Православные церковные праздники сентября.

10 сентября (28 августа по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). 14-я Неделя по Пятидесятнице (то есть четырнадцатый воскресный день, поскольку именно воскресенье по-церковнославянски именуется "неделей", после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих , Собору Нижегородских святых , Собору Саратовских святых , а также память еще 19 известных нам поименно угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих , Собор Нижегородских святых , Собор Саратовских святых . Соборные праздники Русской Православной Церкви, установленные в разные годы в честь святых, совершавших свои духовные подвиги в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, Нижегородской и Саратовской землях.

Преподобный Моисей Мурин . Святой IV столетия от Рождества Христова, своим примером показавший, что с верой во Христа можно преодолеть любую страсть. Сам святой Моисей (как гласит Житие, "родом мурин, ликом чёрен") в юности был главарем разбойников, блудником и пьяницей. Но по великой милости Божией глубоко раскаялся, после чего ушел в уединенный монастырь и стал там иеродиаконом.

Чтобы избавиться от своих страстей, святой Моисей Мурин простаивал ночи в молитве и практически отказался от пищи. И после многолетних молитвенных трудов получил от Господа власть над бесами. С тех пор к преподобному Моисею стали обращаться за помощью в избавлении от страстей, которые он смог победить в себе самом. В первую очередь от пьянства.

Преподобный Савва Крыпецкий, Псковский . Русский святой XV века от Рождества Христова, постриженик Святой горы Афон, откуда прибыл в Псковские пределы в поисках монашеского уединения. Он поселился близ Крыпецкого монастыря и взял на себя подвиг безмолвия. Старца очень почитали монахи, но отец Савва отказался стать их игуменом.

Однажды Псковский князь Ярослав Оболенский прибыл к святому Савве, когда тот жил уже в ограде монастыря, с больной супругой. Преподобный передал князю:

"Грешный Савва, говорит тебе, князь, не вступай в обитель с княгинею; у нас здесь такое правило - жены не должны входить в обитель: если преступишь отеческую заповедь, княгиня твоя не получит исцеления…"

Князь раскаялся, объяснив, что хотел нарушить устав лишь по незнанию. После чего старец Савва вместе монахами вышли за монастырские ворота и отслужили молебен, после чего княгиня исцелела. Благодарный князь передал монастырю земли и построил к обители через мхи и болота мост длиною в 1400 сажен.

Святой старец Савва мирно отошел ко Господу в 1495 году от Рождества Христова.

Праведная Анна Пророчица . Святая I столетия от Рождества Христова, которая вместе со святым праведным Симеоном Богоприимцем встретила Младенца Христа в Иерусалимском храме. Это событие стало переломным, встречей ветхозаветной эпохи и новозаветной эры. В Православной Церкви оно является великим двунадесятым праздником и именуется Сретением Господним. Подробнее об этом событии вы можете прочесть в нашем материале , опубликованном на страницах "Царьграда".

Великомученица Шушаника (Сусанна) Ранская, княгиня . Святая страдалица за Христа V столетия от Рождества Христова, особо почитаемая в Грузинской Православной Церкви. Сама святая Шушаника была из армянского княжеского рода. В юности она вышла замуж за грузинского правителя Варскен, который оказался вероотступником. Узнав о том, что супруг предал Христа и стал огнепоклонником, чтобы угодить шаху, Шушаника обличила его, за что была подвергнута страшным мучениям и заключению. Как свидетельствует Житие великомученицы:

"Шесть лет она пробыла в заключении и украсилась добродетелями: постом, бодрствованием, стоянием на ногах, неослабными поклонами и непрерывным чтением книг. Она сделалась духовной цевницей, освящающей и украшающей темницу".

Великомученица Шушаника отошла ко Господу в 475 году от Рождества Христова.

Священномученики Алексий Будрин, пресвитер (1918), Александр Медведев, диакон, Николай Георгиевский, пресвитер (1931), преподобномученики Казанские Сергий (Зайцев), Лаврентий (Никитин), Серафим (Кузьмин), Феодосий Александров, Леонтий Карягин, Стефан, Георгий (Тимофеев), Иларион (Правдин), Иоанн (Сретиенский) и Сергий (Галин) (1918), священномученик Василий Сокольский, пресвитер (1937) . Священнослужители, монахи и послушники разных храмов и монастырей Русской Православной Церкви, святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Все эти подвижники были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днем всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

