Способы поддержки и развития детской инициативы. Создание условий для поддержки детской инициативы и творчества

Всеми уважаемый педагог Леонид Абрамович Венгер сказал следующее — быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Наиболее актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Во ФГОС ДО сказано о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них формируется гуманистическая направленность. Культурно-образовательная среда ДОУ ограждает дошкольников от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Она является средой для свободного выбора действий, оценок, отношений, обеспечивает им чувство защищенности. В культурно-образовательной среде дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В ней он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а саморазвивается и самовыражается.

Образовательная среда ДОУ позволяет:

— ребенку — самореализоваться в процессе разнообразной детской деятельности;

— педагогам — творчески подойти к выработке индивидуально-личностной модели воспитания, эффективного стиля общения с детьми, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и личностных качеств педагога.

В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает образовательным учреждением? Детский сад — это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает особый отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок прежде всего? Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус? Ужесточение рамки или наоборот, — расширение спектра возможностей? Должна ли речь идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень. И не просто принять, а опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так — то каким образом должен быть выстроен этот фундамент?

С другой стороны, есть начальная школа, формируемая систему знаний, предметных и универсальных способов, действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, необходимых для дальнейшего обучения в основной школе.

Таким образом, ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, ориентирован на поддержку разнообразия, принципиальной« нестандартности» самого детства и ребенка, а также вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз придает ему« образовательную ценность».

В современной педагогической науке существует ряд разработанных на основе подобного анализа технологий, которые носят интегративный характер и обеспечивают комплексный подход к обучению и воспитанию, представленный в виде целостной педагогической системы.

Каким образом это происходит в условиях нашего детского сада?

Формами организации образовательной деятельности в МАДОУ детский сад № 9 «Росинка» для поддержки детской инициативы и самостоятельности являются создание условий для:

1. Проектной деятельности

2. Расширения сферы партнерских отношений родителей и детей.

3. Внедрения инноваций(ОТМС-ТРИЗ-РТВ технологии, мультипликация).

4. Участия детей в конкурсном движении различного уровня.

5. Оказания недирективной помощь детям.

6. Организации организационно-деятельностных игр.

7. Организации студийной работы

В нашем детском саду педагоги активно используют метод проектов, т. к. он позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ребенка и поддерживать устойчивый познавательный интерес.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Правильно организованная работа над проектом, позволяет сделать процесс обучения не только более оптимальным, но и более интересным. Ребенок приобретает опыт деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

Проектная деятельность развивает творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Главное условие — помнить, что метод проектов нацелен не на интеграцию уже имеющихся знаний, а на применение и приобретение новых. Например, каждый ребенок построил домик для своей куклы, воспитатель предлагает их поставить рядом. Из большого числа домиков вырастают улицы. Улицы должны иметь названия, дома — номера. Дети знакомятся с буквами и цифрами, приобретая новые знания. Участие ребенка в проектной деятельности позволяет ему учиться исследовать, добывать информацию, ставить проблемы и решать их. К реализации проектов можно привлекать родителей дошкольников. Они помогут детям собрать и оформить материалы. В детском саду накоплен достаточно большой опыт по внедрению проектной деятельности, который был представлен на Всероссийском конкурсе« Элита Российского образования(Диплом 1 степени), на Всероссийском конкурсе« Росточек. Мир спасут дети»(Золотая медаль за развлекательно — игровой проект« В гостях у лета»), на Всероссийском конкурсе« Призвание — воспитатель»(Золотая медаль за познавательный проект« Всегда мы дружим с молоком»), на Всероссийском конкурсе« Патриот России»(Золотая медаль за познавательный проект« Матрёшка — русская игрушка»). На Забайкальском образовательном форуме в 2014 году проект« Технологии проектирования в детском саду как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной деятельности» получил диплом III степени. Опыт работы по проектной деятельности был представлен для педагогов ДОУ города на муниципальной презентационной площадке в феврале 2015 года.

В нашем учреждении для детей доступны все функциональные пространства детского сада. Мы стремимся стать своеобразным культурным центром и для родителей, их клубом, в котором они смогут предложить свои таланты и получить удовлетворение своих родительских ожиданий. Поэтому в детском саду происходит постоянное расширение сферы партнерских отношений родителей и детей. На своем опыте мы можем точно сказать, что у каждого детского сада есть ресурсы для налаживания контактов с родителями: во-первых, отказ от традиционного пути и творческий поиск нового, внедрение инновационных форм и методов работы; во-вторых, организация наглядной педагогической пропаганды детского сада, способствующая популяризации деятельности учреждения; в-третьих, обогащение отношений детей и родителей в ходе эмоционально-насыщенного общения, привлечения родителей к участию в деятельности ДОУ; в-четвертых, организация совместно с родителями распространения опыта работы. Это прежде всего выражается в организации выставок совместных работ, где творчество буквально не знает границ. Это традиционные выставки« Огородные фантазии», «Новогодние превращения», «Пасхальный перезвон», выставки к декадам психологии, «Кораблик детства» и другие. Причём с каждым разом работ становится всё больше и больше. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по- новому, как союзников, потому что играющий с ним родитель все время старается понять его чувства, поступки, экспрессию, точку зрения. Такое поведение облегчает ребенку принятие собственного« я» и усиливает его веру в установившиеся отношения. Ребенок получает возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки. Все мероприятия, проводимые в детском саду, обязательно проводятся с участием родителей, но не как сторонними наблюдателями, а непосредственными участниками. Родители вместе с детьми с удовольствием принимают участие в субботниках, сопровождают детей в экскурсиях и в походах. На сегодняшний день в ДОУ работают родительские клубы по интересам« Мы вместе», «Скоро в школу». К педагогическому совету по взаимодействию ДОУ и семьи проводился конкурс презентаций по опыту семейного воспитания, в котором приняло участие по 2−3 семьи от группы.

Таким образом, открытая образовательная среда, позволяет добиться подвижного баланса инициатив всех участников образовательного процесса, что обеспечивает раскрытие индивидуального потенциала каждого ребенка.

В детском саду созданы все условия для участия детей в детском конкурсном движении. Как одна из форм поддержки детской инициативы это форма уже широко распространилась в ДОУ. На данный момент существует огромное количество творческих и познавательных конкурсов, где способные и одарённые дети могут заявить о своих возможностях и раскрыть таланты. Существуют конкурсы, где могут принять участие дети и родители, дети и педагоги.

На Всероссийском уровне наши дети уже традиционно участвуют в таких конкурсах как конкурсы« Центра образовательных инициатив»:

— «Простые правила» — направленность конкурса — оказание содействия в формировании целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

— «МИР» «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» Участие в конкурсе — это замечательная возможность для детей решать интересные задачи, получать новые знания и опыт и делиться ими, соревноваться со сверстниками из других регионов в знаниях и умениях и пополнять портфолио документами об участии во Всероссийском конкурсе!

— «Классики. Скоро в Школу» участие в конкурсе поможет выявить, насколько ребята готовы к обучению в школе

— «Звёздочка в ладошке» Цель конкурса — повысить самооценку каждого ребенка перед переходом в школу. Дети составляли рассказ о себе, решали логические задачи, придумывали сказки и заклинания для самостоятельно оформленного ковра — самолета, воплощали свое представление о школе в творческом коллаже! А самое главное и приятное — это возможность делать все это сообща с родителями и педагогами. Сколько эмоций испытал каждый ребенок! Как гордился собой, выполнив в очередной раз сложное задание! Ребята с большим старанием и воодушевлением выполняют свои работы. Конечно, не все работы, которые мы отправляем, занимают призовые места. Но мы рады и этим первым наградам! У детей появился интерес принимать участие в таких конкурсах и они стараются придумывать и выполнять что — то новое и оригинальное! Данное направление значимо и интересно для родителей, так как им приятно, посетив сайты с проходящими на них конкурсами, увидеть работы и фотографии своих детей

Нас, педагогов, переполняет гордость за наших воспитанников! Они все умнички и большие молодцы!

Внедрение инноваций также способствует развитию инициативы и самостоятельности детей. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий.

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

На основе анализа инновационных педагогических технологий, можно выделить следующие технологии, применяемые в системе дошкольного образования: здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения, игровые технологии, компьютерные технологии.

Здоровьесберегающие технологии - это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Технология проблемного обучения включает методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Информационные технологии — это технологии, использующие специальные технические информационные средства(ЭВМ, аудио, видео).

Большая роль отводится технологии игрового обучения, суть которой заключается в развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умении сравнивать, сопоставлять, находить аналогии. Это дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, по обучению грамоте. В игре происходит повышение познавательной активности, формирование мотивации учебной деятельности.

Мнемотехнология-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Педагогический коллектив детского сада, имея большой профессиональный опыт, легко откликается на внедрение инноваций и неоднократно представлял опыт работы на муниципальных презентационных площадках: в апреле 2015 год« Профессионально-педагогические компетенции педагога дошкольного образования», а в ноябре 2015 год« Развитие творческого потенциала дошкольников средствами инновационных технологий» в рамках изучения и диссеминации передового педагогического опыта по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений согласно ФГОС ДО». На Забайкальском образовательном форуме в 2015 году детский сад представлял проект« Планшетные развивающие технологии как ресурс для поддержки детской инициативы и самостоятельности в условиях обновления предметно-пространственной среды ДОУ» и получил хорошую оценку экспертов. Имеющийся опыт работы позволил Комитету по управлению образованием организовать на базе ДОУ пилотную площадку по реализации инновационного проекта по теме: «Моделирование мыслительных действий как содержание дошкольного образования при развитии интеллектуальных качеств личности ребенка средствами технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ».

Внедрение всех этих технологий возможно только на основе системно — деятельного подхода, основная цель которого: научить не знаниям, а работе.

Структура с позиций системно — деятельностного подхода состоит в следующем: педагог создает проблемную ситуацию; ребенок принимает проблемную ситуацию; вместе выявляют проблему; педагог управляет поисковой деятельностью; ребенок осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.

