Профилактика детской жестокости. Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде и способы ее преодоления мальцева о.а., к.пс.н., доцент кафедры педагогики и андрогогии тогирро

Нынче количество различных преступлений, совершенных молодежью возросло. Отмечается катастрофический всплеск распространения жестокости среди школьников. Жестокость подростков – это враждебное действие, нацеленное подростком на конкретного индивида или группу лиц с целью доказать свое превосходство, силу и вседозволенность. Является распространённой формой проявления протеста подростка против не понимания, не любви и не принятия его как личности. Личность, которая чувствует себя не нужной, не любимой, не принятой обществом, зачастую оказывает свое аморальное поведение, жестокость, агрессивность, как способ отображения внутреннего мира, страдания, внутренней боли. Стараясь избавиться или разрядить внутреннюю дисгармонию, подросток выражает свои противоречия через жестокое поведение, нацеленное на унижение более слабых индивидов или животных.

Подростковая и детская жестокость зачастую более заметны именно в кругу школьных проблем. По этому учителям и психологическому отделу нужно быть максимально внимательными к ученикам, заметив изменение в поведении субъекта, нужно прослеживать его какое-либо проявление, дабы искоренить зарождение жестокости на раннем этапе.

Так как среда проживания подростка имеет особое воздействие на формирование особенностей поведения в таком важном возрасте, феноменом возникновения подростковой жестокости может быть группа сверстников, в которую попадает ребенок. Неоднократно замечено, что вчера еще спокойный и уравновешенный школьник, сегодня избивает или «травит» какого-то ребенка. Изменения круга общения подростка с не самыми порядочными личностями, способствуют появлению желания у ребенка (даже послушного) доказать свою «крутость», дабы быть принятым. Соответственно результатом может быть развитие жестокого поведения и .

Одной из причин зарождения дисбаланса поведения подростка является природная составляющая, которая непосредственно в период взросления организма индивида подразумевает физические перестроения и психологические, что обеспечиваются выделением и изменением количества гормонов в крови подростка. Скачки гормонов в организме тинэйджера приводят к неспособности индивида контролировать эмоциональные всплески, которые перерастают в проблемные отношения с близкими и друзьями. Сталкиваясь с этими неожиданными переменами, подросток приспосабливается к ним при помощи необъяснимой жестокости и агрессии.

Современная культура, развитие компьютерных игр, их жестокость и безнаказанность заставляют детей перепруживать постоянное напряжение и чувство злости. Психологами-учеными, которые занимаются вопросом изучения влияния игр и культуры на поведение личности, доказано повышение уровня жестокости поведения подростков сильно увлеченных различными видами жестоких игр, фильмов или культурой. Подростковая и детская жестокость напрямую является связанной с увлеченностью компьютерными играми, которые способны даже на разрушение психики индивида, тем более в таком ранимом возрасте.

Агрессия и жестокость подростков

Проблема жестокости подростка и агрессивных проявлений в поведении, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле. Жестокое поведение тинэйджеров, как способ выражения индивидуальности, важности и всемогущества, ставит психологам и обществу в целом непосильные задачи, решением которых занимаются ежедневно. С развитием интернета и других СМИ повышается уровень жестокости среди всего населения, в особенности – подростков. Факт такой взаимосвязи неоднократно доказан, хотя и актуальности эта тема набрала благодаря обсуждениям ее в интернете, в газетах, на телевидении и так далее. То есть существовала агрессия в кругах общения подростков всегда, вот только интенсивность концентрации внимания вокруг нее стала возрастать совсем недавно. Сегодня развитие эффективных способов борьбы с явлением насилия и жестокости находится на достаточно высоком уровне, и существует масса организаций и программ, направленных на уменьшение уровня агрессии: службы примирения, психологические службы поддержки как общественные, так и школьные, внедрение школьной медиации, когда подростки сами выступают в роли посредников в различных спорах и конфликтах, способствуют их мирному разрешению или предотвращению их возникновения.

Агрессия как свойство подростка проявляется в его готовности к такому поведению. Агрессия и жестокость у несовершеннолетних есть индивидуально-личностной характеристикой, которая воздействует на жизнь индивида и жизни его окружающих. Появление таких качеств личности сегодня замечается у представителей обоих полов в равной степени. Нецензурная лексика, курение, алкоголь, развлечения, связанные с оскорблением и травлей других (такое поведение имеет название у американских психологов – «буллинг», теперь часто используемое и в нашей научной парадигме) стали нормой. Зачастую при наказании подростка за его поведение у тинэйджера возникает недопонимание: «почему?», «что он такого сделал, если так делают все».

