Классный час на тему "день пожилых людей". Классный час посвященный "дню пожилого человека"

Цели:

  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям;
  • прививать желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, уметь своими поступками приносить им радость;
  • счастливые минуты общения с детьми, внуками, доставлять им удовольствие неожиданными приятными сюрпризами, своим творчеством.

Подготовительная работа.

Заранее учащиеся готовят рисунки, фотографии на выставку, сувениры, приглашения на классный час для своих бабушек, дедушек, родителей, соседей, знакомых преклонного возраста. Желательно, чтобы дети приготовили угощение к чаю для своих гостей.

Оформление и оборудование: рисунки, фотографии, угощения.

Ход мероприятия

I. Приветствие гостей.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие наши гости – бабушки и дедушки! Мы рады, что вы пришли к нам. Вы для своих внуков являетесь лучшими друзьями. И говорю я это с полной уверенностью, потому что не раз слышала от ребят много теплых и добрых слов о вас, искренне любящих их, ваших детей, внуков и правнуков, не жалеющих для них ни своих сил, ни времени, ни ласки, ни жизненной мудрости, ни материальных средств.

Да и вы сами сегодня в этом сможете убедиться из рассказов, стихотворений, рисунков, песен внучат о ваших чудесных способностях и науках, они откровенно поведают вам о том, как любят вас и дорожат вами. Слушайте и отдыхайте!

Ученик:

Много есть друзей вокруг, но считаю я,
Что мой самый верный другбабушка моя.
В воскресенье и в субботу ей не надо на работу,
Наступают для меня два особых дня.

II. Рассказы учащихся “Что умеют наши бабушки?”

Классный руководитель: А кто нам расскажет: что умеют делать ваши бабушки?

(Учащиеся рассказывают о “способностях” бабушек, могут комментировать стихотворениями и устными зарисовками, показывать рисунки, фотографии).

Классный руководитель: Да, легче сказать, чего они не умеют делать.… А сколько у них хлопот с внуками!..

Ученик:

Много у бабушки с нами хлопот:
Варит нам бабушка сладкий компот,
Шапочки теплые надо связать,
Сказку веселую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
“Бабушка, милая, сядь, отдохни!
Мы тебе песенку нашу споем…”
Дружно мы с бабушкой милой живем!
Т.Волгина

III. Рассказы учащихся “Как жили мои бабушка и дедушка”.

Классный руководитель: Все вы знаете, что всегда нужно быть внимательными к близким, заботливыми. Скажите, а всегда ли вы приветствуете утром бабушку, дедушку? Какую радость вы им доставляете? Знаете ли вы об их жизни, что им довелось испытать, чем заниматься? Расскажите о жизни своих родных.

(Учащиеся рассказывают об интересных и памятных событиях из жизни бабушек и дедушек, иллюстрируя рисунками, фотографиями).

Классный руководитель: Многое мы узнали о жизни ваших дедушек и бабушек, спасибо, ребята, за интересные рассказы. Думаю, нашим гостям приятно было узнать, что вы так много знаете о них.

Ученик:

Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
“С ним, – мама сказала, – не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде”.
И правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.

Классный руководитель: А как вы понимаете выражение: “Много ума в бороде”?

Да, ребята, человек, уже много проживший и повидавший, всегда даст правильный, нужный совет. И чем больше живет человек, тем больше знает, умеет, тем он опытнее и мудрее. Таковы наши дедушки и бабушки: они у нас самые мудрые люди.

IV. Концертная программа “Для наших бабушек и дедушек”.

Классный руководитель: А знаете ли вы их любимые песни? Давайте споем эти песни и порадуем наших гостей.

Ученик:

Песней бабушкам и дедушкам своим
Мы “спасибо” говорим:

Все вместе: За заботу и любовь мы вас благодарим!

Классный руководитель:

Нет песни любимой конца и начала,
Хотим, чтобы песня родная сегодня для вас прозвучала.
Пожалуйста, дедушки, бабушки, не скучайте,
А с нами песни желанные подпевайте.

(Выступления детей с небольшой концертной программой. Песни исполняются под “минусовку”).

Ученик:

Вы, родные, с книгой нас впервые подружили,
Любить стихи и сказки научили,
Вы нас в театр водили на представления…
Теперь оцените наши артистические умения.

(Учащиеся показывают шуточную инсценированную постановку по произведению Е.Пермякова “Бабушка и внучка”).

(На сцене сидит бабушка, вяжет. К ней подходит внучка.)

Внучка: Скажи, бабушка, почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один, и нос тоже один.

Бабушка: А потому, милая внученька, чтобы ты больше делала, а меньше болтала и нос свой куда не надо не совала.

Внучка: Вот, оказывается, почему, языков и носов бывает только по одному!

Классный руководитель:

Встанем дружно, детвора,
Нам частушки петь пора.
Веселитесь, гости наши,
Кто захочет, тот и спляшет.

(Исполняются частушки).

Ученик:

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих,
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Ученик:

Лучше деда человека
В целом мире не сыскать!
Гвозди он забить сумеет
И белье прополоскать.

Ученик:

Ира любит кашеварить:
Борщ варить и булки печь.
Все у ней в квартире в тесте,
Даже негде в спальне лечь.

Ученик:

Наша Лина-торопыжка,
Мыть посуду ей не лень.
Но посуду разбивает –
По пять чашек каждый день.

Ученик:

Закопченные кастрюли
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.

Ученик:

Любит Таня управляться,
Кормит все хозяйство.
Дала уткам колбасы,
Утки свесили носы.

Ученик:

Мой дедуля всех добрей,
Любит всех моих друзей.
Кашу манную нам сварит,
Мыть посуду не заставит.

Ученик:

А Ирина шьет да вяжет –
Прямо мастерица!
Бабуле шила сарафан,
Вышла рукавица.