* Преподобного Моисея Мурина (ок. 400). Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского (1495). *** Преподобного Иова Почаевского (обретение мощей, 1659 г.). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.
Праведных Езекии, царя Иудейского (691 до Р.Х.); Анны пророчицы, дочери Фануила, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I). Мучеников Диомида и Лаврентия; 33-х из Ираклии; Иулитты; Кинтилиана; Дамаса; Шушаники, княгини Ранской, Грузинской (V). Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих: Феодосия, общих житий начальника (1074), Илариона схимника (1066), Тимофея игумена (1131), Пимена постника, игумена (1141), Авраамия игумена (до 1156), Досифея I игумена (1156), Акиндина I игумена (1164), Досифея II игумена (ок. 1218), Акиндина II игумена (1232), Памвы иеромонаха, затворника (1241), Лукиана священномученика (1243), Сисоя схимника (XIII), Пафнутия затворника (XIII), Афанасия затворника (XIII), Софрония затворника (XIII), Лаврентия затворника (XIII), Кассиана затворника (XIII), Феодора молчаливого (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Евлогия старца (XIII), Павла Послушливого (XIII-XIV), Моисея чудотворца (XIII-XIV), Мартирия диакона (XIII-XIV), Захарии постника (XIII-XIV), Силуана схимника (XIII-XIV), Агафона чудотворца (XIII-XIV), Лонгина вратаря (XIII-XIV), Арсения трудолюбивого (XIV), Зинона постника (XIV), Ипатия целебника (XIV), Иосифа многоболезненного (XIV), Нестора некнижного (XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина затворника (XIV), Евфимия схимника (XIV), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия богоугодника (XIV), Меркурия постника (XIV), Геронтия и Леонтия канонархов (XIV), Анастасия другого, Варсонофия, Геннадия, Герасима, Даниила старца, Димитрия (XIV), Петра (XIV), Игнатия архимандрита (1435), Феофила, архиепископа Новгородского (ок. 1482), Феодора, князя Острожского (ок. 1483), Дионисия иеромонаха, затворника (XV). Преподобномучеников Казанских Сергия (Зайцева) архимандрита, Лаврентия (Никитина), Серафима (Кузьмина) иеромонахов; Феодосия (Александрова) иеродиакона, Леонтия (Корягина), Стефана монахов; Георгия (Тимофеева), Илариона (Правдина), Иоанна (Сретенского) и Сергия (Галина) послушников (1918). Священномученика Василия (Сокольского) пресвитера, Алма-Атинского (1937).

Моисей Мурин

Моисей Мурин жил в IV в. в Египте. Называется мурином (черным), потому что был эфиоплянином. В молодости господин выгнал его из дома, и он, не захотев добывать себе пропитание трудом, вступил в шайку разбойников и за свою смелость сделался их предводителем. Моисей долго злодействовал и наводил ужас на всю окрестную страну. Наконец сознав и почувствовав, как он грешен перед Богом и людьми, бросил разбойничество и со слезами сокрушения явился в иноческую обитель, прося принять его в число братии. Братия не доверяла Моисею, но он не отходил от монастырских ворот, не переставая просить и плакать. Наконец поверили раскаянию Моисея, и он был принят в монастырь. Ему было в это время около 30 лет. Моисей вел жизнь весьма строгую: питался только хлебом и водой, целые ночи проводил в молитве, проливал слезы о прежней своей жизни и со смирением исполнял все, что приказывали ему. Трудным было для Моисея первое время в пустыни. Часто возникало в нем сильное желание возвратиться к прежней жизни и делам. Но он со слезами повергался на колени и молился Господу о помощи. Иногда во сне мучили его воспоминания о прежней жизни; он побеждал сон трудами для братии и молитвой. После многих лет борьбы и подвигов Господь послал Моисею более спокойное состояние духа.
Св. Моисей отличался необыкновенным смирением. Правитель области нарочно прибыл в обитель, чтобы видеть обращенного разбойника. Узнав об этом, Моисей ушел из кельи. За свою благочестивую жизнь он был рукоположен в диаконы. Когда при рукоположении облекли его в белую одежду, епископ сказал ему: «Вот, Моисей, ты теперь стал бел!» - «Владыка, - отвечал Моисей, - снаружи я таков, дай Бог, чтобы был таким и внутри». Дожив до 75 лет, Моисей узнал время и образ своей смерти. «На мне должны исполниться слова: взявший меч погибнет от меча», - сказал он незадолго до смерти. Так и случилось.

