Детская агрессия и жестокость и ее профилактика. К психологическому насилию относятся

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели.

Поэтому на первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактики - мер по снижению вероятности проявления актов системы насилия в учебных заведениях. Для создания такой системы необходимо выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведения.

Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Скажем, следует ли считать насилием требования педагога к школьникам о том, чтобы они выполняли домашние задания? И вообще, как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?

На наш взгляд, данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом. Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и, вполне гуманными воспитательными задачами.

1. Уровни профилактики жестокости в школьной среде

Профилактика - система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий.

Первичная профилактика

Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания.

Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.

Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

* Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

* собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

* умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

* осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

* формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

* формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

* формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

* формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

* формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;

* формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

* формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

6. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:

* навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

* навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

* навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

* навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

* навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

* навыков бесконфликтного и эффективного общения.

Вторичная профилактика:

*раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;

*исследование генограммы семьи;

коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родителъских границ;

наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

насилие подросток жестокость

2. Программа профилактики жестокости среди школьников

Цель программы - выявление уровня нравственности детей младшего школьного возраста, профилактика жестокости и агрессивности детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Изучение нравственных ценностей учащихся начальных классов.

2. Формирование нравственных основ личности младшего школьника.

3. Вовлечение младших школьников во внеучебные виды деятельности (игровое взаимодействие, предметно-практическая деятельность, охранно-защитная деятельность).

4. Формирование гуманистического отношения детей к окружающему миру вцелом.

Ожидаемые результаты:

Предотвращение жесткости и агрессивности у детей младшего школьного возраста по отношению к окружающей природе и своим сверстникам; - повышение уровня нравственной воспитанности детей.

Участники программы: младшие школьники и их родители, учителя начальных классов, социальный педагог.

Условия реализации программы:

1.Высокий уровень психолого-педагогической компетентности педагогов общеобразовательной школы. 2.Достаточное материально- техническое оснащение. 3.Совместные усилия педагога, семьи, микросоциума.

Заключение

За последние десятилетия в России произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Список литературы

1.Профилактика жестикости и агрессивности в школьной среде и способы её преодоления Составлено Мальцевой О.А., к.пс.н., доцентом кафедры педагогики и андрологии ТОГИРРО. http://nsportal.ru/

2. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002

3. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

4. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. -М..ВАКО, 2005-2008 с.-(Педагогика. Психология. Управление

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность школьного буллинга, его структура, формы выражения, условия и механизмы проявления. Психолого-педагогические особенности его участников. Причины проявления жестокости у подростков в условиях общеобразовательной школы. Меры ее профилактики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Характеристика подростковой наркомании, социальные факторы, способствующие ее распространению. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде: виды, стратегии и направления. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Понятие девиантного поведения и его виды. Психолого-педагогические особенности детей раннего подросткового возраста. Особенности работы педагога с обучающимися, демонстрирующими отклонения в поведении в школе. Коррекция жестокости и эгоизма учащихся.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2017

    Семья как объект социальной работы. Социально-психологические особенности неблагополучных семей. Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми. Социальная работа с семьей. Основные формы насилия в семье.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2013

    Виды насилия над детьми. Формы и признаки физического, психического и сексуального насилия, отсутствия заботы о ребенке. Особенности психического состояния и поведения ребенка, родителей или попечителей, позволяющие заподозрить физическое насилие над ним.

    презентация , добавлен 07.02.2016

    Анализ динамики преступности в РФ в последние годы. Статистика убийств в РФ. Общая характеристика виктимности. Виктимные девиации: классификация жертв преступлений. Анализ насилия в семье. Жертвы сексуального насилия. Дети - жертвы насилия.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2005

    Психологическая и профессиональная готовность учителя к конфликтам. Медиация как способ урегулирования конфликтов, профилактический метод, способствующий предупреждению насилия среди учащихся. Пути применения медиации в образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    История возникновения и причины наркомании, психическая и физическая зависимость как ее последствия. Содержание и организация профилактики наркотической зависимости среди подростков в семье и школе. Выяснение знаний и отношения подростков к наркомании.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2012

    Формирование осознанного отношения к школе. Цикл занятий "Здравствуй, школа" как профилактика школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей. Примерный план занятий в интернате и конспекты занятий "Создание Лесной школы", "Школьные правила"

    конспект урока , добавлен 12.03.2012

    Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье, формы его проявления и индикаторы домашнего насилия. Последствия домашнего насилия для развития ребенка: физического, психологического, сексуального, пренебрежение интересами и нуждами ребенка.

