Братья и сестры – что для нас значат эти отношения. Характер детей: старшие и младшие

Конспект урока по чтению

Лялина Галина Анатольевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОКУ VIII вида школы-интерната № 4 г.Ижевска

Тема: «Урок доброты» по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро»; чашечные весы; игрушки, рисунки сказочных героев (добрых и злых); фотоальбомы; тетрадь добрых дел; рисунки учащихся; планета «Добра», рисунки кота Леопольда, запись песни «Если добрый ты», магнитофон; сказочные герои: Баба Яга и Фея, блокноты; таблички со словами, обозначающими «зло».

Ход урока.

1. Организоционный момент.

Уч-ль: Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать

И дарить его людям.

(С. Островой)

2. Вступительная беседа.

Уч-ль: сегодня у нас с вами необычный урок – урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живем в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

3. Ознакомление с темой.

Уч-ль: И так, что такое добро? Где вы его встречали? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Да, это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа, Добро – это когда люди помогают друг другу. Добрый человек – это тот, кто

    Любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

    Любит природу и бережёт её.

    Вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

    Любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, а злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, но не можешь. Пожелай человеку добра в пути. Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло? Где встречались со злом? (Ученики отвечают)

Уч-ль: Это нечто противоположное добру. Например: несчастье, беда, война, плохое, дурное.

Уч-ль: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на ракете в космическое пространство.

Уч-ль:

Контакт. Есть контакт.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планете «Добра». Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ученики отвечают)

Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышам? (Ученики отвечают: «Ребята, давайте жить дружно»)

Уч-ль: Жить дружно – это хорошо или плохо? Дружба – это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете «Добра».

Дети показывают сценку по рассказу Э. Шим «Брат и младшая сестра».

4. Беседа по содержанию рассказа.

Уч-ль: Почему Саня подсыпал сестренке в кузовок землянику, грибы, малину? Каким был мальчик? Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот рассказ? (Дети отвечают). А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Уч-ль: Сесть поудобнее. Ученики: Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1, 2, 3, 4, 5 – ВЖИК.

Уч-ль: А теперь прочитайте пословицу на доске «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова вы знаете? (Дети отвечают).

Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица «Не одежда красит человека, а его добрые дела». (Пословица на доске).

Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы учеников). Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Появляются сказочные герои Баба Яга и Фея.

Б-Я: Что я вижу? Все собрались, разговаривают, а почему меня никто не пригласил? Ну что ж, я вам устрою! Вы у меня попляшете! Сейчас я буду колдовать, и все хорошие дела испарятся. Ха – ха – ха! Я начинаю.

Фея: Бабуся Ягуся, не надо колдовать! Мы приглашаем тебя к нам.

Б-Я: ну, ладно, уговорили. Но тогда помогите мне. У нас с Феей есть фотоальбомы. Но вот по дороге фотографии все выпали и перепутались.

Фея: Мы вам будем показывать фотографии. Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо ладошками.

Ученики играют.

Б-Я: ну, спасибо! А теперь прощайте, спешу в лес, там у меня дал невпроворот.

Баба Яга уходит.

Фея: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу подарить вам блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.

Фея уходит.

5. Физминутка.

6. Продолжение темы.

Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать старинные чашечные часы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь, несчастье, беда, злость, дурное). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром» (дети называют добрый поступок и кладут свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки) на чашу весов).

7. Коллективное составление аппликации.

Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: « Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ученик наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, даревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

Уч-ль: Как назовем нашу картину? Какое чувство испытали, делая добро? (Ответы учеников).

Уч-ль: А сейчас ребята расскажут нам еще раз, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Выступление учеников.

  1. Если с другом разделил

Ты свои конфеты –

Хорошо ты поступил,

Каждый скажет это.

    Ты узнал чужой секрет

И разнес сейчас же,

Это плохо, хуже нет,

Это подло даже!

    Если подал ты при всех

Девочке пальтишко,

Ты – культурный человек,

Мировой мальчишка!

