Открытое занятие по логике в детском саду. Игра «Группируем по признакам»

Тема : Обобщение

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение. Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

В воскресенье Мышонок побывал на веселом представлении в цирке. А вам нравится цирк? Вы были в цирке? Кто там выступает? Расскажите. (Ответы детей.)

2. Игра «Что общего?»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, расположенные на планшетах. На каждом планшете - фигуры, имеющие общий признак (цвет, форму или размер). Дети называют признаки.

Мышонок наблюдал, как клоун в цирке кормит животных. Он приготовил для них печенья и разложил их по тарелкам. Угадайте, чем похожи печенья на каждой тарелке?

3. Работа в тетради

Задание 1. Сначала выступали собачки. Сделайте так, чтобы все тумбы у собачек были одинаковыми.

Задание 2. А потом выступал клоун. Он жонглировал маленькими мячиками. Эти мячики клоуну кидал слон. Добавьте мячиков клоуну и слону (нарисуйте их) - так, чтобы красных мячиков было больше у клоуна.

Физкультминутка

Ослик машет хвостиком

И бежит по мостику.

А за ним лягушка скачет:

Покатай меня, не прячься.

Вместе будем мы скакать.

Раз, два, три, четыре, пять.

5. Работа в тетради

Задание 3. Посмотрите: вот мальчик и девочка, которые пришли в цирк. Какие лица у них были, когда выступал клоун? Нарисуйте. Раскрасьте.

Задание 4. Вернувшись домой, Мышонок попробовал жонглировать тарелочками, но они разбились. Помогите их склеить: соедините линиями подходящие части.

Задание 5. Отгадайте загадку, которую в цирке клоун загадывал зрителям.

Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква Ц.)

Конспект открытого занятия

«Путешествие в страну Логику»

(старшая группа)

Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания детей.
  2. Развивать логическое мышление и связную речь у детей.
  3. Воспитывать умение слушать друг друга, доводить начатое дело до конца, отзывчивость.

Материал и оборудование: стулья с приклеенными номерками, карточки с примерами, вывески с названием остановок, карточки с заданиями, светофор, сундучок с конфетами, диск с песней, игрушки Незнайка, Знайка, Карандаш, Торопышка.

Ход:

  1. Оргмомент.

Дети стоят в кругу, держась за руки:

Мы сначала будем хлопать,

А потом мы будем топать,

А потом мы повернемся и друг другу улыбнемся.

(делают движения согласно словам)

Воспитатель: -Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: -Любим…

Воспитатель: -А хотите отправиться в путешествие?

Дети: -Да.

Воспитатель: -А давайте отправимся в увлекательное путешествие в страну Логику.

Дети: -Давайте.

2. Основная часть.

Воспитатель: -Страна Логика находится очень-очень далеко и пешком туда дойти будет нелегко. А на чем мы поедем вы узнаете отгадав загадку:

Что за чудо –длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Дети: -автобус.

Воспитатель: -Правильно, молодцы! Посмотрите! А вот и наш автобус! Обращает внимание детей на выстроенные в два ряда друг за другом пронумерованные стулья.

Воспитатель: -Ребята, посмотрите, у каждого места есть свой номер, поэтому садиться в автобус мы будем согласно билетам. Возьмите, пожалуйста, билеты. На них написаны примеры, которые вы должны решить, а получившийся ответ и будет номером вашего места в автобусе.

Дети решают примеры и садятся в автобус.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все решили примеры и заняли свои места. Ну а теперь в путь!

Звучит Песенка друзей: Мы едем, едем, едем...» Дети подпевают. Загорается красный свет у светофора.

Остановка №1. «Неделька».

Все выходят из автобуса. Навстречу идет Незнайка.

Незнайка: -Здравствуйте, ребята, Куда путь держите?

Дети: –В страну Логику.

Незнайка : -Я тоже туда хотел попасть, но не получилось, потому что нужно было ответить на очень сложные вопросы, ответы на которые я не знаю. Так что у вас тоже ничего не получится.

Воспитатель: -А наши ребята все знают, поэтому смогут ответить на любые вопросы. Правда, ребята?

Дети: -Да.

Незнайка: -Не верю! Чем докажете?

Воспитатель: -Задавай свои вопросы.

Задание №1.

Незнайка показывает детям знак. В этом знаке зашифрованы дни недели.

Надо расшифровать дни недели, объяснить, почему так думаешь и назвать их по порядку.

После того, как дети выполнят задание, загорается зеленый свет у светофора. Незнайка хвалит детей. Все садятся в автобус и едут дальше. Незнайку берут с собой.

Загорается красный свет.

