Братья гримм чем они занимались. Сказочное творчество братьев гримм

Здравствуйте, дорогие мои читатели! В статье «Братья Гримм: биография, интересные факты» — история жизни знаменитых братьев — сказочников. Вы узнаете много интересного.

Каждому из нас знакомы братья Гримм и их сказки, которые с нами идут по жизни: сначала в нашем детстве, затем в детстве наших детей и наших внуков.

Появление такой, казалось бы, «несерьезной» книги – сборника сказок этих братьев – сделало революцию в филологии. Даже нет смысла перечислять героев сказок, так же, как невозможно упомнить все фильмы, спектакли, сборники, исследовательские работы, связанные с творчеством братьев Гримм.

Они прожили, как для того времени, достаточно долго. Творили до последнего вздоха и оставили огромное творческое наследие.

Но нельзя не сказать, почему немногие из исследователей их творчества обращают внимание на фантастическую, неразъемную, иногда даже малопонятную обывателям братскую дружбу, верность которой они сохранили в течение всей жизни.

Истоки этой дружбы, по-видимому, как всегда, нужно искать в детстве. А оно было не очень веселым, хотя семья Гримм и принадлежала к так называемому среднему классу. Отец был адвокатом в городе Ханау (Германия). Потом работал в должности, как сказали бы сегодня, юридического консультанта князя.

Биография братьев Гримм

Мальчики родились один за другим. Старший – Якоб – 4 января 1785 года (Козерог), Вильгельм – 24 февраля (Рыбы) следующего года. Братья росли вместе, любили гулять на природе, наблюдать за зверушками, рисовать их, собирать гербарии. Так закладывалась любовь к родному краю.

Давно ведутся дискуссии, что именно объединяет те или другие народы: сходство экономического уклада, общая армия, форма черепа (как представлял себе кое-кто), или, может, все-таки – язык?

Оказывается, значительную роль во всем этом могут играть народные мифы, сказки, притчи, собранные под одну обложку и отредактированные по-новому, но с учетом всех традиционных признаков немецкой грамматики, которой еще не существовало.

Относительно братьев Гримм, то мы имеем дело с удивительным явлением: сказки породили грамматику! Германии, собственно говоря, тогда еще не было. Разбросанные по европейским просторам княжества мало что объединяло, разве что сходство орфоэпических конструкций.

Когда братьям было соответственно 10 и 11 лет, умер отец. Тогда для семьи это был буквально крах надежд, которые еще, и сформироваться не успели! Кроме Якоба и Вильгельма, в семье был еще младший брат и три совсем маленькие сестренки – детей, как гороха!

Но им повезло. Довольно состоятельная тетка – родня по матери – взяла на себя и расходы, и заботу о дальнейшем обустройстве детей в быту и образовании. Мальчиков отдали сначала в Кассельский лицей, а, поскольку оба оказались способными к учебе, без особого труда поступили в Марбургский университет.

Выбрали они, конечно, по примеру покойного отца – юриспруденцию. Что же еще? Кстати, именно здесь братские отношения пережили испытания на прочность. Якоб поступил в университет на полгода раньше Вильгельма, и они вынуждены были расстаться на некоторое время.

Это оказалось уж слишком тяжело – жить отдельно! Так они больше никогда надолго и не расставались.

Братья Гримм – немецкие писатели, родом из семьи чиновника, их отец был адвокатом. Детство их прошло в немецком городке Кассель, но родились они в Ханау. Первым увидел белый свет Якоб, 4 января 1785 года, в следующем году 24 февраля 1786 появился на свет Вильгельм.

Братья с детства стали единым целым, их дружба продлилась до конца дней. Они росли крепкими и выносливыми мальчишками. Спустя 10 лет в семье произошло горе, отец умер, и семья осталась в тяжелом финансовом положении. Матери одной было сложно учить двух сыновей, но на помощь пришла тетушка, которая очень любила племянников, она и помогла сестре выучить Братьев Гримм.

Будучи студентами, Братья Гримм добились большого успеха, они были лучшими в лицее, и по окончании его, поступили в Марбургский университет, где изучали юридические науки. В студенческие годы у Братьев проснулся интерес к чтению, они зачитывались немецкой и зарубежной литературой.

