Тема: « Развитие толерантности в процессе становления социальной компетентности старшего дошкольника ». Цель программы: Воспитание

Тема: «Идем дорогою добра»

Цели:

    Формировать у детей нравственные ценности;

    Закреплять представления детей о добрых делах, воспитывать стремление совершать добрые поступки, оказывать помощь, дарить радость, хорошее настроение;

    Активизировать употребление в речи вежливых слов.

Ход занятия:

Круг радости. «Доверяем друг другу» (Дети идут друг за другом)

Дружно все идём по кругу,

И надеемся на друга.

Плечо другу подставляйте

И друг другу доверяйте!

Приветствие ребят:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встречи здороваться: "Доброе утро"

Доброе утро и солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лица,

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Поздоровайтесь друг с другом: (встали полукругом)

Доброе утро!

Сәлеметсіз бе! Қайырлы таң! (по- казахски)

Hello! Good morning! (по- английски)

Цитата занятия: (выставлена на доске)

Когда вы ищете счастья для себя,

оно будет избегать вас.

Когда вы ищете его для других,

то оно найдёт вас!

Народная мудрость

Мы сегодня поговорим о добре. (в кругу)

Есть такая народная мудрость:

Когда вы ищете счастья для себя,

оно будет избегать вас.

Когда вы ищете его для других,

то оно найдёт вас!

Как вы это понимаете?

У нас сегодня круг радости с секретом. (На полу по кругу разноцветные кружочки) .

Возьмите по кружочку, переверните его, и вы увидите этот секрет! Перевернув кружок, вы поймёте, как поприветствовать друг друга. Передайте свой «лучик» хорошего настроения.

Улыбка – улыбнуться другу

Ладошка – пожать руку

Сердечко – обнять друга

Солнце – сказать доброе слово

У ваших друзей ладошки теплые? (ответы детей)

Да, все вы добрые и поделились своим теплом друг с другом, ребята у каждого из нас есть своя дорога «Добра», моя дорога «Добра» ведёт меня каждый день к вам в класс. А куда ведёт вас ваша дорога «Добра»? (Ответы детей )

Упражнение. Найдите себе пару по цвету. Парой идите вместе, проходите и присаживайтесь на стулья. (У ребят заранее прикреплены жетоны по парно определенного цвета).

Звучит песня «Дорога добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова (ребята подпевают)

Давайте зажжем свечу.

Как хорошо, уютно, тихо.

Посмотрите на огонёк свечи, протяните к нему ладошки.

Что вы чувствуете? (тепло)

Приятно смотреть на огонёк?

А какое у вас сейчас настроение? (хорошее, веселое, радостное).

Игра «Колокольчик» (в кругу на стульях).

А раз у вас хорошее настроение, давайте, скажем, друг другу вежливые, волшебные слова и пожелаем себе и другим чего-нибудь хорошего, доброго.

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам встречаться здесь не лень!

Колокольчик мы возьмём,

Всех в кружок им позовём,

Колокольчик передай и желанье загадай!

(Дети передают друг другу колокольчик).

Наверное, вы любите сказки? Я приглашаю вас в сказочный дворец «Доброты».

Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей.)

Да, в этом дворце живут только добро, добрые дела и слова.

Хотите вы пойти туда?

Упражнение «Волшебный мешочек» . Ребята, предлагаю, если у вас есть какие-нибудь отрицательные эмоции: обида, гнев, злость, спрятать их в волшебный мешочек и изменить содержание мешочка во дворце «Доброты». Отправимся искать добро.
Как вы думаете, после путешествия по стране «Доброты», что будет в волшебном мешочке?

Давайте попробуем сделать так, чтобы вместо обиды, гнева и злости в мешочке оказались доброта, любовь, радость и хорошее настроение.

Вот вам по 1 листу черной бумаги, скомкайте его руками, при этом сделайте мимику злого человека: нахмурьте брови, с силой сомните листочек и немного потопайте.

Идти нам придётся по сказочной тропинке. (Звучит песня «Лесной олень»)

Игра «Тропинка» (парами)

Хорошие, добрые качества в себе надо развивать, давайте попробуем.
Мы вместе пройдём по тропинке с препятствиями.
Дружно без помех пройти по тропинке с препятствиями вам помогут: доброта, доверие, понимание и помощь.

