Почему на новый год наряжают именно елку. Исследовательская работа "Почему на Новый год украшают ёлку"

Каждый раз на Новый Год мы наряжаем елку, и при этом совершенно не задумываемся над тем, откуда произошла эта славная традиция. Впрочем, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Каждый народ трактует его по – своему. Мы же с вами принадлежим к славянам, а поэтому, рассматривать данный вопрос будем с этой позиции.

И так, остановимся на том, что встречать Новый Год с празднично наряженной елкой первыми стали славяне. Немногим позже эту традицию переняли немцы и поляки. Но это случилось позже. А начиналось все с празднование дней зимнего солнцестояния. Славяне верили, что в это время открываются врата между Небом и Землей, и все, что не попросит человек у Природы, обязательно сбудется. Этот праздник обладал магической силой и волшебством. Недаром дети по сей день верят в Деда Мороза, и просят его выполнить их самое заветное желание. Они верят в чудо, и оно обязательно сбывается.

Но какое к этому отношение имеет елка?

Все очень просто. Она связана с древним обычаем, сжигать в новогоднюю ночь полено. Но перед тем как совершить этот праздничный обряд, дерево наряжали различной зеленью. Во время сжигания в огонь бросали фрукты, монеты, орехи и семена. Это было своеобразное жертвоприношение Матушке Природе, в надежде на то, что она отплатит людям тем же, и будущий год обязательно будет урожайным.

Но в том — то и беда, что найти зимой зеленые украшения было трудно, поэтому со временем полено заменили вечно зеленой лесной красавицей. Изменился и сам обряд. Елку больше не сжигали, а наряжали игрушками, монетами, сладостями, фруктами, медовыми пряниками. Люди верили, что сделанное в Новогоднюю ночь добро обязательно к ним вернется в виде богатого урожая.

Обращаясь к Природе и Высшим силам, люди водили вокруг нарядной елки хороводы, пели песни. Этот праздник стал самым любимым для детей. Они верили, что Новогодняя ночь обладает магией и волшебством, и все их желания обязательно сбудутся. Не обходился этот праздник без Деда Мороза и Снегурочки, которые одаривали детей подарками.

Эта славная традиция сохранилась и по сей день. Дети по-прежнему ждут чуда, а взрослые гадают на святки. Они уверены, что в Новогоднюю ночь можно узнать свою судьбу. Ну и, конечно же, особую роль играют колядки, вместе с которыми люди дарят добро, пожелания счастья и радости друг другу.

Обычай украшать новогоднюю ель также имеет свою историю. Человек загадывал желание, и выбирал один из двенадцати символов, в виде красочной фигурки, которая, по его мнению, способствовала бы его исполнению. Этими фигурками затем украшали елку. Эта традиция сохранилась и по сей день. Красочные фигурки люди называют елочными или новогодними игрушками. Ними украшают новогоднюю елку, правда, к исполнению желаний они уже не имеют никакого отношения.

Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа».

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - такая же, как на кремлёвских башнях.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Мода украшать хвойные на Новый Год и Рождество пришла к нам задолго до повсеместного распространения христианства. В древней Руси считалось, что в ветвях елей обитают духи, которых люди пытались задобрить, украшая их «место жительство» различными декоративными элементами. Считалось, что наличие таких деревьев в доме станет символом того, что проживающие здесь люди всегда будут счастливы, окруженные благословлением высших сил.

Впервые обычай устанавливать в доме ель на Рождество появился в 7-8-ом веках, когда святой Бонифаций с целью привлечь к христианству язычников в Германии, срубил дуб, который для последних был священным. Таким образом проповедник хотел показать, что его не постигнет гнев бога Тора, на которого германцы молились. Дуб, падая, повалил вместе с собой несколько других деревьев, и стоять осталась только одна ель. После этого Бонифаций прозвал ее «деревом Младенца Христа», после чего христиане повсеместно стали украшать свои дома этим благословенным элементом.

Изначально ели не украшали, а просто ставили в доме. Впервые украшение на ней разместил Мартин Лютер в 1513 году. Он установил звезду на самую верхушку ели в знак памяти о Вифлеемовской звезде. После этого на дереве стали появляться и другие рождественские элементы. В Россию данный обычай завез Петр I в 1700-ом году. Правитель повелел всем своим согражданам отмечать приход Нового Года 1-го января, издав указ о том, что дома и улицы в этот день должны быть украшены еловыми и можжевеловыми ветвями.

Однако у простого люда данный обычай не слишком прижился, так как ели у всех ассоциировались со смертью. Еловыми ветками было принято устилать дорогу перед гробом с покойными, которых таким образом провожали в последний путь. Соответственно, веселья такие деревья не вызывали. Возрождением традиции занялась супруга царя Николая I – Александра Федоровна. Она повелела с приходом нового года в 1818-ом украсить царские покои елью с конфетами и игрушками. И уже в 1840-ом году в Москве и Санкт-Петербурге стали открываться первые елочные базары, на которых предприимчивые продавцы предлагали покупателям различные по пышности праздничные деревья.