Карьеру сказочников Якоб и Вильгельм начали 1803 году, славу они получили в 1822 году, благодаря известным сборникам «Детских и семейных сказок». Сборник состоял из 200 сказок, где фигурировали популярные – «Бременские музыканты», «Белоснежка», «Золушка».

Ученые выдвигали версии, что свои сказки, Братья Гримм построили на основе услышанных народных сказаниях, а не самостоятельно сочиняли, но, несмотря на эту версию, их сборники переводили на разные языки.

Последние годы жизни Якоб и Вильгельм посвятили разработке первого словаря по немецкому языку. Первым умер Вильгейм, но он успел завершить букву D в словаре, и в декабре 1859 года скончался. Якоб успел составить словарь по буквам A, B, C, E, и пережил брата на 4 года. Умер Якоб в 1863 году за рабочим столом.

4 класс для детей

Биография Братьев Гримм о главном

«Братская близость единомыслящих крепче всяких стен»- цитата одного известного философа. Она, как нельзя лучше подходит для описания взаимопонимания и отношений, которые сохранили на протяжении всей жизни братья Гримм.

Якоб родился в 1785г,а Вильгем Гримм годом позже. Они были погодками, и с самого детства считали, что созданы для того, чтобы их дружба была самой крепкой. На деле так и вышло. У них в семье был еще 1 брат и 3 сестренки. Жизнь была налажена, и текла своим чередом. Отец работал адвокатом в городке Ханау, а немного позже стал юридическим консультантом князя. Его мама была доброй, заботливой, нежной и мудрой женщиной. Но однажды случилось несчастие, повлиявшее на налаженный быт.

Отец умер, когда мальчикам было 10 и 11 лет. Якоб, как старший в семье старался как-нибудь зарабатывать, но нет образования- нет приличного дохода. Тогда на помощь приходит их родная тетя по маминой линии. Она помогает с деньгами семье и дает возможность детям получить образование. Так как мальчики проявили способности, то после окончания Кассельского лицея они пошли учиться в Макбургский университет. Решив, продолжить свое образование именно там, они желали продолжить дело своего отца- юриспруденцию.

Единственная причина, по которой они расстались однажды заключалась, в том, что Якоб поступил на полгода раньше. Но затем они вместе продолжили обучение, и больше никогда не разлучались на долгое время.

В университете братья познакомились с филологами, которые любили свое дело и передали эту страсть братьям. Они всерьез занялись изучением мифов, детских сказок, легендарных повествований. Параллельно они осознали, что глубоко изучать историю слов, сказаний и многого другого так же увлекательно, как и разбирать юридические хитрости.

В 1812 году они выпустили свой первый сборник «Детских и семейных сказок». Через три года в свет вышло второе издание. Теперь их читала уже вся Европа и наблюдали филологи Европы. Так началась тропа братьев – писателей. Братья несмотря на свою любовь и к филологии, и юриспруденции, пошли своей дорогой, но по – прежнему любили и помогали друг другу.

За всю свою жизнь братьями Гримм было написано 210 сказок и легенд, из их произведения могут читать люди на 160 языках всего мира. Они так же были профессиональными библиотекарями (они очень много проводили там времени, и работали, и изучали).

Теперь немного интересных фактов

Иллюстрации на меди к их сказкам создавал их брат- Людвиг Эмиль Гримм

В 2006 году их родной город приобрел официальный статус «Город Братьев Гримм»

В1896 году в их городе, на ратушной площади был поставлен памятник. Именно он дал начало улицам в сказках.

Произведение А. Пушника «Сказка о рыбаке и рыбке» берет начало из сказки «Рыбак и его жена» братьев Гримм.

Якоб Гримм вывел лингвистический закон, который был назван в его честь. Закон о передвижении гласных в немецком языке.

Братья Гримм, Якоб и Вильгем по праву являются отцами германской филологии, лингвистами, и теми, кто начал составлять первый этимологический словарь(по замыслу он должен был быть очень большим. При жизни они дошли до Д, остальное дорабатывали филологи в течении 10 следующих лет).

Сказки Гримм написаны для детей понятным, одновременно и поучительным языком.