Консультация для родителей. Профилактика жестокости и насилия в семье

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает,

что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому

существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.

Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями,

чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям,

противоречащим его устремлениям.

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать

подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается

с проявлениями родительского насилия.

Основная причина недовольства родителей своими детьми - неудовлетворенность их учебной деятельностью - 59 %.

Хвалят детей за выполнение домашнего задания - 38,5 % родителей, а ругают и даже избивают - 30,8 %.

Более трети родителей на вопрос: «Какой Ваш ребенок?» - дали своим детям следующие характеристики: «плохой»,

«неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много хлопот» и т.д. На вопрос: «Почему Вы дали своему ребенку такую характеристику?»

Родители отвечали: «Мы его воспитываем. Пусть знает свои недостатки. Пусть стремится стать лучше».

Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать»,

30 % - месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания.

В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью - крик ради крика, избиение ради избиения.

Наиболее типичные причины жестокости в семье - это, во-первых, традиции патриархального воспитания.

Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе.

Вспомните: «Больше тумаков - меньше дураков».

Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения,

происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь

в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка от стрессов»

зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают,

почему родители на них сердятся.

В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает,

как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются

своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития,

ведут к формированию

у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии,

неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной

незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей.

Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся.

Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями, Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения.

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти.

Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать

и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки

сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.

2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела,

вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких,

расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и так далее.

3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений

(приседаний, прыжков, взмахов руками).

Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним,

если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость,

не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы

и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил

в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка,

не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Консультация для родителей

Профилактика жестокости и насилия в семье

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия -уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями.


«план работы »

ИНФОРМАЦИЯ

о работе, направленной на профилактику жестокого обращения и насилия над детьми

Наименование

мероприятия

Количество мероприятий, проведенных в период с …………………………..

Дата проведения

(указать дату проведения каждого мероприятия)

Форма (метод)

мероприятия

Примечание

(место проведения мероприятия, специалисты СКУ)

Профилактические мероприятия для обучающихся

«Устами младенца» - рассказы детей о семье.

«Моя семья» - художественная деятельность.

рисование

«Я в мире взрослых»

моделирование ситуаций.

«Чтобы не было беды»

игра-тренинг

«Кто такой задира?»

«Учись быть добрым»

сентябрь

«На что я имею право»

(правовое воспитание)

викторина

«Давайте жить дружно!»

«Солнце, тучка, дождик»

диагностическая методика

«Семья» (отношение детей в семье)

«Моя семья»

Рисование

Профилактические мероприятия для родителей (лиц их заменяющих)

«Будь ребенку другом»

анкетирование (консультация)

«Воспитание без физического насилия»

анкетирование (консультация)

«Причины возникновения детской агрессии»

консультация по запросам

«Жестокое обращение с ребенком»

статья на стенде

«Как наказывать ребенка»

сентябрь

«Семейный климат»

«Надо ли ругать ребёнка за плохую успеваемость?»

«Полезные советы родителям о воспитании детей»

«Чужих детей не бывает»

«Педагогические ситуации – способы их решения»

практикум для родителей

«Поговорим по душам»

«Круглый стол»

(беседа с психологом)

«Мы против насилия»

оформление плаката

«Дайте детству состояться»

«Как я воспитываю своего ребёнка»

анкетирование

Классный руководитель:

Просмотр содержимого документа
«родительское собрание»

Профилактика жестокого обращения с детьми

Родительское собрание

Дети – главный подарок для мира,
С ними чудесней земная картина.
Всё понимают, берутся за всё
Лучшее с ними людское житьё
Частенько слабы, неумелы их руки,
Но некогда думать ребятам о скуке.
В движеньях, заботах их время проходит,
Удача к усердным с годами приходит.
В детские годы мечты расцветают,
Взрослые часто об этом не знают.
Надо детишкам права объяснить,
Многому надо их обучить.
Мир станет лучше на нашей планете,
Если счастливыми будут все дети!