Все вместе:

Сочинили мы частушки,
Очень мы старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались!

Ученик:

Без палочки шагает наша бабушка,
Очков не надевает наша бабушка.
И вовсе не седая, а очень молодая,
А очень молодая наша бабушка!

Ученик:

На стройке инженером наша бабушка,
И служит всем примером наша бабушка.
И с внуками играет, и много песен знает,
И любит очень нас наша бабушка.

V. Конкурс “Внучки-гурманы”.

Классный руководитель: А как вкусно готовят наши бабушки! Просто объедение! Отведаем - ка мы варенья, приготовленного ими.

Описание игры: С завязанными глазами по запаху и вкусу дети должны угадать, из каких фруктов или ягод приготовлено бабушкино варенье.

Классный руководитель: Ученые подсчитали, что к пятидесяти годам сердце человека проделывает работу, равную подъему груза весом 18 тонн на высоту 227 километров. Можно и устать! Поэтому берегите ваших бабушек и дедушек, уделяйте больше внимания их здоровью, самочувствию, помогайте им.

VI. Заключительное слово.

Классный руководитель (детям) :

Памятка
(детям)

Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.

Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.

Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.

А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.

Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.

Классный руководитель (родителям) :

Памятка
(родителям)

Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А.С.Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведение, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.

Ребенок является в наш многосложный мир – в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей и тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет.

Вовсе нелегки для растущего человека эти годы. И не в бездельных забавах – как это кажется кое-кому из взрослых – проводит время их ребенок. Он познает мир взрослых, приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит, наблюдает вокруг. У него прекрасная память, и внимательно пристальные глаза исследователя, наблюдателя.

Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают.

VI. Поздравление.

Ученик:

Бывают в вашей жизни дни,
Которые нельзя не отмечать,
А потому примите поздравленья
И от души позвольте пожелать:

Ученик:

Не обращать вниманья на года,
Всегда быть энергичными, здоровыми,
Как у природы нет плохой погоды,
Так в жизни возраст памятен любой.

Ученик:

И пусть лицо улыбка озаряет,
Вы возрасту скажите – не спеши!
Желаем этого от всей души!

Ученик:

Вы много сделали такого,
Чтоб на Земле оставить след,
Здоровья, счастья вам желаем
На каждый день, на сотню лет.

(Учащиеся дарят сувениры бабушкам и дедушкам, гостям. Тематический классный час заканчивается чаепитием).

Литература:

  1. Тематические классные часы в начальной школе: как себя вести в школе и дома/ авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. –
    158 с.

О празднике День пожилого человека для школьников


Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра
Назначение: материал полезен социальным педагогам, учителям истории и обществознания, классным руководителям, воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования, методическим работникам, студентам педагогических вузов и колледжей.
Описание: данная статья рассказывает о Международном Дне пожилых людей. Она знакомит с историей возникновения праздника, традициями проведения в разных странах.
Цель: привлечение внимания к проблемам людей пожилого возраста.
Задачи:
1. Расширять представление о семье, укреплять связи между поколениями.
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям.
3. Воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками.
"И пусть, взрослеет возраст, но,
Душою возраст вечно молод,
Пусть, будет так, как быть должно -
Пусть, будет возраст, людям, дорог",-

В. Скворцова

Международный День пожилых людей.

1 октября отмечается Международный День пожилых людей. Возможно, он отмечается в октябре потому, что осень года отождествляется с осенью жизни. В золотую осеннюю пору мы чествуем тех, кто все свои силы и знания посвятил своему народу, кто отдал здоровье и молодость молодому поколению.Не зря второе название этого дня – день добра и уважения. Можно иногда в современном обществе столкнуться с унижением, неуважением и дискриминацией людей пенсионного возраста. Мы должны говорить им спасибо, ведь знания и мудрость пожилых людей могут внести огромный вклад в дело развития людских ресурсов и обеспечения устойчивого экономического развития в контексте наукоемкой экономики XXI века. Этот вклад пойдет на благо как самих пожилых людей, так и всего общества в целом. Конечно, в каждом отдельном случае должны быть, прежде всего, учтены пожелания самих пожилых людей. Международный День пожилых людей - это особенный день для старших граждан по всему миру. На сегодняшний день во всем мире насчитывается около 600 млн. человек, возраст которых составляет 60 лет и более. В нашем быстро стареющем мире «ветераны жизни» играют важную роль. Они передают накопленный опыт и знания, помогают своим семьям. Зрелые люди - это новая сила для развития.


Возникновение праздника
Самое главное торжество для всех наших бабушек и дедушек – это День пожилого человека.


История праздника берет свое начало еще в 70-х годах прошлого века. Первые мысли о его создании пришли на ум ученым, которые всерьез задумались о старении населения и о влиянии людей старшего возраста на развитие экономики. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире. День пожилых людей празднуется с большим размахом в скандинавских странах.
Но вернёмся на несколько десятилетий назад, к истокам этого праздника. Основателем дня пожилого человека считается Япония.


Отмечать "День престарелых" предложил в 1947 году Масао Кадоваки, староста небольшой деревни в префектуре Хёго. Днем для празднования выбрали 15 сентября - и уборка урожая завершена, и погода благоприятная установилась. Собрали совет старейшин и девизом праздника утвердили: "Улучшим жизнь в деревне, учась мудрости у стариков, уважая их и перенимая их опыт". С 1950 года почин празднования подхватили в других деревнях, и традиция постепенно охватила всю страну. Позднее стали считать выражение "День престарелых" не совсем этичным, и с 1964 года название было изменено на "День пожилых людей". А с 1966 года день стал национальным праздником - Днем почитания пожилых людей.
В последние годы, говоря о пожилых людях, в Японии все чаще стали использовать выражение "серебряный возраст" и надо сказать, что "серебряный возраст" в Японии, в большинстве своем, ведет здоровый образ жизни и выглядит превосходно. И, несомненно, что японская пословица - "Познавать новое, обращаясь к старому" - очень хорошо отражает связь поколений в Японии и позволяет понять, что культ старшего поколения, в хорошем смысле этого слова, здесь весьма ощутим. Всего, чего достигла страна после разрухи, оставленной, Второй мировой войной, она обязана им - тем, кому сегодня за 70. Поэтому День почитания пожилых людей - это светлый и всеми любимый праздник.