4 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Братья Гримм (Якоб , 4 января 1785 г. - 20 сентября 1863 г. и Вильгельм , 24 февраля 1786 г. - 16 декабря 1859 г.) – немецкие филологи, лингвисты, исследователи народной культуры, основатели немецкой филологии, родоначальники компаративистики и всемирно известные авторы сказок. Оба брата родились в городе Ханау, в Германии.

С самого раннего возраста братья-погодки Якоб и Вильгельм Гримм были связаны тесными узами дружбы, которая была прочной в течение всей их жизни. Закончив Кассельский лицей, братья Гримм поступили в Марбургский университет, желая изучать юридические науки. Однако позже братья Гримм стали посвящать все больше свободного времени изучению отечественной немецкой и иностранной литературы.

В 1812 г. начинается биография братьев Гримм, как неразделимого творческого союза всемирно известных писателей-сказочников. Именно тогда они выпустили первый том «Детских и семейных сказок». В 1815 г. вышел в свет второй том, в 1822 – третий.

В 1815 г. Якоб Гримм был отправлен вместе с представителем Кассельского курфюршества на Венский конгресс. В 1816 г. старший Гримм оставил службу, отклонив предложенную в Бонне профессуру, и занял место библиотекаря в Касселе, где его брат Вильгельм Гримм с 1814 г. был секретарем библиотеки. В 1816–1818 гг. братья Гримм издали сборник легенд «Немецкие предания».

Биография братьев Гримм как работников библиотеки продолжалась до 1835 года. Все свободное время братья отдавали филологии и собиранию волшебных сказок и легенд. В 1830 г. Якоб Гримм был приглашен в Геттинген профессором немецкой литературы и старшим библиотекарем при местном университете. Вильгельм поступил туда же младшим библиотекарем, а в 1835 г. был произведен в ординарные профессоры.

Из университета братья Гримм были уволены в 1837 г. за протесты по поводу изменения конституции новым королем. В 1840 г. вступил на престол Фридрих-Вильгельм Прусский, положивший начало берлинскому этапу биографии братьев Гримм. Откликнувшись на вызов короля, братья Гримм прибыли в Берлин, где были избраны в члены Берлинской Академии Наук и получили право на чтение лекций в Берлинском университете. С тех пор братья Гримм жили в Берлине постоянно до самой смерти.

Последние годы биографии братьев Гримм были посвящены главным образом чтению лекций и научным исследованиям. В 1852 г. братья Гримм начали составлять словарь немецкого языка.

Вильгельм Гримм умер в декабре 1859 года, завершив работу над буквой D словаря немецкого языка. Якоб Гримм пережил своего брата почти на четыре года, успев завершить буквы A, B, C и E. Он умер за рабочим столом, работая над словом «Frucht» (фрукт).

После смерти братьев Гримм этот труд продолжали разные группы ученых. Завершен он был только в 1961 г.

Сказочное творчество братьев Гримм

Введение

Данная работа рассматривает сказочное творчество братьев Гримм (Якоба Гримма, 1785-1863 и Вильгельма Гримма, 1786-1859) - «величайших филологов-германистов XIX столетия» и исследователей немецкой народной культуры.

Сказка предстает перед нами некой формой параллельной реальности, гиперболизированной реальностью, насыщенной метафоричностью и своеобразными художественными средствами выразительности. Как мы помним, сказка является «ложью», но включает в себя вполне конкретный намек и представляет собой «урок» полезный не только для юных умов, но и для человека в целом. Ведь человек, в первую очередь, является носителем культуры (или должен являться этим носителем в идеале), а миф и культура представляют собой две неразрывные вещи. Именно этим авторским принципом руководствовались братья Гримм, составляя свой всемирно известный сборник «Детских и семейных сказок» (1812-год) и именно этот принцип стал основополагающим для всех последующих фольклорных исследований и самых ярких представителей жанра индивидуально-авторской сказки.

