Родительское собрание "эмоциональное благополучие детей в семье". Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Просмотр содержимого документа
«РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Эмоциональное благополучие детей в семье"»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 14.02.2017г.

"Эмоциональное благополучие детей в семье"

ЦЕЛИ : получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

УЧАСТНИКИ : классный руководитель, родители учащихся.

ПОДГОТОВКА : 1) приглашение родителей на собрание;

2)проведение анкетирования родителей и детей;

3)составление памяток - советов для родителей.

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ :

Эмоциональное благополучие детей в семье.

Росс Кэмпбелл. Принципы общения родителей со своими детьми:

Контакт «глаза в глаза»;

Физический контакт;

Пристальное внимание;

Активное слушание.

ОБОРУДОВАНИЕ :

1)сообщение учителя;

2)результаты анкетирования;

3)памятки-советы для родителей.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ.

1 .Сообщение результатов анкетирования. Сравнение ответов родителей с ответами детей.

2. Сообщение - лекция учителя:

« Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь.

Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не даётся матерью- природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети,- это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Никто и никогда не учил нас тому, как эмоционально выразить свою любовь к детям и близким. Никто не учил нас, как общаться, дружить с нашими детьми, родственниками, и это неумение катастрофически влияет на нашу жизнь. Подсознательно каждую минуту дети требуют от родителей любви.

И любовь взрослых должна быть безоговорочной, безусловной.

У каждого ребёнка есть так называемый «эмоциональный резервуар», он заполняется родителями или теми, кто их заменяет. Ребёнок сам не любит, он только отражает нашу любовь. Он работает на одной эмоциональной волне с нами. Сам он проявляет только то, чему его научили и,если в него вложили любовь, тогда он и будет её отражать, а если его не любили, не ласкали, не говорили ему добрых слов, если на него не смотрели с теплотой и нежностью, если для матери общение с ним не было радостью, то нечего ждать, чтобы он отвечал ей любовью. Ребёнок чувствует наше отношение к нему ещё до рождения. Исследования показали, что если будущая мать и отец нежным голосом разговаривают с ребёнком, то новорожденный с первых же дней узнаёт их голоса и улыбается им. Если же у родителей грубые и суровые голоса,то новорожденный плачет, услышав их. Он всё воспринимает на интуитивном и эмоциональном уровне и выражает своё отношение к жизни без родительской любви горьким плачем.

Способы улучшения эмоционального климата в семье на первый взгляд кажутся поразительно простыми, но когда вы начнёте применять их в каждодневной практике, то убедитесь, насколько вам станет проще жить.

Известный американский психиатр Росс Кэмпбелл предлагает принципов общения, которые помогут родителям наладить контакт друг с другом и со своими детьми.

Контакт «глаза в глаза»;

Физический контакт;

Пристальное внимание;

Активное слушание.

Когда вы открыто и доброжелательно смотрите в глаза человеку, тем более ребёнку, то действительно по «беспроволочному телеграфу» передаёте свою любовь. Попробуйте пообщаться с человеком, который вообще не смотрит в глаза. Это мучительно трудно. Особенно чувствительны к этому дети, поскольку у них интуиция и инстинкты лучше развиты, чем у взрослых. Они могут буквально заболеть от такой недоброжелательности. Кстати, если кто-то избегает смотреть в глаза собеседнику, это может быть симптомом его депрессивного состояния. При депрессии человек бессознательно (в 3 чаще, чем обычно!) старается избегать встречи глазами с собеседником. Будьте внимательны, если так ведут себя подростки, особенно когда это сочетается с повышенной агрессивностью. Нам нужно учиться способам, которыми мы можем показать свою бескорыстную любовь к детям. Начните с « мелочей». Утром вы подходите к ребёнку, независимо от его возраста, тихонько будите его, ласково на него смотрите и ласково с ним говорите. Вы должны помнить, что «жаворонок» просыпается быстро и легко, а «сова» медленно и мучительно, так что терпеливы и ласковы, помните, что вы задаёте настрой на целый день.

