю я шляпы, я от них немею,
Еврейские шляпы не ношу,
От королевы Англии балдею,
Гламурный шик, названья не найду.

Я в шляпе, элегантен и спокоен,
Поклонов и презентов мне не жаль,
Прекрасным дамам искренне угоден,
Скрываю наступающую старь.

Петров Валентин

По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с ленточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну, а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
Тяпы-Ляпы - это дача.
Есть у шляп одна задача:
Дождик ночью прошумел,
В огороде уйма дел.
И спешат четыре шляпы
Лук полоть,
Картошку тяпать.
Вот пришли, передохнули,
Разом тяпками взмахнули,
Вскоре каждая из шляп
Стала тяпать: Тяп-тяп-тяп!

Кудрявцева Валентина

Изысканная шляпа, имидж вмиг поправит,
Да так, что от тебя и взгляд не отвести.
Надеюсь, в гардероб твой, впишется подарок,
И гордо на себе ее будешь нести.
Пускай твои труды напрасными не будут,
Душевных сил тебе, успехов и любви.
Пускай друзья тебя не забывают,
И ты, конечно, их люби.

Порассуждаем на данном этапе
как мы относимся к женщине в шляпе?

Нам как-то так представляется это —
женщина в шляпке — из высшего света,
или курортно-хозяйственный тип —
среднего возраста женщина-гриб.

С перьями шляпку надела чудачка —
значит, она зажигает на скачках!
Как у мужчины убор головной —
дама с характером, стиль деловой.

В шляпе с вуалью два века упрямо
ходят в кабак романтичные дамы,
черная шляпа с перчатками в тон —
это, конечно же, дама-шпион!
В шляпе с полями от солнца на даче
нос от загара красавица прячет.

Все, кто не в списке — два шага вперед,
шляпу сними и не путай народ!

Лина Макс

«Ну, ты и шляпа!
– дурачилась кепка.
-Думаешь зря,
будто
держишься
крепко!»

А шляпа в ответ,
как всегда,
промолчала:
ведь, кепки
с рождения
не замечала.

Дама в шляпке: образ романтичности,
Элегантна, женственна, божественна,
Символ элегичной поэтичности,
Как она изысканно естественна…

Ласковая песня строгой нежности,
Музыкой волнительной прекрасна,
Ореолом таинства безбрежности,
Чувством восхищённости чудесна…

Чарами пленительными сладости,
Дама в шляпке: образом прелестна,
Взглядом потуплённой гордости,
Беспредельно выглядит свобода…

Зыбкая граница томности,
Века восемнадцатого мода,
Канонами девичьей скромности,
Дама в шляпке: Женщина от Бога!!!

Васильев Василий

Очаровательную шляпу
Тебе мы подарить хотели,
Мы знаем, ты такие любишь,
Со стилем угадать сумели,
Ты надевай ее почаще,
К лицу тебе обновка эта,
Тебе мы в праздник пожелаем
Добра, любви, тепла и света!

Я сегодня поутру
Шляпку модную куплю,
Платье я сошью до пят —
Будет дивным мой наряд!

Скажут люди: «Что за диво!
Под вуалью взгляд игривый!»
«Леди» — будут называть,
Только лорда где б сыскать?

Швецова Галина

Она поэтами воспета
Последних десяти веков,
Когда же на тебе надета,
То просто – не хватает слов…

Пускай без перьев, и поля
Немного меньше, чем в футболе,
Но ты в ней — чудо как мила,
А как ее оценят моли!

Пусть заедает суета,
И угрожает стресс,
Но дама в шляпке, господа,
Совсем не та, что без…

Чуть-чуть кокетливей, смелей,
Увереннее в жизни,
Глаза блестят, изгиб бровей
Немножечко капризней.

Под шляпкою – в любой сезон
Найдете бездну шарма,
Она всегда – хороший тон,
Носите шляпки, дамы!

Пускай проносятся года,
Я повторю упрямо:
— Снимите шляпы, господа,
Пред вами в шляпке – дама…

Но странное дело –
Все больше вдруг Шляп.
И Кепкам все меньше становится благ.

Барьер между ними и пропасть растет…
Хоть жизнью затуркан,
Созреет народ.

На целой планете
Единый настрой —
Долой лицемерие, Шляпу долой!

В холод не пойдешь в панамке,
Нужно что-нибудь теплей.
Хороша ты и в ушанке,
В шляпке все же ты милей.

— Мне идут, — сказала шляпа, —
Плащ, очки и этот Папа.

Кто мычит?
— Божья коровка.
Вот что значит —
Тренировка.

Кикимора болотная
Хохочет день и ночь.
Хихиморой болотною
Себя назвать не прочь.

Я шёл гулять, и тень за мной.
Всё было ей знакомо.
Потом она сказала мне:
— Сидел бы лучше дома.

Бегемот гулял по городу.
Повстречал жирафа вдруг.
Крикнул громко на всю улицу:
— Вас жирафствую, мой друг!
А жираф ему в ответ:
— Бегемотствую,сосед!

Во дворе стоит скамейка.
А на ней сидит семейка.
Посидела-погалдела.
Со скамейкой полетела.
Воробьиную семейку
Просим возвратить скамейку!