Предрасположенность тинэйджера к такому поведению бывает осознанной и неосознанной. На базе этого ученые-психологи акцентируют внимание на нескольких типах проявления агрессии: прямая физическая агрессия; обида, ненависть и зависть; косвенная агрессия; вербальная агрессия; негативизм; подозрительность; раздражение; чувство вины. Как жестокость агрессивное поведение зарождается в процессе воспитания и развития индивида. Но почему ребенок даже из благополучной среды воспитания, который учится в хорошей школе, вмиг становится жестокой личностью. Преимущественно – это крик ребенка о помощи, о том, что ему нужно внимание.

Дети, проявляющие агрессивность и жестокость в поведении, обладают низким уровнем интеллектуального развития, склонны к подражательности. У жестоких подростков отсутствуют ценностные ориентации, хобби, преобладает узость и неустойчивость в увлечениях. Такие подростки характеризуются эмоциональной озлобленностью, грубостью, повышенной тревожностью, эгоцентризмом и проявлением крайней самооценки (максимально отрицательная или положительная). Агрессивность и жестокость подростков является средством поднятия собственного престижа, самостоятельности и взрослости.

Профилактика жестокости в подростковой среде

Предупреждение и профилактика жестокого поведения школьников в современном мире принимает не только социально-значимый характер, но и психологический. С целью наиболее результативного построения воспитательно-коррекционной системы профилактики подростковой жестокости, следует максимально углубиться в изучение личностных, психологических, педагогических, социальных факторов, которые обуславливают такие отклонения в действиях личности.

Коррекции и профилактике асоциального поведения школьников в системе образования уделяется очень серьезное внимание. Принимая школу, как этап социализации ребенка и становления как личности нужно отметить, что качество этой социализации напрямую зависти от общей ориентации института образования.

Проблема жестокости подростков считается наиболее рассматриваемой на родительско-педагогических собраниях, на заседаниях психологических служб школы. В большинстве образовательных заведений существуют специалисты, занимающиеся проблемными школьниками: психологическая служба, включающая психолога и социального педагога.

Работа учителей и специалистов психологической службы направлена на профилактику и искоренение противозаконных действий, на исключение необдуманных поступков, на предупреждение развития подростковой и детской жестокости. При всем развитии и квалифицированной помощи ученикам в школе – родители это главные люди, способные воспитать ребенка и выполнить важную миссию в их жизни, дабы не превратить своего ребенка в индивида с жестоким и агрессивным поведением.

Психологи учебных заведений должны проводить работу не только с учениками, предрасположенными к жестокости, но и с их родителями, так же со всеми остальными школьниками, учителями. Только совместная работа, сориентированная на преодоление развития агрессивного и жесткого подведения среди подростков, является эффективной и действенной.

Формирование безопасной среды учащихся – одно из особенных и основных заданий проведения коррекционных и профилактических действий по предупреждению насилия, а также выступит, как решение проблемы жестокости подростков, если таковая возникла. Это условия, при которых в школе максимально сниженные факторы, оказывающие большое влияние в развитие агрессии среди подростков и детей. Коллективно-творческая деятельность учеников школы позволяет сплотить весь коллектив, способствует адаптации новоприбывших учеников и учителей.

Методика коллективного сплочения позволяет снизить потребность проявления насилия в стенах школы и за ней. Совместная деятельность школьников и учителей, направленная на создание атмосферы творчества, повышения уровня трудоспособности коллектива, обучает каждого школьника принимать решения самостоятельно, ответственно. Здоровая атмосфера отношений в школьном коллективе помогает снизить уровень тревожности и агрессивности, так же способствует развитию взаимопонимания и взаимоподдержки школьников любого возраста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели.

Поэтому на первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактики - мер по снижению вероятности проявления актов системы насилия в учебных заведениях. Для создания такой системы необходимо выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведения.

Школа неотделима от общества и несет в себе все те явления, включая негативные, которые происходят в стране. Более того, сама школьная система по своей природе носит явно выраженный насильственный характер. Школа - это учреждение с жесткими нормативными требованиями ко всем членам школьного сообщества и регламентированием жизнедеятельности. Неизбежно встает вопрос: где же та грань, за которой начинается насилие? Скажем, следует ли считать насилием требования педагога к школьникам о том, чтобы они выполняли домашние задания? И вообще, как отличить необходимое педагогическое воздействие от педагогического же насилия?

На наш взгляд, данное отличие лежит не столько в области форм и методов такого воздействия, сколько в сфере целей, преследуемых данным конкретным педагогом. Причем речь идет об истинных личностных целях, которые зачастую прикрываются стандартными и, вполне гуманными воспитательными задачами.

1. Уровни профилактики жестокости в школьной среде

Профилактика - система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий.

