Развитие ребенка в 11 месяцев жизни. Нервно-психическое развитие ребенка

В преддверии своего первого, официального дня рождения дети уже заметно выросли и многому научились. С каждым днём их жизнь становится всё насыщеннее, а время бодрствования увеличивается. Дети проводят много времени в активных исследованиях, и они уже почти спустились с маминых рук. Родителям, наверняка, будет интересно сравнить полученные навыки своих малышей со средними показателями, указывающими, что должен уметь ребенок в 11 месяцев.

В одиннадцать месяцев малыш прибавляет в весе 400 грамм и вытягивается в высоту на 1-1, 5 сантиметров. Если ребёнок и вовсе не набрал вес, или прибавка произошла лишь на 150-200 грамм, это не повод для паники при общем, хорошем самочувствии сына или дочки. Ведь двигательная деятельность их сильно возросла, и организм быстро тратит свои энергетические запасы и питательные вещества. Возможно, стоит предлагать ребёнку пищу, содержащую больше калорий.

В плане анатомии и физиологии в этот момент происходит интенсивное формирование мышечной системы, поэтому малыш уже может более или менее долго находиться в вертикальном положении и даже передвигаться, используя опору, а иногда, и самостоятельно.

Ещё одно важное изменение – появление молочных зубов, как правило, это четыре зуба – по два на нижней и верхней челюсти, у некоторых деток уже появились вторые резцы.

Уже до года малыш может сделать свои первые шаги и произнести первые слова, но не нужно отчаиваться, если этого не случилось – развитие ребенка в 11 месяцев проходит по своему графику, в соответствии с его индивидуальной генетической программой. Правда родители имеют хорошую возможность помочь ему в этом, следя за питанием и нормальным сном карапуза, а также, регулярно развивая его с помощью игр и обучающих занятий.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

Дети в этом возрасте крайне любознательны и активны. Если на минутку отвернуться, неизвестно где окажется малыш через мгновенье, поэтому за ними необходим ежеминутный контроль.

Что должен уметь 11 месячный малыш? К счастью, повышение силы и выносливости, связанное с укреплением мышц, позволяет ему освоить множество разнообразных навыков:

  • он без труда может подниматься на ножки без посторонней помощи и стоять;
  • садиться из вертикального положения, не используя опору, хотя пока это даётся ему с трудом;
  • быстро ползать, меняя направление;
  • самостоятельно сидеть длительное время;
  • малыш начинает ходить маленькими, неуверенными шажками, держась на руку папы или мамы;
  • он без труда узнаёт знакомые предметы и игрушки, показывая на них пальчиком;
  • повышается координация движений, а рука ребёнка, если нужно взять интересующий предмет, раскрывается в соответствии с габаритами вещи;
  • карапуз может держать двумя руками кружку;
  • ест с помощью ложки;
  • умывает личико и чистит зубки.

Происходят изменения и в психоэмоциональном плане ребёнка:

  • он становится более общительным;
  • повторяет слова за родителями;
  • понимает, о чём говорят взрослые;
  • адекватно реагирует на просьбы и требования: возьми, дай, кушай, брось, в ответ, кроме действия, может использовать мимику и жесты, качать головкой;
  • ребёнок становится не только более ловким, но и сообразительным – может использовать подручные предметы, чтобы доставать игрушки с недосягаемых мест.

У детей появляются увлечения, личные предпочтения в отношении игрушек, задатки к сюжетному игровому процессу – многие девочки и мальчики уже могут нянчиться с куклами, кормить и укладывать спать зайчиков и мишек.

Осознание себя как личности у ребёнка может проходить довольно заметно и сказываться в попытках манипулирования родителями. В этот момент взрослым следует спокойно реагировать на капризы детей, иначе в будущем малыш будет постоянно использовать истерику или плач, как способ для достижения желаемого.