Дети идут змейкой по тропинке, помогают друг другу.

Спокойно идём по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зелёная травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Одна… вторая… третья … Снова спокойно идём по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идём спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно идём! Ух! Наконец-то перешли. Идём спокойно! Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней, еле-еле отдираем ноги от земли. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через упавшее дерево. Вот и пришли. Молодцы!

Игра «Найди добрые дела» (парами) . А вот и сказочный дворец Доброты. (макет дворца, возле него ветка, имитирующая дерево).

У дворцовых у ворот,

Дерево добра растёт.

Налетел вдруг ветерок,

И листочки уволок.

Стало дерево скучать,

Людей добрых поджидать.

Вы, ребята, приходите

И листочки приносите.

Ребята, посмотрите, лежат листочки. Только какие-то они необычные, с картинками. Возьмите по листочку и рассмотрите их.
Оцените поступок. Как вы думаете, какие листочки висели на этом дереве добра?
Дети рассматривают, называют добрые и плохие дела.
Давайте вернём дереву листочки с добрыми делами (дети развешивают листочки на дереве, называя, какое там изображено доброе дело). Полюбуйтесь, каким нарядным и весёлым стало дерево.

Смотрите, ребята, какое красивое кресло. Как вы думаете, чьё оно? (Дети высказывают свои предположения: принцессы, короля) . Наверное, это кресло волшебное. Давайте, попробуем посидеть в нём.

Игра «Комплименты» (в кругу с сердечком мягким).

Дети по очереди садятся в кресло, остальные говорят ему комплименты)

Скажите, сидящему в кресле, добрые слова, похвалите его за что-нибудь.
- Дети, вам приятно было слышать, когда о вас говорили добрые, ласковые слова?
- Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными)

Игра «Связующая нить» (в кругу). Закройте глаза и представьте, что вы все составляете одно целое. А поможет нам в этом волшебный клубочек.
Давайте сядем по кругу и будем передавать клубок ниток. Тот, кто держит клубок, высказывается о себе, что он чувствует. Может пожелать другим чего-нибудь и сказать добрые слова.

Вы все составляете одно целое. Каждый из вас важен и значим в этом общем целом. Нить связала нас и мы стали по-настоящему близки друг с другом.

Ребята, какими бы вы не хотели быть?

И какие качества вы бы хотели, чтобы у вас были?

Какими вы хотите быть?

Игра «Расскажи о себе» (с мячом эмоций)

Мирная считалка. (Объединение в подгруппы)

На дороге у развилки,

Повстречались две дразнилки.

Повстречались, подразнились,

Не сдержались – и сцепились!

Прибежали разнималки,

Помешали перепалке.

И к развилке на кобылке

Прискакала тут мирилка.

Прекратилась перепалка,

И тогда пришла считалка:

Раз-два-три-четыре-пять-

Игра – разминка «Хорошо»

Хорошо, что солнце светит? Хорошо!

Хорошо, что дует ветер? Хорошо!

Хорошо идти с друзьями? Хорошо!

Хорошо прижаться к маме? Хорошо!

Хорошо в краю родном? Хорошо!

Хорошо там, где наш дом? Хорошо!

Хорошо играть в саду? Хорошо!

Хорошо, что я живу? Хорошо!

Игра «Секрет» (можно парами)

Обратите внимание, у нас стоит шкатулка. Я вам раздам в ладошку по «секрету» (пуговица, бусинка, брошка, часики). Зажмите свой секрет в кулачок.

Вам любопытно, что у другого в кулачке? Найдите способ уговорить каждого, показать вам свой секрет.

Вам понравилось общаться друг с другом?

Творчество . Чтобы ваше общение и в будущем протекало без ссор и конфликтов, давайте обговорим некоторые «Правила дружбы»:

1. Помогай другу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Делись с другом. Играй так, чтобы самое лучшее хотелось отдать другу.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое.

4. Играй дружно. Если у тебя получилось что-то лучше, чем у других, не хвастай, будь скромен. Умей порадоваться успехам друга.

5. Доверяй другу

6. Избегай ссор и споров по пустякам.

7. Спокойно принимай помощь, советы и замечания от других

Посмотрим что же произошло со злостью, обидой, гневом в волшебном мешочке.

Вы своими поступками превратили плохое в хорошее.

Как вы думаете, что теперь в мешочке?

Продолжение игры «Волшебный мешочек» . Всё плохое, вся злость в волшебном мешочке превратились в угощение.

А теперь нам пора уходить из сказочного дворца «Доброты». Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, поделимся друг с другом добротой. Не даром говорят: Добро творить – себя веселить.

Давайте задуем свечу. (Задуваем свечу)

Звучит песня «Дорога добра».

Круг «От сердца к сердцу» (В кругу)

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Вернётся к вам по кругу.

Я передаю вам своё добро и оно идёт от меня к Даяне, а от Даяны к Вике, от Вики к Артему и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что добра стало больше, т.к. каждый из вас добавил частичку своей доброты. Пусть же она вас не покидает и греет.

Добрые слова не лень говорить мне целый день.

А вам, ребята, на прощанье говорю я: «До свиданья!»

УРОК ДОБРА

Методическая разработка

организованной образовательной деятельности

с дошкольниками на тему «По дороге добра».

Форма проведения : игра-путешествие.

Возрастная группа : для детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Степень знакомства с понятием «благотворительность»: низкая, первое занятие

Условия проведения : групповое помещение.

Цель: Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников средствами риторики.

Задачи:

  1. Формировать представления дошкольников о способах проявления к людям таких нравственных качеств личности как доброта, вежливость, отзывчивость.
  2. Познакомить со словом «благотворительность».
  3. Развивать умение внимательно слушать и приходить на помощь, проявлять позитивное социальное поведение.
  4. Воспитывать культуру речевого поведения и отзывчивость.
  5. Формировать навыки эмоционально-положительного, доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

Материалы и оборудование :

1.технические средства для прослушивания и просмотра,

2.дидактические материалы - звукозапись детской песенки «Дорога добра», мультфильм «Просто так…», сюжетные картинки (плохие и хорошие поступки),

3. материалы для рисования - белые листы (формата А4) в виде лепестков ромашки по количеству детей, два желтых картонных круга (сердцевина будущего цветка), степлер один, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, трафареты (для средней группы) с изображением игрушек (все по количеству детей).

Методы и приемы:

  1. Беседа по пословице «Добро сеять – добро и пожинать».
  2. Просмотр мультфильма «Просто так…».
  3. Беседа по сюжету просмотренного мультфильма.
  4. Метод продуктивного чтения по сказке «Добруня».
  5. Игровая ситуация «Приход куклы Ромашки».
  6. Игровая мотивация «Благотворительная помощь малышам из ясельной группы».
  7. Продуктивная деятельность (рисование на лепестках ромашки для старших дошкольников, раскрашивание по трафаретам – для детей средней группы).
  8. Изготовление ромашки доброты для малышей ясельной группы.
  9. Анализ созданного продукта детской деятельности.
  10. Подведение итога «Благо творить – радость дарить!».

Возможное последействие: Проведение развлечения «Что такое дружба?», «По дороге с облаками» – защита природы в наших руках; Проект «Помоги другу» и т.п.

Ход образовательной деятельности:

Звучит песенка «По дороге добра». Педагог приветствует детей и предлагает объяснить пословицу «Добро сеять – добро и пожинать».

Ребята, доброе утро! Как вы думаете, что значит пословица «Добро сеять – добро и пожинать»? (Возможные ответы детей: Это значит, что к людям нужно относиться по-доброму, и тогда они тоже не будут тебя обижать.).

Ребята, какие еще вы знаете поговорки и пословицы о добре? («Доброе слово дом построит, а злое – разрушит», «Делай дела от своей доброты – жить будешь сам совсем без беды», «Добро того учит, кто слушает», «Кто добро творит, того жизнь благодарит».).

Какими чертами характера и качествами личности должен обладать добрый человек? (Вежливый, веселый, благодарный, ласковый, внимательный, заботливый).

Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? (Да.).

Тогда отправляемся в кинозал. (Под песенку добра проводится физкультминутка.)

Пожалуйста, присаживайтесь на эти волшебные подушечки нашего кинозала. (Педагог вместе с детьми смотрит мультфильм «Просто так…» и затем проводит беседу).

Ребята, о чем этот мультфильм? (О хорошем, добром поступке главного героя – он подарил хорошее настроение тому, кого встретил, а потом все остальные герои сделали тоже самое – подарили букет другому просто так!).

Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Значит, пословица «Доброе сеять – добро и пожинать» появилась у людей неспроста. Всегда были люди, которые своими делами творили добро, то есть создавали что-то на «благо» другим просто так. Дела или деятельность таких людей называют одним словом «благотворительность». (Дети повторяют слово по частям БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ).

Ребята, сейчас мы отправляемся в сказочную страну «Риторика». (Дети садятся в круг и слушают сказку «Добруня» (Книга «Риторика до школы», стр.155, см. список литературы).

В солнечной стране жила девочка. Она всегда делала добрые дела, всем помогала. Звали ее Добруня. Но однажды ее родителей забрал злой волшебник, которого все боялись, и девочка осталась совсем одна. И решила Добруня идти спасать своих родителей. В страну, куда злой волшебник забрал ее родителей, дорога была длинная. В этой стране никогда не делают добрые дела, никто никому не помогает.

Отправилась Добруня в путь, и вдруг видит – старушка несет тяжелую корзинку. Подошла Добруня к старушке и помогла ей. За это старушка подарила Добруне клубок, который укажет путь в Черную страну, где находятся ее родители.

Идет Добруня за клубком и вдруг видит: огромная птица хочет убить воробья. Прогнала Добруня огромную птицу, а воробей подлетел к ней, и говорит ей человеческим голосом: «Спасибо тебе девочка, что спасла меня от смерти. За это я дам тебе зернышко. Брось его, и из него вырастит лес».

Пошла Добруня дальше и увидела цветы. Они ее попросили: «Добрая девочка, полей нас, пожалуйста». Добруня полила цветочки. За свою доброту получила она в подарок палочку. А палочка была волшебная. Стоит ее бросить в воду, и она превратится в мост.

Поблагодарила Добруня цветы за подарок и пошла дальше. И вот дошла Добруня до высоких черных ворот, открыла их, а там темным-темно. Вдруг появился перед ней злой волшебник: «Что тебе надо, девочка? Зачем пришла?», - спросил волшебник. «Я пришла за своими родителями», - ответила Добруня. «Хорошо.

Я разрешу тебе забрать их, но только после того, как ты вырастишь мне лес, перейдешь огромное глубокое озеро без моста. Поверь мне, в мире не осталось добрых людей, которые могли бы помочь тебе!».

Бросила Добруня зернышко, и тотчас вырос густой лес. Кинула Добруня палочку волшебную в воду, и превратилась она в мост. Перешла Добруня озеро, а на той стороне ждали ее родители. И как только ступила она на берег, ворота и разрушились, злой волшебник исчез, а в мир вернулась доброта.

Ребята, почему у Добруни получилось победить злого волшебника? (Ей помогло то, что подарили старушка, воробей и цветы, которых она спасла или помогла.) Значит, поговорка «Если дела твои от доброты, будешь сам без беды» тоже в народе не зря появилась.

Появляется кукла Ромашка в зеленом платьице, а на голове у нее желтая шапочка в виде цветка с белыми лепестками. Обращаясь к детям, она просит разобрать сюжетные картинки, которые нечаянно рассыпала по дороге к ребятам.

Ребята, здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь, я совсем запуталась! Подскажите, пожалуйста, где нарисован хороший поступок, а где плохой. (Дети собирают картинки с изображениями и объясняют свой выбор, отвечая на следующие вопросы педагога.).

Что изображено?

Какой это поступок: хороший или плохой?

Какие чувства испытывают герои сюжета?

Это хорошо или плохо? Почему?

Да, ребята, я поняла, если человек мне в ответ улыбается, его настроение улучшается, он становится веселым и испытывает радость от нашего общения, значит, это я посеяла в нем семя добра, и оно начинает прорастать, отчего нам становится вместе хорошо!

Спасибо, вы сделали для меня хорошее дело и я в ответ, хочу подарить вам свои белоснежные лепестки, чтобы вы их раскрасили по своему настроению – ярко и красиво.

«Спасибо!» - говорят ей дети, а педагог добавляет – Ромашка, ты наша благотворительница. Дети повторяют по частям слово «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НИЦА». (Кукла Ромашка прощается и уходит.) Педагог обращается к детям с вопросом.