Не каждая страна имеет пешеходную "серебряную зону". До 2003 года День почитания пожилых людей праздновали 15 сентября, а с 2003 года, в результате частичного пересмотра "Закона о национальных праздниках", он был перенесен на третий понедельник сентября.


В 1982 году в Вене, столице Австрии, прошла Первая Всемирная ассамблея, которая затронула проблему старения населения. Представители разных стран рассказывали о жизни людей престарелых и делились друг с другом опытом. Это стало важным вопросом для правительств стран, ведь социальное и экономическое положение людей почтенного возраста играет важную роль в развитии любого государства, независимо от его местоположения. Проблему обеспечения ветеранам жизни достойной старости нужно было решать. Организация Объединенных Наций, конечно же, не могла не поддержать решение ассамблеи, вследствие чего Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1990 года было установлено: 1 октября – День пожилого человека.

Вторая ассамблея по проблемам старения в Мадриде в 2002 году этот праздник поддержала и отметила основные направления работы в плане обеспечения людям спокойной и достойной старости:
- улучшение медицинского обслуживания;
- увеличение доходов;
- улучшение социального обеспечения;
- увеличение внимания общества к своим старикам;
- обеспечение занятости тем, кто имеет силы и опыт и желает работать даже на пенсии.
Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а в конце 80-х годов во всем мире. В России идею праздника поддержали, ведь кто из нас не вспомнит свое детство, любимую бабушку и ее заботу! Нигде в мире нет такого, как у нас, чтобы внуки составляли смысл жизни большинства бабушек и дедушек, а родители беззаветно доверяли им детей.

В Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года. 1 июня 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации постановил поддержать мировую инициативу и объявил 1 октября Днем пожилых людей, не только мировым, но и нашим отечественным праздником. В этот день, который стал достаточно популярным не только среди стариков, но и у молодых людей, в России происходит много интересного.
Правительство приурочивает к этой дате какие-то финансовые подвижки, увеличение пенсий, расширение льгот и т.д. Составляются фильмы и концертные программы по центральным каналам так, чтобы они были интересны пожилым людям. Региональные власти проводят свои мероприятия. Пенсионеры и сами в состоянии себя развлечь. Советы ветеранов, клубы по интересам, народные хоры – инициаторы множества встреч, концертов, конкурсов, чаепитий и в столице, и в самой глухой деревне России.


И конечно, очень важно, как воспринимают праздник молодые. Ведь старикам приятно, когда их дети, внуки, правнуки звонят в этот день, приезжают, оставляя все дела и посвящая вечер своим близким, отчему дому, семье.


Значение праздника
В России большое значение имеет праздник День пожилого человека. История праздника состоит из множества этапов. Но не только Россия заботится о населении старшего возраста. Другие страны уделяют большое внимание своим пенсионерам. Ведь они принимают участие в общественной жизни. Например, в Африке дети, больные СПИДом, оставшиеся без родителей, находятся под присмотром бабушек и дедушек.
Их нельзя не благодарить, ведь они делают для нас очень многое. А в Испании, например, уход за больными осуществляется в основном людьми пожилого возраста, особенно женщинами. В каждом государстве стали зарождаться, а со временем и вовсе установились определенные традиции.


Празднование в других странах
Праздник сначала отмечали в Европе, особенно в северных странах, где уровень жизни гораздо выше остальных. Постепенно он перешел и в южные государства, и в США. Появились свои традиции. В силу своих финансовых возможностей в разных государствах в этот день проводятся различные мероприятия. Но всё же главной целью остается поощрение пожилых людей. В разных странах этот праздник носит различные названия.
В США, например, это National Grandparents Day , что в переводе значит «День бабушек и дедушек"


В Китае - «Праздник двойной девятки»
Праздник двойной девятки выпадает на девятый день девятого месяца по китайскому лунному календарю, отчего и получил своё название.Согласно традиционной теории об Инь и Ян, число 9 относится к Ян, что означает положительную, мужскую энергию. Девятый день девятого лунного месяца - это день, когда встречаются два номера Ян. С древних времён Двойная девятка считалась важным праздником.
В китайском языке слово «девять» произносится так же, как и «долголетие». Поэтому выражение «две девятки» в китайском языке используется, чтобы пожелать людям преклонного возраста долгих лет жизни. На празднике принято выражать почтение пожилым людям.Таким образом, повелось так, что молодёжь в этот день отдаёт дань уважения людям преклонного возраста, а те в свою очередь хорошо проводят время. Многие компании организовывают для пенсионеров туры с восхождением в горы или другие экскурсии. Молодые вывозят старших в пригород или отправляют им в этот день подарки.
В 2016 году День пожилого человека в Китае будут праздновать 9 октября.
(2017 год – 28 октября 2018 год – 17 октября 2019 год – 7 октября 2020 год – 25 октября)


В Японии - «День уважения к престарелым».


Но название праздника не меняет его сути – во всех странах отдают дань почтения пожилым людям.
Международный праздник поддержали и многие другие государства на территории бывшего Советского Союза.
1 октября чествуют своих стариков жители Белоруссии и Украины, Латвии и Молдавии, а также Азербайджана.

Презентация на тему «1 октября - День пожилого человека» может быть использована для проведения классного часа в начальной школе. Оптимальный возраст маленьких слушателей - 2 класс, хотя ученикам 3, 4 класса материал тоже будет интересен.

