Рекомендации по развитию самостоятельности у детей. Какие ошибки родителей лишают детей самостоятельности? Как мотивировать ребенка быть самостоятельным

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Инструкция

Итак, чтобы развить в ребенке самостоятельность , вы должны будете набраться терпения: согласитесь, намного проще быстренько завязать шнурок или подмести пол, чем объяснить и научить, как это делается. А ведь дети часто стремятся постичь эти навыки, нам стоит их лишь слегка подтолкнуть, не мешать.

Запомните простые правила, которые помогут вам развить в ребенке самостоятельность , а вашему малышу помогут не вырасти тепличным растением.

Прежде всего, предоставьте ему возможность из нескольких вариантов, причем, не имеет значения, что это будет: какого цвета носочки он хочет надеть на прогулку или каким соком решит запить горькое ?

Если малыш упорно пытается застегнуть на себе , ни в коем случае не вырывайте у него инициативу, не стоит также говорить, что это очень легко – просто подскажите, что это удобнее будет сделать немного по-другому. Уважайте его попытки самому справиться с испытаниями.

Другим источником самостоятельности у дошкольника является появление собственности, например, какой-нибудь вещи из мира. Но далеко не любая вещь подойдет для этого дела - она должна быть полезна родителям.

Если родители увлекаются туризмом, то можно подарить компас и обязательно научить его им пользоваться. Или, если отец любит рыбалку, пусть он выделит малышу персональную удочку. Также такими вещами могут стать фотоаппарат, велосипед, телефон или компьютер.

Если у вашего наследника будет сформирован опыт владения вещами уже в дошкольном возрасте, то вы можете быть уверенны - в школе ему будет гораздо легче.

Совет 3: Как воспитать у ребенка чувство самостоятельности

Каждый родитель когда-то начинает задумываться о том, как развить и с чего начать развивать у ребенка чувство самостоятельности. Это просто необходимо в нашей жизни каждому ребенку. Если вы не думали об этом, то непременно задумайтесь. Ведь так хорошо, когда ваш малыш уже может помочь по хозяйству и выполнить любую вашу просьбу.

Инструкция

Конечно, начать следует с доверия к своему чаду. Не ругайте, а тем более не наказывайте, если он сделал то, что не очень хорошо по вашему мнению. Он ведь еще ребенок. Самое главное, что он постарался и сделал.

Давайте ему для начала не такие уж сложные и трудновыполнимые для его возраста задания. Приучайте к самостоятельному принятию решения проблем. Спрашивайте как можно чаще о том, куда он хочет пойти, что он оденет, с кем хочет гулять. Не бойтесь, это лишь поможет вашему ребенку решать вопросы и прийти к самостоятельному решению проблем. Он поймет, что вам не все равно, что он думает. Считайтесь с его мнением.

Также вы можете дать ему другое задание, например, помыть посуду, прибить гвоздь или помыть полы. Но только не вмешивайтесь в этот процесс, ребенок должен сам помыть посуду и неважно хорошо ли он ее помыл или нет. Главное, что помыл, а если вас не устраивает результат, то похвалите малыша, и пока он не видит, перемойте тарелки. Важно, чтобы он не подумал, что вы льстите ему.

После проделанного задания, которое вы ему дали, не забывайте его хвалить, ведь дети нуждаются в вашей любви, заботе и ласке. Скоро вы заметите, как ваш ребенок станет самостоятельнее. Вы будете удивлены вашим совместным стараниям и очень рады. Если он не хочет мыть посуду или заниматься каким-либо делом, то не заставляйте его, это лишь усугубит положение, и малыш не будет получать удовольствия от помощи вам.

Самым первым примером для подражания являются родители. Они так же закладывают в головы детей понимание о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Впоследствии получается полное повторение привычек родителей и тех действий, которые они делают в присутствии своих чад.

Формирование физических аспектов, проявляющихся в быту

Период первого развития самостоятельности ребёнка, начинается в возрасте трёх-четырёх лет. В это время дитя начинает в себе замечать личность и отвергать помощь родителей. Чаще всего вам придётся сталкиваться с такими фразами, как: «Я сам», «моё» и так далее. В этот срок стоить начать приучать его к горшку и самому за собой убирать, либо делать небольшую работу, такую как: заставить собрать все свои игрушки или начинать мыть руки перед едой, учить завязывать шнурки, и помогать в быту.

