Индийский алмаз в алмазном фонде рф. История, описание и особенности алмаза «Шах

Алмаз "Шах" - один из самых необычных и загадочных бриллиантов на Земле. Его история начинается еще до эпохи Великих Моголов. Считается, что камень был найден в копях Голконды (один из мусульманских султанатов центральной Индии) в XVI веке, перед тем как их забросили. А связана она с именем одного из Великих Моголов - Акбаром Джелаль-ад-дином. Именно Акбар превратил его в "регалию короны" Великих Моголов, сделав его знаменитым.

Однако сама Голконда (столица султаната, ныне заброшенная крепость близ Хайдарабада) была лишь рынком, где алмазы продавались и покупались. Самые древние и богатейшие копи, где были обнаружены крупнейшие исторические камни, находились недалеко от реки Кистна. Там были найдены самые крупные и необычные бриллианты, такие как "Кохинор", "Черный Орлов", "Регент" и другие.

Желтоватый удлиненный алмаз, найденный среди обычной гальки, сразу попал в руки правителя Голконды. Желтоватый алмаз "Шах" относится к сорту вайшья, а форма его далека от идеального октаэдра. В связи с этим он не задержался в руках индусов и был продан правителю Ахмаднагара, султаната на западном побережье полуострова Индостан.

Султаном Ахмаднагара был мусульманин Бурхан II. Индийские суеверия по поводу алмазов его мало волновали. Зато громадный удлиненный алмаз - перст Аллаха! - поразил воображение. Кроме того, обширные плоские грани алмаза показались ему идеальными скрижалями истории, на которых следует увековечить свое имя. Бурхан II был тщеславен и даже присвоил себе титул Низам-шаха, то есть Владыки Порядка.

В результате многодневного труда безвестного ювелира появилась первая надпись, которая датируется 1591 годом от Рождества Христова. Другими словами, алмазу "Шах" более 400 лет.

Но "Шах" недолго украшал сокровищницу Бурхана II. Именно тогда в Северной Индии правил Великий Могол Акбар- выдающийся государственный деятель и военачальник. В 1595 году его войска захватили Ахмаднагар и среди драгоценностей правителя нашли этот уникальный камень. Так алмаз "Шах" стал династической регалией Великих Моголов.

Более сорока лет пролежал он в их сокровищнице, пока не попал на глаза Шах-Джахану, внуку великого Акбара. Он же повелел вырезать на грани алмаза вторую надпись. "Сын Джахангир-шаха Шах-Джахан, 1051" (то есть 1641 год).

В 1665 году алмаз "Шах" впервые увидел европеец, знаменитый французский путешественник Жан-Батист Тавернье. В своих дневниках он записал, что алмаз "Шах" был подвешен к трону Великих Моголов и висел так, чтобы сидящий на троне постоянно видел его перед собой. Продолговатый камень свисал с балдахина в окружении изумрудов и рубинов. На его более тонком конце была сделана борозда глубиной полмиллиметра, которую охватывала шелковая нитка, чтобы его можно было подвешивать и на шею (как талисман).

Затем алмаз "Шах" более чем на полтора века исчезает из поля зрения историков и объявляется в Тегеране. Здесь правил Фатх-Али-шах, который в ознаменовании очередного юбилея своего правления приказал начертать на свободной грани алмаза "Шах" третью надпись. Шедевр орнаменталистики читается так: "Владыка Каджар Фатх-Али-шах Султан, 1242" (то есть, 1832 год). По странной закономерности появление очередной надписи на алмазе предшествует бурным историческим событиям, которые заканчиваются сменой владельца.

Сейчас алмаз "Шах" находится в Алмазном фонде Московского Кремля. Среди бриллиантовой короны Российской империи, державы и скипетра, в котором холодноватым голубым огнем посверкивает алмаз "Орлов", почти незаметен удлиненный камень размером с мизинец. Внимательный посетитель может разглядеть на нем странные письмена. Готовый в этой комнате чудес ко всяческим встречам, он все-таки не поверит, что невзрачный камень был оценен в 80 тысяч рублей золотом. Между тем это алмаз "Шах". Считается, что он - выкуп за кровь А. С. Грибоедова. Так ли это?

Во время заключения Туркманчайского договора в Тегеране 30 января 1829 года толпа фанатиков, поднятая духовенством, растерзала Грибоедова, представлявшего России. В воздухе запахло войной. Весной того же года из Тегерана в Петербург выехало высокое посольство во главе с царевичем Хозрев-Мирзой, который вез цену крови - алмаз "Шах".

Долгое время эта версия считалась в истории единственной, однако теперь некоторые ученые считают, что в действительности дело обстояло не совсем так. Видимо, версия о том, что алмаз был платой за смерть А. С. Грибоедова, возникла благодаря повести Ю. Н. Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара".