Нельзя сказать, чтобы психические и физические способности детей противоположных полов сильно отличались, но есть отдельные характерные нюансы, о которых стоит знать:

  1. Выясняя, что надо уметь в 11 месяцев девочке, необходимо понимать, что малышки не похожи на мальчиков, обычно, более подвижных и непоседливых. Они на много спокойнее и могут длительное время проводить за игрой в кубики, увлечённо рисовать или лепить. Интересный для них процесс может увлечь их на полчаса, а это достаточно много для ребёнка, которому ещё нет и года.
  2. Беря в расчёт, насколько активен и самостоятелен мальчик, уметь в 11 месяцев он может всё, что связано с движением, в первую очередь, быстрее научится ходить без помощи взрослых, хотя успеет за короткое время набить себе много шишек.

Всё, что умеет одиннадцатимесячный малыш, конечно, прежде всего, заложено в его генетической программе, но роль родителей в этом процессе и его успешности, занимает важное место.

Как развивать малыша в 11 месяцев

Для всестороннего развития ребёнка взрослым нужно создавать благоприятные для этого условия.

Если малыш уже наклоняется, приседает и ходит, опираясь на мебель или руку родителя, стоит помочь ему в этом непростом деле:

  1. Надо продолжать стимулировать активное ползанье, которое помогает укреплять мускулатуру ручек и ножек.
  2. Хорошо если малыш самостоятельно, но под присмотром мамы, будет толкать каталку или коляску. В качестве толокара можно использовать и большой мяч.
  3. Ребёнок уже умеет подниматься на одну, две ступеньки, но опускаться по лестнице ему пока трудно. Такие занятия стоит проводить пару раз в день по несколько минут.
  4. Во время купания дети также могут обучаться и получать новые навыки – в этом помогут мелкие резиновые игрушки, которые кроха будет вылавливать с помощью небольшого пластикового ковшика.
  5. В этом возрасте ребёнку полезны все игры с сыпучими материалами и мелкими деталями – крупами, бусинами, камешками, пусть малыш пересыпает их из одной ёмкости в другую, складывает, сортирует. Так он быстрее научиться управлять своими пальчиками.

Разбираясь, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, не стоит забывать о творческих занятиях – ему уже можно давать тоненькие фломастеры, которые он сможет удержать в пальчиках. Подойдут и мелки, пастельные краски в виде небольших карандашиков. Для лепки лучше выбрать домашнее или специальное тесто, либо набор мягкого пластилина, который не пристаёт к рукам.

Для совершенствования разговорной речи нужны ежедневные занятия, заключающиеся в совместном чтении. Одновременно с этим, малыш может рассматривать картинки, а позже составлять по ним короткие рассказы. Кроме того, с детьми нужно много разговаривать, объясняя самые различные события, описывая обычные вещи и явления природы. Во время прогулок можно знакомиться с другими детьми – чем раньше дочь или сын научатся знакомиться и общаться со своими ровесниками, тем легче будет проходить их адаптация к условиям реального мира.

Под наблюдением взрослых дети могут играть самостоятельно и лучшими для них игрушками, по прежнему, являются резиновые игрушки, мячики, большие машинки, в которые малыш может залезть, пирамидки, кубики, игрушки в виде животных и куклы для сюжетных игр. Книжки для ребёнка лучше выбирать с большими плотными страницами из резины или картона, а также с музыкальным сопровождением. Игрушечные музыкальные инструменты, набор посуды или коляска для куклы больше подойдёт девочкам, мальчиков можно порадовать конструктором и ходунками, которые помогут быстрее освоить ходьбу.

Проверочный тест на успешность развития

Зная нормативы, определяющие, что должен уметь делать малыш на этом этапе жизни, родители должны понимать, что такая оценка относительна, и всё же, в некоторых случаях проверка необходима.

