Фигуры из дерева своими руками: процесс резьбы. Черновая и чистовая обработка

Если у вас много свободного времени или просто хочется занять себя чем-то увлекательным и полезным, обратите внимание на такой вид проведения досуга, как вырезание поделок своими руками. Наиболее интересной является работа с фанерой — веселые фигурки или замысловатые узоры в любом случае найдут свое место в вашем доме или на участке. Но для начала стоит разобраться, как вырезать из фанеры фигуру и что для этого нужно.

Изделия изготовленные из фанеры своими руками украсят ваш интерьер.

Характеристика

Фанеру по-другому еще называют древесно-слоистая плита (ДСП), что в основном и является описанием материала. Благодаря многослойной структуре и специальной схеме склеивания, в результате получается идеальный материал для работы и творчества, достаточно прочный и, при этом, легкий и поддающийся распилу. Фигурки из такого материала могут быть самой затейливой формы и различных размеров, быть просто элементами декора или иметь практическое назначение.

Выделяют различные виды древесно-слоистых плит в зависимости от состава, типа обработки и толщины. Соответственно, различное качество материала будет отличаться ценой и сроком службы. Для того чтобы вырезать фигурки из фанеры, стоит подбирать не слишком дорогой материал. Но достаточно прочный и, желательно, влагостойкий, толщиной около 8 мм. Как вариант фанеру можно заменить 18 мм доской из ели — она тоже является достаточно мягким и податливым материалом.

Подобрать подходящий для работы лист не так уж сложно, а вот для того, чтобы вырезать из него действительно красивую фигурку, нужно будет потрудиться. Процесс обработки фанеры своими руками достаточно долгий и кропотливый, но в результате у вас получится уникальная и стильная вещь, сделанная именно вами.

Вернуться к оглавлению

Начало работы

Прежде чем начать вырезать фигурки, стоит не только подробно ознакомиться с процессом, но и закупить все необходимое для работы. Итак, вам могут понадобиться:

  1. Фанера. При выборе отдавайте свое предпочтение трехслойной пластине толщиной 8 мм, желательно влагостойкой.
  2. Лобзик ручной или электрический.
  3. Ленты для лобзика. В зависимости от их вида, можно получить края различной степени гладкости и точности обработки.
  4. Бумажная заготовка рисунка будущей фигурки. Можно выбранный рисунок распечатать на принтере, нарисовать самостоятельно на листе бумаги или фанеры, если вы уверены в своих силах.
  5. Калька, ножницы, карандаш и линейка для перенесения рисунка на фанеру.
  6. Дрель, если работа предполагает выпиливание отверстий.
  7. Наждачная бумага, клей, акриловые краски и лак для придания фигуре завершенного вида.

Также придется подготовить рабочее место. Работа с фанерой предполагает наличие отходов в виде ненужных кусков и опилок, поэтому в жилом помещении она становится невозможной. Лучше поставить себе отдельный стол в гараже или мастерской, где вы никому не будете мешать.

Еще одна особенность — рабочий стол должен облегчать работу, поэтому на нем должна быть установлена подставка для лобзика. Подставка выглядит как прочная доска 20 см длиной, 5 см шириной и толщиной 2 см. С одной стороны такого прямоугольника нужно отступить 5 см и просверлить отверстие диаметром полтора сантиметра. Далее слева и справа от углов делаются пропилы по 4 см к отверстию, в результате получается вырез в форме замочной скважины. Дощечка монтируется к столу с выступом около 15 см. Такая подставка сможет держать фанеру и обеспечит пространство для работы лобзика.

Вернуться к оглавлению

Фигурки и вырезание

Как только рабочее место будет подготовлено и весь необходимый материал закуплен, можно приступать непосредственно к процессу вырезания фигурок своими руками. Главное — решить, что именно хочется выпилить. Если вы никогда не работали с инструментом и только знакомитесь с таким видом работ, стоит рассматривать наиболее простые варианты поделок. И только после того как «набьете руку», можно браться за выполнение более сложных работ.

Выбранный рисунок необходимо перенести на подготовленный лист фанеры. Для этого можно просто нарисовать карандашом фигурку. Если художник из вас не очень, то шаблон можно распечатать на принтере. Далее либо, используя кальку, обвести контуры ручкой, либо вырезать выкройку и, приложив к фанере, обвести карандашом. Все работы стоит выполнять очень аккуратно, не допуская смещений. Если рисунок достаточно большой, его можно предварительно приклеить к рабочему материалу скотчем или прихватить клеем. С четко прорисованными карандашом, маркером или ручкой линиями потом будет легче работать. Но помните, что приклеенный лист бумаги должен после прорисовки линий шаблона легко отрываться.