Но востоковед В. Ф. Минорский еще в 1920-х годах установил, что русский царь и не думал требовать "цену за кровь" А. С. Грибоедова. Русское правительство настаивало на присылке посольства из Персии и наказании виновных. Персидский шах, направляя в Петербург свою делегацию, преследовал свои цели: он хотел добиться снижения контрибуции.

Алмаз Шах – камень уникальный, и не только по своим свойствам и красоте, уникален тот факт, что с этим великолепным алмазом не связано никаких мистических легенд и преданий, у него нет славы «проклятого камня», все, что известно об этом камне - чистейшая правда и достоверные факты. Несмотря на отсутствие особой тайны и романтического флера, история Шаха весьма интересна. Один из экспертов дал весьма красочное и выразительное описание этого камня, по его словам форма алмаза напоминает гроб, в котором покоится вечно живое пламя.

Безупречно прозрачный алмаз Шах имеет продолговатую форму, легкий желтовато-бурый оттенок никоим образом не портит камень и не умаляет его ценности. Эксперты полагают, что до обработки камень был тяжелее, чем есть сейчас. Алмаз Шах весит 88,7 карат, но, возможно, когда-то весил около 95.

Из истории камня

Свое имя алмаз Шах получил, только попав в Россию, до этого у него не было собственного названия, а если оно и было, то затерялось в анналах истории. Алмаз был найден в копях Голконды в XVI веке, с тех пор, как и многие другие роскошные камни, Шах сменил несколько знаменитых и богатых владельцев и, в конце концов, попал в Алмазный фонд России, где и находится до сих пор.

Поверхность алмаза украшена гравировкой на арабском языке, надписи были переведены, и стало ясно, что на камне выгравированы имена его владельцев и годы, когда этот камень принадлежал каждому из них.

Первая надпись содержит имя шаха Бурхана-Низама. Скорее всего, шах получил алмаз в подарок, так как в Ахмаднагаре, которым он правил, алмазных копей не было. Даты на алмазе приведены по мусульманскому летоисчислению, при переводе в европейский формат, получается 1591 год. Исходя из этой даты, нетрудно предположить, что алмаз был найден несколько ранее, правда, точная дата этой удивительной находки, неизвестна.

По всей видимости, алмаз Шах находился в руках Бурхан-Низама недолго, примерно в это же время территория его государства была захвачена шахом Акбаром, и алмаз Шах вместе со слонами и другими ценностями перешли в руки Величайшего из великих Моголов, шаха Акбара.

Следующая надпись на алмазе говорит о внуке Акбара, Великом Моголе шахе Джахане, судя по дате, роскошный камень находился в собственности Джахана в 1641 году. Современники называли Джахана Вечный Могол, этот человек вошел в историю не только как владелец великолепного алмаза, но и как строитель легендарного Тадж Махала. В 1660 году Шах перешел в руки Аурангзеба, который показал его известному ювелиру Тавернье. Эти события происходили примерно в 1665 году.

В 1824 году алмаз попал в Персию, заняв достойное место в богатейшей сокровищнице персидских шахов наряду с известным алмазом Кохинором. Третья надпись на поверхности алмаза указывает на султана Каджар-Фатх-Али.

Появление камня в России

В Россию алмаз Шах попал после трагических событий, разыгравшихся в Тегеране в 1829 году. Тогда в Персии погибли известный российский дипломат Александр Сергеевич Грибоедов и все члены российской дипломатической миссии. Персия потерпела поражение в войне с Россией, и персам пришлось подписать унизительный для них Туркманчайский мир (автором трактата, к слову, был сам Грибоедов), отдав России часть своих территорий. Смерть Грибоедова и всей российской миссии, это совсем другая история, но этот печальный исторический факт напрямую связан с алмазом Шах.

Грибоедов приютил в дипломатической миссии некоего армянина, состоявшего на службе у шаха в качестве евнуха и хранителя драгоценностей, и двух девушек-грузинок, сбежавших из гарема правителя. По условиям подписанного Персией мира армянин и грузинки считались подданными России, так как территории, выходцами коих они являлись, вошли в состав России. Шах был в бешенстве, полагая, что евнух мог выдать русским важные сведения и прихватить с собой кое-что из драгоценностей. Лично обезвредить сбежавшего евнуха он не мог, поэтому спровоцировал народные волнения, направленные против русских. Религиозные фанатики разгромили дипломатическую миссию России, казаки, охрана и находившиеся там дипломаты, погибли.

Шах не ожидал такой кровавой развязки, изначально он рассчитывал на то, что из-за волнений Грибоедова вернут в Россию, но события приняли непредвиденный трагический оборот. В итоге в Россию был направлен принц Хосрев-Мирза с богатыми дарами и извинительным письмом, в котором персы в весьма витиеватых формулировках выражали глубочайшее сожаление по поводу случившихся событий. Царь Николай I не дал делу ход, извинения , равно как и дары, были приняты и новая война с Персией, которой так опасались, к счастью, не началась.