Каждый сказочный жанр отличается своеобразием художественного вымысла и повествовательной формы, он оригинален по своему происхождению и характеризуется особыми, только ему присущими типами героев и самостоятельным кругом сюжетов. В своем развитии и фольклорно-литературные сказки (писательские пересказы-переработки известных народных сказок) и индивидуально-авторские сказки (Г. Андерсен, О. Уайльд, Л. Кэрролл и т.д.) в скором времени стали включать в себя совсем «недетские» проблемы жизни, в том числе философские концепции бытия, с помощью которых авторы могли передавать не только чарующие прекрасные и возвышенные стороны жизни, но и эстетически осмысливать темные стороны человеческого существования. В этом плане сказки братьев Гримм серьезно повлияли на отношение к сказочному творчеству: если в первоначальной (фольклорной) форме эти сказки обладали постоянством функций, обобщениями и лаконичностью, касающиеся личностной характеристики героев, то истории братьев можно назвать литературным прорывом.

По биографическим данным братья целенаправленно и методично приступили к созданию книги сказок после издания сборника немецких песен «Des Knaben Wunderhorn» (1805 год). Яков начал печатать рецензии и небольшие статьи еще с 1806 года, а Вильгельм - с 1807-ого: братья очень часто работали вместе, так как предмет занятий и идеи у них были общие. Уже в 1807 г. Яков в статье «Ueber das Nibelungenlied» высказал очень важную и основополагающую для их последующего творчества мысль: «человек получает от своей родины ангела-хранителя, который сопровождает его в жизни; это - неисчерпаемое сокровище сказок, саг и историй», а любое мифологическое произведение (будь то сказка, миф или сага) не есть простой вымысел, а «сумма верований народа».

Братья Гримм издают свое собрание сказок в 1812-ом году («Детские и семейные сказки» - в настоящее время именно это издание известно под названием «Сказки братьев Гримм») и в предисловии выражают свою горячую любовь к этому несправедливо пренебреженному роду творчества и ряд авторских принципов: сказки - древнейшая поэзия народа, выражение его духовной жизни; в немецких сказках заключается богатый материал для прагерманской мифологии и отражение исконного характера племени; это - важнейший историко-поэтический документ, и изменять их, урезывать, украшать издатель не имеет никакого права (к слову, этот принцип можно все же назвать условным - пересказы Гримм повторяли фольклорные первоисточники в сюжетно-композиционном отношении и использовали именно их образные материалы, но зачастую они видоизменяли и форму, и конечную, близкую по отношению к детскому восприятию, мораль).

Тем не менее, главная авторская мысль была выражена братьями в предисловии к изданию: «Мы взираем на богатство немецкой поэзии былых времен и видим, что от столь многого не сохранилось ничего живого, угасло даже воспоминание об этом, и остались лишь народные песни да вот эти наивные домашние сказки. Места у печки, у кухонного очага, чердачные лестницы, ещё не забытые праздники, луга и леса с их тишиной, но, прежде всего безмятежная фантазия - вот те изгороди, что сберегли их и передали от одной эпохи - другой» .

В чем же заключается авторское новаторство братьев? Их сказки интересны тем, что включают в себя самые различные информационные блоки и ассоциации, затрагивая аспекты психологии (в частности - психоанализа и аналитической психологии Юнга), психотерапии (многие образы сказочных героев Гримм получили свое символическое смысловое воплощение в сказкотерапии) и даже психиатрии (известен «синдром умной Эльзы» по аналогии с героиней известной сказки братьев - это состояние навязчивой тревоги человека касательно своего будущего, которое видится в мрачных тонах).

В рамках психологии наибольший интерес по отношению к сказкам братьев представляет учение об архетипах, так как оно тесно связано с мифологией и положительно сочетается с самим положением авторов о мифе как о «сумме верований народов». Понятие мифологического архетипа достаточно многогранно: Карл Юнг охарактеризовал архетип как «концентрированное выражение психической энергии, актуализированной объектом» , а в более поздней литературе этот термин стал применяться для обозначения «наиболее общих фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, в том числе мифологических структур» . С этой точки зрения сказки Гримм действительно богаты самими разнообразными архетипами, ставшими классическими не только для немецкой культуры, но и для культуры вообще - от архетипа «мрачной тени» и «разрушающей и поглощающей праматери» (мачеха из «Белоснежки» или «Ганс и Гретель») до архетипа образцового христианина, который умеет сопереживать, милосерден и великодушно щедр к нуждающимся людям, даже ценой собственного благополучия, вплоть до того, что он сам остаётся без пищи и одежды (героиня из «Звездных талеров»).

