Ребенок 10 месяцев сидит с круглой спиной. Упражнения для исправления деформации

Создатель московской школы ортопедов Василий Дмитриевич Чаклин как-то сказал о сколиозе, что это «старая и вечно юная проблема». Действительно, впервые искривления позвоночника описал Гиппократ, термин ввел древнеримский врач Гален (scoliosis – искривление), а проявляется патология уже с молодых лет.

Характеристика патологии

По мере роста костно-мышечная система человека претерпевает множество изменений. При сбалансированном развитии кости, связки и мышцы созревают вместе, формируя здоровый скелет и осанку.

Чаще бывает так, что мускулатура развивается неравномерно, что приводит к нарушениям костно-мышечной системы (КМС).

Самая частая патология – сколиотическая осанка. Это такое искривление позвоночника, которое не сопровождается структурными изменениями со стороны позвонков и может исправляться волевым усилием самого человека.

В этом кроется ключевое отличие от сколиоза, при котором выявляются изменения структуры позвонков – клиновидная деформация и стойкая фиксация с признаками торсии (поворот вокруг центральной оси).

Обширных клинических исследований относительно распространенности искривлений позвоночника пока не проводилось. Правда, в отдельно взятых регионах школьников обследовали и получили поражающие результаты. От 40 до 94% обследованных детей и подростков от 7 до 17 лет имели аномалии КМС. Всего выделяется 7 типов искривлений:

  1. Сколиотическая осанка (≈ 53%).
  2. Сутулая спина (≈ 13%).
  3. Круглая спина (≈ 10%).
  4. Кругловогнутая спина (≈ 9%).
  5. Плосковогнутая (≈ 7%).
  6. Вогнутая (≈ 4,5%).
  7. Плоская (≈ 3,5%).

У определенного числа детей наблюдается сочетание двух или более аномалий осанки. Однако несомненным лидером среди искривлений позвоночника по праву считается осанка сколиотическая.

Причины развития

Почему так часто возникает сколиотическая осанка среди школьников, до конца не выяснено и по сей день. Основными причинами считаются:

  • Возникновение регулярных нагрузок на организм ребенка (ношение тяжелого ранца, портфеля).
  • Приверженность многих учителей к технике косого письма.
  • Несоответствие ростовых показателей школьной мебели и парт.
  • Длительное время, которое школьники проводят в сидячем положении.
  • Отклонения в питании, которые касаются как регулярности, так и энергетического баланса пищи.
  • Недостаточное поступление минералов и витаминов в молодой растущий организм.

Сами по себе эти факторы уже способны приводить к формированию сколиотической осанки, а нужно еще учитывать неудовлетворительную общую физическую подготовку современных учеников.

Одними из важнейших причин искривлений позвоночника у школьников является низкий уровень физической тренированности и однотипные действия, сопровождающие учебный процесс.

Естественно, что позвоночник будет искривляться, если ребенок два раза в день проходит некоторое расстояние с тяжелым портфелем в руках или ранцем за спиной. И когда ему приходится по 4–5 часов в день сидеть за партой, которая или чрезмерно высока, или слишком низкая для него.

В последнее время, вопросу питания тоже стали уделять много внимания. Недостаток минералов (в первую очередь – кальция) на этапе бурного роста детского организма может в дальнейшем сказываться всю жизнь.

Постановка диагноза

Большой разброс показателей распространенности (40–94%) получается из-за того, что до сих пор нет четкого определения понятий норма-патология. Некоторые исследователи считают физиологическим показателем наклон 10–20°, другие принимают за патологию искривления больше 10°.

Сейчас медики больше склоняются к тому, что для определения типа и выраженности сколиотической осанки у ребенка должен браться комплексный показатель, который включает в себя такие параметры:

  1. Условная перпендикулярная поверхности земли линия, проведенная через остистый отросток 7 шейного позвонка. Характеризует отклонение туловища от вертикальной оси.
  2. Парные прямые, проведенные сверху вниз через акромиальные (ближние к плечу) концы ключиц и выступы на крыльях подвздошных костей. Позволяют судить о положении туловища и таза по горизонтали.
  3. Треугольники, образующиеся между талией и опущенными вниз руками.

Для того чтобы оценить эти геометрические пропорции, используется визуальный осмотр, пальпация, рентгенологическая цифровая техника и соответствующее программное обеспечение. Большое значение имеет и квалификация врача.

Клинические проявления

До определенной степени искривления позвоночника их нет. На каком этапе появятся симптомы – сугубо индивидуальный показатель. В принципе, от 10 до 20° могут протекать бессимптомно.

Главная проблема в том, что сколиотическая осанка способна трансформироваться в настоящий сколиоз.

На пути к этому ребенка начнут беспокоить:

  • Боли в верхней части спины. Могут носить односторонний характер. Появляются после некоторого времени, проведенного в одном положении, и являются следствием перенапряжения отдельных групп мышц.
  • Дискомфорт при выполнении письменных работ.
  • Быстрая утомляемость.
  • Головокружения и головные боли.
  • Кашель, возникающий из-за смещения верхних дыхательных путей.
  • Боли в ногах. Причина – неравномерная нагрузка при существенных перекосах спины.
  • Расстройства пищеварения и аппетита, изжога.

Это то, что может заметить сам пациент. Но внимательные родители должны обратить внимание на такие симптомы раньше. Тогда есть все шансы вернуть здоровую осанку и сохранить здоровье своему ребенку.

Мероприятия по коррекции

Пластичность детского организма просто поразительна. Поэтому восстановить нормальное состояние позвоночника можно и нужно. Правда, в некоторых случаях возможны сложности, связанные не с заболеванием, а с поведением ребенка. Некоторых очень сложно заставить лечиться.

Пути коррекции осанки имеют два стратегически важных направления: профилактика и лечение. Причем первый путь гораздо выгоднее: у него богаче запас мероприятий, и он требует меньше усилий со стороны пациента. Лечение же сколиотической осанки – задача непростая, но тоже решаема.

В обоих случаях находят свое применение массаж и корригирующая гимнастика (или физкультура).

Лечебная гимнастика

Уже долгое время этот метод считается основным способом восстановления осанки и вполне заслуженно. На текущее время разработано много методик и комплексов упражнений для детей. Вот перечень основных эффектов, которые позволяет достичь лечебная физкультура:

  1. Остановка прогрессирования патологии.
  2. Стабилизация позвоночного столба путем создания прочного мышечного корсета.
  3. Формирование навыка правильной физиологической осанки.
  4. Устранение дуги искривления.
  5. Улучшение функции внешнего дыхания.
  6. Общий укрепляющий эффект на организм.

Грамотно разработанные комплексы адаптируются к возрастным особенностям организма ребенка. Рекомендуется такое разделение на группы: 1–4 классы, 5–7 и с 8 по 10 класс.

Важно, чтобы упражнения выполнялись ежедневно, системно и правильно. Для этого требуются определенные усилия и со стороны родителей.

Для укрепления мышечного корсета в комплекс включаются такие упражнения:

  1. Разгибание рук из упора лежа или стоя на коленях. В качестве опоры можно использовать кисти, предплечья.
  2. Поднимание таза, стоя на коленях.
  3. Разгибание туловища назад в положении лежа на животе.

Каждое упражнение можно модифицировать (утяжелять или облегчать). Отлично, если занятия превращаются в игру.

Чтобы улучшить состояние мышц живота, широко используется положение на спине:

  1. «Велосипед».
  2. Поднимание выпрямленных (сложно) или согнутых ног (легче).
  3. Многократный переход в положение сидя и назад.

Хороший эффект для развития связочного аппарата дают круговые движения руками в положении стоя, сгибания рук к затылку и обратно. Нельзя забывать о развитии равновесия и координации движений, общеукрепляющих упражнениях.

В идеале, комплекс должен формироваться под каждого ребенка в отдельности. Учитывается его физическое развитие, степень патологии. Некоторым можно рекомендовать выполнение комплекса с дополнительным утяжелением. Или, наоборот, часты ситуации, когда упражнения для детей требуют уменьшения обычной нагрузки.

