Зимние развлечение на прогулке старшая группа. Конспект проведения прогулки в старшей группе «Зима

Конспект наблюдения на прогулке в старшей группе

«Наблюдение за тополем зимой»

Цель: Формирование знаний об особенностях жизни деревьев зимой

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить выделять в наблюдаемых объектах характерные признаки

Расширять и систематизировать знания детей о природе,

Формировать интерес к проблеме охраны природы,

Познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе,

- учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Развивающие:

Развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения,

Развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитывающие:

Воспитывать заботливое отношение к природе.

Воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Ход наблюдения

  1. Вводно- мотивационная часть

Воспитатель подводит детей к тополю и загадывает загадку

Красавцы-великаны

Вошли во все дворы.

С них летом много пуха,

А осенью – листвы.

Их много в нашем городе,

И каждый понимает –

Растут они не просто так,

А воздух очищают. (Тополь).

Воспитатель: Правильно, эта загадка про тополь. А что вы знаете о тополе?

Тополь очень интересное дерево и сегодня мы узнаем о нем побольше.

  1. Основная часть

Ребята, а почему на наших тополях нет листьев?

Сейчас мы с вами внимательно посмотрим на ствол дерева. Какой он?

Как вы думаете какое дерево старше? Почему вы так думаете? Еще раз скажите как вы это определили? (по высоте, по ширине ствола)

Ребята можно возраст тополя определить и по коре, давайте ее внимательно рассмотрим на обоих деревьях. Что вы заметили?

Давайте проведем по стволу рукой, какой ствол у нас сильно шершавый?

У старого тополя сильно и растрескавшаяся кора, а у молодого тополя бледная кора и на нем почти нет трещин.

А еще можно определить сколько лет дереву по спилу, нужно просто посчитать кольца. (Показываю детям спил дерева, считаем кольца)

А кто из вас вспомнит какой цвет коры был у тополя летом (зеленоватый).

А сейчас какой? (серый) Как вы думаете почему цвет коры изменился?

Давайте рассмотрим веточки наших тополей, что про них можно сказать?

А почему когда ветер очень много веток лежит у нас на снегу?

Конечно ветки тополя очень хрупкие.

Зимой, когда все кругом замерзло, и весь растительный мир «как бы впал в спячку», особенно бережно нужно ходить около деревьев, что бы не сломать хрупкие от мороза веточки.

Тополь очень светолюбивое,влаголюбивое дерево. Что это значит?

Тополь быстрорастущее дерево. Как вы понимаете это слово?

Тополь очень растет быстро и легко размножается. Упадет на землю тополиное семечко в белом пуху и вскоре прорастет молоденьким топольком. А то от корня росток землю пробуравит и вот – еще один тополек появился на свет..

Обратите внимание, вокруг большого, взрослого тополя всегда рядом тополиная детвора – молодые деревца. Даже если спилить тополь, от пенька начнут расти побеги.

А как вы думаете, какую пользу приносит тополь?

Из древесины тополя раньше делали бочки, корыта, мосты, деревянную посуду. Древесина тополя легко загорается. Когда горит, почти не дымит. Поэтому сейчас из тополиной древесины делают бумагу, фанеру, спички, щепки, пускают ее на топливо.

Ветви и листья тополей охотно едят дикие и домашние животные.

Почки и кора тополя обладают лечебными свойствами, умеют лечить некоторые болезни.

С листьев и почек тополей пчелы собирают клейкое вещество, из которого потом делают очень полезный для здоровья человека прополис. Густая крона тополей защищает окна домов от пыли. Тополя не боятся выхлопных газов и других вредных веществ. Тополя выделяют в воздух огромное количество кислорода, очищают воздух от грязи и пыли. Один тополь вырабатывает его столько, сколько три липы, четыре сосны, семь елей.

Тополь, растущий возле дома, ещё и служит прекрасным громоотводом. Гором и молния ударят в тополь, а дом не пострадает.

Высокие стройные тополя с зеленовато-серыми гладкими стволами и густой зеленой кроной украшают площади и улицы, скверы и парки нашего города.

  1. Заключительная часть

Много нового вы узнали сегодня о тополе? Что вам особенно запомнилось? Будем беречь природу родного края? А зачем?