Шапиро Татьяна

Вы видели когда-нибудь Сомбреро?
Сомбреро - шляпа безразмерного размера,
Под этой шляпой в жаркий день
Сто человек влезают в тень…
Такое я купил себе Сомбреро!
Пускай дождливо на дворе и серо.

Скачи на лошади вперёд,
Пусть гром гремит и дождь идёт…
И лошадь не промокнет под Сомбреро!
Зачем вам жалкий дом миллионера?
Купите настоящее Сомбреро:
Сомбреро снял - и дом готов.
Он защитит от холодов
Не хуже, чем кирпич или фанера!
Нужна байдарка, пароход, галера?
Купите настоящее Сомбреро:
Снимаешь шляпу - и вперёд
Плывёшь себе, как пароход
С волнующим названием «Сомбреро».
Однажды на прогулке среди сквера
Я трёх прохожих сшиб своим Сомбреро,
Широкий взмах его полей
Случайно снёс пять тополей,
Забор, слона и милиционера!
Но если вы наденете Сомбреро
И встретите другого кабальеро,
То вам двоим не разойтись,
Снимай Сомбреро и ложись -
Тут спор должны решить два револьвера.
Мне говорят, и у вранья есть мера!
Но если ты купил себе Сомбреро,
Под этой шляпой от стыда
Лицо укроешь без труда…
Вот это настоящее Сомбреро!

Андрей Усачёв

Есть истины, рожденные без споров.
Одну расскажем вам наверняка:
Происхожденье головных уборов
Уходит вглубь, в дремучие века.
Неважно, пьешь мартини ли, кумыс ли,
Хозяин слова ты иль слова раб,
Чтоб обеспечить должный образ мыслей
Имеется широкий выбор шдяп.

Припев:
На каждом историческом этапе
Куда бы нас эпоха не вела,

Любое сердце радуют обновы,
Душа потемки, но развеяв мрак,
Один возьмет себе венец терновый,
Другой дурацкий выберет колпак.
Мадам, вы хороши анфас и в профиль,
Украсит эта шляпка ваш нарядЭ
Берет предпочитает Мефистофель,
И кепочку напялит демократ.

Припев:
На каждом историческом этапе
Куда бы нас эпоха не вела,
Не в голове все дело — дело в шляпе,
Все дело в шляпе, такие вот дела.

Обманутый вы муж иль муж учёный
Купите шляпу — вещь недорога.
Она прикроет разум возмущенный
И самые ветвистые рога.
А если, скажем, смерть костлявой лапой
Среди других кого-то отличит,
Как грациозно снимите вы шляпу.
О, этот жест весьма красноречив.

Припев:
На каждом историческом этапе
Куда бы нас эпоха не вела,
Не в голове все дело — дело в шляпе,
Все дело в шляпе, такие вот дела.

И пусть на лицах нету места штампу,
Пусть неизвестно будет имярек.
Скажи какую ты напялишь шляпу
И я скажу какой ты человек.
Увы, и Ах, нам не открыть америк,
Но повод есть еще раз огласить,
Что каждый третий голову имеет
Лишь для того, чтоб шляпу там носить.

Припев:
На каждом историческом этапе
Куда бы нас эпоха не вела,
Не в голове все дело — дело в шляпе,
Все дело в шляпе, такие вот дела.

Кимельфельд Дмитрий

Тебе она к лицу, и я серьезно,
Смотри, какой изящный стиль.
Тебе отлично в этой шляпе,
Никто еще такого не дарил.
Носи ее и будь здоровьем крепок,
Чтобы таблетки не пришлось пить.
Живи счастливо, беззаботно,
Пускай не рвется любви нить.

Если хочешь модной быть,
Успевай за ней следить!
Даже цвет твоих перчаток
Должен подходить под шляпку.

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля.
(Шляпа)

Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(Шляпа)

На мохнато-влажном срубе
Монастырского колодца
Я тебя в глаза и в губы
Полнозвучно целовал…

По дощатому навесу
Гулко бился дымный дождик,
В щели облачное небо
Строго хмурилось на нас.

Колоссальнейшую шляпу
Из колосьев ржи и маков
Я тихонько для удобства
Снял и рядом положил, —

Чтобы мне крутые брови,
Теплый лоб, затылок, уши
И каштановые пряди
Легче было целовать.

Вдруг толчок, протяжный шорох,
Тихий всплеск, и мы вскочили, —
Шляпа с маками в колодце!
Шляпа с маками на дне!

Сумасшедшими глазами
Мы смотрели в пропасть сруба:
Дождь… лишение наследства…
Сплетни в городе… позор…

К счастью, пуслушник веселый
За водой бегом примчался.
Я с ним кротко объяснился, —
Ты потупила глаза…

И всплыла, с ведра свисая,
Разложившаяся шляпа,
Истекая кровью маков,
Оседая и дрожа.

Фыркнул радостно молодчик
И ушел, сказав: «Бог в помочь!»
Знал ли он, что эту шляпу
Носит Сара Блюменберг?