От вас не должна исходить агрессия. Постарайтесь помнить, когда вы утром отправляете ребёнка в детский сад или школу, что ему там будет очень трудно и эмоционально, и психологически, так что пожалейте его: эти полчаса - никаких конфликтов. Ну не помылся, ну не почистил зубы, ну что-то сделал не так, простите его, умейте отличать главное от второстепенного. Самое важное - он должен уходить из дома спокойным. Последнее, что он должен видеть, покидая дом,- ласковый взгляд матери (хорошо бы и отца), это и есть эмоциональный контакт «глаза в глаза».

Кстати, замечательно с детства выработать ритуал: вы смотрите на ребёнка из окна, а он машет вам рукой в ответ. Помните, что мы выпускаем наших детей из-под своего крыла в суровую жизнь и никогда не знаем, что их ждёт.

Поэтому перед уходом ребёнка из дома с ним надо обязательно помириться, если вы поссорились. Когда вы смотрите на ребёнка с любовью, то заполняете его эмоциональный резервуар. Даже у самого сурового взрослого мужчины всегда внутри, в глубине души прячется маленький мальчик, который хочет, чтобы мама его пожалела.

Второй момент, когда важно проявить свою безусловную любовь, - это вечером, перед сном. Есть дети, которые боятся темноты, которые боятся ложиться спать, есть дети, которых мучают разные страхи. Даже здоровый ребёнок может пугаться наступления ночи. Известно, что вечером дети часто изводят родителей: « Пить!» На самом деле подсознательно это вопль детской души: «Мама, папа, не оставляйте меня одного, побудьте со мной, приласкайте меня, покажите, что вы меня любите, выслушайте меня, пожалейте меня!» Ему необходимо, чтобы его погладили, поцеловали, дали попить, подоткнули одеяло, рассказали сказку. Не жалейте времени на ребёнка, эти 5 минут! Просто посидите рядом молча, взяв его за руку, не пилите, не воспитывайте, полностью сосредоточьтесь на любви и нежности к нему. Эти 5 минут перед сном и есть та самая паутинка любви, которая тянется от вас к ребёнку и питает его душу. Никаких семейных сцен, выволочек, ссор. Ребёнок должен заснуть спокойным, умиротворённым.

Вы вовсе не должны приставать к детям со своими «телячьими нежностями». Подростка, например, уже не поцелуешь, если он не захочет; если снизойдёт, разрешит, тогда пожалуйста. Однако маленькие дети ещё тянутся к вам, им ещё нужна ваша ласка, и радуйтесь этому, и пользуйтесь этим.

Удовлетворить потребность ребёнка в эмоциональной подпитке можно с помощью нежного прикосновения, поцелуя. Более старших детей достаточно похлопать по плечу (мальчика), погладить по голове и поцеловать в щёчку (девочку) - в соответствии с моментом и потребностями в ласке.

Ваше ласковое прикосновение - сигнал для ребёнка: «Я здесь, я с тобой, я люблю тебя и готова тебе помочь!» Важно помнить, что, несмотря на всё стремление подростков к независимости, эмоционально они ещё дети и им жизненно необходимы наша любовь и поддержка.

Третий момент, когда контакт с родителями важен для ребёнка, - время его болезни. Больничный лист по уходу даётся нам не для того, чтобы мы мыли полы и пылесосили ковры, а для того, чтобы ухаживали за больным ребёнком, были с ним постоянно, когда ему нужно. У ребёнка не хватает своей энергии, чтобы справиться с болезнью, он нуждается в энергии и силе матери.

Жизнь сейчас настолько неуравновешенна, что наши дети практически никогда не уверены, что мы сможем выкроить время для общения с ними.

Когда вы вечером сидите около своего ребёнка, полностью сосредоточьтесь только на нём. Пусть он говорит любую ахинею, какую хочет, но вы должны внимательно слушать, полностью включиться в его ситуацию. Конечно, нужно ещё заслужить, чтобы ребёнок захотел вам что-то рассказать. Но, если захотел, то всё остальное не важно.

