Какие обязанности по дому у ребенка. Почему ребенок должен помогать с домашними делами

У ребенка должны быть домашние обязанности - это утверждение не вызывает разногласий среди родителей. Но ответ на вопрос: каковы должны быть домашние обязанности - уже не столь однозначен. Для одних родителей домашние обязанности ребенка концентрируются на собственных потребностях ребенка: следить за своей одеждой, собирать свои вещи и игрушки. Для других - домашние дела ребенка вписываются в общий контекст домашних дел семьи и направлены на помощь маме или папе. Конечно, при наделении ребенка обязанностями необходимо учитывать его возрастные особенности и возможности. Важно понять, выполнение каких дел может быть поручено ребенку, в каком объеме, как регулярно они должны совершаться. Если в голове родителя нет отчетливого представления детских обязанностей, вряд ли на практике они будут регулярно выполняться.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

Этот вопрос часто кажется родителям избыточным. Домашние обязанности? Как для чего? Это же и так понятно. Между тем, к сожалению, ответ не так прост, как кажется сначала. Возможны различные варианты ответов, рассмотрим некоторые из них:

1. Обязанности нужны потому, что они нужны. Ребенок должен приучаться быть аккуратным и трудолюбивым.
При таком подходе к обязанностям они легко превращаются в некое абстрактное священнодействие, самоценное само по себе, почти не имеющее практического значения, потому что когда внешнее принуждение исчезает, дело перестает совершаться. Примечательно в этом смысле высказывание студентки, приехавшей к родителям домой на каникулы: Родители не заправляют свою постель! Стоило нам с сестрой разъехаться - постели дома перестали заправляться. В детстве нельзя было выйти из дома, не заправив кровать. Оказывается, родителям и самим-то не очень этого хотелось. Свою постель они заправляли ради нас.

2. Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время, затрачиваемое на их поиски.

3. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы.
Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда, так, сделано, тогда машины ставим сюда, так, теперь книги кладем сюда … и т.д.

4. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

5. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

6. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Как делегировать домашние обязанности?

Многие родители помнят тот чудесный момент, когда ребенок хотел во всем помочь маме. С детьми обычно это случается в возрасте примерно с двух до трех лет. Мыть пол? Здорово! Дайте мне скорее тряпку! Пылесосить? Замечательно! Я буду катать пылесос! Стирать белье? Чудесно! Я буду складывать его в машинку. Однако как показывает практика, с годами этот детский энтузиазм пропадает. Обычно это происходит оттого, что интерес ребенка сталкивается с противодействием мамы (иногда папы), не готовой предоставить ребенку столько самостоятельности. Мыть пол? Ты же ведро перевернешь, потоп здесь устроишь! Пылесосить? Ты спалишь пылесос! Стирать? Ты же перемешаешь светлое и темное! Нет, уж лучше я сама.

Спустя некоторое время мама видит, что ребенку уже вполне по силам и вымыть пол, и пропылесосить квартиру, и постирать… Но ребенок никакого интереса не испытывает к домашним делам, более того, даже обнаруживает неприязнь. Часто можно слышать такие высказывания опечаленных мам: Надо же в три года тряпку из рук невозможно было вырвать, а сейчас, наоборот, не вручить…
Конечно, замечательно, если интерес ребенка к домашним делам развивался и поддерживался. Однако так бывает далеко не всегда. Что нужно сделать для того, чтобы передать ребенку полномочия?

Во-первых, важно пересмотреть свое отношение к домашней обязанности. Если регулярно звучит, что мама терпеть не может выносить мусор, потому что нужно идти и караулить мусорную машину, и вообще пусть этим теперь сын занимается, большой уже! В этом случае бесполезно ждать от ребенка энтузиазма. Необходимо подчеркнуть значимость выполняемой работы для семьи, некоторая доля игры здесь также не повредит: что будет с квартирой, если месяц не выносить мусор, а если год?

Во-вторых, нужно благодарить ребенка, подчеркивать, как важно и значимо то, что он делает для семьи.