Дети разбирают белые листочки и «творят» добро для малышей (например, солнышко, радугу, бабочку, цветы, шарики, игрушки по трафаретам или самостоятельно в зависимости от возрастной группы). (Во время выполнения работы тихо звучит музыка «Дорога добра».)

Ребята, какие же вы – молодцы! Такие красивые и яркие рисунки нарисовали! Давайте их объединим и желтому кругу прикрепим. (Дети подходят к педагогу и все рисунки степлером присоединяются к желтому кругу – сердцевине цветка ромашки.)

Посмотрите, ребята, какая ромашка доброты у нас получилась! Пойдемте и подарим ее малышам. (Дети вместе с педагогом спускаются в младшую группу и дарят ромашку, получая в ответ улыбки малышей).

Ребята, какие чувства вы сейчас испытываете? (Радость, хорошее настроение.)

- Что мы с вами сделали? (Мы сотворили благо – объединив свою доброту в одну красивую ромашку, которую изготовили своими руками.) Поговорка «Благо творить – радость дарить!» могла бы стать нашим девизом? («Да»). Значит, мы занимались благотворительностью. (Дети повторяют слово по частям «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ»).

Каждому из вас я хочу подарить смайлики с улыбочкой. Заберите домой, и расскажите родителям, о чем мы сегодня говорили в детском саду и чем занимались. Спасибо вам за общение! Всего самого доброго! Я желаю, чтобы эти смайлики подарили вам радость и хорошее настроение. (Звучит песенка «Дорога добра».)

Список использованной литературы:

  1. Курцева , З.И. Ты-словечко, я – словечко…(варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием). Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / З.И. Курцева [Текст] – М.: «Баласс», 2002.
  2. Романова И.В. Риторика до школы: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. Под ред. Курцевой З.И. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2017. – 255 с.

Дорогою добра.

Цель:

· воспитывать у младших школьников потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты;

· формировать ценностные гуманистические ориентиры;

· вызывать у учащихся желание совершать добрые поступки.

Ход мероприятия

- Ребята, начинаем наше занятие! А называется оно «Дорогою добра». (слайд 1)

- Как вы думаете, о чем у нас пойдет разговор? (О доброте, о красоте человеческих отношений, о доверии, о том, как мы должны жить, чтобы людям рядом с нами было хорошо и приятно).

- А что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, доброе расположение к людям, стремление делать хорошее другим. (слайд 2)

Ребята, а где же живет доброта?

Учитель. Доброта. Какое странное слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни так не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными порой бывают люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой…

Люди издавна с благодарностью воспевают всё доброе, сделанное во имя людей. Может быть, поэтому в старой азбуке буквы обозначали целые слова. Аз, буки, веди, глаголь, добро.

Азбука как бы призывала «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро».

Недаром мудрая пословица гласит: «ДОБРОЕ СЛОВО - что ясный день»

Работа с пословицами (слайд 3)

Условия игры : на слайде записаны пословицы: сверху начало, а внизу продолжение. Ваша задача правильно соединить пословицы.

Не одежда красит человека, а добрый от радости.

Злой плачет от зависти, а хвались добром.

Добрые слова а его добрые дела.

Не хвались серебром дороже богатства.

- Откуда берет начало доброта?

Ну, конечно, доброта берёт начало в семье.

Ученики.

В доме добрыми делами занята

Тихо ходит по квартире Доброта

Утро доброе у нас,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты.

Что от этой доброты приживаются цветы,

Рыбки, ёжики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама.

- Мама! Это доброта.

А в чём у вас проявляется любовь и забота о самом дорогом человеке. (Дети рассказывают, как они помогают родителям. В кармашек «Доброта» кладутся слова: « помощь», «забота», «благодарность », «нежность», «любовь», «ласка»)

- А какие пословицы о маме вы знаете? (слайд 4)

« Нет лучшего дружка, чем родная матушка»

« При солнышке тепло, при матери добро».

Учитель. Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит людей и помогает им, добрый человек бережёт природу и любит её. А любовь и желание помочь другим согревает нас самих, как солнце.

- А легко ли быть добрым?

На самом деле, ребята, путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым - порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

Некоторые дети стесняются быть добрыми! Послушайте стихотворение А. Барто

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка - добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил - ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

Берегись, не то убью! -

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

"Вовка - добрая душа!"

- Можно ли бояться быть добрым? Чтобы вы посоветовали мальчику?

В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

– Это не человек, – ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

– Что это за человек? – спросил внук деда.

– И это еще не человек, – ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

– А это что за человек? – спросил внук.

– Обыкновенный человек, – ответил дед.

- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? - - Каким еще человеком его можно назвать?

Учитель : Добрые дела всегда живут с нами рядом! И не надо ничего выдумывать. И не надо думать обо всём человечестве, если доброты ждут близкие люди! - Спешите делать добро. Это здорово!

Звучит песня «Дорогою добра»

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

(слайд 5)

К сожалению, в нашей жизни ещё много встречается плохих, злых, жестоких, бессовестных, безответственных людей. Но давайте верить, что хороших людей на свете больше.

Доброта побеждает не только в сказках. Она побеждает и в настоящей жизни. Для этого надо, чтобы наши сердца и мысли были добрыми, наши руки творили добро.

Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

Можно ли стать добрым на время?

Давайте запомним замечательные слова:

«Без добрых дел нет доброго имени». (слайд 6)

Какое доброе дело ты сегодня сделаешь?

Какое доброе дело тебе поможет сделать папа? Мама? Бабушка? Дедушка?

Добрые дела ждут нас. Они на каждом шагу.

Желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами-

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях мудры.

К людям будете добры вы –

Люди будут к вам добры.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни!

Нет такого дружка, как родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца. Мать кормит детей, как земля людей. Птица радуется весне, а младенец матери. Материнская молитва со дна моря достанет. Мать кормит детей, как земля людей.

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…»

«Без добрых дел нет доброго имени».

Я желаю вам добра, любви, взаимопонимания!


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Девчонки, мальчишки - вся детвора,

Идите по жизни дорогой добра!

Доброта - это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому - из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.

Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет? Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такиекачества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.

Программа «Дорогой добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы : социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:

¾ коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;

¾ коллективное творчество - проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;

¾ ситуации - образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;

¾ общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:

Литературное чтение - экология - технология.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ : программа рассчитана на 1 год обучения.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Ø создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.

ЗАДАЧИ:

¾ воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

¾ формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

¾ формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

¾ трудовые дела;

¾ праздники;

¾ беседы;

¾ конкурсы;

¾ выставки;

¾ экскурсии;

¾ социальная проба;

¾ творческие дела.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Ø различать хорошие и плохие поступки;

Ø проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Ø устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ø проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

Ø знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Ø оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;

Ø уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.

¾ Литературная;

¾ Экологическая;

¾ Семейная;

¾ Трудовая;

¾ Сретенская.

№ п/п

Направления

деятельности

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Станция «Литературная»

Станция «Экологическая»

Станция «Семейная»

Станция «Трудовая»

Станция «Сретенская»

Итоговое занятие и выставка

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Плановые сроки прохождения

Тема занятия

Примечание

План.

Факт.

Вводное занятие. Учимся добру: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

Станция «Экологическая»: понятие «Экология». Работа на пришкольном участке.

Станция «Экологическая»: аллея ветеранов. Трудовой десант по уборке территории аллеи.

Станция «Сретенская»: Встреча «Давайте, познакомимся».

Станция «Экологическая»: знакомство с комнатными растениями. Работа в зелёном уголке: ухаживание за комнатными растениями

Станция «Семейная»: Операция « Милосердие» ко Дню пожилых людей

Станция «Семейная»: акция «Моя мама»

Станция «Трудовая»: операция «Чистый класс»

Станция «Трудовая»: «Откуда книга пришла». Работа в школьной библиотеке: «Книжкина больница»

Станция «Литературная»: В. Осеева «Плохо». Изготовление книжки - малышки

Станция «Трудовая»: операция «Подари игрушку детям»

Станция Сретенская»: операция «Подари игрушку детям»

Станция Сретенская»: «День согласия и примирения»

Станция «Трудовая»: работа в районной библиотеке: операция «Книжкина больница»

Станция «Трудовая»: мастерская Деда Мороза (изготовление ёлочных украшений)

Станция «Экологическая»: акция «Как живешь, птичка?»

