Что бывает цвета охра. Пигменты

Охра это пигмент природного происхождения, который состоит из глинистых минералов окрашенные гидратированными оксидами железа. Охра широко применяется в производстве лакокрасочных материалов используемых при отделки внутренних помещений и наружных видов работ.

  1. Назначение, марки и свойства охры.
  2. Производство охры.
  3. Использование в строительстве.

Марки охры:

Охра выпускается следующих марок в зависимости от назначения:

◊ Марка 0-1 — пигмент имеющий желтый цвет, который применяется для производства художественных красок.

◊ Марка 0-2- пигмент желтого цвета, который используется для изготовления готовых к использованию эмалей и красок.

◊ Марка 0-3 используется для производства густотертых видов красок. Пигменты этой марки имеют цвета от желтого до светло-коричневого цвета.

◊ Марка 0-4 представляет собой пигменты различных цветов и оттенков от желтого до светло-коричневого цвета. Используется в строительстве для производства клеевых и силикатных видов красок а также добавляют в белом цементе для получения цветной и декоративной штукатурки.

Природная охра имеет по цвету много тонов, от очень светлого (охра золотистая), до почти коричневого цвета. Охра это очень прочный пигмент, щелочестойкий, светостойкий и дешевый в производстве материал. По показателю укрывистости, охра имеет следующие марки: 0-1-65 г/м2., 0-2 -85 г/м2., 0-3 -115 г/м2.

Свойства охры

Охра пигмент

Охра, как и все натуральные пигменты является полидисперсной и отличается хорошей атмосферостойкостью, при воздействии света, не разрушается, но не устойчива к различным процессам коррозии. Размер частиц фракций порошка – около 1 – 3 мкм. Охра под воздействием высокой температуры — теряет свои свойства. Пигмент отличается устойчивостью к агрессивному воздействию многих химических веществ, например, слабых растворов кислот, щелочей.

Укрывистость составляет около 60 – 115 г/м 2 , определяется содержанием в составе гидратированных окислов трехвалентного железа. Чем его больше в составе – тем выше укрывистость пигмента. При нанесении тонким слоем — просвечивает, в связи с этим, может использоваться в качестве лессирующего пигмента. Пигмент охра сочетается со всеми видами пленкообразующих. Водородный показатель охры – 7 – 8. Маслоемкость (зависимо от вида и компонентного состава) – от 25 до 40 г/100г.

Охра, как пигмент не отличается высокой кроющей способностью, во время разбавления нуждается в небольшое количество белил. Используется охра в строительстве для приготовления различных малярных составов, которые можно применять для покраски деревянных и металлических поверхностей.

Малярные окрасочные составы на основе охры можно использовать при отделки внутренних помещений и при выполнении наружных видов работ по окраске строительных конструкций и изделий, а также фасадов домов. Окрасочные составы с использованием охры можно проводить по металлическим, деревянным и бетонным подготовленным поверхностям, а также можно использовать для покраски полов.

Добыча охры и ее назначение

Для добычи охры в карьерах и шахтах добывают сырую глину, состоящую на 80-90% из кремневого песка. Добытую сырую массу, промывают в несколько этапов, а потом подвергают сушке с целью отделения от основной массы частиц охры. С целью получения пигмента охры красного оттенка подвергают всю массу воздействию высоких температур, в пределах 800-900 °С. Затем после охлаждения массы полученную охру измельчают до размеров частиц в 50 микрон, затем пигмент классифицируют по цвету и качеству и упаковывают в тару.

Охру необходимых цветов и оттенков получают путем смешивания нескольких полученных видов охры из разных руд. Охра как природный пигмент используется широко в строительной промышленности для придания цвета различным бетонам и растворам. В сельскохозяйственной отрасли охра применяется в качестве компонента для удобрений. Охра не является токсичным пигментом, поэтому она входит в состав различных видов косметических средств и художественных масляных красок.

Важную роль играет пигмент в росписи глиняной и керамической посуды, а также в производстве лакокрасочных материалов для фасадов домов.На качество пигмента влияют разные факторы, такие как например, состав сырья, наличие оксида железа, условия местности, наличие в составе охры красящих элементов и другие. Натуральный пигмент охра содержит лимонит, представляющий гидратированным оксидом железа. В нем железо взаимодействует свободно с водой.

