Родословная с казачьей выправкой. История казачьей семьистаницы Платнировской в истории Кубани,её традиции

Семья, в которой чтут традиции.

Предки пришли с Ермаком

Происхождение фамилии Толмачев понятно: в предках нынешних Толмачевых был переводчик, по-старинному – толмач. Поскольку казаки охраняли рубежи России, у них и была большая потребность в толмачах –
для общения с сопредельными народами. Отсюда и слывет фамилия исконно казачьей…

– Я казак во всех поколениях, – говорит Сергей Максимович Толмачев. – По линии матери – из Поповых, пришедших в Сибирь в ХVII веке. Георгий Катанаев называет их сподвижниками Ермака. И моя мать, Екатерина Андроновна, всегда говорила: «Мы – коренные сибиряки. Пришли сюда с дружиной Ермака».

Сергей Максимович Толмачев – мастер спорта СССР, судья международной категории по борьбе самбо. Кандидат педагогических наук, профессор. В течение 23 лет работал в Омской академии МВД, был начальником кафедры боевой и физической подготовки. Много лет был атаманом Сибирского казачьего войска и заместителем Верховного атамана Союза казаков России. И после реформирования организации с 2014 года возглавляет Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков, а в 2015 году переизбран и атаманом Межрегиональной общественной организации сибирских казаков.

Он убежден, что казачьи корни можно обнаружить в каждой второй русской сибирской семье:

– Служивое казачество пришло с Ермаком. Многие переселенцы в Сибирь были казаками. Из Омска на запад и на юг протянулись укрепленные казачьи линии Горькая и Иртышская. Сам город Омск неотделим от казачества, им был основан (как и Тара). В центре Омска – Казачья слобода, на юге был Атаманский хутор, на севере – станица Захламинская.

Свою казачью родословную Сергей Максимович восстановил, чтобы дети, племянники, внуки знали биографию семьи, гордились подвигами предков.

Имя в честь деда-героя

Имя Сергей Максимович получил в честь прославившегося в боях двоюродного деда Сергея Ефимовича Попова. Он служил в 1-м Сибирском казачьем Ермака Тимофеевича полку, воевавшему в Первую мировую на Кавказском фронте. Тогда казачьи полки составляли две трети всей конницы России. Их направляли на наиболее опасные участки фронтов, потому что это были самые подготовленные воинские подразделения, а сами казаки – наиболее патриотично настроенные бойцы. За Сарыкамышскую операцию полк был представлен к Георгиевскому знамени. 21 декабря 1911 года в бою под Ардаганом сибирские казаки наголову разгромили 8-й турецкий Константинопольский полк, изрубили 500 турок, около 200 взяли в плен, захватили батарею и неприятельское знамя полка. Сами при этом потеряли 14 человек. Было это так. На рассвете морозного туманного дня 1-й Сибирский казачий полк, шедший в авангарде бригады, своими дозорами обнаружил табор турецкой пехоты на неприступных, покрытых льдом и снегом горах. Впереди – цепи стрелков, за ними батарея. Затем батальон резерва со знаменем. Ермаковцы ураганом понеслись по кручам. Так годом раньше казаки полка стремительно скакали на маневрах в горах Ала-Тоо, вызвав удивление и… недовольство инспектирующего маневры генерала: мол, слишком лихо, как «упражнения в езде в итальянском духе». Но война показала, что выучка и бесстрашие ведут к победе. Табор турецкой пехоты сложил оружие. После этого командир полка и есаул стали первыми из сибиряков-офицеров, удостоенных высшей военной награды России – ордена Святого Георгия 4-й степени. А среди особо отличившихся отвагой десяти казаков отмечен Сергей Ефимович Попов.

Сведения об этой славной странице в истории полка и подвиге соименного родственника Сергей Максимович Толмачев с волнением нашел в очерке, предваряющем вышедшую в Новосибирске книгу «Песни и марши сибирских казаков». А в книге генерала Петра Краснова «На рубеже Китая» есть сведения о предке по отцовской линии – есауле Толмачеве. Он служил в том же 1-м Сибирском казачьем Ермака Тимофеевича полку! В 1911 году Петр Краснов приехал из Петербурга в Джаркент принимать под свое командование этот полк. Вот фрагмент из книги:

«К вечеру я был в Кольджате, где был радушно принят командиром 3-й сотни есаулом Толмачевым и его женой. Они накормили меня прекрасным ужином и устроили ночевать в отдельной комнате своей постовой квартиры.

Есаул Толмачев произвел на меня очень хорошее впечатление дельного и знающего офицера».

Через три года сотенный командир погиб не в бою – от руки своего подчиненного. «Осерчал на него»,– говорил негодяй на полевом суде. Казаки расстреляли убийцу. Печальная история, суровое возмездие сорвавшемуся казаку. Военная служба знает не только победы…

Почему проиграли белые?