И еще, наш тополь, немного волшебное дерево.

В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение.

Сейчас и мы испытаем эту старинную примету!

Д/И «Беседы с деревьями» (для развития эстетического восприятия природы)

В ходе игры дети при контакте с природным объектом наблюдения, прикосновении к дереву должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного или жестокого отношения людей к растениям.

Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Ход игры

Воспитатель:

Девочки подойдут к одному тополю, а мальчики к другому, обнимем руками дерево и постоим несколько минут с закрытыми глазами, и оно принесет нам облегчение и прогонит печаль, а еще послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.


Конспект проведения прогулки в старшей группе «Карлсон». «Мы мороза не боимся».

Воспитатель Шоломицкая Е.П.

Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи:

Образовательная : закреплять знания детей о признаках зимы, учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщать, делать выводы. Обогащать словарь детей прилагательными, умение вести наблюдение за окружающим миром, умение играть в командные игры.

Развивающая: развивать познавательные способности, логическое мышление.

Воспитательная: воспитывать желание заботится о своем здоровье, приобщение детей к трудовой деятельности.

Методы:

Практический (проведение опыта, игровая деятельность);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя).

Приёмы: объяснение, инструкция, постановка вопросов, задания, показ опыта

Предварительная работа:

Дидактические игры «Опеши зиму, какая она…», «Что сначала, что потом», «Времена года».

Чтение сказки: « Двенадцать месяцев».

Разучивание физкультминутки «Мы мороза не боимся»

Оборудование и материалы:

Инвентарь для опыта: (емкость с водой - блюдце, платок носовой). Спортивный инвентарь обручи, мешочки с песком. Выносной материал для игр лопатки, санки, ледянки.
Ход прогулки:
1.
Организационный момент. Активизация внимания.
Выйдя на прогулку с детьми, на своем участке построить детей полукругом и провести с детьми беседу на тему: «Правила поведения зимой на прогулке» В : Ребята, встаньте в полукруг. Смотрим глазками на меня.
Д : Смотрят на воспитателя.
В : Собираются ребята
Вместе весело играть
И конечно не забудут
Правил несколько назвать. «Как мы зимой гуляем на прогулке?»
Д : На площадке надо быть осторожными, не толкать товарища с горки, уметь делиться лопатками, ледянками, не кидать друг друга льдинками.

В : Молодцы! 2 .Расширение знаний детей об окружающем мире.
Воспитатель – Ребята, а какое сейчас время года?

Д: (ответы детей).

В: Правильно зима.

В: ребята посмотрите вокруг и назовите все признаки зимы. (ответы детей). Молодцы, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о зиме, я задаю вам вопросы, а вы мне отвечаете на них. Сколько месяцев зимой? (ответы детей) Их три : декабрь, январь, февраль . Первый месяц зимы - декабрь. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи.

Второй месяц зимы январь. В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо. А греет ли январское солнце? (ответы детей).Но мы с вами мороза не боимся- да?! Физминутка.

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

В: Молодцы и вспомни последний месяц зимы - февраль. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже чувствуется приближение весны. В народе говорят: «В феврале два друга - мороз да вьюга». Ребята, а давайте мы с вами проверим – есть ли сегодня на улице «мороз». Предлагаю вам провести эксперимент. Что мы с вами сделали, чтобы не замерзнуть? Дети: Оделись потеплее.

Исследовательская деятельность.

В: У меня есть в чашке вода и платочек, я окуну платочек в воду и повесим его на веревку и через некоторое время мы посмотрим, что станет с платочком. (воспитатель выполняет действия). А пока платок у нас будет висеть, я предлагаю мальчикам потрудиться.

Трудовая деятельность : расчисти дорожку.

Индивидуальная работа с подгруппой детей:

Пока мальчики трудятся проводится индивидуальную работу по ОВД с группой девочек. Упражнение на метание. Девочки делятся на две команды, на дорожке отмечены линии. На одной стороне стоят команды, на другой лежат обручи. Задание: у каждого по два (мешочка)снежка, поочередно метать снежки – левой и правой рукой, стараться по пасть в обруч. Если другие дети изъявят желание поиграть, то индивидуальную работу провожу и с ними.

Через не большое количества времени подзываются дети.

В: Давайте вспомним, какие игры вы знаете.

Д ети называют игры.

Воспитатель: молодцы, предлагаю вам поиграть в игру: «Мороз-Красный нос».

Подвижная игра «Мороз-Красный нос»

Дети по считалке выбирают водящего. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, играющие располагаются в одном из них. Водящий - « Мороз-Красный нос» становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:

«Я-Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься? »

Играющие хором отвечают:

«Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После произнесения слово «мороз» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой - «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят на месте. Стоп игра. «Мороз» подсчитывает количество «замороженных». Выбирают нового водящего «Мороза». В конце игры сравнивают, какой водящий - « Мороз» - заморозил больше играющих. Играем 2 раза.

В: давайте с вами поиграем в новую игру «Пингвины и медведь».

Цель: учить детей не выбегать за пределы площадки, воспитывать дружелюбие и внимание друг к другу, упражнять в беге с увёртыванием, ориентировке в пространстве.

Игроки идут цепочкой друг за другом, имитируя походку пингвинов (колени вместе, руки прижаты к туловищу, ладони параллельно земле, идут маленькими шажками) и произносят:

«Шли пингвины по тропинке,

По прозрачной тонкой льдинке

Шли вразвалку,

Шли вприсядку.

А за ними - белый мишка»

«Не успели рассмотреть, вдруг бежит (Имя ребенка) медведь!

Ведущий (воспитатель или ребенок).

Ведущий называет имя любого из игроков, тот внезапно для себя, и для

играющих становится «медведем». Пингвины убегают от него. Кого «медведь» запятнал, выходит из игры. Стоп игра. Играем 2-3 раза.

Воспитатель: поиграли молодцы, не замерзли вы ребята? (ответы детей). А теперь давайте проверим есть ли на улице мороз, посмотрим, что стало с нашим платочком. Посмотрите он у нас стал каким? (ответы детей). Твердым, по трогайте руками, а это значит, что на улице сегодня морозно. Вывод по эксперименту. Платочек замерз, мы ведь знаем, что вода на морозе замерзает превращается в лед и наш платок был мокрым и он у нас замерз, заледенел.

Самостоятельная деятельность: катание на ледянках с горки, катание на санках.

В конце прогулки собирают игрушки и строятся парами.

Вместе с воспитателем отправляются в группу.

Релаксация в группе: обсуждение прогулки. Что понравилось? Что запомнили?

Предварительный просмотр:

Февраль .

Карточка №2.

Наблюдение за ивой.

Цели:

  • наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе);
  • воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения

  • Как называется это дерево?
  • Расскажите о его строении.
  • А чего зимой нет у ивы? Почему?
  • Что делают деревья зимой?
  • Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым слоем снега.)

Наблюдение за состоянием погоды.

Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный ).

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.

Ветер (что делает?) дует, метет, несет(снег), завывает, воет, кружит.

Трудовая деятельность

Утепление корней деревьев и кустов снегом. Цели:

  • формировать положительное отношение к труду на участке;
  • воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры

«Собака и воробьи», «На санки».

Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшую фигуру из снега.

Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

Февраль .

Карточка №1.

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели:

  • учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
  • закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма...

День - коньки, гора, салазки,

Вечер - бабушкины сказки.

Вот она - зима!

Февраль - конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен. В нем звенит первая робкая капель,

вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль - месяц волчьих свадеб. В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой - студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Назовите все зимние месяцы.
  • Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?
  • Назовите признаки февраля.

Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал?(Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

Трудовая деятельность

Украшение участка цветными льдинками.

Цели:

  • учить работать в коллективе;
  • развивать эстетический вкус.

Подвижные игры

«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

Цели:

  • продолжать учить прыгать гигантскими шагами;
  • начинать игру по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели:

  • упражнять в скольжении;

учить приседать во время скольжения

Февраль.

Карточка №3.

Наблюдение за елью.

Цель : показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму. Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Продолжать наблюдение за изменением термометра.

Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

Скоком – боком, скоком – боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена,

Тяжелы, мохнаты провода – канаты.

Каждый звонок, как струна, -

Загудела вся страна.

Сразу градусник отметил –

Прилетел морозный ветер:

Между черточек и точек

Синий столбик стал короче.

Трудовая деятельность

Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры

Обучение детей ходьбе на лыжах.