Поэтому вещество гетит-(частично гидратированный оксид железа FeOOH) и гидрогетит (FeOOH n Н 2 О) придают пигменту оттенок коричневого цвета. Если почва сильно иссушена в местах добычи сырьевой массы, природная охра будет иметь красный оттенок. Такой цвет придает ей безводный оксид железа называющийся еще по другому-гематит.

Охра фиолетового цвета близка по своим химическим свойствам к красной, однако ее цвет определяется дифракцией света, вызванной большим средним размером частиц вещества. Если под воздействием температуры природный минерал нагревается он становится более плотным и густым. При этом процессе гетит и лимонит обезвоживается и превращается в гематит, а коричневая или желтая охра приобретает красный оттенок.

Охры обладают высокой устойчивостью к свету и воздействию различных атмосферных факторов. Они также устойчивы к действию слабых кислот и щелочей. При нагревании более 230° С, гидрооксиды теряют кристаллизационную воду и переходят в гематит. При этом они соответственно меняют цвет с желтого на красный или коричнево-красный. На этом явлении основано получение жженых сортов охр. Охра жженая (черлядь) по цвету напоминает мумию. Получают при прокаливании охры. Применяется в водных окрасочных составах по древесине и штукатурке.

Другой пигмент натурального происхождения, который также как и охра имеет такие же характеристики называется натуральная сиена. Этот пигмент также как и охра получается путем обработки глины, имеет желтый цвет но содержит больше оксидов железа и аморфного кремнезема. Пигмент получается дешевым в производстве, обладает стойкостью к действию щелочей и известью. Используется широко во всех видах окрасочных составов.При растворении с натуральным маслом используется для декоративной отделки деревянных поверхностей внутренних интерьеров домов.

Цвета. Большинство современных красок - синтетические, изобретенные в техническую эпоху (после восемнадцатого века). А как же творили древние художники? Сколько цветовых оттенков было в их палитре? Знаменитый живописец Тициан говорил, что настоящему художнику достаточно иметь три краски: белую, черную и красную. Вся остальная гамма оттенков достигается путем смешения этих основных цветов. Как видим, без красного нельзя было обойтись и самому Тициану. Что же использовали древние живописцы, чтобы изобразить пурпурный, розовый, алый, бордовый? Природных красителей, имеющих цвет крови, и в античную эпоху было немало. Но самым древним из них является красная охра. Что это за минерал и как из него добывают стойкий пигмент, читайте в данной статье.

Что такое охра

Само название этого минерала греческое. Но это вовсе не значит, что охру изобрели или впервые стали использовать в Древней Элладе. Нет, минеральную краску находят даже на самых древних наскальных рисунках. Охра, что называется, была у людей под ногами, и для ее использования как красителя не нужны были какие-то технологии. Подобрал камешек и рисуй. Этот природный минерал состоит из гидрата окиси железа. А греческое слово «охрос» означает бледно-желтый.

Как же так? А откуда же берется охра красная? Цвет у природного минерала действительно желтый. В зависимости от глины, которая в естественных условиях примешивается к гидрату окиси железа, он варьируется от светлого бежевого до коричневатого. Желтая охра встречается в изобилии в любой части света. Поэтому она и стала первой краской, используемой древними художниками палеолита.


Что такое красная охра

Цвет крови и жизни всегда был притягательным для людей. Художникам хотелось изобразить раненого зверя, чтобы по симпатической магии обеспечить счастливый исход охоты. Но где взять минерал подходящего цвета? В местностях с активной вулканической деятельностью встречается безводная окись железа. В отличие от желтого гидрата, она при смешивании с глиной дает теплый оттенок красного.

Технология получения красителя, как мы видим, довольно проста. В местах, где нет вулканических пород, достаточно просто обжечь желтую охру. Вода из минерала испарится, и он поменяет цвет на красный. Нехитрая и незатратная технология привела к тому, что красная охра до сих пор широко используется для производства масляных, клеевых и прочих красок, а также в изготовлении набивного ситца. Следует упомянуть и безвредность минерала. По сравнению с суриком и киноварью, тоже дающими красный цвет, охра не приносит никакого вреда организму человека. Члены обитающего в Намибии, покрывают этим минералом волосы и все тело. Охра, таким образом, защищает их от солнечных ожогов и перегрева.