Когда все предварительные работы завершены, можно приступать к работе лобзиком. Процесс вырезания не сложный, но требует аккуратности. Работать нужно не спеша, соблюдая следующие правила:

  1. Пластина с подготовленным шаблоном закрепляется на подставке. Если она будет сдвигаться во время выпиливания, вы рискуете испортить заготовку.
  2. Пилка лобзика должна быть в строго вертикальном положении. При этом стоит отметить, что правильное ее натяжение во многом влияет на качество распила. Правильная степень натяжения пилки гарантирует легкость работы и ровные края.
  3. При работе лобзик двигают вверх-вниз, слегка нажимая на него и ведя пилку строго по линиям будущей фигурки. Шаблон при необходимости передвигается, пилка не должна выходить за пределы «замочной скважины» подставки.
  4. Если необходимо выпилить элемент внутри рабочей области, сначала дрелью делается отверстие, в которое позже вставляется пилка, и работа продолжается. Делая внутренние отверстия, стоит быть осторожным с пилкой и не сломать ее.
  5. Будьте аккуратны с поворотами и изгибами: при неправильном движении можно сломать инструмент или испортить заготовку. Так, поворот на 90 градусов пилится без поворота лобзика.

Так, шаг за шагом, отпиливая ненужные куски и лишние элементы, из заготовки будет получаться фигурка. Закончив работы с лобзиком, стоит уделить время внешнему виду вырезанного шаблона.

Если вы работаете с электрическим лобзиком, здесь есть свои тонкости в способе крепления пластины из фанеры и вариантах выбора пилок, поэтому стоит сделать пробные распилы на материале, который не жалко испортить.

  • Начинать надо с внешнего контура до тех пор, пока его не замкнёте. После этого переходить к внутренним
  • Путь строить нужно, зарезая ваш объект внутрь на 1-2 px. Если меньше, то в результате время от времени фон будет проглядывать.
  • И конечно, строго соблюдать форму объекта.
  • Неторопиццо)))

Начнём с туфли на правой ноге. На рисунке я показал прорисовку контура. Но у меня дрогнула рука, или просто не заметил, и одну точку я поставил неправильно.

Вот тут и начинаем замечать преимущества старого доброго Пера (Pen). Чтобы исправить (переместить) эту точку, мне необходимо всего лишь выбрать инструмент "Стрелка" и мышкой перенести точку в нужное место.

Но и это ещё не всё. Возможно, нам придётся где-нибудь в контуре потом добавить ещё одну точку. Для этого кликаем правой клавишей мыши по инструменту "Перо" и берём инструмент "Перо+(добавить опорную точку)". Ещё может понадобится сделать излом на опорной точке плавным. Для этого от туда же берём инструмент "Угол".

Когда мы уже подвели контур к краю рамки документа, чтобы переместить рисунок, достаточно нажать клавишу пробела, курсор превратиться в руку, и, не отпуская пробел, зажав левую клавишу мыши, перемещаем рисунок в нужное место.

Если вдруг не туда тыркнули, и контур пропал, либо все точки с контура пропали, а сам он стал просто линией, ничего страшного в этом нет, не надо ничего искать и кликать по всему подряд. Стоит всего лишь открыть панель истории и выбрать один из предыдущих шагов.

Закончив с основным контуром, переходим к внутренним, их на этой фигуре будет три.

Замкнув все три контура, убеждаемся, что среди них нет выделенного, т.е все контуры должны быть в виде линий, без квадратиков на них. Если это не так, то берём инструмент "Стрелка и кликаем по свободному месту рисунка.

И теперь у нас появляются два варианта дальнейшей обработки данного контура, это создание нового слоя с вырезанным изображением и создание векторной маски из контура. Второй вариант лучше тем, что контур можно редактировать, также предоставляет массу других удовольствий с помощью применения маски. Например, можно производить различные действия по исправлению контура после растрирования векторной маски в слой-маску , можно работать с силуэтом девушки, можно добавлять участки изображений к вырезанной фигуре. Эти и другие примочки рассмотрены в статье

Ну а пока вернёмся к первому, более простому способу. который применяется всё-таки более часто, чем танцы с масками и бубнами.

