Женщины афганистана реальные страшные судьбы. Афганские женщины: самые шокирующие факты

Кровопролитное противостояние продолжается в Афганистане в течение многих десятилетий, а надежды на скорое разрешение конфликта нет. Сегодня страна является настоящей миной замедленного действия, которая может подорвать шаткий мир во всем регионе. «Талибан» удалось отстранить от власти в 2001 году, но представители радикального исламистского движения и по сей день представляют в Афганистане серьезную силу, с которой приходится считаться.

При режиме талибов произошли значительные изменения, которые коснулись жизни женщин в Афганистане. Многие гендерные проблемы по сей день остались неразрешенными, но в настоящее время, к счастью, ситуация постепенно начинает налаживаться. Намного хуже все было в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века, когда женщин фактически лишили всех прав.

Основные ограничения

С восьми лет девочке запрещалось контактировать с мужчиной. Исключение составляли только муж и родственники мужского пола, которых называют махрам. Не позволялось появляться на улице без сопровождения мужа или родственника и без мусульманской одежды, которая полностью закрывает лицо и тело, оставляя только глаза. не могли носить обувь на каблуках, потому что звук шагов может раздражать мужчину, а это недопустимо.

Кроме того, представительницам прекрасного пола запрещалось громко разговаривать в общественных местах. Их разговор ни в коем случае не должен был услышать ни один посторонний человек. Все окна первых этажей зданий заколачивались или закрашивались, чтобы с улицы не было видно женщин, которые находятся внутри. В частных домах вместо этого часто устанавливали высокий забор.

Женщин в Афганистане нельзя фотографировать и снимать на видео, их изображения не допускается размещать в книгах, журналах, газетах или даже в собственных домах. Все словосочетания, в которых присутствовало слово «женщина», видоизменялись. Например, «женский двор» менялся на «весенний двор». Афганки не могли появляться на балконах любых зданий, выступать на радио или телевидении, присутствовать на любых культурных мероприятиях.

Как в Афганистане относятся к женщинам из-за этих ограничений, уже понятно. Ограничения были искажены до неузнаваемости, хотя создавались на основе исламского дресс-кода и шариата. Действия талибов были фактически направлены на ущемление прав женщин, так как в шариате нет закона, согласно которому представительницы прекрасного пола не могут работать, самостоятельно передвигаться, прятать руки и лицо. Наоборот, получение образования только приветствуется.

Внешний вид

Женщины в Афганистане не могут носить яркую одежду, так как талибы считают это сексуально привлекательным. Указ от 1996 года гласит, что афганки, которые носят обтягивающую и яркую одежду и украшения, никогда не попадут на небеса. Все салоны красоты оказались под запретом, как и косметика или лаки для ногтей. Женщины должны были прикрывать все тело, в том числе и лицо. Особенно поощрялось ношение бурки (паранджи, чадры) - свободного халата с длинными рукавами и закрывающей лицо сеткой.

Передвижение

Без мужа или родственника мужского пола афганская женщина оказывалась фактически под домашним арестом. Строгие ограничения делали невозможным практические любое передвижение. Например, Латифу, афганскую женщину, избила толпа талибов за то, что она ходила одна по улице. Но у Латифы на войне убили отца, у нее не было братьев, мужа или сыновей. А в приюте в Кабуле после прихода к власти талибов около 400 девочек оказались заперты в здании практически на год.

Кроме того, представительницам слабого пола не позволяется водить автомобиль (даже если есть сопровождающий - муж или родственник-мужчина), вызывать такси. Женщины и мужчины не могут вместе ездить на общественном транспорте. Подобные ограничения в меньшей степени повлияли на жизнь женщин в Афганистане из маленьких поселков, которые работали в пределах своей территории. Но и они не могли путешествовать в соседние селения.

Занятость

Талибы утверждали, что на работе женщина может вступить в половой контакт с коллегой в рабочее время, что противоречит законам шариата. Так что в сентябре 1996 года все женщины в стране были отстранены от любого вида наемной работы. Это массовое увольнение стало настоящей катастрофой для экономики, особенно в сфере домохозяйства и образования, где работали в основном представительницы слабого пола.

Тогда верховный лидер заверил, что женщины, которые работали на государственных должностях или в образовании, будут получать ежемесячное пособие (5 долларов). Члены радикального движения приветствовали соблюдение патриархальных ценностей и выделение средств для выплаты пособий.

Единственная сфера, где могли остаться женщины, - это медицина. Женщины-врачи нужны были, чтобы лечить представительниц слабого пола, но и на них накладывался ряд строгих ограничений. Многие добровольно покинули рабочие места из-за половой сегрегации и практики преследования. По этой причине женщины-врачи, количество которых в одной только из больниц Кабула сократилось с 200 человек до 50, очень ценились. Только они способны были оказать медицинскую помощь (в том числе родовспоможение) другим женщинам.

После падения режима талибов в Афганистане сложилась обстановка гуманитарной катастрофы. Многие женщины нуждались в квалифицированной медицинской помощи, тогда как женщины-врачи фактические отсутствовали. На работе разрешили остаться и представительницам гуманитарных организаций. По мнению талибов, они могли оказывать помощь другим беспомощным женщинам и пропагандировать полезность введенных норм.

Образование

Права женщин в Афганистане повсеместно нарушаются. Это же касается и сферы образования. Формально талибы поощряли образование, но только до восьми лет. Объяснялось, что такие меры предпринимаются для предотвращения контакта с мужчинами и как дополнительная мера безопасности. Учебная программа была изменена: она стала более «исламизированной», побуждала юных афганских девушек к совершению джихада.