В первую очередь, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • к одиннадцатимесячному возрасту малыш уже должен полностью освоить ползание, уверенно сидеть, стоять;
  • ребёнок обязательно должен делать попытки вставать и делать хотя бы пару шажков;
  • в идеале дети нормально воспринимают самостоятельное использование чашки, ложки, полотенца и расчёски;
  • из трёх кубиков карапуз уже должен уметь построить башенку;
  • нормально развитый кроха обязательно заметит, если спрятать его игрушку и постарается её отыскать.

Также можно обратить внимание, как ведёт себя бутуз в разных обстоятельствах. Если он сердиться, то не плачет, как раньше, а выражает своё недовольство – может бить маму и даже кусаться. Радуясь, дети, смеются, хлопают в ладоши.

Некоторые негативные действия малыша следует пресекать уже в этом возрасте – для этого ему нужно доступно объяснить, что хорошо и плохо, что делать можно и нельзя – это облегчит дальнейшее воспитание.

Занимаясь развитием детей 11 месяцев, уже стоит решить вопрос о расширении для них пространства в доме и позаботиться о том, чтобы они не нанесли себе травмы во время обучения ходьбе и активных играх. Следует убрать из помещения все опасные, острые и бьющиеся предметы, ограничить доступ к розеткам и проводам, углы обить мягкой тканью.

В этом возрасте ребёнок будет падать часто, и с этим придётся смириться, Маме не следует сразу бежать к малышу, так он научится подниматься самостоятельно, более того, будет лучше ориентировать в окружающей обстановке и правильно координировать свои действия.

Режим малыша в 11 месяцев

Прикормы, как таковые закончились, и ребёнок уже стал полноправным членом семьи, занимающим своё место за общим столом. Конечно, правила приготовления блюд для него сохраняются. Детям готовят еду, путём отваривания, тушения, постное мясо в виде тефтелей, фрикаделек и котлет готовят на пару. Пища всё ещё измельчается, а основное число кормлений остаётся прежним – 5 раз в день. Не считая жидкости – воды, соков, ребёнок съедает до 1, 2 килограмма, так что одна порция составляет около 200-250 граммов, в зависимости от комплекции и аппетита малыша. Такая система питания будет использоваться и дальше, примерно до двух лет.

По сути, карапуз познакомился со всеми продуктами, но в число запрещённых всё также входят цитрусовые плоды, грибы, орехи, кофе и чай, шоколад. Помидоры, апельсины, некоторые другие овощи и фрукты, в том числе, мёд, могут вызывать аллергию, поэтому не желательны.

Те матери, которые планируют отучение от груди, постепенно сокращают количество молока, а затем и число кормлений, ограничиваясь лишь одним разом перед сном. В мамином молоке уже недостаточно необходимых ребёнку веществ, и он получит питательные вещества из обычной пищи.

Даже при продолжении грудного вскармливания отмечается, что в возрасте 11 месяцев дети по ночам спят намного спокойнее и уже не доставляют столько хлопот, исключение составляют случаи зубной боли и болезни, от которых в этот момент их нужно оберегать особенно тщательно – низкий иммунитет является, наиболее, уязвимым местом в данный период.

Ночью дети спят от 10 до 11 часов, а днём ещё 3-4 часа. Для возраста характерен переход каждого детского организма на свои собственные природные биоритмы. Поэтому одни дети могут ложиться и вставать позже или раньше.

Уход за ребёнком включает:

  • утреннее умывание, расчёсывание, чистку зубов (некоторые процедуры детки уже могут осуществлять самостоятельно);
  • подмывание после туалета – паховую область ребёнка моют тёплой водой, изредка используя мыло или другие средства;
  • купания проводятся в удобное для детей и родителей время, но, в основном, вечером;
  • в качестве закаляющих процедур используются обтирания, воздушные ванны, массаж для улучшения кровообращения и пищеварения;
  • гимнастические упражнения для укрепления мышц и позвоночника должны проводиться регулярно, так как они помогают восстанавливать организм карапуза после активных занятий во время бодрствования.