Вплоть до революции 1917 года алмаз Шах находился в царской сокровищнице, после революции какое-то время о его местонахождении ничего не было известно. Снова о Шахе заговорили в 1922 году, он был выставлен в Алмазном Фонде России как один из «семи исторических драгоценных камней», там алмаз Шах находится до сих пор. В 1971 году в Советском Союзе была выпущена коллекционная марка с изображением известного алмаза.

В 18 столетии Петр Первый издал специальный указ. Согласно этому документу в России начала создаваться коллекция, в которую должны были входить самые эксклюзивные и дорогие ценности.

Они автоматически становились достоянием государства и переставали быть собственностью царской семьи. Знать и дворяне должны были сдавать драгоценные орденские знаки и государственные регалии. Самые дорогие вещи до войны хранились в Зимнем дворце, в Бриллиантовой комнате. Когда началась Первая Мировая, все сокровища были перенесены в тайные подвалы Кремля. Там они сохранялись некоторое время.

В 1922 году предметы ювелирного искусства были показаны народу в Оружейной палате. И коллекция получила официальное название «Алмазный фонд России». Основу Алмазного Фонда России составляют 7 уникальных и роскошных ювелирных драгоценностей, ценность которых обозначается баснословными суммами.

  • Это интересно:

Алмаз «Орлов»

Этот драгоценный камень сверкает на скипетре русских царей. У него удивительная форма, напоминающая индийскую розу. У алмаза Орлова 180 граней, а его вес – 190 карат. Этот кристалл – самый крупный из всех, что были найдены в Индии. Существует легенда, что этот алмаз всего лишь часть огромного минерала, общий вес которого составляет около 400 карат.

Алмаз Орлов был найден на территории Индии в 17 веке. И прежде, чем попасть в Россию, он побывал на других континентах. Его называли «Дерианур», и он находился на голове индийского идола, украшая его в качестве ювелирного изделия. Через 100 лет его украл солдат из Франции, после чего алмаз находился у персидского шаха. Когда властелин умер, драгоценный кристалл опять был украден, и его привозят в Россию.

Ювелир Лазарев переправил алмаз через Кавказ и продал его графу Орлову, а тот уже презентовал его своей любимой женщине – царице Екатерине Второй. Императрица, чтобы отблагодарить графа, назвала алмаз в его честь. Именно это название дошло до наших дней.

Алмаз Орлова – удивительно прозрачный кристалл с зеленоватым и голубым оттенками. Его величина приближается к половине куриного яйца, поэтому алмаз Орлова – самый крупный в коллекции Алмазного Фонда России.

Алмаз «Шах»

Второй драгоценный камень по ценности в коллекции. Идеально прозрачный с желтоватым отливом. Алмаз не огранен, его лишь слегка поддали шлифовке. Вес алмаза «Шах» – 88 карат. Особенностью этого кристалла считаются надписи, которые обозначают его предыдущих владельцев. Надписи сделаны на персидском.

Первым хранителем алмаза был властелин одной из индийских провинций, потом был Могол, а затем уже персидский шах, после которого сверкающий минерал уже был доставлен в Россию. Его привезли как дар русскому царю после трагедии в Тегеране, и инцидент был исчерпан. У царя не хватило силы духа отказаться от такой красоты.

Алмаз-«портрет»

Эксклюзивность этого алмаза №3 в коллекции составляет его абсолютно плоская форма. Его площадь равна 7 с половиной квадратных см, и кристалл вставлен в золотой браслет. Алмаз назван портретным из-за цветной миниатюры – портрета царя Александра Первого. Алмаз абсолютно прозрачен, и входит в число самых крупных портретных алмазов в мире.

Изготовлен был браслет во Франции, а в Россию его доставили в 19 столетии. Более изысканного украшения сложно себе представить. Эмаль и изумруды идеально дополняют необыкновенный алмаз неправильной формы, а золото доводит красоту до совершенства.

Гигантская шпинель

Весь драгоценного самоцвета – 399 карат. Увидеть драгоценность можно в символе Алмазного Фонда. Шпинель украшает Большую императорскую корону. Создал ювелирный шедевр Позье во второй половине 18 столетия. Как раз ко дню коронации Екатерины Великой.

Корона сделана из золота высшей пробы. Ажурные полусферы содержат россыпи бриллиантов в виде декоративных цветов. Их количество достигает рекордных 5 000 бриллиантам, чья игра света напоминает радугу. Весит самая ценная (дорогая) корона почти 2 кг. И в самом ее центре блестит гигантская шпинель. Кристалл называют гордостью Алмазного фонда, поскольку у него идеальные параметры по прозрачности и чистоте.