Виктор Павлов

Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему как наказание детей. У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

Для начала хочу предложить правила работы на сегодняшний день:

Доверительный стиль общения;

Общение по принципу “здесь и теперь” (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит);

Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников);

Активность, постоянное участие в работе.

Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной темой для обсуждения. Почему возникает недопонимание между родителями и детьми? Как совсем избежать неприятных наказаний и чего ждут от нас наши дети?

Итак, как говорят наши бабушки? “Хорошие детки – дому венец, плохие детки – дому конец”.

Так вот, чтобы наши с вами детки были хорошими, мы должны знать, как подобрать ключики ко всем замочкам в душе ребенка.

Почему же ребёнок не слушается?

С первого года жизни большинство детей постигают, что их спокойное поведение не привлекает к ним внимание родителей, поэтому они начинают вести себя беспокойно. Они кричат, вертятся, толкаются, стучат, бросают предметы и этим привлекают внимание к себе.

Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого! Вот, как порой борются наши дети за наше родительское внимание.

Но, “как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть” (Патрик О’Рури)

Жестокое обращение с детьми - действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Телесные наказания – недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Мы очень часто виним себя за сам факт, как нам кажется, “неизбежного наказания”.

Как сделать так, чтобы наказания нам были не нужны? Сложно? Но есть одни очень мудрые слова: “Наличие детей еще не делает тебя родителем, точно также как наличие пианино, не превращает тебя в пианиста” (Майкл Левин). В университетах этому не учат, а сложности возникают буквально каждый день, поэтому будем вместе повышать нашу “родительскую квалификацию.

Один из нежелательных результатов частого битья – то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей.

В 2010 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций);

около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью.

80% случаев – дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью.

Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

Физическое насилие;

–пренебрежение нуждами ребенка;

Сексуальное насилие;

Психическое (эмоциональное) насилие.

Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

Вот некоторые формы физического насилия:

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

Бывает, что ребенок достал. Действительно достал. А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться. Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму. Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.

8. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

9. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты.

Физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде:

Нанесение ударовпо лицу;

Тряски, толчки;

Затрещины, пощёчины;

Удушения;

Заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;

Избиение ремнем, веревками;

Прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами;

Нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом.

Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом).

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне.

Распознание факта физического насилия над ребенком.

Характер повреждений:

Синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

Ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

Повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

Выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

Участки облысения, кровоподтеки на голове;

Повреждения внутренних органов.

К психологическому насилию относятся:

Угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

Оскорбление и унижение его достоинства;

Открытое неприятие и постоянная критика;

Лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

Предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

Преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

Вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психическому) насилию:

Задержка психического развития;

Невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

Низкая самооценка;

Эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

Избыточная потребность во внимании;

Депрессия, попытки суицида;

Неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

Ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение;

Нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).

Жестокость лучше предупредить, чем с ней бороться. Наиболее сложной частью работы по профилактике насилия в семье является работа с родителями. Насилие в отношении несовершеннолетних зачастую носит скрытый характер и обнаруживается лишь тогда, когда ребенок уже имеет серьезные физические или психические травмы.

Младший школьный возраст:

Стремление скрыть причину повреждений и травм;

Одиночество, отсутствие друзей;

Боязнь идти домой после школы;

Подростковый возраст:

Побеги из дома;

Суицидальные попытки;

Делинквентное поведение;

Употребления алкоголя, наркотиков.

Структуры работы с семьями находящимися в социально-опасном положении. Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается:

1.Сотрудникам органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком.

2.Сотрудникам медицинских учреждений.

3. Сотрудникам образовательных учреждений.

4. Сотрудникам органа опеки и попечительства:

Защита детей государством.

1) Конвенция о правах ребенка.

защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Все мы выросли в семьях, не всегда в полных. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом.

