Всегда притягивал к себе внимание. Не только внимание

Присмотритесь к окружающим вас людям: среди них есть яркие, заметные личности, а есть те, кто всегда остаются в тени, играют второстепенные роли, остаются без внимания… Они чем-то хуже? Менее талантливы, красивы, сексуальны, остроумны? Как правило, нет. Просто они привыкли «не высовываться». Почему?
Конечно, не все любят привлекать к себе внимание и быть на виду, но есть те, кто не привлекают его никогда. Тушуются, оставаясь «третьим слева в девятом ряду»…

Причины того, почему люди не любят

привлекать к себе внимание:

  1. Неуверенность в себе. «Серые мышки», сравнивая себя с другими, находят кучу мнимых недостатков, несовместимых, по их мнению, с образом интересного человека. А если я такой плохой, то надо уйти в тень, чтоб никто не присмотрелся повнимательнее и не заметил всех моих недостатков (зачастую, кстати, мнимых или сильно преувеличенных)…
  1. Излишняя скромность как устойчивая модель поведения. В школе учился средне, в компаниях ничем особым не выделялся, на гитаре играть не умел, девушки внимания не обращали… В институте, на работе впоследствии меняются только действующие лица и декорации – человек привык играть второстепенные роли. Он просто не умеет вести себя как яркий, привлекательный персонаж.
  1. Установки и стереотипы. «Будь проще», «не высовывайся», «тише едешь – дальше будешь»… Если слишком часто повторять себе это, рискуешь вообще никуда не уехать. Представьте: жена объективно лучше своего мужа разбирается в каком-то вопросе, например, в деловой документации, касающейся семейного бизнеса. Но не показывает этого, чтобы не ущемлять мужского самолюбия. К чему может привести такая вот излишняя скромность?

Никто не призывает быть выскочкой. Не во всех ситуациях нужно пробиваться в первые ряды. Но когда сценарий становится постоянным, а сам человек начинает уставать быть второй скрипкой? Женщина может устать быть удачным фоном для более яркой подруги; мужчина – незаметным сотрудником, которого вечно обходят при раздаче премий и повышений… Потому что это в Голливуде за второстепенные роли дают «Оскара», а в жизни обычно попросту не замечают. Как же прекратить эту «игру в поддавки»?

  1. Разобраться с самооценкой. Набивший оскомину призыв «любите себя», подкрепленный оптимистичным «иначе никто вас не полюбит», как ни крути, справедлив. Правда, за минуту изменить отношение к себе невозможно. Но присмотритесь к тем людям, кто пользуется успехом и привлекает внимание – у них что, идеальная внешность, миллионы на банковском счету и дипломы Гарварда? Всем известно, что самая популярная в компании девушка – далеко не всегда самая красивая. Повышение редко получают те, кто работал больше всех. Чем вы хуже? Исходные возможности у всех приблизительно равны, поэтому дело зачастую в подаче себя.
  1. Усвоение новых моделей поведения. Как уже говорилось выше, часто люди, не привлекающие к себе внимания, просто не умеют вести себя иначе. Попробуйте вести себя как-нибудь по-другому, а чтобы вам было спокойнее, делайте это с незнакомыми или малознакомыми людьми. Начните разговор с попутчиком, причем постарайтесь сделать его интересным и запоминающимся, вступите в дискуссию, расскажите какую-нибудь историю, главное здесь – ваша инициатива. Познакомьтесь с кем-то на улице просто так. Отнеситесь к этому как к увлекательной игре: зачем смущаться и скромничать, если вы с этим человеком больше никогда не встретитесь? Какая разница, что он о вас подумает?
  1. По возможности избегайте тех, кто заставляет вас чувствовать себя никчемным, непривлекательным, неуспешным… Если избежать не удается (например, это ваш коллега или родственник), сведите свое общение с ним к минимуму и отслеживайте, когда он начинает вас подавлять. Ищите тех, с кем вам комфортно. Все люди расцветают только в благоприятных условиях. Подумайте: разве страшно сделать глупость или выглядеть как-то не так, если знаешь, что окружающие не осудят и не посмеются? Поэтому побольше общайтесь с теми, кто вам приятен.