Нас раздирает всеобщая ненависть, которая сейчас клокочет, как пар в котле. Единственное, что мы можем ей противопоставить, это нашу любовь к детям, семье, друзьям, добросердечное отношение к окружающим. Дело в том, что души у нас замёрзшие, никто не умеет прощать. Этому трудно научиться, но учиться нужно, начиная со своих детей. Сколько трагедий в нашей стране, сколько ситуаций, когда ежечасно решается вопрос о жизни и смерти. А мы будем мучить ребят скандалами из-за рваных штанов или пролитого молока?! Они живы, они с нами, чего ещё нужно!

3.Обсуждение текста родителями.

4.Решение родительского собрания :

а)- строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;

Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие;

Не применять к детям физических мер воздействия;

Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

б) вручение памяток- советов родителям.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1.С кем ты в семье особенно дружен?

2.Кому доверяешь секреты?

3.Всё ли знают о тебе родители?

4.Понимают ли тебя родители?

5.Всегда ли справедливы к тебе в семье?

6.Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?

7.Кого позовёшь на помощь, если попадёшь в беду?

8.Комфортно ли ты чувствуешь себя дома?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.Доверяют ли вам дети свои секреты? Если да, то кому?

2.Всегда ли вы справедливы к детям?

3.С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребёнок?

4.Кому из членов семьи рассказывает ребёнок о своих бедах?

5.Часто ли вы ругаете своего ребёнка? Если да, то за что?

6.Разговариваете ли вы с ребёнком по душам?

7.Всегда ли вы внимательны и ласковы со своими детьми?

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.Прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Смотрите в глаза ребёнку,чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он вам говорит. Благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство.

2.Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребёнку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребёнка, снимает напряжение.

3.Никогда не упрекайте ребёнка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А ещё мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим!»

4.В спорах с сыном или дочерью иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы.

5.Мы привыкли, что дети о чём-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

6.Провожайте ребёнка до дверей, советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребёнка у дверей, когда он возвращается домой из школы или с прогулки. Пусть он видит, что его возвращению рады.

7.Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ждать того, что он не в силах сделать.

8.Старайтесь поддерживать дома эмоционально благоприятную обстановку.

9.Не кричите на ребёнка из-за каждого пустяка.

10.Любите своего ребёнка. Ведь это так просто с одной стороны и так сложно с другой!

МДОУ «Детский сад № 10 «Звездочка»

г. Вольска Саратовской области»

_________________________________

Родительское собрание

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Материал подготовила

воспитатель Елхова Ольга Александровна

Здоровье-это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно - психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность взрослых, их занятость, и от этого страдают наши дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Родители могут свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:

    создание в семье атмосферы положительных эмоций;

    создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

    принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

    поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;

    в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;

    включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например: Ты-сообщение Родитель устал. Ты меня утомил. Реакция ребенка: «Я плохой».

Я-сообщение Родитель устал. Я очень устал. Реакция ребенка: «Папа устал».

Комментарий. Суть Я-сообщения-не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

3. Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

К большому сожалению не во всех полных семьях родители уделяют много времени ребёнку, играют с ним, посещают культурные и спортивные мероприятия, музеи, выставки, создают атмосферу добра и взаимопомощи. Часто женщине–матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу, да просто побеседовать.

Интересуясь у своих воспитанников, как они провели выходные или праздничные дни часто звучит один и тот же ответ: «Папа телевизор смотрел». Или: «Ничего мы не делали».Или «Весь день мультики смотрел по ПК»

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал? », лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике? », «Чем занимался? », «Как твои успехи? » и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Герасименко Татьяна Владимировна воспитатель КГКП я/с №4 “Березка” г.Экибастуза

Цель: Создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами, вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей.

Ход собрания: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание круглого стола, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка и нравственного воспитания в семье и детском саду.

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! именно такое, а не “казенное” лицо должно быть у вас в течении дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

– Как вы думаете, в чем это проявляется?

(Высказывание родителей).

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение(они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

Причины эмоционального неблагополучия:

– Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.

– Нарушение режима дня.

– Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).

– Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.

– Неблагополучное положение в семье.

– Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для

взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.

– Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.

– Снижение двигательной активности.

– Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Тест ” Какой вы родитель?”

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности

Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец?
  2. Ты способный, у тебя все получается.
  3. Ты невыносим!
  4. У всех дети, как дети, а у меня…
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя все не так.
  7. Сколько раз тебе повторять?
  8. Какой ты сообразительный!
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выра-жения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

А теперь сделаем динамическую паузу и перейдем ко второму вопросу: нравственное отношение в семье и в д/ саду:

Динамическая пауза:

1) Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2) Меняются местами которые:

а) любят работать на даче(огороде)

б) любят делать заготовки на зиму.

3) Сидя на стуле хлопают в ладоши:

а) любят тратить деньги.

б) любят путешествовать.

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются

актуальными, и сейчас:

“Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать”.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные

чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные

поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания”.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей

Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень

важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Тестирование родителей

“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1) Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо.

б) разрешите выйти из-за стола.

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2) Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка.

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате.

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3) Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор.

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание.

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4) Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”.

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, ” я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя….”.

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5) Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольства его поведением.

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него.

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить

его отвечать за себя и свои поступки. “В” – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

  1. Как дальше будет развиваться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Ивану очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступить за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Ивана?”

– Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

– Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор.

Но отец неожиданно сказал:

– Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

– Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

– Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

– Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

– Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

– Любовь и взаимное уважение.

– Взаимопонимание и взаимовыручка.

– Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

– Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.

– Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Выступление педагога с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

Подведение итогов.

Подводя итоги нашей встречи, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период,

успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

Калимуллина Эльвира Фанисовна
Воспитатель МДОУ «ДС общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития №7 «Рябинушка» г.Набережные Челны РТ

Задачи:
Совершенствовать взаимодействие детский сад- родители.
Научить родителей понимать, уважать и не обижать своего ребенка
Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
Подготовительный этап:
1. Оформить приглашение на собрание в виде открытки с ладошками (попросить родителей вспомнить моменты своего детства, их отношения со своими родителями, что они "обещали не делать со своими детьми")
2. Нарисовать с детьми рисунки "Моя семья", оформить их в красивую рамку
3. Подготовить помещение для проведения собрания (оформить стенд с рисунками)
4. Подготовить задания в конверте для игры.

5. Подготовить ручки и бумагу для записей на всех родителей
6. Раздать памятки родителям (Приложение 1)
План:
1. Вступительное слово педагога.
2. Работа с рисунками (тест)
3. Типы семей
4. Игра с родителями
5. Коллективное составление Родительского кодекса.
6. Подведение итогов. Чтение стихотворения
Ход мероприятия:
1. Добрый вечер уважаемые родители!
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить и жалеть,
Чтобы они могли взлететь
"Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец и мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы пошли в школу."
(В.С. Сухомлинский.)
"Счастлив тот, кто счастлив дома". Эти слова принадлежат Л.Н. Толстому.
Сегодня мы собрались что бы попытаться понять своего ребенка, как он воспринимает семью, себя, родителей. Ведь дети воспринимают и оценивают окружающее по-своему, не так как взрослые. Зачастую родители об этом забывают, либо не желают принять особенности детского осмысления.

2. Вы, наверное, заметили стенд с рисунками, который находится рядом со мной. Дети рисовали свою семью. Попробуйте угадать, которая из работ принадлежит вашему ребенку.
Раздать родителям работы их детей.
Мы предложили ему нарисовать семью чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье. Сейчас мы с вами разберем, как видит малыш себя в ней, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В. К. Лосевой, помогут нам в этом.
Правила интерпретации:
1). Если отсутствует кто-то из членов семьи:
а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.
б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.
2). Если нет самого автора:
а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».
б) «Мне и без них неплохо».
3). Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т. е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.
4). Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.
5). Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи) .
6). Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом)
7). Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.
8). Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)
9). Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.
10). Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка) .
11). Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.
Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;
маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.
12). Уши – «орган» восприятия критики о себе:
Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;
без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.
13). Большой рот – источник угрозы;
если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.
14). Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.
15). Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.
16). Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.
17). Солнце - символ защиты и тепла.
18). Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.
3. Типы семей
Идеальных родителей и семей не бывает. Неплохо еще, если дети говорят: «С родителями мне не повезло», - хуже, когда так: «Мои предки - это кошмар!»
Папы и мамы пусть извлекут из сказанного свои уроки. (Приложение 2)
4. Сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.
Игра «Дружно работаем! »
Воспитатель просит разделиться на команды по 3 человека (Условная семья). Каждой дает задание (в конверте) : вымыть посуду, постирать белье, сварить суп, посадить дерево.
Предлагает распределить обязанности (например: один копает, другой держит дерево, третий закапывает и т. д.), обозначить членов семьи.
Каждая команда показывает сценку всем остальным, а те угадывают, что делала команда,
Как приятно, что семьи у нас дружные и помогают друг другу!