И только в том случае, если поведение родителей или иных лиц, осуществлявших насилие над ребенком, остается без изменений, не взирая на совместные усилия сотрудников органов внутренних дел, опеки и попечительства, врачей, педагогов, родственников и соседей, тогда применяются репрессивно-карательные меры в виде:

привлечения виновных к административной или даже уголовной ответственности;

лишения прав на ребенка;

помещения ребенка в приют, опекунскую, приемную семью.

В Российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Посмотрите вокруг, если Вы видите:

РЕБЕНКА, который побирается;

РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;

РЕБЕНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;

РЕБЕНКА, который не посещает школу;

СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

ФАКТЫ жестокого обращения с детьми;

ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Звоните нам!

Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человеком:

1.Уважение. Идеи вашего ребёнка о том, что является самым важным, могут быть отличными от ваших. Постарайтесь помнить об этом, когда ваш ребёнок хочет сказать вам что-нибудь срочно, даже тогда, когда вы очень заняты.

2.Физическая забота. Это понятие включает в себя тепло в доме, адекватную одежду и достаточное количество еды, вовремя сделанные прививки, лечение, обеспечение безопасности ребёнка и т. д.

3.Похвала и призы. Они помогут ребёнку чувствовать уважение к себе и доверие к взрослым.

4.Внимание. Слушайте детей, и не только тогда, когда они что-то говорят словами, но и тогда, когда они пытаются показать вам это всем своим поведением.

5.Доверие. Дайте знать ребёнку, что вы доверяете ему, и что бы ни случилось, вы ему поверите и поможете,

6.Любовь. Это самое необходимое, в чем нуждается любой человек.

Советы давать… это как касторовое масло, давать легко, но не легко принимать, но, тем не менее, послушайте.

Если ребенок провинился:

- Не принимайте решение в плохом настроении;

После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете и верите в него;

Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

Наказывая ребенка нужно помнить:

Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук совести;

Наказание должно быть не нормой, а исключением;

Правом наказания может пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком;

Не всегда наказывайте сразу после проступка («Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить»);

Не напоминайте о проступке.

Отечеству и обществу нужны крепкие семьи, в которых бы подрастали на радость всем здоровые дети. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в благочестии. Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому:

Родители пример ему.

Коль видят всё и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова:

Легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,

где его любят и заботятся о нем!

Не будьте равнодушными!

Дети не должны быть чужими.

В конце очень хочется ещё раз попросить родителей не ломать своих детей. Наверняка вы не хотите видеть своё чадо трусом или лжецом, или психически неуравновешенным человеком. Подумайте сейчас, когда вы заносите руку над своим ребёнком. Остановитесь! Посчитайте до десяти, успокойтесь, взвесьте ситуацию и сядьте с маленьким человечком за стол переговоров.

На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот – плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Так давайте думать о будущем, а будущее – это наши дети.

В.Г.Белинский

Притча «Уют любви и одобрения».

“Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки.

Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.

Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени”.

Желаю вам уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Мир вашему дому!

Последствия детских наказаний

Если с ребенком подолгу не разговаривали. Лишиться общения - для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чувством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ребенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.

Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым, его угнетает сама перспектива остаться не услышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родители и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.

Если родители применяли телесные наказания. Родители не задумываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две проблемы устрашая ребенка и обеспечивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере.

Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишаете ребенка активной деятельности. Уже начав ту или иную деятельность, он с опаской думает: «А не лучше ли вовремя остановиться, чтобы не попасть под удары?» Его природная спонтанность, но находя выхода, проявляется в неожиданных всплесках неуправляемого возбуждения. Это как раз та энергия, которая могла быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни ваш ребенок и не был приучен.

Если ребенка стыдили при друзьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу , то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник. Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, общественное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

Если родители ограничивали свободу ребенка . Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке. Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками. Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей - надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. – разлучают его с интересным занятием. Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже больше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям. Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.

Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то грязным, постыдным и в какой-то степени опасным. У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправдываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным. Испив горькую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.

Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью. Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги разбивают его хрупкую самооценку. После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь. По поводу и без повода он будет обрушиваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев. Ребенок опасается, что в разгар веселья, если это праздник, прозвучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол». Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.