В Кабуле от учебы были отстранен более 100 тыс. девочек, уволены практически 8 тыс. учителей, 63 школы сразу закрылись из-за нехватки кадров. Некоторые учители продолжили преподавать подпольно, они обучали взрослых женщин и афганских девушек в своих домах. Это огромный риск, потому что учителя могли в лучшем случае попасть в тюрьму, а в худшем и вовсе лишиться жизни.

Здравоохранение

До прихода к власти талибов врачам-мужчинам в экстренных ситуациях было разрешено оказывать медицинскую помощь женщинам, но после указа, что мужчине запрещено касаться тела чужой женщины, это стало невозможным. В результате стала повсеместной ситуация, когда представительницам слабого пола приходилось ездить на достаточно значительные расстояния, чтобы получить помощь.

В Кабуле существовали неофициальные клиники в собственных домах, которые обслуживали семью и соседей, но нужные медикаменты они предоставить, конечно, не могли. Значительно возрос процент преждевременных смертей среди женщин. Семьи, которые располагали достаточными финансами, имели возможность получать медицинскую помощь в соседнем Пакистане. В 1998 году запрещено было посещать больницы, медицинскую помощь можно было получить только в специальных палатах. В Кабуле, столице Афганистана, такие были только в одном госпитале.

В 1996 году женщинам запретили посещать бани, так как это (по мнению представителей радикальной организации) противоречило религиозным законам. Баня являлась для многих женщин в Афганистане единственной возможностью соблюдать правила личной гигиены, так что этот запрет вызвал всплеск инфекционных заболеваний.

Брак и дети

Девочек выдают замуж очень рано. Афганские свадьбы часто являются принудительными. Мужчине разрешается иметь одновременно до семи жен, но ни одна при этом не должна быть обделена его вниманием, все женщины должны быть обеспечены материально. Сейчас не многие афганцы имеют несколько жен - это слишком дорогое удовольствие.

Самую большую опасность для женщин в Афганистане представляет даже не Талибан, а собственная семья. Сегодня многие представительницы слабого пола страдают от жестокого обращения и угнетения, подвергаются физическому, сексуальному и психологическому насилию. Некоторые находят помощь в приютах, но большинство возвращается в семьи, где их обижали, потому что другой альтернативы просто нет.

Культура

Женщины и их изображения не могут присутствовать в любых СМИ, а любые словосочетания со словом «женщина» заменялись на альтернативные. Представительницам слабого пола нельзя было заниматься спортом и ходить в спортивные клубы. Все это сказалось на состоянии афганских женщин. Опрос показал, что 91 % из них испытывают симптомы депрессии.

Наказания

Наказаниям женщины подвергались публично, чаще на стадионах или городских площадях. В 1996 году одной афганской женщине отрезали большой палец за то, что у нее были накрашены ногти, в том же году 255 женщин избили плетью за нарушение правил дресс-кода. В 1999 некая Зармина была приговорена к казни за убийство мужа, который оскорблял и избивал ее. Женщина подверглась пыткам, не сознавалась в убийстве, которое фактически совершила ее дочь, а не она сама.

Афганка Айша Биби в двенадцать лет была насильно выдана замуж. Через шесть лет она попыталась сбежать и вернуться в родную семью, но отец сдал дочь командиру талибов. Несчастной девушке отрезали нос и уши, а затем оставили умирать в горах, но она выжила.

Были случаи, когда мужчин наказывали из-за женщин. Например, наказывали таксиста, который принимал женщину без сопровождения муж или родственника-мужчины, мужей тех представительниц слабого пола, которые в одиночку занимались стиркой белья у реки, и так далее.

Так было не всегда

Права женщин в Афганистане не всегда ущемлялись. В 1919 году, например, жительницы страны получили возможность голосовать на выборах, а в середине прошлого века им было разрешено не носить паранджу. В 1960-м в Конституции появилась норма о равных правах (без учета половой принадлежности). Но смута, бедность, отсутствие юридической и социальной защищенности, сиротство и вдовство сделали афганских женщин полностью зависимыми от мужчин. Все усугубилось, когда к власти пришло радикальное движение «Талибан».

Женщины-военные

Сейчас ситуация немного наладилась. Но все же есть серьезные проблемы, которые мешают женщинам в Афганистане спокойно жить. Сейчас есть даже женщины, которые служат в армии. Они получают доступ там, где это невозможно для мужчин, обучены поведению в разных ситуациях, изучают местные традиции и пуштунский язык. Правда, женщины-военные в Афганистане - это в основном американки, очень редко встречаются афганки-переводчицы.

Известные женщины

Сегодня многие женщины делают все, что в их силах, чтобы улучшить положение местных жительниц. Например, Фавзия Куфи, бывший депутат парламента, продвигает законы в защиту прав женщин, Робина Мукимьяр Джалалай участвовала в Олимпийских играх в 2005 году, а затем баллотировалась в парламент, а Мождах Джамалзадах чем-то похожа на азиатскую Опру Уинфри, девушка произвела настоящую сенсацию на телевидении.

Известна на Западе и Шарбат Гула, которую долго называли просто афганской девочкой. Она стала известной благодаря фотографии, которая попала на обложку журнала National Geographic. Удивительное фото Шарбат Гулы, сделанное в 1984 году, сравнивают с портретом Моны Лизы. Тогда Гуле было приблизительно двенадцать лет.

