Половая идентификация у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей. Методика идентификации детей с родителями

- 337.00 Кб

Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной и ее учеников, является сензитивным периодом полового развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются половые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности; как образец взаимоотношения полов. Правильное половое поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой идентификации у ребенка.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на формирование и развитие личности ребенка, на становление его половой идентификации, оказывают атмосфера семьи, ее структура, позиция ребенка, тип отношений в семье.

ГЛАВА II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Организация и методы исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста

Эмпирическое исследование проводилось в период с февраля по май 2012 г в МБДОУ детский сад №190 «Степашка»

Целью исследования было выявление особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в полных и неполных семьях. В исследовании приняли участие 52 ребенка в возрасте 5-7 лет: 26 девочек и 26 мальчиков, из них 26 детей из полных семей и 26 детей из неполных семей.

В ходе исследования использовались следующие методы качественной обработки и интерпретации результатов:

Для исследования особенностей половой идентификации детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей использовался комплекс взаимодополняющих психологических методик.

1) Методика: идентификация детей с родителями А.И. Захарова .

Цель данной методики выявить идентификацию детей с родителем того же пола, что и ребенок.

2) Проективный рисунок человека . Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола, восприятие ребенком себя, уточнение представлений детей о своей принадлежности к тому или иному полу.

Характеристика применяемых диагностических методик

Для выявления особенностей протекания идентификации использовались следующие методики: проективные тесты «Рисунок семьи», «Рисунок человека» К. Маховера и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями». У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рисунков – очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности испытуемого. К. Маховер полагает, что использование данной техники до применения других, более сложных техник оценки личности является оправданной клинической практикой. Что касается валидности и надежности утверждений, основанных на анализе рисунков, то здесь нет достаточной информации. Однако эксперименты, проведенные в данной области такими клиницистами, как К. Маховер, С. Леви, М. Крим, Г. Цукер, Д. Векслер, Э. Толлер, Б. Томлисон, в целом носят многообещающий характер, что оправдывает продолжающиеся исследования достоинств и ограничений метода анализа рисунков .

«Рисунок человека». Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаши и стандартный лист чистой бумаги А4 (21 на 30 см). Должна быть подходящая ровная поверхность и достаточное освещение. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Отвечая на все возникающие вопросы такие, как «Каким должен быть рисунок?», исследователь должен ограничиться общими утверждениями, например, «Рисуйте так, как хотите и что хотите». После окончания диагностики необходимо поблагодарить испытуемого за активное участие.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются детали рисунка, особенности изображения, что за человек нарисован - какого он возраста, пола (если не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, во что одет и др. Анализ половой идентичности начинается с того, что у автора рисунка уточняется, человека какого пола он нарисовал (по его ответу на вопрос: «Кто нарисован на рисунке?»), затем определяется - совпадает или нет пол автора рисунка с полом изображённого человека.

Наличие дополнительных деталей, подробная прорисовка, «разукрашивание» свидетельствуют о позитивном отношении к персонажу, т. е. к себе как мальчику или девочке; неполнота рисунка, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или даже конфликтное отношение к себе как мальчику или девочке; размещение рисунка внизу страницы может свидетельствовать о депрессивности мальчика ил\и девочка, наличие у его чувства неполноценности к своему полу.

Ярко выраженная половая идентичность у ребёнка наблюдается, если в его рисунке прослеживаются различные признаки пола человека:

Основные признаки пола (мужчина - обозначение паховой области, мускулатура, плечи - бёдра; женщина - грудь, талия - бёдра, плечи);

Дополнительные признаки мужественности/женственности (мужчины - усы, короткие волосы, борода и др.; женщина - длинные и распущенные волосы, косички, пышные причёски, длинные реснички и др.);

Традиционная мужская/женская одежда (мужчина - брюки, шорты, галстук, ботинки; женщина - платье, юбки, туфли, рюшечки, воланы и др.);

Аксессуары, ассоциируемые с определённым полом (мужчина - трость, сигарета, шляпа, автомобиль, велосипед, различные инструменты и др.; женщина - украшения, серьги, бусы, бантики, корона, сумки, косметика);

О слабой выраженности половой идентификации свидетельствует бедность отражения в рисунке вторичных половых признаков. Степень имеющихся признаков пола проявляется в неяркой, стилизованной форме. Это может говорить о недостаточном принятии своей половой идентичности.

Половая идентичность не выражена при отсутствии признаков, определяющих пол персонажа. Например, рисуется человек из палочек или контур фигуры человека без каких-либо признаков пола.

Эффективное применение данной техники зависит от понимания личностной динамики и от степени знакомства с рисунками большого числа индивидов.

Опросник А.И. Захарова состоит из десяти вопросов. Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:

Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);

Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета.

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1. большим возрастным периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

2.2 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

В результате проведенного эмпирического исследования были получены следующие данные.

Исследование идентификации ребенка с ролью родителя своего пола проводилось с помощью методики «Идентификация детей с родителями» А.И. Захарова приложение 1.

Для дальнейшей работы ответы кодировались следующим образом:

В ответе на 1-ый вопрос за «1» мы принимали желание изображать в игре "Семья" себя и родителя своего пола, а за «О» - желание играть другого.

При ответе на 2-ой вопрос - о проживающих вместе членах семьи - нас интересовало, помещает ли ребенок на первое место родителя своего пола. В связи с этим «1» мы ставили в случае, если ребенок помещает на первое место родителя своего пола, а «О» - если он помещает на первое место кого-то другого.

При ответах на 3-й вопрос за «1» принимали тот ответ, в котором главным в семье ребенок называл родителя своего пола, а «О» ставили, если таковым он называл кого-нибудь другого.

Если при ответе на 6-ий вопрос ребенок выбирал родителя своего пола, такой ответ засчитывался за «1», все другие ответы - за «О».

Положительные ответы на вопросы 4,5,7,8,9,10, методики А.И. Захарова - принимались за «1», а отрицательные за «О».

Таким образом, нами были сформированы 10 шкал:

1. Выбор в игре "Семья" роли родителя своего пола или себя самого.

2. Выбор на первое место родителя своего пола.

3. Выбор в качестве главного в семье родителя своего пола.

4. Ориентация на профессию родителя своего пола.

5. Желание изображать в семье родителя своего пола.

6. Ожидание родителя своего пола.

7. Откровенность с родителем своего пола.

8. Откровенность с родителем другого пола.

9. Страх наказания со стороны родителя своего пола.

10. Страх наказания со стороны родителя другого пола.

При обработке методики были получены следующие результаты (см. таблицу 1), которые занесены в таблицу 1 в процентах.

Таблица 1

Результаты исследования детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Идентификация детей с родителями» А.И. Захарова

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

1. Выбор в игре "Семья" роли родителя своего пола или себя самого

2. Выбор на первое место родителя своего пола

3. Выбор в качестве главного в семье родителя своего пола

4. Ориентация на профессию родителя своего пола.

5. Желание изображать в семье родителя своего пола

6. Ожидание родителя своего пола

7. Откровенность с родителем своего пола

8. Откровенность с родителем другого пола

9. Страх наказания со стороны родителя своего пола

10. Страх наказания со стороны родителя другого пола


Из таблицы 1 видно, что различия в уровне половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей присутствует только по шкале 1, а по остальным шкалам координальных различий нет.

Для математической обработки данных использовался φ - критерий угловое преобразование Фишера. С помощью критерия мы определили, что дети старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей примерно одинаково усваивают половые роли, так как дети набрали примерно одинаковые результаты и коэффициент углового преобразования Фишера показал небольшие расхождения. Исключением является шкала 1 (φ=1,857, при р ≤ 0,05), при ответе на вопрос: «Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы ты стал изображать, кем бы ты в ней стал: мамой, папой или собой?» дети из полной семьи больше выбирают родителей своего пола или себя, чем дети из неполных семей. Это свидетельствует о том, что у детей из полных семей лучше сформирована половая идентификация, чем у детей из неполных семей, а по остальным шкалам между детьми различий нет.

Из всего выше сказанного следует вывод, что наша гипотеза подтверждается, так как у детей из полных семей формирование половой идентификации с родителями своего пола отличается от формирования половой идентификации детей из не полных семей, но незначительно.

2.3 Результаты исследования по методике «Проективный рисунок человека»

При обработке методики были получены следующие результаты (см. таблицу 2), которые занесены в таблицу 2 в процентах.