    Если ты, как дикий зверь,

Сразу лезешь драться,

Не достоин ты, поверь,

Человеком зваться!

    Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это – просто красота,

Только так и нужно!

    Ты подбил собаке глаз,

Бросил кошку в лужу.

Будь уверен, в сорок раз

Ты собаки хуже.

    Уважай людей вокруг,

Старших, младших тоже.

И тогда тебя, мой друг,

Назовут хорошим.

    Но как бы нас жизнь, ни ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все – таки их большинство.

Стань добрым волшебником.

Ну-ка попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить желание другого

Одно удовольствие, честное слово.

    Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря.

8. Итог урока.

Уч-ль: Наш урок подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске). С сегодняшнего дня мы будем записывать все добрые дела в «Тетрадь добрых дел». Постепенно она превратиться в «Книгу добрых дел» ведь делать добро – это здорово! К сегодняшнему уроку вы приготовили рисунки, на которых нарисованы добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.

Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей). Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы учеников). Ну, а теперь я предлагаю вам послушать песню кота Леопольда «Если добрый ты». Кто знает слова этой песенки – подпевайте.

Стабильные отношения можно создать с человеком, который подходит по темпераменту темпу жизни, интересам. Но это далеко не все, от чего зависит гармония в семье. Психологи предполагают, что большое влияние на взаимоотношения с противоположным полом оказывают… братья и сестры . Эта психологическая теория дубликатов объясняет, в частности, почему люди выбирают для себя те или иные роли. Итак, как отношения в семье влияют на личную жизнь.

Младший брат и младшая сестра

В данном случае ни тот, ни другой не спешат возлагать на себя какую-либо ответственность. Они предпочитают ждать, когда о них позаботятся. Вот почему из-за пассивности обоих партнеров их личная жизнь не будет отличаться стабильностью.

Единственные дети в семье

Таким людям сложно вообще строить отношения друг с другом. Потому что, с одной стороны, они привыкли к тому, что все внимание доставалось только им, с другой стороны, они не смогут позаботиться друг о друге. Они не станут поддержкой любимому человеку. Такой брак просуществует очень недолго. Таким людям лучше строить отношения с тем, кто является первенцем.

Старший брат и единственная дочка

Данная комбинация не так плоха, как предыдущие две, поскольку мужчина сможет позаботиться о несколько эгоистичной и не совсем самостоятельной женщине. В 50 процентах случаев такие отношения венчаются браком и являются стабильными.

Старший брат и старшая сестра

Механизм поведения в родительской семье проецируется на партнера. Важно не только то, сколько было сестер и братьев, но и то, в каком порядке они появлялись на свет. Первенец ведет себя не так, как последыш. Допустим, у мужчины была младшая сестра, а у его партнерши - младший брат. В такой паре неизбежно возникнут проблемы, поскольку и тот, и другой привыкли быть старшими и брать на себя ответственность. Их супружеские отношения скорее всего будут сопровождаться борьбой за власть. Однако в конце концов они смогут договориться.

Старший брат и младшая сестра / младший брат и старшая сестра

Самые стабильные отношения развиваются между парнем, у которого есть сестра помладше и девушкой, имеющей старшего брата. Их представления о роли мужчины и женщины абсолютно совпадают. Кроме того, они совпадают с ожиданиями общества. Если ситуация обратная, мужчина без проблем смиряется с лидирующей ролью жены.

Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка Корнеева Елена Николаевна

Старший брат, старшая сестра

Старший брат, старшая сестра

Если в отношении первенцев мнения родителей расходятся: одни хотят сына, другие жаждут иметь девочку, – то в отношении половой принадлежности остальных отпрысков вопрос решается достаточно однозначно. Подавляющее большинство родителей мечтают иметь и сыновей, и дочерей.