Казалось бы, жить, не высовываясь, довольно удобно. И только сами люди, вечно остающиеся в тени, знают, насколько это утомительно. Если у вас возникло желание, как пелось у Цоя, «встать и выйти из ряда вон» - значит, у вас хватит сил что-то изменить. Пусть не сразу, пусть вы не станете «королем вечеринок», да это и не нужно… Но и жить в чужой тени не стоит. Каждый из нас – индивидуальность, и каждый заслуживает внимания.



А.Л. Венгер,
детский психолог, профессор, д.пc.н.

Демонстративный ребенок

Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Иногда она настолько сильна, что ребенок стремится всегда быть в центре внимания.

Обычно детям с высокой демонстративностью свойственна любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!».

Демонстративность – это плохо или хорошо?

Как и любая другая личностная особенность, демонстративность сама по себе не является отрицательной или нежелательной чертой, хотя подчас она может приводить к трудностям в воспитании ребенка. Зато она может стать источником очень действенной мотивации: человек с высоким уровнем демонстративности готов затрачивать большие усилия на ту деятельность, которая приносит ему внимание окружающих и успех. Например, подавляющее большинство отличников – это дети с высокой демонстративностью. Кроме того, демонстративность необходима для занятий почти любым видом искусства. Если у человека нет потребности привлечь внимание окружающих к себе и к своим переживаниям, то вряд ли он сможет и станет успешно рисовать, играть на гитаре или выступать на сцене (для актерской деятельности демонстративность имеет особенно большое значение).

Мнимые болезни

Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни. Для этого достаточно особо внимательно прислушаться к своему организму. «Не болит ли у меня голова? Кажется, нет. А горло? Тоже нет. А живот? О, кажется, меня немного тошнит!». Внутренние органы «не любят» слишком пристального контроля за своей работой. Такое прислушивание к себе нарушает нормальную автоматическую регуляцию телесных процессов – и действительно могут возникнуть тошнота, боли, спазмы.

Чрезмерные волнения окружающих по поводу самочувствия ребенка побуждает его все чаще прибегать к этому способу привлечения к себе внимания. Затем тот же механизм начинает использоваться и для более практических целей – например, для увиливания от предстоящей контрольной, к которой ребенок недостаточно готов.

Негативное самопредъявление

При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.

Как обходиться с «негативистом»

Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.

Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.

Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор – выключить его, вынуть шнур и спрятать, сказав только: «До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит телевизор» и т.п.

Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность. В данном случае особо подходят театральные занятия. Ребенок с негативным самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости специально заботиться о его успешности. Он почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без чьей-либо помощи: актерство – его стихия.

Уход от деятельности

В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».

Как вернуть фантазера на землю

При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством, – скажем, занятиям в кружке рисования. В этой реальной творческой деятельности ребенку необходимо сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.

Если у ребенка нет никаких художественных способностей, то можно рекомендовать занятия абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше, картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что абстрактная живопись действительно существует и пользуется общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать нечто подобное. Яркие декоративные рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением (как при уходе от деятельности) - особенно. "Шедевры" обязательно следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем, кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.

Слушая подобные рекомендации, родители и учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном похваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может развиться "самомнение" (усилиться демонстративность). При таких сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность – это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо естественно (если встречает понимание у окружающих) и тогда приведет вовсе не к "самомнению", а к адекватной самооценке и умению мужественно преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей неудачей.

В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", – консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих педагогических взглядов.

Не зря еще с древности существует такая поговорка. Внешний вид - это главное на, что обращается внимание при первой встрече. Работайте над своим внешним видом: ваш гардероб должен соответствовать характеру ваших занятий. Если вы офисный работник, соблюдайте дресс-код, будьте одеты, что называется, с иголочки. Если род вашей деятельности связан с творчеством - ваш внешний вид становится простором для фантазии: дизайнеры, художники, музыканты должны притягивать к себе внимание других людей, выделяться из серой массы.

2. От улыбки станет всем светлей

Улыбка, хорошее настроение не менее важны, чем красивое платье. Улыбающийся человек демонстрирует окружающему миру доброжелательное отношение. Поэтому, говоря словами барона Мюнхгаузена в исполнении Олега Янковского: «Улыбайтесь, господа!»