Помимо этого, сказки братьев также затрагивают аспекты социологии и сферы межчеловеческих отношений, а также наглядно, с точки зрения социологов, демонстрируют читателю всю многогранность взаимоотношений полов («Белоснежка», «Красная шапочка», «О рыбаке и его жене»). В сугубо гендерном плане показательно то, что британский психолог профессор Салли Годдарт Блайт в книге «The Genius of Natural Childhood», посвящённой детским сказкам, лучшими сказками для правильного формирования у девочки представлений о сложной взрослой жизни и об отношениях между полами, назвала три сказки и все они входят в сборник братьев Гримм - это «Золушка», «Белоснежка» и «Рапунцель».

Сказки Гримм затрагивают многие исторические аспекты, обрамляя их в неожиданной мифологической трактовке («Король Дроздобород»). Помимо этого сказки братьев трактуются представителями христианской теологии, религии, а также философии. Так, к примеру, немецкий психоаналитик Евгений Древерманн интерпретирует «Госпожу Метелицу» и «Звездные талеры» как истории, которые дают ответы на многочисленные философские и религиозные вопросы о смысле страданий и объясняют мнимый беспорядок и несправедливость бытия.

Помимо таких условно классических трактовок сказок братьев, встречаются и более изысканные - в сфере мифологического символизма. С точки зрения ряда исследователей сюжетные основы самых известных сказок братьев переполнены глубоким символизмом - особое внимание уделяется числу 7. По мнению британского поэта Роберта Грейвса это число, присутствующее в «Белоснежке» в числе гномов и горных вершин связывает эту сказку также со следующими сказками братьев «Семь воронов», «Волк и семеро козлят». Представление, что количество карликов имеет хронологический смысл, например, в наименовании гномов по названиям дней недели, нашло отражение как в ряде теоретических работ, так и в кинематографе (в частности в известных сценарных работах Кэролайн Томпсон).

Сказочные сюжеты братьев подвергались множеству различных интерпретаций, в том числе маргинальных, порой с самой неожиданной стороны. Такие трактовки свидетельствовали скорее о неумной фантазии их авторов - зачастую ими были даже представители конкретных политических идеологий. К примеру, нацисты в гитлеровской Германии рассматривали Золушку как героиню, принадлежащую к «чистой расе», мачеху как иностранку, а принца - как нацистского героя, обладающего неиспорченным инстинктом распознавания рас.

В «Аннотируемых Классических Сказках» Мария Татар замечает, что гибель ведьмы в печи из сказки «Ганс и Гретель» была прочитана многими интерпретаторами как предвестие «ужасов Третьего Рейха». Поскольку ведьма часто изображается со «стереотипными еврейскими особенностями, особенно на иллюстрации двадцатого века», сцена её смерти становится «тем более зловещей».

Справедливости ради стоит заметить, что подобные трактовки зачастую были связаны не только с исследовательским желанием выдавать «желаемое за действительное» и попытками найти многочисленные неожиданные подтексты, но и с самим содержанием сказок. В отдельных случаях это содержание действительно было способно шокировать неподготовленные детские умы. Интересно то, что первые выпуски сказок подверглись сильной критике, поскольку, несмотря на своё название «Детские и семейные сказки», эти истории были расценены как не подходящие для детского чтения, по причинам академических информационных вставок (что предавало изданию сугубо научную ценность и не соответствовало канонам детской литературы) и, собственно, по содержанию самих сказок. По этой причине в последующих исправленных изданиях были, в том числе, удалены фрагменты сексуального характера (к примеру, из сказки «Рапунцель» была вырезана сцена, где героиня невинно спрашивает у своей матери-волшебницы, почему её платье стало обтягиваться вокруг живота, таким образом, открыв свою беременность, наступившую из-за её тайных встреч с принцем).

Но братья, редактируя многие изначально жестокие и натуралистические сюжеты народных сказок, никогда не забывали о понятии морали, ведь зачастую у классиков сказочного жанра жестокость была всего лишь закономерным следствием поступков героя. Так, к примеру, первоначальная версия «Красной Шапочки» в пересказе Шарля Перро имела конкретные сексуальные подтексты и заканчивалась гибелью героини - она поплатилась, таким образом, за измену. Братья Гримм в свою очередь лишили это повествование каких-либо сексуальных мотивов и оставили героиню живой, но она подвергалась не менее страшным опасностям за счет того, что нарушила родительскую волю. Мораль в конце вводится как предупреждение непослушным детям: «Ну, уж теперь я никогда не стану в лесу убегать в сторону от большой дороги и не ослушаюсь больше матушкиного приказания» .