Преподобный Савва Крыпецкий

Преподобный Савва называется Крыпецким, или Псковским, потому что подвизался близ Пскова в Крыпецкой пустыни. Одни думают, что он пришел из Сербии, другие - что с Афона. Сначала святой Савва поселился в лавре св. Евфросина, недалеко от Пскова; затем он возжелал послужить Богу в безмолвии пустынников, и с благословения настоятеля удалился в бывшую в то время непроходимою Крыпецкую пустыню неподалеку от лавры, в 15 верстах. Здесь он проводил время в постоянной молитве, питаясь одним хлебом и водой, и то не каждый день, и в труде, сам возделывая землю для своего пропитания. Много страдал он от бесов, которые наводили на него ужас. Скоро узнали о подвижнике, и стали приходить к нему из Пскова и других мест ревнители пустыннической жизни. Уже была устроена обитель, но св. Савва по смирению не принял настоятельства над ней. По высокой жизни основателя скоро прославилась и обитель. Князья, бояре и благочестивые люди Пскова начали приходить к св. Савве за духовными советами, и он внушал вельможам и судьям производить справедливый суд и не обижать бедных; богатых увещевал подавать милостыню, - вообще всех учил уклоняться от ссор и вражды, вредных не только для душевного спасения, но и для земного благосостояния, а сохранять любовь и мир, покрывать ошибки других снисхождением, чтобы прощали и нас самих; учил жить в чистоте. Св. Савва устроил в обители общежитие, не позволяя никому ничего называть своим, и сам в своей келье не имел ничего, кроме икон, мантии и рогожки, на которую ложился для отдыха. Умер в глубокой старости в 1495 г. Через 60 лет после смерти мощи его были открыты по его указанию и почивают в его обители. При них произошло много чудес.

Преподобный Иов Почаевский

Преподобный Иов Почаевский с детства мечтал об иноческой жизни. Придя в возраст, удалился в Угорицкий Спасский монастырь, в Карпатских горах, и скоро сделался известным своей строгой жизнью, так что князь Константин Острожский вызвал его в настоятели устроенной им обители на острове близ города Дубно. По смерти благочестивого князя сын его Януш поддался влиянию иезуитов и стал преследовать православных, и Иов перенес много скорбей, защищая православие; но через 20 лет управления обителью вынужден был перейти в Почаевский монастырь. Отказавшись от настоятельства, он принял схиму и проводил жизнь в строгом посте и постоянной молитве. От продолжительного стояния на молитве у него появились раны на ногах.
Преподобный Иов умер в 1651 г., предсказав день своей кончины. Скоро Господь прославил Своего угодника чудотворениями, и мощи его были открыты.

Опубликовано 09.09.17 23:52

Сегодня, 10 сентября, также празднуются День танкиста, Всемирный день предотвращения самоубийств, День озера Байкал, Всемирный день журавля и другие праздники.

10 сентября 2017 года отмечается народыный праздник Анна и Савва Скирдники. Церковь в этот день вспоминает праведную Анну Пророчицу и преподобного Савву Крыпецкого, а также иеромонаха Моисея Мурина.

По преданию, Анна родилась в Иерусалиме, в семье Фануилова. Она жила в строгом воздержании, соблюдая пост и беспрестанно молясь. За такой образ жизни Господь наградил 84-летнюю вдову даром пророчества, благодаря чему святая подала надежду тем, кто ждал избавления.

Савву на Руси инткббээ сначала знали как Псковского. Святой долго в Снетогорском монастыре, но неизвестно, откуда он туда прибыл. Затем он решил поселиться на холме на Крыпецком урочище. Построив небольшую церквушку во имя апостола Иоанна Богослова, все дни проводил, молясь и постясь. Питался тем, что мог вырастить, да ягодами и кореньями. Спустя время сподвижники уговорили Савву основать монастырь. Преподобный прославился творением чудес как при жизни, так и после смерти: мощи святого помогли избавиться как от телесных, так и от душевных недугов.

Крестьяне в этот день заканчивали уборку хлеба. Люди стараются успеть доделать все необходимое до наступления осенних дождей и холодов.

В честь собранного урожая устраиваются праздники и ярмарки.

Считается, что 10 сентября - неблагоприятный день для знакомства родителей с женихом своей дочери. В этот день запрещено сватовство.

По приметам, если дикие гуси и курлыки еще не улетели на юг, значит, зима припозднится и будет теплой.

Зато Анна и Савва Скирдники считается благоприятным днем для сбора яблок.

День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября. В 2017 году праздник выпадает на 10 сентября. Празднование в России на официальном уровне началось с издания Указа Президента РФ № 549 от 31 мая 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных силах РФ». Документ подписал В. Путин.

Всемирный день предотвращения самоубийств

Ежегодно 10 сентября отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств. Дата была учреждена Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (МАПС) при поддержке ВОЗ и под патронажем ООН. В 2017 году событие отмечают 15-й раз.

Всемирный день предотвращения самоубийств своим появлением обязан двум психиатрам: румыно-австрийцу Эрвину Рингелу и Норману Фарберу. В результате длительных исследований девиантного поведения среди различных групп населения, Рингел первым ввел понятие суицидального синдрома в 1960 году. Дальнейшая научная деятельность доктора была направлена на возможности скорректировать и нейтрализовать агрессивные факторы, влияющие на человека и побуждающие его к самоубийству.