Первичная профилактика

Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания.

Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

Формирование здорового жизненного стиля, высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов.

Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

* Я - концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

* собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

* умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

* осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

* формирование самопринятия, позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;

* формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

* формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

* формирование умения контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

* формирование умения осознавать, что со мной происходит и почему, в результате анализа собственного состояния;

* формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилиации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

* формирование умения принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.

6. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения:

* навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем;

* навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки;

* навыков оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;

* навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;

* навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;

* навыков бесконфликтного и эффективного общения.

Вторичная профилактика:

*раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка;

*исследование генограммы семьи;

коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родителъских границ;

наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами.

насилие подросток жестокость

2. Программа профилактики жестокости среди школьников

Цель программы - выявление уровня нравственности детей младшего школьного возраста, профилактика жестокости и агрессивности детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1. Изучение нравственных ценностей учащихся начальных классов.

2. Формирование нравственных основ личности младшего школьника.

3. Вовлечение младших школьников во внеучебные виды деятельности (игровое взаимодействие, предметно-практическая деятельность, охранно-защитная деятельность).

4. Формирование гуманистического отношения детей к окружающему миру вцелом.

Ожидаемые результаты:

Предотвращение жесткости и агрессивности у детей младшего школьного возраста по отношению к окружающей природе и своим сверстникам; - повышение уровня нравственной воспитанности детей.

Участники программы: младшие школьники и их родители, учителя начальных классов, социальный педагог.

Условия реализации программы:

1.Высокий уровень психолого-педагогической компетентности педагогов общеобразовательной школы. 2.Достаточное материально- техническое оснащение. 3.Совместные усилия педагога, семьи, микросоциума.

Заключение

За последние десятилетия в России произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания - это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня - это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Список литературы

1.Профилактика жестикости и агрессивности в школьной среде и способы её преодоления Составлено Мальцевой О.А., к.пс.н., доцентом кафедры педагогики и андрологии ТОГИРРО. http://nsportal.ru/

2. Социальная работа школы с семьей. В.Н. Гуров. Педагогическое общество России, Москва 2002

3. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006

4. Справочник социального педагога. Шишковец Т.А. -М..ВАКО, 2005-2008 с.-(Педагогика. Психология. Управление

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность школьного буллинга, его структура, формы выражения, условия и механизмы проявления. Психолого-педагогические особенности его участников. Причины проявления жестокости у подростков в условиях общеобразовательной школы. Меры ее профилактики.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Характеристика подростковой наркомании, социальные факторы, способствующие ее распространению. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде: виды, стратегии и направления. Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Понятие девиантного поведения и его виды. Психолого-педагогические особенности детей раннего подросткового возраста. Особенности работы педагога с обучающимися, демонстрирующими отклонения в поведении в школе. Коррекция жестокости и эгоизма учащихся.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2017

    Семья как объект социальной работы. Социально-психологические особенности неблагополучных семей. Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми. Социальная работа с семьей. Основные формы насилия в семье.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2013

    Виды насилия над детьми. Формы и признаки физического, психического и сексуального насилия, отсутствия заботы о ребенке. Особенности психического состояния и поведения ребенка, родителей или попечителей, позволяющие заподозрить физическое насилие над ним.

    презентация , добавлен 07.02.2016

    Анализ динамики преступности в РФ в последние годы. Статистика убийств в РФ. Общая характеристика виктимности. Виктимные девиации: классификация жертв преступлений. Анализ насилия в семье. Жертвы сексуального насилия. Дети - жертвы насилия.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2005

    Психологическая и профессиональная готовность учителя к конфликтам. Медиация как способ урегулирования конфликтов, профилактический метод, способствующий предупреждению насилия среди учащихся. Пути применения медиации в образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2014

    История возникновения и причины наркомании, психическая и физическая зависимость как ее последствия. Содержание и организация профилактики наркотической зависимости среди подростков в семье и школе. Выяснение знаний и отношения подростков к наркомании.

    дипломная работа , добавлен 19.08.2012

    Формирование осознанного отношения к школе. Цикл занятий "Здравствуй, школа" как профилактика школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей. Примерный план занятий в интернате и конспекты занятий "Создание Лесной школы", "Школьные правила"

    конспект урока , добавлен 12.03.2012

    Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье, формы его проявления и индикаторы домашнего насилия. Последствия домашнего насилия для развития ребенка: физического, психологического, сексуального, пренебрежение интересами и нуждами ребенка.