Продолжаем работу над первым вариантом. Кликаем правой клавишей мыши по любому месту контура, в открывшемся меню выбираем "Образовать выделенную область", в появившемся новом окне выбираем радиус растушёвки ноль пикселей, ОК.

Контур превратится в выделение.

Чтобы перенести его на новый слой , жмём клавиши Ctrl+J. Открываем панель слоёв, отключаем видимость фонового слоя, смотрим, что получилось.

Для того, чтобы были видны все дефекты вырезки, а они будут обязательно, создаём под слоем с вырезанной девушкой два слоя, один чёрный, а другой ядовито-жёлто-зелёный.

У меня получился захваченным фоновый слой на руке и на каблучках туфелек.

Стёркой с мягкими краями убираем эти дефекты.

Не надо забывать, что при лишнем движении, каком то неправильном действии, всегда можно вернутся на одно или несколько действий вверх с помощью палитры слоёв.

Если диаметр ластика слишком большой, вместе с дефектом он затрагивает и хорошую область, то уменьшать диаметр ластика до минимума не нужно.

Достаточно выделить кусок с дефектом с помощью инструмента Лассо, а потом уже применять ластик. Стирать он будет только в зоне выделения. Потом не забываем убрать выделение, нажав Ctrl+D.

Работать с бумагой теперь может каждый. Даже если под рукой не оказалось цветной бумаги, всегда можно взять газеты или глянцевые журналы. Поделка от этого хуже не станет, зато можно увидеть, что текстура бумаги отличается от обычной и фигурки приобретут нестандартный окрас.

Что можно сделать из бумаги? Практически любую фигурку, хватило бы фантазии. Но если с фантазией дела обстоят не очень, то интернет пестрит огромным количеством предложений. Бумага нынче легкодоступный материал. С ней легко и удобно работать, а главное интересно. Чаще всего, конечно, поделками из бумаги увлекаются дети.

Для детского мышления поделки не так просты, но за счет своей загадочности, они и вызывают такой интерес. У всех бывали случаи в детстве, когда друг показывал, как он сделал что-то из бумаги, к примеру, хлопушку, и все сразу же пытаются повторить за ним, и заиметь такую же игрушку.

Работа с бумагой к тому же это еще и полезна. Такое увлечение развивает воображение, ум, тренирует мелкую моторику. У ребенка начинает работать пространственное мышление.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к бумажным поделкам, нужно предложить ему сложить одну легкую фигурку на выбор.

Самые интересные и простые фигурки из бумаги:

  • Кораблик;
  • Вертушка;
  • Лягушка;
  • Хлопушка;
  • Самолетик.

На изготовление таких, можно сказать игрушек, не уйдет много времени. Это будет интересно любому ребенку-школьнику, и даже малышу, если родители сделают фигурку с ним.

Существуют фигуры и посложнее, они понравятся тем, кто имеет определенные навыки, и не потерял интерес к оригами после первого самолетика. Например: квакающая лягушка, почтовый голубь, лебедь, тюльпан, лилия. Эти изделия дадутся вам намного сложнее, но от этого они не менее интересны.

Фигурки из бумаги своими руками: схемы, шаблоны и их предназначение

Существует множество различных схем и шаблонов, по которым вы можете без труда собрать практически любую поделку из бумаги. Особого труда не потребуется, всего лишь скачать шаблон, распечатать его, вырезать и склеить.

Шаблоном также называется изделие, по примеру которого можно изготовить такое же. Например, шаблон из плотного картона даст возможность обвести деталь на бумаге, а потом вырезать ее и склеить.

Так вы можете не печатать уйму одинаковых деталей, а просто вырезать одну из картона и потом обводить. Такой шаблон пригодится, если, например, на одном листе бумаги нужно разместить множество одинаковых деталей для создания объемных фигурок. Это и экономия материалов и развитие полезных навыков у детей.

Особенно этот способ часто используется в школах и внешкольных учреждениях, в различных кружках. Руководитель или учитель просто раздает шаблоны, а дети уже занимаются изготовлением исходных материалов для будущих поделок.

Схема включает в себя не только опись деталей, но и пошаговое выполнение условий, для достижения конечной цели. Как правило, схемы из бумаги, объясняют, что куда нужно загнуть, где сложить и что отрезать. При работе с бумажными объемными поделками это достаточно важно.

Интересные фигурки из бумаги для детей: поделки из полосок

Техника квиллинг доступна для понимания детками постарше, а что мастерить с малышами, чтобы развивать их творческий потенциал и тренировать мышление. Помимо различных аппликаций и картин из салфеток, можно научить ребенка делать красивые объемные фигурки из бумаги.

При работе с поделками ребенок изучает геометрию и воочию знакомится с геометрическими фигурами.

Из полос цветной бумаги можно сделать много необычных поделок. Для этого потребуется расходный материал – 2 разных листа бумаги, ножницы и клей.

Гусеница из бумаги:

  1. Нарезать 4-5 полос бумаги шириной 3-4 см, в длину 8-10 см. Одна полоса должна быть другого цвета (будущая голова).
  2. Свернуть в кружочки и склеить кончики. Так сделать все полосы.
  3. Склеить кружочки между собой, имитируя гусеничку. На голове маркером можно нарисовать глаза, а можно вырезать маленькие кружочки и наклеить.
  4. Вырезать из темно-зеленого картона листочек, на котором будет сидеть гусеница. Он должен быть больше, чем наша поделка.
  5. Посадить гусеницу на лист при помощи клея.

По подобной технологии можно сделать пчелу, зайчика, кота, собаку. Малышу понравится работать с яркой бумагой и создавать интересные поделки.

Разные фигурки из бумаги: ребенок познает мир

Казалось бы, что может быть проще, чем вырезать из бумаги какую-нибудь фигурку, к примеру треугольник. То, что для взрослого просто, не так просто для ребенка. И все же стоит ли этим заниматься? Конечно же, стоит. Польза и применение этому всегда найдется.

Ваш ребенок только учится познавать мир. Первым делом он пробует все на вкус, затем учится определять все по прикосновению, а после только зрительно. В этот период очень полезно показывать ребенку различные фигурки (квадрат, треугольник, круг, овал) на примере простых поделок. Так он их изучает и познает новое. Родители вырезали – ребенок познал.

Составление аппликаций тоже поможет ребенку развиваться. Не стоит вырезать мелкие детали или слишком сложные для понимания.

Не оставляйте малыша без внимания, позволяйте ему принимать участие. Со временем можно попробовать дать ему самому попробовать вырезать что-то. На первых этапах не забывайте за безопасность.

Впоследствии к процессу вырезания добавляйте элементы склеивания и складывания. Усложняйте поделки. Например, на первых этапах может быть вырезана бабочка из цветной бумаги. В дальнейшем вы можете изготовить бабочку, создав из цветной бумаги рифленую, путем ее складывания в гармошку. Такая бабочка может украсить интерьер в детской и стать предметом гордости вашего ребенка.

Объемные фигурки будут развивать мышление и также добавят элемент сложности. Это могут быть, как геометрические фигурки, так и к примеру сердечки и звездочки. Особенно важным и ярким событием, должно стать вырезание снежинок в канун Нового Года. При вырезании деталей обращайте внимание ребенка на аккуратность.

Какие следует вырезать фигурки из бумаги для детей

Ваш кроха развивается каждый день, изучает новые слова и учится делать что-то новое. Чтобы помочь малышу развиваться, можно изучать с ним геометрические фигуры.

С чего начать:

  1. Самая простая и запоминающаяся фигура – круг. Можно сделать несколько кругов разного диаметра, чтобы ребенок понимал, что от размера название фигуры не меняется. Можно походить по квартире, показать наглядно круглые фигурки.
  2. Затем квадрат, треугольник и т.д.
  3. Когда ребенок изучит все основные фигуры, можно предложить ему составить из вырезанных частей человечка или домик – такая задача будет развивать логику малыша. Из таких деталей можно сложить аппликацию – первую картину вашего ребенка.

Сохраните первую аппликацию вашего малыша, когда-нибудь ему будет интересно взглянуть на плоды своего творчества.

С процессом его взросления, фигурки могут усложняться. Это могут быть фигурки животных, птиц или вещей, окружающих нас.

В этот период ребенку интересно все яркое и красочное. Вы можете вписать в распорядок дня занятия творчеством, это будет и весело и полезно. Разрешайте ребенку фантазировать, создавать необычные и интересные поделки.

Мастер-класс: фигурки из бумаги своими руками (видео)

Фигурки из бумаги помогают ребенку изучить вещи, которые его окружают, узнать их форму и размер. На примере простых геометрических фигур малыш может научиться создавать первые аппликации, которые могут стать толчком развития его творческого потенциала в будущем.