Развитие ребенка в 11 месяцев: видео

Разбираясь в том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, родители могут только помочь малышу освоиться, и научиться многим навыкам, но никак не торопить события. Не стоит подгонять его поведение под какие-то общие, и, весьма условные рамки, ведь маленький человек – это уже личность, мнение которой нужно уважать.

Подходит к концу первый год жизни крохи, принося новые изменения в физическом и психическом развитии. Ребёнок 11 месяцев приобретает индивидуальные черты характера, новые интересы. Именно в это время чаще всего малыш делает первые в жизни шаги, произносит первые слова. Меняется поведение чада, досуг и распорядок дня, сокращается время, отведённое на дневной сон.

Особенности развития в 11 месяцев ребенка таковы, что он многое умеет и знает, поэтому постепенно становится более самостоятельным в бытовом плане, а также в социальном отношении. Родителям в этот период уже немного легче ухаживать за крохой, поскольку малыш не находится в абсолютной зависимости от взрослых.

Особенности развития одиннадцатимесячного малыша

Конечно, главными навыками, которые развиваются в данный период, становятся попытки самостоятельно ходить. Мама и папа смогут стимулировать эти стремления, поддерживая чадо под руки или подзывая приблизиться к себе. Малыша порой пугает падение на пол или удар о мебель. В подобной ситуации необходимо продолжать заниматься, чтобы он делал новые попытки ходить. В большинстве случаев примерно в год ребёнок уже вполне уверенно держится на ножках.

Если чадо ещё не готово сделать свои первые шаги в 11 месяцев, но много ползает и активно поднимает конечности, то переживать по этому поводу не стоит. Значит, время просто не пришло. Подрастающему организму очень полезно ползать на четвереньках, поскольку мышцы работают в усиленном режиме. Кроме того, это намного безопаснее, уменьшается риск получения травм и ударов.

У каждого ребенка в 11 месяцев развитие индивидуальное. Но оно тесно связано с особенностями питания. Скорее всего, малыш уже способен есть почти всё, чем питаются взрослые члены семьи: овощи, разнообразные фрукты, каши. Жёсткие продукты (яблоки, злаковые хлебцы) можно давать только после появления первых 4-х зубов. Жевание такой пищи положительно влияет на формирование правильного прикуса.

На общих семейных обедах и ужинах формируется культура питания. Кроха учится держать ложку, пить из чашки. Многие мамы в этот период задумываются об отлучении от груди, но сделать это можно и несколько позднее, когда развитие малыша дойдёт до следующего уровня и карапуз будет полностью переведён на обычное семейное меню.

Дети правильно развиваются при наличии достаточного уровня активности и подвижности. Они очень любопытны, а благодаря навыкам стояния могут дотянуться до наиболее интересующих предметов. По сравнению с младенческим возрастом рост малыша увеличился минимум на 30 см.

  • В одиннадцать месяцев девочка, как правило, имеет рост в пределах 67 – 78 см, вес – 7 – 11 кг.
  • Мальчик к этому же периоду вырастет до 70 – 79 см, вес составляет 7,5 – 12 кг.

Навыки детей в 11 месяцев

Что умеет малыш в таком возрасте? Рассмотрим основные навыки.

  • Кроха может вполне уверенно стоять на ножках, держась за родительскую руку или за другую опору. Первые шаги пока не могут выполняться без посторонней помощи. Часто малышу в 11 месяцев приобретаются специальные игрушки-каталки, которые помогают ему укреплять мускулатуру и развивать навыки ходьбы.
  • Малыш умеет садиться из стоячего положения, правда, пока с трудом.
  • На 11 месяце жизни ребёнок активно ползает, может сидеть на протяжении довольно длительного времени.
  • Ладонь при хватании предметов раскрывается в соответствии с их размерами.
  • Малыш указывает пальчиком на вещь, которая вызывает у него интерес.
  • Кроха умеет держать ложку и даже кушать с использованием этого прибора. Кружка берётся двумя ручками.
  • Ребёнку по силам хватание мелких предметов, при котором задействованы два пальца. Он также может поставить один кубик на другой.
  • У большинства малышей в этом возрасте есть зубки: по два сверху и снизу. У некоторых детишек они пока ещё не появились, и это нормально. Если резцы не прорежутся через месяц, стоит обратиться к врачу.