Однако для развития младших детей далеко не безразлично, кого иметь в качестве старшего члена семьи – брата или сестру. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Типичные ситуации

Замучили меня совсем мои мужчины. То ли дело у подруги. Дочке восемь лет, а она и по дому помогает, и учится на одни пятерки, и за младшим братом смотрит. Когда такая Марина есть, никакая нянька не нужна. Тут можно не только третьего, а и четвертого рожать.

У нас два старших сына. Очень уж дочку нам с мужем хотелось. Теперь Даше четвертый год пошел. Разбойница растет. Все у мальчишек перенимает. В куклы совсем не играет. Ей бы что-нибудь ломать, куда-нибудь лазать или сесть верхом на Бориса и лупить его.

Дети подражают родителям, но разрыв между ними слишком велик. Интеллектуальный, физический и социальный уровни взрослых недостижимы для ребятишек первых лет жизни. Им гораздо проще тянуться за старшими детьми. Неслучайно в семьях, где есть двое, трое и большее число ребят, возникают естественные группировки – взрослые и дети.

Если малыш может равняться на своих старших братьев и сестер, то его развитие протекает более гладко, у него возникает меньше проблем в общении со сверстниками. Темп социального становления такого ребенка ускоряется, а в поведении проявляются черты уступчивости, сговорчивости, доброжелательности, готовности делиться с другими.

Даже если разница в возрасте невелика, старшая сестра воспринимается младшим ребенком как своеобразный дублер матери или нянька. Старшие сестры с удовольствием играют с малышами, участвуют в процессе ухода за ними, с готовностью берут младших с собой, позже приобщают их к учебным занятиям. В целом это очень хорошо. Матери ценят подобную помощь. У них появляется больше свободного времени для себя и домашних дел. Но девочки часто проявляют чрезмерный авторитаризм и, не обладая той терпимостью, что свойственна людям взрослым, нередко склонны к занудливости, сварливости, повышенной требовательности и даже жестокости. Это, так сказать, одна сторона медали.

Если на попечении девочки остается младший братишка, то ее стремление доказать родителям свою способность справиться с ним может привести к необдуманным и нецелесообразным ограничениям его активности, включая физическую и исследовательскую. Находясь под давлением авторитета старшей сестры, мальчики раннего и дошкольного возраста предпочитают подвижным играм более спокойные занятия – настольные игры, конструирование, бумажные куклы, а в общении с ребятами – компанию девочек, подруг старшей сестры. В такой компании малыша полностью лишают инициативы, без конца берут на руки, тискают, сюсюкают, выполняют за него даже то, что он вполне может сделать сам. Подрастая, мальчики сбрасывают это девчачье ярмо. В пору ученичества они уже считают старших сестер занудами и доносчицами. Отношения между ними редко бывают теплыми и доверительными. Происходит психологическое размежевание детей по половому признаку.

У мальчиков стремление опекать младших братьев и сестер выражено менее заметно, чем у девочек. Это вызывает недовольство со стороны родителей, выражаемое в нареканиях и упреках в их адрес. Поэтому старшие мальчики испытывают наряду с ревностью к младшим и сильное чувство обиды. Зато малыши видят в старших братьях защитников, к ним прибегают за советом и помощью в делах.

Девочки легко перенимают у старших братьев мужской стиль поведения, характеризующийся большей независимостью, инициативностью, изобретательностью, своеволием, действиями с позиции силы. Это позволяет им легко занять позицию лидера в группе сверстников. Пользуясь своей безнаказанностью в семье, младшие девочки часто буквально терроризируют старших братьев, строят им различные каверзы, а чуть что, бегут жаловаться и ябедничать. Братья не стремятся вовлекать младших сестер в свои компании и приобщать к своим интересам. Но в силу подражательной природы детской психики девочки сами приобретают увлечения, присущие мальчикам. Они с удовольствием играют в войну, любят побороться, интересуются спортом.