Как в Древнем Египте получали красную охру

Нужно сказать, что «цвет» и «сущность» в этой цивилизации обозначались одним иероглифом. Египтяне стремились получить глубокий, насыщенный оттенок, чтобы возвеличить богов. Охра же дает теплые, невыразительные тона. В поисках насыщенности и глубины цвета египтяне стали первооткрывателями первого синтетического красителя. Правда, он имел голубой цвет. Пигмент был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры. Сначала из песка с примесью меди выдувалось стекло. Потом оно тщательно растиралось в порошок.

Египтяне также старились получить яркий оттенок красного. И таким красителем стала киноварь. Минерал растирался и тщательно промывался. Но и охра (желтая и красная) не была забыта. Она использовалась для придания изображению естественных оттенков. Красный цвет для египтян носил двоякое значение. С одной стороны, он символизировал кровь Осириса. Охрой и киноварью покрывали одежду Матери Мира, Изиды. Но красным цветом изображались и опасные демоны, а также угрожающий всему живому змей Апоп. Но в Древнем царстве тела мужчин принято было расписывать обожженной охрой. Это символизировало их жизненную силу.


Оттенки охры

Этот пигмент до сих пор широко используется благодаря богатству палитры. Ведь можно экспериментировать со степенью нагреванию желтой охры, получая оранжевые тона. Основная примесь к безводной окиси железа - глина - также привносит свою лепту в конечный цвет. Из-за нее может быть темно-красная охра или светлая, почти розовая. Между ними существует еще масса оттенков. Наиболее светлым охряным является венецианский красный. Это теплый тон. Несмотря на то что красный по определению не может быть холодным, охра дает такой оттенок. Он очень темный, почти коричневый. Называется этот цвет индийская или английская охра.

В поисках красного

Мы уже упоминали о киновари. Эта очень мощная, яркая и глубокая краска. Красная охра по сравнению с ней выглядит довольно тускло. Киноварь получали из обработанной железной руды. Но яркий красный цвет не всегда уместен в живописи.

Еще одним конкурентом охры был сурик. Это окись свинца. Сурик давал насыщенный красный цвет, но он опасен для здоровья. Не менее вредным является и вермильон. Эту краску изобрели в Китае три тысячи лет назад. Изготавливали его нагреванием серы и ртути.

Но самым дорогостоящим красным был тирийский пурпур. Его добывали из двух видов моллюсков. Одна улитка давала лишь два грамма красителя. Поэтому тирийским пурпуром покрывали одежду императора Римской империи, а сенаторы имели право лишь на одну полосу краски на тоге.


Использование минерального пигмента в живописи

Если верить Плинию, в античном мире главным местом, откуда поставлялась красная охра, был Понтус Юксинус в Синопе. Хоть и проигрывает киновари в глубине и яркости цвета, у него есть одна особенность. Пигмент отлично смешивается с различными другими красителями, образуя, таким образом, огромную гамму цветовых оттенков. Охра абсорбирует масло и очень непрозрачна. Художники в Средние века и позже использовали ее при написании фресок. Ее применяли при написании картин маслом и в рисунках. широко использовал охру разных оттенков в своей живописи.

Цвет охры очень всераспространен в природе, в чистом виде либо смешанный с другими. Он находится фактически в каждом из цветов теплой палитры. Этот цвет одним из первых начали использовать еще античные люди для собственных рисунков. И это логично. Ведь цвет охры состоит из вполне натурального пигмента. По составу он представляет собой смесь глины и гидрат окиси железа. Зависимо от количества содержащегося в пигменте железа, зависит, как красноватым будет он в конечном итоге. Глина присваивает пепельно-желтый колер. Чем больше его, тем светлее и «нейтральнее» будет цвет. Как и большая часть других, он имеет несколько разновидностей. К примеру, желтоватая и золотистая охра, цвет красноватой охры и т.д. Очень нередко последнюю получают методом обжига самой всераспространенной - желтоватой.

Цвет охра. Главные свойства

Благодаря натуральному происхождению, этот цвет употребляется в чистом виде как краситель. Если же охра содержит примеси кристаллической кремнекислоты, песка либо кварца, то ее следует за ранее обрабатывать. А конкретно отмачивать, размельчать и, если нужно, прокаливать. Все эти процедуры делаются для того, чтоб цвет охры не терял свою кроющую способность. Другими словами, если в пигменте находятся примеси, то при прокрашивании не получится равномерного покрытия. Увидено, что конкретно этот цвет пользуется популярностью и резвее всего расползается у живописцев.

Как воспринимается цвет охры человеком?

