Как вспомнить забытое после. Как вспомнить то, что вы забыли

Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить"

Название . Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить"

Предназначение .

Техника является одним из действенных способов относительно быстро вспомнить забытую информацию (слово, название чего-то, чьё-то имя, номер телефона, название географического объекта, дата и т.п.).

Человеческая память - далеко не компьютерная. Нет гарантированных способов быстро вспомнить какую-то важную информацию, которую вы точно знаете, но временно забыли. В подобных случаях невозможность вспомнить что-то вызывается так называемой сшибкой информации, когда несколько похожих кусков данных одинаково претендуют на роль "истинного воспоминания". Важно здесь то, что чем важнее, чем значимее быстро и точно вспомнить нужное, тем это сложнее сделать.

Тут уместна такая модель. Представьте, что в картонную коробку с небольшим отверстием насыпали много гвоздей. Коробку закрыли, и теперь ваша задача - вытряхнуть через отверстие ровно один гвоздь. Если вы будете трясти коробку усердно и энергично, то или вообще ни одного гвоздя не выпадет, или же выпадет сразу много гвоздей, но вам-то нужен только один. Для этого уместна лишь одна тактика - медленно встряхивать коробку, пока не выпадет один гвоздь.

Суть этой техники состоит в следующем. Предположим, что вы забыли номер телефона своего знакомого. Вы его не раз уже воспроизводили в своей памяти, вы точно его знаете, но пока вспомнить не можете. Скажите себе примерно следующее: "Мне важно вспомнить номер телефона Иван Иваныча. Рано или поздно я его всё равно вспомню. Как только я его вспомню, номер сам собой проявится в моём сознании. Сейчас я на пять минут успокаиваюсь и не буду думать про номер". После этого на самом деле не думайте про номер, не напрягайте память. Если не получилось вспомнить - через пять минут повторите установку.

1. Мнемоническая техника "Как быстро вспомнить" [Электронный ресурс] // А. Я.. 16.05.2012..html (16.05.2012).

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".

Было бы замечательно, если бы мы умели ничего не забывать. Но, к сожалению, человеческий мозг устроен по-другому. Информацию, которая не представляет собой ничего важного для текущего момента, он прячет в «закрома» памяти. Потом, по мере надобности, она оттуда извлекается.

Но бывают ситуации, когда нужно вспомнить забытое, а никак не получается. Самыми распространёнными забывающимися предметами становятся обычно конкретное слово, подробности события, сон. Бывает, что забывается нечто хорошо знакомое, в таких случаях говорят «заклинило», «на языке вертится, а вспомнить не могу».

Как вспомнить то, что забыл: мнемоническая техника

В таких случаях может помочь мнемоническая техника, принцип которой построен на том, чтобы временно «забыть» забытое. К примеру, вы не можете вспомнить телефон какого-либо человека, но который вам отлично известен. Нужно расслабиться и мысленно дать своему мозгу такую установку: «Мне очень нужно вспомнить номер Петра Петровича. Я его знаю и вспомню ровно через пять минут. А в течение этого времени, я не буду думать про него».

После этого действительно нужно успокоиться и не думать о номере. Обычно помогает с первого раза, но при необходимости, например, если не удалось отвлечься, можно повторить попытку.

Бывает, что вам срочно нужна вещь, которая «вот только что была где-то тут», но сейчас она таинственным образом исчезла. Попробуйте «пролистать» свои последние действия в обратном порядке, начиная с текущего момента. Суеверным может помочь фраза «Домовой-домовой, поиграл с (название предмета) и опять отдай». Как ни странно, но после такого заговора вещи часто находятся сами собой.

Как запомнить сон

Для запоминания снов существуют другие практики. Лучше всего всегда держать рядом с постелью блокнот и ручку, чтобы, едва проснувшись, записать воспоминания, пока они ещё свежи. При пробуждении среди ночи тоже нужно всё перенести на бумагу.

Ведение такого дневника сновидений ещё и тренирует память. Со временем вы начнёте запоминать их гораздо ярче и чётче. Но, возможно, вам уже нужно вспомнить сон, который забыл. В таком случае может помочь метод ассоциаций. Суть его в том, что вы составляете список общих определений. Например:

  1. Люди. Парень, девушка, друг, ребёнок начальник, коллега и т.д.
  2. Местность. Лес, река, озеро, пустыня и пр.
  3. Действия. Бежать, идти, танцевать, прыгать и т.д.
  4. Известные люди. Писатель, актёр, художник и пр.

Список вы можете отредактировать под свои ассоциации. Главное, после пробуждения возьмите его в руки и, не спеша, прочитайте. Можно вслух. Если один из пунктов фигурировал в вашем сновидении, можете быть уверены, память услужливо подбросит вам этот фрагмент с какими-либо подробностями.

Как вспомнить то, что забыл: гипноз

Но бывают такие ситуации, когда человек категорически не представляет, как вспомнить то, что забыл. Это может быть воспоминание из детства или важный случай, который имеет огромное значение в действительности.