Стали положение женщин в Афганистане и помощь, которую может оказать им мировое сообщество. Форум организован Фондом Первого президента РК - Елбасы и казахстанским Министерством иностранных дел. На конференцию прибыла представительная делегации афганских женщин, которые обсудили пути взаимодействия с представительницами деловых кругов нашей страны. Накануне конференции в столице Афганистана побывал корреспондент сайт и поговорил с женщинами, которые каждый день отстаивают свои права.

Большинство женщин в Афганистане полностью зависимы от мужчин / Фото Григория Беденко

Сколько людей сегодня проживает в Афганистане, точно не знает никто. Предполагается, что население этой крайне нестабильной азиатской страны насчитывает около 34 миллионов человек. Из них более половины - а это 17 миллионов - составляют женщины. Их права, а точнее, полное отсутствие каких-либо прав во время правления в стране теократического режима талибов стало одной из главных мировых гуманитарных проблем начала XXI века. Сегодня афганские женщины постепенно возвращают себе утраченную социальную роль, но это весьма непросто.

Главное занятие афганцев - торговля / Фото Григория Беденко

Говорить о мире в Афганистане, спустя почти 17 лет после свержения "Талибана", не приходится. Мира в стране как не было, так и нет. Население подвергается постоянным террористическим атакам. Относительно хрупкое благополучие установилось в городах, но и то благодаря присутствию иностранного военного контингента и активной помощи из-за рубежа в различных сферах. Самостоятельно себя поддерживать и обеспечивать хотя бы элементарную безопасность Афганистан сегодня не в состоянии. На этом фоне возникают серьёзные опасения за будущее самой незащищённой части афганского общества - женской.

Кабул сегодня / Фото Григория Беденко

Что же говорят сами афганские женщины относительно своей дальнейшей жизни в этой стране?

Лия Джавад, руководитель правозащитной организации афганских женщин / Фото Григория Беденко

Лия Джавад

Лия Джавад возглавляет женскую правозащитную организацию. Живёт и работает в Кабуле.

Я родилась и выросла в Кабуле. Когда мне было 15 лет, моя семья уехала в Пакистан, где мы прожили в статусе беженцев 20 лет, - рассказывает Лия. - После событий 2001 года мы вернулись на родину и сейчас живём в Кабуле.

Житель Кабула на горе Раббани / Фото Григория Беденко

Всё моё детство для меня было очень радостным, потому что у меня была большая дружная семья. Мы жили вместе с родственниками отца. Нас, детей, было много в доме. Семья наша очень образованная. Мой отец был на тот момент профессором Кабульского университета. В 7 лет я пошла в школу, но не смогла полностью закончить 12-летнее образование, так как тогда было принято выдавать девочек замуж в раннем возрасте. Я вышла замуж, а потом мы переехали в Пакистан.

Государственный флаг Афганистана развевается над Кабулом / Фото Григория Беденко

В Пакистане я закончила вуз по специальности "Экономика". 12 лет я преподавала в университете. Возможности задумываться о том, чем я занимаюсь сейчас, тогда не было. В 2002-м году, когда режим талибов был свергнут, мы переехали в Афганистан, и тогда я начала думать о том, что необходимо поднимать некоторые проблемы, которые на протяжении долгих лет замалчивались. Первым нашим шагом было открытие школы в провинции Лагар. Мы открывали учебные заведения подпольно, в домашних условиях, в подвалах. Обучали детей грамоте, не разделяя мальчиков и девочек. В моей семье были большие сомнения, смогу ли я работать, выдержу ли. Очень сильно переживали отец, муж. Они помогли мне выстоять, потому что поступали угрозы и было очень сильное противодействие со стороны фундаменталистов в отношении нашей работы.

Афганские мальчишки на скотном рынке / Фото Григория Беденко

В период правления талибов все школы были закрыты, - продолжает далее г-жа Джавад. - Книги для детей мы привозили на лошадях через горы, нелегально. С приходом правительства Хамида Карзая в 2002-м году мы начали работать официально. Я училась на специальных курсах в Англии в течение трёх месяцев. Там получила небольшой теоретический опыт общественной деятельности. Затем, это был уже 2006-й год, я поняла, что мне необходимо открыть свой офис.

Лии Джавад постоянно угрожают представители движения "Талибан", которое в Афганистане сегодня считается оппозиционным / Фото Григория Беденко

Потом, когда я находилась на конференции в Мазари-Шарифе, на наш офис напали. Позднее я получила угрожающее письмо о том, что я должна прекратить свою деятельность. Нам пришлось переехать в другой, отдалённый район Кабула под названием Кош-Кархан. Там мы вели свою деятельность уже подпольно.

Боевики на улицах Кабула / Фото Григория Беденко

Мне рекомендовали максимально ограничить все передвижения, а также те обращения, которые мы публиковали, призывая к справедливости в отношении тех или иных событий. Целый год мы никуда не выезжали, очень сложно было добираться до работы, домой. Дома была напряжённая обстановка. Корни моей семьи из провинции Лагар. Мы не виделись с родными.

Пожилая жительница афганской столицы / Фото Григория Беденко

Тем не менее мы продолжали свою деятельность, так как в Афганистане всегда есть люди, которым нужна помощь, в первую очередь психологическая. Работа нашего офиса началась с того, что мы начали помогать женщинам, которые овдовели, мужья которых погибли во время войны. Основной нашей задачей было показать, что они могут нормально жить, и вернуть их в общество. Мы помогали этим женщинам получить работу, организовали курсы кройки и шитья. На небольших швейных фабриках, которые есть в Кабуле, мы искали вакантные места, договаривались с хозяевами и устраивали этих девушек на работу. Они могли заработать деньги, содержать детей, - возвращались в общество.

Афганцы не теряют оптимизма / Фото Григория Беденко

Очередную угрозу мы получили в конце 2015 года, - продолжает рассказ афганская правозащитница. - Я и ещё 9 мужчин получили письма от движения "Талибан" с требованием прекратить нашу деятельность. В наш адрес была вынесена фетва. За полгода до этого в одном из домов Кабула мулла убил девочку. Мы собрали пресс-конференцию и призвали власти к тому, чтобы мечеть, из которой был тот мулла, закрыли. При мечети работало медресе. Но никакой поддержки от государства мы не получили. Нам лишь порекомендовали какое-то время пожить за пределами страны. На протяжении шести месяцев мы всей семьёй жили в Индии.

В афганской провинции царят средневековые нравы / Фото Григория Беденко

Я периодически приезжала в Кабул. Старалась поддерживать работу. Мы получали угрозы теперь уже постоянно. Мужу звонили по телефону и требовали, чтобы он на меня повлиял. Мы думали о том, чтобы даже живя в Индии нанять телохранителей себе и детям. Спецслужбы предложили мне приобрести оружие, чтобы я его носила с собой.

Парни возвращаются домой после работы в поле / Фото Григория Беденко

Основа нашей работы состоит в том, чтобы изменить систему предвзятого отношения к женщинам, - рассказывает Лия Джавад. - Я неоднократно посещала Америку, Англию, Голландию. Мне много раз предлагали оформить статус беженца и остаться в этих благополучных странах. У меня есть много друзей, которые использовали эту возможность - уехали. Они постоянно меня уговаривают уехать, чтобы не подвергать опасности семью. Но моё решение работать на благо народа остаётся неизменным. Моя семья оказывает мне моральную поддержку. Все понимают, что Афганистан - это наша родина и мы должны помочь нашей стране.

Вооружённые люди встречаются в Афганистане повсеместно / Фото Григория Беденко

Если считать то, как живут женщины в столице Афганистана, нормой для нас, то можно сформировать неверное представление о ситуации в стране. Даже то, что показывают сейчас средства массовой информации, - это лишь маленькая толика того, что на самом деле происходит сегодня. Удручающая экономическая ситуация, отсутствие хоть какой-то работы в регионах. Нет необходимости говорить, в каком положении находятся наши женщины.

Совсем недавно в уезде Баграми в провинции Кабул была сожжена молодая женщина. Виновным в преступлении оказался её муж. Как стало известно, муж этой женщины является государственным служащим. И врач, лечивший эту женщину, обратился к начальству мужа с предложением подать в суд, чтобы были какие-то юридические последствия этого преступления. Однако ответ был такой: "Если вы не замолчите, мы убьём всю вашу семью!"

Фото Григория Беденко

Сегодняшняя ситуация такова, что в стране очень много разводов, несмотря на то что Афганистан - исламское государство. Есть даже случаи, когда супруги разводятся через месяц после свадьбы. Для исламской страны это нонсенс, - продолжает Лия. - Далеко не все женщины могут спокойно жить дальше после развода. Такие женщины находятся под мощным давлением окружающих. Лишь единицы - достаточно состоятельные или образованные - могут повторно выйти замуж, родить детей. Но, как правило, женщина у нас после развода остаётся одна до конца жизни. Менталитет нашего народа таков, что вся вина за развод ложится на женщину. Согласно законам, дети до восьми лет должны оставаться с матерью и только после этого могут перейти под опеку отца. Но реальная ситуация такова, что детей забирают. В настоящее время мы помогаем таким женщинам. В нашем МВД есть специальное подразделение по борьбе с насилием против женщин. Туда очень часто обращаются, и мы помогаем пострадавшим довести дело до суда, чтобы официально оформить развод, и чтобы дети по возможности остались при матерях.

В сельской местности Афганистана существуют традиции, которые могут показаться дикими жителю цивилизованной страны / Фото Григория Беденко

Есть у нас такая традиция "бача-пуш". К счастью, она не получила широкого распространения. В силу нашей ментальности афганский народ очень любит мальчиков в семье. Когда рождается мальчик - это большая радость, родители делятся ею со своими близкими, друзьями и соседями. Когда рождается девочка, многие воспринимают это как трагедию. Традиция "бача-пуш" получила развитие в тех семьях, где много девочек. Если положение не позволяет взять вторую, третью жену, чтобы они родили мальчиков, семья принимает решение переодеть одну из девочек в мужскую одежду, дают ей другое имя. И она становится мальчиком. Все соседи в округе видят, что в этой семье есть мальчик. Всё меняется с возрастом. Когда у девочки появляются отчётливые женские черты, многие семьи запирают этих детей дома, никуда не пускают. И такие дети потом вырастают с больной психикой.

Рождение мальчика - большая удача для афганской семьи / Фото Григория Беденко

По словам правозащитницы, с 2001-го года в Афганистане отмечаются положительные изменения. Но только в крупных городах. Если смотреть на ситуацию с правами женщин, то можно сказать, что женщинам удаётся реализовать около трети своих прав. Но во многих провинциях, уездах и по сей день нет даже элементарных школ, где могут обучаться дети, не говоря уже о девочках.