Влияние сказок братьев Гримм было огромным, и несмотря на ряд трудностей, о которых говорилось выше, с последующим отредактированным для юных читателей изданием (куда вошло 50 сказок, иллюстрированных братом-живописцем Людвигом Эмилем Гриммом) эти чудесные истории завоевали любовь детской аудитории. Работа братьев Гримм повлияла на других любителей фольклора, воодушевив их к собиранию сказочных историй и пробудив в них дух романтического национализма, а популярный англо-американский поэт У.Х. Оден назвал труд братьев одним из столпов западной культуры. Насколько сильным оказалось влияние этих сказок на культуру в целом можно судить из перечисленных в этой работе примеров.

Заключение

Сказки братьев Гримм серьезно повлияли на отношение к сказочному творчеству: если в первоначальной (фольклорной) форме эти сказки обладали постоянством функций, обобщениями и лаконичностью, касающиеся личностной характеристики героев, то истории братьев можно назвать литературным прорывом. Во многом благодаря братьям авторские пересказы фольклорных первоисточников сказок в скором времени стали включать в себя совсем «недетские» проблемы жизни, а философские концепции бытия, с помощью которых авторы могли передавать не только чарующие прекрасные и возвышенные стороны жизни, но и эстетически осмысливать темные стороны человеческого существования. В этом аспекте сказочное творчество братьев Гримм - это «кладезь» глубинных мировых мотивов, архетипичных образов и смыслов. Их сказки включают в себя самые различные информационные блоки и ассоциации, затрагивая аспекты психологии, социологии, истории, религии, мифологии и философии, а образы из самых известных сказок (Белоснежка, Ганс и Гретель, Рапунцель и т.д.) нашли своё отражение в живописи, музыке, скульптуре, кинематографе, литературе и массовой культуре.

Библиографический список

1. Герстнер Г. Братья Гримм // Из серии: Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1980. - 272 с.

Гримм Я., Гримм В. Сказки: Эленбергская рукопись 1810 года с комментариями. / Перевод с нем., вступление и комментарии А. Науменко. - М.: Книга, 1988. - 444 с.

Кирпичников А.И. Гриммы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. - Т. IXa, с. 732-734.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. Серия: Исследования по фольклору и мифологии Востока. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. - М., 2003. - 312 с.

Ярошенко Л.В. Мифологическая критика и психоанализ. Миф и архетип. - Гродно: ГрГу, 2002. - С. 10 - 17.

Robert Ranke-Graves: Die weie Gottin - Sprache des Mythos, Reinbek bei Hamburg, 2002. - p. 474.

Вильгельм Гримм (24.02.1786 – 16.12.1859) и Якоб Гримм (4.01.1785 – 20.09.1863) – знаменитые немецкие писатели и лингвисты. Они собирали многочисленный фольклор родной страны, который нашел отражение в их сказках. Их перу принадлежат такие произведения, как «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка», «Золушка». Братья Гримм также являются создателями первого словаря немецкого языка.

Ох, сколько ж будет разных сомнений и соблазнов, Ты помни, наша жизнь – не детская игра. Гони ты прочь соблазны, и знай закон негласный: Иди, друг мой, иди всегда дорогою добра.

Детство

Братья Гримм родились в Германии с разницей чуть больше года. Старший Якоб появился на свет 4 января 1785-го, а младший Вильгельм 24 января 1786-го. Их отец работал адвокатом в городе Ханау, он был юридическим советником местного правителя. Всего в семье было шестеро детей – помимо будущих писателей еще один мальчик и три девочки.

С самого рождения братья все делали только сообща – играли, гуляли, учились. Их любимым занятием было изучение всего, что находилось вокруг. Так, они увлеченно собирали гербарии, наблюдали за повадками зверей, а потом рисовали увиденное. И очень любили слушать различные мифологические истории и притчи, которые рассказывали им взрослые.