5. В приглашении на собрание была к вам просьба-вспомнить свое детство, отношения с родителями. Ведь, наверное, каждый из вас, будучи ребенком, в сердцах произносил-вот когда у меня будет сын (дочь, я никогда не буду… .
Наверняка есть правила, которые вы вынесли из своего детства и сейчас соблюдаете их со своими детьми Так давайте мы составим коллективный родительский кодекс.
Например: всегда выполнять обещания данные ребенку, не рассчитывая на то, что "да он уже забыл"; не скрывать и не врать ребенку о важных для него вещах из лучших побуждений; что бы ни случилось, не делать трагедии и так далее.
Хороший кодекс составили, молодцы! Теперь, что бы всегда он был перед глазами, мы поместим его в уголке для родителей!
6. В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье, короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!
Вот и подошло к концу наше собрание. Я благодарю всех, кто принял участие в нем. Каждая семья получит памятку, чтоб она всегда была у вас перед глазами. Желаю света, тепла, уюта и добра вашему дому! Спасибо.

Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.-сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

Тест "Моя семья" (в интерпретации В.К.Лосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).

Приложение 1
Памятка для родителей
Десять заповедей родителей
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок твой: он Божий.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.
8. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Приложение 2
Типы семей
тип первый
Наседки
При таких родителях дом подобен ухоженному курятнику. Папы, и особенно мамы, выказывают беспредельную любовь и заботу о своих чадах. Они то и дело звонят с работы (хотя мамы «наседки» работают не так уж часто), проверяя благополучно ли разогрет суп «сынулей» или «дочей» и понравился ли ей (ему) десерт. Они беспокоятся о каждой мелочи и, что более всего раздражает, привносят в жизнь сына или дочери суету и ощущение постоянной назойливой опеки. Чаще всего от подобных родителей страдают единственные и младшие дети.
Как с этим «бороться»? «Рецепт» один: развивать в ребенке само-стоятельность и делать это не «разово», а изо дня в день.
тип второй
Экспериментаторы
В противоположность «наседкам» придерживаются принципа: «Ты все должен делать сам», ссылаясь при этом на расхожий довод -«Я в твои годы...» Стремясь подготовить своих отроков во всеоружии встретить превратности судьбы, такие родители как бы экспериментируют на них, взваливая на их неокрепшие плечики непосильный груз взрослых забот и проблем, отчего те чувствуют себя скорее подавленными и подневольными, чем самостоятельными.
«Перевоспитать» таких пап и мам очень нелегко - тут требуется терпение и время. Необходимо объяснить таким родителям, что детям не под силу выдерживать такие физические и эмоциональные нагрузки и что такая перегрузка неизбежно скажется на здоровье ребенка. А этого они, конечно же, не хотят. Такие дети чувствуют себя, в отличие от своих сверстников, лишенными родительской любви.
тип третий
Мечтатели
Эти родители видят в своем ребенке будущего Ньютона, Софью Ковалевскую или же пытаются «вылепить» из него свою точную копию. Всю собственную жизнь и жизнь своего ребенка они подчиняют этой цели, пытаясь пресечь любое «отклонение», любое другое увлечение сына или дочери. Они всячески «тянут» их до намеченной планки.
Необходимо объяснять родителям, что они ошибаются, что ребенок может стать посредственностью в выбранной ими для него роли, необходимо уважать его призвание и влечение, ведь там он может преуспеть. Как правило, этот тип родителей радеет о том, чтобы их дети были в будущем счастливы, только считают, что они лучше знают, как этого достичь. Необходимо убедить их, что, если им удастся сломить волю своего ребенка, то его доля будет незавидной, а сами они будут чувствовать себя виноватыми в этом.
тип четвертый
Неудачники
«Пунктик» таких родителей состоит в том, что у них - стойкая но-стальгия по тому времени, когда их дети были маленькими, послушными, и они постоянно напоминают им о тех золотых временах, сетуя на то, что они прошли.