Психическое развитие

Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев? Дети развиваются в психическом плане очень быстро, практически каждый день демонстрируя родителям всё новые и новые умения.

  • Ребёнок произносит свои первые в жизни слова, имеющие обобщённый смысл. К примеру, «ам» выражает желание покушать. Он знает уже несколько слов и повторяет новые вслед за взрослыми.
  • Кроха понимает, что родителями можно манипулировать при помощи плача. Мама и папа быстро подходят к плачущему ребёнку, становятся ласковее и добрее, поэтому он порой может хныкать специально. При этом в глазах маленького манипулятора нет слёз, зато есть «хитринка».
  • Одиннадцатый месяц развития позволяет понимать многое из разговоров взрослых людей, кроха реагирует на просьбы: кушай, бери, дай, покажи и другие. Многие дети покачивают головой, выражая согласие или несогласие со словами родителей.
  • Малыши способны быть весьма настойчивыми в достижении поставленных целей, повторяют просьбы по несколько раз, если желаемое не дают. После совершения каких-либо действий они ожидают реакции мамы и папы: похвалы, поддержки.

  • Во время игр кроха старается всячески радовать маму и папу или даже пытаться рассмешить родителей своими действиями. Приходит понимание того, что «прятки» или «пятнашки» – это игры.
  • Развивается сообразительность. Дети смогут сталкивать одним предметом другой, стоящий на столе, стуле или вытряхнуть все игрушки из коробки, для того чтобы достать всё содержимое сразу.
  • Ребёнок в 11 месяцев любит играть, его развитие позволяет использовать простые сюжетные игры: кормление игрушек, качание кукол.

Как помочь ребёнку развиваться правильно?

По возможности стоит почаще брать кроху на руки, несмотря на то, что он самостоятельно хорошо ползает и в скором времени начнёт ходить. По-прежнему дети в этом возрасте нуждаются в непосредственной близости родителей, особенно матери.

Развитие ребёнка в 11 месяцев связано с формированием произношения слов. Взрослые люди должны всячески помогать ему в этом. Если малыш говорит какое-то непонятное слово, необходимо попытаться определить смысл сказанного и вместе с карапузом отыскать названный предмет. Очень полезные различные речевые игры:

  • В мешочек собираются игрушки, а затем вынимаются по очереди и называются для ребёнка. Идеальным вариантом станет использование предметов, близких по тематике: кукла и платье, машинка и руль или колесо. Подойдут для этой игры и другие вещи, которые малыш видит каждый день: карандаш, ложка, книжка.
  • Специалисты рекомендуют применять карточки Домана.
  • 11-месячному ребенку легче запомнить слова во время активных игр, поэтому все действия необходимо комментировать. Лучше всего усваиваются названия различных предметов, то есть существительные, поэтому их должно быть больше всего.
  • Можно устраивать простые сценки со словами, которые сопровождаются соответствующими действиями: «дай» – протягиваете руки, «на» – даёте предмет, «здравствуй» – пожимаете ручку, «пока-пока» – машете рукой. Слова следует произносить медленно, без спешки, слегка растягивая их.
  • Во время приготовления пищи малышу стоит рассказывать, что вы будете делать, какие продукты потребуются для блюда, как происходит весь процесс. Используйте слова: мыть, чистить, вкусное, сладкое, солёное, горькое, варить.
  • Часто дети, которые пока говорят плохо, едят мало, что связано со слабым развитием челюстей. В подобной ситуации им рекомендуется давать твёрдые продукты: яблоки, морковку.