Казаки Поповы жили в поселке Красный Яр станицы Архангельской под Петропавловском. Поселок был старожильческим. Большим – в 300 домов. Осваивая Сибирь, казаки выбрали красивое место в излучине реки Ишим, с реликтовым лесом на берегу. Андрон Антипович Попов, дед Сергея Максимовича Толмачева, ко времени революции 1917-го и Гражданской войны был казаком преклонных лет – за 70. Пришли белочехи, приказали казакам сдать оружие: шашки, винтовки. Андрон отказался. Арестовали, но выпустили. Старый казак убедил, что оружие сдавать не имеет права, он будет верен присяге. Молодых мобилизовали в белую армию, а Андрона оставили в охране. Белочехи расстреляли большевистских агитаторов. Пришли красные. Участников белого движения вывели за станицу и изрубили шашками. Лучшие дома разобрали по бревнышкам и перевезли в Петропавловск, поселок сожгли. Через годы его пытались возродить, но не вышло. Казачьего Красного Яра нет.

В семье Поповых-Толмачевых много размышляли о результатах братоубийственной Гражданской войны. Пришли к такому выводу. В Сибири казачество на 90 процентов было белым. И, кстати, Ишимское восстание, которому посвятил книгу «Ни креста, ни камня» омский писатель Михаил Шангин, – не крестьянское, а казачье. Не хотели казаки советской власти. Но сражаться со своими тоже были не обучены, храбрость куда-то отступала. Вот пример из семейной истории. Красные с Урала теснили колчаковскую армию на восток. Вот и Красный Яр оставили. В казачьих домах под жилыми помещениями подпол – это большая клеть вровень с площадью дома. Супруга Андрона Попова Прасковья Даниловна послала дочь Катю за припасами. И видит девочка: подвал полон казаками, белыми: «Ты, девочка, никому не говори, что видела нас. Мы разойдемся по домам». Дезертиры… Вот и ответ на вопрос, почему проиграла белая армия.

Традиции соблюдали неукоснительно

Дед Николай Иванович Толмачев воевал в Первую мировую и умер от ран в 1917-м. Его трехлетнему сыну Максиму предстояло прожить жизнь, отличную от той, что вели предки, не казачью. Высокий, видный Максим Толмачев женился на Екатерине Поповой, и начали они жизнь с нуля и на новом месте – в селе Киялы Северо-Казахстанской области. Отсюда был призван на Великую Отечественную. Кстати, до 1936 года казаков в армию не брали: не доверяли. Война все изменила. В Ташкентском учебном центре Максим Толмачев служил до конца войны, готовил десантников. Писал рапорт за рапортом о переводе на фронт, ему отвечали, что нужен здесь.

Но ни одна война на протяжении веков не обходилась без сибирских казаков Толмачевых и Поповых. Троюродный брат Максима Иван Васильевич Толмачев прошел всю Великую Отечественную, его путь – от солдата до командира танковой роты. Весной 1945-го прислал сестре благодарности за взятие немецких городов на Штеттинском направлении. Написал: «Светик! Сохрани и эти благодарности. Когда-нибудь, когда будешь большой, вспомнишь своего брата, который бил немчуру на его же земле». Не посрамил фамилии и двоюродный брат Максима Николай Алипкин. Но под Москвой был ранен, попал в плен. За немецким концлагерем последовал советский. По пути в Карлаг Николай сумел выбросить в окно записку для родных. И ее доставили по адресу… А брат Екатерины Толмачевой Листофор Попов участвовал в Сталинградской битве и погиб под селом Богородицким Ростовской области.

А как складывалась казачья судьба в мирное время? С двумя только классами церковно-приходской школы Максим Николаевич Толмачев, поработав конюхом, трактористом и механиком, в течение 35 лет возглавлял отделение зерносовхоза и был уважаемым руководителем.

Все вокруг не так, как в станицах, а семейный быт – в точном соответствии с казачьими традициями. Детей – шестеро, всех крестили. Пасху отмечали, как и другие православные праздники. Лучшие традиции патриархальной русской семьи соблюдали неукоснительно. Сыновей сызмальства приучали к лошадям, отпускали в ночное. Только не было в доме никаких семейных реликвий, старинных документов, фотографий и наград пращуров. Все утрачено во время расказачивания-раскулачивания.

– Я в детстве с коня не слазил, – говорит Сергей Максимович. Меня спрашивают: «Ты кем хочешь стать? Наверное, как отец, управляющим?» А я искренне отвечаю: «Нет, конюхом».

А стал спортсменом и педагогом. Все дети Максима и Екатерины, по деревенским понятиям, вышли в большие люди. Владимир – летчик, Александр – заслуженный тренер России по самбо, он и пристрастил Сергея к борьбе. Любовь и Валентина – учительницы. А Вера – сельский предприниматель, у нее большое хозяйство.

– Родные отца все дружат, готовы прий­ти друг другу на выручку, поддержать в трудной ситуации, – говорит Анастасия Толмачева, дочь Сергея Максимовича. – И думаешь, что большая семья – это счастье. И становится жалко, что такие семьи пошли на убыль.

Анастасия – ведущий специалист по связям с общественностью театра «Арлекин». Ее сестра Екатерина – кандидат исторических наук, доцент Академии МВД, полковник полиции. Недавно вернулись родители с курорта, а Екатерина стол накрыла к 45-летнему юбилею свадьбы Людмилы Васильевны и Сергея Максимовича.