13 слайдов презентации наполнены материалом о том, как возник праздник, какие традиции его проведения успели сложиться за то время, как он является официальным в различных странах. Ребятам будет интересно узнать на классном часу, что не во всех государствах земного шара, где этот праздник отмечается, совпадает дата его празднования. Например, Япония, первой учредившая данный праздник, отмечает его не 1 октября, как в Европе, а в сентябре, когда завершается уборка урожая (3-ий понедельник сентября).

Скачать презентацию можно бесплатно для проведения тематического классного часа ко Дню пожилых людей.

Презентация «Поздравление ко Дню пожилого человека» может использоваться для сопровождения праздничного концерта, проводимого 1 октября. На фоне песен и стихов, которые будут исполняться со сцены, могут листаться слайды презентации, наполненные красивыми стихами о людях, которые достойны уважения.

Скачать презентацию с поздравлениями ко Дню пожилого человека может не только завуч или педагог-организатор, который собирается провести в школе большое мероприятие, на котором будут присутствовать ветераны и бабушки, дедушки, а может прабабушки, прадедушки учеников. Материалом с поздравлениями могут воспользоваться воспитатели детских садов, клубные работники, которые будут у себя проводить концерт, посвященный Дню пожилых людей.


Презентация расскажет учащимся средней школы (5 - 9 класс) о празднике, который 1 октября отмечается во многих странах - Международном Дне пожилого человека. Есть у этого праздника и другое красивое название - День добра и уважения.

Просматривая слайды мультимедийной разработки, ученики узнают много интересного:

  • Историю возникновения праздника
  • Почему праздник получил такое второе название?
  • Интересные факты про людей-долгожителей
  • Рекорды, установленные пожилыми людьми
  • О науке геронтологии
  • Средняя продолжительность жизни в разных странах

В конце урока педагог может предложить учащимся прочитать книги по геронтологии, о которых тоже рассказано на слайдах презентации.


Презентация, посвященная Международному Дню пожилого человека, который пройдет 1 октября, расскажет старшеклассникам о том, почему был учрежден столь необычный праздник и какие традиции он успел получить за более чем 2 десятка лет своего существования.

Изначально праздник получил распространение только в европейских странах, но очень скоро он привлек к себе внимание и людей за океаном, которые тоже решили прислушаться к доброй традиции - посвятить один день людям пожилого возраста. Так Всемирный День пожилого человека перекочевал и в Америку.

Кроме теории о празднике и его традициях, в презентации есть красивые стихи о пожилых людях, которые обязательно затронут сердца учащихся 10 - 11 класса, для которых можно скачать данную разработку.


Презентация «Дорогие мои старики» - это небольшое повествование на 10 слайдах о празднике, который прославляет наше мудрое поколение бабушек и дедушек. 1 октября 2014 года в России, как и во многих других странах Европы и Америки, будет в очередной раз праздноваться самый добрый праздник - День пожилого человека. Он имеет свою интересную историю, о которой ученикам можно рассказать на классном часу, листая слайды этой красочной разработки. Использовать материал можно в любом классе. Презентация будет смотреться особо актуальной, если на праздник в школу придут гости - дедушки и бабушки учеников, которые готовы им поведать много интересного. Последний слайд содержит ряд вопросов, которые оживят мероприятие, позволят каждому ученику рассказать одноклассниками о дорогом человеке, который есть у каждого в семье.


1 октября отмечается международный день пожилого человека. Презентация для классного часа поможет интересно и весело провести этот праздник в школе, доставить радость детям и приглашенным.

Сценарий ко Дню пожилого человека может быть использован для проведения мероприятия в школе или в классе, на котором дети будут поздравлять своих заботливых бабушек и дедушек...

Сценарий концерта Дня пожилого человека

Сценарий концерта, который пройдет в День пожилого человека, должен быть особым. Его наполняют не только стихи и песни, танцы и инсценировки, но и любовь тех,...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ветлужская школа № 2»


Составила: Полева Л.В., учитель музыки,

классный руководитель 5-Б класса.

2016 г.

Классный час ко «Дню пожилого человека»

Цель:

Воспитывать чуткое, бережное, внимательное отношение к своим близким

пожилым людям.

Способствовать формированию нравственной культуры учащихся,

сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, собственным

бабушкам и дедушкам, их памяти, взаимопонимания и терпимости в отношении

взрослых и детей.

Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг в

друге.

Оборудование: фото бабушек и дедушек учеников класса, сочинения о бабушках и

дедушках, оформленных на стенде, на доске солнце, лучей которого

по числу учеников класса, цветы для гостей, костюмы для сценки,

выставка работ изделий, изготовленных руками бабушек и дедушек.

Форма проведения классного часа: праздничный час общения.

Ход мероприятия.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие гости!

С недавних пор 1 октября во всем мире отмечается День пожилых людей. Изначально его начали отмечать в Америке и Скандинавских странах Европы, а в конце 80-х годов он получил всемирное признание.

Ведущий 2. К нам же он пришел лишь в 1992 году. С тех пор в осеннюю золотую пору ежегодно, мы поздравляем тех, кто все свои знания и силы посвятил Родине, кто отдал молодость и здоровье подрастающему поколению.

Ведущий3 : В жизни каждого человека всегда были, есть и будут бабушка и де душка. И, наверное, из любви и признательности к бабушкам и дедушкам какой-то один мудрый человек объявил 1 октября международным днём пожилого человека.

Ведущий4 : Посмотрела я на наших бабушек и дедушек!.. Только я не согласна с тем человеком! Этот день нужно было назвать международным днём любимых и любящих бабушек и дедушек! С праздником вас, уважаемые гости!

