Почему на рождество сильные морозы. Когда начинаются Крещенские морозы? Погодные рекорды на Крещение

Крещение Господне или Богоявление является двунадесятым не переходящим праздником, а это означает, что ежегодно эта чудесная дата отмечается в один и тот же день. Так какого же числа будет Крещение в 2017 году?

День, когда можно испытать свою силу воли и силу духа, окунаясь с головой в ледяную воду в проруби, настанет в 2017 году 19 января, в четверг .

История праздника Крещения

Крещение Господне – один из самых важных церковных праздников. История этого дня уходит корнями в далекое библейное прошлое, в те дни, когда жил и ходил по земле Сын Божий Иисус Христос. В народе праздник Крещения называют еще и праздником Иордана, так как именно на реке Иордан Иоан Предтеча крестил Иисуса Христа.

Более двух тысяч лет назад креститься могли лишь взрослые сознательные люди, которые сами изъявили желание покаяться и очистить тело и душу. Когда Иисусу Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к реке Иордан. В водах Иордана Иоанн Креститель крестил людей, призывая всех к покаянию.

Крещение Иисуса Христа означало, что теперь он берет на себя всю ответственность исполнить то, что ему предначертано свыше. Можно считать это событие первым в общественной деятельности Спасителя.

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

(Св. Евангелие от Матфея 3:13-17)

18 января, накануне Крещения, православные верующие , а вечером отмечают «Голодную кутю» или Святой Вечер, сродни Рождественскому сочельнику.

Вся семья собирается в этот вечер за столом и все вместе вкушают постные блюда – кутью из риса, пшена или ячменя, вареники с капустой, жареную рыбу, гречневые постные блины, и кисель из овса. Блюда можно сдобрить медом, вареньем и орехами.

В сам день Богоявления в церкви проводится праздничная служба. Во время иорданского богослужения в небо обязательно выпускают голубей, как символ Духа Божьего, что сошел с Небес на Христа Спасителя в телесном виде, как голубь.

В реке на льду вырезается прорубь в виде креста, устанавливая сам ледяной крест рядом. Священнослужитель осеняет прорубь крестом и читает молитвы.

Перед погружением с головой в холодную воду, нужно три раза перекреститься и окунуться со словами на устах: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа».

Трикратное погружение верующего христианина в воду символизирует смерть Иисуса Спасителя, а момент исхождения из воды приобщает человека к тридневному Воскресению Иисуса.

Следует понимать, что купание в проруби не является обязательным обрядом, намного важнее быть истинно верующим, посещать церковь и чтить Господа Бога.

Святые чудеса праздника Богоявления

Если набрать воду 19 января, то она долгое время не испортится, и будет иметь качества Святой воды.

«В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой, и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей», — говорится в одной из проповедей Иоанна Златоуста.

Также от освященной Крещенской воды многие получают исцеление болезней. В народе считается, если искупаться на Крещение в проруби, то целый год ни одна хворь не пристанет к человеку.

  • Если человек в этот день крестился, то всю жизнь ему будет сопутствовать счастье.
  • Если любая договоренность в этот день скрепляется рукопожатием, то в будущем будет поддержка свыше.
  • Если в день Крещения договориться о свадьбе, то молодых ждет счастливая жизнь.
  • Лопатый снег на Крещение – к хорошему урожаю.
  • Ясный день на Крещение – год будет неурожайный.
  • Если на Крещение деревья покрыты инеем – весной в этот же день недели нужно сеять озимую пшеницу, чтобы был богатый урожай.
  • Чтобы быть красивыми, девушки умываются на Крещение снегом.
  • Сны в Крещенскую ночь считаются вещими.

Крещение Господне можно смело назвать праздником, который знают все. Или почти все. Девятнадцатое января — дата, популярная не только среди прихожан православных храмов. Этот день очень хорошо знаком и сотрудникам МЧС, и полицейским, и врачам, обеспечивающим порядок и безопасность во время купания в прорубях, а для людей крещеных, но нецерковных он зачастую становится, наряду с Рождеством и Пасхой, еще одним днем, когда обязательно нужно прийти в храм — за водой. Но, как говорится, разве в воде счастье…

Что нам нужно знать?

Самое главное, что нам следует знать о Крещении Господнем, — это несколько евангельских строк: Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоан-на в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 9-11). Всего лишь три предложения — но как много в них открывается перед нами!

Из небольшого города Назарет приходит еще никому не известный человек по имени Иисус и сходит вместе с другими людьми в воды реки Иордан, внимая проповеди Иоанна Крестителя. Иоанн, пришедший из пустыни за рекой, носивший грубую одежду и питавшийся самой незатейливой пищей, воспринимался людьми как пророк. Долго молчало пророческое слово в Израиле. Но вот словно древний пророк Илия вновь явился, неся слово обличения и надежды: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 1). И видит Иоанн, что голубь сходит с небес на Иисуса Назарянина, и голос Божий свидетельствует, что чаяние ветхозаветных пророков исполнилось.