3. Стучитесь, и вам откроют

Психологи утверждают, что искренне интересующегося человека, невозможно проигнорировать. Поэтому всегда задавайте вопросы, спрашивайте то, что вам интересно, а может быть и не очень, но, когда вы выказываете заинтересованность делами других людей, их мнениями, вы показываете, что вам не все равно, и окружающие вас в ответ начинают обращать на вас внимание как на приличного и умного человека.

4. Будь в курсе

Этот совет, в каком-то смысле связан с предыдущим, в коллективе не составляет труда наблюдать за его членами, составлять о них мнение. Ни в коем случае не стоит свои наблюдения делать предметом обсуждения с коллегами, это точно не сослужит вам хорошую службу. Но для себя вы можете отметить, чем живет данный коллектив, чем интересуются люди, чтобы поддерживать общие беседы и участвовать в офисной жизни.

5. Как в кино

Этот совет, пожалуй, самый непростой: человеку, который хочет быть успешным и привлечь к себе внимание, обязательно нужно стать обаятельным. Научиться этому можно. Возьмите за пример звезд шоу-бизнеса или киноактеров, может быть, какие-то их привычки вам покажутся близкими, и вы сможете умело внести в свой образ какие-то новые штрихи, которые добавят вам шарма. Возможно, это будут жесты, ведь в разговоре жестикулирующий человек всегда больше привлекает к себе внимание, чем стоящий как лектор на кафедре: он демонстрирует живость ума и положительную энергетику.

6. Шок - это по-нашему

Сразу оговорюсь, что это совет не для всех, он больше подходит для творческих людей. Дело в том, что само по себе творчество содержит в себе некий ореол эпатажа. И, в принципе, в медиа-индустрии, в искусстве без этого в наше сложное время никуда. Какие-то необычные поступки, перфомансы иногда привлекают к себе гораздо больше внимания и заставляют о себе говорить всех и вся.

7. Словом и делом

Обязательно будьте профессионалом, работайте и добивайтесь успеха. Я думаю, профессиональные достижения привлекают внимание гораздо больше, чем рассказы о том, чего вы хотите достичь в жизни или какие у вас вообще дальнейшие планы.

8. Любите!

Один из немаловажных факторов привлечения внимания - это ваши личные увлечения. Ни о чем в своей жизни человек не может говорить так страстно, как о том, что искренне любит, а это всегда привлекает внимание тех, кто находится рядом. Поэтому обязательно имейте хобби и не стесняйтесь говорить о них. Рыбалка, охота, горнолыжный спорт, рисование - это то, что характеризует вас не как работника офиса, а как личность.

9. Долой стеснение

Вам сложно в новом коллективе, трудно узнать какую-то полезную информацию, вы не в состоянии сформулировать мысль: стеснение - плохой помощник в привлечении к вам внимания. Учитесь преодолевать ваши комплексы, улыбайтесь, спрашивайте, общайтесь - только так можно стать заметным в рамках отдельно взятого социума.

10. Оставайтесь загадкой

Да-да! Это тоже нужно, люди должны вас знать, но, так сказать, не до конца. Умение удивлять - это то, что всегда должно быть вашей главной «фишкой». Удивлять, конечно, в хорошем смысле слова, чтобы окружающие про вас всегда могли сказать: «Да, он еще и крестиком вышивать умеет! Какой молодец!» И все, кто не знал об этом вашем достижении, сразу обратят на вас внимание и еще больше зауважают.

Любому человеку приятно внимание окружающих, но иногда возникает крайне острая потребность в непомерном внимании. Такие люди часто нуждаются во внимании в силу потребности хоть как-то компенсировать собственную неуверенность и заниженную самооценку. Если потребность создает ощущение неловкости, то научитесь не допускать подобного поведения.

Шаги

Здоровые способы самовыражения

  1. Займитесь творчеством. Люди, которые испытывают потребность во внимании, часто склонны к неестественному поведению. Своими действиями они лишь пытаются привлечь внимание, но не выражают свои истинные чувства. Творчество - это отличный способ проявить индивидуальность и научиться быть собой. Выберите предпочтительный вид творческой деятельности и займитесь рисованием, литературой, музыкой, начните петь или мастерить поделки.