Длительность занятия не должна превышать 30–45 минут. Кратность занятий в неделю подбирает инструктор.

Чтобы улучшить навык правильной осанки, тренировку лучше проводить перед зеркалом. Хорошо, если удается ввести среди занимающихся детей взаимный контроль за осанкой.

Лечебный массаж

Массаж является неотъемлемой частью коррекции осанки. Для достижения большего эффекта, его нужно совмещать с занятиями лечебной гимнастикой.

Лечебный массаж включает в себя четыре основных приема:

  • Поглаживание.
  • Растирание.
  • Вибрация.
  • Разминание.

Совмещая и комбинируя эти техники, массажист помогает сбалансировать эластичность связок, привести в порядок тонус мышц. Эффектом будет то, что сколиотическая осанка теряет свою основу: неравномерное напряжение мускулатуры и относительную слабость связочного аппарата.

Квалифицированный подход к этой процедуре предусматривает применение разных техник на разных участках тела.

Так, на стороне вогнутости, где отмечается гипертонус мышц, показаны расслабляющие или растягивающие приемы. Со стороны выгнутости, где тонус мускулатуры снижен, используются тонизирующие приемы.

Причем нельзя ограничиваться только поверхностью спины. Как показывает практика, сеансы массажа нужно проводить не менее трех раз в неделю.

Сейчас большую популярность приобретают массажные техники, пришедшие с Востока. Например – тайский массаж, китайские или японские приемы. Насколько это эффективно, пока судить сложно.

Профилактика

Предупредить развитие сколиотической осанки все же легче, чем лечить. Для этого нужно соблюдать несколько несложных рекомендаций:

  • Подбирайте для ребенка удобную одежду, которая не будет стеснять его в движениях.
  • Кровать должна быть плоской, умеренно мягкой.
  • Подушка пусть будет низкой.
  • Не стоит ограничивать ребенка в двигательной активности. Особенно в школьном возрасте, когда ему приходится проводить значительное время сидя на уроках.
  • Рабочее место должно быть хорошо освещено.
  • В начальных классах для ношения учебников лучше выбрать ранец.
  • Если используется портфель, расскажите, что носить его нужно попеременно в правой и левой руках.
  • Продолжайте формирование правильной осанки в домашних условиях: несколько раз в день нужно выравниваться перед зеркалом. Пусть ребенок становится у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками и попытается, зафиксировав это положение, сделать хотя бы один шаг.
  • Полезно организовать разгрузочный час в середине дня, когда можно полежать на животе или спине.
  • Научите технике расслабления шеи. Нужно положить руки на затылок, сделать глубокий вдох и задержать дыхание секунд на 7–10. За один подход делается 5–6 вдохов.
  • Приучить к ежедневному самомассажу стоп, кистей и ушных раковин. Достаточно по одной минуте на каждую зону.
  • Обеспечьте ребенку адекватное и сбалансированное питание с достаточным поступлением кальция и витаминов.

Мебель для учебы и домашних занятий должна быть удобной, подходящей по росту и длине рук.

Проверить можно так: усадить ребенка за стол, выпрямить ему спину и прижать ее к спинке стула. Локоть опирается на стол. Если в этом положении безымянный палец касается наружного угла глаза, то мебель подобрана правильно.

Очень важно ограничить ребенка от значительных физических нагрузок, особенно связанных с переносом тяжестей и поворотами под нагрузкой.

И всегда, если появляются подозрения относительно правильности осанки, обращаться за врачебной помощью. Своевременное лечение позвоночника уберегает ребенка от множества проблем со здоровьем во взрослой жизни.

Круглая спина представляет собой нарушение осанки, которое характеризуется отсутствием поясничного лордоза (изгиб позвоночника выпуклостью вперед) и увеличением грудного кифоза. Параллельно происходит смещение центра тяжести тела. Для сохранения равновесия человек вынужден немного сгибать ноги во время ходьбы - это уменьшает угол наклона таза.