Дочери атамана согласны с отцом, который считает: «Казачество – это состояние духа». Анастасия говорит:

– В нашем роду не было крепостных, казаки всегда отличались силой характера и независимостью. Это многое объясняет в судьбе потомков. Я далеко не всегда могу идти на компромиссы. Часто – себе во вред –
отстаиваю свою правду, не соглашаясь с начальством. Но, с другой стороны, разве не благо – самостоятельность суждений? Говорят, что я очень похожа на деда Максима – внешне, хорошими чертами, например коллективизмом, и слабостями, среди которых некоторое равнодушие к порядку. Мне очень интересно открывать новые страницы из жизни рода.






Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами: на его попечении были все работы, связанные с землёй, с сельскохозяйственным инвентарём (его покупка и починка), уход за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, стол праздничный, стол будничный, забота о белье и ремонт одежды. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было всё равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли». И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».


Крестный отец сажает казака первый раз на коня Первые штаны и символ принадлежности к казачеству - папаха Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. Обучение начиналось после праздника первых штанов. Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили стрёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.


Дедушка дарит «хваленке» серебряное колечко на левую руку Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь. Когда девушке исполнялось14-15 лет дед дарил ей серебряное колечко, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё» а «барышня» и вести должна иначе: «на неё женихи смотрят». С момента получения колечка девушка начинала готовить приданное. Девичья жизнь кончалась сватовством.

Толочко Кирилл

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение……………………………………………………………1
  2. Что такое родословие, генеалогия……………………………….2
  3. Моя семья

1. Самые близкие родственники…………………………......................3

2. Значение фамилий……………………………………………………..4

IV. Мои предки

  1. Представители родословной линии со стороны отца………………5
  2. Представители родословной линии со стороны матери……………7

V. Заключение……………………………………………………………......9

VI. Литература………………………………………………………………10

Введение.

Меня зовут Толочко Кирилл. В 2016 году мне исполнилось 14 лет. В свой день рождения я получил от дедушки необычный подарок – казачью шашку с надписью «Помни корни свои, внучок!» (Приложение1)

Казаки во все времена защищали свое Отечество, а их главными чертами характера были понятия о чести, достоинстве, крепкой семье и незабвенной любви к Дону. И я горжусь тем, что я казачьих кровей. Казаки говорят: «Плох тот казак, кто не знает и не помнит, откуда происходят его корни, кем были его деды и прадеды»! Я задался вопросом: а что я знаю о своих корнях? Ответ меня, увы, огорчил: знаю об отце, многое - о дедах по отцовской и материнской линиях, а о прадедах – почти ничего. Это и вдохновило меня на то, чтобы узнать о своих предках и составить генеалогическое древо семьи. К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек, дедушек.

Проблематика моего исследования состоит в сохранении знаний о своей родословной. Цель работы - изучение родословной по линии моих родителей и составление генеалогического древа.

Для достижения цели мною были определены следующие задачи:

1. Выяснить значение наших фамилий.

2. Проследить генеалогию семьи Толочко, обобщить полученные данные.

3. Составить генеалогическое древо семьи по линии отца и по линии матери.

Актуальность данной темы в том, что через историю родов постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Объектом моего исследования стала родословная. Предметом – история родословной семьи Толочко. В ходе работы я использовал следующие методы исследования: беседы с родственниками; обращение к семейному фотоальбому и дневниковым записям прапрадеда; работа с документами; анализ полученной информации.

Хронологические рамки охватывают период c начала XX века – по настоящее время. Практическая значимость определяется возможностью использовать материал на уроках истории и классных часах в своей школе, передать работу в школьный музей «Связь поколений», а также сохранить память о своих предках для будущих поколений рода семьи Толочко. Гипотеза: возможно, я смогу собрать информацию о своих родственниках, что позволит мне составить родословную.

Основная часть

1. Что такое родословие, генеалогия

Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка. Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода. Существует особая наука, генеалогия, которая изучает происхождения, историю родственных связей семьи.
Генеалогия (от греч. genea, «семья» и logos, «знание») – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия – наука о родственных связях вообще.
Генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева». (Приложения 9,10)

Его издревле составляли самые старшие в роду люди, а потом оно передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Генеалогическое древо бывает трех видов – нисходящее, восходящее и кругообразная таблица. Существуют родословия восходящее и нисходящее. «В родословии восходящем главным объектом является лицо, о предках которого собираются сведения, с него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д., - это первоначальный вид родословия». Когда же собрано уже достаточно материала, то переходят к родословию нисходящему, т.е. начинают с самого отдалённого из известных предков и переходят к его потомкам. Как восходящие, так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Историки советуют начать составление своей родословной со смешанной восходящей.

3. Моя семья.