После Октярьской революции елка еще целых 20 лет ассоциировалась с религией и была под негласным запретом. Лишь в 1935-ом году в газете «Правда» впервые появилась статья о том, как организовать праздник для ребятишек, и в ней фигурировала новогодняя елка. Иосиф Сталин согласился с тем, что наличие данного дерева станет отличным поводом для радости, и после этого елка перестала быть запрещенным элементом праздника.

В настоящее время елка является неизменным атрибутом веселья и радости. Ее устанавливают практически в каждом доме и украшают игрушками и гирляндами, в канун Рождества и Нового Года.

Любопытно, что изначально ель в России считалась деревом погребальным и никак не могла сопровождать праздники. Полтора столетия прошло со дня издания Петром I указа о переносе Нового года на 1 января и особом украшении домов, прежде чем русские люди отважились внести в горницу первую елку.

История новогодней ели тесно связана с Рождеством, да и называют ее в Европе именно рождественской. И сама строгость этого дерева, и украшения, и навершие в виде звезды – все связано с новозаветной историей прихода в наш мир Спасителя. Евангелие ничего не говорит о ели, да это и понятно: не растут такие деревья в жарком и сухом Израиле. Даже в наше время в земле обетованной на Новый год покупают кипарис или араукарию. Поэтому за рождественской историей нашей лесной красавицы обратимся к преданиям.

Совет. Приобретите живую ель в кадушке и поставьте ее в спальне. Вам будут гарантированы здоровый сон, насыщенный фитонцидами воздух и новогоднее настроение.

Она пришла с севера за Вифлеемской звездой

Согласно основной европейской легенде, выразить свою радость Младенцу и его Матери пришли не только волхвы, но даже звери, птицы и растения. Прослышала о чудесном рождении и могучая гиперборейская ель. Однако, придя к вертепу, где Богоматерь кормила Сына, ель застеснялась и осталась в сторонке. Прочие деревья стали спрашивать ее, почему не подходит она ближе. Ель взглянула на их богатые плоды и пышную листву и ответила, что боится напугать сидящих внутри людей.

Поняли деревья, что гостья смущается своей простоты и мрачности, и стали одаривать ее цветами, яблоками, инжиром, орехами, брызнули соком на ее шишки, отчего те стали золотыми. И стала скромная ель сиять и переливаться, и вошла в пещеру. Увидел ее Сын Божий, заулыбался и замахал приветственно ручками. Больше всех понравилась ему нарядная северная ель.

В этот красивой истории веками отточены все детали:

  • сладкие и фруктовые украшения символизируют дары, которые волхвы несли Младенцу;
  • звезда на верхушке – та самая Вифлеемская провозвестница, указавшая путь к вертепу;
  • – это сплетенная пауками для очень бедных людей паутина, которую сам Иисус превращает в сверкающие нити.

Совет. Ежегодно проверяйте качество гирлянд, которыми собираетесь иллюминировать праздник: они часто служат причинами пожаров.

Сказ о том, как ель языческие символы победила

В зарубежной Европе ель распространена нешироко: Скандинавия, Альпы и восток Германии. Неудивительно, что именно в этих местах родилась традиция украшать Рождество душистым хвойным деревом. Но еще раньше ель стала объектом поклонения у древних кельтов, открывая год согласно их растительному гороскопу.

Кельтские жрецы – друиды – в конце декабря выбирали самую высокую и мощную ель в окрестностях и наряжали ее дарами для лесных духов. Это происходило во время праздника Йоль, двенадцатая ночь которого соответствует нашей Новогодней.

Ветви дерева богато увешивали лампадами с горящим жиром – символами света, а также орехами, печеньем, а порой и внутренностями животных, которые предназначались добрым духам. От друидских обрядов происходят многие символы Рождества:

  • венок, который обязательно вешают на дверь – это бывший еловый венок Йоля, символ слияния конца и начала года;
  • лакомство «Рождественское полено» – превращенное в сладость йольское бревно, которое горело, не переставая, все 12 дней праздника;
  • непременные свечи на столе – способ призвать в дом добрых духов.

Однако все это языческие приметы, как же они проникли в христианство? А все благодаря елке. В VIII веке н.э. в германских лесах бродили священники-миссионеры, пытаясь обратить язычников на путь истины. Среди них был и святой Бонифаций, не боявшийся ни дремучих северных чащоб, ни друидских жертвоприношений.

Бонифаций призвал друидов к их священному дереву, Дубу Тора, и провозгласил, что срубит его с помощью своего христианского бога. Усмехнулись друиды и продолжили смотреть, как сподвижники монаха рубят дуб. И рухнуло могучее дерево, и поняли язычники, что неведомый бог играючи подчинил себе Тора. А на месте поверженного дуба выросла красавица-елочка, на которую указал Бонифаций друидам со словами: «Вот оно, христианское дерево».

И как славно, что древний обычай встречать новый год с сияющим в углу гостиной, загадочным и подмигивающим гирляндами хвойным чудом сохранился до наших дней!

Почему наряжают елку: видео