Ведущий 1 Примите наши поздравленья
Здоровья, счастья и добра
И пусть плохого настроенья
У вас не будет никогда
На мир смотрите с наслажденьем
И грусть отступит и беда
Успех, удача и везенье
Пусть вам сопутствует всегда.

Ведущий 2 Сколько прожито лет?
Мы не будем считать
Очень хочется нам
В этот день пожелать
Не стареть, не болеть, никогда скучать
И еще много лет этот праздник встречать

Ведущий 3 За годом год бегут года
Бегут они неутомимо
Спешат года назло всегда
Но пусть они проходят мимо
Ведите с ними рьяно бой
Живите дольше, не старейте
И всем врагам наперекор
Лекарств как можно меньше пейте

Ведущая 4: Я прошу всех мальчишек и девчонок: цените и любите своих бабушек, будьте к ним чуткими и добрыми, не причиняйте боли своими поступками и словами. Они достойны признательности и уважения. Ведь эти люди, дали жизнь нашим родителям. Для вас, дорогие, эти прекрасные стихи!

1. Мы с моею бабушкой

Старые друзья

До чего хорошая

Бабушка моя.

Сказок знает столько,

Что не перечесть

И всегда в запасе

Новенькая есть.

2. А вот руки бабушки -

Это просто клад.

Быть без дела бабушке

Руки не велят.

Золотые, ловкие,

Как люблю я их!

Нет, других, наверное

Не найти таких!

3 Со мною бабушка моя,

И значит, главная в доме - я,

Шкафы мне можно открывать,

Цветы кефиром поливать,

Играть подушкою в футбол

И полотенцем чистить пол.

Могу я есть руками торт,

Нарочно хлопать дверью!

А с мамой это не пройдет.

Я уже проверила.

Ведущий 1: Сегодня мы чествуем людей, без которых невозможно было бы наше собственное существование. Это столпы жизненного опыта и мудрости, на которых держится каждая семья.

Ведущий2: Это хранители очага каждого дома. Мы желаем старшему поколению уважения близких, здоровья на все годы и долгой жизни на радость всей семье! С праздником!

Песня «Бабушки – старушки»

Ведущий 3: Наши бабушки и дедушки не только ухаживают за внуками, пекут пироги и варят варенье, плетут из лозы и бересты изделия, но и находят себя в творчестве. Кто-то пишет стихи, кто-то рисует картины, кто-то вышивает, а кто-то вяжет теплые вещи для своих близких и друзей, вкладывая в них свою любовь.

Ведущий 4: Да, руки у бабушки самые добрые и золотые.
Бабушки - на все руки мастерицы.
Посмотрите на чудо их волшебных рук. Бабушки своими руками создают уют в доме, а так же передают своё мастерство внукам.
Ведущий 3: Сегодня мы открыли выставку под названием «Золотые руки».
Сейчас ребята нам расскажут о своих бабушках и дедушках.

Ведущий 4 А так же представят работы своих бабушек, и сделают они это с большим удовольствием. (показ работ бабушек)

С тихотворение « Идёт старушка» читает Соколова Катя.

Ведущий1:

Сколько тёплых слов сказано сегодня нашим бабушкам и дедушкам. Однако мы еще раз хотим убедиться в искренней любви ваших внуков.

Ведущий 3 Проведем игру «Лучики». Ребятас необходимо дописать ласковые слова в адрес бабушек и дедушек, которые будут являться лучиками уже готового солнышка.

(ИГРА)

Ведущая 1:

Эти лучики будут всегда согревать сердца наших бабушек и дедушек.

Ведущий 3:

Мы желаем вам, чтобы ваши дети, внуки, правнуки постоянно радовали и баловали вас.

В.1. Есть такой детский анекдот. Родителям было некогда, и на родительское собрание пошел дедушка. Пришел он в плохом настроении и сразу стал ругать внука:

В.3. - Безобразие! Оказывается, у тебя по истории сплошные двойки! У меня, например, по этому предмету были всегда пятерки!

В.1. - Конечно, - ответил внук, - в то время, когда ты учился, история была намного короче!

В.3. Мы хотим, дорогие, пожелать, чтобы ваша история продолжалась как можно дольше, чтобы вас радовали дети, внуки, правнуки…

В.1. Чтобы вас чаще радовало теплыми лучами солнышко, а дожди были только теплыми, грибными…

В. 3 Для Вас, наши, дорогие гости, прочитают стихи Оля, Алина, Никита, Илья, Денис и Никита.

Ты одна из всех, кого я знаю,
Столько лет на свете прожила.
И всегда хорошая такая,

Ласковая, добрая моя.
Ты всегда заботилась о детях,
Собирала нас ты в 1 класс.
Много добрых бабушек на свете,
Но всех лучше бабушка у нас!

Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.
Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке:, В них спорится дело!»
За всё, что есть сейчас у нас.

А у бабушки моей волосы седые.
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает.
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у неё свободной,
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что быть хочу на неё похожей!

Дедушка добрый, любимый,
Дедушка славный, незаменимый,
С праздником этим тебя поздравляем
Всяких благ в твоей жизни желаем:
Чтобы ты никогда не болел,
Чтобы ты никогда не старел,
Чтобы вечно был ты для нас молодой,
Веселый и добрый, и нужный такой.

Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша совсем не стара.
Если на лбу появляется шишка,
Пуговки нет, изорвется пальтишко,
Или какая другая беда –
Бабушка мне помогает всегда!

Если вдруг придется туго,
Друг спасет от разных бед.
Очень я похож на друга,
Не могу понять я все же,
Удивленья не тая,
Кто из нас двоих моложе -
То ли дед мой, то ли я?
С таким хорошим дедом
Не скучно даже в дождь,
С таким хорошим дедом
Нигде не пропадешь!

Ведущий 2: Бабушки не только умеют творить своими руками, но и делают уроки со своими внуками. Об этом нам поведает сценка.