В-третьих, выполнению домашних обязанностей вовсе не обязательно быть рутиной. Домашние дела могут быть интересными. Они могут быть интересны сами по себе, так и отношением к ним, как к увлекательным мероприятиям.
Детей, как правило, привлекают те домашние дела, которые нравятся самим взрослым. Например, если мама любит печь, то дочь с большим желанием будет маме предлагать свою помощь, а затем и сама освоит секреты выпечки.

Следующие приемы помогут сделать выполнение домашней работы для ребенка увлекательным делом:

Можно предложить ребенку время от времени меняться домашними ролями с другими членами семьи. Полезно, во-первых, познакомиться с другими, возможно, более сложными, чем постоянные поручения, видами работ. Во-вторых, поучительно на себе испытать, например, мамину каждодневную нагрузку. Этот прием также будет способствовать сплочению семейного коллектива и значительно расширит компетенцию ребенка в том, что касается решения бытовых вопросов.

Подумайте, как можно ввести творческий подход в домашнюю работу. Например, поручите сыну или дочери ежедневное приготовление салатов. Снабдите их готовыми рецептами, но поощряйте и самостоятельные кулинарные поиски. Или предложите ребенку, ежедневно бегающему в магазин за хлебом, по дороге домой замечать каждый раз что-то новое, необычное.

Мальчикам стоит поручать домашние дела, в которых используется разнообразная техника, в том числе и кухонная. Возможно, они сами захотят предложить технические решения для облегчения повседневного труда. Или придумают новый кухонный аппарат.

Существенно тормозить процесс погружения ребенка в мир домашних обязанностей может система двойных стандартов, нередко существующая в семьях.

Мы с мужем никак не можем решить, что делать вот в такой ситуации. Допустим, ребенок сделал что-то неправильно, например, кинул грязные носки посреди комнаты. На замечание спокойно отвечает "Папа тоже так делает". Что в таких случаях говорить ребенку? Сказать, что папа неправ? Но это же подрывает родительский авторитет. Не совершать провоцирующих поступков? Но все же мы люди, без этого не получится.

Что можно ответить на такой родительский вопрос? Ведь совершенно верно и то, что ребенок будет подражать папе, и то, что все мы люди и имеем право на ошибку. Поэтому, если папе не удается себя организовать (научиться складывать носки на место), то почему бы именно в этот момент ребенку не узнать, что папа обычный человек, не очень организованный при том. Ничего страшного с авторитетом папы не произойдет (если папа в принципе на высоте), если он в ответ на реплику ребенка скажет: "Да, ты знаешь, я так иногда делаю, но думаю, что мама права и нам с тобой лучше послушать ее и собрать свои носки. Дома тогда будет гораздо чище. Мы, сильные мужчины, поможем нашей любимой маме поддерживать порядок в доме".

Однако, если дома существуют одни правила для ребенка, другие для мамы, а для папы нет вообще правил, потому что он устал, вряд ли ребенок будет с готовностью выполнять поручаемые ему задания. Таким образом, сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием, вполне возможно. Важно определиться с тем, чего именно вы хотите от ребенка. Для этого нужно выстроить работающую систему, продумав цели, сделав интересным процесс работы, не забывая о личном примере, и, конечно же, набраться терпения, чтобы отладить этот механизм, сделав его работающим как часы.

В 3-4 года помогать взрослым любят все дети, спустя 2-3 года маминых помощников уже не так много, а к школьному возрасту домашним трудом занимаются единицы. Взрослые, не принимающие неумелую помощь малышей, могут столкнуться позднее с полным нежеланием подростков не только помогать по дому, но даже обслуживать самого себя.

Что может делать по дому ребенок младшего школьного возраста?

Нужно или нет нагружать школьников домашними делами? У них множество занятий по освоению школьной программы, дополнительная нагрузка – , занятия по интересам. Пусть ребенок в полной мере ощутит счастливое детство. Так думают родители, убежденные, что их дети вполне могут расти на всем готовом, лишь бы он успевал хорошо учиться и не имел проблем в коллективе.