Таблица 2.

Результаты исследования детей старшего дошкольного возраста с помощью методики «Проективный рисунок человека»


Из таблицы 2 видно, что различия в уровне половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей присутствует только по 5 признаку, на рисунках детей старшего дошкольного возраста из неполных семей лучше прорисованы детали одежды, чем на рисунках детей старшего дошкольного возраста из полных семей. Это свидетельствует о том, что у детей из неполных семей формирование половой идентификации отличается от формированияполовой идентификации детей из полных семей, а по остальным признакам между детьми различий нет.

Краткое описание

Цель исследования – выявить психологические особенности половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;
2. Разработать программу исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста;
3. Провести сравнительный анализ половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………8
1.1 Половая идентификация как психологическое понятие………..8
1.2 Влияние семьи на развитие личности ребенка……………….….17
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..26
1.4 Половая идентификация ребенка в условиях неполной семьи…36
Выводы по 1 главе……………………………………………………..46
Глава II. Исследование особенностей половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….48
2.1. Методы и методики исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………48
2.2 Характеристика применяемых диагностических методик……..52
2.3 Результаты исследования половой идентификации у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей……………………...54
2.4 Рекомендации для родителей и педагогов………………………55
Выводы по 2 главе ……………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………….59
Список используемой литературы…………………………………...63

Методика идентификации детей с родителями опросник А.И. Зарова

Ребенку задают следующий набор вопросов.

    Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

1.С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).

2.Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

3.Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?

4.Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

5.Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).

6.Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?

7.Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?

8.Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

9.Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

    возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

    успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

    идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

    уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

    идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями: а) большим возрастным периодом идентификации девочек; б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков; г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью; д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков: - отношение к матери, - отношение к отцу, - отношение к матери и отцу как семейной чете, - отношение к братьям и сестрам, - отношение к бабушке и дедушке, - отношение к другу, - отношение к учителю, - любознательность, - стремление к доминированию, - общительность, - отгороженность, - адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

Ключ для оценки полученных результатов.

Ключ

Значение шкал

Номера заданий

Общее количество заданий

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

Отношение к братьям и сестрам

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

Отношение к бабушке и дедушке

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40

Любознательность

5, 22-24, 26, 28-32

Лидерство

Общительность

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

Социальная адекватность поведения

9, 25, 28, 32-38

Стимульный материал к методике

    Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

    Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

    Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

    Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже

    Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

    Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

    У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

    Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже

    Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

    Где ты на этот раз?

    Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди

    Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

    Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

    Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста? младше тебя? старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

    Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

    Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

    Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

    Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? пожалуешься учителю? ударишь его? сделаешь ему замечание? не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

    Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

    Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

    Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

    Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

    Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

    Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

    Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

    Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь: Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: Плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

    Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать: Плакать? Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов

    Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

    Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

    В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

- 758.50 Кб

Недостаточность детско-родительских отношений приобретает эмоционально-неблагоприятные оттенки: отвержение, изолированность, агрессия, страх. Лишь у части детей формируются гармоничные и адекватные отношения с близкими лицами. У всех детей с отклонениями в развитии наблюдаются девиации в личностном развитии, обусловленные не только конституциональными особенностями и воздействием дефекта, но и нарушениями межличностного взаимодействия и контактов. Доминирующими негативными личностными тенденциями являются: агрессивность, конфликтность, тревожность, отгороженность, коммуникативные нарушения. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость оказания детям психологической помощи, включающей не только коррекцию личностных нарушений, но и оптимизацию внутрисемейных отношений .

Вывод по 1 главе

В контексте изучения особенностей детско-родительских отношений описана обширная феноменология стилей семейного воспитания с точки зрения учета определяющей позиции родителя в этом процессе. Позиция родителя включает в себя такие компоненты, как особенности эмоциональной связи с ребенком, мотивы и ценности родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, способы социального контроля.

Разработкой критериев выделения стилей воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.), но всё еще остается недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей образа с тактиками реализации взаимодействия ребенка с родителем.

Можно отметить, что специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, - большая любовь и глубинная связь (личностное отношение), а с другой - объективное, оценочное отношение, направленное на формирование необходимых качеств и способов поведения (предметное отношение).