Чтение

Развитие ребёнка также не обходится без чтения. Оно положительно влияет на внимание, воображение, любовь к книгам. Родители должны действовать следующим образом:

  • Книжки-игрушки или изделия, изготовленные из твёрдого картона, должны быть участниками детских игр.
  • Необходимо показывать крохе картинки, называя изображённых животных, сказочных персонажей, предметов.
  • Короткие песенки из книжек можно пропеть.
  • Для поддержания интереса во время чтения родители должны менять тембр голоса, активно использовать мимику и жесты.
  • Чтение развивающих книг должно быть частым, но непродолжительным по времени.
  • Во время чтения не стоит заставлять малыша сидеть рядом и слушать, пусть он двигается.

Как развивать чадо? Постепенно при соблюдении перечисленных рекомендаций кроха научится сосредотачивать внимание на книгах. Лучше выбирать те из них, где на каждой страничке есть красивая картинка и небольшое стихотворение, состоящее из нескольких строк. Пока малыш рассмотрит изображение, текст будет прочитан. После этого карапуза стоит отпустить поиграть или поползать. Спустя некоторое время вновь вернитесь к книге, но уже к следующей странице.

Чтение, а также рассказывание историй помогает развивать мышление. Кроме того, любимый голос родителей и их близость будут ассоциироваться с книгами.

Навыки общения

Полноценно развивать ребёнка поможет общение с другими детьми. Прекрасным решением станет посещение образовательных учреждений, предназначенных для малышей. Прогулки лучше проводить на специальных детских площадках, которые посещают сверстники, а также ребята постарше.

Если среди знакомых имеются семейные пары с детьми, следует чаще ходить в гости. Для нормального общения со сверстниками вполне достаточно 40 минут. Взрослые не должны вмешиваться в игры, пусть дети учатся контактировать между собой самостоятельно. Бросать их одних тоже не стоит, достаточно занять место наблюдателя. Для 11-месячного ребёнка подойдёт просмотр книжек, рисование, ролевые игры.

Практически до двухлетнего возраста малыши ассоциируют игрушки, которые держат в руках, с неким продолжением себя, поэтому не могут понять, как и зачем их отдавать другому ребёнку. Родителям не стоит ругать их, ведь своеобразная «жадность» – это естественно.

Правильное развитие ребёнка зависит от мам и пап. Только родители, которые всегда находятся рядом, смогут малыша счастливым, здоровым, умным, физически и психически развитым.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Ваш малыш растет и развивается. Каждый день он приобретает новые навыки и знания, каждый день открывает для себя что-то интересное. 11 месяцев уже довольно серьезный возраст, ведь всего через 30 дней у крохи будет первое празднование Дня Рождения. Особого контакта с ровесниками у малышей в такой период еще не бывает. Все его общение ограничивается родителями и близкими людьми. Глядя на любимое чадо каждая мама знает, что ее малыш самый умный и самый лучший. Но соответствует ли его развитие возрасту? А вдруг он опережает или отстает? Чтобы разобраться в этом необходимо знать, что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев.

Физические навыки

В 11 месяцев малыш уже активно ползает и ходит, придерживаясь опоры. Многие детишки уже «гуляют» с родителями за ручку. Ребенок учится удерживать равновесие в вертикальном состоянии - он может присесть, чтобы поднять любимую игрушку, а затем снова выпрямиться. Длительное время может сидеть без опоры, вытянув вперед ножки.

В этом возрасте детишки уже могут осилить подъем по небольшой лестнице. Зачастую этот процесс происходит на четвереньках и достаточно долго, но факт остается фактом. Ведь раньше такого малышу не удавалось.

Дети в 11 месяцев становятся более самостоятельными и могут передвигаться по дому без помощи родителей. Необходимо позаботиться об их безопасности и убрать все колющие, режущие предметы и вещи, которые могут навредить ребенку.