Немного припыленный, сдержанный светлый коричнево-желтый цвет охры у многих людей вызывает ассоциации с кое-чем мертвенным, сухим и кислым. Потому его не советуют использовать, что именуется, «соло». Идеальнее всего этот цвет смешивается с «влажной», сочной политрой - всеми цветами голубого, зеленоватого, сероватого. В качестве нюансных сочетаний отлично будет смотреться композиция с естественными природными тонами - карим, зеленым, бордовым, желтоватым, красноватым. Также отлично можно скомбинировать монохромную палитру из маленьких расхождений по градиенту. Цвет охры благотворно оказывает влияние на человека. Он помогает расслабиться, выровнять чувственный фон, избавиться от волнения и напряжения. Но доминирование этого цвета в чистом виде может нагнать угнетение и даже депрессию. Потому очень принципиально разбавлять либо дополнять его другими.

Цвет охры в интерьере

Сами по для себя нейтральные цвета охры подходят фактически для хоть какого помещения. Безупречным будет применение их в гостиной либо мужском кабинете. Легкие, непосредственные цвета этого цвета не утомляют. Если вспомнить традиционные интерьеры библиотек, музеев и кабинетов, то они как раз выдержаны в этой политре. Отлично будет смотреться отделка стенок в цвете охры с панелями из натурального дерева, ткани либо кожи. Для более красивого контрастного сочетания используйте матовые акцентирующие насыщенные тона. Цвета охры действуют на нас расслабляюще. Потому данная цветовая палитра будет полностью уместна в спальных комнатах. В ярчайшем, построенном на контрастах интерьере, детали и акценты, выполненные в колерах охры, уравновесят цветовую палитру отделки помещения.

Охра — что за причудливый и загадочный цвет кроется за этим коротким названием? Мы в повседневной жизни постоянно встречаемся с ним, но знаем про него не очень много. А ведь этот цвет — естественный природный пигмент, который находится почти в каждом тёплом оттенке. Охрой называют натуральный пигмент, получившийся в результате смешивания глины с железом, от которого зависит, насколько красный она будет иметь оттенок.

А глина даёт перекос в жёлтую сторону, чем её состав больше, тем цвет нейтральнее. Ещё архаические рисунки древних людей были сделаны при помощи этого пигмента.


Различают несколько оттенков охры: жёлтая; золотистая; красная.


Красную охру получают, обжигая жёлтую и обогащая её железом.

В чистом виде в природе охра почти не встречается, чтобы получить чистый пигмент, его нужно очистить, отмочить, прокалить и потом измельчить, чтобы не допустить ухудшения качества. Если всего этого не сделать, то поверхность будет им прокрашиваться неравномерно.

Каково действие этого цвета на эмоциональное состояние человека

Охра строгая и сдержанная, ассоциируется у многих с осенней листвой, угасанием и унынием. Это цвет мокрого осеннего парка после затяжного октябрьского дождя, поэтому некоторая доля депрессивности в этом цвете есть. Но с другой стороны, в дозированном количестве охра способна помочь человеку сбросить ненужное напряжение, отпустить тревогу, расслабиться. Вот почему не рекомендуют применять её в самостоятельном варианте, а только в комбинациях с другими цветами. Вот представьте себе палитру осеннего леса: все цвета, которые там присутствуют (бордовый, коричневый и жёлтый со всеми оттенками, зелёный, красный, чёрный и серый), естественно будут смотреться в разбавке для охры. Ещё подойдут цвета осеннего неба над этим лесом: все оттенки синего, серый, белый.

Художники очень ценят охру за её природность и сочетаемость со многими оттенками.

В современном декоре цвет этот используют очень осторожно, но интерьеры с ней выглядят шикарно и неординарно.


Любая комната, имеющая в декоре или отделке цвет охра будет уютной, богатой и яркой. Цвет богатства и зрелости — вот как можно охарактеризовать такой дизайн.

Оформление различных комнат при помощи охры

Особенностью этого цвета, как мы уже сказали, является замечательная способность к естественному сочетанию с разными, как холодными, так и тёплыми оттенками. И её любят использовать в оформлении и домашних и официальных интерьеров (офисов, кабинетов, магазинов, баров).

Хотя правильное сочетание может получиться только при наличии некоторого опыта и знаний, стоит немного переборщить с использованием охры в интерьере, и он получится не элегантным и изысканным, а мрачным и наводящим скуку. Она резко выделяется на остальном фоне и обрамление для неё нужно подбирать тщательно. Нельзя позволять ей солировать в оркестре вашего интерьера, иначе вы получите совсем обратный от желаемого результат.