Признаки и последствия

При такой патологии наблюдается следующая картина:

  1. Плечи располагаются на разной высоте. К этому приводит разное отклонение оси тела слева и справа.
  2. Между выемкой талии и свободно опущенной рукой разный промежуток.
  3. Лопатки сильно выпячены назад, в результате чего формируется позвоночный горб.
  4. Голова постоянно наклонена вперед или в стороны.
  5. Деформируются кости скелета и мускулатуры.

Из-за того, что смещается позвоночник, страдают также мышцы плечевого пояса. Когда нарушение осанки сильно выражено и увеличивается грудной кифоз, грудная клетка деформируется. Об этом сигнализируют различная высота расположения ребер и разные промежутки между ними.

Ввиду неблагоприятного воздействия круглой спины на работу внутренних органов, очень важно своевременно приступать к борьбе с таким дефектом осанки. Если запустить заболевание, оно приобретет устойчивый характер и последствия могут быть очень серьезными.

Почему возникает синдром

Причины округления позвоночника бывают:

  1. Врожденными. Сюда относят нарушения внутриутробного развития, результатом которых становятся недоразвитые позвонки, образование клиновидных и дополнительных позвонков и прочие патологии.
  2. Приобретенными. К таким причинам искривления позвоночника относятся: недостаточная минерализация костей, туберкулезная инфекция, полиомиелит, сдавливание корешков спинного мозга и переломы позвоночника. Круглая спина также может стать последствием одностороннего паралича, заболеваний соединительной ткани, плоскостопия, косоглазия или миопии. Другими словами, к искривлению позвоночного столба приводят многие болезни или нарушения, которые вынуждают человека принимать неправильную позу и находиться в ней длительное время.

Нарушение осанки приводит к неравномерной тяге мышц, в результате чего позвоночник искривляется еще больше.

В большинстве случаев синдром «круглой спины» у взрослого и ребенка появляется в результате:

  • генетической слабости мышечно-связочной системы;
  • патологии костно-суставного аппарата;
  • длительных мышечных спазмов;
  • малоподвижного образа жизни;
  • ослабленного иммунитета;
  • плохого физического развития.

Возможна ли коррекция осанки во взрослом возрасте

Исправить «круглую спину» во взрослом возрасте можно, но для этого требуется гораздо больше времени, нежели в детстве.

До 20 лет результата коррекции можно ожидать приблизительно через 1,5 года занятий, после 30 на исправление осанки уходит до 3 лет, а вот после 50 лет вернуть позвоночнику правильные линии почти невозможно.

Поскольку огромное влияние на искривление осанки оказывают неправильные позы, помимо специальной лечебной гимнастики и массажа, человеку следует задуматься о правильном подборе мебели. Речь идет как о рабочих мебельных изделиях (стол, стул, кресло), так и о месте для сна (кровать, диван).

Многие пациенты, которые столкнулись с подобной проблемой в зрелом возрасте, отмечают эффективность плавания на спине. Квалифицированные врачи-ортопеды, занимающиеся искривлениями позвоночника, говорят о пользе массажа, который выполняется в 2 исходных позициях:

  1. Пациент ложится на живот, после чего массажист приводит в тонус мышцы спины, энергично разминая их и пощипывая у нижних углов лопаток.
  2. Пациент переворачивается на спину, после чего массажист начинает расслаблять мышцы передней поверхности грудной клетки путем их поглаживания и применения приемов вибрации. В завершении сеанса специалист делает тонизирующий массаж мышц живота.

Если у пациента кругловогнутая спина, ему необходимо выполнять комплекс упражнений, направленных на уменьшение грудного кифоза и поясничного и шейного лордоза. Кроме того, должны быть предусмотрены упражнения, позволяющие уменьшить наклон таза, скорректировать отстающие лопатки и выступающие вперед плечи, а также укрепить мышцы живота.