Для этого родителям рекомендуется опуститься на уровень малыша и хорошенько рассмотреть все предметы вокруг, которые хочется схватить, перетащить или попробовать на вкус. На все ящики нужно поставить специальные зажимы, чтобы любопытный малыш не прищемил свои крохотные пальчики. Продается специальная обивка для углов мебели.

Ваш ребенок еще только учиться ходить. Сильное падение или удар о предмет могут напугать его и оставить негативные впечатления. Это первый шаг к возможной дальнейшей задержке физического развития. Ребенок будет просто бояться и отказываться вставать на ножки. Поэтому пока его навыки в передвижении не окрепнут, лучше изолировать и смягчить все углы. Конечно, от всего уберечь малыша невозможно, и не нужно расстраиваться, если он упадет и разобьет себе коленку. Но лучше постараться максимально его обезопасить.

Становятся более точными мелкие моторные функции. Если раньше карапуз пытался схватить интересный предмет всей пятерней (и это не всегда удавалось), то сейчас он уже может аккуратно взять понравившуюся вещь двумя пальчиками. Он перекладывает ее с ладошки на ладошку, внимательно рассматривает, пробует. У него появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается и везде таскает их за собой. Иногда малыши даже отказываются выходить на прогулку без любимой куклы или машинки.

Ребенок в 11 месяцев может похвастаться умением, практически не расплескивая жидкость, пить из чашки. Очень часто в этом возрасте они начинают тянуться за ложкой, чтобы покушать самостоятельно или попытаться накормить маму и папу. То же самое происходит и с расческой. Малыш берет в руки гребешок и пытается сделать «прическу».

Одиннадцатимесячный малыш уже чувствует себя довольно самостоятельным и для того, чтобы одеваться. Он сам пытается просунуть ручку в рукав, надеть ботинки и шляпку. Родители должны всячески поощрять такое стремление и помогать ребенку справиться с новыми задачами.

Откручивание крышек от бутылок может стать любимым развлечением крохи. Он крепко одной ручкой держит бутылку, прислоняя ее к себе, а другой откручивает крышку. Обычно, после получения нужного результата, интерес к бутылке пропадает и ставить крышку на место приходится уже родителям, в то время как карапуз ищет новых приключений.

К этому возрасту ребенок уже точно понимает где мама, где папа, где кукла, где мишка и т. д. Он очень охотно и с нескрываемым удовольствием приносит различные предметы по просьбе родителей. Также он начинает ориентироваться в пространстве и понимает понятия «спереди», «сзади», «сбоку», «наверху», «внизу».

Этот возрастной период лучше всего подходит для того, чтобы постепенно начать усложнять игры. То есть просить малыша не просто принести куклу, а покормить ее, уложить спать, переодеть и т. д. Эти так называемые «ролевые» игры очень стимулируют развитие мышления и физических навыков у ребенка.

Если вам кажется, что малыш не так активен, как должен быть, то постарайтесь простимулировать его. Разбросайте игрушки в разных концах комнаты и попросите его собрать их. Это заставит кроху ходить или активно ползать. Собирайте и разбирайте с ним пирамидку, пытаясь соблюдать очередность элементов по величине. Объясните малышу, почему правильно будет именно так собрать игрушку, а не иначе. И вы удивитесь, как быстро он вас поймет и начнет делать тоже самое уже самостоятельно.

Очень порадовать малыша в этот период может посещение какого-нибудь нового места. Возьмите его на прогулку в парк или в гости к друзьям. Это улучшит это адаптивные социальные навыки.

Также огромное удовольствие малышам доставляют «контактные зоопарки». В возрасте 11 месяцев они уже могут отличить игрушечный предмет от живого, поэтому поход к цыплятам, утятам, гусятам будет сопровождаться бурей положительных эмоций, и позволит малышу проявиться свои новые умения.