3.1 Самые близкие родные

Для меня мой род начинается с мамы и папы, забота, доброта и любовь которых окружают меня с первых дней жизни. Отец мой – Толочко Сергей Валентинович (приложение №3), 24.12.1973 года рождения. Родился он в п.Усть-Донецкий Ростовской области. По профессии – учитель. Работает в настоящее время директором Апаринской средней общеобразовательной школы Усть-Донецкого района. С его приходом в школу активизировалась работа по возрождению традиций казачества. Он – член объединённого поискового отряда. Я очень горжусь своим отцом. (Приложение 2)

Мама – Толочко Виктория Юрьевна (в девичестве – Наумова), 11.02.1983 года рождения. Родилась также п.Усть-Донецкий. Имеет высшее образование. Работает начальником сектора в финансовом отделе Администрации Усть-Донецкого района. (Приложение 3)

У меня есть младший брат – Арсений, ему 3 годика. Он ходит в детский сад.

У меня 3 родных дяди, которыми гордится вся наша семья и на которых мне хотелось бы быть похожим:

  • Толочко Александр Валентинович, кадровый военный – полковник, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством III степени», кандидат исторических наук. Но при всех регалиях, он очень простой человек, доступный в общении, жизнерадостный;
  • Наумов Александр Леонидович. После окончания Рижское военно-политического училища с 1991 по 1997 служил в г. Капустин Яр. С 1997 года служил в МВД. Вышел в отставку в звании майора.
  • Шикин Вадим Александрович закончил Рижское военно-политическое училище и с 1986 по 1992гг. служил в Белоруссии. В 1996г. окончил политическую академию им.Ленина в Москве. Работал в Санк-Петербурге в кадетском корпусе им. Петра Великого. Вышел в отставку в звании подполковника.
    3.2. История фамилий

В моём роду тесно переплелись две фамилии – Толочко и Наумов.

Фамилия Толочко, по одной из версий, уходит корнями в Польшу, когда в княжестве был человек, который толковал Польському Князю разные непонятные фразы, то есть, был переводчиком. По другой версии, фамилия Толочко произошла от слова "толока": все родственники, друзья и соседи собираются вместе на помощь кому-нибудь, будь то строительство либо еще что-то, что в одиночку одной семье не осилить. Сегодня у одного, завтра - у другого соседа, родственника или друга. Таким образом, носящий фамилию Толочко –это приходящий на помощь.

Фамилия Наумов завершает первую сотню самых распространенных российских фамилий. Происхождение ее очевидно: православное имя Наум, что в переводе с древнееврейского означает ‘утешающий.’

4. Мои предки

К сожалению, старейшие представители обоих ветвей рода уже давно ушли из жизни, но остались воспоминания, которые я услышал из уст оставшихся родственников. Основную помощь в исследовании истории семьи мне оказывал мой дедушка – Наумов Юрий Леонидович и прабабушка – Наумова Таисия Павловна. Мною был собран материал о семье до седьмого колена.
4.1. Представители родословной линии со стороны отца

Дедушка - Толочко Валентин Александрович, 1938 года рождения. Закончил речное училище, 10 лет был капитаном. Около 12 лет занимал должность второго секретаря Усть-Донецкого райкома партии. Затем руководил Нижне-Кундрюченским лесхозом. За доблестный труд награждён медалями и орденом Трудового Красного знамени. (Приложение 4)

Бабушка - Толочко (Самсонова) Надежда Ивановна,1939 г.р. Окончила медицинское училище и до выхода на пенсию проработала медицинской сестрой в Усть-Донецкой районной больнице, большую часть времени – в хирургическом отделении. Сегодня они уже на заслуженном отдыхе, но активно помогают своим детям.

Прадедушка и прабабушка по папиной линии со стороны дедушки Толочко Александр Пантелеевич (1912 – 1996гг.) проживал в с.Аксай, Октябрьского района Волгоградской области. Работал шофёром грузовика. Был участником Великой Отечественной войны. Проявляя стойкость, героизм и мужество, также водил грузовик. Награждён был Орденом Отечественной войны 2 степени и медалью Георгия Жукова. В послевоенное время осваивал целинные земли, за что был удостоен медали «За освоение целинных земель»

Толочко (Пазухина) Анна Илларионовна (1912 - 2005) была простой колхозницей, на долю которой выпала война, тяжёлые послевоенные годы.

Прадедушка и прабабушка по папиной линии со стороны бабушки – Самсонов Иван Петрович (1927 - 1992) и Самсонова (Иванова) Клавдия Ивановна (1926-1993) жили в х.Апаринском, были рядовыми колхозниками. Прадед не был на войне, т.к. был инвалидом, но в тылу работал на Победу изо всех сил. (Приложение 5)

Прапрадедушка по линии прадеда - казак Толочко Пантелей. Известно, что он погиб в Гражданскую войну

Прапрадедушка по линии прабабушки - Пазухин Илларион. Его судьба схожа с судьбой Пантелея Толочко – он тоже погиб в годы Гражданской войны.

Прадедушки и прабабушки по папиной линии со стороны бабушки- Самсонов Пётр Осипович и его жена Самсонова Ольга Ивановна, Иванов Иван Иванович и Иванова Мария Ульяновна были репрессированными казаками. Известно, что Самсоновы были высланы в Пермь, а детей их приютили дальние родственники. Есть семейная легенда, что Ольга Ивановна ушла с Перми и год пешком шла к своим детям. Это о таких, как они, казаках написано: «Немало пережили бед

Они в годы красного террора,

Но в смуте тех кровавых лет

Не знали казаки позора».