Подрастая, девочки, имеющие старших братьев, приобретают высокую потребность достижения, стремятся доказать окружающим свою независимость и состоятельность во всем. С другой стороны, в них просматриваются черты обостренной женственности, поскольку они рано начинают воспринимать ребят из окружения брата в качестве добровольных рекрутов, потенциальных поклонников и кавалеров.

Воспитание детей разного пола – всегда удвоенная ответственность для членов семьи. Родители должны учитывать возможность возникновения психологических проблем, обусловленных непрограммируемым влиянием старших детей на младших детей другого пола, связанных с несовпадением врожденных установок своих сыновей и дочерей.

Мало покупать им разные вещи, предъявлять к детям разные требования, мало использовать преимущества, обусловленные наличием у родителей опыта общения с первенцами – родители должны научиться обходить подводные камни, связанные с влиянием детей разного пола друг на друга.

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Брат В семье особое значение имеет роль Аполлона как брата -- его склонность как к братскому соперничеству, так и к братской дружбе проявляется во взаимоотношениях Аполлона с младшим братом вестником богов Гермесом и с сестрой Артемидой, богиней охоты и луны. С Артемидой

Из книги Речь и мышление ребенка автора Пиаже Жан

§ 3. Определение слова «брат» (или «сестра») Нам остается проделать последнее проверочное испытание. Если трудности, указанные выше, зависели от неспособности оперировать логикой отношений, то в самом определении слова «брат» должно снова встретиться такое отсутствие

Из книги Детский мир [Советы психолога родителям] автора Степанов Сергей Сергеевич

Старший, младший, единственный В Англии говорят: «Вся история этой страны написана младшими сыновьями». При этом имеют в виду старинный закон (существовавший, кстати, и во многих других странах), согласно которому имущество, капитал и привилегии безраздельно доставались

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Сестра Богиню Артемиду сопровождали нимфы - младшие божества, связанные с лесами, горами, реками, озерами, морями и источниками. Они путешествовали вместе с ней, охотясь и исследуя дикие места. Нимфы не были связаны домашними заботами, их не интересовало, что «должны»

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Депрессия – старшая сестра уныния Меланхолик глядит на прекрасное лицо, но видит только оскаленный череп. Кристиан Боуви Православной трактовке уныния и его симптомов во многом соответствует медицинский термин «депрессия» – угнетенное состояние, сопровождающееся

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Из книги Настольная книга для девочек автора Луковкина Аурика

Из книги Мудрость психики [Глубинная психология в век нейронаук] автора Парис Жинетт

Я – сестра Ох, нелегкое это дело – быть сестрой, а тем более

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Я теперь старшая Еще совсем недавно твоя жизнь была безмятежной и прекрасной – ты была самой любимой дочкой, и ничто тебя не беспокоило.Но вот в одно прекрасное утро мама сказала тебе, что ей придется ненадолго уехать по делам. Она успокоила тебя, сказав, что вернется

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Глава 8 Философия – брат, психология – сестра

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги автора

Младший брат, младшая сестра «Ребенок – тоже человек?Только не для нашего старшего!»Немногие родители довольствуются одним ребенком, поэтому через года полтора-два после рождения первенца начинают задумываться о втором. Но они всегда очень боятся, что у старшего

Из книги автора

Сводная сестра, сводный брат «Так, это мой брат… сводный… или, скорее, сын папиной жены, которого она родила до встречи с ним… окей, просто Жульен»Во Франции Фонд помощи семьям, государственный покровитель всех французов, и социологи называют детей, живущих под одной

Связи братьев и сестер друг с другом обычно очень крепкие, но противоречивые: в них смешиваются сообщничество и соперничество, любовь и ненависть. Противоречивые эти чувства могут как сосуществовать, так и чередоваться, меняясь каждую минуту.

Соперничество может быть временным, быстро проходящим, обнаруживается оно главным образом при появлении в семье младшего ребенка: тот, кто стал старшим, боится, что мама будет теперь заботиться только о новорожденном, а его разлюбит. В основе ревности братьев и/или сестер друг к другу лежит соперничество между детьми за право на исключительную любовь родителей, прежде всего - матери.