Естественно, что дети, не имеющие посильных обязанностей по дому на пороге школьного возраста, не станут активно браться за домашние дела. К этому их следовало приучать в 2-4 года, причем делать это мягко и ненавязчиво . Тогда бы многое делать и с удовольствием вкладывал свой труд в семейное благополучие.

Что могут делать по дому 7-летние дети:

  • Убирать пыль при помощи пылесоса.
  • Поливать цветы дома и на клумбе.
  • Готовить простые блюда.
  • Собирать свой портфель.
  • Помогать маме развешивать белье после стирки.
  • Выпалывать сорняки на грядке.
  • Подметать двор.
  • Выносить мусор.
  • Разогревать пищу в микроволновой печи.
  • Прогуливать и кормить небольшую собаку.
  • Прибирать вещи, наводить порядок в комнате.
  • Оставлять после купания и посещения туалета чистоту в этих помещениях.
  • Гладить простые по крою вещи.
  • Самостоятельно готовиться ко сну и собираться утром в школу.
  • Чистить свой велосипед от грязи, производить мелкий ремонт двухколесного друга.
  • Прибираться в шкафу с посудой и кухонными принадлежностями.
  • Накрывать на стол перед обедом, подавать негорячие блюда, хлеб, салат, бутерброды, убирать за собой и членами семьи после еды.

Что под силу 8-летнему ребенку:

  • Содержание в порядке письменного стола, шкафа с книгами и другими вещами.
  • Приготовление для себя ванны.
  • Смена постельного и нательного белья.
  • Умение чинить свою одежду, простой ремонт.
  • Формировать свой образ в одежде по собственному желанию.
  • Помогать отцу во время ремонта, выполняя несложные поручения.
  • Собирать урожай на приусадебном участке.
  • Кормить и выгуливать домашних животных.
  • Протирать пыль и пылесосить мебель и напольные покрытия.

Что умеет 9-летний школьник:

  • Готовить простые блюда, следуя рецепту.
  • Красить ровную поверхность.
  • Наносить побелку на деревья в саду.
  • Запекать на огне картошку или сосиски.
  • Присматривать за младшими детьми (с 2 лет), уметь переодеть их и накормить.
  • Чистить клетки домашних питомцев.
  • Заправлять подушку в наволочку и одеяло в пододеяльник.
  • Рыхлить неширокую грядку граблями, пропалывать ее от сорняков.
  • Сажать семена цветов и овощей по заданной схеме.
  • Заправлять свою постель.

Какие дела можно доверить 10-летнему ребенку:

  • Готовить несложную выпечку, пользуясь рецептом.
  • Готовить простые блюда на всю семью, рассчитав нужное количество продуктов.
  • Наводить порядок в собственной комнате и во всем доме, складывая вещи в отведенное для них место.
  • Вместе с родителями планировать еженедельные покупки.
  • Помогать отцу при чистке салона автомобиля.
  • Накрывать на стол.
  • Готовить ванну для младшего ребенка, помогать маме с купанием.
  • Уметь включать и выключать бытовые приборы, засыпать порошок в стиральную машину.
  • Видеть, где матери или отцу требуется помощь, подключаться без напоминаний.
  • Помогать при уходе за овощами на приусадебном участке, за цветами возле дома и на подоконнике.
  • Участвовать в генеральной уборке помещений дома или квартиры.

Не стоит пугаться этого обширного списка, никто не планирует делать из детей Золушек. Большинство дел из этого списка требуется выполнять эпизодически, многие вместе с родителями.

Важно предлагать только те дела, с которыми ребенок справится наверняка. Главное – не забывать о дозированной похвале, которая может стать мощным стимулом для участия в делах.

Как научить ребенка самостоятельности?

Бывает, что родители констатируют у своего ребенка недостаток самостоятельности и спохватываются слишком поздно. Важно начинать приучение к самостоятельности задолго до поступления в школу , когда малыш стремится к самостоятельности и пробует свои силенки. Тогда ему крайне интересен мир взрослых вещей, и приучение к труду происходит самопроизвольно.

В школе начинать такую работу немного поздно, но, как говорит известная поговорка: «Лучше позже, чем никогда».