Лечебная физкультура является одним из популярнейших методов лечения заболеваний позвоночного столба. Его используют практически при любых патологиях, а при таком дефекте осанки, как выраженный грудной кифоз, он особенно эффективен. Вовремя начатое лечение, которое проводится под руководством опытного специалиста, позволяет добиться результата уже после 3–4 месяцев регулярных занятий.

Круглая спина у ребенка может являться первым признаком . Это заболевание влияет не только на состояние позвоночника, но и на органы грудного отдела, брюшной полости. Важно распознать деформацию на ранних стадиях, в период активного роста.

Клинические проявления

Заболевание на ранних стадиях имеет следующие симптомы:

  • ребенок сидит с круглой спиной;
  • отсутствие талии;
  • выпуклость грудной клетки;
  • смещение центра тяжести.

При развитии заболевания позвоночник у детей приобретает форму знака вопроса. При движениях наблюдается скованность и нехарактерная походка. Впоследствии наблюдается перекос плечевого пояса, тазовых костей.

Как ответная реакция нередко возникает кривошея. Именно она и является причиной того, что ребенок в год сидит с круглой спиной. Помимо этого, нарушается питание головного мозга, что отражается на развитии.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо получить консультацию специалиста и начать лечение как можно скорее.

Проблемы с позвоночником в раннем возрасте

У детей до года могут проявляться признаки круглой спины, но не всегда они означают развитие кифоза.

В большинстве случаев такое явление связано с неокрепшими мышцами спины, которые не способны удерживать позвоночник в ровном положении. Состояние может быть обусловлено:

  • нарушением кровообращения;
  • гипотонусом;
  • избыточным весом.

Если ребенок сидит с круглой спиной, Комаровский советует первым делом начать и обратить внимание на вес малыша.

Часто из-за избыточной массы тела мышцы не способны справиться с нагрузкой – когда кроха начинает сидеть, он не может держать спину ровной.

При этом бывает, что в 10 месяцев малыш начинает ходить и держит спину ровно, но сидеть с прямой спиной не может.

Такое состояние точно указывает именно на ослабленные мышцы, которые требуют лечения в виде лечебной физкультуры и . В норме считается, что кроха должен сесть после 8 месяцев – именно до этого момента укрепляется мышечный корсет.

Что предпринять?

Если ребенку 1 год, а спина круглая, то в первую очередь необходимо обратиться за консультацией специалиста. В таком возрасте удается все скорректировать при помощи лечебной физкультуры и массажа, так как причиной круглой спины является гипотонус мышц.

Заниматься с малышом можно в домашних условиях, для этого достаточно просто делать упражнения для укрепления спины:

  1. Выложить на животик и приподнимать корпус, а затем ножки попеременно.
  2. Приподнять корпус и покачать им из стороны в сторону.
  3. Используя для занятий фитбол, можно присаживать на него кроху и делать покачивающие движения.
  4. Хорошим упражнением для крепления мышц спины является стойка, которую малыш выполняет самостоятельно. Для этого необходимо крепко обхватить его за ножки, чтобы кроха сам пытался держаться в вертикальном положении.
  5. Прыжки на гимнастическом мяче подойдут для тех, кто уже встает на ножки.

Помимо этого следует поискать квалифицированного массажиста, который поможет предотвратить развитие гипотонуса мышц. Комплексная терапия способствует быстрому восстановлению.

Чтобы избежать проявлений круглой спины у детей, необходимо заботиться об их здоровье с самого раннего возраста. В первую очередь необходимо следовать рекомендациям, которые дает педиатр. Зачастую они заключаются в следующем:

  • Нельзя присаживать детей раньше положенного срока. Малыш сам начнет садиться тогда, когда его спина будет к этому готова.
  • Нельзя одевать детей раннего возраста в сидячем положении.
  • Малыш должен сначала научиться вставать на четвереньки, а затем уже сидеть. Нельзя вмешиваться в процесс естественного физического развития.

Главная ошибка, которую допускают родители, – они начинают присаживать детей с самого раннего возраста, чего делать категорически нельзя. Мозг получает команду, что он может находиться в таком положении, и малыш всячески пытается сам воспроизвести это.