Станция «Литературная»: Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое». Составление словарика добрых слов

Станция «Трудовая»: изготовление раздаточного дидактического материала для дошкольников

Станция Сретенская»: «Рождество Христово»

Станция «Семейная»: акция «Ангел милосердия»

Станция «Семейная»: операция «Поздравляем с праздником»

Станция «Экологическая»: операция «Береги лесную красавицу»

Станция «Трудовая»: работа в школьной теплице - посадка лука

Станция «Экологическая»: работа в живом уголке - уход за рыбками

Станция «Литературная»: К. Чуковский «Айболит». Изготовление книжки - малышки

Станция «Семейная»: Акция «Дари добро» (оказание помощи одиноким пожилым людям)

Станция «Трудовая»: изготовление поделок к Светлой Пасхе

Станция Сретенская»: « Светлая Пасха»

Станция «Экологическая»: акция «Чистый двор»

Станция «Семейная»: фото - конкурс, выставка рисунков «Потому так счастлив я, что со мной моя семья».

Станция «Трудовая»: работа на пришкольном участке: высаживание рассады цветов

Итоговое занятие: подведение итогов занятий. Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1)

Итоговое занятие: подготовка и оформление выставки, презентация по результатам работы.

Вводное занятие

Теоретические знания

Знакомствос понятием«добро» на основе чтения и анализа литературного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Практическая работа

Станция «Литературная»

Книга - твой друг

Цель: знакомить учащихся с литературными произведениями, которые учат совершать добрые поступки и дела, уважать и почитать старшее поколение и взрослых людей; заботиться о малышах и любить природу, способствовать развитию коммуникативной культуры.

Теоретические знания

Чтение и анализ книг В. Осеевой, С. Маршака, К. Чуковского. Разыгрывание жизненных ситуаций. Составление портрета доброго героя.

Практическая работа

Изготовление книжек - малышек по прочитанным произведениям. Составление словарика добрых слов.

Станция «Экологическая»

Человек - друг природы. Природа - мой дом.

Цель: воспитывать любовь к природе, родному краю; животному миру.

Теоретические знания

Общее представление об экологии. Виды комнатных растений, правила ухода за ними. Зимующие птицы нашего края, забота о них: заготовка корма, изготовление кормушек. Основы аквариумистики. Типы аквариумов. Оборудование аквариума. Основные группы рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Правила поведения на школьном участке.

Практическая работа

Трудовой десант по уборке территории аллеи ветеранов. Работа на пришкольном участке - прополка, полив, рыхление почвы. Работа в зелёном уголке - полив, рыхление почвы, подкормка, уход за листьями комнатных растений. Работа в «живом» уголке - освоение приёмов очистки стенок аквариума. Акции «Чистый двор», «Как живёшь, птичка?». Выпуск листовок «Берегите лесную красавицу».

Станция «Семейная»

В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей.

Цель: развивать интерес к истории своей семьи, к ее традициям, к профессиональной деятельности родителей; воспитывать любовь и уважение к своей семье

Теоретические знания

Знакомство с понятиями «род», «семья», «родословная». Праздники: «День пожилых людей», «День матери».

Практическая работа

Оформление фотовыставки «Моя семья». Конкурсы рисунков. Подготовка и рассылка праздничных открыток. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. Сбор игр, канцелярских товаров для детского сада.

Станция «Трудовая»

Воля и труд дивные всходы дают.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться и приносить пользу.

Теоретические знания

Элементы книги. Откуда книга пришла. Правила безопасного обращения с ножницами. Разнообразие видов аппликации из бумаги, ткани, пластилина. Технология изготовления аппликационных работ. Правила безопасности при работе с ручным садовым инвентарём. Условия содержания растений в теплице. Правила ухода за растениями в теплице.

Практическая работа

Подклеивание книг. Изготовление игрушек, раздаточного дидактического материала. Высаживание рассады цветов, посадка лука на зелень. Трудовые дела: «Чистый класс».

Станция «Сретенская»

С кем живешь, с тем и слывешь.

Цель: воспитывать у учащихся чувство ответственности за порученное дело, за младшего товарища, воспитывать добро, взаимовыручку.

Теоретические знания

История возникновения памятника Минину и Пожарскому. Традиции и обычаи русского народа.

Практическая работа

Изготовление игрушек и поделок для дошкольной группы. Совместные мероприятия с воспитанниками детского сада: «День согласия и примирения», «Рождество Христово», «Светлая Пасха».

Итоговое занятие

Подведение итогов занятий. Подготовка и оформление выставки фотографий, рисунков. Компьютерная презентация результатов работы.