Основной стимул для того, кто трудится – справедливая оценка его труда. Поощрение, похвала, слова о том, что без Тани (Коли, Вани, Ирины) было бы не справиться, — лучший стимул. Не стоит манипулировать обещанием денег в качестве оплаты за детский труд, ведь тогда пришлось бы платить всем членам семьи.

Труд предваряется обсуждением того, что нужно сделать. Важно обсудить все нюансы предстоящего дела, чтобы ребенок избежал разочарования от некачественно выполненного дела. Лишь после того, как новое дело освоено, стоит приступать к следующему поручению.

Для забывчивых детей стоит повесить в детской комнате список дел, на помощь в выполнении которых надеются родители.

В первые дни выполнения поручений ребенок может что-то сделать неверно, испортить вещь. Ни в коем случае не стоит критиковать его за это, лучше подскажите, как избежать ошибок в будущем. Дети обязательно должны понять, как определить, что работа сделана хорошо, уяснить для себя критерии этого.

Не нужно требовать высокой отдачи, если у детей повысилась нагрузка в школе, например, в конце учебного года. Пусть временно кто-то возьмет на себя часть домашней работы. Немного позже ребенок это обязательно оценит.

Психолог Гранкина Дарья пишет:

«В действительности, каждый ребёнок хочет самостоятельности и независимости от родителей лет с трёх. И ни в коем случае не стоит эти пробы пресекать. Например, дети могут бесконечно долго одеваться или чистить зубы так, что вся ванная в пасте, или мыть посуду, а она потом вся в пене. Но зато они хотят это делать им это интересно, это элемент игры. Ну чтож, надо запастись терпением и молча, а лучше с одобрением, за этим наблюдать. Потом лучше самим перемыть или доубирать. Это очень важно, ведь дети должны понять, что в труде и самостоятельности есть радость.

Более того, обязанность родителей, это научить труду и самостоятельности своих детей. Лучше начать с того, что научить ценить чужой труд. Еда в школе кем-то приготовлена и ей нельзя баловаться, по чистым полам нельзя ходить без сменной обуви, книги нельзя рвать и рисовать в них и т.д., этому всему надо учить. В ребёнке, и даже подростке, все воспитуемо. Так надо этим воспользоваться. Иначе мы получим ленивых и инфантильных молодых людей. А лень, увы, начальник всех бед и пороков.

Ум ребёнка очень деятелен, и если он не занят добрым и хорошим, то занят плохим, это неизбежность. Не понимая зачем и как нужно честно трудиться, такие дети потом будут воровать, попрошайничать и всячески хитрить. Говоря о реакции родителей, она должна быть позитивной и без насмешки. Если ребёнок вынес мусор или протер пыль, то необходимо его похвалить, без пафосных слов, но отметить это событие ласковым словом.

Потому, пока ребёнок ещё способен слушать и слышать взрослых, необходимо научить его элементарным вещам: заправить утром постель, убрать за собой игрушки или учебники, доесть все в тарелке и потом вымыть ее, а лучше и за мамой с папой. В общем, самому себя обслуживать. Приучив ребёнка к домашнему труду, вы можете считать, что дали ему жизненные навыки и он уже не пропадёт в этом мире».

Чего ждать от трудолюбивых детей?

Мамы и папы, научившие свое чадо трудиться без понуканий, совсем не прогадали. Их дети твердо знают, что они — полноправные члены семьи, без помощи которых не обойтись ни маме, ни папе.

Мальчики и девочки, работающие по дому, быстрее социализируются в новом для них коллективе . Ни одна неожиданная ситуация, когда приходится рассчитывать только на себя, не выбьет их из колеи. Ребенок, умеющий приготовить себе еду, владеющий навыками самообслуживания, умеющий ухаживать за одеждой и обувью, вряд ли станет потребителем времени и труда окружающих.

Не играет роли возраст человека или национальность.

Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права.

Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое. Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение.

Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств. Мать и отец делают все для малыша сами. С возрастом, на ребенка ложится ответственность. Ежегодно список с пометкой «должен» увеличивается.