В результате ему удается достичь цели, но за счет других мышц, поэтому слабые мышцы спины не способны удерживать позвоночник в ровном положении.

Если в школьном возрасте дети начинают сутулиться, то следует немедленно предпринять меры:

  • необходимо наращивать мышечный корсет при помощи спорта;
  • следует постоянно напоминать детям про осанку, со временем это переродится в привычку;
  • сделать рабочее место школьника удобным и правильным для здоровья;
  • организовать

(выраженная выпуклость грудной части позвоночника кзади). Такая конфигурация позвоночника формируется для компенсации нагрузки при отклонении центра тяжести туловища от нормального положения при деформации позвонков или снижении высоты .

Круглая спина у ребенка заметна при изучении анатомических особенностей расположения вертикальной оси туловища сбоку (см. рисунок).

На рисунке отчетливо видно специфическое полусогнутое положение коленей у человека с данным .

Кроме усиленного грудного кифоза и выпрямления поясничного лордоза, заболевание имеет ряд специфических признаков, которые врач выявляет при внешнем осмотре:

  • Расположение плеч на различной высоте;
  • Разное расстояние между выемкой талии и опущенной рукой с обеих сторон (асимметричные треугольники талии);
  • Сильное выпячивание лопаток кзади с формированием ;
  • – наклон головы вбок или кпереди;
  • Специфическая деформация скелета.

Плечевой пояс деформируется вслед за смещением позвоночного столба кзади. При этом за счет разной величины отклонения вертикальной оси на протяжении грудного отдела степень «перетягивания» справа и слева различаются. Вследствие этого высота плеч у ребенка с обеих сторон будет отличаться.

При выраженном нарушении осанки с усилением грудного кифоза может наблюдаться . Она более четко прослеживается, когда ребенок сидит с наклоном вперед. В такой ситуации при внешнем осмотре выявляется неравномерное расположение ребер с разными межреберными промежутками.

Кривошея – последствие смещения шейного лордоза (вогнутость внутрь) в качестве компенсаторной реакции в ответ на усиление грудного кифоза. Наличие данного симптома свидетельствует о вероятности нарушения кровоснабжения в головном мозге, поэтому врачи незамедлительно приступают к (лечебная физкультура) и консервативной терапии.

Лечение круглой спины

Круглая спина является стартовым этапом для развития грозных заболеваний: (поражение межпозвонковых дисков), (боковое искривление позвоночника), (сращение позвоночных сегментов).

Чтобы избавиться от патологии у ребенка, необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Создать благоприятные условия для функционирования позвоночника;
  2. Улучшить физическое развитие ребенка.

Рассмотрим принципы подробнее.

Общая поддержка позвоночника

Общий гигиенический режим – комплекс мероприятий для предупреждения нарушений осанки. Он включает сбалансированное и регулярное питание, частое пребывание на свежем воздухе, длительный и спокойный сон, правильный выбор режима учебы и отдыха, закаливание.

Следует подчеркнуть важность сна на ортопедической постели. Для детей желательно подбирать матрас средней степени жесткости () и небольшую подушку (), которая будет сохранять физиологическое положение .

Внимание! Если жесткая постель вызывает болевой синдром в спине, необходимо сделать ее более мягкой. Для профилактики «округления» позвоночного столба в такой ситуации необходимо будет носить корсет, а во время его снятия применять упражнения ЛФК.

Развитием физической активности следует заниматься у детей, начиная с ясельного возраста. Рациональное распределение статико-динамических усилий предполагает:

  • Своевременное перекладывание малышей на живот;
  • Развитие навыков ползания;
  • Обучение ходьбе и правильному стоянию в возрасте 1-2 лет, когда сформируется мышечная система;
  • Применение мебели соответствующей росту и весу школьника;
  • Ношение просторной одежды;
  • Устранение неправильных поз и стереотипов поведения (перекладывание одной ноги поверх другой, стояние с опором на одну ногу).