Иванов Иван Петрович – мой прапрадед в 5 колене. С него идёт казачья ветвь отцовской линии. Он был последним атаманом хутора Ещеулова. Был женат, имел четверых детей. Вёл большое хозяйство. Был репрессирован. (Приложение 6)

4.2. Представители родословной линии со стороны матери
Дедушка - Наумов Юрий Леонидович – 1960 года рождения, уроженец х.Апаринский. После окончания школы поступил в Ростовский педагогический институт, после окончания которого работал в Апаринской школе учителем трудового обучения до выхода на пенсию. Сейчас занимается выращиванием сельхозпродукции. Много времени уделяет внукам. Увлекается охотой. (Приложение 4)

Бабушка – Наумова Ирина Александровна,1961 года рождения, родилась на Украине в семье научных работников. Во время обучения в Ростовском педагогическом институте познакомилась с моим дедушкой, вышла замуж и долгое время работала учителем начальных классов в Апаринской средней школе. Будучи уже пенсионеркой, она продолжает обучать детей в Усть-Донецкой средней школе №1. Моя бабушка – отличник образования. Это очень отзывчивый и добрый человек.

Казачья родословная ветвь по маминой линии идёт со стороны дедушки.

Прадедушка – Наумов Леонид Фёдорович (1935-1994) был рядовым колхозником. Он посторил свой дом на одном подворье с родителями жены и всю жизнь был им опорой. (Приложение7)

Прабабушка – Наумова Таисия Павловна (1941 г.р.), в девичестве – Фролова. Она считается родоначальником нашей семейной учительской династии. После окончания педагогического училища проработала всю жизнь в Апаринской средней школе учителем начальных классов и учителем математики в основной школе. Преданность своему делу, огромная любовь к детям – об этих её качествах до сих пор говорят в хуторе. Она и сегодня ещё в добром здравии, очень общительна и гостеприимна. Вместе с прадедушкой они воспитали двоих сыновей – моего дедушку и его брата, кадрового военного.(Приложение7)

Прапрадедушка и прапрабабушка по линии прадедушки

Наумов Фёдор Михайлович (1914 - 1977) и Наумова Пелагея Малофеевна (1913 - 1995) жили в х.Апаринском, работали в колхозе. Фёдор Михайлович прошагал дорогами Великой Отечественной войны. Совсем недавно на хуторском кладбище межрайонным военкоматом на его могиле был установлен памятник – дань благодарности потомков и признание его заслуг.

Прапрадедушка и прапрабабушка по линии прабабушки

Фролов Павел Фёдорович (1907-1992гг.) был женат на Чернокнижниковой Клавдии Емельяновне (1908 – 1995гг), которая родом была из хутора Чумаковского. У них было трое детей – сын и две дочери. Оба работали в колхозе. Павел Фёдорович был бригадиром полеводческой бригады, в которой работала и прапрабабушка. С 1940 по 22 июня 1941г. был председателем колхоза имени Будённого (хутор Бронницкий). Воевать начинал на Западном фронте. В октябре 1941 попал в плен. Пережил ужасы концлагерей Литвы и Польши. Освобождён был в апреле 1945г. После войны продолжал трудиться в колхозе. Награждён орденом Трудового Красного знамени. Шесть раз избирался депутатом Апаринского сельского поселения.(Приложение №8)

И вот такой очень интересный факт. Отец Клавдии Емельяновны – Чернокнижников Емельян проживал в хуторе Чумаковском, был кузнецом. Он построил себе двухэтажный дом, первый и последний в истории хутора. Очень много изготавливал изделий кованых для церквей. Умер в 1918г.

Пятое родословное колено по линии дедушки – казак Михаил Наумов и его жена – казачка Наумова (Орехова) Мария. У них было 3 сына: Павел (1907г.р.), Пётр (1911г.р.) и Фёдор (1914г.р.). Известно, что он погиб при отступлении казаков где-то под Екатеринодаром.

Пятое родословное колено по линии бабушки – казак Фролов Фёдор Куприянович (1881-1922). У них с женой было 5 детей, но двое сыновей умерли в детском возрасте.

Шестое колено по линии прабабушки – казаки Фролов Куприян Петрович и Фролова Мария Стефановна, проживавшие в станице Золотовской. У них было 4 сына и дочь.

И ещё один интересный факт. Брат Марии Стефановны, будучи белым казаком, ушёл во Францию вместе с генералом Карниловым и вернулся на Родину только в 1926 году. Жил один. В 1930 его арестовали и с тех пор его дальнейшая судьба никому неизвестна.

Седьмое колено по линии прабабушки - казаки Фролов Пётр Яковлевич и Фролова (Тюрморезова) Евдокия, проживавшие в хуторе Бронницком. У них было два сына. Известно, что Пётр Яковлевич рано ушёл из жизни. А его внука в годы Великой Отечественной войны в Ростове расстреляли немцы.

Заключение.

В ходе работы по составлению родословной мне удалось достичь поставленных целей и решить намеченные задачи. Шаг за шагом открывалась передо мной история моей семьи. Безымянные, неведомые предки становились роднее и ближе, словно выступая из туманной дали прошлого. И пожелтевшие от времени фотографии ожили и заговорили, рассказывая о судьбах давно ушедших в небытие людей. Ушедших, но не забытых, ведь пока живёт память о них, живы и они. И моя работа поможет сохранить эту память для потомков, и, может быть, спустя много лет кто-нибудь из моих внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для его работы станет вот это моё исследование. Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

В результате своей исследовательской работы, я пришёл к таким выводам:
1. Родоначальником казачьего рода Толочко был Иванов Иван Петрович, последний атаман хутора Ещеулов (в 5 родословном колене).

2.Родоначальником казачьего рода Наумовых был Фролов Пётр Яковлевич (в 7 родословном колене).

3. Собрав всю информацию о своих казаках-предках и современных представителях рода по линии отца и матери и соотнеся её со значением фамилий, выявил их точное соответствие: приходящие на помощь и утешающие.

4. Все семьи рода чтили казачьи традиции и обычаи: бережное отношение к семье, ответственность за её благополучие, готовность стать на защиту семьи и Отечества, любовь к Донской стороне.

Исследования в этом направлении могут быть продолжены: общение с двоюродными и троюродными родственниками с целью расширения родословного древа и сбора материала для его составления.

Литература

  1. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова, 2000, с. 57
  2. Варанкина, Л.И. Моя родословная. – Курганск, 2001, 45

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Казачье родословное древо по линии матери

Моя родословная

Среди пахучих полынных степей с бесконечными шляхами, седыми курганами, покрытыми чабрецом да алыми шапочками татарника, затерялся небольшой казачий хуторок Майорский. Он входил в юрт станицы Клетской. Тут-то в 1856 году и родился мой дед Иосиф Федорович Кузнецов - дед по матери.

С него начинаю потому, что он меня воспитывал. А когда-то, принимая его на широкие шершавые ладони, прадед мой, Федор Иванович, дончак с грудью Ильи Муромца, неодобрительно хмыкнул: «Ледащий казачишко будет. Кожа на ем дюже белая…» Но прадед ошибся. Вырос статный, голубоглазый казачонок, пытливо всматривающийся в окружавший его мир. Паренек тянулся к грамоте, но ни бумаги, ни карандашей в казачьем курене не было. Тогда он начал собирать свинцовые пломбы, которые иногда находил на отрезах сукна для казачьих шароваров и чекменей. Расплавив свинец, выливал через камышинки самодельные карандаши. А бумагу заменяли оструганные дощечки. Кто-то из грамотных казаков научил его азбуке. Но такое рвение к грамоте закончилось для мальчишки не лучшим образом: суровый отец, узнав, что тот научился читать, выгнал его из дома.

Ишь, сукин сын, больше батяни захотел знать! - заключил по-своему и отправил любознательного отрока в подпаски.

Я видел этого человека только раз в жизни, когда мы с дедом Осипом по дороге в Петербург ехали через хутор Майорский. Помню, распрягли лошадей. И вот из-под огромной вербы, стоящей среди просторного двора, поднялся широкогрудый старик в парусиновой рубахе.

Из погреба принесли огромный кувшин разведенного холодной водой портошного молока, которое на казачьих хуторах приготовляли из топленого, скисшего молока, накладывая его в казачьи портки. Там оно еще более скисало и приобретало острый вкус Наверное, способ приготовления был перенят еще от татар или иных степных кочевников. В казачьих станицах в жару и на покосах всегда пили этот чудесный, освежающий напиток, развозя его в больших глиняных кувшинах. Часто в кувшины добавляли кусок льда.

…Дед недолго пас табун в степи. Как-то по дороге в Петербург возвращался то ли с Кавказа, то ли из Новочеркасска донской генерал. Или это был Иловайский, представитель донской аристократии, или другой свитский генерал - дело не в этом. Шустрый мальчишка, подошедший к стану вельможи, понравился генералу, и он увез паренька в Петербург, предоставив ему беречь его парадный кивер. Но недолго паренек берег кивер генерала Иловайского - подрос, похорошел и сдали его в дворцовую мастерскую - швальню - вышивать золотом воротники и обшлага мундиров придворной знати да латать штаны императоров. Дед пережил троих императоров. Рассказывал, как он был на улице в марте 1881 года, когда на Екатерининском канале бомба разорвала Александра II. Говорил, бывало: «Красавец был царь!» Вспоминал, как жутко было в те дни на улицах, как сразу же, когда разнеслась весть об убийстве, начали закрывать магазины. А об Александре III говорил, что он был похож на огромного дворника. Как-то в Петербург приехали французский президент и немецкий кайзер. Александр III в это время где-то у пруда или речки сидел с удочкой. Ему доложили о приезде гостей. На это он спокойно ответил: «Когда русский император удит рыбу - Европа может подождать».