И тут-то появляются самые большие проблемы, перед которыми вам нужно запастись терпением. Ведь иногда дети перебарщивают с самостоятельностью и начинают делать лишнее, думая, что они делают все правильно и их за это похвалят. Как показывает практика, все происходит наоборот. Родителям не нужно перебивать энтузиазм ребёнка, лучше дать ему «свободу действий», ибо резкое переучивание может повлиять на поведение и эмоциональное состояние малыша, которое отобьёт всякий интерес к выполнению указаний взрослых.

Одна из частых жалоб родителей состоит в сложности заставить их чад сесть за домашнее задание, либо когда это самое задание затягивается на большой промежуток времени. Тут дело в неправильном распределении времени и отвлекающих факторов. Таких как: включённый телевизор, музыка, разговор не по теме.

Для ребёнка очень важно сосредоточиться и не отвлекаться. Если вы его усадили на рабочее место, уберите все отвлекающие составляющие и оставьте в его поле зрения только учебники или рабочий материал, с каким ему предстоит работать. Напомните ему, что если возникнут проблемы, чтобы звал вас на помощь.

Развитие личной самостоятельности

Важное составляющее в формировании личности ребёнка. В этот этап своей небольшой жизни он будет принимать свои решения и понимать, какие это может вызвать последствия. В этой ступени развития ребёнка важно не ограничивать его в выборе и в итоге, если он окажется неверным, будет учиться на своих ошибках.

Если ребёнок не понимает, что выбрать, тогда можно поставить его в рамки, к примеру: мы пойдём в зоопарк или в кино? Ребёнка можно поставить в рамки, но не нужно давать ему только один выбор, потому что это может отразиться в дальнейшем. Если он вам предложил безумную идею, то объясните, что так не может быть и предложите что-нибудь «приземлённое».

Выработка в ребёнке качества самостоятельности – дело не одного дня, и требующее как от вас, так и от чада, большого терпения, и на это у вас всего один шанс. Не упустите его!

Екатерина Морозова


Время на чтение: 13 минут

А А

О том, чтобы дети выросли сознательными, правильными, ответственными, мечтает каждая мама. Но, как показывает жизнь, с каждым поколением дети становятся все более инфантильными и неприспособленными к жизни. Конечно, новые технологии виноваты в этом, но и отсутствие правильного воспитания тоже играет немалую роль.

Как взрастить в своем ребенке самостоятельность? Разбираемся — и мотаем на ус.

Самостоятельный ребенок – какой он: что такое самостоятельность у детей разного возраста, признаки самостоятельности у ребенка

Говоря о несамостоятельности ребенка, многие взрослые подразумевают, что малыш не способен занять себя самостоятельно, донести до раковины тарелку, завязать шнурки, выполнить задания без стоящей над головой мамы, и проч.

И мало кто задумывается, что сама по себе «самостоятельность» — это не просто способность обслуживать себя, а важная характеристика личности, способность принимать решения, отвечать за свои поступки, восприимчивость к критике и определенный уровень инициативности, способность адекватно оценивать себя и возможности, и проч.

То есть, самостоятельность не появляется из ниоткуда при отсутствии воли, четких целей, определенного склада характера – это не новая запонка, которая прилагается к рубашке.

И относиться к развитию этого сложного и многогранного свойства личности нужно осознанно и ответственно.

Видео: Как воспитать самостоятельного ребенка?

Прежде всего, давайте разберемся, как проявляется самостоятельность на разных ступеньках «лестницы взросления»:

  • 2 года. Ребенок может принести игрушку по просьбе мамы, самостоятельно поесть, снять вещи и положить на стул, выбросить в ведро собственный подгузник, сложить белье в машинку, промокнуть тряпкой или салфеткой пролитую воду.
  • 3 года. Малыш уже может убирать и мыть свои игрушки, помогать маме разбирать сумки после похода по магазинам, расставлять тарелки и уносить посуду в раковину, одеваться и чистить губкой свои сапожки.
  • 4 года. Ребенок уже весьма ловко пылесосит и вытирает пыль, может помочь в уборке за питомцами и их кормлении, в развешивании мелких предметов одежды после стирки. Он уже способен застелить кровать, намазать себе ложкой бутерброд и насыпать в пиалку с молоком хлопья, собрать в лукошко ягоды для варенья или почистить вареное яйцо.
  • 5 лет. Без всякой помощи малыш уже может сортировать белье для глажения и даже складывать его, сервировать стол и ухаживать за питомцами без подсказок и напоминаний, выносить мусор и наливать себе напитки в кружку из пакетов/коробок.
  • 6 лет. В этом возрасте уже можно почистить овощи, выгулять своего питомца, подмести в доме, повесить свое белье на сушилку, приготовить себе бутерброды и сварить яйца, разогреть в микроволновке обед.
  • 7 лет. Возраст, когда ребенок уже может не только налить себе чай и собрать рюкзак, но и способен без маминых наставлений наводить порядок, заправлять постель, мыться, стирать свои носки и даже гладить полотенца.
  • 8-9 лет. В этом бунтарском возрасте дети уже способны понимать свои слова и поступки, а также нести за них ответственность. Ребенок уже способен убираться на кухне (мыть раковину, посуду), мыть полы, делать уроки без мамы. Он способен пришить себе пуговицу и лечь спать в нужное время. Он понимает, что открывать дверь чужим людям нельзя, и общение с незнакомцами может быть опасным. В этом возрасте у ребенка обычно появляется инстинкт самосохранения, даже если до сих пор его еще не было.
  • 10 лет. В этом возрасте ребенок уже почти подросток, но все-таки возрастная категория еще близка к «малышам». Поэтому требовать от ребенка слишком многого нельзя. Да, он способен сбегать в магазин рядом с домом, купить по списку продукты. Он уже понимает, как считать сдачу, и что испачканную рубашку нужно менять на чистую. Он уже подает руку маме, когда она выходит из автобуса, помогает ей с сумками, встает в транспорте, чтобы уступить место старикам. Но пока зона ответственности ребенка – это школа, личное пространство и взаимоотношения с окружающими.
  • 11-15 лет. Это — самый сложный и опасный возраст, в котором нужно не потерять доверие своего чада своим контролем, понять, что ребенок уже подросток, осознать это — и отпустить ребенка. Отпустить не в свободное плавание и для отдельного проживания – отпустить от своей юбки. Вы сделали, что могли. Ребенок уже сформировался и хочет свободы. Теперь вы можете лишь направлять и стелить соломку. Запреты, требования, истерики, приказы, шантаж – это больше не работает и не имеет смысла (если вы этим пользовались). Запаситесь терпением и продолжайте с любовью и заботой «закреплять пройденный материал».

Формирование самостоятельности у ребенка 1-5 лет – особенности возраста и задачи родителей

В становлении такого свойства личности, как самостоятельность, 2 и 3 годы жизни – одни из самых главных. Именно сейчас у ребенка должна появиться в списке любимых фраза «Я сам!».

Не мешайте ему. Паниковать и нервничать тоже не нужно.

Просто дайте ребенку возможность развиваться и взрослеть, а сами будьте рядом, чтобы уберечь ребенка от возможных рисков во время первых самостоятельных дел.

  • Разбил тарелку, пока нес до раковины? Не страшно, купите новую. Намочил подоконник, поливая цветы? Дайте ему тряпку – пусть учится убирать воду. Хочет постирать свой платок сам? Пусть стирает, потом (втихаря, конечно, чтобы не ранить самолюбие чада) перестираете.
  • Любая инициатива в этом возрасте похвальна. Поощряйте ее и хвалите чадо.
  • Выделяйте ребенку больше времени на сборы, одевание, уборку игрушек и прочие действия. Не торопите ему и не заставляйте нервничать. Ребенок не может совершать те или иные действия с такой же скоростью и ловкостью, как вы – он только учится.
  • Наберитесь терпения. Ближайшие годы вы будете ходить следом за своим карапузом и убирать (во всех смыслах) последствия его инициативности. Но без инициативности нет развития самостоятельности, поэтому смиритесь и помогайте ребенку.
  • Будьте личным примером для ребенка во всем – в личной гигиене, в поддержании порядка в доме, в вежливости и порядочности.

Развитие самостоятельности у детей 5-8 лет – готовимся к школе и осваиваем новые горизонты

Дошкольник, а потом — ученик младших классов.

Ваш карапузик уже вырос из пинеток, малышовых игрушек и колыбельных. Он уже стесняется, когда вы берете его за руку при друзьях, и нарочито грубо ворчит «Ну, маааам, иди уже, я сам!»

Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?

  • Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
  • Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
  • Всегда будьте готовы помочь . Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
  • Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
  • Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
  • Чаще давайте взрослые поручения , которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
  • Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности . Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
  • Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
  • Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.

Воспитание самостоятельного ребенка 8-12 лет – преодолеваем кризисы

Вот ваш ребеночек и стал почти подростком.

12 лет – это черта, за которой начнутся сильные влюбленности (более серьезные, чем в детском саду и первом классе), первые истерики, прогулы в школе и даже, может быть, потому что «родители не понимают и достали».

Не доставайте ребенка. Пусть взрослеет спокойно.

Вспомните себя подростком — и дайте чаду глоток свободы.

  • Нужно оставаться чутким и лояльным к новому поведению ребенка, к взрослению, к нему самому . Но это не значит, что ребенка нужно освобождать от дел и обязанностей. Понимание своих обязанностей и ответственность – это и есть самостоятельность.
  • Подкорректируйте свою систему требований. Подросток не хочет ложиться спать в 8-9 вечера. И если от слова «уборка» ребенка начинает трясти, найдите для него другие обязанности. Компромисс – ваша палочка-выручалочка.
  • Пошли тройки в дневнике? Терпите — и не вздумайте рисовать за ребенка по ночам контурные карты и рисунки для конкурсов, или писать сочинения – пусть все делает сам.
  • Будьте корректны : брошенные вам сейчас слова запомнятся на всю жизнь. Спокойствие – ваше спасение. Медитируйте, считайте до ста, швыряйте дротики в стенку, но ребенок должен видеть в вас только поддержку, любовь и спокойствие тибетского монаха.
  • Подбрасывайте больше заданий и задач , в которых ребенок сможет себя проявить.
  • Устройте чадо в секцию, отправьте на лето в Артек , научите пользоваться кредитной картой и наличными.
  • Начинайте учиться отпускать ребенка от себя. Потихоньку оставляйте его ненадолго одного. Чаще уезжайте по делам. Учитесь без ребенка ходить в кино или кафе. Еще несколько лет, и ребенок сам начнет сбегать от вас в силу возраста и собственных интересов. Чтобы потом не было мучительно больно и обидно за себя – начинайте постепенно отпускать уже сейчас. Только не увлекайтесь слишком сильно – ребенок от вас еще не съехал, и до сих пор нуждается во внимании, ласке и поцелуе на ночь.

Каких ошибок избежать при воспитании самостоятельности у детей – советуют психологи и опытные мамы

Воспитывая самостоятельного (как мы считаем) человечка, мы иногда совершаем ошибки, которые не только не приближают ребенка к этому личностному свойству, но и портят наши с ребенком отношения в будущем.

Итак, ошибки, которые совершать никак нельзя:

  1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Категорически.
  2. Не пресекайте попыток ребенка проявить самостоятельность , не мешайте ему быть инициативным. Отговорки вроде «я сама быстрее сделаю» или «боюсь за тебя» забудьте и дайте ребенку взрослеть без вашей гиперопеки.
  3. Если попытка проявить самостоятельность окончилась плачевно (вещи испорчены, вазы разбиты, кот подстрижен, и проч.), не вздумайте кричать, ругать, публично оскорблять или обижать ребенка. Проглотите обиду за разбитый дорогой сервиз и улыбнитесь со словами «в следующий раз обязательно все получится».
  4. Если ребенок неловок в своей самостоятельности, если выглядит наивно и даже глупо – это не повод для насмешек, подколок и проч.
  5. Не влезайте со своей помощью и советами , если вас о том не просят.
  6. Не забывайте хвалить ребенка , когда у него все получается, и вселять уверенность, если не получается.
  7. Не торопите (и не осаживайте) своих детей. Они сами знают, когда пора отказываться от подгузников, есть ложкой, начинать читать, рисовать и взрослеть.
  8. Не переделывайте работу ребенка при нем . Это обидно и оскорбительно, если ребенок час мыл посуду, а вы перемываете ложки заново. Сделаете это потом, не отбивайте у ребенка желание помогать вам.

И не забывайте, что самостоятельность – не просто приобретенные навыки, а способность думать, анализировать и быть ответственным.

Например, когда ребенок научился не просто дверь закрывать на ключ, но еще и глубоко прятать ключи, чтобы они не выпали на улице.

Введите e-mail адрес:

Часто родители делают выбор за своего ребенка. Разумеется, исключительно из лучших побуждений. Но обучение самостоятельности в принятии решений – очень важный этап воспитания. В противном случае ребенок столкнется с множеством проблем в будущем.

Как развивается самостоятельность

Для начала родители должны давать ребенку принимать решения в незначительных вопросах (например, какую игрушку купить в магазине, какое блюдо приготовить на обед и т. д.). Это формирует важные жизненные навыки, которые можно развивать уже с трехлетнего возраста.

Маленькие решения – это первый шаг к тому, чтобы ваш малыш в будущем стал компетентным, способным, уверенным в себе и ответственным взрослым. Сегодня дети сталкиваются с необходимостью принимать различные решения. Им необходимо научиться справляться с трудными жизненными обстоятельствами и такими факторами, как постоянная занятость родителей, влияние СМИ, преступность, разводы и многое другое.

Для родителей естественно решать за ребенка, что для него хорошо, а что – плохо, как ему поступать и что думать по тому или иному поводу. Родители склонны даже совершать поступки за детей. Это и не дает развить навыки ответственного поведения.

Вся сложность заключается в том, чтобы знать, когда передать ребенку ответственность (соответственную его возрасту и уровню развития) и какую поддержку ему при этом оказать.

Родителям необходимо давать ребенку больше самостоятельности, учиться передавать ему ответственность за принятие решений, учить приспосабливаться к изменчивому миру.

Важно видеть готовность ребенка к принятию самостоятельных решений и ответственности, передавать ему свои ценности и развивать чувство собственного «Я». Всё это – важные этапы развития ребенка, и родителям следует уделять этому достаточно внимания.

12 преимуществ самостоятельного принятия решений

  • Ощущение контроля ситуации. Все люди хотят чувствовать, что они контролируют ситуацию. И если выбор, который ежедневно делает ребенок, дает ему уверенность в своих силах, необходимо дать ему возможность делать этот выбор. Так у него не будет необходимости достигать контроля над ситуацией деструктивным способом (например, вступая в конфликты с родителями, учителями и т.д.).
  • Повышение самооценки. Самостоятельность и чувство контроля ситуации позволяет ребенку ощущать уверенность.
  • Развитие навыков саморегуляции. Ребенок с высокой самооценкой, ошибаясь в принятии решений, учится исправлять ошибки, анализировать ситуацию и не чувствует себя неудачником.
  • Развитие мотивации. Чаще всего ребенок берется за те дела, которые выбрал сам.
  • Развитие чувства гордости ребенка. Он чувствует, что его вклад в общее дело важен.
  • Это учит ребенка сотрудничать с другими членами семьи.
  • Мотивация ребенка брать ответственность за выбор, который он делает, и за последствия этого выбора.
  • Развитие мышления. Ситуация выбора дает возможность генерировать новые идеи и видеть новые возможности.
  • Помогает лучше справляться с задачами. Он учится нестандартному мышлению, видению многих вариантов решения задачи и поиску лучшего из них.
  • Развитие творческого потенциала. Ребенок исследует новые возможности.
  • Развитие здоровых взаимоотношений с окружающими.
  • Это помогает усваивать моральные ценности. Когда решения, которые принял ребенок, ценят, он учится уважать чужие решения и брать во внимание чужие потребности, делая собственный выбор.

Ребенок, который не развивает навык принятия решений, склонен:

  • Зависеть от родителей и других людей даже во взрослом возрасте.
  • Находиться под сильным влиянием друзей или сверстников.
  • Обижаться на родителей и других взрослых, которые ограничивают их свободу.
  • Сомневаться в собственных способностях.
  • Неоправданно рисковать.
  • Не пытаться достичь большего и максимально реализовать свой потенциал.

Как найти баланс между контролем родителей и самостоятельностью ребенка

Малыш не может быть полностью независимым и принимать все решения самостоятельно – он все еще нуждается в вашей заботе, и еще недостаточно развит физически, умственно и эмоционально.

Но как родителям найти идеальный баланс между тем, чтобы контролировать ситуацию и позволять ему принимать решения? Всё зависит от способности ребенка брать на себя ответственность за сделанный выбор. Родители должны уважать его способность решать задачи самостоятельно и не унижать его чувство собственного достоинства.