В том же 1960 г. он вместе с Фарбером создал Международную ассоциацию по предотвращению самоубийств (МАПС), главной целью которой является профилактика и предотвращение суицида. Заручившись поддержкой Всемирной организации здравоохранения, МАПС выступила с инициативой учреждения данного праздника, который стали отмечать с 10 сентября 2003 года.

День озера Байкал

Озеро Байкал, или Бай-Куль (в переводе с тюркского - "богатое озеро") является одним из самых впечатляющих мест в нашей стране. Оно расположено на границе Иркутской области и Республики Бурятия. В 1997 году оно было занесено в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в силу своего богатейшего разнообразия по флоре и фауне. Благодаря действующим неподалеку вулканам экосистема озера и близлежащих территорий постоянно видоизменяется (структурные геологические и биологические процессы), обновляя состав существующих экзотических экземпляров растений и представителей животного мира.

В 1999 году было принято решение учредить День озера Байкал. Датой празднования стало четвертое воскресенье августа. В 2008 г. праздник был перенесен на второе воскресенье сентября. В 2017 году он отмечается 10 сентября.

Всемирный день журавля

В 2002 году инициативная группа Евразии выступила с ходатайством об учреждении Всемирного дня журавля. Предложение было поддержано секретариатом Боннской конвенции, Глобальным экологическим фондом по охране стерха и его местообитаний и Международным фондом охраны журавлей при участии Союза охраны птиц России и Московского зоопарка. В качестве даты праздника был выбран осенний период - время миграции птиц на зимовку.

День учителя в Китае

В Китае 10 сентября отмечается День учителя. Именно сегодня в стране чествуют всех работников сферы образования. Праздник был создан в 1985 году 21 января. Основной его целью для появления его в календаре было желание властей страны повысить престиж интеллектуального труда. В стране, современная система образования выстроена по европейскому образцу.

Именно с 6 лет начинается обязательное школьное образование и длится оно 9 лет. Шесть лет из них занимает обучение в начальной школе, остальные три года - ступень среднего образования. Отдельное место в системе среднего образования данной страны могут занимать международные школы, в которых большой процент иностранных учеников.

Александр, Алексей, Анатолий, Анна, Арсений, Афанасий, Василий, Вениамин, Георгий, Григорий, Денис, Ефим, Захар, Иван, Игнатий, Илларион, Иосиф, Леонтий, Лукьян, Макар, Моисей, Николай, Павел, Сергей, Степан, Сусанна, Фёдор.

  • 1492 - первое празднование Нового года, перенесенное Иваном III с 1 марта на 1 сентября.
  • 1721 - подписан Ништадский мирный оговор между Швецией и Россией.
  • 1756 - учрежден Русский театр в Санкт-Петербурге, ныне Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина.
  • 1984 - была открыта уникальность ДНК - генетические отпечатки.
  • 1990 - Папа Иоанн Павел II освятил в столице Кот-д’Ивуара базилику Богоматери Мира.
  • Владимир Арсеньев 1872 - русский путешественник.
  • Вольф Мессинг 1899 -советский телепат.
  • Люсьена Овчинникова 1931 - советская актриса.
  • Стивен Гулд 1941 - американский палеонтолог.
  • Игорь Костолевский 1938 - советский и российский актер.
  • Лариса Долина 1955 -российская эстрадная певица.
  • Евгений Белоусов 1964 - советский эстрадный певец.
  • Егор Летов 1964 - советский музыкант.

10 сентября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 10 сентября

Преподобномучеников Казанских

В 1917 году в Зилантьевом монастыре на окраине города Казани проживали девять монахов и послушников под окормлением архимандрита Сергия (Зайцева).

Когда в 1918 году Казань была оккупирована бело-чешскими войсками под командованием полковника Каппеля, на холме перед входом в обитель установили два орудия, которые обстреливали позиции большевиков.

28 августа (10 сентября н. ст.) чехи отступили и большевики ворвались в слободу, где стоял монастырь. Красноармейцы выстроили всю братию у стены монастырского двора и расстреляли их залпами из винтовок. Далее они оставили обитель и двинулись в город.

В живых остался лишь один престарелый иеромонах Иосиф, который при первых залпах упал на землю и его сочли убитым. Выбравшись из-под трупов своих собратий, он пошёл в город и нашёл приют в Иоанно-Предтеченском монастыре. Отец Иосиф, оглохший и умерший через год после этого расстрела, рассказал о мученической кончине своих братий. Были расстреляны архимандрит Сергий (Зайцев, 1863-1918 гг.), иеромонах Лаврентий (Никитин; 1872-1918 гг.), иеромонах Серафим (Кузьмин; 1870-1918 гг.), иеродиакон Феодосий (Александров; 1864-1918 гг.), монах Леонтий (Карягин; 1870-1918 гг.), монах Стефан (+ 1918 г.), послушник Георгий (Тимофеев, 1880-1918 гг.), послушник Сергий (Галин, (1918 г.), послушник Иларион (Правдин, (1918 г.), послушник Иоанн (Сретенский, (1918 г.). Чин отпевания и погребения мучеников совершил архимандрит (впоследствии епископ-священномученик) Иоасаф (Удалов).

Канонизованы как местночтимые святые Казанской епархии в 1998 году. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Преподобного Моисея Мурина, иеромонаха

Блаженный Моисей был по происхождению эфиопом и душу имел такую же черную, как и кожу. Он был рабом у одного чиновника, который прогнал его за кражи и дурные поступки. Тогда он стал предводителем разбойников, которые применяли любые средства, даже убийство, чтобы совершить кражу.

Но после одного из происшествий в Моисее проснулась совесть. Пораженный любовью Христовой, он возненавидел грех, а также и свою прошлую жизнь, и твердо решил выказать горячее покаяние. Приняв крещение, он тотчас же удалился в пустыню Скит, в место уединенное и лишенное всякого человеческого утешения: у него не было даже малого количества воды, чтобы подкрепить свое тело, иссушенное солнцем и подвижническими трудами.

Однажды четверо разбойников набросились на него, когда он сидел в келье. Моисей, который был наделен необычайной силой, связал их и, неся на спине, как мешок с соломой, принес в церковь, говоря: «Мне не позволено делать зло кому бы то ни было. Что вы прикажете об этих людях?» Узнав, что это Моисей, знаменитый главарь разбойников, четыре человека решили, что раз такой злодей стал служить Богу, то и от них спасение недалеко, и стали монахами.

Несмотря на покаяние и аскетические подвиги, Моисея продолжали обуревать страстные привычки. Эта вторая натура так глубоко укоренилась в нем, что он должен был вести в течение десяти лет беспощадную борьбу против блудного беса. Однажды, уже готовый уступить отчаянию и прекратить борьбу, он посетил великого авву Исидора, Скитского священника. Когда Моисей рассказал ему о своих искушениях, старец ответил, что не следует удивляться жестокости этой брани, потому что закоренелый грешник подобен собаке мясника, которая привыкла обгладывать кости и не может отказаться от этой привычки, когда ее прекратили кормить и закрыли мясную лавку. Также и грешнику недостаточно перестать совершать грех, ему необходимо изгнать дурную привычку благой привычкой к добродетели, умерщвляя плоть долгие годы. Бес, придя в отчаяние от того, что остался без горючего для разжигания нечистых желаний в сердце, прекратит борьбу.

Вернувшись в келью, Моисей предался крайне суровой аскезе: он съедал всего около 340 граммов сухого хлеба в день, изнурял тело трудом и молился 50 раз в день. Но изнурение тела было тщетным: он продолжал разжигаться, особенно во сне. Тогда подвижник пошел за советом к другому великому старцу, и тот посоветовал добавить к воздержанности тела воздержанность разума, очищая его бдениями. С этого времени Моисей присоединил к посту бдение в течение всей ночи: в течение шести лет он каждую ночь стоял посредине кельи на молитве, не смыкая глаз. Поскольку помыслы продолжали его осаждать, он завершил созидание в себе нового человека горячей любовью к братиям. По ночам он обходил кельи престарелых отшельников, у которых больше не было сил принести воды, и наполнял их кувшины из колодца, который находился в нескольких километрах оттуда.

Разгневанный бес, видя, что он со всех сторон побежден служителем Божиим, напал на Моисея однажды ночью, когда он наклонился над колодцем, и нанес ему сильный удар дубиной по пояснице. На следующий день один брат, придя набрать воды, нашел его там распростертым и полумертвым и сообщил об этом авве Исидору.

Моисея перенесли в церковь, но только по прошествии года он восстановил свои силы. Исидор убеждал его прекратить вызывать бесов на битву, ведь во всем есть мера, но доблестный воин Христов ответил:

«Я не могу прекратить, поскольку меня возмущают образы, порождаемые бесами».

Старец возвестил подвижнику, что отныне он будет освобожден от мечтаний и что это искушение Бог попустил, дабы он не хвалился, что превозмог страсть собственными силами.

Моисей вернулся в келью. Через два месяца он вновь навестил Исидора и объявил, что не испытывает больше никакого беспокойства. Помимо благодати бесстрастия, Бог даровал ему власть над бесами и превратил его необузданный нрав в беспримерные милосердие и кротость.