1 бабушка: Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
2 бабушка: Да что ты, я ещё уроки не сделала.
1 бабушка: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!
2 бабушка: Да – а? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.
1 бабушка: Правда? Это ты их так балуешь?
2 бабушка: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а начисто они у меня всегда сами переписывают.
1 бабушка: О, действительно строго.
2 бабушка: Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. А, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм – гм… ,У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…“
1 бабушка: Так, хорошо
2 бабушка: И днём и ночью пёс учёный…
1 бабушка: Какой пёс?
2 бабушка: Ну, я не знаю, какая у него порода.
1 бабушка: Да не пёс, а кот учёный, поняла? Кот!
2 бабушка: А – а, поняла – поняла! Я тогда сначала: ,У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный…“
1 бабушка: Ну?
2 бабушка: С авоськой ходит в гастроном….
1 бабушка: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?
2 бабушка: Ой, подруга! У меня ещё столько уроков, я всё перепутала. Как ты считаешь, если я и дальше так упорно буду учиться, может в мою честь какую-нибудь единицу назовут?
1 бабушка: Её уже назвали.
2 бабушка: Как?
1 бабушка: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки!

Ведущий 4: Но эта сценка, конечно же – шутка. А мы, просто хотим подольше оставаться детьми рядом с нашими замечательными бабушками.

Ведущий 3: Стихотворение « Бабушкины годы» читает Соколова Екатерина.

В едущий 4 Матвей проведет викторину для бабушек «По дорогам сказок»

1.Что испекла бабушка из остатков муки, которые собрал для нее дедушка. (колобок)

2.Видно, у этих семерых ребятишек не было бабушки, и маме пришлось оставить их дома без присмотра, чтобы сходить за молоком? Из какой сказки это семейство? (волк и 7 козлят)

3.Всем, всем, всем принцам! Убедительная просьба, ближайшие 100 лет не беспокоить её своими поцелуями. Хочет спать. (спящая красавица)

4.Эта старушка мечтала о богатстве и даже превратилась уже в царицу, но жадность привела ее к прежней нищете. Из какой сказки эта старушка? (сказка о рыбаке и рыбке)

5.Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся бабушкой. В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно. Кто это? (волк - «Красная Шапочка»)

6.В этой сказке пришлось плакать бабушке и деду из-за того, что разбилось золотое изделие. (курочка ряба)

Ведущий 1 : Примите вы огромное спасибо


Одной дорогой рядышком идут
Ведущий 2: Мы знаем что вы любите песни, шутки, пляски
Но нет ничего интересней, чем наши русские сказки.
Ведущий 1: Праздник продолжается сказка начинается
Сказ о дедушке и бабе, о внучке и курочке Рябе.

Ведущий 2: Сказка о том, что деньги-главное, но всё же мир в семье всего дороже.

Сказка про курочку Рябу

Баба Эй, старик, проснись скорей!

Дед Волки, что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба Да смотри, что я нашла

Наша курочка – пеструха под кустом яйцо снесла.

Дед

Ну снесла, какое дело,

Что ты, бабка, обалдела?

Баба

Да яйцо – то не простое,

А гляди – ка, золотое.

Дед

Золотое в самом деле

Мы с тобой разбогатели.

Баба

В среду в город я поеду

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко и продам

Как дадут мне денег груду,

Накидают мне рублей

На тулуп себе добуду

И сибирских соболей.

Вот обновок накуплю

Разных юбок сорок штук,

Шаль в цветочках голубую

До краев набью сундук.

Дед

Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица.

Наряжаться в разный хлам.

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки,

Засмеют тебя соседки.

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось

И скорлупки не осталось,

Всё куда – то подевалось!

Дед

Ну чего мы затужили?

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать как всегда.

Бабка: Эй! соседка!

Дед: Эй! Сосед! Забывать друзей не след!

Заходите на часок

У меня хорош квасок

Бабка:

И варенье, и соления

Вместе:

Заходите без стесненья!

Ведущий 3: Не подыскать такого слова, чтоб в полной мере пожелать
Вам хорошего здоровья, и никогда не унывать
Желаем счастья и добра, поменьше горя печали
Чтоб было больше светлых дней, а хмурые, не посещали.

Ведущий 4: Желаем не болеть, не унывать.

Тихонько чтобы спорились дела
И чтоб судьба хранила вас всегда.

Ведущий 3: Конкурс загадок проведет Иван Красник

Конкурс «Кухонные загадки»

1.Ходит с края на край,

Режет теплый каравай. (нож)

2. Вся дырявая и злая

И кусачая такая.

Только бабушка с ней ладит:

Ей бока и трёт, и гладит. (Тёрка)

3. Дыр много, а выскочить некуда. (Дуршлаг, Сито)

4. Из горячего колодца

Через нос водица льётся (Чайник)

5. Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник!)

6.Деревянное дно и ни одно –

Сверху и снизу оно.

По кругу дощечки кривые,

Слегка выгнуты, не большие

И скреплены не гвоздями,

А подпоясаны ободами. (Бочка, кадушка)

7. Трудно нести воду с колодца,

Вёдра тяжёлые, а хозяйка смеётся.

Воду несёт – руки свободны:

Плечи несут полнёхоньки вёдра.

Этот предмет с загадочным смыслом

Есть два крючка у… (коромысла).

Ведущий 1: А теперь для вас сюрприз,
Встречайте, поздравление
Дарит вам от всей души
Молодое поколение.

Эстрадный танец «Веселое настроение»

В1: Ну, а теперь пришла наша очередь дать свой рецепт молодости.
Во – первых сделайте своим девизом слова: « Не надо печалится вся жизнь впереди». Во – вторых никогда никому не говорите сколько вам лет.