Надо сказать, что отношения братьев и сестер между собой - это отнюдь не только соперничество, здесь хватает и других сложностей. Именно в общении с семьей маленький ребенок впервые получает возможность отождествить себя со значимыми для него людьми: младшие хотят быть похожими на старших и делать то же, что делают старшие.

Есть и другая сторона, может быть, не такая явная: старший ребенок ничуть не реже позволяет себе, играя, увидеть в младшем братишке или в младшей сестренке младенца, каким был сам, и воспроизвести его поведение. Таким образом, он получает удовольствие, какого не дадут ему познать ни его нынешний статус, ни его возраст. А младший проецирует на себя образ старшего, желая стать другом его друзьям.

Когда старший ребенок в семье отождествляет себя с младшим, а младший со старшим, это помогает им обоим расти, примиряя между собой стремление скорее стать взрослым и нужду в том, чтобы не взрослеть слишком быстро.

В отношениях с братьями и сестрами ребенку приходится отказаться от жажды всемогущества, потому что ему надо знать свое истинное место. Подобное «крушение иллюзий» благотворно и даже спасительно, ведь именно благодаря ему ребенок вырывается из плена любви симбиотической, примитивной, той, при которой стороны слишком сильно психологически взаимосвязаны, взаимозависимы и каждая теряет в своей индивидуальности. Вырывается, чтобы открыться любви равных, содействующей личностному росту.


Если ребенок ревнует к малышу, который только еще должен родиться

Совсем еще недавно ваш ребенок был уверен в том, что мама существует для него одного, является в какой-то степени его собственностью. Подрастая, он начинает понимать, что нет, это не так: его мама - отдельный человек со своими желаниями, и она может любить других людей тоже. Она, например, любит папу, и ребенок должен разделять с ней эту любовь.

Когда в семье должен появиться новорожденный, ребенок, которому предстоит стать старшим, вновь испытывает тревогу и страх, что мама больше не будет его любить (такое состояние в науке называется фрустрацией ), и порой это становится для малыша совершенно невыносимо. Именно в таких случаях он и демонстрирует ужасающую ревность. Реакция на событие зависит от возраста ребенка, а кроме того - от разницы в возрасте между ним и новорожденным.

Чувство ревности проявляется сильнее всего, когда ребенку около четырех лет, особенно если он долгое время был единственным. Реакции бывают менее острыми, если разница в возрасте между детьми меньше двух лет.

  1. Старший имеет право думать: «Лучше бы он (или она) не родилась вообще.
  2. Однако ему запрещено делать маленькому больно или бить его.
  3. Разрешайте настолько, насколько это возможно, старшему ребенку трогать младенца, который не должен казаться ему ни драгоценным, ни особо хрупким объектом. За неловкими, но ласковыми прикосновениями старшего скрывается ревность, смешанная с любопытством.
  4. Лучше не заставлять старшего ребенка говорить, что он рад тому, что у него теперь есть младший братишка или младшая сестренка и что он любит этого братишку или эту сестренку.
  5. А если вы на этом настаиваете, то скорее всего - ради собственного успокоения : лишь бы не чувствовать себя виноватым в том, что навязали своему малышу брата или сестру.

Если дети все время ссорятся

Даже если самый младший ребенок в семье поначалу не вызовет жгучей ревности, все может осложниться, когда он начнет ходить и захочет трогать вещи, принадлежащие старшим детям. В этом случае соревнование между детьми становится куда серьезнее.

Отношения с братьями и сестрами - первое пространство для социализации ребенка. Чувство соперничества естественно, и часто оно предшествует возникновению чувства истинной любви.

— Вы научили старшего тому, что нельзя поднимать руку на младшего брата или младшую сестру со дня его или ее рождения. Однако нельзя, чтобы запрет на рукоприкладство постоянно заставлял ребенка капитулировать, к тому же, в этом случае роли могут поменяться, и младший почувствует, что ему дозволено проявлять агрессию по отношению к старшему, тогда как тому защищаться категорически запрещено.