Если ребенка оставляли без десерта и сладкого, он привыкнет наедаться впрок и иметь все необходимой на всякий случай под рукой. Так зарождается неуемная страсть к накопительству и обжорству. Главная забота ребенка - получать удовольствия без задержек и перерывов. Это приучает ребенка сохранять достигнутые успехи, но отбивает желание стремиться к новым.

Что вместо наказания?

Советы психолога

    Если вы не знаете, как поступить с ребенком в той или иной ситуации, задайте ему соответствующий вопрос. Но не так «Выпороть тебя сегодня за это или нет?», а как бы советуясь: «Если мальчик совершил плохой поступок, как отреагируют на это окружающие?» Ребенок сам даст совет. Или, например, ребенок не хочет надевать теплую шапку, вы вместо насилия или скандала спросите «Как там на улице? Холодно? Что маме сегодня надеть?»

    Детские капризы и упрямство чаще всего возникают на почве дефицита доверия или уважения к личности ребенка со стороны родителей. Попробуйте найти сначала изъяны в себе.

    Чаще хвалите ребенка. Говорите ему «спасибо» за все добрые дела, за помощь взрослым. Этот совет прост, но попробуйте подсчитать, сколько раз в день вы отдали ребенку распоряжение в форме окрика, приказа, запрета. А сколько раз ласково? Сколько попросили у него советов? Контролируя себя, таким образом, число конфликтов с ребенком можно свести к минимуму.

    Любые отрицательные черты характера, привычки можно направить в «нужное русло».

    Если ребенок капризен и из-за этого приходится часто его наказывать, то придерживайтесь следующих правил:

    постарайтесь понять причину каприза, гнева;

    если «сцена» только начинается, постарайтесь отвлечь ребенка (особенно маленького);

    если не удалось отвлечь ребенка, оставьте его на некоторое время в покое, не обращайте внимания на его капризы, старайтесь оставаться совершенно спокойными;

    выберите правильную тактику поведения с детьми и придерживайтесь ее, начиная с самых первых капризов ваших малышей;

    обращайте внимание на свое эмоциональное состояние, если вы нервничаете, то ребенку это быстро передается, а он не умеет сдерживаться;

    никогда не шантажируйте детей. Нельзя утверждать «Если ты не замолчишь, я не буду тебя любить». Таким образом, вы учите ребенка говорить неправду;

    когда ребенок перестанет капризничать, поговорите с ним ласково. Не отождествляйте его с проступком, уверьте, что вы его любите, а вот поступок его вас огорчил.

Насилие с экрана

Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет.

По результатам исследования в США, молодежь проводит у экранов телевизоров от 16 до 17 часов в неделю, начиная с 2-летнего возраста. Если в доме добавляются видеокассеты и видеоигры, некоторые подростки могут проводить у экранов телевизоров от 35 до 55 часов в неделю.

Одновременно с этим, по данным одного из национальных опросов, уже к 1996 году около 5 миллионов американских школьников использовали Интернет. У нас нет основания считать, что опрос среди городских школьников и студентов Кыргызстана дал бы другую статистику. По нашим наблюдениям, старшие школьники и студенты столичных вузов могут проводить за компьютером от 3 до 8 часов ежедневно.

Что же смотрят наши дети? (по Victor С. Strasburger and Edward Donnerstein)

    61% программ содержит насилие;

    26% насилия показывают с применением оружия;

    22,4% всех музыкальных клипов включают те или иные виды насилия;

    Каждый год подростки слышат около 15000 шуток и намеков, касающихся секса.

    Интернет содержит большое количество порнографических сайтов.

    Показ алкоголя, сигарет или наркотиков присутствует в 70% программ, а также в 38 из 40 самых популярных фильмов и в половине всех музыкальных видео.

Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:

    Копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;

    Копируют грубую речь;

    Получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;

    Или же становятся более робкими и боязливыми.

Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями.

Что должен делать каждый родитель, чтобы обеспечить ребёнка всеми нуждами:

    Хорошо и правильно кормите ребёнка, вовремя лечите, одевайте соответственно погоде и возрасту.

    Следите за развитием ребёнка и за успеваемостью в школе.