Вед. 2 Потом обязательно ежедневная общественная нагрузка, подсобное хозяйство и огород. Поработаешь от души – сразу помолодеешь и не только коня, слона на скоку остановишь. И по – этому случаю басня «Получила бабулька пенсию» Виктор Тихомиров

БАСНЯ

Получила пенсию бабушка.
Правительство говорит, что стала пенсия большая - пребольшая
Пришел дед пенсию тянуть
«Дай, бабка, денег дедке на конфетки».
А следом внучка Любка: «Бабулечка, купи новую юбку»
А там и Жучка канючить стала: «Гав, гав, хочу «Педигриппала!»
Не отстает и киска: «Мяу, мяу!» - дайте мне «Вискас!»
Мышка бежала хвостиком махнула, сыр последний стянула.
Сидит дед горюет,
А бабка с проблемами воюет:
День на огороде пашет,
А вечером носки на продажу вяжет
И приговаривает: «Хочешь кушать,
Надо телевизор реже слушать,
Рученьки свои не опускай,
На правительство надейся, а сам не плошай!»

Ведущий 3: Закон природы так суров
Бегут года в потоке века
Как много есть прекрасных слов
Чтобы поздравить человека
Но мы не ищем этих слов,
А просто от души желаем:
Здоровья, счастья и цветов
И жить все 100 не унывая

Ведущий 4: Не подыскать такого слова
Чтоб в полной мере пожелать
Вам хорошего здоровья,
И никогда не унывать
Желаем счастья и добра
Поменьше горя печали
Чтоб было больше светлых дней
А хмурые, не посещали

Ведущий 3: Желаем не болеть, не унывать.
Побольше отдыхать, покрепче спать
Тихонько чтобы спорились дела
И чтоб судьба хранила вас всегда

Ведущий 4: Примите вы огромное спасибо
За вашу строгость и за доброту
Пусть в вашей жизни мир и счастье
Одной дорогой рядышком идут.

Ведущий 3: Сценку «Бабушки» исполнят ребята нашего класса

Ведущий 1: Для нас загадка – Ваши годы
Всегда вы чудно хороши
Желаем в жизни все невзгоды
Сметать усилием души.
Ведущий 2: Ваш лозунг – жить, презреть усталость
Наверно, силу вам даёт
И чтоб загадка оставалась, -
Вы молодейте каждый год.

Ведущий 3: Примите вы огромное спасибо
За вашу строгость и за доброту
Пусть в вашей жизни мир и счастье
Одной дорогой рядышком идут

Ведущий 4: Примите от нас эти стихи и подарки, сделанные своими руками.

    Крутится, вертится шарик земной.

Годы, как птицы, летят чередой

С праздником вас мы поздравить пришли,

И Вам в подарок шары принесли.

    В красных шарах выраженье любви,

Мы их с собою сейчас принесли.

Дружбы и верности пламенный знак,

Мы принесли его в наших сердцах.

    В синих шарах голубые мечты,

Чтобы мечтали по-прежнему Вы.

Чтобы сбывались мечты все у Вас,

Этого мы все желаем сейчас.

    В шаре зелёном надежда живет

В то, что счастливым окажется год.

В то, что на свете не будет войны,

Будут леса и сады зелены.

    Черный же шар мы с собой не несли

Не потому, что его не нашли.

А потому, что в сердцах у друзей

Лишь пожелания солнечных дней

(Дарят шары и подарки).

Ведущий 1 В этот день мы желаем вам всего самого лучшего! Вы, все ваше поколение, пронесли сквозь трудности жизни то, чего так не хватает вашим внукам и детям, - надежду на лучшее.

Ведущий 2 Только вы помогаете нам даже в самое нелегкое время жить и радоваться жизни, учите нас оптимизму и упорству. Пусть же счастье не покидает ваш дом! Пусть любовь ваших детей и смех ваших внуков наполняют радостью душу! С праздником!

1. Желаем бодрости, здоровья,

И ясных дней, что счастьем хороши,

И жизни вкус, и молодость души!

2. Пусть беда минует ваш порог,

А дом наполнится и миром, и любовью.

Как говорят в народе, дай вам бог!

Всего, всего, а главное – здоровья!

Песня « Желаю вам…» (Е. Ваенга)

Ведущий 3:
И почет вам, и честь, и спасибо за то, что вы были и есть.
Душой молодейте, стареть рановато.
Так будьте здоровы, живите богато!

Ведущий 4 : Праздник наш уже кончаем
Что же вам ещё сказать
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать

Ведущий 1 : Не болейте, не старейте
Не сердитесь никогда
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда

Ведущий 2 : Всем спасибо за вниманье
За задор, весёлый смех
За улыбку, пониманье
Это наш большой успех.

Ведущий 3 : Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы «До свиданья!
До счастливых, новых встреч»

Ведущий 4: А теперь мы приглашаем всех на чай с бабушкиными пирогами.



Классный час к Дню пожилого человека

К вечеру дети заранее готовят красиво оформленную биографию своих бабушек и дедушек, можно с фото. Вечер сопровождается презентацией.

1. Вступление. Дети (или учитель) читают стихи:

1.Кто вас, детки крепко любит, кто так нежно вас голубит?

Бабушка родная.

2.Колыбель вам кто качает, кто вас песней забавляет,

Или сказку говорит, кто игрушки вам дарит?

Все она, родная.

3.Кто поправляет на нас одеяльце, кто нам лекарство с вареньем дает?

4.Кто пригрозит нам рукой, если пальцы вдруг по привычке возьмем мы в рот?

5.Кто говорит нам: «Какой ты лохматый!» Гребнем пытаясь пригладить вихор?

6.Кто терпеливо нам ставит заплаты, если порвутся штаны о забор?

7.Кто варежки пестрые вяжет, старинные песни поет?

8.Кто сказку такую расскажет, что снится всю ночь напролет?