Особенно хорошо получаются интерьеры с охрой в спальнях, что связано с её успокаивающим влиянием на психику, и это отличный вариант для комнаты отдыха. Пусть это будут обои с некрупным рисунком, поддержите их отделкой в мебели или на текстиле.

Если ваша спальня оформлена в голубой или зелёной палитре, то их хорошо разбавит золотистая охра, она имеет свойство уравновешивать палитру холодных тонов, немного их смягчая.


Если вы задумали ввести охру в интерьер кухни, то это удачная мысль. Дело в том, что ещё одно свойство её заключается в подогревании аппетита. Охра ассоциируется с горчицей, а она, как известно, отличный стимулятор. Если разбавить интерьер кухни в белом цвете охровым фартуком, то она смягчит белоснежную холодность, не повредив современному стилю. Удачной будет в кухне комбинация глянцевых стульев в цвете охра и светлой деревянной мебели.


Настроит она на рабочий лад в мужском кабинете и придаст вашей библиотеке солидный и респектабельный вид, не утомит посетителей вашего офиса, интересно будет в обрамлении деревянной панельной обшивки, кожаных обивок мебели.


Хорошее сочетание может получиться, если отделать пол терракотовым цветом, а в оформление стен кое-где включить охру, не обязательно полностью все стены красить в этот цвет, достаточно намёка.

Применение «охровой» палитры в гостиной может сделать её изюминкой всего дома. Текстурные обои подчеркнут её нарядность и придадут высокий статус и элегантность. Этот цвет вызовет уважение, как почётный старец на семейном собрании, ведь его по праву можно считать старейшиной в коллекции цветов. Разбавить вид осеннего леса можно тёмно-коричневой мебелью и мягким светло-бежевым декором. Если при этом шторы цвета охры.


С какими цветами сочетается охра в интерьере

с белым цветом получается современное и праздничное сочетание, подходящее для разных комнат, разбавьте их комбинацию шоколадным или оттенками бежевого;


терракотовый или кирпичный: прекрасное классическое сочетание;


фиолетовый: яркое и современное, подойдёт к интерьерам некоторых модных стилей;


бордовый: также два активных цвета, требующих к себе внимания и прекрасно сосуществующих при разбавке нейтральными тонами.

Чаще всего цвет охра используется в оформлении стен и для обогащения цветовой палитры мелкими элементами декора, очень редко используя в крупных деталях, опасаясь нарушить солнечную тёплую гармонию. В выборе мебели в таком тоне очень много сложностей, она хороша в соседстве тёмных стен и пола, но они скорее всего будут делать вашу комнату тёмной и мрачной. Не очень выигрышно она будет смотреться и в окружении светлых или совсем белых соседей, среди которых охра потеряет свой шарм теплоты. В тёмных комнатах тёплых тонов ярко и интересно проявят себя допустим, небольшие диванные подушки, абажуры светильников, мелкие вкрапления цвета в текстиле или картины с осенними пейзажами, можно найти много интересных украшений подходящего цвета. Они даже в малом количестве будут выглядеть так, что не отвести глаз.


Его величество охру можно назвать классиком жанра, но он вполне может показать и свои другие черты характера, кроме сдержанности и строгости, при надлежащем обрамлении. А может послужить сдерживающим фактором в разнообразном красочном составе.

Минеральное сырье, из которого вырабатываются различные краски, значительно распространено в природе.

Это наиболее распространенные естественные минеральные краски желтого и красного цвета. Человек начал ими пользоваться в древнейшие времена - еще в эпоху каменного века, - о чем свидетельствуют многочисленные рисунки, прекрасно сохранившиеся на стенах пещер, в которых жили древнейшие наши предки.

Охры встречаются большей частью в виде отдельных гнезд. Желтая охра по своему составу представляет смесь водной окиси желза (иначе - бурого железняка) с глиной, а смесь безводной окиси железа (иначе - красного железняка) с глиной образует красную охру.

Количество окиси железа в желтой охре доходит до 25 процентов, а в красной - до 40 процентов. Красная охра темно-кровяного цвета называется мумией. Содержание окиси железа до 60 процентов придает охре более яркий красный цвет, и называется она уже не мумией, а железным суриком. Желто-коричневая охра известна под названием сиена, а коричневая - под названием умбра (по-латыни «умбра» - тень; Сиена - город в Италии). Состав естественных охр различен. Их качество зависит главным образом от примесей.