А суть вот в чем. Они чувствуют себя неудачниками, не способными обеспечить семью, мама так и осталась рядовым бухгалтером, тогда как ее подруга, учившаяся вместе с ней, уже «современная деловая дама», чем-то руководит. Они опасаются, что дети их будут стесняться.
Необходимо убедить их, что дети их любят, они дороги им, и для детей неважно, как к родителям относятся на работе и сколько денег они получают. Главное, что они - родители своих детей и никто не сможет заменить им их.
тип пятый
Преуспевающие
Антиподом неудачников можно считать тип преуспевающих ро-дителей, занятых бизнесом, творческим процессом, уверенно доби-вающихся своих целей. У них есть все для комфортно обустроенной жизни, кроме времени для детей. Большинству из них достаточно знать, что дети ухожены и ни в чем не испытывают недостатка.
Они редко, а то и вовсе никогда не разговаривают с детьми, не играют с ними, не разговаривают по душам, перепоручают их гувернанткам и нанятым нянькам, а то и вовсе никогда не подозревают, что их сверх нормы обеспеченные дети чувствуют себя обделенными.
Как дать им понять это?
Да очень просто: вызвать на откровенный разговор, дать им понять, что детям необходимо их внимание, любовь. Именно любовь, а не замена ее излишествами, ведь в этих случаях не исключено, что позже, если чадо не оправдает возложенных надежд, то разочарованные родители выставят ему «счет» за все их прошлые ассигнования. Получится не любовь, а бизнес.
Необходимо приблизить семью к заботам детского сада, к самому ребенку. Ведь, отдаляясь постепенно от ребенка, родители действуют неосознанно и наверняка захотят исправить свою ошибку, так как есть одно, неоспоримое: они любят своего ребенка.


СОДЕРЖАНИЕ 1. Изречения о семье 2. Введение 3. Что такое эмоциональное благополучие 4. Признаки эмоционально благополучного ребенка 5. Факторы влияющие на гармонию семейных отношений 6. Условия эффективности поведения взрослых для создания психологического комфорта ребенку в семье 7. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы 8. Цитата для родителей


«... Семья - первичное лоно человеческой культуры... Здесь пробуждаются и начинают развёртываться дремлющие силы личной души; здесь ребёнок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец».


Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка: наличии чувства доверия к миру; способности проявлять гуманные чувства; способности сопереживать и чувствовать состояние другого; наличии положительных эмоций и чувства юмора; способности и потребности в телесном контакте; чувстве удивления; вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества; способности к положительному подкреплению себя и собственных действий; способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.


ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.






УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕКСКОГО КОМФОРТА РЕБЕНКУ В СЕМЬЕ принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств; создание в семье атмосферы положительных эмоций; создание в семье атмосферы безопасности для ребенка; поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка); в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления); включенный в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО СОЗДАНИЮ БЛАГОПРЕЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМАСФЕРЫ 1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день. 2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите. 3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой. 4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п. 5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни. 6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. СОЗДАЙТЕ В СЕМЬЕ АТМОСФЕРУ РАДОСТИ, ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ


ЦИТАТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ У каждого ребенка должно быть счастливое и спокойное детство, защищенное от бед и невзгод. Если детям хорошо в семье, если они чувствуют со стороны родителей понимание и поддержку, они обязательно вырастут достойными, хорошими и добрыми людьми.