  • Это важно:

Изумруд, инкрустированный в брошь

Насыщенный цвет и размеры изумруда превратили его в один из ценнейших кристаллов на планете. 136 карат чистого веса в паре с бриллиантами и драгоценным сплавом превращают брошь в настоящее произведение ювелиров прошлого. У изумруда имеется ступенчатая огранка, которая гармонично смотрится с вензелями и золотыми листьями. Капля серебра добавляет украшению пикантности.

Изумруд был привезен из Колумбии в 16 столетии, но в Россию кристалл попал лишь в начале 20 столетия. Кто вставлял его в брошь, неизвестно, но от этого его таинственность лишь возрастает.

Цейлонский сапфир

Гигантский сапфир из Цейлона тоже украшает золотую брошь. Золотая оправа поражает своей легкой ажурностью, а идеальной чистоты бриллианты завершают композицию. Сапфир отличается огранкой, которую сделали умельцы древней Индии. И более красивого кристалла нет во всем мире. И более крупного, ведь вес цейлонского сапфира достигает 260 карат.

  • Это полезно знать:

Брошь создали в 19 веке, когда камень попал в Россию. Но больше ничего достоверного о камне так и не удалось узнать. Домыслов много, но что из этого правда, неизвестно. Легенды гласят, что дорога его была длинной и кровавой, и он прошел непростой путь из Индии в Персию, чтобы попасть через Кавказ в Россию.

Хризолит

Хризолит имеет вес 190 карат, поэтому считается настоящим чудо-камнем. Хранящийся в Алмазном фонде кристалл оливкового цвета признан самым крупным представителем своей группы в мире, а его чистота сравнивается с чистотой родниковой воды. Удивительна у хризолита и огранка. Нашли кристалл в Красном море на острове, имеющим вулканическое происхождение, Зебергет.

Эти драгоценные камни считаются самыми дорогими и эксклюзивными в коллекции Алмазного фонда, но помимо них там хранятся сотни других ювелирных украшений, чья ценность для страны безгранична. И у каждого есть своя судьба и своя история.



В алмазном фонде России хранится один красивый и необычный камень - алмаз в форме октаэдра, на котором сделана гравировка на персидском языке. Бриллиант под названием «Шах» весом 88,7 каратов не огранен, а просто отполирован, абсолютно прозрачный и имеет небольшой желтоватый оттенок.


Это необычный алмаз с необычной судьбой. Он побывал в руках гениальных ювелиров и им владели властелины нескольких стран. А в 1824 году его привезли Николаю I из Персии, чтобы откупиться за убийство великого автора «Горя от ума» А.С. Грибоедова…


В Алмазном фонде Московского Кремля среди бриллиантовой короны Российской империи, державы и скипетра, в котором холодноватым голубым огнём посверкивает алмаз "Орлов", почти незаметен удлинённый камень размером с мизинец. Внимательный посетитель может разглядеть на нём странные письмена. Готовый в этой комнате чудес ко всяческим чудесам, он всё-таки не поверит, что невзрачный камень был оценен в 80 тысяч рублей золотом. Между тем это алмаз "Шах", история которого исчисляется четырьмя столетиями. Он - выкуп за кровь А.С.Грибоедова.


Самые древние и богатейшие месторождения алмазов сосредоточены на берегу реки Кришна в Индии. Где-то здесь и был найден желтоватый удлинённый алмаз "Шах".


Согласно правилу индийских мастеров алмаз высшего качества имеет вершины, грани, рёбра в количестве 6, 8 и 12. Они должны быть острыми, ровными и прямолинейными. Другими словами, алмаз должен иметь кристаллографическую форму восьмигранника - октаэдра (по-арабски "хаваи ал-мас"). Кроме того, камень должен быть брахманом, то есть абсолютно бесцветным и прозрачным. Желтоватый алмаз "Шах" относится к сорту вайшья, а форма его далека от идеального октаэдра. В связи с этим он не задержался в руках индусов и был продан правителю Ахмаднагара - султаната на западном побережье полуострова Индостан.


Султаном Ахмаднагара был мусульманин Бурхан Второй. Индийские суеверия по поводу алмазов его мало волновали. Зато громадный удлинённый алмаз - перст Аллаха! - поразил воображение. Кроме того, обширные плоские грани алмаза показались ему идеальными скрижалями истории, на которых следует увековечить своё имя. Бурхан Второй был тщеславен и даже присвоил себе титул Низам-Шаха, то есть "Владыки Порядка".