Родители также должны обращать внимание на то, что ребенок сидит с круглой спиной за кухонным столом и корректировать его посадку в сторону выпрямления оси туловища.

Упражнения для исправления деформации

ЛФК (лечебная физкультура) – самое эффективное лечение искривления физиологических изгибов позвоночника, обусловленных неправильным функционированием мышц. Физические упражнения применялись для исправления с 16-го века.

Академик Протасов в 1765 году разработал базовый комплекс упражнений для нормализации . Опишем наиболее популярные из них:

  • В положении стоя расположите руки на поясе. Разведите руки в стороны и приблизьте лопатки на вдохе. При выдохе вернитесь в исходную позицию. Повторите 5 раз;
  • Осуществляйте круговые движения руками по 5-10 раз, чтобы предотвратить усиление грудного кифоза и его боковое искривление;
  • Осуществляйте наклоны в левую и правую стороны по очереди. При этом руки должны быть сзади. Число повторений – 5-6.

Данные упражнения при ежедневном повторении предотвращают прогрессирование деформаций , но их недостаточно для возвращения физиологической вертикальной оси туловища. Вследствие этого профессор Забелин и академик Протасов дополнили комплекс следующей гимнастикой:

  • Расположите руки на плечах, а ноги на ширине плеч. Выполняйте наклоны кпереди и кзади на вдохе. На выдохе вернитесь в исходное положение, но держите спину прямо. Повторяйте упражнение – 4-5 раз;
  • В руки возьмите палку. Приседайте, но при этом держите палку в вытянутых руках. Повторите процедуру 5 раз;
  • На вдохе поднимайте палку вверх, а на выдохе вернитесь в исходное положение. Количество повторений 5.

В 1928 году официально был введен термин «лечебная физкультура» (ЛФК), который предопределил дальнейшее развитие лечения искривлений позвоночного столба. На ее основе были разработаны «врачебная гимнастика» и «кинезитерапия» (лечение движением). Данные принципы ЛФК применяются, как в специализированных реабилитационных центрах, так и в домашних условиях пациентами с круглой спиной.

Таким образом, лечение круглой спины у детей с помощью ЛФК имеет длительную историю, которая доказала высокую эффективность метода. У взрослых его применение ограничивается при наличии органических деформаций позвонков и мышечно-связочного аппарата, при которых требуется оперативное вмешательство.

Когда ребенок начинает сидеть, а чаще всего это происходит в возрасте примерно шесть месяцев, он совершает первый шаг в освоении вертикального пространства . Сев малыш открывает для себя гораздо больше возможностей увидеть окружающий мир: теперь он сможет наблюдать за мамой, смотреть в окно, дотягиваться до игрушек.

О том, что важно знать об этом важном периоде маме любопытного карапуза, мы расскажем в нашем сегодняшнем материале.

Сроков не будет

Чаще 6-8 месяцев - возраст, когда мышцы ребенка уже окрепли для того, чтобы малыш мог сидеть без посторонней помощи.

Обратите внимание, если малыш начинает садиться сам , значит его костная и мышечная система - готовы . Некоторые детки начинают попытки принять вертикальное положение еще в 4-5 месяцев. Особенно им это удается на поверхности, которая немного приподнята, например, родительские колени или автолюлька.

К 5-6 месяцам карапуз постепенно осваивает такие процессы как переворот и подтягивание на руках и тогда его попытки сесть становятся уже все более уверенными. В 6-6,5 месяцев кроха опирается на руку и, может быть еще не совсем уверенно, держит тело, а в 7 месяцев уже может сидеть с прямой спиной.

Важно помнить : все вышесказанное - усредненные показатели , каждый ребенок развивается индивидуально. Однозначного ответа на вопрос «Когда ребенок начинает сидеть» не существует. Некоторые детки начинают раньше ползать и стоять, чем сидеть. Торопить события и переживать не стоит.

Торопиться не надо

Мы много раз говорили о том, что всему свое время, но часто родители очень хотят, словно день победы, приблизить заветный миг , когда ребенок начинает сидеть, вставать или ходить. И делают для этого все… Чаще всего, все, что не нужно.