В нашей работе диференциированны понятия «детско-родительские отношения», «родительское, отношение» и «родительские установки», которые имеют пересекающиеся значения и выступают часто как синонимы. Специфика детско-родительских отношений состоит в том, что они двусторонние, обе стороны (родитель и ребенок) активно формируют систему отношений. Эти отношения изначально неравноправные, однако тяготеющие к равноправию. Продуктом этих отношений является сформированная личность ребенка.

Таким образом, детско-родительские отношения можно определить как систему отношений между взрослым и ребенком, состоящими в непосредственном родстве, они появляются с рождением ребенка и в процессе взаимодействия родителя и ребенка имеют свою динамику и специфическое содержание. Эти отношения зависят от трех факторов: родитель, ребенок, культурно-исторический контекст отношений. Анализ этих факторов представлен в работах Ф. Ариес, Э. Берна, Д. Боулби, М.В. Быковой (2000), И.С. Кона, А. Крафта, Г. Лэндрета (2000), М. Мид, Е.О. Смирновой (2000), A.C. Спиваковской. (1999), Э. Фромма (1998) и Г.Т. Хоментаускаса (1989)

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии

Исследование особенностей детско-родительких отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии проводилось на базе «Дет сад - Школа №1» и условно включало в себя 3 этапа:

1. Формирование проблемы исследования, анализ литературы, составление и разработка диагностической программы исследования; формирование выборки исследования – родители и учащиеся класса компенсирующего обучения, анализ документации. Проведение исследования на констатирующем этапе эксперимента.

Длительность этапа- с сентября по октябрь 2009 года.

2. Составление программы коррекции детско-родительского отношения в семьях воспитывающих ребенка с проблемами в развитии на основе результатов диагностического исследования и выявленных особенностей, и её реализация.

Длительность этапа – с ноября 2009 г. по апрель 2010 года.

3. Проведение контрольного этапа, выявление эффективности предложенной программы, формирование выводов и рекомендаций.

Для изучения особенностей детско-родительких отношений была составлена программа исследования, которая включила объективные методики исследования, которые направлены на изучение, как родительского отношения, так и изучение отношения детей к собственным родителям.

Выборку исследования составили 9 семей учащихся 4 класса обучающихся в классе компенсирующего вида, куда были направлены по решению ПМПК.

Характеристика диагностической программы исследования

Таблица № 1

№ п/п Критерий

исследования

Название и автор методики Цель
1 Тип семейного воспитания Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений"

(АСВ)

Исследование типа семейного воспитания
2 Степень опеки и заботы родителей Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской. Определение степени опеки и заботы родителей
3 Отношение детей к родителям Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова Определение отношения к родителям
4 Отношение родителей к воспитанию детей и семейным ролям Методика PARI. Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Определение отношения родителей к воспитанию детей и семейным ролям
5 Тип детско-родительского отношения Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Определение детско-родительских отношений

Характеристика выборки исследования

Таблица № 2

№ п/п Имя ребенка Возраст Родители
Семья 1 Вадим 9лет Любовь З., Михаил З.
Семья 2 Лиза 10 лет Мария М., Дмитрий М.
Семья 3 Мария 10 лет Светлана Т., Алексей Т.
Семья 4 Денис 9 лет Галина Б., Владимир Б.
Семья 5 Александр 10 лет Евгения К., Виктор К.
Семья 6 Данила 9 лет Анна Ф., Илья Ф.
Семья 7 Таня 9 лет Юлия Ч., Сергей Ч.
Семья 8 Кирилл 10 лет Елена К., Денис К.
Семья 9 Антон 10 лет Ирина У. Роман У.
Семья 10 Алексей 9 лет Екатерина Щ., Владимир Щ.

Описание методик:

1. Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)

Цель: Исследование типа семейного воспитания. Анализируя процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны ответить на три вопроса. Во-первых, как, т.е. какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, т.е. каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье. Предлагаемый опросник АСВ поможет найти ответ на первые два вопроса.

2. Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской.

Опросник предназначен для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания; использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи, кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка. Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так же вредна, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

Опросник состоит из 15 вопросов, отвечать на которые нужно: категорически не согласен; я не спешил бы с этим согласиться: это, пожалуй, верно: совершенно верно, я считаю именно так.