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю».

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Февраль .

Карточка №5.

Наблюдение за ветром.

Цели :

Формировать представление об одном из признаков

зимы - метели; - учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

Метель под Новый год.

Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю - это метель.

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль ).

Заметное прибавление дня,

сильные ветры.

Стихотворение С Маршака «Февраль»:

Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Загадка: Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль )

Пословица: Февраль придет, все пути занесет.

Трудовая деятельность

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.

Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры

«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю».

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения при ходьбе по буму.

Цель: закреплять умение держать равновесие.

Февраль .

Карточка №4.

Наблюдение за легковым автомобилем.

Цели :

~~ продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые);

Формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид, организует беседу.

  • Какие виды транспорта вы знаете?
  • Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса?
  • Что спереди у автомобиля? (Фары.)
  • Для чего они нужны? (Для освещения дороги.)
  • Кто управляет машиной? (Водитель.)
  • Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Их видно повсюду,

Их видно из окон,

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы

И люди в них ездят.

За эту работу мы их полюбили.

Они называются... (автомобили).

Наблюдение за деревьями.

По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев), ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой )

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц.

Цели;

  • приучать к чистоте и порядку;
  • закреплять умение трудиться в коллективе;

Воспитывать заботливое отношение к животным.

Подвижные игры

«Попади в коробку».

Цель; тренировать меткость бросков.

«Золотые ворота».

Цель: развивать внимательность.

Индивидуальная работа

Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление).

Цель: развивать чувство равновесия.

Февраль .

Карточка №7.

Наблюдение за сосульками.

Цель : закреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

  • Из чего состоит сосулька?
  • Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька - замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

  • В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?
  • Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?
  • Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки - это первый признак приближения весны. Капель - борьба весны с зимой.

Наблюдения за снежным покровом.

Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры

«Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».

Цели:

  • учить согласовывать движения друг с другом;
  • развивать глазомер.

Индивидуальная работа

Катание на санках.

Цель: учить выполнять повороты при спуске.

Февраль .

Карточка № 8.

Наблюдение за сосной.

Цель : уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева. В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,

«Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Как выглядит сосна?

♦ Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

  • дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;
  • собаки валяются в снегу – к метели;
  • птица хохлится – к непогоде;
  • ярко сверкают звезды – к морозу.

Трудовая деятельность

Расчистка участка от снега.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

Подвижные игры

«Кто лучше повернется» (на лыжах),

«Охотники и зайцы».

Цель: упражнять в ходьбе на лыжах с поворотом.

Индивидуальная работа

«Сделай фигуру», «Попади в обруч».

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Февраль .

Карточка №6.

Наблюдение за осиной.

Цель : закреплять знания об осине, уметь выделять ее среди деревьев.

Ход наблюдения

В лесу стоят осины И под ноги глядят.

В лесу стоят осины И тихо говорят:

  • Простите, виноваты... Что ветки горьковаты...
  • А зайцы под осинами Знай ветками хрустят,
  • А зайцы под осинами Сидят и говорят:
  • Осиновые ветки В мороз вкусней конфетки. В. Мусатов

Существует народная примета, если листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодной, а если кверху изнанкой - теплой.

Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно, вот они и питаются

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как зимует осина?
  • Что нового вы узнали об этом дереве?
  • По каким внешним признакам можно определить осину?

Наблюдение за облаками

Цели :

  • расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты;
  • развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются - образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые - перед дождем или снегопадом.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие бывают облака?
  • Из чего они образуются?
  • На что похожи?
  • Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям, кустарникам.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.

Подвижная игра

«Пятнашки».

Цель: упражнять в беге врассыпную.

Индивидуальная работа

«Не потеряй мяч».

Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласованно.

Февраль .

Карточка №9.

Наблюдение за пешеходной дорожкой.

Цель : формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на пешеходную часть дороги и спросить их, где положено ходить пешеходам? Вспомнить, что придерживаться надо правой стороны, чтобы не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. Напомнить, что по улице надо идти спокойным шагом, переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.

Подвести детей к переходу, спросить, как они узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу? Правильно, потому что здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.