Чтобы дать ребенку возможность принимать решения, следуйте таким советам:

  • Давайте ему выбор и оказывайте поддержку в случае необходимости. При этом помните, что иногда бывают ситуации, когда правильное решение всего одно (например, в ситуациях, где возможно нарушение закона).
  • Отслеживайте границы вашей личной ответственности как родителя, например, в случаях, когда на кону стоит безопасность ребенка или когда возможна критическая ситуация.
  • Ребенок тоже должен видеть такие ситуации и понимать, что в таких случаях решения должны принимать родители или другие взрослые. Объясните ребенку, что в отдельных случаях возможно только одно правильное решение (например, чтобы избежать опасности или проблем с законом).
  • Устанавливайте границы, оставляя право принимать решения, в случаях, когда временной фактор является решающим (например, решая, когда просыпаться, чтобы не опоздать в школу, или когда возвращаться домой с вечеринки).
  • Всегда помните, что ребенок должен принимать решения в соответствии со своим возрастом и способностями. Решения, которые принимает малыш, должны соответствовать рамкам дозволенного.
  • Чем младше ребенок, тем меньше вариантов выбора у него должно быть. Маленькие дети еще не понимают всех обстоятельств и не способны принимать логичные, взвешенные решения. Например, он еще не понимает, что, если он не наденет свитер, выходя на улицу, он может простудиться.
  • Сначала предлагайте малышу два варианта выбора и по мере его взросления и готовности к принятию решений увеличивайте количество вариантов. Когда он подрастет, создайте ему безопасные условия для принятия решений.
  • Вместо того, чтобы говорить ребенку «нет», если его решение неприемлемо, предлагайте ему альтернативу. Предлагайте подумать над возможным развитием событий. Так ребенок поймет, что вы заботитесь о его безопасности.
  • Учите ребенка на собственном примере, ведь он – ваше отражение. Покажите ему пример эффективного принятия решений, чтобы он мог его усвоить и перенять.

Помните, что возможность самостоятельно принимать решения важна для каждого человека. И если ваш ребенок захочет надеть на праздник то, что покажется вам глупым или неуместным, спросите себя: как свобода выбора влияет на малыша, и почему он поступил именно так.

Несмотря на то, что крепкие счастливые отношения вносят разнообразие и краски в вашу жизнь, в некоторых случаях один из партнеров подвержен зависимости от другого партнера и не в состоянии быть самостоятельным. Такая партнерская зависимость – явление прогрессирующее. Это значит, что в начале отношений все может быть хорошо, но со временем постепенно один из партнеров будет стараться контролировать жизнь другого партнера, из-за чего отношения между ними непременно испортятся. Кроме того, самодостаточность необходима человеку для развития и личностного роста, потому что именно самостоятельность мотивирует и определяет поведение человека. В общем, независимые и самостоятельные люди обычно намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе, чем те, чьи успех и счастье зависят от других людей. Научившись контролировать свою жизнь и управлять ею, в конце концов, вы сможете добиться успеха и стать счастливым.

Шаги

Выработайте у себя привычки независимого человека

    Научитесь нести ответственность за себя и свою жизнь. Быть самодостаточным – значит в какой-то степени брать на себя обязанности, которые позволяют вам почувствовать себя независимым. Например, это могут быть такие простые вещи, как своевременная оплата счетов, уборка за собой, готовность вовремя справляться со своей работой или учебой – все это поможет вам почувствовать себя более самостоятельным.

    • Если у вас нет работы, возьмите на себя ответственность и найдите эту работу, либо возьмитесь за образование, которое необходимо для получения хорошей работы, либо начните свой собственный бизнес.
  1. Будьте в курсе событий. Помните, кто владеет информацией, тот владеет всем. Будучи в курсе событий, вы сможете принимать собственные решения и отстаивать свою точку зрения. Постарайтесь узнавать все последние новости и идти в ногу со временем, будьте в курсе того, что происходит в вашей школе, в вашей организации, в вашем городе и в вашей стране.

    • Например, если вы будете знать, что на днях в местной организации решается вопрос о том, разводить ли дальше кур, вы сможете вовремя проголосовать за сохранение кур и возможность покупать свежие куриные яйца.
  2. Знайте, куда идете. Вы должны обладать глубоким чувством направления. Кроме того, важно, чтобы вас что-то мотивировало. Например, если вы учитесь в университете, вы должны хотя бы смутно представлять, чем будете заниматься после его окончания и что вы вообще хотите изучать. Кроме того, нужно поставить перед собой определенные цели. Попробуйте для начала установить несложные краткосрочные или долгосрочные цели, но будьте реалистом и подумайте, что вам нужно будет сделать для достижения этих целей.