Очень важны в этот период тактильные ощущения, поэтому позвольте вашему ребенку побегать босиком по травке, погладить домашних животных, пособирать цветочки.

В это время уже можно потихоньку приучать малыша ходить на горшок. Доктор Комаровский считает нормальным «затягивание» этого процесса до 1,5 - 2 лет. Так что не переживайте, если ваш кроха не сразу поймет чего вы от него добиваетесь.

Психическое развитие

В 11 месяцев малыш понимает обращенную к нему речь не только по интонации. Он различает смысл большинства слов. Кроме того, он активно пытается их повторить. В этот период малыши учатся произносить разнообразные новые звуки, подражая людям или животным. Очень часто это сопровождается соответствующей мимикой. Например при выражении «дай», ребенок вытягивают руку. Появляется осознанное «отрицательное» или «положительное» покачивание головой, махание рукой при приветствии и/или прощании.

Ребенок осознает слово «нельзя». Это не значит, что он не будет делать то, что ему запрещают. Скорее всего он будет. Но также уже может осознавать, что за этим вероятно последует наказание.

Нужно стараться учить с ребенком новые слова. Для этого отлично подходят различные детские стихотворения и песенки, где есть многократные повторения одних и тех же слов.

Малыш может еще долго не начинать разговаривать (особенно мальчики), но повторять элементарные звуки («кар-кар», «хрю-хрю», «пи-пи») должен легко и охотно.

Обычно детишки изобретают «свои» слова и постоянно повторяют их («бах», «бум», «ляля», «баба», «бобо» и т.д).

Игра в «ладушки» и «сороку-ворону» также актуальна в этот период. Ребенок более тщательно изучает свои части тела и учиться с ними правильно обращаться.

Малышу в этом возрасте невероятно интересно знать, что из чего состоит и что к чему подходит. Поэтому он пытается раскрутить или разломать игрушки, выдвигает ящики, передвигает предметы мебели. Это абсолютно нормальный интерес, так что не надо думать, что ваш малыш все «крушит и ломает», он просто пытается добраться «до сути».

Эмоциональное развитие

Начиная с 11 месяцев детки тянутся к сверстникам. Причем они уже осознанно выбирают с кем хотят играть, а с кем нет.

Нужно обеспечить малышу общение с такими же крохами как он, чтобы сформировать социальные навыки.

Это облегчит в будущем его адаптацию в садике, школе, институте. Ведь все самое важное закладывается с малых лет еще на подсознательном уровне. Во время его общения с такими же карапузами внимательно следите за поведением вашего ребенка. Он не должен проявлять беспричинной агрессии и обижать других детишек. Если он отнимает игрушки - это не проявление агрессии, скорее просто интерес или любопытство. Негативные эмоции младенцы выражают громкими гневными криками, слезами, попыткой ударить или укусить обидчика. Все остальное - нормальное поведение одиннадцатимесячного ребенка.

Ребенок уже научился четко проявлять симпатию и антипатию и периодически выражает протест по поводу того, что ему не нравится.

Малыш в одиннадцать месяцев с каждым днем все активнее начинает использовать свой детский лепет для выражения эмоций, придавая ему самую неожиданную окраску. Если вы понаблюдаете за ребенком, то удивитесь насколько четко он может передать удивление, восторг, радость, гнев и т. д.

Очень важным в этот период является постепенное приучение малыша к мысли, что мама не всегда будет рядом. Периодически нужно оставлять его наедине с близкими родственниками и друзьями. Это также облегчит отказ от кормления грудью.

Отдельно хочется указать те моменты, в которые родителям действительно нужно насторожиться и задуматься, что с их чадом что-то не так:

  • ребенок не может сидеть самостоятельно с вытянутыми вперед ножками;
  • не предпринимает попыток встать на ноги;
  • пьет из кружечки только с помощью родителей.

Все малыши особенные и паниковать заранее не нужно, но проконсультироваться с педиатром и неврологом будет не лишним.

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.