Чтобы не ошибаться в существующих правах и обязанностях ребенка в семье, требуется внимательно изучить законодательство и стараться его придерживаться.

Государство стоит на защите прав лиц, не достигших совершеннолетия, поэтому при ущемлении их интересов виновное лицо будет наказано.

Семейный Кодекс содержит несколько статей, освящающих тему права ребенка дома.

Рассмотрим основные статьи, регламентирующие права ребенка в семье.

Право жить и воспитываться в семье

Малыш имеет законное право получать заботу и внимание со стороны близких людей, а также жить с ними. Несовершеннолетнее лицо вправе претендовать на уважение, а также возможность развития личности.

Когда у малыша нет матери и отца, либо они лишены своего права, отвечают за воспитание и интересы несовершеннолетних граждан органы опеки. Определение такого малыша в любую организацию либо под опеку осуществляется только с согласия этой инстанции.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Несовершеннолетнее лицо вправе общаться со всеми членами своего семейства. Даже возможный распад ячейки общества не может препятствовать этому.

Мужчина и женщина, разводясь, зачастую грешат тем, что запрещают отпрыску общаться с иным близким родственником. Подобные действия противоречат желаниям малыша, а также закону.

Запретить возможность видеться с родственниками вправе только суд после процедуры лишения прав.

Право на защиту

До момента наступления совершеннолетия детям требуется защита. Обычно этим занимаются мама, либо папа.

Если какая-то организация обнаружит, что здоровье малыша находятся под угрозой, об этом сообщается в орган опеки. Сделать это могут сотрудники образовательного учреждения или даже просто соседи. Далее эта инстанция принимает меры по защите малыша.

Право выражать мнение

Отпрыск вправе озвучить желание, относительно личных интересов. Это право распространено именно на мнение относительно личных интересов. Например, в каком образовательном учреждении ему учиться.

Право на ФИО

Оно присутствует у любого человека. При этом, когда мужчина с женщиной не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки.

Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.

Если мужчина и женщина не зарегистрированы, мать может требовать процедуры установления отцовства или оставить графу отца пустой. При этом фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.

Изменение имени или фамилии

Когда один родитель решает изменить фамилию малышу, решение вопроса проходит с согласия органов опеки и учетом желания второго родителя. Не требуется мнение второго родителя, когда он:

  • недееспособное лицо;
  • лишен родительских прав;
  • без вести пропал;
  • уклоняется от участия в жизни малыша.

Требуется спросить согласия отпрыска на , если ему исполнилось десять лет. С этого возраста закон дает детям право голоса.

Имущественные права

Малыш вправе получать содержание от родителей либо государства. Социальные деньги переводятся на банковский счет родителей. Отпрыск вправе претендовать на получение дохода, а так же использовать имущество.

Подробно изучив закон, можно понять, что несовершеннолетнее лицо имеет равные права со взрослым человека. При их ущемлении родитель может быть привлечен к ответственности.

Обязанности не достигших совершеннолетия лиц

У взрослых людей существует множество обязанностей. К примеру, платить налоги, служить в армии, уважать государство. Обязанности детей дома появляются не с момента рождения, а постепенно. В основном они основываются на нормах морали.

Первое и главное, что требуется от детей, это учиться. Ведь образование в России, обязательно для всех в возрасте от шести до семнадцати лет. Уже потом, человек вправе выбирать, учиться ему дальше или нет. Мать и отец малыша обязаны, обеспечить ему должное образование.

Обязанностей ребёнка в семье по закону РФ намного меньше, чем прав. Рассмотрим их ниже.

При этом обязанность об его организации лежит на плечах матери и отца. Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать рамки и правила поведения в различных учебных заведениях.

Дети должны исполнять все возложенные профильными лицами обязанности. Обычно это выражается:

  • условиями действующего контракта;
  • правилами образовательного учреждения;
  • трудовым законодательством.

Еще одна обязанность лица, не достигшего восемнадцати лет, заключается в соблюдении устава образовательного заведения.

Мальчики определенного возраста должны встать на воинский учет.