Например, человек стал свидетелем преступления, но не может вспомнить подробности. В этом случае может помочь гипноз. Запомните, что заниматься этим может только профессионал. Ни в коем случае не доверяйте свою нервную систему дилетантам. Неправильно проведённый сеанс гипноза может привести к серьёзным расстройствам психики. К тому же, не исключено, что потребуется несколько сеансов, а это большая нагрузка для организма.

Для того, чтобы вам проще было вспомнить забытое, необходимо регулярно тренировать свой мозг, выполняя специальные упражнения. Организуйте своё время. Доказано, что у людей, которые живут по режиму, память работает намного лучше. Откажитесь от вредных привычек, больше бывайте на свежем воздухе и обязательно высыпайтесь!

Видео для тех, кто часто не может что-либо вспомнить

Думаю, каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда важная информация в нужный момент каким-то чудесным образом исчезает из головы. В такие моменты, не надо переживать или расстраиваться, ведь существуют различные техники, с помощью которых можно "выудить" нужную информацию из мозга. Итак, как вспомнить то, что забыл.

Как бы странно это ни звучало, но самый эффективный метод вспоминать забытую информацию – правильно запоминать. Пользуйтесь методом ассоциаций или аналогий. Так, например, удобно учить иностранные слова. Bull – бык, а в голове запоминаете "булькающий бык", lip – губы, можно увести ассоциацию "пить губами чай Липтон". Главное правило, чтобы ассоциативная цепочка была очень простой или же абсурдной. Вообще, техник запоминания или мнемотехник существует великое множество, поэтому каждый человек должен выбрать какую-нибудь из них себе по душе.

Кроме того, как вспомнить забытое, так и вообще полезно в жизни – развивать память. Для этого можете учить стихи, иностранные языки, запоминать телефонные номера. Помните, что мозг человека можно назвать своеобразной мышцей, которой нужны постоянные тренировки.

И последний совет – чаще бывайте на свежем воздухе, употребляйте как можно больше фруктов и овощей, для того, чтобы ваш мозг получал полезные вещества и кислород. Кроме того, желательно отказаться от таких вредных привычек, как курение, алкоголь и даже переедание. Здоровый образ жизни всегда положительно влияет на работу мозга, а значит и на память, что позволит вам всегда вспоминать нужную информацию.

Как вспомнить забытое: техники и упражнения

Клубок

Психологи выделяют несколько техник для того, чтобы вспомнить важную информацию в нужный момент. Одна из самых распространённых – техника "клубок".

Суть её в том, чтобы представить себе забытое событие или явление с момента, как вы забыли, до того, как вы ещё его помнили. Для этого, следуют максимально сосредоточиться, а затем, начать разматывать свои воспоминания.

Например, вы не помните, куда вы положили ваши ключи от дома. Вспомните тот момент, когда в последний раз вы открывали ими дверь, затем в мельчайших подробностях то, как вы доставали ключ из замка, после этого вспоминайте, куда вы их убрали. И наступит такой момент, когда вы поймете, где они лежат. Чем детальнее будут ваши воспоминания, тем больше вероятность, что вы вспомните нужный вам факт.

Дробление на составные части

Ещё одно полезное упражнение для того, чтобы вспомнить то, что забыл – расчленение деталей. Для этого, следует максимально разбить факт или событие, которое нужно вспомнить на мельчайшие детали. Так, например, когда в магазине вы запамятовали то, что нужно купить, можно представить себе ужин, который вы планировали готовить, и выделить ингредиенты, которые необходимы для его приготовления. Из них убрать те, которые есть у вас дома. После этого, в голове у вас останется лишь то, за чем вы пришли в магазин.

Графическое изображение

Наглядное представление фактов поможет вам как вспомнить забытое, так и научиться качественно запоминать. Наверняка еще со времен школы или университета вы помните, как писали план-конспект какой-то статьи и параграфа. Именно план позволяет запоминать большие объемы информации.

Если вам срочно необходимо что-то вспомнить, то можете начать набрасывать слова, которые связанны с предметом вспоминания, а также ассоциации и аналогии. После чего, следует несколько раз перечитать текст, а голове начнет выстраиваться логическая цепочка воспоминания. Этот метод отлично помогает на экзаменах, когда приходится держать в голове большое количество информации.

Помните, что память человека не безгранична. Так, оперативная память среднестатистического взрослого человека составляет семь плюс-минус две единицы, а долговременная память довольно быстро удаляет информацию, которая не используется. Поэтому то, что можно не запоминать, не нужно запоминать. Так, например, чтобы вас не мучил вопрос: как вспомнить забытый пароль, его можно сохранить в памяти вашего компьютера или сохранить в специальном документе на жестком диске или флешке.

Итак, теперь вы знаете различные способы, как добыть информацию из своего сознания. Помните, для того, чтобы не быть стёртой из мозга, информация должна быть актуальной и важной. Давайте себе установку: вспомнить, нельзя забыть такое! И всё получится.

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru