Начальная школа. Публикация педагога на тему Экологическое воспитание "Осенняя пора - пора очарованья"

МБУ ДО «Дом детского творчества № 4»

Конспект занятия

«Осенние хлопоты человека»

в форме познавательного занятия.

Творческое объединение

«Мир природы»,

разработчик:

педагог дополнительного

образования

Рыжкова Н.В.

Новокузнецк

2015

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

    Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

    Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Я напомню вам загадкой:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

    Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

    Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка-

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай-

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.

проект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №10 __________________________________________________________________ 607650, Россия, Нижегородская область, г. Кстово, пер Гайдара, д 10 Проект «Осенняя пора - пора очарованья» СРЕДНЯЯ ГРУППА "ПОЛЯНКА" Кстово 2015

Актуальность проекта
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Природу важно воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, запахов. Сколько возможностей для развития чувств, речи, движений, воображения. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка – основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Поэтому, так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Красота «золотой осени» доступна даже самому маленькому ребенку. Поэтому так важно с самого раннего возраста развивать у детей предпосылки наблюдательности, интереса и взаимосвязь явлений природы и жизни людей, развивать воображение, вызывать эстетический отклик на красоту осени. «Экологическое воспитание» ребенка раннего дошкольного возраста означает содействие взрослых развитию доброго и любознательного малыша, открытого миру природы. Мы должны научить малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 10 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Проект: «Осенняя пора-пора очарованья» Автор проекта: воспитатель Гришатова М.В.
Продолжительность проекта:
1 месяц
Тип проекта
: краткосрочный, творческо-познавательный.
Участники проекта
: дети средней группы, родители, воспитатели.
Возраст детей
: 3-4 лет
Цель проекта
: Формирование умений наблюдать характерные явления осенней погоды, умение понимать и устанавливать связь между ними; развитие творческих способностей детей в разных видах деятельности.
Задачи проекта
.
Для детей:
Образовательные:  формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;  формировать обобщенные представления о признаках природных объектов, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитательные:  привлечь внимание к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;  воспитывать желания и умения сохранять окружающий мир природы;  воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды. Развивающие:
 развивать умение наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;  развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;  развивать различные виды деятельности (игровой, трудовой, познавательной, речевой.)  развивать творческие и познавательные способности детей.
Для педагогов:
 Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе проекта, включать родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.  Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме ознакомления дошкольников с временем года - осень, ее признаками.  Установление доброжелательных взаимоотношений педагогов и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Для родителей:
 Стимулирование творческой активности родителей через участие в выставках.  Установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей.
Краткое содержание проекта «Осенняя пора-пора очарованья»:
- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке; - систематизация этапов взаимодействия живой и неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования; - анализ поведения человека в природе осенью; - отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой). Место проведения: МБДОУ Детский сад №10. Сроки проведения: сентябрь – октябрь 2015 года. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности детей и педагогов).
Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Для детей:


Дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира. Родители в ходе выполнения
импровизированного домашнего задания сами увидят, как прекрасна окружающая нас природа и смогут показать и объяснить это детям. Сами же работы явятся прекрасным дополнением к материалам интернет-сайтов и послужат украшением праздника осени.
Для педагогов:
Систематизация и обобщение материала по данной теме.
Для родителей:
Осознанный интерес родителей к проблеме данного проекта.
Продукты проекта.

Для детей:
Аппликации, рисунки, исследовательские работы, страничка наблюдений.
Для педагогов:
Презентация проекта «Осенняя пора - пора очарованья»
Для родителей:
 Консультация для родителей «Мы пошли гулять. Осень»  Папка – передвижка «А что там за окном?»  Совместная деятельность родителей и детей «Осенняя поделка из природного материала».  Индивидуальные беседы о том, как одевать детей на прогулку осенью.
Содержание проекта:
1 этап. Подготовительный.  Обсуждение темы и составление плана проекта.  Подбор методического и практического материала по данной теме.  Сбор природного материала и помещение его в уголке природы.  Создание картотеки стихотворений, загадок по теме. 2 этап. Деятельный.  В работе с детьми использовали разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность (акцент сделан на лепку, аппликацию, рисование), рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, элементарные опыты,
 В уголке природы размещали натуральные овощи, фрукты и муляжи, также различный природный материал. Дети учились различать их по внешнему виду, правильно называть.  Организовывали цикл наблюдений за изменениями в природе, использовали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами.  С целью эмоционального погружения детей в тему использовали стихи осенней тематики. 3 этап. Завершающий.  Выставка творческих работ детей и их родителей.  Развлечение - праздник "Осень".  Презентация проекта "Осенняя пора - пора очарованья" Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Образовательная деятельность в рамках проекта была содержательной, наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью общения.
Системная паутинка по проекту
«Осенняя пора - пора очарованья»
Направления развития

Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: « Овощной магазин », «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…» «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», Игры – драматизации: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева) «Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала) Трудовая деятельность: сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы подготовка клумбы группового участка к зиме укрывание корней деревьев опавшей листвою. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. Ознакомление с окружающим: «Осенний лес. Дары леса» «Приметы осени» «В гости к осени» Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Цикл наблюдений: за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём); за красотой и богатством осенних красок; за цветником; за перелетными птицами; за насекомыми; за деревьями, растущими на территории детского сада. Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени» Экспериментирование: «Опыты с глиной и песком» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц. Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие». Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье» А. Плещеев «Скучная картина» К. Бальмонт «Осень» Н. Сладков «Осень на пороге» Е. Благинина «Улетают, улетели» Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень» А. Ерикеев «Наступила осень Л.Толстой «Дуб и орешник» З.Федоровская «Осень» К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев» Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Художественно-эстетическое развитие
Аппликация: «Осенние деревья» Вот уж последняя стая крыльями машет вдали» «Что нам осень подарила» Рисование: «Нарядные грибочки» «Золотая осень» (пейзаж) Лепка: «Деревья осеннего леса» «Овощи» «Грибочки» Рассматривание картины Левитана «Золотая осень» Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится» «Наш участок осенью» «Деревья осенью» Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети отгадывают загадки) «Осенний праздник»
Физическое развитие
Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён» - Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён. «Листопад» - Мы – листики осенние На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели…. «Грибы»: - Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли! На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери! Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться! Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили! Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть! Пальчиковая гимнастика: «Листья» Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами) Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы) Полетели, закружились (вращение кистями рук) И на землю опустились (кладут пальцы на стол) Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу) Листья все насквозь побил. Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад) Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Итоги проекта.

В ходе работы по проекту «Осенняя пора - пора очарованья» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в празднике «Осень золотая» рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, я - взрослый, относилась внимательно, отвечала на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавала встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям. Отвечая на детские вопросы, обращалась к мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Работая над проектом, я ставила задачу не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Литература
1.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н.В.Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005 «Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008 «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В.А.Дрязгунова Москва Просвяшение 1981 «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005 « Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс» «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998 «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991 «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р.И.Жуковская Москва «Просвещение» 1981 ПРИЛОЖЕНИЕ к проекту

спасибо за внимание!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим
Тема: «Беседа об осени» подготовительная группа


Описание. Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию старших дошкольников на тему «Мы прилетели». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов для занятий с детьми дошкольного возраста. Разработка поможет воспитателям более эффективно закрепить знания детей о перелетных птицах. Непрерывная вовлечённость детей в игровой процесс сохранит их внимание и интерес на протяжении всего занятия, а также укрепит стремление к познавательной деятельности.
Цель:
1) Систематизировать знания детей об осени;
2) Уметь устанавливать связи между условием среды и состоянием живых объектов;
3) Закрепить представление о жизнедеятельности растений, животных, труде взрослых осенью;
4) Показать детям порядок отлета птиц
5) Развивать у детей умение выражать свои выводы и умозаключения в деятельности моделирования;
6) Воспитывать ценное отношение к природе.
Средства:
Игрушка «Незнайка»,
мультимедийная техника,
картина Незнайки,
схемы с порядком отлета птиц,
модели природных явлений осенью,
модели хранения урожая,
раздаточный материал для моделирующей деятельности.
Способы:
Сказочный (игровой) персонаж «Незнайка»,
Проблемные ситуации (ошибки Незнайки),
Моделирование,
рассматривание картин,
художественное слово,
использование мультимедийной техники,
схемы,
экологическая игра.
Мотивация: В гости пришел Незнайка с картиной; чтобы дети ее посмотрели и угадали какое время года он нарисовал.

Стук в дверь, приходит Незнайка, предлагает посмотреть какую картину он нарисовал
В: Ребята, так это опять Незнайка пришел к нам в гости?
Н: Посмотрите на картину внимательно и угадайте: какое время года я нарисовал?
Д: Непонятно!
Н: А почему?
Д: Явления природы здесь из разных времен года
В: Незнайка, ты как всегда все перепутал. Ребята, помогите Незнайке разобраться, найдите, что он перепутал.
Д: Осенью не бывает бабочек. Они уже спрятались. Ягоды растут только летом. Кучевые облака бывают летом.
В: Ребята, что бы Незнайки лучше понять какие явления природы бывают осенью, изобразите их схемами, проходите за столы, возьмите расчерченный лист бумаги и нарисуйте схемы
Дети работают за столами
В: Дима, расскажи Незнайке, какие явления ты изобразил
Д: День становится короче, желтеют и опадают листья с деревьев, утром сильные туманы, перистые облака, частые дожди, спрятались насекомые, птицы улетают (спрашивают 3-4 человека)
Н: Хорошо, ребята! Теперь я запомнил все осенние явления природы.
В: А.С. Пушкин написал стихотворение, где очень точно описаны все осенние явления природы. Послушайте.
Читает ребенок «Уж небо осенью дышало»
В: Какие осенние месяцы мы знаем?
Д: Сентябрь, октябрь
Н: Я тоже знаю, что у осени три месяца: ноябрь, сентябрь, октябрь
В: Незнайка ты опять поторопился, у каждого месяца свой черед. Хочешь тебе об этом ребята расскажут. Сентябрь – первый осенний месяц. В народе его называют: златоцвет. Как вы думаете, почему?
Показ слайдов
Д: Листья желтеют, деревья стоят как золотые.
В: А сейчас заглянем в осенний лес. Посмотрите на карточку с изображением животных, и обведите кружочками тех, кого можно встретить в осеннем лесу, объясните свой выбор
ДЯТЕЛ БАБОЧКА
БЕЛКА ЛАСТОЧКА
ГУСЕНИЦА ЗАЯЦ
Д: Бабочки, гусеницы спрятались, ласточки улетели
В: Хорошо, а теперь посмотрим, как зверь готовится к зиме?
(Дети подходят к мольбертам и рассматривают картины)
Д: Рассказывают по картинам:
Ежи: осенью у ежей мало добычи, попрятались в землю черви, скрылись ящерицы, трудно находить лягушек. И они готовят себе теплые зимовища. Таскают к норам под старыми пнями душистые сухие листья, мягкий лесной мох. Здесь они будут зимовать всю зиму.
Белки: белки осенью готовят себе пищу на зиму. Собирают грибы.

В: Посмотрите, какие грибы собрал Незнайка в осеннем лесу. А как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?
Д: Мухомор. Он ядовит. Людям нельзя его собирать, но и пинать не надо.
В: Какие еще съедобные грибы можно собирать в лесу?
Д: Подосиновики, грузди, лисички, сыроежки, маслята,
В: Предлагает поиграть в игру «Найди пару». Эта игра нам знакома, но сегодня правила усложнились. Наконец музыки вы должны найти плоды того дерева, с которого у вас листья.
Дети выполняют движения, наконец музыки ищут пару .
Н: Илюша, а почему ты остановился у желудя?
Настя, а почему ты здесь остановилась?
Д: Потому что у меня лист дуба
А у меня лист липы, а это ее плоды
Дети проходят за столы
В: Какой месяц приходит на смену сентябрю?
Д: Октябрь
В: В народе его называют листопад. Почему, как вы думаете?
Д: Потому что в октябре начинается листопад.
В: А еще говорят: «В октябре семь погод на дворе»
Почему как вы думаете?
Д: Октябрь очень капризный месяц. За день погода может меняться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают
Показ слайдов
В: Да, становится все холоднее, птицы улетают в теплые края. А теперь посмотрите на карточку с изображением птиц: как вы думаете, кто здесь лишний?
Д: ласточка – это перелетная птица, а голубь и ворона – зимующие
Н: Какие птицы улетают первыми?
Д: ласточки, стрижи они питаются только насекомыми.
Н: Какие последними?
Д: которые живут на водоемах: утки, гуси, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает.
В: Ответ на вопрос: Почему улетают птицы, покажите на схеме. Выберете и покажите правильный ответ
Дети работают со схемой
В: Все птицы улетают по разному (выставляю карточки)
- ребята, может из вас уже кто-то знает какие птицы как улетают?
Дети рассказывают из личного опыта и наблюдений, если не знают, рассказывает воспитатель:
- Клином летят журавли
- Косяком – гуси
- Прямым фронтом – утки
- В одиночку – кукушки, соколы
В: Птицам, которые зимуют у нас, приходится трудно зимой. Мы должны заботиться о них. В чем заключается наша забота?
Д: подкармливать птиц, вешать для них кормушки
В: Из чего их можно делать?
Д: из пластмассовых бутылок, из дерева, из коробки.
В: Какой месяц осени последний?
Д: ноябрь
В: в народе его называют чернотропник! Почему?
Д: Травы засохли, листья опавшие потемнели, на огородах, полях, чернеет вспаханная земля
В: Ребята, за осень люди собрали большой урожай зерновых, овощей и фруктов, но ведь все не съешь. Как их запасли на зиму? Расскажите? (выставляю схему)
Д: Кладут в хранилище, солят, маринуют, консервируют, сушат, делают соки, варят варенье.
В: Хорошо! Ведь витамины нужны всем круглый год. Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить. Все без исключения, в этом нет сомнения.

Н: А вот и нет.
Не хочу я есть салат.
Дайте лучше мармелад.
Не хочу я винегрет,
Дайте булок и конфет.
В: Ребята, а вы как думаете, кто из нас прав?
В: выставляем схему
Д: Конечно вы! В овощах и фруктах есть витамины. Очень нужный витамин «С» в капусте, зеленом луке, картофеле, лимонах, яблоках, черной смородине, шиповнике и клюкве. Если есть все это, будет защита от микробов, вирусов, организм будет работать слаженно, кровь очищается.
Н: Хорошо! Теперь, я буду знать, что живые витамины для всех людей не заменимы
В: Ребята, если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень «серебряной». Почему?
Д: В декабре молодой лед на лужах, звенят на ветру ветки деревьев, и все как будто в серебре.
В: Скажите, какому месяцу месяц ноябрь передает очередь?
Д: месяцу декабрю
В: какое время года наступит?
Д: наступит зима
В: дети, зеленым листочкам дайте знать, что вы легко увидели ошибки Незнайки, желтым – немного затруднился, красным – было трудно.
В: Почему вы выбрали этот листок
В: Что же самое главное должен запомнить Незнайка про осень?
Д: Нарастают холода, идут дожди, день становится короче, деревья и кусты сбрасывают листву, трава и цветы вянут, пропали насекомые, птицы улетают, облака перистые, растения прекращают рост.
Н: Спасибо, ребята, что вы так хорошо рассказали про осень. Теперь я нарисую совсем другую картинку и покажу вам.
В: Незнайка, ребята хотят спеть песню про осень «Лист календаря».

Вид проекта: информационно – творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, логопед группы, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: в условиях образовательного процесса в МБДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта .

Задачи:

обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

способствовать развитию памяти, восприятия;

воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) ;

заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Подготовительный этап

составление плана совместной работы с детьми, родителями;

разработка конспектов НОД;

подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

подбор художественного материала;

подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья» , Ягоды, грибы», «Осень» ;

оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!» »

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса»

«Приметы осени»

«В гости к осени»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

«Бабочка» (из листьев)

«Жар – птица» (из листьев)

«Лесовичок» (из шишек, желудей)

Беседы:

«Что мы знаем о лесе» , «Почему деревья сбрасывают листья» ,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада» ,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.

Словесные игры: «Опиши словами осень!» , «Осень в лесу» ,

«Вспомни – назови» , «Один – много» , «Будь внимательным» , «Осенние деревья» , «Подбери действие» .

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

А. Ерикеев «Наступила осень

Л.Толстой «Дуб и орешник»

З.Федоровская «Осень»

К.Ушинский «Осенняя сказка» , «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Социально – коммуникативное

развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян» , «Семья – Собираемся на прогулку в лес» , «Семейный праздник» .

Дидактические игры: «Грибная полянка» , «Времена года» , «Узнай по описанию» , «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!» , «Что было бы, если из леса исчезли…»

«С какой ветки детки?» , «Найди дерево по описанию» ,

«Знатоки осенней природы» , «Следопыты» .

Игры – драматизации: «Репка» , «Под грибом» , «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме» , «Прятки» (Д. Коренева)

«Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Настольно – печатные игры: «Времена года»

Трудовая деятельность:

участие в субботнике «Чистый город»

сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

уборка опавшей листвы

подготовка клумбы группового участка к зиме

укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

«Осенние деревья»

Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»

Рисование:

«Нарядные грибочки»

«Золотая осень» (пейзаж)

«Деревья осеннего леса»

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»

«Осенний праздник»

«Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»

«Я знаю 5 названий!»

«Осенние листочки»

«Вороны и собачка!»

«Перелёт птиц»

«Гуси – лебеди»

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки:

«Клён»

  • Ветер тихо клён качает

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели…

«Грибы» :

Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,

Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)

Мероприятия по работе с родителями:

Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной» ;

Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала) ;

Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

Конкурс семейных поделок из даров осени «Осенние фантазии» ;

Организация выставок детских работ;

Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;

Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Осень – славная пора!»

Продукт проектной деятельности:

семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;

альбом с загадками «Осень» ;

гербарий «Деревья, кустарники» ;

презентация проекта

досуг –осенний праздник «Заглянула Осень в сад» ;

Результаты проектной деятельности:

в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

В нашей группе «Эрудиты» с 26.09.16 г.-02.11.16 г проходил проект «Осенний калейдоскоп».

Где обобщили и систематизировали представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; расширили представления детей о многообразии природных материалов и пользе осенних даров природы; развивали умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников; расширяли и активизировали речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире; способствовали развитию воображения, воспитывали у детей бережное отношение к природе. Рассматривали и обследовали муляжи, трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

. «Осенний лес. Дары леса»

. «Приметы осени»

. «В гости к осени»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

. «Дерево» (из листьев)

. «Жар - птица» (из листьев)

. «Лесовичок» (из шишек, желудей)

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты твердое и мягкое»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц - нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Творческое рассказывание детей по темам:

. «Мы гуляли на участке»

. «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни - назови», «Один - много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

А. Ерикеев «Наступила осень

Л.Толстой «Дуб и орешник»

З.Федоровская «Осень»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья - Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку - нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры - драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева), «Гриб - боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Трудовая деятельность:

Участие в субботнике «Чистый город»

Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

Уборка опавшей листвы

Подготовка клумбы группового участка к зиме

Укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Аппликация:

· «Осенние деревья» «Грибы»

· Рисование:

· «Заяц в осеннем лесу»

· «Золотая осень» (пейзаж)

· «Рябина»

Лепка

· «Деревья осеннего леса» «Лесовичок»