По достижении совершеннолетия дети приобретают обязанность по .

Несовершеннолетние лица могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. При этом, незнание закона не освобождает от нее.

Уголовной ответственности подлежат дети:

  • с шестнадцатилетнего возраста;
  • по тяжким преступлениям с 14 лет.

Информацию о существующей ответственности до несовершеннолетних лиц доносят родители и педагоги образовательных учреждений. Кроме обязанностей по закону, ребенку требуется обозначить дела по дому. Это поможет воспитать его ответственным человеком. Примерные обязанности детей в семье:

  • соблюдение стандартных правил гигиены;
  • уважение старших;
  • бережное отношение к имуществу;
  • участие в решении семейных проблем;
  • обязанности ребенка по дому;
  • забота о близких.

Только воспитывая в детях хорошие качества, можно вырастить ответственного человека. Поэтому рекомендуется устанавливать домашние обязанности ребенка в каждой семье. Но, делать это нужно правильно, не ущемляют их права.

Защита от неправомерных действий родителей

Не всегда мать и отец ведут себя адекватно по отношению к своим отпрыскам. Несмотря на права и обязанности ребенка дома, некоторые считают, допустимым избивать их в целях воспитания и осуществлять моральное давление. Поэтому законодательством утверждено право на защиту детей.

Неправомерными действиями считается не только угнетение и избиение детей, но и неисполнение обязанностей по отношению к ним.

Лицо, не достигшее совершеннолетия вправе самостоятельно жаловаться в следующие инстанции:

  • органы опеки;
  • социальному педагогу школы;
  • приют;
  • центр экстренной психологической помощи.

Также заявление о факте неправомерных действий будет принято органом опеки и от сторонних лиц. К примеру, позвонить в эту инстанцию вправе педагог, если обнаружит побои на теле малыша.

Также сигнал дать могут соседи, наблюдающие за жизнью семьи. В вышестоящих инстанциях несовершеннолетнее лицо должны выслушать и принять соответствующие меры.

Когда мать и отец ненадлежащим образом исполняют обязанности, это приводит к санкциям. Их характер очень различный, в зависимости от ситуации. В целом все меры ответственности делят на следующие категории:

  • ограничение в родительских правах;
  • лишение права родителя.

Конечно, самой серьезной мерой ответственности считается лишение права. Но, сделать это допускается только с помощью с судебной инстанции по исковому заявлению.

Заключение

Мало кто задумывается, какие права у ребенка в семье. Все несовершеннолетние дети имеют их. Но, так же у несовершеннолетних лиц есть и обязанности, которых значительно меньше. Главное, что должны делать дети, это учиться. Но, даже это они делают с помощью матери и отца.

Какие обязанности выполняет ребенок в семье, во многом зависит от родителей. Каждый отпрыск, вправе выразить мнение относительно своих интересов. Также закон регламентирует права детей жить и воспитываться в семье.

При этом неважно в родном или приемном семействе он живет. Ущемление прав и достоинства несовершеннолетних лиц серьезно карается законом.

Содержание статьи:

Четко определенного возраста для приобщения ребенка к домашней работе нет. Когда малыш начинает ходить, он сам пытается помочь маме, особенно если видит, что это делают другие члены семьи. Родители должны стимулировать это желание, несмотря на то, что сделать самим намного быстрее и качественнее.

Привлекая ребенка к выполнению домашней работы, родители формируют у него навык самообслуживания. Он учится приносит пользу семье, начинает ценить чужой труд, заботится о близких. Конечно, на обучение придется потратить немало времени и сил, однако вскоре вы поймете, что вырастили лучшего помощника.

Оптимальный возраст для приобщения к домашней работе

Нередко родители задаются вопросом о том, должен ли ребенок помогать по дому. Ответ – да. Содействие детей освободит время, чтобы обдумать, что вы хотите сделать. Но снижение нагрузки – это не главная цель. Когда малыш имеет свои обязанности и знает, чем он может помочь, он становится сильнее, самостоятельнее, увереннее. Возможно, поначалу они будут отказываться от мелкой работы, но со временем они втянутся, почувствуют, что их помощь важна для всех, почувствуют себя более значительными и нужными.