    В большинстве ситуаций дети в возрасте до 8 лет не должны быть одни, особенно в крупных городах. Даже когда они играют с другими детьми, кто-то из близких взрослых должен присматривать за ребёнком.

    Никогда не оставляйте детей без присмотра в таких местах, как парки или магазины. Не оставляйте их также в машине или около магазина, даже если вы вышли только на несколько минут.

    Если вы находитесь в людном месте, не отпускайте руку ребенка ни на минуту. Не уходите слишком далеко вперед от ребенка.

    Как только ребёнок будет способен запомнить, научите его, как его полностью зовут, адрес и номер телефона. Потренируйтесь с ним, пока не убедитесь, что он запомнил.

    Уже с двух или трех лет вы можете начинать учить ребёнка личной безопасности. Скажите ему очень простым языком, что он никогда, ни с кем не должен уходить, прежде чем не спросит разрешения у родителей.

    Более старших детей научите правильно переходить дорогу, делать покупки и спрашивать у взрослых дорогу, если они её забыли. Дети должны всегда говорить вам, куда они идут, с кем и когда вернутся.

    Запишите себе имена, адреса и телефоны всех друзей, у которых может быть ваш ребёнок.

    В очень людных местах нужно обговорить заранее, где вы встретитесь, если потеряете друг друга (около справочной или кассы № ...), Убедитесь, что ребёнок знает, к кому нужно обратиться за помощью. Это должен быть не просто взрослый, а надежный взрослый - полицейский, взрослый с маленьким ребёнком, работник магазина.

    Помогите воспитать в ребёнке такие качества как самоуважение, используя много поощрений, любви и внимания. Опасные взрослые или те, кто плохо воспитывает своих детей (оставляет их без присмотра, плохо кормит и т. д.), должны быть исключены из круга общения вашего ребёнка.

    Научите ребёнка, что он никогда не должен делать для взрослых то, что им не хочется или не нравится, даже для тех, кого они хорошо знают. Никогда не заставляйте детей целовать или обнимать тех взрослых, с которыми они не хотят делать это.

    Слушайте детей, особенно тогда, когда они стараются сказать вам о вещах, которые их беспокоят. Дайте детям знать, что вы всегда воспринимаете их серьезно и сделаете все, чтобы они чувствовали свою безопасность.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика жестокости»

Консультация для родителей

Профилактика жестокости

и насилия в семье.

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.

Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Проявления жестокости могут быть намеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место в 45-49 % семей. Однако если учитывать подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.д., то практически каждый ребенок сталкивается с проявлениями родительского насилия.

Основная причина недовольства родителей своими детьми - неудовлетворенность их учебной деятельностью - 59 %. Хвалят детей за выполнение домашнего задания - 38,5 % родителей, а ругают и даже избивают - 30,8 %.

Более трети родителей на вопрос: «Какой Ваш ребенок?» - дали своим детям следующие характеристики: «плохой», «неуспевающий», «неаккуратный», «приносящий много хлопот» и т.д. На вопрос: «Почему Вы дали своему ребенку такую характеристику?» - родители отвечали: «Мы его воспитываем. Пусть знает свои недостатки. Пусть стремится стать лучше».

Среди мотивов жестокости родителей по отношению к детям 50 % отмечают «стремление воспитать», 30 % - месть за то, что ребенок приносит огорчения, что-то просит, требует внимания. В более чем 10 % случаев жестокость родителей становится самоцелью - крик ради крика, избиение ради избиения.

Наиболее типичные причины жестокости в семье - это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков - меньше дураков».

Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным - детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.

В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию

у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

Самый тяжелый труд - воспитание человека, и ни один родитель не избежал на этом пути ошибок и трудностей. Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности таким образом очень легко!

Никогда не пытайтесь решать возникшую у ребенка проблему, если Вы не можете контролировать себя.

Успокойтесь. Справиться со своими эмоциями, Вам помогут упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального напряжения.

Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:

1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.

2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и так далее.

3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).

Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.

Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

Оксана Никифорова
Консультация «Детская агрессия и жестокость и ее профилактика»

Цель : указать причины

агрессивного и жестокого

поведения учащихся; факторы,

влияющие на детскую жестокость ;

привести примеры профилактики

детской агрессии и жестокости .