9.Кто дом поутру прибирает, и кто лучший повар у нас,

10.Кто с младшей сестренкой гуляет и водит ее на бульвар?

11.Чьи волосы снега белее, а руки желты и сухи,

Кого я люблю и жалею, о ком сочиняю стихи?

12.У мамы – работа, у папы – работа, у них для меня остается суббота,

А бабушка дома всегда, она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит: - Да ты не спеши, ну, что там стряслось у тебя, расскажи!

Я говорю, а бабушка не перебивает, по крупинкам гречку сидит, перебирает…

Нам хорошо вот так вдвоем, без бабушки, какой же дом?

Верно, куда нам без наших бабушек и дедушек? А помните ли вы, что о значении пожилых людей в нашей жизни говорит международный праздник – День пожилых людей?

1 октября в большинстве стран на всей планете отмечают Международный день пожилых людей. Этот праздник был учреждён по указу Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году.

1-й ведущий: Сначала день пожилых людей отмечали только в Европе, немного позже традиция празднования этого дня передалась в Америку. И только, начиная с 90-го года прошлого века, традиция высказывать дань уважения пожилым людям стала всемирной. Существует эмблема этого праздника

2-й ведущий: Международный день пожилых людей с особым размахом празднуется в странах Скандинавии. К нему заранее готовят концерты, множество теле- и радиопрограмм. В этот день телевидение и радиовещание подстраиваются под вкусы пожилых людей и транслирует передачи с учётом их пристрастий.

1-ведущий: Но кроме этого, проводятся многочисленные фестивали, организаторами которых выступают ассоциации по защите прав пожилых людей. Также организуются особого рода конгрессы и конференции, основной целью которых является защита прав и интересов пожилых людей в обществе и просвещение в этой области. Немало приуроченных к Дню пожилых людей и благотворительных акций.

2-й ведущий: В этот день нередко главы правительства обращаются к местным органам самоорганизации с целью сосредоточить внимание граждан страны и всей планеты на создании «общества для всех возрастов», обеспечить более качественные условия проживания для пожилых людей и сделать всё, чтобы продлить срок их жизни.

____ Скажите, а с какого возраста, по-вашему, человек считается пожилым?

Почему же нам говорят о таком особом внимании к пожилым людям? За что их можно и нужно уважать?

По крестьянской этике, требования которой должны были усвоить подростки, уважения были достойны не только родители, но и вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя, достоин или не достоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению славян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей. Большую роль в воспитании у детей этого чувства играли сказки и бывальщины религиозно-поучительного характера. И вам хорошо известны сказки, где герой, нагрубивший старушке или старику, терпит неудачи, а поле принесённого им извинения получает от них полезный совет. («Морозко», «Иван, крестьянский сын» и др.) Вечерами в тёплых избах бабушки и дедушки рассказывали внукам реальные истории о том, как уважение, оказанное старому человеку. Приносило ребёнку удачу.

2-й ведущий: Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почётное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему своё время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке – собрании взрослых мужчин деревни – мнение стариков по тому или иному вопросу было зачастую решающим.

Родителей и бабушек –дедушек называли на «вы».

А в чём ещё выражается уважительное отношение к пожилым людям? Мы в нашей современной жизни как можем это проявить? И только ли родных бабушек-дедушек мы должны почитать?

(уступить место в транспорте, помочь донести сумку, подсказать цену в магазине, перевести через улицу, поднять упавший предмет) Здесь можно это показать через ролевую игру: имитация автобуса и старушки вошедшей; старушка, уронившая палку. Дедуля, забывший очки, пришёл в магазин: а другой ученик решает, как поступить.

Почему пожилые нуждаются в нашей заботе и внимании? (слабеют, здоровье подводит. У кого-то много горя в жизни было, многое уже даётся тяжело)

--- Знаете ли вы, кто такие были тимуровцы ? (немного об истории этого детского движения)

Военное прошлое наших стариков.
2-й ведущий: Вспомним, что современные старики – это ветераны войны, работники тыла, дети войны, которые купили своей кровью и страданиями свободу нашей в тяжелейшей войне, дали возможность нам с вами появиться на свет и жить в мире.
Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. А ведь это молодость сегодняшних стариков. Но не легче приходилось людям в тылу. На заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым, трудились женщины, старики и подростки, 15-16-летние юноши и девушки, как мы сейчас. И это тоже сегодняшние старики. Вспомним их военную молодость.

1-й ведущий: Рабочая смена 15-16-летних рабочих длилась 12-13 часов, а ночевали часто прямо на заводах, чтобы не тратить время дорогу домой и не опоздать на работу. За опоздание на работу на 20 минут по законам военного времени человека строго наказывали, никаких скидок на возраст не существовало. Ребята помладше работали во вспомогательных цехах по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Нашим ровесникам приходилось таскать ящики с продукцией по 50-60 кг, так как часто никаких подъёмных механизмов на заводах не оставалось. Выходных, праздничных дней и отпусков для рабочих не было. Больничный, как правило, давали только при очень высокой температуре, а во многих рабочих помещениях было очень холодно: не хватало топлива и дров.

--- Чему могут вас научить или уже научили бабушки и дедушки?

Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен своей семье, детям, внукам. Чаще говорите своим близким о том, как вы их любите, что многое без них не смогли бы сделать. Советуйтесь по некоторым вопросам. Например. Как приготовить то или иное блюдо. Или предложите совместно приготовить что-нибудь к семейному ужину. Посадите самого старшего члена семьи во главе стола. Расспросите о прошлом – доставьте старикам удовольствие – ведь они очень любят о нём рассказывать. Проявляйте максимум внимания, любви, уважения и, самое главное, будьте терпимее.

--- Расскажите о своих любимых бабушках или дедушках . (Дети рассказывают по приготовленным биографиям)