Афганские бойцы в кишлаке Гузар / Фото Григория Беденко

Я сама каждый день молюсь за будущее Афганистана, - говорит Лия Джавад. - Но, к сожалению, реалии таковы, что мне оно видится сейчас достаточно смутным. И ожидания достаточно пессимистичные. В первую очередь из-за того, что Афганистана сегодня не может обеспечить свою безопасность. У нас нет налаженного производства, мы вне экономического рынка. Мы не можем существовать без иностранной помощи. Американское руководство вынесло на рассмотрение вопрос о полном выводе иностранного контингента из страны. Причина в том, что ежегодно тратится порядка 48 миллионов долларов на его содержание. Исследования показали, что если ввести в страну частные военные компании, расходы сократятся до 8 миллионов долларов.

Если иностранные силы выйдут из нашей страны, не исключено, что Афганистан столкнётся с мощнейшим кризисом. В настоящее время, несмотря на то, что в Афганистане есть крупные месторождения полезных ископаемых, страна не способна их самостоятельно разрабатывать. Нам необходима международная помощь, в первую очередь - в обучении специалистов. К сожалению, сейчас большая часть нашей молодёжи, которая получила образование в стране или за рубежом не может найти работу. Уровень безработицы растёт, и несмотря на официальные заявления властей, большая часть населения находится за чертой бедности. Я уверена в том, что если иностранная помощь перестанет поступать в Афганистан, ситуация серьёзно усложнится. И в самом ближайшем будущем Афганистан столкнётся с крупным кризисом, - убеждена правозащитница.

Кабульский пейзаж / Фото Григория Беденко

Супруг Лии Джавад - преподаватель Кабульского медицинского университета. У неё шестеро детей - двое мальчиков и четыре девочки, а также восемь внуков. Две дочки живут за рубежом. Одна из них окончила американский университет по специальности "Финансы и бухгалтерия". Все дети получили образование. Младший учится на пятом курсе медицинского университета. Первое образование Лии было экономическое. Но сейчас работа требует знания права, поэтому она изучает юриспруденцию.

Хасина Маджиди, афганская предпринимательница / Фото Григория Беденко

Хасина Маджиди

Хасина Маджиди работает в местном представительстве ООН, а также владеет собственной швейной мастерской.

Я родилась в провинции Парван, - рассказывает девушка. - Семья моя по местным меркам считается интеллигенцией. Живу с матерью и отцом. Практически всё своё детство я провела в Иране в связи с тем, что талибы захватили мою страну. Там я закончила начальную среднюю школу. Когда власть "Талибана" свергли, мы вернулись, и я закончила школу уже в Афганистане. Конечно, любое детство имеет свои яркие воспоминания, у меня их тоже немало, но, к сожалению, всё у меня связано со статусом беженца в чужой стране. Мы постоянно переезжали из одного города в другой.

В швейной мастерской Хасины / Фото Григория Беденко

Хасина не замужем, живёт с родителями, младшими братьями и сёстрами. В семье шестеро детей.

Хасина обеспечила работой шесть афганских женщин / Фото Григория Беденко

В 2010 году я закончила школу, потом поступила в вуз по специальности "Английская литература", - рассказывает Хасина. - В 2016-м году закончила вуз, но, к сожалению, не работаю по этой специальности, а занимаюсь своим небольшим бизнесом.

Девушки шьют на заказ одежду и различные изделия для дома / Фото Григория Беденко

Идея открыть свой бизнес пришла в 2014-м году. Так сложилось, что надо было зарабатывать деньги. После окончания обучения я переквалифицировалась, открыла свой небольшой швейный цех. Основная идея была в том, чтобы не только я, но и другие женщины могли иметь работу. В настоящее время я также являюсь сотрудником местного представительства ООН, но это не мешает мне работать здесь. Ко мне приходят женщины, которые хотят работать, но по каким-то причинам не могут устроиться где-то в другом месте. Лично моя цель - расти дальше, чтобы показать обществу, на что способна афганская женщина.

Девочки также учатся работать в мастерской / Фото Григория Беденко

Конечно, в частном бизнесе очень много сложностей, - продолжает Хасина Маджиди. - К сожалению, сейчас мы не чувствуем поддержки государства. Было бы неплохо получить какую-то организационную помощь. С 2017 года я невольно стала основной опорой в семье. Помогаю родителям, братьям и сёстрам. Мы понимаем, что сейчас роль и место женщин в афганском обществе незначительная. Но мы стремимся исправить это.

Хасина считает, что главное для афганской женщины - это образование / Фото Григория Беденко

Сейчас по сравнению с прежними годами статус женщины в Афганистане значительно изменился. Женщины представлены и в государственном, и в частном секторах, и в международных организациях. Это большое достижение для нас. Необходимо и дальше расширять такие возможности. Афганистан - это моя родина. Очень хотелось бы верить, что страна выйдет из того кризиса, в котором мы пребываем сейчас. В первую очередь надо менять менталитет самих женщин. Многие наши женщины сами уверены в том, что их место дома. И здесь выход прежде всего - образование, в том числе и с иностранной помощью. Образованная женщина сама выберет, что ей интересно и в какой сфере она может дальше развиваться, - считает Хасина Маджиди.

Адела Раз, заместитель министра иностранных дел Афганистана / Фото Григория Беденко

Адела Раз

Адела Раз занимает должность заместителя министра иностранных дел Афганистана по экономическим вопросам.

Если говорить о женщине в нашей стране сегодня - она сильна и очень серьёзно вовлечена в общественную жизнь, - рассказывает Адела . - Когда я впервые выехала за границу из Афганистана на учёбу, тогда действовал режим "Талибан". В те годы женщина не то что учиться или работать - из дома не могла выйти. Если бы меня тогда спросили, будет ли афганская женщина представлять интересы своей страны в мире, я бы однозначно сказала "нет". Но сегодня всё изменилось, есть поддержка женщин со стороны афганских властей в политике, общественной жизни. Сегодня женщины представлены не только в государственном, но и в частном секторе. Но тем не менее мы сталкиваемся с серьёзными вызовами, о которых вы хорошо знаете. Главный из них - неприятие растущей роли женщины определённой частью общества.