Сталкиваясь с проявлениями жестокости у ребенка, взрослые часто теряются. Действительно, как можно представить, что улыбающийся малыш с ямочками на щечках способен мучить котят и щенков, бросаться камнями в птиц, делать больно тому, кто слабее него? Однако подобное поведение встречается довольно часто. Почему маленькие дети бывают жестокими? И главное, как вести себя с ними родителям и воспитателям?

Почему дети бывают жестокими

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) , в результате будет зло» .

Агрессия есть в каждом из нас. Это свойство личности необходимо человеку для защиты себя и своих близких. С возрастом человек учится контролировать свои негативные эмоции, но ребенок, который только начинает познавать мир, не способен справиться с этим самостоятельно. Ему необходима помощь самых близких людей - мамы и папы, которые научат его справляться со своими чувствами, объяснят, как нужно поступать, а как недопустимо.

Жестокость маленьких детей кардинально отличается от жестокости подростков. В большинстве случаев дошкольники не понимают, что причиняют боль, и не сознают последствий своих поступков. Это определенный этап взросления. Кроме того, если на поведение школьника сильно влияет агрессивная внешняя среда (телевидение, компьютерные игры, Интернет, негативные процессы в обществе и проч.) , то дошкольники в силу возраста пока еще избавлены от такого влияния. У них на первом плане семья и ближний круг, в котором они вращаются.

«Дети - во всех смыслах - наше будущее.
Если мы не хотим иметь жестокое будущее,
Мы обязаны противостоять жестокости и насилию в настоящем».

Т. Голикова, председатель Счетной палаты РФ

Очень важно правильно реагировать на жестокое поведение ребенка. С одной стороны, его нельзя игнорировать, а с другой - суровое наказание может привести к еще более серьезным проблемам. Для лучшего понимания ситуации необходимо знать причины таких поступков. Неосознанная жестокость у детей может быть обусловлена рядом факторов. Рассмотрим их подробнее.

Любопытство и непонимание. Детям хочется узнать, как устроен мир, они исследуют окружающие их объекты, чтобы понять и изучить, им очень важно узнать, что находится внутри машинки, куклы, неваляшки. Такому «изучению» подвергается все, что заинтересовало ребенка. Пока еще он не видит разницы между живым существом и игрушкой. Ребенок не понимает, что птичке, котенку, бабочке может быть больно, и причиняет им вред неосознанно, по незнанию. Задача взрослых - вложить в него эти знания.

Подражательство. Малыши изучают не только объекты окружающего мира. Их внимание привлекают разные модели поведения, которые они примеряют на себя примерно так же, как мы примеряем одежду. Дети перенимают поступки взрослых и сверстников, подражают героям мультфильмов, книг, игр. Такая имитация необходима им для понимания того, как вести себя в разных ситуациях.

Компенсация или месть. Часто родители и воспитатели замечают, что ребенок «наказывает» игрушки. Он ругает их за те или иные «проступки» либо черты характера, может применять к ним и физическое наказание. Иногда он переносит подобные действия с игрушек на домашних животных или младших детей в семье. В большинстве своем это связано с поведением взрослых по отношению к нему. Иногда он так компенсирует обиду, нанесенную ему сверстниками. В этом случае жестокое поведение позволяет ему почувствовать себя сильным, могущественным, неуязвимым. Это способ самоутверждения, а также возможность выместить свою злость на тех, кто не может ответить.

Привлечение внимания или манипуляция. В книге А. Луговской, О. Шевниной «Давай дружить!» приводится пример жестокого поведения ребенка, обусловленного желанием заслужить мамину любовь: мальчик мучил котят, потому что мама неоднократно говорила при нем, что ненавидит кошек.

Подобными действиями дети пытаются привлечь к себе внимание взрослых, когда им не хватает родительской любви. Возможно, ребенок просто пытается привлечь внимание взрослых к своим проблемам или заставить их сделать для него что-либо. В данном примере прослеживается еще один аспект- агрессивные высказывания взрослых повышают агрессию у детей.

Протест. Ребенок может проявлять жестокость в ответ на ущемление важных для него потребностей: предположим, у него отобрали какую-то важную для него вещь, вторглись в его личное пространство, сломали его творение и т. д.

Желание быть, как все. Даже у маленьких детей может проявляться так называемый стадный инстинкт (совершение жестоких поступков как результат коллективных действий) . Ребенок, возможно, и не хочет причинять боль другим, но переступает через себя, потому что так делают все в его компании.

Семейная модель поведения. В дошкольном возрасте основным источником знаний для детей является семья. Примеры агрессивного поведения, одобрение и оправдание жестокости, применение к ребенку физических наказаний формируют у него агрессивную модель поведения. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно такую схему отношений он будет применять и к другим.