Наиболее вредными примесями к охре, помимо избытка глины, являются: песок, снижающий, как говорят, кроющую способность краски, а также мел и органические вещества. Хорошие сорта охр легко растираются между пальцами в тонкий порошок, напоминающий тальк. Если в охре нет примесей, ее можно употреблять без предварительной обработки.

При прокаливании желтая охра делается красной, так как водная окись железа (бурый железняк), теряя воду, превращается в безводную окись железа (красный железняк). Залежи охр обыкновенно расположены в районе распространения месторождений железных руд. Значительно чаще охр встречаются глины различных цветов: бледно-желтые, розовые, светло-серые, светло-коричневые, светло и темно-зеленые и других оттенков. Они тоже употребляются в качестве красок.

Цветные глины, по сравнению с охрами, отличаются более тусклым цветом и вязкостью, особенно в сыром состоянии - прилипают к лопате. Охры, наоборот, в сыром состоянии рассыпаются землистой массой и отдельными кусочками.

Широко применяются, кроме того, для побелки мел и каолин .

(по-гречески «графо» - пишу) употребляется как черная краска.

Встречается он в чешуйчатых, плотных и других образованиях, а также в землистых массах. Цвет графита железо-черный.

Блеск от металлического до матового. Твердость - 1-2.

На ощупь графит жирен, на бумаге оставляет черту.

Графит идет главным образом на производство тиглей (горшков для плавки металла), электродов, карандашей и черной краски.

Месторождения графита встречаются в гранитах, гнейсах, в каменных углях, а также на контактах изверженных пород с осадочными.

Синюю краску дают вивианит и азурит, или медная лазурь.

Вивианит . Этот минерал никак нельзя спутать с другим: в свежем состоянии он сероватого цвета, а на воздухе вследствие окисления быстро принимает синюю или голубовато-зеленую окраску. По химическому составу вивианит - фосфорнокислая соль железа. Встречается в торфяниках в виде небольших землистых скоплений, в бурых углях и углистых глинах.

Лазурит . В старину, когда еще не умели готовить темно-синюю краску (ультрамарин) химическим путем, растирали для этой цели в порошок минерал лазурит, называемый также и ляпис-лазурью.

Как красивый цветной камень глубокого темно-синего цвета, часто при этом с золотистыми крапинками пирита, лазурит в лучших образцах идет для различных поделочных работ.

Азурит (по-арабски - синий камень), или медная лазурь, образуется при выветривании медных соединений и с течением времени переходит в малахит. Встречается азурит в виде плотных и землистых масс лазурно-синего цвета вместе с малахитом, но значительно реже. Азурит используется как медная руда и синяя краска.

Малахит . В виде землистых масс он употребляется в качестве красивой и при этом прочной яркозеленой краски, а в плотных изумрудно-зеленых разностях с красивым узорчато-ленточным рисунком и шелковистым блеском - как ценный поделочный камень. Малахитом славится Урал. Название «малахит» происходит от древнегреческого «малахё»- мальва, крупный яркий цветок. И действительно, по красоте окраски и оригинальности рисунка малахит трудно спутать с другим минералом, так же как и приметную мальву с другим цветком.

Глауконит . Это очень распространенный минерал, встречающийся в виде мелких округленных зеленоватых зерен в песках, глинах и других осадочных породах. От примеси глауконита эти породы называются глауконитовыми песками, глинами и т. п. Цвет глауконита синевато- зеленый и темно-зеленый. Глауконит применяется для изготовления защитной зеленой краски, в качестве калийного удобрения (содержит до 12 процентов окиси калия), а также для очистки воды.

Волконскоит . Среди песчаников Среднего Прикамья встречаются ярко-зеленые прожилки и гнезда волконскоита. У этого хрупкого минерала, легко раскрашивающегося на кусочки с отчетливым раковистым изломом, твердость небольшая (2-2,5). На фарфоровой пластинке он оставляет зеленую черту. У художников волконскоит справедливо пользуется высокой оценкой, как замечательная по своим качествам краска. Кроме того, эта краска предохраняет металл от порчи, или, как говорят по-научному, от коррозии (по- латыни «коррозио» - разъедание).

С течением времени люди научились использовать не только природные краски, но и синтезировать синтетические, например эмаль ак 511