По-видимому, в придворной камнерезной и гранильной мастерской Бурхана работал талантливый, если не гениальный, мастер. Одним из первых на Востоке он научился гравировать надписи на алмазе. Мы знаем, что алмаз является самым твёрдым минералом на земле: его ничем нельзя поцарапать. Каким же образом безымянный мастер сделал надпись на грани октаэдра, самой твёрдой грани камня? Он догадался, что алмаз можно поцарапать только алмазом! И вот мастер покрыл октаэдрическую грань тонким слоем воска, иглой нацарапал на нём нужные слова. Затем на кончик стальной или медной иглы, смоченной маслом, набирал алмазную пыль и без конца царапал по грани. В результате многодневного труда появилась первая надпись. В русской транскрипции она выглядит так: "Брхан сани Нзмшах 1000 снт". Точный перевод гласит: "Бурхан Второй Низам-Шах. 1000 год". Поскольку мусульмане ведут летоисчисление со дня бегства пророка Мухаммада из Мекки в Медину (622 год), то время появления первой надписи датируется 1591 годом от рождества Христова. Другими словами, алмазу "Шах" 412 лет.



Алмаз "Шах" недолго украшал сокровищницу Бурхана Второго. На севере правил грозный сосед - шах Акбар из династии Великих Моголов (Великие Моголы - мусульманская династия, правившая в Индии более трёхсот лет (1526 - 1858). Её основателем является Бабур, прямой потомок грозного Тимура. Шах Акбар был внуком Бабура). Это был выдающийся государственный деятель, смелый и способный военачальник. Не зная грамоты, он ввёл новую религию "дин-и иллахи" ("божественную веру"), в которой эклектически смешал ислам, индуизм, парсизм и джайнизм. Себя он провозгласил главой новой веры, а границы своего государства расширил. В 1595 году шах Акбар покорил Ахмаднагар и большую часть сокровищ Бурхана присвоил.


Так алмаз "Шах" стал династической регалией Великих Моголов. Более сорока лет он пролежал в сокровищнице, пока не попал на глаза внуку Акбара - Джихан-Шаху. "Повелитель Вселенной" (так переводится его имя) ещё более возвеличил государство Великих Моголов. В начале карьеры он, борясь за власть, воевал с отцом Джихангир-Шахом, убил своего старшего брата Хосрова и вырезал остальных претендентов на "Павлиний трон". Он строил оросительные каналы в Пенджабе, но одновременно вдвое увеличил налоги на подданных. Вёл гибкую политику с европейцами: разрешил английским купцам торговать в стране. Его жизнь была украшены любовью к красавице жене Мумтаз-Махал. Когда она умерла, Джихан-Шах собрал лучших мастеров и повелел воздвигнуть мавзолей, равного которому не должно быть во Вселенной. Так появился Тадж-Махал - одно из чудес света.


Самое любопытное заключается в том, что Джихан-Шах сочетал царственное величие с профессией мастера-гранильщика. Многие часы он проводил в придворной мастерской, собственноручно обрабатывая самоцветы. Может быть, именно он отполировал некоторые грани алмаза "Шах", чтобы увеличить прозрачность и увидеть воду камня (Вода камня - качественный показатель чистоты и прозрачности алмазов. Камень чистой воды - это камень совершенно прозрачный, без замутнений, включений, трещин и других дефектов.). Он же повелел вырезать на грани алмаза вторую надпись. Транскрипированная русскими буквами надпись читается так: "Ибн Джхангир шах Джхан шах 1051", что в переводе означает: "Сын Джихангир-Шаха Джихан-Шах, 1051" (то есть 1641 год).


Вторая надпись на алмазе "Шах" сделана значительно изобретательнее, чем первая. Неведомый мастер в полной мере использовал орнаментальные свойства арабской графики. Надпись ритмично повторяет себя и производит полное впечатление прихотливого и витиеватого узора, а не прозаического текста.


У Джихан-Шаха было четыре сына: Дара, Аламгир, Суджа и Мурад. Каждый из них хотел стать новым "властителем Вселенной". Снова началась резня (а Джихан-Шах был ещё жив). Победителем оказался Аламгир, руки которого обагрились кровью братьев. Он принял имя Ауранг-Зеба ("Украшение трона"). Это произошло в 1658 году. Джихан-Шаха заключили в агринскую крепость, из окон которой он мог любоваться мавзолеем Тадж-Махал. Умер "Повелитель Вселенной" в 1666 году.



В 1665 году алмаз "Шах" впервые увидел европеец. Им оказался французский купец Жан Батист Тавернье (1605-1689). Он посещал Индию несколько раз, был в Агре и Голконде. По неясным причинам Ауранг-Зеб оказывал ему особые милости: дарил алмазы, золото и самоцветы, разрешил осмотреть дворец и знаменитый "Павлиний трон". Благодаря Тавернье мы знаем об исторических индийских алмазах, о внутреннем великолепии дворца шаха. К счастью, для истории сохранились дневники Тавернье, в которых сказано, что алмаз "Шах" находился постоянно перед глазами Ауранг-Зеба, когда он сидел на "Павлиньем троне". Продолговатый камень свисал с балдахина в окружении изумрудов и рубинов. На его более тонком конце была сделана борозда глубиной полмиллиметра, которую охватывала шёлковая нитка.