Выброс энергии. Часто вспышки агрессивного поведения напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. У детей, особенно у активных, накапливается много энергии, которая обязательно должна расходоваться.

Согласно первому закону физики энергия не исчезает бесследно, а ведь у ребенка ее предостаточно. Если запрещать детям играть, бегать, прыгать и даже шуметь и галдеть, то непременно столкнешься с детской агрессией. Организм ребенка найдет именно такой выход из положения, чтобы не «взорваться» от переизбытка энергии.

Иногда дети совершают жестокие поступки без видимых на то причин. Самой целью подобного поведения является осознанное причинение вреда, ребенок намеренно и хладнокровно получает удовольствие от причинения боли живому существу. В этом случае необходимо обратиться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру) , который поможет найти причину и скорректировать поведение дошкольника.

Как предотвратить проблему детской жестокости?

Совершенно неверным является мнение о том, что жестокость и агрессия свойственны только детям из неблагополучных семей. Эта проблема может прийти в любой дом, поэтому работу по профилактике жестокости нужно начинать с самого раннего возраста, ведь воспитать доброго, чуткого ребенка, который всегда протянет руку помощи нуждающимся и не обидит слабого, - мечта любого родителя.

Как избежать проблемы, связанной с жестокостью ребенка:

  • с самого раннего возраста используйте любую возможность, чтобы показать и рассказать ребенку правила поведения в этом мире. Это постоянная и непрерывная работа;
  • показывайте пример своим поведением. Родители для малыша- единственный бесспорный авторитет, поэтому важно, чтобы ваши слова не расходились с делами;
  • говорите ребенку о своей любви, хвалите его за добрые дела, даже если они кажутся незначительными;
  • постарайтесь, чтобы ребенок не видел агрессивной модели поведения ни в реальности, ни по телевизору, ни в Интернете;
  • рассказывайте ему о замечательных животных и их героических поступках, о том, что нужно беречь и охранять все живое вокруг;
  • рассказывайте ребенку о том, что нужно прощать других, тех, кто вольно или невольно обидел его. Такие разговоры положительно влияют на характер малыша и формируют у него правильное отношение к жизни и окружающим;
  • обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные. Они могут выглядеть по-другому, разговаривать не так как он, думать иначе, но все мы живем на одной планете и должны уметь любить и уважать друг друга;
  • найдите ребенку интересное занятие, в котором он сможет проявить себя. Таковым может быть спорт, игры, творчество и т. д.;
  • показывайте хорошие добрые мультфильмы и кинофильмы, слушайте вместе с ним детские песни;
  • читайте и обсуждайте с ребенком книги. Пусть в сказках всегда побеждает добро! Рассуждая о поступках сказочных героев, можно привести примеры из жизни, поинтересоваться мнением самого ребенка. Это поможет сформировать у него понимание того, что такое хорошо и что такое плохо.

В современном обществе человеческая жестокость стала проблемой № 1. Газеты, телевидение, Интернет ежедневно доказывают нам этот факт. Только сами люди выбирают - жить в жестоком мире или пытаться изменить его. Сделать это достаточно просто: с самого раннего детства не допускать проникновения злобы, ненависти, агрессии в жизнь детей. Если каждый взрослый будет учить ребенка добру, то такое понятие, как жестокость, просто исчезнет.

Как справиться с детской жестокостью?

Если проблема появилась, прежде всего нужно успокоиться, не паниковать и не выискивать в ребенке демонические черты, предполагая самое худшее. Это может усугубить ситуацию и решить ее без специалиста будет сложно. В то время как любое отклонение в поведении ребенка- это сигнал о помощи, которую необходимо оказать своевременно. Так с чего же начать?

1. Не игнорировать.

Не закрывать глаза на жестокость ребенка. Не оправдывать его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в его личности могут стать необратимыми.

2. Выяснить причину.

Дети по своей сути очень отзывчивые существа, в них нет злости, они не желают причинять боль. Поэтому каждое проявление жестокого поведения имеет свои причины. Их нужно понять и устранить.

3. Дать негативную оценку.

Застав малыша на «месте преступления» , следует вести себя очень строго и сурово. Он должен понять - его поведение недопустимо и родители очень огорчены.

4. Педагогически наказать.

Каждое недопустимое действие ребенка должно находить ответное противодействие у родителей. Однако физические наказания не только не решают проблему, но и являются одной из причин детской жестокости. Поэтому рекомендуется искать педагогически оправданные наказания. Например: замечание, выговор, лишение чего-то приятного и т. д. Вид наказания выбирается в зависимости от тяжести проступка.

5. Проанализировать стиль семейных отношений.