Остановка №2. «Красочная»

Все выходят. Появляется Карандаш.

Карандаш: -Здравствуйте, ребята! Куда путь держите?

Дети: -В страну Логику.

Карандаш: -Ой! Это очень далеко! Я тоже хотел отправиться в эту страну, а никак не могу выполнить задание.

Дети предлагают Карандашу свою помощь.

Задание №2.

Стоит забор, необходимо его раскрасить. Самую длинную доску красным цветом, самую короткую-желтым, доску, которая выше всех, кроме красной,-синим цветом, доску, которая ниже всех, кроме желтой,-зеленым цветом.

Дети выполняют задание, Карандаш их благодарит за помощь, хвалит. Загорается зеленый свет. Путешествие продолжается.

Остановка №3 «Спортивная».

Появляется Торопышка. Он тоже не может попасть в страну Логику. Предлагает детям игру.

Задание №3

Игра «Будь внимательным».

Торопышка говорит детям слова и показывает движения. Дети должны делать то, что он говорит, но не повторять, то, что он показывает.

Будем руки поднимать,

А потом их опускать,

А потом к себе прижмем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей…

Игра проводится два раза.

Торопышка: -Молодцы, ребята!

Справились с заданием, не удалось, мне вас запутать.

Торопышку берут с собой.

Остановка №4. Станция «Загадочная».

Появляется Знайка. Он предлагает детям решить логические задачи:

  1. На березе росло 6 яблок. Подул сильный ветер, 3 яблока упали. Сколько яблок осталось висеть?
  1. На столе лежали три конфеты, одну разломили. Сколько конфет лежит на столе?

Видят вывеску: «замок Королевы Логики».

Появляется королева Логика.

королева Логика: –Дорогие ребята! Вы выполнили все задания и за это вас ждет награда, а какая вы должны угадать!

Задание №5. Игра «Да-нет».

Дети задают вопросы, а Логика отвечает лишь да или нет.

Дети: -Это съедобное?

Логика: -Да.

Дети: -Вкусное?

Логика: -Да.

Дети: -Сладкое?

Логика: -Да.

Дети: -Конфеты!

Логика открывает сундучок, там лежат конфеты.

  1. Подведение итога.

Воспитатель: -Путешествию конец, кто все знает –молодец! А сейчас давайте сядем в автобус и вернемся в наш детский сад. А по пути вы расскажете о том, понравилось ли вам путешествие.

Дети высказывают свое мнение.


Ирина

ЛОГИКА в СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель : Овладение действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями.

Задачи :

1. Учить детей устанавливать и графически отображать отношения между понятиями, использовать условные обозначения понятий.

2. Закреплять умения классифицировать понятия по различным основаниям.

3. Развивать логическое мышление , память и наблюдательность.

4. Учить детей делать умозаключения.

Материал : Картинки по 2-3шт. на каждую группу с изображением животных : звери, насекомые, рыбы, птицы; карточки для игры «найди лишнее» ; мяч.

Раздаточный : Листы бумаги, карандаши; набор картинок с животными на каждого ребенка.

Ход : Дети заходят в группу . Ребята, посмотрите, нам кто-то прислал письмо. Читает надпись : «Ребятам группы «Пчелка от Знайки»

«Здравствуйте, ребята. Помогите, пожалуйста, проверить правильно ли выполнил задания Незнайка. Заранее благодарен вам за помощь. Знайка».

Ребята, поможем Знайке?

Посмотрите, здесь какие-то карточки. Давайте возьмем их, сядем, рассмотрим. А, я, кажется, догадываюсь здесь надо найти лишнюю картинку. Возьмите красный карандаш и зачеркните лишнюю картинку. Затем проверяем правильность выполнения заданий.

Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием. Пойдемте немного отдохнем и поиграем. Проводится игра с мячом на обобщающее понятие.

Взрослый называет слова, а дети обобщают.

(Роза, василек, ромашка – цветы) .

Ребята, давайте подойдем к доске и попробуем разобраться в следующем задании. Посмотрите на картинки, назовите, кого вы видите? (на доске расположены картинки диких животных, рыб, насекомых и одна картинка с изображением пингвина. По две картинки каждого вида) (ответы детей)

Скажите, пожалуйста, можно ли назвать все картинки одним словом? (Животные) .

А скажите, можно ли разделить картинки на группы ? (ответы детей) .

Давайте попробуем сделать это на доске все вместе. Воспитатель с детьми разбирает картинки на группы , когда работа будет завершена, предлагается схема составленная Незнайкой. Дети сравнивают её со своей схемой, и вносят изменения.

Но вдруг в конверте находится еще одна картинка ПИНГВИН.