Порой дети сами подавляют свою агрессивность и склонны не защищаться, когда младший брат или младшая сестра на них нападают. А поскольку дома слишком многое запрещено, некоторые дети находят выход этой подавленной агрессивности в детском саду.

— Надо, чтобы каждый умел защищать свою территорию и свои права, что может оправдывать некоторую степень агрессивности . Надо также, чтобы конфликты себя обнаруживали: истинная миссия родителей не в требовании «Сию же минуту перестаньте ссориться», - а в том, чтобы найти пути разрешения каждого выявленного конфликта.

Необходимость сдерживать агрессию отнюдь не означает, что во имя родительской мечты об идеальных отношениях в семье надо подавлять всякое, даже минимальное, проявление соперничества между детьми.
Часто такой идеал - отражение либо пережитого самими родителями в детстве, либо того, что они в детстве мечтали пережить.

Не стоит постоянно поощрять только младшего , родителям следует соблюдать дистанцию ради того, чтобы условия, в которых находится младший, не стали более благоприятными, чем условия, в которых находится старший.

— Если вы хотите, чтобы дети поверили, будто вы способны разрешить любой конфликт, или если хотите быть объективны во что бы то ни стало, это только во вред и старшим, и младшим : в конце концов они поверят, что вы способны загладить всякую, какая только может встретиться в жизни, несправедливость, единственной жертвой которой считает себя каждый.

— Иногда лучше, оценив ситуацию со стороны, сделать вид, будто не замечаете происходящего.

— Даже если в глубине души вы предпочли бы, чтобы дети проявляли друг к другу только нежную привязанность и ничего кроме, необходимо дать им возможность самостоятельного выбора: любить или ненавидеть .

А еще позвольте им, насколько это возможно, самим разбираться со своими конфликтами. Это лучшее, что вы можете сделать для своих детей. С одной стороны, вы чаще будете чувствовать, что не сумели проявить абсолютную непредвзятость во время вмешательства, а с другой - умение искать компромисс, умение договариваться, находить способы выйти из конфликта являются для ребенка источником гордости собой и веры в себя . И дополнительное преимущество: таким образом ребенок приобретает навыки, которые помогут ему в будущем лучше понимать отношения с другими людьми.

— В результате того, что происходящее между детьми будет оставаться вне вашего поля зрения, у них, возможно, появятся области для сотрудничества, сообщничества .

Но если дети начинают драться, вмешивайтесь немедленно . Можно плохо, даже враждебно относиться друг к другу, но как физическое насилие, так и , когда один человек «избивает» другого словами, недопустимы.

Если вы вмешались в конфликт между детьми, главное - подсказать им, как приспособиться друг к другу, подняться над ссорой .

Двухлетнему покажите, как можно делиться с другим.

В три года ребенок способен понять, что такое «по очереди».

Начиная с четырех-пяти лет можно уже учить ребенка поиску компромисса с помощью слов. Переговоры - основной путь улаживания конфликтов, именно потому так важно давать детям возможность выпутываться из их ссор самим.

— Будьте особенно внимательны к ребенку, который в конфликтах систематически проигрывает. Возможно, дело тут в недостаточном языковом развитии, возможно, ему не хватает веры в себя, в то время как то и другое - два главных козыря при любых переговорах.
— Нужно помогать ребенку, избегая при этом постоянного вмешательства, направленного на его защиту.

Он говорит, что его брата или сестру я люблю больше. Вы считаете, что это неверно и несправедливо, но если вы активно встанете на защиту одного из детей, стремясь доказать, будто для вас нет никакой разницы между ними, вы рискуете усугубить ситуацию, обострить ревность в семье.

Зачем родители стараются делать для одного ровно столько же, сколько для другого? Дети - тонкие психологи, и они быстро заметят, что мама и папа поступают так исключительно затем, чтобы искупить в собственных глазах скрытую вину.