В дошкольном возрасте влияние семьи на поступки ребенка особенно сильно. Вероятность его агрессивного и жестокого поведения зависит от того, видит ли он проявления агрессии дома. Важно стараться управлять своими негативными эмоциями, учитывать то, что крик, оскорбления, одобрение жестокости, повышение голоса тоже являются проявлением агрессии.

6. Уделить достаточно внимания.

Ребенку очень важно слышать от родителей, что его любят. Поэтому важно не упускать ни одной возможности напомнить ему о том, что папа и мама счастливы быть родителями такого замечательного ребенка, как он, и гордятся им. Важно выслушивать его проблемы, какими бы мелкими они ни казались. Ребенку просто необходимы мнение или совет родителей.

7. Объяснять.

Маленький ребенок практически ничего не знает об этом мире. Он не понимает, почему одно делать можно, а другое нельзя. Родителям нужно все объяснить ему. Если не оговорить с ним причины запретов, то само по себе это воздействие может быть абсолютно бессмысленным.

8. Хвалить.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества ребенка. Это сформирует у него четкое представление о том, что быть добрым, чутким- хорошо, а жестоким, злым - плохо.

9. Предоставить возможность выплеснуть эмоции другим способом.

Иногда ребенку просто необходимо выплеснуть свои чувства. Следует показать ему конструктивные способы выражения гнева и агрессии: устроить бой с боксерской грушей; скомкать, выбросить, разорвать несколько листков бумаги; нарисовать свой гнев и т. д.

10. Набраться терпения.

Детская жестокость - проблема серьезная. Одним словом или одним действием она не решается. Постепенно, если взрослые постоянно ведут работу в этом направлении, ребенок поймет, что такое хорошо и что такое плохо.

В заключение приведем список литературы для родителей и воспитателей, которая позволит больше узнать о затронутой проблеме и вариантах ее решения.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку. - СПб.: Речь, 2008.
  2. Баркан А.И. Ультрасовременный ребенок. - М.: Дрофа-Плюс, 2007.
  3. Барложецкая Н.Ф. Советы опытной няни. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
  4. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. - М.: РИПОЛ классик, 2003.
  5. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: ИД «Питер» , 2004.
  6. Кравцова М., Шевнина О. Маленький разбойник. Как быть, если ребенок плохо себя ведет. - М., Эксмо, 2006.
  7. Луговская А., Шевнина О. Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением. - М.: Эксмо, 2006.
  8. Манелис Н.Г. 5 дней с суперняней, которые научат вас общаться с вашим ребенком. - М.: Рид Медиа, 2013.
  9. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать? Советы психолога. - СПб.: ИД «Питер» , 2012.
  10. Свирская Л.В. 76 рецептов правильного общения с вашим ребенком: подсказки родителям и воспитателям. - М.: АСТ; СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  11. Шапиро Е.И. Дерётся, кусается, ещё и обзывается! Психологическая помощь родителям агрессивных детей. - СПб.: Литера, 2013.
  12. Энгельгардт Л.О. Что такое хорошо и что такое плохо? Книга в помощь малышу. - М.: Эксмо, 2012.

Материал подготовила и реализовала Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог МБДОУ «ДСОВ «Сказка»

История человечества полна страшных событий. Пытки, войны, насилие над детьми и женщинами, пренебрежение стариками — это только отдельные примеры жестокости, которая сопровождает развитие всякого общества. Люди уделяют огромное внимание преодолению агрессивности, считая ее одной из самых важных социальных проблем. Так, создаются всевозможные психосоциальные технологии, которые направлены на предупреждение у людей агрессивности. В нашей стране также есть проблема подростковой жестокости. Профилактика агрессивности детей - это объективная необходимость.

Как самые слабые и наименее защищенные члены общества, малыши первыми становятся жертвами плохого обращения в различных учреждениях, семье. Спустя короткий промежуток времени обществу за это они платят с лихвой. Из статьи мы узнаем, подростков, а также как ее можно скорректировать.

Культ злобы

Существует огромное количество фактов, которые подтверждают, что и в совершенно нормальных семьях иногда вырастают озлобленные дети. Поэтому семейное благополучие не дает гарантии, что ребенок при необходимости протянет руку помощи нуждающемуся. Жестокость подростков причины имеет в основном более глубокие. Часто она возникает из-за школьного воспитания. Не каждый учитель сегодня пойдет на выяснение истинной причины конфликта между учениками своего класса.

У ребенка характер проявляться начинает в раннем детстве. Классному учителю несложно выявить, кто из учеников лидер, кто - «мальчик для битья», а также кто по отношению к остальным людям часто проявляет агрессию. Не стоит игнорировать возникшую в классе накаленную атмосферу.

Известны грустные результаты того, как способна завершиться травля ученика его одноклассниками. Нельзя делать вид, что ничего не произошло. Есть возможность своевременным вмешательством даже спасти жизнь ребенка. Многие подростки, ощущая себя изгоями, находятся на краю самоубийства. Жестокие дети начинают травить ребенка, что абсолютно неприемлемо. Это ситуация, выходящая из ряда вон. Необходимо приложить все педагогическое мастерство для того, чтобы данное положение исправить.

Когда ребенок видит, что на жестокое обращение никто внимания не обращает, издевательства становятся еще более страшными. Нужно собирать класс как можно чаще для разъяснительной беседы, а также постараться найти общие точки соприкосновения и интересы. Зачастую такой контроль дает положительные результаты.

Специфика и причины проявления агрессивности

Личность ребёнка формируется в среде, окружающей его, а не самостоятельно. Особенно важна в этом роль небольших групп, где взаимодействует с остальными людьми. Изначально касается это семьи. Различные авторы выделяют типы неблагополучных семей, в которых проявляется жестокость девочек-подростков (да и мальчиков тоже). Данные классификации дополняют, а не противоречат, иногда друг друга повторяя.

Сочетание факторов

Стоит отметить, что сочетание неблагоприятных психологических, биологических, семейных и остальных социальных факторов искажает образ жизни детей. Для них становится характерным нарушение с окружающими людьми эмоциональных отношений. Они попадают под большое влияние группы лидеров, зачастую формирующей асоциальные жизненные ценности. Образ жизни, культура подростков, среда, и стиль способствуют развитию девиантного поведения.

Отрицательный микроклимат в разных семьях обуславливает появление грубости, отчуждённости, неприязни некоторой части подростков, а также стремления всё делать вопреки воле старших, назло. Это создаёт предпосылки для возникновения демонстративного неповиновения, разрушительных действий и агрессивности.

Семья

Детские психологи и специалисты по всему миру пробуют выяснить причины усилившейся агрессии, которой сейчас подвержены девочки и мальчики-подростки. Они приходят к выводу, что в семье именно в первую очередь происходят процессы, которые способствуют формированию озлобленности малыша. Как ни странно, в основном ее причиной становится родительская слепая любовь.

Если, к примеру, родители опекают и оберегают свое дитя, при этом в нем не видя личности и не ценя его индивидуальность, у него в душе зарождается желание доказать и показать, что он способен делать что-то по-своему и сам. И на данном пути девочки и мальчики-подростки зачастую совершают агрессивные поступки по отношению к людям, окружающим их. Для того чтобы избежать этой ситуации, ребенку нужно давать право выбора, предоставить ему личное пространство, при этом не потеряв контроль.

Отсутствие запретов

Вторым опасным порождением родительской слепой любви считается вседозволенность, которую никакие аргументы оправдать не могут. У ребенка возникает чувство безнаказанности. Игнорирование проступков и исполнение любых капризов не помогут построить нормальные отношения, а также установить связь с другими детьми. Чуть позже это станет причиной деструктивного и агрессивного поведения, и ребенка начнут называть «трудным подростком».

Друзья

Практически все дети критику сверстников воспринимают чувствительнее, чем доводы родителей. Всегда острой остается проблема «плохой компании» - агрессивный и наглый ребенок способен задать пример и тон поведения группе детей, при этом стремление соответствовать его стилю и внутренний диссонанс лишь усугубляют жестокость подростков.

Выходом из такой ситуации будет постепенное развитие новых интересов и ценностей: необходимо «прощупать», что именно интересует ребенка - спорт, танцы, творчество и пр. Он сможет уделять больше времени увлечениям, там обзаведется другими друзьями, в чем его необходимо только поощрять.

Школа

Практически каждый школьник сталкивался хотя бы раз с самыми распространенными сложностями - недопониманием учителей или неприятием одноклассниками. Ребенок, а тем более новичок, таким образом, может стать объектом издевательств и изгоем со стороны остальных учеников по различным причинам - он может быть приверженцем другой религии, принадлежать к другой национальности, быть глупым, умным, с особенностями внешности. Жестокость подростков границ не знает, они могут несправедливо обойтись со сверстниками лишь из-за их непохожести на всех остальных.

По тому же поводу они могут подвергнуться нападкам и со стороны части учителей. Скандальный нашумевший фильм «Школа» Валерии Гай Германики как раз повествует о трудностях сегодняшних учреждений среднего образования.

Интернет, телевидение

Жестокость подростков возросла до пугающих размеров в XX-XXI веках. Специалисты видят причину этого в доступности и распространении интернета и телевидения. Самые захватывающие и популярные фильмы обязательно содержат сцены насилия, сильно влияющие на детскую несформированную психику. Различные компьютерные игры предполагают убийства и сражения для выигрыша. Видеоролики, которые показывают разврат, безответственность и грубость, в интернете есть в свободном доступе.

Нашим детям скучно стало «просто» драться - необходимо это обязательно снять на телефон, после чего видео выложить в сеть. Что делать с этим? Внимание ребенка переключать на другие, конструктивные занятия, а также приводить аргументы в защиту того, что жестокость и агрессивность - это совсем не «круто».

Трудный подросток: выявление

Профилактика жестокости в подростковой среде начинается с выявления эмоционального и психического состояния каждого ребенка путем анкетирования учащихся. При помощи такой процедуры можно выяснить, как часто подростку приходится сталкиваться с несправедливым или жестоким отношением к себе, и другие вопросы.

Ребенок - жертва

Для выявления этой проблемы необходимо внимательно следить за поведением подростка, когда он приходит из школы. Следует обращать внимание на незначительные, малейшие перемены в обычном его поведении. Каждая мать увидит, если вдруг у ребенка исчезло желание бывать в школе, что он временами приходит в рваных вещах, пропал аппетит. Это признаки наличия проблемы. Следует с ним поговорить по душам. Конечно, вывести его на такой разговор будет очень сложно. Не в каждой семье есть доверительные отношения. Следует с малых лет своей дочери или сыну показывать, что родители - это самые лучшие и надежные друзья.

При конфликте ребенка со сверстниками найти выход вместе будет значительно легче. Если он делиться не хочет, необходимо постараться проявлять доброжелательность и осторожность. Не следует выпытывать под давлением информацию. Продемонстрируйте ему, что вы на его стороне целиком и полностью. Вероятно, в этом случае он сочтет нужным попросить помощи, раскрыться.

Ребенок в этом случае опасается, что только усугубит свою непростую ситуацию такими откровениями с близкими. Он полагает, что стремление рассказать все родителям - это показатель слабого характера. Следует убедить его, что это не так.

Вы вместе сможете выбрать адекватное решение, отыскать правильный выход из сложившегося конфликта. Над детскими проблемами не насмехайтесь, заявляя, что это все ерунда. Подобным отношением ранимую юную душу можно сильно обидеть.

Новостные сайты в последнее время буквально переполнены различными материалами о случаях повышенной агрессии у подростков. При этом обилие компьютерных игр с различными элементами насилия и расправы отражается не лучшим образом на психике ребенка. Большое количество подростков после избиения одноклассниками пытались покончить с жизнью. Кроме того, такие сцены, как уже говорилось выше, снимаются на камеру и выкладываются на всеобщее обозрение в интернет.

Как избежать агрессии?

Подростковая и уже стала определенным социальным феноменом. В нынешний момент коррекция агрессивного поведения подростков предполагает задействование всех общественных институтов. При этом начать нужно с семьи, продолжить - в садике и школе, затем привлечь секции и кружки, а закончить уже вузами и рабочими коллективами.

Стоит отметить, что насилие с использованием особой жестокости — это широко встречающееся понятие в уголовном праве. Следовательно, подростки, в особенности достигшие возраста уголовной ответственности, за свои проступки могут быть наказаны.

Но основное количество жестоких подростков не являются социопатами и садистами, а значит, они способны исправиться и без лечебных и исправительных учреждений. Им необходимо поддержка и помощь взрослых, родителей и учителей в первую очередь, потом наставников и тренеров, сознательных старших товарищей.

Конечно, серьезно наказывать нужно не всю группу совершивших насилие над другими детьми, а лишь их лидера, в особенности если тот - явный социопат или садист.

С другими же детьми и их родителями нужно провести профилактические серьезные беседы, а также взять на контроль органами власти.

Кроме того, для улучшения эмоционально-психологического семейного климата, для помощи подросткам и детям в преодолении психологических внутренних проблем хорошо было бы пройти у опытного психолога курс семейных консультаций.

И напоследок…

Подросткам требуется руководство взрослого, который должен обладать авторитетом, харизмой, внутренней силой. В архаичных обществах недаром всегда выдвигались на роль наставников самые яркие, интересные люди. Но сейчас педагогическая сфера с этой задачей справляется не всегда. К счастью, есть еще руководители кружков, тренеры, учителя, обладающие качествами наставника, только вот их все меньше.

Стоит отметить, что агрессия - это не обязательно плохо. Она дает возможность защищать свою территорию, потомство, бороться за жизнь, добиваться цели, преодолевать трудности. Когда агрессия функционирует нормально, она работает, словно вода, крутящая жернова жизни.