Царство Божие здесь и сейчас

Царство Божие не просто приблизилось. Сам Царь явился людям, чтобы освободить их от рабства в грехе. Но Царь был не таким, какими привыкли видеть люди земных царей. Не под сенью развевающихся на ветру знамен, не в сопровождении армии, не в окружении вельмож в золотых одеждах пришел этот Царь. Смиренно сошел Он в воды Иордана и преклонил голову под руку Крестителя.

Принимая крещение как один из обычных людей, приносящих покаяние за свои грехи, безгрешный Царь Христос начинает восхождение на гору распятия, где вместо драгоценной короны Его ждет терновый венок. Но именно в этой жертве Христа явилась сила Царства Божия. И если мы ищем Царства Небесного, то не увидим его, пока, подобно Христу, не склонимся в смирении и не готовы будем принять всё, что дает нам Господь. Ибо Небеса открываются только тем, кто готов следовать за Христом до конца, — другой возможности войти в Царство Божие нет.

Богоявление

Почему праздник Крещения Господня именуется еще и Богоявлением? Главным вероучительным постулатом Церкви является догмат о Святой Троице. И если мы заглянем в богослужебные тексты праздника Крещения, то увидим, что большая часть этих песнопений прославляет «Троическое» явление Бога на Иордане. Это значит, что в день Крещения Господня человечество впервые получило то представление о Святой Троице, которое составляет основу новозаветного Ее почитания: Бог Отец, свидетельствующий о возлюбленном Сыне; Сын Божий, ставший человеком ради нашего спасения; Дух Святой, сходящий на воплощенного Сына Божия в виде голубя.

Наиболее яркой иллюстрацией здесь будет тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». (Русский перевод: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»).

Вторая тема, идущая красной нитью через все крещенское богослужение, — воплощение Сына Божия. Не случайно Рождество и Крещение праздновались в древней Церкви в один день — как единый праздник с общим названием Богоявление. Например, одна из стихир на Великой вечерне, накануне Крещения Господня, возвещает нам: «Спасти хотя заблуждшаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Темже вопием Ти: Христе Боже наш, слава Тебе». (Русский перевод: «Спасти желая заблудшего человека, не погнушался Ты облечься в образ раба; ведь подобало Тебе, Владыке и Богу, принять нашу природу ради нас; ибо Ты, Искупитель, крестившись плотию, прощения удостоил нас. Потому мы взываем Тебе: Благодетель Христе Боже наш, слава Тебе!»).

И всё же о воде

Но если речь идет об откровении Бога как Троицы и о воплощении Сына Божия для спасения людей, то при чем же тут вода? Ведь не просто так водная стихия — а точнее, река Иордан — здесь главное место действия.

В Церкви Христовой вода является веществом Таинства Крещения, в котором человек возрождается для новой жизни с Богом, рождается для Церкви и Царства Божия. Сходя в иорданские потоки, Христос благословляет и освящает водное естество и тем самым обновляет творение, очищает его от последствий греха. Не случайно на богослужении в Крещенский сочельник читается самое начало книги Бытия, повествующее о творении мира, в котором вода играла довольно важную роль.

Когда-то в древности праздник Крещения Господня и Крещенский сочельник были днями крещения уверовавших людей, желавших стать христианами. Конечно же, ради этого совершалось освящение воды. От этого и берет начало традиция раздачи освященной воды верующим. В своем окончательном варианте чин великого освящения воды был установлен на Руси в 1681 году.

В наши дни за крещенской водой в храмы приходит столько людей, что со стороны можно было бы подумать: именно раздача воды, а не Таинство Причащения является основой литургической жизни Церкви. Не могу сказать, что очереди за водой — это плохо. Ведь среди тех, кто ходит в храм сейчас, немало людей начинало с таких «походов» с бутылками и канистрами. Только не стоит возмущаться тем, что «так поздно начинают раздавать крещенскую воду»: это ведь не потому, что лень освятить ее раньше, — просто чин освящения совершается после Литургии, поэтому и раздача воды начинается после службы, а не в начале или во время ее.

Что нужно сделать в этот день?

Прежде всего, нужно посетить богослужение. Не занимать очередь за водой с утра пораньше, а прийти в храм на Божественную литургию. Ведь именно она и является центром праздника. Если побывать на службе нет возможности, не лишним будет хотя бы еще раз прочитать евангельские тексты, повествующие о Крещении Господа.