Не стоит тщательно оберегать ребенка от работы и брать все на себя. Малыш вполне сможет выбить пыльный коврик, и от этого станет лучше всем.

Конечно, не нужно поручать ребенку 3 лет пропылесосить дом или старшему дошкольнику приготовить обед, ведь можно подобрать более подходящие им по возрасту задачи.

Начинать ребенка приобщать к выполнению домашней работы можно уже с 2 лет. Обычно малышей даже не нужно заставлять, им интересно помочь маме помыть посуду, а папе - вкрутить болтик. Важно не пропустить этот момент, а позволить крохе помочь вам, чтобы почувствовать себя более взрослым и важным. Ни в коем случае не отказывайтесь от помощи ребенка, иначе он привыкнет, что все в доме делается без его помощи и в будущем не захочет помогать вам.

Подходящие по возрасту задачи

Как вы уже поняли, дети должны помогать родителям по дому, только задания нужно подбирать с учетом возраста малыша:

В 2 – 3 года ребенок может собирать за собой игрушки, складывать грязную одежду в корзину, убирать свои книги и журналы, вытирать пролитое. С помощью родителей кроха может положить корм животному.

В 4 – 5 лет все вышеперечисленные задания дополняются следующими обязанностями: уборка постели, стола, выброс мусора, полив комнатных растений. Дошкольник под присмотром родителей может приготовить завтрак из хлопьев.

В 6 – 7 лет малыш может сортировать белье, подмести мусор, помочь маме приготовить завтрак, накрыть стол, убрать в своей комнате, налить напитки, ответить на телефонный звонок.

В 8 – 9 лет кроме всего вышеперечисленного ребенок способен загрузить посудомоечную машину, разобрать купленные продукты, помочь приготовить ужин, подготовить свою одежду для стирки, почистить овощи, сделать тосты, выгулять собаку.

В 10 – 12 лет подросток может достать посуду из посудомоечной машины, расставить ее на места, сложить чистое белье, приготовить простое блюдо (омлет, салат), убрать в ванной, постирать, подстричь газон, поменять постельное белье убрать на кухне, присмотреть за своими младшими братьями или сестрами.

Чтобы ребенок справился с заданием и почувствовал себя полезным, нужно правильно их подбирать. В противном случае он не сможет выполнить поставленную задачу, расстроится и больше не захочет оказывать помощь близким.

Правила привлечения детей к труду

Многие родители интересуются вопросом о том, как заставить ребенка помогать по дому. Это очень просто, ребенок с удовольствием помогает по дому, если его не заставляют, а показывают ему, что его помощь неоценима. Чтобы процесс привлечения малыша к домашней работе прошел как можно легче и безболезненнее, соблюдайте следующие правила:

Регулярно показывайте ребенку, как делать то или иное дело. В первый раз просто покажите ему, обязательно комментируйте свои действия, потом сделайте все вместе, и так с каждым разом, позволяя ему все больше быть самостоятельным. Будьте терпеливы, не заставляйте кроху выполнять работу от начала до конца, если он устал или отвлекся. Обязательно похвалите его за помощь.

Не вмешивайтесь в процесс, если ребенок делает что-то медленно или некачественно. Не стоит критиковать его действия, торопить или останавливать. Обязательно находитесь рядом, чтобы в нужный момент подстраховать, чтобы он знал, что родители всегда придут на помощь.

Оказывайте помощь только в том случае, если малыш об этом просит.

Составляйте план домашней работы вместе, обязательно советуйтесь с крохой.

Если ребенок сделал работу некачественно, то переделайте все позже, чтобы он не видел.

Купите малышу его личные аксессуары для домашней работы: совок, щеточка, маленькие инструменты, тряпочки, коробки и т. д. Так у него будет дополнительный стимул к выполнению хозяйственных дел.

Если вы вместе убираете в доме, то установите главное правило – все занимаются делом, никто не отвлекается на разговоры, просмотр мультфильмов и т. д. После работы обязательно похвалите малыша за его труд. В качестве поощрения можно потом сходить вместе в зоопарк, парк развлечений или просто поесть мороженного.