Два часа сушилась шляпа.
Два часа, не отдыхая,
Хохоча, мы целовались
Все нежнее и нежней.

И когда мы вышли в сумрак
Влажно радостного сада,
Нам кивали все деревья,
Все монахи, все кусты, —

И, смущенно улыбаясь,
По душистым закоулкам
Я в молчанье до калитки
Проводил мою звезду.

— — — — — —

Как-то в зимнем, грязном сквере
Отвратительной столицы
Я припомнил эту сказку
Через много темных лет.

Потому что по дорожке
Проплыла моя богиня,
Нагло-жирная индюшка
В бриллиантах и шелках.


Пускай проносятся года,
Я повторю упрямо:
– Снимите шляпы, господа,
Пред вами в шляпке – дама…



Шляпа – символ элегантности и женственности. Женщина в шляпе выглядит безупречно и изысканно! Иногда – просто божественно!

Она никогда не побежит за троллейбусом, даже если будет опаздывать!

Ее хочется назвать как-то по-особенному: дама, мадам, леди, мисс или мисисс…Или, по-русски: «Госпожа!»
Вы думаете, что шляпка и модная шляпка - это одно и то же? Ошибаетесь! А! Вы имели в виду, что модная шляпка - это разновидность шляпки? Опять не угадали. Между этими двумя предметами гардероба, на самом деле, за исключением их общего происхождения, не так уж и много общего.
А родилась шляпка (точнее, в те далёкие времена её ещё называли просто головным убором) очень и очень давно. Предпосылкой для её рождения была вовсе не мода, а самые обыкновенные погодные условия: обжигающий мороз, пронизывающий ветер, проливной дождь и невыносимая жара. Жизненная необходимость подтолкнула человека изобрести некий предмет, который бы согревал его голову зимой и осенью, а также защищал её от палящих солнечных лучей летом.

Как и всё на свете, предмет головной необходимости подвергался на протяжении своего существования множественным трансформациям в зависимости от климата, эпохи и страны. Сегодня мы знаем его как шляпу, шапку, панаму, берет или кепку. Но все эти потомки первого головного убора являются лишь дальними родственниками сегодняшней модной шляпки.
Прямым пращуром модной шляпки является ни в коем случае не головной убор-необходимость, а головной убор-знак отличия. Отныне шляпы используются как знак принадлежности к той или иной политической партии и тому или иному сословию.
А спустя некоторое время, в XIX веке, шляпа становится не столько знаком классового отличия, сколько символом благосостояния. За шляпку берётся наконец-таки её Величество Мода, и „просто шляпка“ превращается в „модную шляпку“.Только женщина высокого материального достатка может себе позволить иметь несколько модных, особенных шляпок, сделанных на заказ. А ведь чтобы шляпки оставались модными, их надо постоянно менять, заказывать новые. И каждая должна быть сделана a la mode и обязательно в единичном экземпляре, чтобы её обладательница не подвергалась опасности столкнуться лицом к лицу где-нибудь на балу или в опере со своей «шляпной» копией. Дамы со средним достатком вынуждены приобретать шляпки серийного производства и потом уже, своими силами украшать их и делать особенными. Отсутствие же свободных средств обрекает на ношение старомодных шляпок. А носить такую шляпку для женщины (особенно принадлежащей к высокому сословию) было равнозначно сообщению всему свету о своёй тяжкой бедности. Ведь шляпка - это не туфли, её нельзя спрятать под длинным подолом, и она - не платье, которое можно в крайнем случае перешить в домашних условиях. Шляпку можно только купить или заказать. Подытожим. Что собой представляла модная шляпка вчера? Предмет роскоши, гордости, восхищения, но и повод для страдания и расстройств, когда на модную шляпку нет денег, а без неё невозможно ни в свете появиться ни даже просто на улицу выйти.
А сегодня? Сегодня мы можем сказать, что как только в шляпке, как в обязательном и незаменимом предмете женского туалета отпала необходимость, модная шляпка изменилась к лучшему. Она стала свободной, никак не привязанной к сезонной моде. Она стала предметом искусства и самовыражения. И главное, она перестала быть причиной женских слёз. С другой стороны, перестав быть обязательным предметом, а став скорее редкостью, модная шляпка приобрела новый знаковый статус. Она сообщает не столько о состоянии банковского счёта своей носительницы, сколько о её характере. Только уверенная в себе, с чувством стиля и моды Женщина будет чувствовать себя уютно в самой экстравагантной шляпке.
А что же будет завтра? Скорее всего, положительная линия развития модной шляпки не прервётся. Ведь за несколько веков своего существования, модная шляпка превратилась из орудия классового разделения и угнетения бедных дам в самый демократичный предмет женского туалета. Её присутствие выделяет. Её отсутствие никоим образом не унижает. Модную шляпку может носить любая женщина, независимо от возраста, комплекции (а это, согласитесь, немаловажно, т.к., например, полная женщина может себе позволить следовать далеко не всем требованиям моды), семейного положения или материлаьного благосостояния. Одним словом, модная шляпка развивается в ногу со временем, подстраивается под требования общества и условия жизни и при всём при этом, она остаётся предметом искусства и той самой точкой над «и» любого наряда.