Бежали годы. Подошла русско-турецкая война 1876–1877 годов, и дед, скопив по пятачкам двадцать рублей, ушел с донской батареей под Плевну и Шипку. Оттуда, возвратясь на Дон, осел в станице Клетской, которую за частые половодья прозвали Донской Венецией. Вскоре дед женился на шустрой черноглазой казачке Евфимии, поразительно похожей на турчанку. Долгожданный сын-казак не родился - Евфимия подарила Осипу девчонку совершенной восточной красоты, где турецкие кровя, как говорили на Дону, ярко преобладали. Девчонка - моя мать - вытянулась стройной тростинкой, на которую заглядывалась вся станица. Когда ей стукнуло шестнадцать годков, дед решил подобрать в дом хорошего зятя, который бы заменил сына. Но странное дело - дед не взял казака в зятья, хотя по казачьей психологии иногородний, то есть не природный казак, не считался полноценным человеком. Самоучкой научившийся грамоте, дед всегда говорил мне: «Смотри, Колюшка, наука - это все. Перед человеком, который университет окончил, нужно стоять, держа руки по швам. Сидеть невежливо. Я вот мечтаю из тебя человека сделать. Ты первый в наших родах будешь, кто в университет пойдет. В Швейцарию пошлю. Есть там два города - в одном по-французски учат, а в другом - по-немецки» (дед имел в виду Цюрих и Лозанну).

Но война 1914 года помешала исполнить эту заветную мечту старого казака, который был на плохом счету у попов, так как не ходил в церковь, что в станице в те времена было просто немыслимо. Не раз поп Иоиль, настоятель Знаменской церкви, говорил щурясь:

А что это, Иосиф Федорович, вы в церковь не ходите? Не вижу вас там, не вижу…

Времени, батюшка, не хватает. Семья большая - работы много. Вот состарюсь, вырежу из орешника костылик и буду ходить к вечерне, - говорил, усмехаясь, дед.

Забегая вперед, скажу, какова была психология у казачьей молодежи. Когда в 1915 году я приехал на каникулы в станицу в форме Императорского лесного института (позже я был принят в Военно-медицинскую академию в том же Петрограде) - на плечах у меня было что-то непонятное казакам станицы: императорские вензеля и короны. И вот мой двоюродный брат по бабке Андрюшка Орлов, чуть младше меня, спрашивает:

Николай! Ты на кого же это учишься? На попа?

Нет! - говорю.

На ахвицера? - не отступает оторопевший Андрюшка.

Аль на царя?.. - шепчет в священном ужасе казачонок, смотря на мои студенческие наплечники и орлиные, фасонистые, накладные пуговицы. Вот каково было представление и умонастроение станичников, среди которых жила наша семья. Поп. Офицер. Царь… а дальше только недосягаемый Бог. И вот тут среди этого средневековья мой дед был как бельмо в глазу.

А теперь о моем отце. Это был человек изумительной доброты. Песельник и весельчак, помню, в компаниях он всегда был окружен смеющейся толпой. А песни пели казачьи, часто украинские, конечно, и русские. Отец прожил очень тяжелую молодость с мачехой, довольно долго служил в приказчиках у одного из торговых воротил Царицына - Свечина или Лапшина, Дед шил казакам залихватские фуражки, которые буквально шли нарасхват, а отец их продавал. Дела шли бойко, и семья преуспевала, имея возможность дать высшее образование трем моим сестрам. А я только начал высшую школу и ушел добровольцем на фронт. Но об этом позже.

Предки отца числились государственными крестьянами и, как с гордостью всегда подчеркивал он, никогда не были крепостными. Пришли они на Дон из Рязанской губернии, Зарайского уезда, села и волости Нижний Белый Омут. Мне всегда приятно было сознавать, что оттуда вышли академик И. П. Павлов, Сергей Есенин, предки Шолохова и много иных известных русских людей. Происходя из крестьян, с незапамятных времен осевших на Дону, отец мой на одном из станичных сходов был принят в казаки. Отсюда и я стал сыном казачьим.

Мать, первая красавица в станице, модница, народив пять детей, беззаботно прожила до самой революции, но всех детей воспитывал дед и бабка Евфимия, человек золотого сердца. В революцию она погибла где-то в Кубанских степях. О родине отца я почти ничего не знаю. Жил в станице его отец Иван Лаврентьевич со второй женой и тремя детьми от нее да дядя, кажется, портной. Ни они к нам, ни мы к ним не ходили. Зато всегда у нас полон дом был родни со стороны бабушки Евфимии Борисовны. Главным образом бывали ее сестры - круглая, как шар, Параня и миниатюрная, худенькая бабушка. Писана, похожая на нестеровскую монашку. Она была вдовой. Муж ее был убит под Шипкой, и казаки привели домой только его коня. Вот и все, что касается моей коротенькой родословной: генеалогическое дерево имеет мало веточек, но корни его идут с Дона-батюшки, Рязани и Турции. Не из палат каменных, не из кряжистых купеческих хором, а из вольных степей Донских и рязанских полей, из гущи народной. А посему и читателю нужно смотреть на мои скромные записки, как на записки о сломанной и сложной судьбе человека из народа, который свой отрыв от Родины, невольный, тяжело переживаемый, хочет осветить в ином аспекте, чем это делали авторы многих эмигрантских воспоминаний.