Затем (необязательно сразу после — в течение всего дня) можно будет набрать воду. Следует помнить, что нет никакого различия между водой, освященной в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. Не стоит стараться набрать как можно больше: если крещенская вода будет заканчиваться, ее можно добавить в воду обычную и употреблять как святыню.

Существует древняя традиция — окроплять святой водой (или, как она называется в богослужебных книгах, агиасмой) свой дом или квартиру. Тем более это уместно сделать в праздник.

Что еще нужно сделать? Искупаться в проруби? Этот обычай стал чрезвычайно популярен, особенно в последнее время, однако нужно помнить, что это именно благочестивая традиция — омываться в водоеме, освященном в праздник. И если в более теплых странах она не вызывает такого ажиотажа, в условиях русской зимы это экстремальное действо. Вода в проруби не омывает наши грехи — для этого есть Таинство Покаяния. Купание в крещенской воде не заменит богослужения. Чтобы Крещение Господне действительно стало для нас настоящим праздником, нужно сделать шаг не в прорубь — нужно сделать шаг в храм.

Газета «Православная вера» № 01 (597)

Праздник Крещения Господня принято широко отмечать православной церковью. Не пропустите это торжественное событие и в 2017 году.

Когда празднуют Крещение

Крещение — это, пожалуй, самое важное церковное таинство. Через него человек приобщается к церкви и к Богу. Поэтому день, когда через обряд Крещения прошел Иисус Христос, стал таким значимым для всех верующих людей.

Праздник Крещения относится к непереходящим церковным торжествам . Это значит, что в православном календаре его дата остается неизменной. В 2017 году Крещение нужно отмечать 19 января. Но уже 18 числа в храмах и церквях отслужат посвященные этому дню вечерние службы.

Когда купаться в проруби на Крещение

По старой традиции на Крещение принято окунаться в прорубь, чтобы закалить душу против всего дурного и символически повторить омовение Христа в реке Иордан. Прорубь, которую специально для этого делают во всех подходящих для омовения водоемах, называется Иорданью.

Хотя сам праздник отмечается 19 января, крещенские купания проходят в ночь с 18 на 19 января. Церковь особенно отмечает, что опускаться в ледяную воду совсем не обязательно, особенно если вы чувствуете слабость здоровья, например, имеете больное сердце, другие опасные предрасположенности или просто простужены. И уж точно не стоит бросаться в прорубь за компанию, подогрев себя алкоголем.

Под Крещение можно просто умыться освященной водой. Суть таинства — не в погружении в прорубь, а в освящении воды. Главным же поступком для истинно верующего человека является посещение вечерней службы 18 января.

Традиции и обряды на Крещение

С Крещением исторически связано много обрядов, традиций и поверий. Например, считается, что крещенские морозы — одни из самых суровых за зиму. Крещенские приметы гласят: от количества снега на Крещение зависит, каким будет урожай;. если снега много, то обильным.

Самый главный крещенский обряд — это, конечно, освящение воды. Священник опускает крест в специально вырубленную по этому случаю купель, а та становится Иорданью. Святая вода помогает от недугов, защищает дом от зла, и хранить ее советуют целый год, то следующего Крещения.

Крещение и Богоявление — одно и то же?

В православной традиции это действительно так: на Руси Благовещение соединилось с празднованием таинства Крещения Спасителя. В католической церкви принято справлять эти праздники отдельно. Изначально праздник Богоявления был связан с рождением Христа и его Крещением, но затем Рождество стали отмечать отдельно. Сейчас название «Богоявление» связывают с тем, что во время Крещения Бог явил себя всей Троицей: Спасителя осенил Святой Дух в виде голубя, а Бог-Отец с небес признал своего сына.

Любой желающий может начать 2017 год с посещения церкви на Крещение и приобщения к вере. На нашем сайте вы можете . Удачи, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.01.2017 07:22

Праздник Крещения ежегодно отмечают 19 января. Приметы и традиции, собранные многими поколениями, дошли до наших...

Богоявление - это большой праздник, который отмечается всеми христианами. Многие не знают, что он означает, ...

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Для россиян, Крещенские морозы - это особый период зимы. Уже многие привыкли связывать их именно с праздником Крещения Господнего. Какая на самом деле будет погода в 2018 году и ждут ли нас суровые морозы, знают синоптики.

Когда начинаются Крещенские морозы?

Как показывает многолетний опыт наблюдения за погодой, чаще всего сильные морозы в январе начинаются к середине месяца. Их действительно уже много веков связывают с одним из важнейших праздников христианства - Крещением, который празднуется девятнадцатого января.

Как утверждают метеорологи, эта привязка к дате не имеет под собой никаких научных оснований, ибо крепкие морозы в январе действительно имеют место, но то, что они начнутся именно 19 января, нет никакой гарантии.