Хорошо высушенное полено (чурка ) в данном случае это карагач (ильм , вяз ) таит в себе не только тепло, которое может быть извлечено путем сжигания на костре , но и то, из которого может родиться нечто интересное, если приложить немного фантазии и массу труда и усидчивости .


Поскольку согласно замыслу полено должно в конечном результате преобразоваться в "Добрейшего Зомби " закругляем одну оконечность чурки . С гордостью могу похвастаться, что для этих благородных целей у меня специально припасен небольшой топорчик (достался по наследству от деда ).

С легкой претензией на рисунок наносим разметку на поверхность бревна , обозначая пропорции и расположение глаз , ушей , рта.

Итак размечаем полено .

Запиливаем по границам наиболее выступающих мест , чтобы легче отсечь древесину.

Ну а после , когда интеллектуальная часть работы выполнена , дело техники . Или , как сказал один из великих : необходимо удалить все лишнее . Придаем форму или иными словами формируем личность .

Инструмент при этом используется самый незатейливый который уже не один год верой и правдой служит мне . И благодаря которому было реинкорнировано не одно полено .

Формирование личности будущего "красавчика " предпочитаю делать последовательно снимая то с одного то с другого места , постепенно рельеф становится более выраженным и отдельные места сами "подсказывают " каким образом будет лучше придать им форму .

Одновременно с лицевой стороной работаю над тыльной . Предпочитаю чтобы мои работы были легкими и менее всего напоминали деревянные болванки потому старательно выбираю все до чего возможно добраться с тыльной стороны работы .

Работа требует усидчивости и терпения . Карагач дерево довольно твердое и резать его не так просто . Там где предусмотрены сквозные отверстия использую дрель . Как правило это рот , ноздри , глаза , ну и те участки где планируется сделать сквозные отверстия .

После просверливания выбираем пустоты . В процессе работы приходится не один раз повторять разметку , поскольку нанесенная ранее в процессе работы срезается . Но когда голова в основном сформирована , контуры определены можно поработать над деталями .

Может кому -то это покажется неоправданным и странным , но я во всех своих работах (или в подавляющем их большинстве ) старательно и маниакально выбираю сердцевину , как мне кажется наполняю их воздухом и облегчаю .

Не всегда удается высушить полено так , чтобы избежать трещин . К сожалению никакого специального места для этого у меня нет . Поэтому наиболее крупные трещины , которые могут возникнуть также и в процессе работы заделываю кусочками древесины той же породы .

Ну а когда резьба закончена начинается новый , я бы даже сказал самостоятельный этап работы -зачистка и шлифовка .

По времени это занимает практически столько же, а иногда и больше времени, чем резьба . Как только не приходится умудряться, чтобы подобраться во все закутки изделия . При этом начинаю с наиболее крупной наждачки постепенно уменьшая размер зерен . Для того чтобы достать все изгибы и впадины наждачную бумагу приходится сворачивать трубочкой , складывать уголком , рвать на ленточки и т .д . Вот работенка для закалки характера и выработки терпения . В результате после всех "зачисток получаем «Зомбика ». Такого милого , чистенького и гладенького .

Трудно точно сказать, когда появились первые изделия, которые были выполнены из дерева. Но можно с уверенностью заявить, что первыми предметами из дерева были символы-идолы. Они представляли собой изображение зверей и небесных светил. Такие изделия довольно часто были талисманами. На сегодняшний день это ремесло сохранилось и на рынке можно встретить множество сувениров из дерева.

Полка своими руками из дерева служит не только элементом декора, но также используются в домашнем хозяйстве.

Из дерева делают самые различные поделки, даже такие, которые можно сравнить с кружевным предметом. Достаточно часто из данного материала изготавливают предметы обихода и декора, резную мебель.

Немного истории

Глубочайшие корни принадлежат и художественной резьбе, ее главному скульптурному течению. Все мы слышали рассказы, в которых упоминались корабли с резными фигурами на носу. Они являлись талисманами для мореплавателей. И неудивительно, что скульптурная техника резьбы имеет «морское» происхождение, лишь потом она появилась и на «суше».

В конце XIX-начале XX веков главным направлением стал такой вид деятельности, как прорезная резьба. Она применялась для оформления фасада дома. Имела выразительные черты и «воздушность».

Материал для изделий

От того, насколько правильно выбрана порода дерева, зависит художественная ценность готового изделия.

Вот список самых популярных пород древесины:

  1. Липа. Довольно легко обрабатывается режущими инструментами, так как она мягкая. Ее используют для выполнения орнаментов, небольшой пластики и различных скульптур.
  2. Осина. По своим характеристикам схожа с липой.
  3. Береза. Отлично подается полированию и морению. Ее применяют при изготовлении мебели.
  4. Сосна. Изделия смотрятся очень красиво, если расположить годичные кольца симметрично.
  5. Дуб, ясень. Древесина выглядит очень выразительно в больших изделиях. Особенно ценна та, которая пролежала долгое время в воде, ее еще называют мореным дубом.
  6. Ольха. Древесина имеет приятный розоватый оттенок. Отлично подойдет для небольшой пластики с подробными деталями.
  7. Яблоня, груша. Сложно высушивать без образования трещин. Полируется до блеска.
  8. Клен. Трудно резать, так как древесина очень плотная. Ее используют для изготовления музыкальных инструментов.
  9. Рябина. Применяется в токарном деле, в небольшой пластике и полировке.
  10. Лиственница. Красивая в обработке древесина. Из нее отлично смотрятся изделия, не имеющие мелкие детали и хорошо полированные.
  11. Кедр. Используется в создании декоративного искусства.
  12. Тис. Хорошо поддается полировке. Его ценят в производстве мебели за красоту.
  13. Можжевельник. Срезы стволов используют в мозаичных работах. Из него получаются красивые украшения.

Техника безопасности по вырезанию из дерева

  1. Необходимо приобрести фартук или халат из достаточно плотного материала. При работе рукава надо засучить до локтя, а лучше всего подобрать одежду без рукавов.
  2. Если длинные волосы, то их надо собрать в пучок или спрятать под головной убор, чтобы они случайно не попали во вращающуюся часть инструмента.
  3. Приобретите очки с обычными стеклами. Они помогут защитить ваши глаза от попадания в них пыли и частичек древесины.
  4. Не вырезайте на коленях. Приобретите струбцины или упор.
  5. Все необходимые инструменты для работы должны лежать справа от вас.
  6. Все режущие инструменты надо хранить в специальных защитных наконечниках. Если таких нет, их можно сделать самостоятельно из резины или пенопласта.
  7. При обжиге деревянных изделий следите, чтобы рядом не было легко воспламеняющих веществ, таких как бензин, скипидар, лак и другие. В помещении должен иметься огнетушитель.
  8. Недалеко должен лежать набор медикаментов, ведь у начинающих мастеров иногда могут возникать различной степени травмы.

Инструменты для вырезания по дереву

  1. Богородский ножик. Используется для создания скульптурной техники.
  2. Ножик-косяк (имеет заточку 20°). Используется при плоскорельефном, плосковыемчатом, ажурном, рельефном выполнении.
  3. Ножик-резак. Дополнительный предмет. Требуется для выполнения многих видов техники.
  4. Прямая стамеска (имеет заточку 18-20°). Считается дополнительным предметом при выполнении разных технологий.
  5. Стамеска полукруглой формы. Один из главных приборов, который нужен для выполнения любого вида деятельности. Существуют стамески отлогого, среднего и крутого вида.
  6. Стамеска-клюкарза. Этот инструмент имеет лезвие изогнутой формы. Благодаря такому изгибу рукоятка при работе не будет задевать рабочую поверхность.
  7. Стамеска-церазик. Походит на крутой инструмент полукруглой формы. Имеет ширину детали 2-3 мм. Используется для вырезания тоненьких прожилок. Разрез будет иметь размер в соответствии с габаритами инструментов.
  8. Уголки или гейсмус (имеет угол заточки 50-70°). Применяют для создания V- образного выреза и для выполнения разных элементов контурной техники.
  9. Штихель. Данный инструмент имеет угловой загиб 15°. Рукоятка выглядит довольно часто, как гриб. Используется для выборки разнообразных прожилок при выполнении гравюр.
  10. Клепики. Они имеют разные габариты, но вид затачивания у них всегда только один из трех: меч, лист и ноготь. Первые два вида имеют названия: клепики-листы и клепики-мечи. Используются в плоскорельефном и объемном исполнении для убирания фона в труднодоступных местах.
  11. Стамеска-ноготок. Имеет отличие от обычных клепиков только видом затачивания. Она у них выглядит в форме ногтя. Его назначение — выполнение работ в трудных местах и создание деталей скобчатой техники.
  12. Ложечники. Хороший вид данного инструмента — это ложечный ножик, у которого заточено кольцо с приделанным прутом. Такой предмет применяется для убирания больших мест в глубине и для обрабатывания внутренних поверхностей при создании посуды.
  13. Пуансонки и чеканки — это стальные стерженьки, который имеют на рабочем окончании орнамент. Требуются для чеканки фона в плоскорельефном и рельефном исполнении.