После освоения ребенком навыка уборки по дому не стоит выполнять работу за него, потому что он устал. В таком случае лучше выполнить это дело чуть позже или в другой день. В этом случае излишняя жалость только навредит.

Обязательно научите детей правилам безопасности во время работы на кухне, покажите как пользоваться острыми инструментами. А после кулинарных экспериментов можно привлечь ребенка к уборке. Предлагайте малышу помогать вам месить или раскатывать тесто, резать овощи или перемешивать салат, переворачивать оладьи на сковороде и т. д.

Действия родителей при отказе ребенка в помощи по дому

Чаще всего от выполнения домашних дел отказываются дети, которых не приучили к этому. В этом случае виноваты только родители, которые раньше при этом вопросе занимали пассивную позицию. Однако не стоит расстраиваться, в таком случае можно принять следующие меры:

Включите в распорядок дня ребенка домашние дела.

Определите семейные обязанности, которые должен выполнять только он.

Составьте список дел, запишите их в блокнот, периодически проверяйте, все ли он выполнил или нет.

Если ребенок забыл выполнить какую-то работу, то мягко напомните ему об этом и объясните, что закончить дело все равно нужно.

Не констатируйте факт, что работа не сделана. Откажитесь от фраз: «Ты не убрал в комнате», «Не погулял с животным», «Не помыл посуду» и т. д. Замените эти фразы следующими: «Я заметила, что в комнате не убрано, собака не выгуляна, посуда грязная и т. д.». Так получится избежать конфликта и напомнить ребенку, что ему еще нужно выполнить некоторые дела.

Договаривайтесь с детьми, не стоит их наказывать. Конечно, это сложно, нужно набраться терпения, но не забывайте, что именно вы начали поздно приобщать повзрослевшего ребенка к домашним делам. Вместо этого предложите ему, например, помыть посуду, а потом идти заниматься любимым делом.

Чтобы домашние хлопоты не вызывали негативные эмоции, во время приобщения ребенка к домашней работе соблюдайте советы психологов:

Выполняйте домашние дела вместе. Не разделяйте работу по дому и общение с ребенком, предложите маленькому помощнику поучаствовать в процессе.

Не забывайте хвалить ребенка за его помощь. Говорите ему, что только он может справиться с тем или иным делом лучше всех.

Учитывайте желания ребенка. Если малыш больше любит выполнять какое-то конкретное действие, то внесите его в список обязанностей.

Занимайтесь домашними делами весело. Можно просто включить веселую музыку или превратить обычную уборку в «укрощение пылесоса», помыть посуду «волшебными пузырями», поискать «сокровища» в пакетах с продуктами.

Не раздражайтесь, если ребенок выполняет работу некачественно. Он только учится, поэтому если малыш разбил тарелку или пролил воду на пол, не ругайтесь, а просто объясните ему, как исправить ошибку.

Наберитесь терпения. Не подгоняйте малыша, не мешайте ему, иначе он больше не захочет помогать вам.

Не наказывайте домашними хлопотами. Заставляя ребенка убирать в комнате или мыть посуду за какой-то проступок – это ошибка. Он должен понять, что эти дела нужно выполнять каждый день, независимо от его поведения.

Не платите за домашнюю работу. Если вы хотите отблагодарить ребенка за выполненное дело, то сводите его в цирк, зоопарк и т. д. Но давать ему деньги или покупать игрушки за его работу не стоит.

Не делите обязанности детей на девчачьи и мальчишеские. Часто девочкам нравится помогать папе в ремонте, а мальчикам – помогать маме на кухне.

И помните, что вы подаете пример своим детям. Если родители не убирают в доме, разбрасывают одежу, не моют посуду после обеда, то и ребенок не будет этого делать. Начинайте привлекать кроху к домашней работе с раннего детства. Когда он подрастет, составьте список его обязанностей. Обязательно помогайте малышу, хвалите его за работу, чтобы он чувствовал себя важным и полезным.

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.