Министерство иностранных дел Афганистана - здание советской постройки / Фото Григория Беденко

У нас есть некоторые положительные изменения в различных сферах - в образовании, медицине и т.п. Я уверена, что борьба за свои права, которую ведут наши женщины и которая будет продолжаться, принесёт положительные результаты. Но на это необходимо время. Хочу также отметить, что права женщин сегодня ущемляются не только в Афганистане, но и в регионе Южной Азии в целом. Существуют определённые вызовы в политике и в экономике.

Мальчик из Кабула / Фото Григория Беденко

Очень важную роль играет экономическая независимость женщины, - продолжает г-жа Раз. - В Афганистане женщины сильно зависимы от мужчин, которые содержат семьи. Наши власти концентрируют внимание на развитии частного сектора для наших женщин. К счастью, в этом отношении у нас развитие идёт неплохо. Женщины сегодня имеют собственный бизнес и поддерживаются правительством.

Фото Григория Беденко

Наш президент Ашраф Гани всегда подчёркивает, что женщины являются важнейшей составляющей афганского общества, - говорит Адела Раз. - Главной темой конференции в Астане является экономическое развитие женщин Афганистана. Практически на всех подобных мероприятиях, которые проходили ранее, не учитывались мнения афганских женщин. Но на этот раз всё по-другому. Хочу поблагодарить за это правительство Казахстана.

Вертолёт над зданием американского посольства в Кабуле / Фото Григория Беденко

Хотелось бы ещё поблагодарить правительство Казахстана и за предоставление образовательных грантов для афганской молодёжи, в том числе для афганских девушек. Я надеюсь, что эта программа будет продолжена. В состав нашей делегации входит директор независимого департамента профессионально-технического образования. Она будет разговаривать уже конкретно о том, по каким специальности необходимо будет предоставлять гранты в перспективе. Мы сегодня остро нуждаемся в профессиональных кадрах, в том числе, женщинах, имеющих хорошее образование. Афганистан - развивающая страна, нам необходимо все, прежде всего специалисты в сфере медицины и образования, - считает Адела Раз .

Представляем вниманию наших читателей документальный фильм о борьбе афганских женщин за свои права, часть материала для которого наш корреспондент Григорий Беденко снимал во время командировки в Кабул. Оператор Эдуард Галеев .

Strana media team по заказу Фонда Первого Президента РК - Елбасы.

72

Профессор университета Билл Подлич из Аризоны сделал целую серию снимков в 1967 году, пока жил и работал в Афганистане со своей семьей - женой и двумя дочерьми. Потрясающие фотографии Афганистана 1960-х годов настолько отличаются от нынешних образов истерзанного войной государства, что кажется, это две разные страны.

Доктор Билл Подлич снимал на фотопленку "Кодахром". На его снимках Афганистан предстает перед нами как спокойная и умиротворенная страна, которую скоро уничтожит режим "Талибана".


Дочери профессора Билла Подлича Джен и Пег в садах Пагман, которые являлись одним из самых популярных мест отдыха в Кабуле. Сады были полностью разрушены во время войны.


Афганские школьницы идут домой. Девочки, так же как и мальчики, учились в школах и носили школьную форму, поступали в университеты. Женщины редко надевали паранджу в крупных городах. Сейчас в Афганистане женщины обязаны носить паранджу, появляться только в сопровождении своего мужа или родственников, а образование для женского населения не приветствуется.


Вполне себе счастливые люди собрались на большегрузных автомобилях, которые использовались как трибуны.


Мужчины отдыхают в тени. Внизу видно поселение, которое на протяжении многих веков является центром гончарного искусства.


Сестры держатся за руки, Кабул.


Одна из дочерей профессора на местном рынке в городе Исталиф, который являлся одним из самых красивых мест в стране. Город был уничтожен во время войны.


Во время урока в американской международной школе в Кабуле, которую посещали дочери профессора.


Мужчины на пикнике пьют чай и слушают музыку.


Очередь на заправочной станции.


Мальчик украшает торты.


Люди купаются в реке Кабул.


Школьники танцуют на площадке для игр.


Юные афганцы возвращаются домой. На заднем фоне - потрясающий пейзаж.


Афганский учитель.


Парковка перед американской международной школой в Кабуле, в которой учились дочери профессора Подлича. Школы тоже больше не существует.


Одна из дочерей профессора - Пэг.


Студенты педагогического колледжа в Кабуле.


Мечеть Шах-до-Шамшира (повелителя двух мечей) в Кабуле. Именно около мечети в 2015 году толпа линчевала 27-летнюю Фарханду Маликзаду после ее спора с торговцем амулетов, который обвинил женщину в сожжении Корана. Этот случай показал реальную ситуацию в отношении прав женщин в Афганистане.


Мужчина готовит сладкий десерт джалеби на открытом огне.


Во время урока по химии.


В автобусе, идущем из Кабула в Пешавар, Пакистан.

Королевский холм в садах Пагман.


Во время ремонта дорог.


Парад афганской армии в Кабуле.


Тоннель Саланг, который соединяет северную и южную части страны, был построен советскими специалистами в 1964 году под труднопроходимым перевалом Саланг.


Все, что осталось от одной из статуй Будды в Бамианской долине, которая была возведена в VI веке нашей эры. В 2001 году обе статуи были разрушены талибами.

dailymail.co.uk/bigpicture.ru

Международному дню солидарности трудящихся женщин всего мира посвящается этот пост.

До конфликта и гражданской войны положение женщин в Афганистане было неплохим. Афганские женщины получили право голоса в 1919 году, в 1950-х отменили ношение паранджи, а в 1960-х годах женщины добились равенства, которое было закреплено законодательно - в Конституции Афганистана.

Два либеральных правителя

«Женский» вопрос возник в Афганистане около 120 лет назад. В 80-х годах XIX века страной правил эмир Абдур Рахман-хан, и он первым предпринял попытки запретить ранние и насильственные браки, законодательно закрепить права женщин. Жена эмира подавала собственный пример: не носила чадру, представляла мужа на заседаниях суда, каталась на лошади, участвовала в политической жизни. Абдур Рахман-хан хотел дать право женщине инициировать развод.

В 1920-е годы, после англо-русского соглашения, который гарантировал независимость Афганистана, правящий эмир Аманулла-хан, внук Абдур Рахмана, начал модернизировать Афганистан. Он провел политические и социальные изменения, которые расширяли личную свободу и гарантировали равные права всех афганцев. Социальные реформы дали возможность женщинам и мужчинах носить западную одежду.

Его жена, королева Сорайя, призвала женщин стать свободнее, и подавала свой пример. В 1926 году Сорайя обозначила свое мнение о положении женщин: «не думаю, что наши женщины созданы только для того, чтобы служить мужчинам. Женщины также должны принимать участие в общественной жизни, вносить свой вклад в развитие Афганистана, и этот вклад невозможно сделать без знаний. Поэтому я считаю, что необходимо давать женщинам знания».

Амануалах Серадж аль Банет, участница борьбы за права женщина, была согласна с Сорайей: «знание не должны быть монополизированы мужчинами. Женщины заслуживают того, чтобы быть образованными».

В 1920-е эмансипация женщин идет по всему миру, и афганки принимали участие в этом движении. В 1921 году была открыта первая школа для девочек «Мастурат». Среди выдающихся выпускниц были будущие министры, члены правящего совета и профессора университетов. В 1923 году женщинам юридически предоставили права на свободу в выборе супруга.

В 1928 году первая группа афганских женщин покинула страну, чтобы посещать школу в Турции. Одна из них была матерью основательницы афганской женской организации в Торонто, Адины Ниязи. Адина вспоминает: «Моя мать чувствовала, что ей очень повезло, ведь она одна из первых афганских женщин получила образование за рубежом».

Положение женщин в 1960-х

После того, как женщины получили право получать высшее образование, в 40-х и 50-х годах появилось много учителей, врачей и медсестер. Много женщин училось на юридическом факультете Кабульского университета. К 1960-м годам женщины могли свободно двигаться без паранджи по улицам Кабула без сопровождения мужчин.


Женщины получали высшие государственные посты, первые женщины-сенаторы были назначены 1965 году. В период 1966-1971 году 14 женщин получили пост судей исламской юрисдикции. В этот период появилось много технических специалистов-женщин, административных работников-женщин, афганки работали в Министерстве здравоохранения и образования. Были женщины и в полиции, армии, они работали в авиакомпаниях и в промышленности: текстильной, керамической и пищевой. Были даже афганки-частные предприниматели.


В 1973 году Мухаммед Дауд стал во главе Афганистана. В это время фундаменталистские экстремисты начали работать против Дауда и его реформ.
Важным периодом в развитии курса на улучшение положения женщины были и 80-е годы, период так называемого коммунистического правления и присутствия в Афганистане советских войск. Работали программы по борьбы с неграмотностью среди женщин.


Для них создавались специальные образовательные и профессиональные курсы, возможность получать высшее и среднее специальное образование за рубежом. Афганки могли устроиться на работу в государственные структуры, при равной с мужчинами оплате труда. Все эти мероприятия способствовали повышению уровня самосознания афганок, их вовлеченности в общественную жизнь.

Книжный магазин в Кабуле в годы "советской оккупации":


Мода в Афганистане

В 1960-е больше двух третей женщин Кабула одевались на западный манер. Афганское пальто стало визитной карточкой модного Кабула. Одной из культовых фигур афганской моды стала Жанна Бичер. Бичер создала швейную школу при поддержке Vogue Pattern Services - это одна из немногих компаний, которая имеет право копировать модели известных дизайнеров.

В 1969 году молодой дизайнер Сафия Тарзи привлекла внимание журнала Vogue.


Тарзи помогла размыть границы между мужской и женской одеждой, «мешала» западный и восточный стиль в одежде. Разрабатывала тюрбаны и жилеты на западный манер, чтобы их можно было носить с юбками и чулками. В 1969 году был выпущен знаменитый номер Vogue, в котором представили историю афганской моды и назвали «Афганской авантюрой». Помимо моделей и древних руин в номере появилась Сафия Тарзи.

Жанна Бичер после выхода журнала заметила интерес кабульских женщин к западной моде. Она создала план по организации швейной школы в Кабуле, чтобы научить женщин жить одежду по западным лекалам. Жанна Бичер смогла договориться с Vogue Pattern Services, чтобы кампания пожертвовала 200 моделей для школы. Курсы окончили 32 афганки, которые учились шить под руководством дух американских инструкторов. В школе подготовили 15 модельеров, что для того времени было прорывом в области Высокой моды Кабула.