Полностью исключить предпочтения на самом деле очень трудно . Естественно, и речи не может быть о том, чтобы говорить о своих предпочтениях или даже ненароком признаваться в них, тем не менее они существуют. И совершенно не обязательно, чтобы вашим «любимчиком» был самый младший, как это обыкновенно кажется старшим. Вполне может быть, что вы сохранили особую привязанность именно к старшему, потому что он сделал вас отцом или матерью, - а может быть, ко второму или третьему ребенку, даже и не зная почему.

Предпочтение - чувство интимное и чаше всего бессознательное или подсознательное , оно связано с родительскими ожиданиями от каждого ребенка.

— Как правило, кто-то из родителей узнает в характере одного или другого ребенка свои собственные черты. Вот только необязательно это становится основой для предпочтения: иногда между очень похожими родителями и детьми конфликтов случается больше.

Личные отношения с каждым ребенком возникают в связи с особенностями его появления на свет и историей его жизни.

Ребенок-инвалид, ребенок, который нуждается в постоянном медицинском уходе или живет отдельно от вас, может вызывать особенно сильную привязанность. Даже если он у вас не самый любимый, о нем вы заботитесь больше, чем обо всех других, и другие дети, «беспроблемные», могут жаловаться на это тревожащее их предпочтение. Подобная реакция способна вам помочь, вынудив к осознанию того, что пришло время что-то сделать с двойственностью таких связей.

Подбадривайте детей, когда они играют вместе, облегчайте им возможность таких игр.

Найдите время посидеть и посмотреть, как ваши дети играют , но старайтесь поменьше вмешиваться. Вы увидите, что младшие уподобляются старшим.

Важно, чтобы игры между «двумя поколениями» детей были разнообразны и чтобы старший не всегда верховодил, не всегда принимал решения единолично.

Старший может заинтересоваться играми малыша и принести ему, например, свои старые игрушки. Оба получат от этого громадное удовольствие.

Играя с младшим братом или сестрой, старший ребенок позволяет себе возвращаться назад, к более ранней стадии развития, и не стыдится этого .

В семье, где несколько детей, возможны игры между мальчиками и девочками

Четырехлетние дети предпочитают играть с ребятишками своего пола, особенно в коллективе. Игры братьев с сестрами могут стать первым шагом на пути к играм с детьми противоположного пола.

Возможности, рождающиеся в совместных играх мальчиков и девочек, особенно важны в том возрасте, когда происходит половая идентификация .

В четыре-пять лет мужские и женские роли очень часто не разграничены, и, когда дети играют вместе, попеременное исполнение той или иной роли делает более гибкой их модель половой принадлежности. Конечно, это возраст, когда мальчики и девочки отнюдь не склонны приветствовать совместные игры, но маска, которую надевает ребенок перед своими друзьями или подружками, вовсе не обязательно отражает то, что происходит дома.

В шесть-семь лет дети начинают больше интересоваться настольными играми и головоломками.

Выступая в роли судьи, нужно в основном объяснять правила - каждому по очереди, а не рассыпаться в поздравлениях выигравшему.

— Соперничество здесь больше похоже на соревнование, и это должно убедить вас в необходимости бдительно следить за счетом.

— Если результаты у детей не слишком удовлетворительны, воздержитесь от сравнений!

Каждый ребенок имеет право на собственное пространство и время для игры, если он хочет играть один

— Конфликты с братьями и сестрами часто становятся выражением притязаний на то, что ребенок сам по себе - уже личность.

— Важно предусмотреть для каждого ребенка не только день и час, когда его ведут, например, к зубному врачу, но и время, когда он что-то делает «для себя» - играет, гуляет…

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворить те или иные потребности.

Бессознательное в психологии - вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию; подсознательное - то, о чем человек сейчас не думает, но что в принципе ему известно, связано по ассоциации с предметом его мысли и способно в качестве подтекста повлиять на ее течение.