Однажды некий брат из Скита совершил проступок. Отцы собрались, чтобы его судить, и пригласили авву Моисея присоединиться к ним, но тот отказался пойти на собрание. Поскольку все его ждали и у них было обыкновение не начинать собрания, пока все подвижники не соберутся, священник послал за Моисеем. Моисей поднялся, взял дырявую корзину, наполнил ее песком и отправился на собрание. Монахи, вышедшие ему навстречу, спросили:

«Что это такое, отче?» Старец ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!»

Услышав это, отцы раскаялись, не сказали ничего виновному брату и простили его.

Один брат пришел в Скит, чтобы посетить старцев, и прежде всего хотел увидеть знаменитого авву Арсения, но тот не согласился его принять. После этого он пошел к авве Моисею, который принял его радостно и любезно. Смущенный такой разницей в обхождении, брат молился Богу, спрашивая, как это произошло, что один старец избегает людей во имя Его, а другой по тем же соображениям принимает их с распростертыми объятиями. Тогда ему было видение двух больших лодок на реке: в одной он увидел авву Арсения и Дух Божий, плывущих на ней в мире, а на другой – авву Моисея и ангелов Божиих, которые питали его медовыми пирожками.

Стяжав великое благоволение у Бога и став священником, авва Моисей обратил примером своих добродетелей 70 из своих бывших товарищей по разбою, которые сделались его учениками. Он учил их избавляться от страстей с помощью подвижнических трудов и пребывания в келье, как если бы они были в могиле, мертвые для всякого человека. Он говорил: «Сиди в своей келье, и она научит тебя всему» (ср.: Ин. 14: 26). Когда у него спрашивали, что означает умереть для всякого человека, он отвечал:

«Умереть для своего ближнего – значит носить свои прегрешения и не заботиться узнавать о ком-либо, плох он или хорош. Если мы будем внимательно относиться к нашим собственным прегрешениям, мы не будет видеть прегрешений ближнего. Ведь безумие для человека, у которого дома покойник, оставлять его там и идти плакать о смерти соседа».

Когда его спрашивали, для чего служат все эти умерщвления плоти, которым обязательно подвергают себя монахи, все эти посты и бдения в течение всей жизни, он отвечал:

«Они делают душу смиренной. Ведь если душа берет на себя весь этот труд, Бог примет ее с состраданием».

Авве Моисею было 75 лет, когда он объявил, что варвары-мазики скоро нападут на Скит (407). Все монахи приготовились бежать, кроме него самого. Когда братия спросили, почему он остается столь безмятежным, Моисей ответил:

«Я жду этого дня уже столько лет, чтобы исполнилось слово Господа нашего Иисуса Христа: “Все, взявшие меч, мечом погибнут” (Мф. 26: 52)». Получив наставление от его слов, братия объявили: «Мы тоже не будем убегать, но останемся, чтобы умереть с тобой». Старец ответил: «Это не мое дело. Пусть каждый рассудит свои собственные поступки и сделает согласно тому, что Господь ему откроет».

Варвары разграбили знаменитый монашеский центр Скит, убив безжалостно всех, кого нашли. Когда они пришли к келье аввы Моисея и его семи учеников, один из монахов спрятался позади кучи веревок. Когда варвары убили святых отцов, он увидел, как семь венцов сошли с неба и опустились на их тела.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих, празднуется ныне 28 сентября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения, т. е. после 21 сентября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу, по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора святых Дальних пещер. Преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, известно два канона: один, составленный иеромонахом Мелетием Сиригом (напечатан в Киевском акафистнике 1764 г.), другой, находящийся в службах печерским преподобным, составлен святителем Димитрием Ростовским. В Собор преподобных отцов входят (в скобках приводится день основной памяти, где и помещены сведения о святом): преподобный Антоний Первоначальник (память 10 июля), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником (память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (память 1 июня), преподобные Феофил слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке (память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (память 27 октября), преподобномученик Евстратий (память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (память 26 июля), преподобный Иоанн Многострадальный (память 18 июля), преподобный Марк Гробокопатель (память 29 декабря), преподобный Никола Святоша, князь Черниговский (память 14 октября), мученик Григорий Чудотворец (память 8 января), преподобный Онисим Затворник (память 4 октября и 21 июля), преподобный Матфей Прозорливый (память 5 октября), преподобный Исаия Чудотворец (память 15 мая), преподобный Аврамий Трудолюбивый (память 21 августа), преподобный Нифонт, епископ Новгородский (память 8 апреля), преподобный Сильвестр Чудотворец (память 2 января), преподобный Пимен Постник (память 27 августа), преподобный Онуфрий Молчаливый (память 21 июля), преподобный Анатолий Затворник (память 3 июля), преподобный Алипий Иконописец (память 17 августа), преподобный Сисой Затворник (память 24 октября), преподобный Феофил Затворник (память 24 октября), преподобный Арефа Затворник (память 24 октября), преподобный Спиридон Просфорник (память 31 октября), преподобный Онисифор Исповедник (память 9 ноября), преподобный Симон, епископ Суздальский (память 10 мая), преподобный Никон, игумен Печерский (память 23 марта), преподобный Феофан Постник (память 11 октября), преподобный Макарий (память 19 января), преподобномученик Анастасий диакон (память 22 января), двенадцать мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской Великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (память 14 февраля), преподобный Аврамий Затворник (память 29 октября), преподобный Исаакий Затворник (память 14 февраля), мученик Иоанн младенец (общая память с 14000 младенцами, от Ирода в Вифлееме избиенными, 29 декабря), преподобный Илия Муромец (память 19 декабря), преподобный Никон Сухой (память 11 декабря), преподобный Ефрем, епископ Переяславский (память 28 января), преподобный Тит иеромонах (память 27 февраля).