Наблюдение за лошадью

Цели :

  • учить сравнивать животных по их признакам;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать любовь к животным;
  • закреплять знания о домашних животных.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Посмотрите на лошадь, какое прекрасное благородное Животное. Как выглядит лошадь? (Крупное тело, сильные стройные ноги, густые, пышные грива и хвост.)
  • Какое это животное? (Лошадь - верный слуга и спутник человека. Она незаменима в сельскохозяйственных работах.)
  • Чем питаются лошади? (Овсом.)
  • Сравните лошадь с коровой. Что у них общего? Чем отличаются?
  • Какую пользу приносят лошадь и корова?

Посмотри на рысака -

Лоснятся его бока. -

Он копытом землю роет,

Вьется «пламя золотое»

Из расширенных ноздрей -

Хочет он скакать скорей.

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега.

Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижная игра

«Попади в цель ».

Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.

«Хоккей на снегу».

Цель: учить прокатывать шайбу в ворота.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом.

Февраль .

Карточка №10.

Наблюдение за рябиной.

Цель : продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изменилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что произошло с рябиной?
  • Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?
  • Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?
  • Кто питается ягодами рябины?

Наблюдение за вороной и сорокой

Цель : закреплять представление о птичьем мире, знать характерные их особенности.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы, проводит беседу.

  • Ребята, посмотрите, какая гостья у нас на участке. (Ворона.)
  • Что вы знаете о ней?
  • Какая она по характеру?
  • За что не любят ворону?
  • Что в ней положительного?

Ворону называют серой разбойницей. Многие не любя? ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет У нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться -- берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон - самый крупный из вороньей семьи.

  • А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.)
  • Какая сорока?
  • В чем сходство и различие между вороной и сорокой?

Сороку-белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах - насторожились, притаились звери и птицы. «Опасность, опасность!» - стрекочет сорока, и всем понятен ее язык

Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки.

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

Подвижные игры

«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу».

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

Индивидуальная работа

«По длинной дорожке».

Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Февраль

Прогулка 11

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

  • формировать представления об изменениях в природе;
  • уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель), узнавать их приметы в поэзии;
  • закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы .

Ход наблюдения

Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло,

И сугробы в раз осели,

В полдень с крыши потекло.

Февраль - последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

Воспитатель загадывает детям загадки.

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька.)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Наблюдение за строением почек.

Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время – смола исчезнет и почки раскроются.

Исследовательская деятельность

Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке малышей.

Цель: формировать трудовые умения, дружеские отношения.

Подвижные игры

«Коршун и наседка», «Не попадись».

Цель: закреплять умение бегать, ловко увертываться, прыгать.

Индивидуальная работа

«Кто быстрее?».

Цели:

  • упражнять в беге на скорость;