    • Не переживайте, если ранее творчество было вам чуждо. Занимайтесь тем, к чему лежит душа, даже если сомневаетесь в своих способностях.
    • Занимайтесь творчеством для себя. Находите способы творческого самовыражения, не думайте об оценках окружающих и не спешите демонстрировать результаты своего творчества.
  2. Правильно используйте социальные сети. Часто люди с подобной проблемой неверно используют социальные сети. Вполне нормально строить общие планы с друзьями и знакомиться с новостями современного мира, но если ваши публикации призваны лишь привлечь внимание, лучше дважды подумать.

    • Оцените, насколько хвастливы ваши публикации.
    • Не нужно постоянно жалеть себя, напрашиваться на комплименты или поддержку.
    • Не стоит писать "Обожаю веселиться с лучшими друзьями на свете!!", когда можно опубликовать фото друзей и подчеркнуть: "Я очень рада, что в моей жизни есть такие люди".
    • Если вам нужна поддержка, вместо слов "Худший день в жизни. Хочется лечь и умереть" лучше написать: "Сегодня был ужасный день. Кто не прочь поговорить? Мне бы не помешала компания". Прямая просьба о поддержке в социальных сетях - это нормально, но не забывайте писать четко и сразу же переходить в личные сообщения.
  3. Сосредоточьтесь на других. Человек, который ищет внимания, почти всегда сосредоточен только на себе. Попробуйте сместить фокус на других людей. Используйте различные методы. Проводите время с близкими, станьте добровольцем или попробуйте познакомиться с кем-то поближе, чтобы лучше узнать человека.

    • Кому-то из ваших соседей нужна помощь? Предложите свои услуги в столовой для бездомных или доме престарелых. Помогайте работникам библиотеки, читайте книги детям или помогайте с домашним заданием другим ученикам.
    • Проводите время с друзьями и родственниками, интересуйтесь их жизнью. Помните, насколько они вам дороги. Не отвлекайтесь во время разговоров и внимательно слушайте собеседника.
    • Придумайте собственный способ сосредоточиться на других. Например, организуйте сбор вещей для бездомных или устройте субботник в своем районе.

    Перемены к лучшему

    1. Прощайте себя за ошибки. Зацикливаться на совершенных ошибках малоприятно, но часто люди снова и снова мысленно возвращаются к пережитым моментам. Научитесь прощать себя и делать выводы на основе своих ошибок.

      • Прошлое не изменить, зато из прошлого можно извлечь ценные уроки. Оцените свой новый опыт по достоинству и не повторяйте ошибок в будущем.
      • Вспомните ситуации, в которых вы пытались привлечь внимание к себе, затем простите себя за такие поступки. Признайте свое поведение, чтобы не допускать таких действий вновь.
      • Будьте добры к себе, как в разговоре с другом, которого нужно поддержать. Скажите: "Я знаю, что не следует так себя вести, но тогда мне это казалось правильным. Все ошибаются. В другой раз я постараюсь поступить иначе".
    2. Ежедневно учитесь искренности. Выберите подходящие способы и каждый день тренируйтесь быть собой. Например, займитесь тем, что дарит вам радость, либо повторяйте про себя важные позитивные суждения.

      • Учитесь быть собой и вести себя искренне без оглядки на чужое мнение. Сформируйте привычку заниматься определенным делом каждый день, если в такой момент вы остаетесь собой. Иногда достаточно лишь честно выразить свое мнение, чего вы не делали раньше: "На самом деле мне не очень нравится это кафе". Также можно изменить свой подход к делу (например, носить удобную, а не модную одежду).
      • Придумайте собственные утверждения, которые помогут вам принять себя. Говорите: “Я сама по себе хороший и приятный человек” или: “Я принимаю и люблю себя целиком, пусть даже во время перемен и личного развития”.
    3. Практикуйте осознанность. Осознанность - это попытка жить настоящим моментом и не теряться в собственных мыслях и чувствах. Чаще всего осознанность достигается путем медитации, однако существуют и другие способы.