Затем алмаз "Шах" более чем на полтора века вышел из поля зрения историков. Он исчез в Индии и объявился в Тегеране. Громадный временной и пространственный промежутки заполнены следующими событиями.


После Ауранг-Зеба империя Великих Моголов потеряла былую мощь и величие. Сопредельные государства отхватывали от неё лакомые куски. В 1737 году в Индию вторгся Надир-Шах, владыка Ирана. В двухлетней войне он покорил Северную Индию, захватил Дели. Число награбленных сокровищ превосходит всякое вероятие. Летописи свидетельствуют, что одними лишь алмазами, яхонтами, изумрудами набили шестьдесят ящиков. Украшенные драгоценными камнями сабли, кинжалы, щиты, перстни, перья к чалме, литавры и кресла едва уместились в двадцати одном вьюке. Только для того, чтобы увезти "Павлиний трон", потребовалось восемь верблюдов. "Такие сокровища видя, - восклицал летописец, - все обезумели!"


В сороковых годах XVIII века в империи Надир-Шаха начались восстания и междоусобные войны феодалов. В результате заговора деспот был зарезан в 1747 году. Началась борьба за власть. В 1796 году шахом Ирана стал евнух Ага-Мухаммад-Хан, основавший династию Каджаров. Детей у него быть не могло, поэтому наследником стал племянник Бабахан, выросший в бедности и нищете. Бабахан перед восшествием на престол зарезал брата, а затем принял имя Фатх-Али-Шаха. Произошло это в 1797 году. Ровно через тридцать лет престарелый шах отпраздновал юбилей правления. В ознаменование этого великого события было решено начертать на свободной грани алмаза "Шах" третью надпись.


Персидские камнерезы и гранильщики обладали большим опытом и мастерством. Третья надпись поражает совершенством работы, затейливой фантазией и талантом. Будто стилизованные лебеди с гибкими стройными шеями плывут по отполированной глади озера. Шедевр орнаменталистики читается в русской транскрипции так: "Схбкран Каджар Фтх`ли шах алстан 1242". В переводе это означает: "Владыка Каджар Фатх-Али-Шах Султан, 1242". В нашем летоисчислении - 1824 год.


По странной закономерности появление очередной надписи на алмазе предшествует бурным историческим событиям, которые заканчиваются сменой владельца.



В двадцатых годах XIX века Иран был ослаблен феодальными междоусобицами. Он стал объектом колониальной экспансии европейских капиталистических держав. Театр военных действий располагался на земле многострадальной Армении. Аббас-Мирза, воинственный сын Фатх-Али-Шаха, с помощью англичан реорганизовал армию, ввёл регулярные полки сарбазов. Однако военное счастье улыбалось ему достаточно редко. Русские полки громили Аббас-Мирзу при Канагире, в Карабахе и на Араксе. Он едва не потерял Ереван, когда на помощь пришли воины самого Фатх-Али-Шаха. Однако в 1828 году Аббас-Мирза потерпел полное и окончательное поражение. Иран вынужден был заключить Туркманчайский договор, по которому русская корона должна была получить десять куруров, то есть 20 миллионов рублей серебром. В выработке условий договора принимал участие А.С.Грибоедов. Он же был назначен русским посланником (по-персидски вазир-мухтаром) в Тегеране. Автор пьесы "Горе от ума" ревностно исполнял свой долг. 30 января 1829 года толпа фанатиков, поднятая духовенством, растерзала Грибоедова. Нависла угроза новой войны.


Шах и его окружение были в смущении. Весной того же года из Тегерана в Петербург выехало высокое посольство во главе с царевичем Хозрев-Мирзой. Фатх-Али-Шах, как и многие восточные правители, владел гаремом, который за много лет произвёл ему около сотни сыновей. Из этого числа и был выбран Хозрев-Мирза, неглупый молодой человек приятной наружности. В посольство входили мирзы и беки, лекари и поэты. Их обслуживали оруженосцы, постельники, водочерпии, кофевары и шербетчики. Особое положение занимал сундуктар (казначей), который вёз цену крови - алмаз "Шах".


Весной 1829 года принц достиг Петербурга. Николай I принял его со всей пышностью (это уже работал алмаз). В ответ на витиеватую персидскую речь российский император сказал всего семь слов: "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие!" Заодно были прощены два последних курура, то есть 4 миллиона рублей серебром.


Однако историки считают, что выкуп смерти Грибоедова за известнейший бриллиант - это все-таки больше красивая легенда, нежели реальность.



В тот же вечер в присутствии царских чиновников алмаз "Шах" был рассмотрен О.И.Сенковским. Известный писатель и востоковед первым среди русских прочитал и дал толкование надписей на алмазе. (Позже надписи ещё раз исследовал академик С.Ф.Ольденбург, советский востоковед).


А принц Хозрев-Мирза веселился в Петербурге. Он посещал театры, музеи, встречался с женщинами (светскими и далёкими от света). В результате заболел некой болезнью, которую в те времена лечили пиявками, шпанскими мушками и меркурием (ртутной мазью). Это было не последнее огорчение царевича. Через пять лет во время борьбы за престол ему выкололи глаза и он прожил остаток дней слепым. В такую цену встало Хозрев-Мирзе лицезрение алмаза "Шах".


В 1898 году в описи драгоценностей русской короны под номером 38/37 появился следующий текст: "Солитер (крупный алмаз) Хозрев-Мирза неправильной фацеты (грани) - 86 7/16 карат. Поднесён в 1829 году персидским принцем Хозрев-Мирзой и доставлен на хранение от г. министра Имп. Двора при письме за № 3802".


Алмаз "Шах" хранился в подвальном сейфе Зимнего дворца, после Октябрьской революции вместе с другими сокровищами был перевезён в Москву, в Оружейную палату Кремля. Здесь в 1922 году его исследовал академик А.Е.Ферсман, написавший затем большую статью. Александр Евгеньевич восхищался техникой гравировки на продолговатом алмазе, исключительной и малопонятной по совершенству, резкости, изяществу исполнения. По его словам, камень имеет форму удлинённой призмы, притуплённой на концах пирамидальными плоскостями. Грани октаэдра мягко округлы. Самая широкая из них разделена на длинные узкие фацетки, которые хорошо отполированы (работа Джихан-Шаха!). А.Е.Ферсман замерил углы между гранями, изучил скульптуру поверхности кристалла.


В начале двадцатых годов Советская Республика выбросила на алмазный рынок большое количество огранённых камней. Стоимость поставленных алмазов оценивалась в 12 миллионов английских фунтов. Фирма "Де Бирс" была вынуждена сократить продажу собственных алмазов, чтобы стабилизировать цены на рынке. Следует отметить, что даже в тяжёлых условиях Советская Республика сумела сохранить алмаз "Шах" и другие исторические камни (за исключением, может быть, бриллианта "Санси"). Поныне ими можно любоваться на выставке Алмазного фонда в Кремле.

Алмаз «Шах» - это крупного размера кристалл весом практически в 89 каратов, который имеет интересную историю. Многим любителям бриллиантов и других драгоценных камней известно, что не все самоцветы приносят владельцам счастье.

Алмаз «Шах» и его связь с писателем Грибоедовым

История алмаза «Шах» связана со смертью одного выдающегося человека - российского писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова.

Немного истории

На протяжении многих лет драгоценные камни являлись признаком богатства, благополучия и высокого положения в обществе. По этой причине самоцветы так ценились правителями, они подчеркивали их власть и положение в обществе.

Алмазы всегда занимали особое место, ими инкрустировали короны, атрибуты власти. Использовали их в качестве талисманов и оберегов. Если говорить о камне под названием «Шах», то он уникален тем, что на его поверхности находятся три надписи с именами правителей. Кроме того, кристалл отличается:

  • довольно крупным размером;
  • отсутствием огранки;
  • прозрачностью.

Особое внимание стоит уделить обработке минерала. Мастер, что работал с кристаллом, просто немного отшлифовал его, создав всего восемь граней на поверхности минерала.

Еще «Шах» имеет небольшую выемку, которая свидетельствует о том, что камень носили в качестве талисмана.

Особое внимание стоит обратить на надписи, что находятся на трех гранях кристалла. Даже сегодня обработка алмазов и нанесение на их поверхность надписей связана с определенными трудностями.

Гравировку на поверхность камней наносят тремя способами. В процессе обработки используют:

  1. Луч лазера.
  2. Травление химическими веществами.
  3. Электрическую искру.

В старину подобные технологии были недоступны ювелирам, но им все же удалось нанести на поверхность самого твердого минерала на земле надписи. Работа древних мастеров восхищала историков, и благодаря научным опытам удалось выяснить, каким именно способом на поверхности «Шаха» появились имена его владельцев.

В XVI веке можно было нанести надпись на поверхность кристалла, используя другой алмаз. Мастера также пользовались реагентами, применяя химическое травление как способ нанесения на поверхность драгоценных камней букв.

Что касается стоимости «Шаха», то назвать ее невозможно. Камень не выставляли на торги. Его не покупали и не продавали, только дарили или захватывали.

Первым владельцем «Шаха» стал правитель одного из мусульманских государств Индии Бурхан II. Его решение нанести на камень надпись, увековечив себя таким способом, стало определяющим. Так, на кристалле появилась первая надпись. Она выполнена довольно грубо, буквы глубоко врезались в структуру минерала.

Но Бурхан II владел камнем недолго, уже в 1592 году он стал собственностью Великих Моголов. Шах Акбар, который напал на мусульманского правителя и захватил его ценности, спрятал алмаз в сокровищнице, где он пробыл около 40 лет.