Практическая работа

Диагностика «Уровень сформированности нравственных качеств учащихся» (Приложение 1).

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

1. Дюмина Г. Уроки детского творчества.- М.: Внешсигма. АСТ, 2000г.;

2. Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» М. 2003г.;

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (Общие и возрастные особенности). - Минск, 1976.

4. Программа воспитания и социализации

5. Сухомлинский В.А. «Потребность человека в человеке» М. Советская Россия 1981 г.

Уровень сформированности нравственных

качеств учащихся

(разработана В.А.Андреевым на основе лекционного материала

Е.Н. Степанова, к.п.н., профессор)

Ф.И. учащегося

Нравственные качества

Перечень нравственных качеств личности:

1. Дисциплинированность

2. Ответственность за выполнение поручений

4. Воспитанность (уважительное отношение к старшим, культура речи, любезность, учтивость, корректность)

5. Конфликтность

6. Коммуникативность (общительность)

7. Честность

8. Сотрудничество

9. Креативность (одарённость, талантливость)

Таблица заполняется учителем в начале и в конце учебного года. Основание для определения уровня сформированности нравственных качеств учащихся - длительное наблюдение в процессе учебно-воспитательной работы. Количество выставляемых баллов - от «0» до «3».

Дорогою добра…

Как привлечь родителей к участию в работе детского сада? Мы, воспитатели группы «Радуга» детского сада Кристаллик» г. Абакана знаем ответ на этот вопрос. Нужно их увлечь, увлечь, так чтобы они сами спрашивали: «Чем мы еще будем заниматься? Что нового мы вместе познаем?». Мы нашли тему, идею. Идею воспитания маленького патриота. Четыре года мы вместе закладывали основы патриотизма в наших детей. Помогала нам в этом программа «Мир в твоих руках» Кургановой М.Б., Басмановой Г.О., Докуновой Ю. А, Великжаниной О.Л ., которая состояла из трех модулей - кирпичиков «Отношение к себе и окружающему миру», «Отношение к природе» и «Отношение к Родине». Родители с удовольствием помогали в оформлении выставок, в поиске информации, фотографий, участвовали в различных мероприятиях (выставки «Наша дружная семья», «Мой папа в армии служил», «Самая лучшая» и др.; КВН « Растим юного патриота» и др.) Мы вместе, строили дорогу добра из «желтых кирпичей» которая привела нас к выпускному балу.

И вот он наш выпускник, стоит с букетом цветов, в глазах смущение, гордость, грусть от момента расставания и радость от долгожданного лета. Шагай смелее, малыш, мы гордимся тобой. Ступай смело на дорогу из желтого кирпича, которую мы выложили вместе. Помнишь, наш первый «желтый кирпичик» на дороге? Это наши чувства и эмоции. Ты научился понимать чувства и эмоции других и теперь никогда не останешься равнодушным к бедам и радостям других. Вот и второй кирпичик. Здесь ты постигал науку природы: спасал леса и моря от загрязнения, узнал правила поведения в лесу и теперь ты настоящий защитник природы. Смотри, малыш, на середине дороги лежит кирпичик, который мы уложили с особой любовью. Ведь именно ты так гордился своим городом и своей страной, что даже написал письмо Санте Клаусу с просьбой приехать в Россию, в Абакан посмотреть какая у нас здесь красота, какие люди живут замечательные и какой хороший у тебя друг. Посмотри вперед, малыш, впереди еще длинная дорога и ты уложишь на эту дорогу еще много кирпичиков, но укладывая их, ты должен помнить, что мир в твоих руках и какого он будет цвета, зависит от тебя и наставника, который поведет тебя дальше по дороге добра…

Воспитатели МБДОУ «ЦРР – д/с «Кристаллик» Корочкина О.С., Кочнева Е. П. г. Абакан, Республика Хакасия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Край, в котором мы живём". Наминация: "Дорогою добра, дорогою традиций"

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры через подвижные игры народов Красноярского края....

Дошкольное детство- это важный период, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нём, представления о семейном укладе, о родной земле....

Практико-значимый проект "Дорога добра"

В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"

Программа кружка по основам православной культуры и конспект занятия будут интересны для дошкольных работников, работающих по реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в светских дошколь...

В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно-нравственными....