Из книги Пять портретов автора Оржеховская Фаина Марковна

Родословная героя Три карты, три карты, три карты Из баллады Томского 1 В Летнем саду, где много гуляющих, где степенные кормилицы тихо убаюкивают младенцев, а старшие дети играют в военную игру, мы впервые встречаем молодого офицера, Германа. Это не тот, кого описал в

Из книги Мемуарная проза автора Цветаева Марина

Из книги Том 4. Книга 1. Воспоминания о современниках автора Цветаева Марина

Из книги Казачья исповедь автора Келин Николай Андреевич

Моя родословная Среди пахучих полынных степей с бесконечными шляхами, седыми курганами, покрытыми чабрецом да алыми шапочками татарника, затерялся небольшой казачий хуторок Майорский. Он входил в юрт станицы Клетской. Тут-то в 1856 году и родился мой дед Иосиф Федорович

Из книги Книги моей судьбы: воспоминания ровесницы ХХв. автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Родословная Долго не знала, с чего начать воспоминания, а потом решила особенно не мудрствовать, а начать прямо с рождения.Родилась я в городе Белосток Гродненской губернии 3 июля (20 июня по старому стилю) 1900 года. Город Белосток, основанный в 1320 году, имел свою большую

Из книги McCartney: День за днем автора Максимов Анатолий

Из книги Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы автора Перфилов В. А.

РОДОСЛОВНАЯ М. ШАГИНЯН ПРЕДСТАВЛЯЕТ И.Н.УЛЬЯНОВА КАК «ПОТОМКА СТЕПНЫХ КАЛМЫКОВ». ВСЛЕД ЗА НЕЙ Д.ВОЛКОГОНОВ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АВТОРЫ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО БАБУШКА В.И.ЛЕНИНА, ТО ЕСТЬ МАТЬ ИЛЬИ НИКОЛАЕВИЧА УЛЬЯНОВА, БЫЛА «ДОЧЕРЬЮ КРЕЩЕНОГО КАЛМЫКА». ТАК ЛИ ЭТО? В произведениях

Из книги Вестник, или Жизнь Даниила Андеева: биографическая повесть в двенадцати частях автора Романов Борис Николаевич

1. Родословная Даниил Андреев так ощущал бессмертие и вечность, или распахнутость времени во все концы, что свою земную жизнь представлял лишь краткой частью пути. Когда и где этот путь начался? Сам он вспоминал себя в других мирах, под двумя солнцами, одно из которых, «Как

Из книги Косыгин автора Андриянов Виктор Иванович

РОДОСЛОВНАЯ Тихий переулок в самом центре Москвы, за старыми корпусами Московского университета. Из конца в конец, от Воздвиженки до Большой Никитской, по Романову пройдешь за пять-шесть минут. Но здесь лучше не спешить…Вот ротонда наугольного дома, характерного для

Из книги Неподдающиеся автора Прут Иосиф Леонидович

Моя родословная Совсем недавно, в перерыве работы над сценарием о Лефорте, который пишу вместе с моей Леночкой, я - составил свое генеалогическое древо.У каждого человека имеются мать и отец, две бабушки и два дедушки, четыре прабабушки и четыре прадедушки, восемь

Из книги На виртуальном ветру автора Вознесенский Андрей Андреевич

Моя родословная Моя первая книжка вышла во Владимирском издательстве. Владимирцы считали меня земляком, ибо мое детство прошло у бабушки в Киржаче Владимирской области. Когда я приехал выступать во Владимир, меня нашла редактор Капа Афанасьева и предложила

Из книги Барон Унгерн. Даурский крестоносец или буддист с мечом автора Жуков Андрей Валентинович

Глава 1 Родословная … Когда в 1956 году советскому руководителю Н. С. Хрущеву доложили, что правительство ФРГ собирается назначить первым послом ФРГ в СССР представителя одной из ветвей древнего рода Унгернов, то его ответ был категоричен: «Нет! Был у нас один Унгерн, и

Из книги Записки простодушного автора Санников Владимир Зиновьевич

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ Предки мои с обеих сторон - и Санниковы и Лагуновы - крестьяне прикамской Пермской губернии.Хранить память предков как-то не было принято. Глубже третьего-четвертого поколения родовая память не копала - если не было чего-то уж крайне необычного. У нас в

Из книги Триумвират. Творческие биографии писателей-фантастов Генри Лайон Олди, Андрея Валентинова, Марины и Сергея Дяченко автора Андреева Юлия

Родословная Все написанное и пока не написанное – часть меня самого, посему и отношусь как к самому себе. А.Валентинов Родители – мама, Эмма Яковлевна, и папа, Валентин Андреевич. Оба «советские служащие», преподаватели. Если задаться целью писать автобиографические

Из книги Территория моей любви автора Михалков Никита Сергеевич

Родословная Все мы сравнительно недавно стали интересоваться своей родословной. Были и такие времена, когда для многих лучше было если не вовсе забыть о ней, то, во всяком случае, помалкивать. И отец мой особо не распространялся на эту тему. Надо признаться, что такая

Из книги Сквозь время автора Кульчицкий Михаил Валентинович

Дословная родословная Как в строгой анкете - скажу не таясь - начинается самое такое: мое родословное древо другое - я темнейший грузинский князь. Как в Коране - книге дворянских деревьев - предначертаны чешуйчатые имена, и ветхие ветви и ветки древние упирались