Вопросы для обсуждения :

1. Что такое жестокость ?

Формы проявления жестокости .

2 Причины детской жестокости .

3 Профилактика детской

жестокости .

“Если ребенка учат добру, в

результате будет добро, учат злу

в результате будет зло – ибо

ребенок не рождается готовым

человеком, человеком его надо

сделать”.

В. А. Сухомлинский

Тема нашей встречи серьёзна и трудна и в

последнее время стала очень актуальна.

Это тема проявления нашими детьми

жестокости и агрессии . К сожалению,

эти проявления живут среди нас,

взрослых, и среди детей. Что же это за

явление и стоит ли нам о нём говорить?

Стоит. А раз так, давайте рассмотрим,

что собой представляет агрессия и

жестокость и как мы , взрослые, можем

помочь детям преодолеть её.

Что же такое жестокость ?

Жестокость – это человеческое

чувство не знающее жалости,

сожаления, сочувствия. Это

способность причинять

страдания людям или

животным.

Почему дети равнодушны и жестоки ? – часто

спрашиваем мы. Как помочь детям стать чуткими,

щедрыми, милосердными, как своевременно

поставить заслон жестокости и черствости ? Каждый

из нас хочет воспитать детей так, чтобы из них

получились хорошие люди. Но когда ребенок

становится агрессивным или проявляет жестокость ,

у родителей опускаются руки. Почему малыш так

себя ведет? Дети от природы склонны быть

эгоцентричными. Их некоторые действия просто не

вписываются ни в какие рамки. При этом родители

недоумевают : откуда малыш набрался этого?

Формы проявления жестокости

целенаправленная жестокость

враждебная жестокость

прямая жестокость

косвенная вербальная

жестокость

Особенности жестокого поведения

Жертвами агрессии часто становятся

близкие люди

не все жестокие дети воспитываются в неблагополучных семьях

Жестокость часто возникает

без реального повода

Многие жестокие поступки подростков ,

являются следствием личностного кризиса

Жестокость у детей до трех лет неосознанная.

Родителям может казаться, что малыш

делает это специально и его нужно жестоко

наказывать. Например, ребенок может

швырнуть кошку о стену. Разве ему не жалко

кошечки? На самом деле, малыш делает это

не для того, чтобы ей отомстить. Так он

играет. Дети еще не знают всех ощущений -

от чего бывает больно, а от чего нет. Он

может просто не понимать, что кошка при

этом испытывает боль.

Такая жестокость ребенка – это лишь этап его развития и

формирования личности. Когда он таким же образом

ударит об стенку мягкую игрушку, мама не будет

негодовать, ведь это неживой предмет. Более того,

родители с пониманием к этому отнесутся : ребенок

познает мир. А на самом деле дети одинаково играют и с

живыми, и с неживыми объектами. Разница лишь в том,

что с живыми играть легче. Жестокость деток

дошкольного возраста бессознательна. Это всего лишь

этап развития личности, который он вскоре перерастет.

Другое дело – жестокость осознанная , когда ребенок

целенаправленно причиняет вред другому (всегда более

слабому, получая от этого удовольствие и не испытывая

чувства вины. Крайне важно закрепить навыки

социально приемлемого поведения в дошкольном

возрасте.

Надо отметить, что жестокость дошкольников обычно имеет

иные причины, нежели у детей старшего возраста. Во-

первых, поведение наперекор установкам взрослых

характерно для возраста 3-4 лет в силу того, что ребенок

начинает осознавать свое "я", и при помощи неприемлемого

поведения пытается отмежеваться от остальных. Во-вторых,

жестокость маленьких детей базируется на многих

физиологических основаниях – например, дети со сниженным

болевым порогом просто не понимают, как они могут

причинить кому-то вред, если сами ничего не чувствуют в

аналогичной ситуации. В-третьих, дети подобным образом

реагируют на плохую психологическую обстановку в семье –

ссоры, скандалы, презрение к отдельным членам семьи.

Главное, что до 6 лет подобное поведение в принципе

поддается корректировке. Иногда достаточно лишь того,

чтобы взрослые скорректировали свое поведение.