      • Читайте книги или сайты, описывающие различные способы медитации. Обратитесь на курсы медитации и научитесь базовым приемам.
      • Если медитация вам не подходит, тогда тренируйтесь замечать текущие физические ощущения. Вас донимает чувство вины, стыда или неприятные воспоминания? Обратите внимание на то, как вы ощущаете ткань от одежды на коже или что чувствуют ступни в обуви.
    4. Решитесь на перемены. Перемены практически невозможны, если сознательно не убедить себя в необходимости изменений. Пообещайте себе не допускать неподобающего поведения и начните предпринимать конкретные шаги на пути к цели.

      • Записывайте свои обещания. Можно взять календарь и отметить день, в который вы пообещали себе измениться.
      • Записывайте ежедневные и еженедельные цели вроде “Пять минут медитации каждый день” или “Каждую неделю я буду выделять 5 часов на добровольную помощь и благотворительность”.
      • Расскажите другим о своем решении. Поделитесь с близкими друзьями и родственникам. Такие люди могут следить за тем, как вы придерживаетесь своих обещаний.
    5. Эффективно проводите время в одиночестве. Если вы любите внимание, то наверняка проводите много времени с другими людьми. Не забывайте иногда оставаться в одиночестве. Поставьте себе цель оставаться наедине с собой определенное количество времени в день или в неделю.

      • В одиночестве занимайтесь тем, что вам нравится, чтобы не скучать и весело проводить время. Читайте любимые книги или журналы, гуляйте в парке или рядом с домом, занимайтесь любимым хобби.
      • Поначалу вполне нормально испытывать неловкость. Не сдавайтесь и уже скоро такие моменты начнут приносить вам радость.
    6. Следите за своими успехами. Когда начнете менять свое поведение, не забывайте оценивать все перемены и свои успехи. Попробуйте вести дневник, интересоваться мнением близких людей либо анализировать прошлое.

      • Не будьте слишком строги по отношению к себе. Любые перемены требуют времени.
      • Хвалите себя за каждый успех. Гордитесь проделанной работой. Говорите себе "Я справилась. Усилия приносят свои плоды".

    Поддержка окружающих

    1. Полагайтесь на друзей и родственников. Выбирайте людей, которые будут откровенны с вами и которые действительно переживают о вашем благополучии. Учитесь доверять их мнению, а также выслушивать замечания, которые не всегда приятны. Это может быть брат, сестра, тетя, близкий друг или сотрудник.

      • Выберите человека, с которым вы постоянно общаетесь, чтобы он регулярно замечал перемены в вашем поведении.
      • Человек должен быть готов делиться с вами даже неприятной правдой.
      • Даже при критических замечаниях этот человек должен оставаться добрым и сочувствовать вам.
      • Поиск внимания окружающих часто связан с такими зависимостями как алкоголизм, наркомания и компульсивное переедание.
      • Подобное поведение вовсе не значит, что вы находитесь в группе риска.
      • Группа поддержки будет полезна для вас, даже если вы уже обратились за помощью к близкому человеку.
      • Найдите группу поддержки в вашем районе. Если поблизости нет подобных групп, то существуют группы поддержки онлайн.
    2. Терапевтическое лечение. Если у вас нет человека, к которому можно обратиться, то обратитесь к психотерапевту. Специалист поможет осознать и устранить подобное поведение, а также решить проблемы, которые послужили причиной такой ситуации.

      • Запишитесь на индивидуальные приемы или сеансы групповой терапии.
      • Найдите контакты опытного психотерапевта онлайн. На многих сайтах имеется исчерпывающая информация. Ищите специалиста, который имеет опыт решения подобных проблем.
      • Некоторые психотерапевты доступны по страховке. Всегда уточняйте цену заранее.
    • Если вы заметите попытки вернуться к старому поведению, то не будьте к себе слишком строги. Перемены требуют времени. Никогда не сдавайтесь.
    • Если вам сложно выполнять взятые на себя обязательства, то заручитесь поддержкой друга, члена семьи или психолога-консультанта.

    Предупреждения

    • Такие поступки могут принимать опасный оборот. Некоторые доходят до членовредительства или создают опасные ситуации, чтобы привлечь внимание. В таком случае нужно срочно обратиться за помощью к специалисту.