Основные техники вырезания из дерева своими руками

Контурная резьба — это рисование резцом на древесном материале. Выполнять ее можно при помощи ножичка, косяка, уголочка, церазика, полукруглой стамески. Шкурить лицевую основу перед выполнением работы не надо, так как мельчайшие частички пыли забьют все отверстия в древесине и лезвие инструмента довольно быстро затупится.

Чтобы сгладить поверхность, можно применить рубанок, напильник с большой, а потом с маленькой насечкой.

Имеются небольшие отличия в вырезании рисунка на фанере и доске:

  1. Контурная резьба на фанере. Начинают тренировки с вырезания сплошного фона, а далее переходят уже к более сложным элементам.Очень эффектно смотрится контурная резьба, если ее выполнить на тонированной поверхности. Для этого подбирается рисунок и отрезается необходимый кусок фанеры. Торцы зачищаются шкуркой. После этого лицевую сторону надо покрыть черным нитролаком. Вместо него можно взять тушь, гуашь или морилку.
  2. Контурная резьба на доске. При помощи ножа делают прямые и закругленные линии, которые могут иметь различные направления в зависимости от слоя древесины. После надреза доска поворачивается на 180° и такие же линии выполняются с другой стороны. Главное — следить, чтобы длина и глубина были одинаковыми.

Геометрическая резьба. Данный вид резьбы очень просто выполнить. Для него не потребуется сложного инструмента.

Для работы потребуются мягкие нетекстурные породы: осина, липа, ольха. Не выбирайте тополь. Он слишком мягок. Если у вас уже имеется опыт, то вы легко справитесь с березой и красным деревом. Очень красивый орнамент получается на дубе, но резьба потребует больших физических усилий.

При выполнении данной техники соблюдайте следующие правила:

  • срез рекомендуется выполнять одним движением, кроме тех элементов рисунка, которые имеют большие размеры;
  • при выполнении работы надо соблюдать один угол наклона, если смена наклона не предусмотрена в самом рисунке;
  • постарайтесь избегать подрезания против слоя, так как может возникнуть скол;
  • для работы воспользуйтесь прочным, но не толстым косяком, что позволит меньше разводить слои.

Геометрическая резьба имеет широкое разнообразие элементов: линия, треугольник, квадрат, ромб, глазки и чешуйки. Все эти виды позволяют создать любую композицию.

Кудринский орнамент

Данная техника представляет собой вырезание элементов растений, которые состоят из стилизованных листочков, бутончиков, цветочков. Порой могут добавляться образы птичек, животных и различных героев из былин.

Такой орнамент обычно вырезают на ольховых, липовых, осиновых заготовках, еще используются твердые основы из красного дерева, ясеня, дуба. У последних материалов получается блестящий срез, но при работе с ними потребуются немалые усилия и частая заточка инструмента.

Обычно для получения кудринского рельефа пользуются стамесками отлогой и полукруглой. Но если таких инструментов у вас нет, можно использовать ножик с узким усиком.

Рельефная резьба в плоскостном исполнении

Самый сложный вид исполнения. Выглядит достаточно эффектно.

На подготовленную плоскость переносим эскиз планируемого орнамента. Все пустоты снимаем подходящим инструментом под углом 45°. Если присутствуют большие промежутки между частями орнамента, то вырезаем из дерева плоский фон.

Для этого используется ручной фрезер, имеющий упор ограничения, или клюкарза, имеющая плоское лезвие.

При желании поверхность изделия морится. Чтобы отбелить поверхность узора, необходимо просто протереть ее влажной тряпкой. Осветлить орнамент можно еще при помощи шкурки. Делается это только после полного высушивания изделия.

Прорезная резьба в плоскостном исполнении

При срезании всего фона рельефа, т. е. убирании насквозь всей толщины материала, получается вид резьбы, который получил название прорезной. Ее выполнение возможно, если необходимые детали рисунка скреплены друг с другом, иначе они просто упадут.