Наш мир жесток , и дети начинают действовать теми же

методами, что видят вокруг. Родители не показывают

должного примера, а дети прежде всего смотрят на

свою семью. У детей часто возникает протест, если они

видят несоответствие между тем, что говорят родители,

и тем, что делают. Этот протест зреет внутри и может

выливаться в разные проблемы, в том числе в

жестокость . Для ребенка важно, чтобы взрослый был

хорошо чувствует. Самый действенный метод

(впрочем, это применимо почти ко всем детским

проблемам) – личный пример.

Бывает, что добрый ребенок, который плачет над

кошками и собачками, может обижать своих

сверстников. Почему? Собачки и кошечки -

это нечто сказочно-игрушечное, для них

ребенок как покровитель, а детский коллектив

Это некий социум, где надо вести борьбу за

выживание. В детском коллективе нередко

один ребенок другого начинает воспринимать

как конкурента, соперника. Это же и у

взрослых так - собак жалеют, а людей

ненавидят. И выходит, что мы учим детей жить

по закону «джунглей» - это печально.

Агрессивность и жестокость у детей может проявляться если :

Родители не устанавливают правил поведения детей дома.

Не следят за местонахождением детей.

Не применяют соответствующих воспитательных мер

(наказания или поощрения) . Огромное значение в

воспитании детей имеет поощрение : словом, взглядом,

жестом , действием. Очень значимо для человека и

Оно следует незамедлительно за проступком.

Объяснено ребёнку. Оно суровое, но не жестокое .

Оно оценивает действие ребёнка, а не его человеческие

Не пытаются разрешать возникающие

проблемы и кризисные ситуации

с помощью компромиссных решений.

«Золотые» правила воспитания :

Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы

снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные

Умейте принять и любить его таким, каков он

Повиновение, послушание и

исполнительность будут там, где они

предъявляются разумно.

К агрессивным проявлениям в поведении

ребёнка приводит агрессивность семьи .

Жестокость и насилие среди детей – очень страшное явление. Но

есть кое-что действительно ужасное - равнодушие, безразличие

родителей по отношению к своим детям и их проблемам. Именно

это корень всех бед.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер» .

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час» .

Доброта - она от века

Украшение человека…

Спасибо за

внимание.

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям?

Почему дети бывают жестокими

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) , в результате будет зло» .

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей - мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, Интернет, негативные процессы в обществе и проч.) , то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором они вращаются.

«Дети - во всех смыслах - наше будущее.
Если мы не хотим иметь жестокое будущее,
Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем».

Т. Голикова, председатель Счетной палаты РФ

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой - суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых - вложить в него эти знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.

Привлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что-либо. В данном примере прослеживается еще один аспект- агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.

Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.

Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий) . Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять и к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру) , который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого, - мечта любого родителя.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

  • с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;
  • показывайте пример своим поведением. Родители для малыша- единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;
  • говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;
  • постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
  • рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;
  • рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;
  • обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;
  • найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т. д.;
  • показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
  • читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой № 1. Газеты, телевидение, Интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают - жить в жестоком мире или пытаться изменить его. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка- это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.

2. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

3. Дать негативную оценку.

Застав малыша на «месте преступления» , следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять - его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

4. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.

6. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.

7. Объяснять.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

8. Хвалить.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- хорошо, а жестоким, злым - плохо.

9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.

10. Набраться терпения.

Детская жестокость - проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - СПб.: Речь, 2008.
  2. Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. - М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  3. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
  4. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. - М.: РИПОЛ классик, 2003.
  5. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: ИД «Питер» , 2004.
  6. Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. - М., Эксмо, 2006.
  7. Луговская А., Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. - М.: Эксмо, 2006.
  8. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с вашим ребенком. - М.: Рид Медиа, 2013.
  9. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. - СПб.: ИД «Питер» , 2012.
  10. Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком: подсказки родителям и воспитателям. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  11. Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. - СПб.: Литера, 2013.
  12. Энгельгардт Л.О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. - М.: Эксмо, 2012.

Материал подготовила и реализовала Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ «Сказка»