Конечно, очень хочется гордиться достижениями своего любимого малыша, но усаживать его в кровати, обкладывая со всех сторон подушками, чтобы кроха не заваливался на бок - вредно . Да, ребенку приятно находиться в одной плоскости с родителями, но если он не может удерживать туловище сам, это значит, что его мышцы спины еще слабы и не могут справиться с поставленной родителями задачей.

Педиатр Сергей Васильев рассказывает : «У крупных, полных, недоношенных малышей и деток с маленьким весом мышцы могут быть вялыми и процесс сидения они освоят немного позже. При слабости мышц малыш будет сидеть с круглой спиной, при слабости мышц пресса - станет падать назад, при слабых боковых мышцах - завалится на бок. Примерно до 13-14 месяцев ребенок может помогать себе рукой, а потом мышцы укрепляются на столько, что ребенок сможет сесть с помощью одних лишь мышц живота, таза и бедер».

Поэтому считаем нужным повториться еще раз: способность сидеть самостоятельно , с достаточно прямой спиной, не опираясь на подушки, зависит от крепости мышц . А она приходит лишь с возрастом - в 6-8 месяцев .

Работаем над укреплением

Ускорить процесс укрепления мышц малыша помогут не наши любимые подушки, а и . Мы предлагаем вам освоить три упражнения , делая которые, малыш сможет как можно быстрее самостоятельно принять вертикальное положение.

Тренируем пресс . Положите малыша на спину и аккуратно стимулируйте малыша сесть, подтягивая крест-накрест его руку к ноге (правую руку к левой ноге и наоборот). Рукой фиксируйте ножки малыша над коленями, слегка прижимая их к поверхности, на которой он лежит. Важно: во время этих упражнений не давайте ребенку сидеть самостоятельно. Он должен «висеть, подтянувшись на ваших руках.

Вращаемся . Теперь давайте тренировать боковые мышцы крохи. Для этого посадите малыша, дайте ему свой большой или указательный палец в руки и в таком положении раскачивайте ребенка вперед-назад, вправо-влево, делайте круговые движения.

Делаем наклоны . Приступаем к тренировке мышц спины, а для этого ставим ребенка ножками на стол, спиной к себе. Одной рукой обхватите его ножки, а другой - поддерживайте за животик. Легонько надавливайте на спинку малыша, побуждая его наклониться вперед. Затем подтолкните рукой под животик, чтобы он выпрямился.

А как можно?

Сложно представить себе малыша, который не хотел бы как можно быстрее научиться сидеть, ведь так гораздо более доступным становится такой интересный большой мир.

Сигналом того, что мышцы шеи и груди достаточно окрепли чтобы держать тело в вертикальном положении с помощью дополнительной опоры служат такие умения малыша :

  • спокойно поднимает грудную клетку лежа на животе;
  • умеет переворачиваться в обе стороны;
  • пытается подтянуться из положения «лежа на спине».

Малыша, не умеющего сидеть самостоятельно, можно высаживать в стульчике или коляске, если есть возможность сделать угол наклона спинки 30 градусов (например, с помощью подушки).

Важно понимать, что поверхность, на которую будет опираться карапуз, должна быть не вертикальная, а наклонная ! Пытаться посадить малыша с еще слабой спинкой вертикально, прямой путь к развитию раннего сколиоза или других заболеваний позвоночника.

Не стоит торопить ребенка сидеть, поверьте, рано или поздно он освоит умение самостоятельно, а мы можем помочь ему лишь путем и .

Будьте счастливы и здоровы!

– изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Общие сведения

Нарушения осанки у детей - различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз , остеохондроз , межпозвоночная грыжа . Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии .

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков , образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы , прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея .

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита , туберкулеза , полиомиелита , переломов позвоночника , остеомиелита , вальгусной деформация стопы , плоскостопия , остеохондропатии , деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью , астигматизмом , косоглазием или тугоухостью , вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение , соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом , проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).