3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова

Цель - определение компетентности и престижности родителей в восприятии детей, также выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

– возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

– успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

– идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

– уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

а) большим возрастным периодом идентификации девочек;

б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Опросник отношений, предназначен для изучения отношения родителей(прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия (А - активное согласие, а- частичное согласие, б - частичное несогласие, Б - полное несогласие). Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются детско-родительских отношений. В свою очередь эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:
4. Разработать программу по коррекции и оптимизации родительского отношения в семьях воспитывающих детей с отклонениями в развитии

5. Выявить эффективность предлагаемой программы

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с проблемами в развитии.

1.1. Детско-родительских отношений как

предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………….......9

1.2. Влияние родительских установок и стилей воспитания на психическое развитие ребенка…………………………………………………….12

1.3. Особенности родительских отношений к ребенку с проблемами в развитии и их основные нарушения………………………………………………21

Глава 2. Методические основы исследование особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

2.1. Диагностическая программа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии……………………………………………………………………………..29

2.2. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии………………………………..37

Глава 3. Экспериментальная работа по выявлению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа………………………....47

3.2. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов….60

Заключение……………………………………………………………….…74

Литература…………………………………………………………………..76

Методика идентификации детей с родителямиопросник А.И. Зарова
Ребенку задают следующий набор вопросов.
Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).
Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?
Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).
Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?
Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?
Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация результатов
Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;
успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);
идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;
идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями: а) большим возрастным периодом идентификации девочек; б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков; г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью; д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Type="text/javascript" charset="utf-8" src="http://yandex.st/share/share.js"


Приложенные файлы

№п/п Критерий исследования Название и автор методики Цель методики
Тип семейного воспитания Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Исследование типа семейного воспитания
Степень опеки и заботы родителей Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской Определение степени опеки и заботы родителей
Отношение детей к родителям Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И. Зарова Определение отношения к родителям
Отношение родителей к воспитанию детей и семейным ролям Методика PARI. Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл Определение отношения родителей к воспитанию детей и семейным ролям
Тип детско-родительского отношения Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Определение детско-родительских отношений

В диагностике приняло участие 5 семьей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, ниже представлены результаты по каждой методике.

1. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ).

Результатом являются выраженные типы воспитания: Гиперпротекция (Г+), Потворствование (У+), Чрезмерность требований-запретов (З+), Минимальность санкций (С-), Неустойчивость стиля воспитания (Н), Воспитательная неуверенность родителя (ВН), Фобия утраты ребенка (ФУ), Неразвитость родительских чувств (НРЧ).

2. «Опросник "Мера заботы"».

В семьях, набравших высокий балл главный мотив поведения – интересы ребенка. Такая позиция достойна одобрения, однако несколько заострена. Это может повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких семьях взрослые выполняют за ребенка все, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям. В результате у ребенка может сформироваться пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления будет препятствовать личностному росту.

3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова.

В процессе обследования четко выделился приоритет мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на то, что выборка состоит из 5 человек из которых 3 мальчика большей компетентностью и престижностью пользуется все же мама. Обратим внимание на наиболее тревожные результаты. Мы можем констатировать, что 40% детей ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение, враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают и воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную.



По результатам видно, что отношение к семейной роли у всех 5 родителей максимально высокое. Показатели эмоционального контакта и излишней эмоциональной дистанции находятся в норме. А вот показатели концентрации на ребенке занимают максимальные значения. Что может свидетельствовать о несамостоятельности ребенка и чрезмерной опеки родителей.

5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

По данным опросника родительского отношения шкала «социальная желательности», «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.

Выявлено, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с проблемами в развитии; в восприятии детьми с проблемами в развитии своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с проблемами в развитии при взаимодействии с родителями.

На основе результатов диагностического исследования был выявлен ряд негативных показателей, свидетельствующий о нарушении позиции родителей в вопросах воспитания детей: гиперопека, гиперпротекция, инвалидизация, неустойчивость стиля воспитания.

Список литературы

1. Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития – методические рекомендации [Текст]: Г. А. Мишина. // Дефектология. – 2001. – №1. – С.7 – 14.

2. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 240с.

3. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н. Ю. Синягина. – М., 2001. – 118с.