Конспект проведения зимней прогулки с детьми старшей группы компенсирующей направленности
Тема: «Белые снежинки»
Цель: Сформировать понятие снежинка и ее свойства. Учить детей замечать красоту данного природного объекта.
Активизация словаря: искрится, блестит, легкая, холодная, маленькая.
Предварительная работа:рассматривание фотографий зимних пейзажей, беседа о времени года - зима.
Оборудование: куклы «Белогор и Белогорочка», лопатки, санки.
Развернутый конспект прогулки
В группе:
-Сегодня, ребята, мы пойдём любоваться красотой зимней природы. Посмотрим как, замечательно порхают снежинки над землей.
Художественное слово:
Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
Игровая ситуация с «Белогором и Белогорочкой».
- Ребята смотрите с нами сегодня на прогулку хотят пойти наши друзья «Белогор» и «Белогорочка» (куклы группы по Белгороведению). И всем вам говорят добрый день. Что мы скажем им?
Они приходят всегда к вам и рассказывают, что то интересном о нашем городе. Сегодня наши друзья пришли и желают с вами вместе научиться активно отдыхать и узнать о времени года Зима. А главное все о снежинках, а также вместе с вами поиграть. Возьмем их с собою?
Наблюдение. Беседа.(Дети идут с воспитателем наблюдают и беседуют)
Вопросы:
- Ребята, а сейчас какое время года? (Зима).
-Почему? Какая погода (холодно, морозно)
-Если посмотреть в небо, какое оно? (низкое, хмурое, тяжелое, серое)
-Что под ногами (сверху снежок, а под ним лёд). Лёд какой? (скользкий). Поэтому сейчас нужно ходить аккуратно, смотреть под ноги, стараться идти там, где посыпано песком.
- Обратите внимание на деревья. Только зимой, когда нет листьев, можно хорошо увидеть ствол и ветви, которые отходят от него и образуют крону. С левой стороны березы. У них толстый ствол, а около него ветви, которые устремляются ввысь.
- Зима всё преобразила, укрыла своим покрывалом. Можем ли мы назвать зиму художницей? Почему?
-Какой основной цвет зима использует в своих картинах?
На площадке. Наблюдение за снежинкой. Цель: расширить представления детей о данном явлении природы (снег, снежинки).
- Ребята, Белогор интересуется, что за звездочка резная на пальто и рукаве? Вся резная, расписная, а возьмешь вода в руке? (снежинка).
- Дети, а что такое снежинка? (снег)
- Посмотрите, а на что похожа снежинка? (на звездочку). (Сравнивают по картинкам и настоящие)
- Давайте посмотрим, какие снежинки, когда на них светит солнце? (блестящие, искрятся, переливаются).
- А как по-другому можно сказать про снежинки, какие они? (искристые, блестящие).
- Поймайте снежинку на ладошку, и посмотрим, что с ней будет? (растаяла).
- А почему снежинка тает на ладошке? (потому, что ладошка теплая, а снежинка холодная).
- Белогорочке интересно, а почему они так плавно и медленно летят? (снежинки легкие). Обратить внимание детей на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре - очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны).
Трудовые поручения «Чистим дорожки от снега».
Чтобы поиграть необходимо очистить снег с участка.
Цель: приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада. Учить правильно пользоваться лопатками, работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Индивидуальная работа по развитию основных движений: метание снежных комочков одной рукой. Составление снежинок из снега и льдинок.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Выложи сам»
Выкладывание снежинок из веточек или палочек.
Подвижные игры:
«Два Мороза». Цель: - научить бегать врассыпную, развить навыки пространственной ориентации, быстроту и ловкость.
Малоподвижная игра «Снежинки».
Цель: развивать координацию движений, умение находить радость и радоваться вместе.
(см приложения «Игры»)
Познавательно-исследовательская деятельность
«Слушание снежинки»
Наблюдение за снежинками, показать, как кружатся снежинки в воздухе; слушание тишины в городе, умение слушать звуки: машин, лай собак и т.п.
Исследуем свойства снега: белого цвета, холодный, из снега можно лепить «пирожки»только для куклы. Правило: не брать в рот снег. Почему?
Самостоятельные игры детей: предложить покатать на санках «Белогора и Белогорочку», покататься самим, вылепить снеговика и др.,
Подведение итога прогулки: У кого самые румяные щечки.
После прогулки обратить внимание, что одежда стала сырая, на полу появились лужи, что произошло со снегом? Сделать вывод с детьми, что снег и снежинки – это вода в твердом состоянии. А мокрые вещи мы должны всегда сушить. Для чего? (чтобы не болеть)
Приложения «Игры»
Игра «Два Мороза»
Правила игры:
На противоположных сторонах площадки отмечаются два «города» (Один город Белогорочки, второй Белогора). Участники игры, разделившись на две группы в своем городе.
В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. Они обращаются к играющим со словами:Мы два брата молодые, Два Мороза удалые:Я - Мороз Красный Нос,Я - Мороз Синий Нос.Кто из вас решитсяВ путь-дороженьку пуститься?
Жители городов хором отвечают:
Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз,-
Начинают перебегать из одного города в другой. Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он остается на том месте, где был пойман, и должен, раскинув руки, преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается. Побеждают те, кто не заморозился.
Игра «Снежинки»
Дети собираются в круг, берутся за руки. По сигналу воспитателя «Подул ветер. Разлетайтесь, Снежинки! » дети разбегаются в разных направлениях, покачиваются, кружатся. По сигналу «Ветер стих. Возвращайтесь, Снежинки! » дети собираются в круг и берутся за руки.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №53
Конспект проведения зимней прогулки с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Золотой Ключик»
Подготовила:
воспитатель группы компенсирующей направленности:
Мартынова Оксана Викторовна
Белгород 2014


Приложенные файлы