Специалисты, изучающие народные традиции, объясняют этот факт тем, что в древности люди любые необычные природные события связывали с божьей волей или с религиозными праздниками. Так как в середине января, когда случаются морозы, ближайшим праздником является Крещение, то и морозы назвали Крещенскими.

Причем, если морозы начинаются раньше девятнадцатого числа, их все равно называют Крещенскими, но со словом ранние. Поздние морозы с аналогичным названием тоже бывают, но в районе 23.01-25.01.

Декабрьские морозы, которые нередки с 20.01 по 27.01 также смело можно назвать Рождественскими, ибо на эти дни припадает католическое Рождество.

Таким образом, морозы определяются не религиозными праздниками, а в большей степени присутствием антициклона в тот или иной промежуток времени.

О том, что Крещенские морозы имеют чисто религиозную привязку говорит тот факт, что есть еще морозы:

  • Никопольские;
  • Тимофеевские;
  • Сретенские.

Сколько длятся морозы на Крещение?

Специалисты «небесной канцелярии» не перестают утверждать, что погода имеет турбулентный характер, поэтому невозможно заранее предугадать с какого числа начнутся морозы и сколько дней будут. Это зависит от конкретной погодной ситуации в конкретный момент времени. Как показывает статистика последних лет, в этот день нередки даже оттепели.

Зато на вопрос будут ли Крещенские морозы в 2018 году, они наверняка ответят утвердительно. Это объясняется очень просто – в середине января над большей частью России устанавливается антициклон, которому присуще высокое атмосферное давление и большие морозы.

По статистическим данным Гидрометцентра можно проследить, какая погода 19-25 января была в разные годы:

Эта таблица лишний раз подтверждает, что погода имеет случайный характер и изменчива вместе с воздушными потоками в атмосфере. Долговременный прогноз имеет определенную степень вероятности. Нельзя заранее определить:

  • силу похолодания;
  • реальную дату;
  • продолжительность.

Каждый год морозы имеют различную динамику и возможный разброс составляет несколько дней.

Крещенские приметы

Что касается погодных явлений, наши предки были очень наблюдательными. Вот и погодные явления они связывали с различными событиями. Они считали:

  • Полнолуние обязательно вызовет большой паводок и обильные талые потоки воды. Таяние снега произойдет так быстро, что впору готовить сапоги. Дороги будут полны грязи и талой воды очень долго.
  • Еще в древности считали, что если на праздник будет новолуние, то похожая погода продержится весь январь.

Некоторые приметы касались также быта:

  • Считалось, что растаявшая вода от крещенского снега, излечивает от недугов, поэтому снег собирали и хранили в подвалах.
  • Раньше считали, что если набрать воду из освященной купели и побрызгать ею при стирке, то белье станет чрезвычайно белоснежным.
  • Старые люди говорят, что раньше в селах домашним животным давали крещенский снег, чтобы они росли здоровыми и крепкими. То же самое делали и с птицей. Считали, что от этого они раньше начинали нестись.
  • В деревнях до сих пор верят в то, что если снег ложится плотно к забору, то будущий урожай на половину сгниет, а если ляжет с некоторым зазором от изгороди, то запасов хватит на целый год.
  • Если на праздник звездное небо, в лесу вырастет много ягод и орехов, на огороде – много гороха, а в сарае много ягнят.
  • Еще многие уверены, что если будет метель, то весна наступит поздно. Снег растает перед самой Пасхой и заморозки будут всю весну.
  • Есть полезная примета для охотников. Если 19.01 всю ночь лают собаки – это к изобилию лесной дичи.
  • Для наших предков богатый урожай был гарантией безбедного существования. Они верили, что хлопья снега к отличному урожаю, а вот ясное небо – означало недород.
  • Что касается плодородия, то люди были особенно внимательными. Было замечено, что теплая крещенская погода к изобилию ржи и недобору пшеницы.

Почему не работают приметы?

Некоторые люди подметили, что многие приметы, которые жили многие годы, почему-то сейчас не действуют. Объяснений этому много. Одно из них связано с переходом на Григорианский календарь. То есть все старые приметы ориентированы на даты Юлианского календаря, поэтому в реальные числа календаря не работают.

Другое объяснение связано с изменением климата. Раньше люди жили в основном в сельской местности и были тесно связаны с природой. Сейчас большая часть населения живет в городах, где развивается полным ходом промышленность. Вот она и делает экологическую обстановку полностью непохожую на прежние годы. Чего стоит всемирное потепление и разрушение озонового слоя нашей планеты.

Подводя итог, можно сказать, что морозы в январе, конечно же, остались, но вот привязывать их к календарю не стоит. Мороз может настать в начале января и тогда его впору назвать Рождественским. Стужа может наступить также мгновенно, как и оттепель, поэтому практически невозможно предугадать с какого числа и сколько дней будет хорошая погода.