Ребята, как вы думаете, к какой группе мы можем отнести это животное? (ответы – рассуждения детей)

Когда все изменения будут проверены, воспитатель просит зарисовать каждого схему, либо сам зарисовывает на листе, привлекая к этому детей.

Молодцы, вы сегодня хорошо потрудились, а самое главное вы помогли Знайке проверить Незнайкины задания, и исправить его ошибки.

Давайте соберем нашу работу в конверт и отправим Знайке.





Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе «Мы-исследователи» "Мы - исследователи" Конспект занятия в старшей группе. «Мы – исследователи» Цель: Дать представление о воздухе как газообразном веществе.

Конспект открытого занятия в старшей группе. Открытое занятие в старшей группе «В мире опасных предметов» Разработчик: А. А. Стерликова, воспитатель первой квалификационной категории. Цель: сформировать у детей навыки осознанного безопасного.

Конспект занятия по физкультуре в старшей группе Задачи: приучать детей самостоятельно использовать все виды спортивных упражнений. Развивать физические качества: быстроту, ловкость; способствовать.

Конспект занятия по математике в старшей группе Конспект занятия по математике. Цели: 1. Закреплять порядковый счет предметов в пределах первого десятка; 2. Закреплять знания детей геом.

Конспект занятия по экологии в старшей группе. Конспект занятия по экологии в старшей группе. «Будь другом природе» Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения.

Валентина Лунегова
Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Б». Воспитатель: Лунегова В. С.

Программное содержание :

Выявить и уточнить знания умения и навыки детей в установлении родо- видовых отношений между понятиями, умение детей графически отображать классификационные отношения.

Развивать аналитические способности детей, умения находить верное решение используя метод исключения. Развивать слуховое и зрительное восприятие , логическое мышление , ориентировку на листе, речь, внимание.

Воспитывать сосредоточенность , умение слышать других детей

Ход занятия.

1часть_ Дети, сегодня утром, когда я шла на работу, мне на плечо сел почтовый голубь и у него в клюве было письмо.

Это письмо пришло от нашей знакомой девочке Алёны Соколовой, которая сейчас живёт в городе Воронеже, куда они переехали всей своей семьёй. Там она ходит в детский сад «Теремок» , а группа называется «Ромашка» .

Алёнка, очень скучает за вами и передаёт вам всем привет. Она, очень много рассказывает своим новым друзьям о вас, какие вы умные, добрые хорошие и ребята хотят с вами подружится, обмениваться фотографиями, делиться своими успехами, а также знаниями и умениями. И вот что они сообщают. Недавно дети из их группы «Ромашка» участвовали в Олимпиаде «Самый умный» и заняли первое место . В письме они прислали задания, которые выполняли на Олимпиаде. И я подумала, а почему бы нам с вами не попробовать их выполнить и провести свою маленькую Олимпиаду.? Вы согласны поучаствовать?

Ваши ответы и решения будет записывать Ирина Дмитриевна, мы их отошлём ребятам.

Я ребята желаю Вам всем успеха.

Чтобы правильно выполнить задания, давайте сделаем разминку и поиграем

в игру «Назови, слова противоположенные по смыслу»

Тёмный- Чёрный- Сладкий-

Последний- Твёрдый- Вперёд-

Сзади- Север- Слева-

2. Следующая игра : «Продолжи ряд и назови общим словом»

Шапка, свитер, …. зимняя одежда

Шорты, сарафан, футболка…летняя одежда

Шофёр, врач…профессии

Огурец, лук…овощи

Брат, бабушка….родственники

Букварь, прописи…. шк принадл.

Слон, тигр….дикие животные

Теремок, колобок….рнс

Собака,корва…дом. Жив.

Посудка, куклы …. игрушки.

3. А сейчас мы поиграем в игру «Какое слово лишнее?» и почему?

Будьте внимательны.

Слон, обезьяна, джунгли, змея?

Роза, ромашка, смородина, нарцисс?

Отец, дочь, девочка, сын, мать?

Повар, воспитатель , аптека, балерина, лётчик?

Одеяло, подушка,сон, простыня, кровать?

Компьютер, радио, телевизор, мультфильм?

Баба Яга, Дюймовочка, крошка Енот, Петя Иванов, Незнайка?

Весна лето, апрель, осень, зима?

Кастрюля, чай, чашка, ложка?

Дом, бабочка, кузнечик, муравей?

3. А сейчас ребята я буду называть вам пару слов,

а вы должны сказать, чем похожи и чем отличаются.

Бабочка - самолёт Корова – лошадь

Берёза - яблоня мама - папа

Воробей – ворона ёж – ёлка

Лётчик - танкист зима - лето

Автобус – поезд

Воспитатель – врач Молодцы !