Гражданская война

Однако начавшаяся гражданская война приостановила, а затем, после смены режима, и вовсе повернула вспять процесс социально-политической модернизации Афганистана. Сотни тысяч афганок были вынуждены покинуть родину, многие погибли или были ранены во время боевых действий, стали вдовами. Нищета, социальная и юридическая незащищенность, пережитый психологический шок свели на нет все усилия предыдущих десятилетий.

Последним сокрушительным ударом по гендерному равноправию стал приход к власти талибов, и установление средневекового режима, основанного на слепом следовании буквальному пониманию норм шариата.

В 1994 году талибы появились в Кандагаре, а затем пришли к власти в Кабуле в 1996 году. Они сразу же навязали свои понятия и жизнь женщин по «законам Шариата», хотя это больше напоминало «гендерный апартеид». Женщинам запретили работать, закрывались школы для девочек. Женщины лишись всех прав, которых добивались и над которыми работали в последние десятилетия. Теперь им даже не разрешалось покидать свои дома, они могли это сделать только в сопровождении родственника мужского пола и полностью окутанные в паранджу. Женщины были заключены в тюрьму, подвергнут пыткам и казнены за «моральные преступления», такие как «проституция» и «неверность», их часто избивали талибанские полицейские за то, что был видны лодыжки или запястья. Департамент талибов по поощрению добродетели и предотвращению порока становился все более мощным, и находил новые способы наказания за несоблюдение правил в отношении женщин и девочек.

Женщины – это товар, который передается от отца к мужу. Афганка не может себе позволить почти ничего, в том числе и выйти на улицу без мужчины, заговорить с прохожим. Она будет женой того, кого выберут ей родители, и тогда, когда они захотят.

Тут становятся мамами в подростковом возрасте, ежедневно умирают при родах, стыдятся дочерей, клеймят позором тех, кто не способен подарить мужу сына.

Отправляясь в Кабул, журналист Дженни Нордберг не рассчитывала, что знакомство с афганкой-политиком Азитой откроет для нее совершенно другой мир с дикими для современного общества традициями.

В семье Азиты четыре дочери, но одна из них – сын. Это явление носит название «бача пош». Для многих афганок лжемальчики становятся спасением от позора и сплетен – самых сильных орудий общества, в котором не существует прав женщины. Если твоя репутация будет испорчена, не пожалеют даже родные, они же могут забить камнями…

Здесь в каждой школе есть одна-две девочки, переодетые в мальчиков. В будущем им предстоит стать настоящими женщинами, если их психика сможет адаптироваться к такой «смене пола». Подобная практика не фантастика, это норма, коллективная ложь во спасение, которая существует столетиями, но о ней не принято говорить вслух.

Книга Нордберг «Подпольные девочки Кабула» показывает не изнанку, а реальную жизнь женщин в одной из самых закрытых стран мира. Она неприятная, отталкивающая и местами нечеловеческая. Подобные вещи хочется забыть сразу после прочтения. Но это не сборник ужасов из разряда «как страшно жить», а другая, привычная другим людям реальность, окунувшись в которую заново осознаешь ценность простых, обыденных для тебя и невероятных для сотен тысяч женщин Афганистана вещей.

У нас есть свобода и мы сами как личности, а не как чья-то собственность.

«Подпольные девочки Кабула». Глава 4

Здесь заботятся о каждом изможденном, с запавшими глазами ребенке, внутрь приглашают каждую беременную женщину. Мужчины будут ждать снаружи, рядами рассевшись на скамьях вдоль желтой каменной стены на фоне заснеженных гор, в то время как в больнице решается судьба их семей. Большинство одето в типичную деревенскую одежду, состоящую из белых хлопчатобумажных брюк, кафтанов и закрученных тюрбанов, с открытыми сандалиями или пластиковыми тапочками-сланцами, даже в самую ледяную зиму.

Внутри же смуглые, раскрашенные хной руки стягивают с тел и лиц бурки, хиджабы и платки. Эти руки часто выглядят старше, чем лица под одеждой – лица с нежными щеками и глазами, еще не обведенными морщинами. Некоторые будущие матери сами лишь достигли подросткового возраста.

Каждые несколько часов старания какой-нибудь женщины родить сына завершаются здесь, внутри отделанной белым кафелем палаты, где три гинекологических кресла покрыты черными пластиковыми мешками. Младенец мужского пола – это победа, успех. Младенец женского пола – унижение, неудача.

Барановская написала книгу об Аршавине

  • Подробнее

Мальчик - бача, так называют ребенка-сына. Девочка - «другая», дохтар. Дочь. Женщину, которая возвращается домой с сыном, могут чествовать церемонией нашрах, во время которой играет музыка и возносятся молитвы. Гостей будут обильно кормить и поить. Новоиспеченной матери преподнесут подарки: дюжину кур или несколько фунтов сливочного масла, чтобы помочь ей кормить грудью своего маленького сына - пусть тот растет здоровым и сильным. Она получает более высокий статус среди женщин. Та, что способна рожать сыновей, - успешная, достойная зависти женщина; она - воплощение удачи и образа хорошей жены.

Если же рождается дочь, молодая мать нередко покидает родильное отделение в слезах. Она вернется в свою деревню с опущенной от стыда головой, и, возможно, ее станут высмеивать родственники и соседи. Ей могут несколько дней отказывать в пище. Муж может избить жену и выгнать из дому, ей придется спать вместе со скотиной в качестве наказания за то, что принесла в семью еще одно бремя – дочь.

А если у матери новорожденной уже есть несколько дочерей, над ее мужем станут потешаться как над слабаком, с которым отказывается сотрудничать природа, называя его мада пошт. Перевод: «тот, чья женщина родит только девочек».