    • Обратитесь к психологу или специалисту в области выбора карьеры, если вы не знаете, что хотите делать со своей жизнью. Такие услуги можно найти в Интернете. На веб-сайтах можно найти несколько полезных рекомендаций.
    • В большинстве школ предоставляются услуги психолога касательно выбора профессии, эти услуги предоставляются всем зачисленным ученикам. Беседа с психологом, а также специальные сайты помогут вам сформировать представление о своем будущем.
  3. Самостоятельно принимайте решения. Позволяя людям принимать решения за вас, вы отказываетесь от ответственности, тем самым теряя независимость. Самоутверждайтесь, принимая решения самостоятельно, и эти решения должны быть основаны на ваших целях и интересах. Конечно, необходимо внимательно относиться к другим людям, но ни в коем случае не отказывайтесь от возможности принимать решения самостоятельно.

    • Например, если вы подыскиваете квартиру, которую будете снимать с соседом по комнате, принимайте решения, которые основаны в первую очередь на ваших интересах. Если вы хотите арендовать дом, а не квартиру, и быть более независимым, обязательно думайте, как будет лучше для вас, не позволяйте соседу по комнате решать за вас и заставлять вас делать то, чего вы не хотите.
    • Это касается также людей, которые позволяют своим близким и своему партнеру в отношениях принимать за них любые решения: куда сходить поужинать, где жить, какой автомобиль купить. Изменение динамики в отношениях может сначала создать немного напряженную ситуацию, но затем вы сможете контролировать свою жизнь, ведь теперь решения будут приниматься обоими партнерами.
  4. Старайтесь избегать эмоциональных треугольников, если это возможно. Часто люди отвечают на негативное отношение в свой адрес путем привлечения других людей, чтобы помочь им, а также избежать общения с тем человеком, который причинил им вред. Психолог Мюррей Боуэн называет эти ситуации «эмоциональными треугольниками».

  5. Выражайте свое беспокойство правильно. Если что-то мешает вашим отношениям, выражайте свое беспокойство и делитесь опытом, не позволяя другим людям нервировать вас и усиливать ваши беспокойство, а также не позволяйте им решать эту проблему за вас.

    • Иными словами, люди должны помогать друг другу, но не усложняя при этом ситуацию, и не позволяя одному человеку думать за другого.
  6. Разделите ответственность. Когда оба человека (или больше) несут за что-то ответственность, они должны быть самостоятельными и быть в состоянии выполнять каждый свои обязанности.

    • Каждый человек должен быть в состоянии решать свои дела, не пренебрегая при этом общими обязанностями.
    • В отношениях каждый человек должен быть уверен в своем партнере, а также в том, что он способен нести ответственность и выполнять свои обязанности.
    • Например, если у пары есть ребенок, у них есть общие обязанности, как родителей или попечителей, а также какие-то личные обязанности. Если один из партнеров остается дома, чтобы ухаживать за ребенком, другой партнер должен вернуться к работе – это его обязанность. Но при этом партнер, который остался дома ухаживать за ребенком, тоже должен выполнять свои обязанности и нести за них ответственность.
  7. Если нужно, обратитесь за помощью. Научитесь понимать, какие проблемы вы сможете решить самостоятельно, а в каких вам нужна помощь.

    • Если вы будете обращаться за помощью даже в легких ситуациях, другие люди будут уставать от ваших просьб и не захотят помогать вам. К тому же, так вы станете очень зависимы от окружающих.
    • Если же вы совсем не будете обращаться к другим людям за помощью, окружающие начнут воспринимать вас как человека эгоистичного, безразличного и равнодушного. К тому же, вы можете остаться без поддержки, когда она будет вам нужна.
    • Вы можете обращаться за помощью к другому человеку до тех пор, пока не почувствуете, что начинаете зависеть от него, в том числе и эмоционально, тогда партнер тоже почувствует это и поймет, что вы не в состоянии выполнять свои обязанности.
  8. Разделяйте обязанности на общие и личные. По мере развития отношений у вас будут появляться новые заботы и обязанности, которые могут касаться только одного человека, а также общие обязанности.