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9), о котором иеромонах Афанасий Кальпофпйский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей преподобного Илии Муромца; преподобный Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 8). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига также упоминаются (песнь 9) святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня, а также 15 октября). Святитель был задержан в Киеве Литовским князем при возвращении из Константинополя в сане Московского митрополита. Он скончался 15октября 1384 года и был положен в Антониевой пещере.

Кроме преподобных, упомянутых в службах, в Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: преподобный Иероним, Затворник и чудотворец, преподобный Меладий, святой старец и чудотворец, преподобный Пергий, святой старец, преподобный Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: преподобного Мелетия, преподобною Серапиона, преподобного Филарета, преподобного Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года были найдены надписи XI века на сводах: «Господи, помози рабу своему Феодосию и Феофилови, аминь, многая лета»; «Иванов гроб пещерника — Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой досточке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

У преподобных Ближних пещер есть также общая память с преподобными Дальних пещер — во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Канон иеромонаха Мелетия Сириги вошел в Службу этого праздника (Служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны. Киев, в типографии Киево-Печерской Успенской Лавры, 1866). Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В общей памяти Собора прославляются все отцы, просиявшие подвигами в пещерах. В икосе Службы на 28 сентября об этом сказано так:

«Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша…»

Обретение мощей преподобного Иова Почаевского, игумена

В землях северной Тернопольщины был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию – уроженец Коломыи игумен Иов Почаевский (1551-1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо.

10 сентября (28 августа по ст.ст.) празднуется обретение мощей этого святого, стоявшего железной стеной за Русское Православие. Не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мира.

А униатам (греко-католикам) – как тогда, четыреста с лишним лет назад, так и сейчас – палец в рот, меж тем, не клади. Мало того, что они, начиная с 1991 года захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, но и беспрецедентно, впервые в истории, в период правления президента Виктора Ющенко, выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице.

В нынешние дни они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане», вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных. Похоже, греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на территорию канонического Православия, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.

Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

На родине Великой Княгини Ольги, в псковской земле, расположился монастырь Иоанна Богослова. 28 августа\ 10 сентября но новому стилю празднуется 523-летняя годовщина основателя и небесного покровителя этого монастыря – преподобного Саввы Крыпецкого. Обитель эта в течение многих веков была духовным оплотом северо-западных пределов великого христианского государства.

К сожалению, в 1995 г. 500-летний юбилей богоизбранного молитвенника и чудотворца Саввы Крыпецкого остался без внимания.

Основатель Крыпецкой обители, Преподобный Савва около половины 15 века пришел в Россию из чужих стран. Некоторые полагают, что пришел он из Сербской земли, другие же, что от горы Афонской. Сперва он пребывал близ Пскова в братстве Снетогорского, но скоро оттуда перешел в пустыню к Преподобному Евфросину, а потом желая еще строжайшего уединения, испросив у него благословения, удалился на 15 верст от обители святого Евфросина, в Крыпецкое урочище, где обитали лишь медведи и другие хищные звери. Там поселился он один при небольшом озерке, среди обширных болот, поросших мелким сосновым лесом.

Преподобный проводил бытие в посте, молитве и воздержании великом, питаясь от трудов своих. Утвердившись на пустынном холме, преподобный Савва соорудил небольшую церковь во имя любимого ученика Христова, св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Через несколько лет собралось рядом уже небольшое число сподвижников. Упросили они его основать монастырь, но игуменство на себя отче принять отказался, а как некое послушание препоручил сие одному из благочестных чад – Кассиану. Слава о дерзновенном предстателе Господнем росла все больше и больше, за помощью и советом к нему заспешили не только простые люди, но и сильные мира сего. Правивший в то время в уделе князь Ярослав Васильевич посещал преподобного не только в великие престольные, но и все воскресные праздники, а для удобства проезда проложил дорогу через болото – деревянный, на тысячу четыреста сажен мост.