Когда Якобу и Вильгельму было 11 и 10 лет соответственно, их отец скончался. Семья находилась на краю гибели, так как потеряла единственного кормильца. Но на помощь пришла дальняя родственница по материнской линии. Эта женщина взяла на себя заботу о детях. Старших братьев она отдала учиться в Кассельский лицей, а после они поступили в Марбургский университет. И пошли по стопам отца – стали изучать юриспруденцию.

Учеба и начало творчества

Учась в университете, братья Гримм показали большой талант к наукам. Они были очень усердными, и удовольствием впитывали в себя всю новую информацию. Преподаватели прочили им большое будущее на адвокатском поприще, но в итоге все сложилось по-другому.

В какой-то момент Вильгельм и Якоб увлеклись сбором мифов и легенд. Они познакомились с целым рядом филологов, которые дали им богатую пищу для исследований. Братья стали изучать истоки многочисленных басен и притч. Им было интересно, откуда «растут корни» этих историй. Огромное влияние на будущее писателей оказал профессор Фридрих Карл фон Савиньи. Он сам занимался изучением старинных рукописей и частенько привлекал к этому занятию братьев.

После окончания университета карьерные пути Гримм немного разошлись. Якоб стал работать юристом, а Вильгельм – секретарем в библиотеке города Кассель. Причем, младший брат немного завидовал старшему, так как юриспруденция его тяготила, он хотел быть поближе к книгам. Поэтому, в 31 год он уволился со службы и даже отклонил заманчивое предложение о работе преподавателем в университете. Вместо этого он устроился в ту же библиотеку, где работал Вильгельм. И вместе они вернулись к любимому занятию – изучению немецкого фольклора.

Сказки братьев Гримм

Их первый сборник фольклора вышел в 1812 году, он назывался «Детские и семейные сказки». В него вошли известные сегодня на весь мир произведения – «Белоснежка», «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты». Была там и знаменитая «Красная шапочка». Эту историю уже знал литературный мир, так как более ста лет до братьев Гримм ее написал Шарль Перро. Но именно версия Вильгельма и Якоба стала той сказкой, которую сегодня знает каждый ребенок и взрослый.

Все рассказы Гримм были отражением древних легенд, мифов и притч. И в своем дебютном сборнике они подробно указывали, на чем основывается та или иная история. Но при этом братья достаточно серьезно переделывали первоисточник, предавая ему более литературный вид и убирая из него совсем уж страшные сцены. В результате сборник «Детские и семейные сказки» стал настоящей сенсацией в филологической среде. Все специалисты, которые его прочитали, отмечали главное – сказки были написаны очень живым и простым языком, а потому влюбляли в себя с первых строчек и не отпускали до самого конца.

В 1815 году вышел второй том «Сказок». Его дополнили такие произведения, как «Храбрый портняжка», «Золушка», «Спящая красавица». И история «О рыбаке и его жене», которую впоследствии использовал за основу Александр Сергеевич Пушкин в своей «Золотой рыбке».

Всего в двух томах «Сказок» содержалось более 230 различных историй. И многие из них стали настоящей классикой. Эти произведения братьев Гримм многократно переиздавали, их много раз экранизировали. И почти все родители читают эти сказки своим детям на ночь.

Словарь немецкого языка

Но, увлекшись изучением фольклора, Вильгельм и Якоб не забывали и о научной деятельности. В ходе своих исследований они наткнулись на такую ситуацию, что в Германии на тот момент было много различных диалектных языков. Но при этом не существовало какого-то единого, понятного всем народам.

И вот они задумали создать первый в истории страны «Словарь немецкого языка». Это был титанический труд. Они брали какое-то слово и давали к нему развернутую информацию – значение, этимология, примеры употребления и различные примечания.

К сожалению, эта работа была настолько объемной, что братья Гримм ее так и не смогли закончить. Они описали более 350 тысяч слов. Но этого хватило, чтобы только заполнить пять букв – A, B, C, D и E. Их труд предстояло доделывать уже последующим ученым. И что интересно, он был завершен относительно недавно. Братья Гримм начали составлять словарь в 1840 году, а последнее слово в него было занесено в 1961-м. То есть писался этот научный труд более 100 лет.