    • Как только появляются такие проблемы, вам нужно понять, сможете ли вы решить их самостоятельно, или вам стоит обратиться за помощью к партнеру.
    • Так же, как у президента и любого главы государства есть круг советников, человек должен быть самостоятельным и советоваться с людьми, которым он доверяет. Человек также должен понимать, что в некоторых ситуациях решение должно быть общим, поэтому убедитесь, что ваш партнер тоже участвует в принятии этого решения.
    • Например, если пара растит ребенка, оба родителя должны развивать свои отношения и отношения с ребенком, вместе воспитывать ребенка и решать какие-то крупные вопросы (например, поступление ребенка в университет). Каждый партнер должен выполнять свои собственные обязанности, но в то же время признавать права своего партнера, который может иметь другую точку зрения.
  9. Выражайте эмоции через дневник. Чтобы лучше контролировать свои эмоции в отношениях, подумайте о том, чтобы вести свой дневник. В дневник вы сможете записывать свои эмоции за день, вы будете акцентировать внимание на своих размышлениях и чувствах. Например, вместо того чтобы просто написать, что вы с партнером отправились выбирать детскую мебель, постарайтесь сосредоточиться на том, как вы себя чувствовали в это время, подумайте о событиях дня, чтобы организовать свои мысли. Вы можете вести дневник как вам вздумается, без всяких правил, но есть несколько советов, которые облегчат вам эту задачу:

    • Найдите комфортное спокойное место для ведения дневника. Вы будете возвращаться в это место достаточно часто, так что у вас должно быть какое-то личное пространство.
    • Перед тем как начать писать, дайте себе немного времени, чтобы отдохнуть и поразмыслить. Включите музыку, чтобы стимулировать эмоции.
    • Как только вы будете готовы, начните писать. Не беспокойтесь о грамматике, орфографии и стиле речи. Не беспокойтесь о том, что кто-то другой сможет прочитать то, что вы написали, а также о том, что это повлияет на мнение окружающих о вас. Воспринимайте свой дневник как нечто конфиденциальное и личное.
  10. Будьте постоянны в ведении дневника. Если в процессе написания у вас что-то пошло не так, оставьте себе подсказку с помощью эмоции. Чтобы решить, какую эмоцию описать, возьмите первую же эмоцию, которая крутится у вас в голове, либо попробуйте найти ее в словаре или книге. Не тратьте время на подбор слов, просто опишите то, что чувствуете. Теперь вставляйте эту эмоцию везде, где увидите слово <эмоция> ниже. Если эта эмоция действительно очень важна для вас, потребуется неделя, чтобы проанализировать ее с помощью всех подсказок, а также прочитать все написанное на седьмой день:

    • Напишите <эмоция> вверху страницы и свободно пишите ассоциации с ней на всей странице, пока не почувствуете, что больше никакие мысли не приходят вам на ум.
    • Что для вас значит чувствовать <эмоция>?
    • Когда вы чувствовали <эмоция> сильнее всего? Вы чувствуете связь с другими, когда чувствуете <эмоция>?
    • Когда вы в последний раз чувствовали <эмоция>? Вы чувствуете связь с другими, когда не чувствуете <эмоция>?
    • Как вы реагируете на <эмоция> на людях? Что является источником этой реакции?
    • Подумайте о цитатах, в которых упоминается ваша эмоция. Для этого найдите в Интернете цитаты, описывающие вашу эмоцию.
  11. Просмотрите свои записи в дневнике. По мере того, как дневник будет пополняться, периодически читайте свои записи, сосредоточьтесь на том, что изменилось в ваших отношениях, стали ли вы более самостоятельным.

    • Общайтесь с людьми разных слоев общества и разных взглядов. Вы можете узнать от этих людей очень много полезного, у каждого из них вы сможете научиться каким-то навыкам.
    • Соберите дома аварийный комплект для всей семьи, в котором будет несколько бутылок воды, которых хватит на 2-3 дня, продукты питания, фонари, радио и аптечка.
    • Будьте честны сами с собой. Не пытайтесь изменить свою индивидуальность, не пытайтесь приспособиться к другим людям. Придерживайтесь своих целей и принципов, чтобы не потерять независимость.

    Предупреждения

    • Несмотря на то, что независимый образ жизни может укрепить ваше доверие к себе и помочь обрести гармонию, никогда не бойтесь попросить о помощи. Иногда, особенно в чрезвычайной ситуации, возможно, вам придется обратиться за помощью к специалисту, особенно если у вас нет необходимого оборудования.