При выполнении сквозной резьбы подготовленную деталь с нанесенным орнаментом необходимо положить на ровную поверхность. Это необходимо, чтобы с обратной стороны не образовывались сколы. Коловоротом или крутыми стамесками прорезаются отверстия в фоне. Рекомендуется выполнять эту работу стоя, аккуратно врезая инструмент в деревянную поверхность. При помощи стамески, подходящей по радиусу, или лобзика обрезаются полностью по контуру рисунка детали орнамента. Для создания углов используются ножи и уголки. Как только фон будет снят, можно приступать к самому орнаменту. Обработка поверхности и покрытие делаются на усмотрение мастера.

Мозаика из дерева

Данный метод применяется уже давно. При помощи него делали украшения для мебели, выполняли настенные панно, выстилали полы, создавали художественные изделия. По своей технике исполнения мозаика имеет следующие разновидности:

  1. Инкрустация — маленькие вставочки из костей, перламутра, различной древесины в другой материал. В главном материале, который считается основой для изделия, выполняют углубления. Именно в них и будут размещены и закреплены различные вставные элементы. Данным методом можно украшать поверхности или создавать целые композиции, фигуры.
  2. Блочная мозаика — включает в себя соединение отдельных брусочков или различных пластиночек, которые могут быть выполнены из разных оттенков пород. После этого материал подвергается распиловке. Получаются детали с одинаковыми элементами узора. Эти материалы используются для получения разных композиций или отдельных отрывков украшения.
  3. Интарсия — в подготовленное деревянное основание вставляются пластины из различной древесины.
  4. Маркетри — в данной технике вставочным элементом служит строганый шпон — фанера, имеющая один слой и выполненная из различной древесины. Приклеивают шпон к деревянной основе, стараясь плотно подогнать друг другу различные детали, которые нужны по эскизу.

При грамотном использовании цветового разнообразия древесины и при большом его количестве мозаика дает хорошую возможность создавать сложные узоры и живописные сценки.

Основные изделия для новичков

Каждый новичок, который решил заняться резьбой по дереву, обязательно попробует сначала выполнить нетрудные изделия. Именно они становятся первой пробой и дадут приобрести необходимые навыки.

  1. Ложки. При выполнении этого предмета осваиваются азы самых распространенных видов резьбы.
  2. Кухонная утварь. В основном начинают с разделочной доски. Именно на ней можно поучиться выполнять различные техники выполнения.
  3. Украшения из дерева. Позволят вам приобрести навыки более сложных технологий.

Основные шаги при работе

Работа с деревом требует полной отдачи, хотя для некоторых это только хобби.

  1. Первым шагом при работе является подготовка необходимого инструмента. Обязательно проверьте инструменты и, если необходимо, поточите их. Ведь только острым предметом можно создать аккуратную работу. Даже если планируется простая работа, то все равно надо подготовить несколько видов резаков с различными лезвиями.
  2. Далее подготавливается сама деревянная заготовка. Выбирается рисунок. Если вы начинающий любитель резьбы, то выбирайте только мягкие породы.
  3. Чтобы не пришлось откладывать работу на потом, сразу изучите материал по тому изделию, которое планируется выполнить. Если есть возможность, попросите мастера вам помочь. Ведь именно специалист в своем деле подскажет тот или иной разрез. Данное ремесло довольно сложно изучать по написанным материалам.
  4. После этого подготовьте рабочее место. Нанесите узор на заготовку и начинайте вырезать.
  5. Как только все элементы будут вырезаны, необходимо ошкурить готовую деталь. При необходимости покрыть лаком.

Подводим итоги

Резьба по дереву — довольно сложное ремесло. Для новичка будет не просто выполнить даже простые элементы. Потребуется запастись терпением и приложить максимальные усилия.

Уже давно человек занимается обрабатыванием деревянных полотен и прекрасно знает все ее качественные характеристики. Резьба по дереву считается достаточно древним искусством.

Сегодня можно найти достаточно много специальных школ, которые занимаются обучением резьбе по дереву. Данный вид деятельности никак не относится к обычным ремонтным работам. Хотя данное ремесло иногда применяется при такой деятельности. Например, оно позволит без труда скрыть образовавшиеся изъяны древесины (царапины, сучки), легко и красиво украсить непривлекательные двери, мебель и т.п.