Однажды пятилетний Дима, вернувшись из детского сада, обнаружил дома настоящего фокстерьера. «Я нашла его на улице, он, видимо, потерялся и теперь будет жить у нас», -сказала мама.

Но Дима, пока все вокруг хлопотали вокруг «нового приобретения», не выглядел счастливым и предложил… отпустить собаку обратно на улицу. Взрослые решили, что он просто испугался.

Веселый и жизнерадостный пес быстро стал всеобщим любимцем. Но вскоре родители заметили, что при каждом удобном случае Дима старается побольнее дернуть фокстерьера за хвост. Хорошо еще, что собака все сносила, будто понимала, что перед ней маленький ребенок! Вместо того чтобы радоваться появлению лохматой «живой игрушки», малыш воспринял собаку как соперника, который отнимает у него часть родительской любви…

Четырехлетний Максим был покладистым и послушным ребенком. Но стоило родителям пригласить в дом гостей, и мальчика будто подменяли. Услышав звонок в дверь, он навешивал на себя все оружие из имеющегося игрушечного «арсенала», начинал целиться в гостей и кричать: «Ба-бах!» Родители старались обратить все в шутку, пытались удалить «воина» из комнаты или отвлечь игрушками — бесполезно. «Пальба» длилась весь вечер, мальчик практически не давал маме и папе возможности пообщаться с друзьями и родными. Он ни с кем не хотел делиться родительским вниманием

В обоих случаях дети испытывали сильную ревность. При этом внешние обстоятельства, которые вызвали ее к жизни, реакции детей, их поведение были совершенно различными. А вот внутренние причины — практически одинаковы. Ведь корни возникновения ревности лежат очень глубоко.

Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные внутренние проблемы. Возможно, он испытывает дефицит общения и не уверен в себе: «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях), это может говорить именно о такой модели поведения. С «демонстративным» ребенком нужно много разговаривать, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку.

Зачастую малышам не хватает физического контакта с родителями, особенно в том случае, если их редко целуют и обнимают, стесняясь таким образом проявлять свою любовь. В итоге ребенок чувствует себя заброшенным и начинает добиваться внимания любыми способами. Каким бы не было наказание, малыш в глубине души будет рад, что достиг своей цели — родители наконец вспомнили о нем! И физические наказания, и долгий, серьезный разговор «по душам» только закрепят выводы ребенка : «плохие» поступки — отличный повод для того, чтобы родители уделили ему время.

Что же делать в такой ситуации? Не забрасывать же все дела и закрывать двери дома наглухо, чтобы в итоге воспитать маленького эгоиста?

Прежде всего стоит установить в семье определенное расписание. Очень хорошо, если вы отведете конкретные часы для занятий с ребенком. Тогда малыш будет твердо знать, что, например, в субботу днем он непременно рисует с мамой, утром в воскресенье идет с родителями в кафе, а вечером мастерит поделки с папой. Это даст крохе ощущение незыблемости окружающего мира («Да, сейчас папа занят, но я знаю, что он меня любит. Сегодня вечером мы будем доделывать вместе кормушку для птиц»).

Помните, демонстративный ребенок считает, что лучше быть наказанным, чем остаться без внимания.

Поэтому, если уж вы его наказываете, используйте для этого один и тот же способ. Пусть кроха знает, что за плохое поведение его «всего лишь» поставят в угол или лишат сладкого, а сам поступок не вызовет особого интереса.

И наоборот, всякий раз, когда малыш делает что-то хорошо, не скупитесь на похвалы («Какой замечательный рисунок ты сделал! Как ты помог папе!»). Хвалите кроху громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь.

Не забывайте хвалить и просто за хорошее поведение («Маша молодец, она сегодня совсем не капризничала!»).

Если ребенка все-таки приходится ругать, делайте это ровным и тихим голосом. Со временем он запомнит, что самая сильная эмоциональная реакция со стороны родителей связана именно с его хорошими поступками. А для того чтобы дать выход желанию демонстрировать себя другим, лучше всего
подойдет театральный кружо?
?. Тогда оно будет направлено в нужное русло, да и гостям в самом деле будет что показать!

Воскресная история

А вот еще один случай. В понедельник утром бесследно исчезают папины ключи от машины и мамина записная книжка. Пока родители осуществляли отчаянные поиски по всей квартире, шестилетний Славик спокойно играл в углу. Наконец пропавшие вещи обнаружились в его игрушечном домике, причем записная книжка была изорвана в клочья. Рассерженный папа уехал на работу, предварительно надавав сынишке шлепков, а мама села с малышом в детской и начала долгий и серьезный разговор:
«Почему ты так поступил?»

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо постараться узнать, что же предшествовало ей? Оказывается, Славик с нетерпением ожидал воскресенья, чтобы, как было обещано, съездить с родителями за город. Но машина сломалась, и папа провел весь день за починкой. Мама в это время болтала с подругами по телефону. Славик решил, что, раз на него не обращают внимания, он сам восстановит гармонию и справедливость в семье. Тогда папа не сможет уходить в гараж, а мама звонить, и у обоих появится время с ним поиграть.

Перед нами пример деструктивной, то есть разрушающей, ревности. Чаще всего она возникает, если родители придерживаются суровых принципов воспитания и применяют физические наказания. Деструктивное чувство направлено на уничтожение самой причины ревности. При этом ребенок может быть очень агрессивным — например, испортить вещь, что вызвала его зависть, побить другого малыша, которого похвалили в его присутствии. Часто такие дети проявляют и аутоагрессию: в случае недовольства какой-либо ситуацией начинают бить себя, царапать, обкусывать губы.

Иногда приводят в полное замешательство взрослых, обращаясь к ним с просьбами вроде: «Мама, ударь меня, я плохой!» Если аутоагрессия проявляется неосознанно, малыш внезапно заболевает, причем болезнь будет иметь психологическую подоплеку. Обижаться на ребенка с деструктивным поведением бесполезно. Он всего лишь пытается своими методами исправить ситуацию и дать выход чувствам, названия которых еще не знает и не может высказать. Но они мучают его. Что же предпринять?

Пусть у ребенка будет возможность выплеснуть эмоции. Выделите, к примеру, специальную «подушку для битья», которую малыш сможет лупить, когда захочет.

Расскажите крохе историю об «одном знакомом мальчике», страдавшем в подобной ситуации, а потом понявшем, что переживал напрасно. Используйте и наши истории. При этом акцент стоит сделать на той стороне ситуации, которая выгодна для самого ребенка : «…тогда мальчик понял, что иметь дома собаку здорово. Ведь она может защищать его, как настоящий друг, с ней так весело играть в мяч. У всех знакомых ребятишек собаки игрушечные, а у Димы — самая настоящая, и она его любит».

Дайте ребенку краски и бумагу и предложите нарисовать историю, которая его мучает. Выплеснув свои эмоции в рисунках, малыш почувствует облегчение.

Любовь без границ

Ревность почти неизбежный признак эмоционального неблагополучия , но причина ее не вовне, а внутри человека. Поэтому мудрым будет решение не идти на поводу у ребенка , а попробовать изменить его отношение к ситуации. Например, малыш недоволен, что папа уходит чинить машину. Что ж, возьмите его с собой в гараж и дайте мелкие поручения. Кроха сердится на то, что мама не играет с ним, а готовит обед? Значит, стоит привлечь его к приготовлению еды. Обижается, что родители часто гладят и хвалят кошку?

Дайте ему поручение наливать воду в кошачью миску, подчеркивая, как это важно, как вы ему доверяете и как благодарна ему будет кошка. Не оправдывайтесь перед ребенком («Прости, я сейчас очень занята»), не занимайте униженную позицию. Лучше спокойно объясните ситуацию, иначе малыш решит, что вы и в самом деле виноваты. А главное — как можно чаще и искреннее напоминайте ему о своей любви. Повторяйте, что будете любить его при любых обстоятельствах. Это лучшая профилактика ревности.

Это важно!

Некоторые особенности в поведении малыша должны стать тревожным сигналом.
Ребенка беспокоит все, что способно отвлечь от него внимание родителей.
Он плохо переносит разлуку, пусть и недолгую.
Не выносит критику даже в деликатной форме.
Не прощает сам себе ошибок и неудач.
Отказывается от игры, если не уверен в успехе.