4. А сейчас мы отдохнём и отгадаем логические загадки – шутки .

С какой посуды ничего нельзя съесть?

Чего в комнате не видно?

Кругом вода, а с водой беда?

Тебе дано, а люди любуются?

Какого камня нет в реке?

Сколько горошин войдёт в пустой стакан?

Что можно увидеть с закрытыми глазами?

Что с земли не поднять?

5. Чтобы выполнить следующие задание,нам нужно сесть за столы.

Вот вам билетики они помогут вам найти свои места.

Почему сел за этот стол?

6. Ребята, в письме были вот эти картинки. Рассмотрите, подумайте можно ли всё что нарисовано,

Назвать, одним словом и разделить на разные группы ?

Вы готовы? Возьмите листочки и при помощи кругов нарисуйте свой ответ.

Вопрос к детям : На какие группы ты разделил ?

Скажите, какое понятие больше одежда или зимняя одежда….

7. Ребята в письме было ещё вот такое задание, вам нужно внимательно посмотреть на рисунок и дорисовать недостающую фигуру.

Молодцы, вы все были очень внимательны.

8. Посмотрите ребята, что у меня в руках? – геометрические фигуры?.

Вам нужно помочь своим фигурам найти свои домики, потому что когда они вернулись с прогулки, то увидели запрещающий знак перед домиком. Поможете? Молодцы!

9. Вот пришло время нам решить сложные логические задачи .

1.5 яблок висело на дубе, одно яблоко упало, сколько яблок осталось?

2. Ниф- ниф выше Нуф- нуфа, Наф – Наф выше Ниф – Нифа. Кто самый высокий?

3. Ниф – Нифу 5 лет, Наф – Наф на год старше его, А Нуф _ Нуф на 1 год младше.

Сколько лет Наф Нафу? (6) Нуф – нуфу(4)

4. Рыбки плавали в разных аквариумах :

Красная плавала не в круглом и не в овальном.

жёлтая не в квадратном и не в круглом.

в каком плавала голубая?

10 Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А сейчас ребята предлагаю нарисовать для наших друзей небольшую картину.

Вы ребята молодцы

Признаюсь я от души

Лучше кто из вас не знаю

На следующую Олимпиаду всех вас я приглашаю.

Открытое занятие по логике для детей средней группы.

Цель:

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

Методические приемы:

Организационная игра.

Поощрение детей.

Анализ занятия.

Оборудование:

Ход занятия:

Организационная игра:

Быстро скачет по дорожке

Прыг да скок

Белый маленький зверек,

От врагов уйдет он ловко,

Любит сочную морковку,

Кто же, это отвечай–ка.

Ну, конечно, это...(зайка).

(Ответы детей).

По веселой по дорожке

Зашагали наши ножки,

В лес скорее мы пойдем

И друзей с собой возьмем .

1 задание

Правильно.

По веселой по дорожке,

Зашагали наши ножки,

В лес скорее мы пойдем,

И друзей с собой возьмем.

Пальчиковая игра «На двери висит замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог.

Постучали, покрутили,

Потянули и открыли.

«Ладонь – кулак – ребро»

2 – задание

По веселой по дорожке,

Зашагали наши ножки,

В лес скорее мы пойдем,

И друзей с собой возьмем.

3 задание Аппликация

Смотрите, действительно, ни одного зайчишкиного домика не осталось.

А кто из вас знает, из чего же можно сделать дома? (Из волшебных камешков, которые мы взяли с собой).

Конечно, квадраты –это дом, а треугольники – это крыша. У нас есть большие квадраты, средние и маленькие; треугольники –большие, средние и маленькие. У меня в корзине есть волшебные карандаши, с их помощью мы сможем с вами наклеить наши камешки на картинку и увидим, что получится. (Дети выполняют работу)

Смотрите, как у нас красиво получилось. А вот и зайчики тут как тут. Этот домик для большого зайчика, этот для среднего, а этот для маленького.

Молодцы мои помощники справились с заданием. Вас зайчата хотят отблагодарить (угощение)

А нам с вами пора отправляться обратно в детский сад. Закрывайте глаза, а я произнесу волшебное заклинание. «Хлоп, хлоп, топ, топ, повернись и в детском саду скорее очутись». Дети открывают глаза.

И вот мы в группе. Вы оказались хорошими помощниками, не зря я заглянула к вам, за ваше старание мне бы хотелось вам на память подарить вот такие волшебные квадратики, которые могут превращаться и в треугольники и в конфетки. (Квадраты Воскобовича). А теперь нам пора прощаться.

До свидания.