Шах-Джахан был великим правителем и внуком Акбара. Он по достоинству оценил алмаз, который хранился у деда, и сделал его своим талисманом. Джахану удалось увеличить влияние династии моголов, он отличался противоречивой политикой и страстью к камням.

Алмаз, который в России получил название «Шах», украшал балдахин, покрывавший трон Джахана. Самоцвет располагался таким образом, чтобы правитель династии моголов мог неотрывно наблюдать за ним.

Жизнь Шах-Джахана была наполнена любовью к одной женщине, его жене. После смерти супруги правитель решил построить гробницу, равной которой не будет во всей вселенной. Так появился Тадж Махал.

Страсть Джахана к минералам выражалась в том, что он любил заниматься огранкой кристаллов. Правитель запирался в мастерской и обрабатывал драгоценные камни. Именно Шах-Джахан приказал нанести на поверхность алмаза вторую надпись, которая была сделана весьма аккуратно.

Но что за история без трагичных смертей и проклятий? Джахан, несмотря на то, что был довольно неплохим правителем, стал жертвой интриг собственного сына. Наследник престола не желал ждать, когда отец умрет и освободит трон. Он жаждал власти, хотел править, сидеть на троне и владеть всеми сокровищами Великих Моголов.

Ауренг-Зебу, так звали сына Джахана заточил отца в темницу, где Джахан находился до тех пор, пока не скончался. Ауренг-Зебу пытался выпытать у отца, где находится легендарный алмаз, но получилось у него это не сразу.

Что могут рассказать надписи?

Гравировка на поверхности алмаза на протяжении многих веков подчеркивает уникальность кристалла. Нанесенные на грани камня надписи отличаются друг от друга. Они выполнены в разное время и различными способами.

Все то, что написано на алмазе, можно легко прочитать, несмотря на то, что первая надпись была нанесена на поверхность кристалла еще в XVI веке.

Историкам пришлось немного поработать со столь необычным манускриптом, но «письмена» все же удалось расшифровать и перевести:

  1. Первая надпись гласит: «Бурхам-Низам-шах второй» - она была нанесена на поверхность алмаза в 1591 году, как предполагают эксперты. Надпись выполнена грубо, буквы глубокие, не имеют орнамента.
  2. Вторая надпись гласит: «сын Джехан-гир-шаха Джехан-шах» - по предположениям экспертов, была сделана в 1641 году. Буквы рельефные, выполнены аккуратно.
  3. Третья надпись на поверхности камня появилась в начале XVIII века, она самая изящная и имеет рамку. Надпись гласит: «Владыка Каджар-Фатх али-шах Султан». Эксперты утверждают, что буквы были нанесены на поверхность кристалла в 1824 году.

Гравировки имеют прямое отношение к владельцам алмаза. Они могли быть нанесены путем химического травления или же с помощью раскаленного железа.

Химическое травление было известно ювелирам XVI века, но технология обработки камней таким способом была далека от идеальной. По этой причине эксперты предполагают, что на алмаз наносили буквы, используя раскаленное железо, или царапали его поверхность с помощью другого алмаза. И ту и другую технологию можно считать сложной в исполнении, поскольку гравировка требует от ювелира мастерства, усидчивости и титанических усилий.

Причастность к смерти писателя

Изначально крупный алмаз с несколькими надписями не имел названия. Он принадлежал династии Великих Моголов, был добыт на руднике в Индии, а потом попал в Россию. Произошло это в начале XIX века.

Жизнь писателя и дипломата А. С. Грибоедова оборвалась трагически, он погиб в Тегеране, когда на посольство Российской Империи было совершено нападение.

В наказание за поддержку декабристов Николай I решил избавиться от недовольного строем и властью писателя. Он отправил его в своеобразную ссылку, где Грибоедов погиб. В посольство обратились две женщины, которые были гражданками России. Они просили у дипломата защиты. Естественно, что Александр Сергеевич исполнил долг, он укрыл женщин в здании посольства и отказался их выдать, когда к дипломату обратились мусульмане-фанатики.

Жестокая расправа с послами в Персии потрясла Россию. Естественно, что ситуация была вопиющая, она требовала решения. Тогда принц Персии отправился в Россию к Николаю I с дорогим подарком. Он решил исправить ситуацию и преподнести императору в дар алмаз. Николай принял подарок и решил не отвечать на насилие насилием. Так алмаз стал причастен к гибели российских дипломатов и приобрел новый дом.

Сегодня камень является достоянием Алмазного фонда Российской Федерации, он долгое время хранился в Петербурге. Но во время революции 1917 года был перевезен в Москву.

«Шах» не связан с чередой убийств или жестоких расправ, его история пересекается с некоторыми событиями, которые не совсем хорошо закончились. Но в плане мистики и таинственности этот камень недостаточно хорош. Его сложно сравнить с бриллиантом «Черный Орлов» или алмазом «Хоупа».