Однажды увидел прозрением Савва, что высокий гость везет к нему свою больную супругу. Тогда прозорливый старец выслал ему навстречу ученика своего с такими словами:

«Грешный старец Савва говорит тебе, князь, не входи с княгиней в монастырь, ибо по преданию Святых Отец не дозволено женщинам входить в обитель иноческую. Если же не послушаешь меня, то супруга твоя не получит исцеления» .

Князь не нарушил традиций иноческих и спешно испросил прощение в нарушении заповеди, которой не знал. Старец же, выйдя из стен за ворота, отслужил с братией молебен и, окропив водой, освободил недужную от болезни. Были сотворены при жизни преподобного и многие другие чудеса.

После отшествия святого из мира сего пришли однажды ночью в обитель разбойники с целью ограбления. Насельников в тот миг в обители немного было, да и те крепко спали. Но появились вдруг перед незваными пришельцами неизвестные иноки с фонарями, как бы на страже стоящие. И побежали воры через болота и коряги в страхе Божием, слыша топот ног преследователей и видя гневного старца седовласого, глаголющего грозно:

«Почто обитель мою разорить хотели? Идите отсюда и кайтесь, и подобное не творити. Если же не уйдете, то сотворю мольбу на вас Царю Небесному Христу, и вы погибнете».

Устрашенные молитвами Саввы наутро разбойники пришли в обитель и спросили у некого Авдия:

«Кто у вас всю ночь был в монастыре и почему множество людей в полуночи ходили с фонарями и оружием по монастырю?»

Авдий же отвечал разбойникам, что никого не было ночью в обители. Услышав сие, разбойники поведали с покаянием и слезами игумену и всей братии о несостоявшемся злодеянии. Разбойники же со временем раскаялись, а атаман их постригся в обители преподобного Саввы.

Мощи святого были обретены вскоре после его смерти, когда по усмотрению Божиему игумен Феоктист возводил вместо деревянной церкви Иоанна Богослова храм каменный и предполагал устроить старцу гробницу. При разборке старых строений и осмотре захоро-нений мощи преподобного, к сожалению, обнаружены не были, отчего нашла на всех великая скорбь. В память святого Георгия служил литургию монах Исаия. Придя в свою келью отдохнуть, видит он сон, будто находят братья некий гроб дубовый. Вскрывают его, но захоронения не познают и вновь его закрывают. И тут восстал некий старец чудный и указав себе на грудь, сказал:

«Я многогрешный Савва, начальник обители сей, перенесший много напастей для Господа. Пришло время, так угодно Богу, быть известными мощам моим.»

И пришедшим игумену с братией подает святой на вкушение три ягоды прекрасных, как символ плодов духовных во имя Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы Спаситель услышал молитвы христианские и во веки не оскудела обитель сия.

Многие притекающие с верою к святым мощам старца получали исцеления не только от душевных, но и от телесных недугов: беснования, глубокой язвы, горячки, скорченных конечностей, головной и зубной боли.

10 сентября отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Преподобномучеников Казанских

День памяти 9 монахов и послушников Казанского Успенского Зилантова монастыря и архимандрита Сергия Зайцева, расстрелянных красноармейцами в 1918 году. Причислены к лику святых в 2000 г.

Преподобного Моисея Мурина, иеромонаха

Чествование святого Моисея, жившего в IV веке в Египте. Прозвище Мурин получил из-за черного цвета лица. Разбойник в молодости. Затем много лет провел в иноческих подвигах, за что был удостоен сана диакона и вскоре - пресвитера. Убит разбойниками около 400 года.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

День памяти святых монахов Киево-Печерской Лавры, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Обретение мощей преподобного Иова Почаевского, игумена

Празднование памяти о торжественном открытии мощей святого Иова. Данное событие произошло в 1833 году.

Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

Церковь чествует святого Савву - основателя храма в честь апостола Иоанна Богослова. Празднование установлено в 1555 году.

11 сентября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

Великий недвунадесятый праздник. Посвящен памяти о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. Строгий однодневный пост.

Церковные православные праздники

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название – Светлое Христово Воскресение) – важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники – 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово – 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) – 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне – 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне – 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии – матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Полное название праздника – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии – матери Иисуса Христа – в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники – 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне – 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля
Полное название праздника – Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи – крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты – периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы – недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших – дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.