Оказание недирективной помощи детям — один из актуальных способов поддержки детской инициативы и самостоятельности. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор — это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

Формирование мотивации к предстоящей деятельности;

Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками, чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. В течение дня групповых сборов может быть несколько. По использованию данного направления в вопросах преемственности детский сад проводил мероприятия с участием педагогов школ города. Это дискуссионная площадка в рамках августовской конференции 2014 года« Создание условий для совершенствования профессиональных компетентностей педагогов дошкольного и начального общего образования как фактор влияющий на качество образования детей» и круглый стол по преемственности на ступени« ДОУ — начальная школа» в 2015 году« Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности в вариативных формах образовательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях ФГОС»

Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения, творили, считаем, что необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить. Для этого мы окружаем детей красотой, искусством, природой, рассказываем им об удивительном и великом, способном их восхитить, не оставить равнодушными, даем доступные возрасту средства выражения и непременно все делаем и проживаем вместе. Это происходит через организацию студий ной работы. Организуя студийно-кружковую работу, руководители проводят индивидуальные беседы с детьми, анкетирование с родителями по выявлению интересов и пожеланий по данному вопросу.

В течение года организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, фотовыставки. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, каждый из руководителей кружков проводит консультации, оформляет рекламный блок т.д. С большим успехом всегда проходят« Дни открытых дверей», где родители имеют возможность увидеть реальные достижения своего ребенка. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, вызывающих огромный интерес малышей и желание мам и пап заниматься со своими детьми.

Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Учитывая современные повышенные требования к качеству образования, мы создали такое образовательное пространство, которое в полном объеме реализует принцип воспитывающей среды, где доминирует творческое начало в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Результатом применения технологий, способствующих проявлению инициативы и самостоятельности становятся принципы, которые так или иначе возникают в процессе работы и которые должны стать ориентирами того, к чему нужно стремиться:

«Успех гарантирован» — любая инициатива ребенка, ради которой совершено усилие, сама по себе является успехом, замеченным и вознагражденным участниками проекта с помощью бонусной оценки.

«Успех каждого — успех общего дела» — вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия, важным фактором непринужденной самореализации в детских инициативах.

Поддержка гуманитарной инициативы по принципу: «Научился сам — научу другого» — стремления ребенка вовлечь младших или ровесников в работу над проектом, передать свои знания и умения, поддержать другого в деятельности.

Мотивированная интеграция детей и взрослых — педагогов, воспитателей, специалистов и родителей в едином процессе творчества.

Чтобы достичь таких результатов нужно изменить мировоззрение педагога, направить его в нужное русло. Направлениями поддержки детской инициативы в ДОУ являются:

— Формирование позиции педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя — организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.

— Психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.

Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновение познавательного интереса.

Таким образом, основная задача дошкольного образования сегодня состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности. До принятия ФГОС ДО повсеместно считалось, что дошкольное детство есть период подготовки ребенка к школе и это был период овладения определенным объемом знаний, умений и навыков.

В отличие от предыдущей парадигмы начального школьного образования, при которой главным было то, что дошкольник должен был быть готовым к школе. Сегодня школа, учитель должны адаптироваться к запросам, потребностям, возможностям каждого ребенка.

Для выработки единства взглядов на предмет преемственности двух ступеней образования должна быть в приоритете готовность педагогов инициировать интересные дела и действия детей в рамках конкретной темы.

Представление о разнообразных возможностях — интересы, дела, способы познания могут быть различными у разных людей(детей).

Представление о том, каким может быть общий результат — каждый предложил что-то свое и получился общий интересный план.

Они получат возможность предстать перед другими детьми инициаторами интересных дел, найти друзей и партнеров на этой основе.

Умение работать с разными источниками информации(справочники, энциклопедии, родители).

Умение принимать решения.

Галина Карпушенкова
Создание условий для поддержки детской инициативы и творчества

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития , которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка .

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности , выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Специфические виды деятельности развиваются, порой, без помощи взрослого и даже вопреки его запретам. В этом и заключается их истинно детская сущность . К таким видам деятельности относится экспериментирование и игра - важнейший вид поисковой деятельности. Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского познания и пронизывает все сферы детской жизни . Вспомните, малыш с ранних лет сначала примеряет вкладыши по размеру, решая проблемную ситуацию – «войдет-не войдет» , перекладывает кастрюльки и крышки в мамином посудном шкафу и т. д. ; повзрослев – может бесконечно долго переливать воду из разных кружечек, стаканчиков, тарелочек – чем вам не поиск ответа на вопрос : сколько же воды в стакане?; может «извести» целую бутылочку «Ферри» взбивая пену и пуская мыльные пузыри; использует целый кг гвоздей, забивая в одну небольшую дощечку с одной только ему понятной целью.

Поэтому, что бы такая «стихийная» познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия , необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы :

Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

Родители должны быть в курсе всего что происходит в жизни ребенка : чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов :

Деятельности - стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Вариативности - предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Креативности - создание ситуаций , в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

Однако полноценной развивающей среды и условий , о которых мы говорили выше, не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста по формированию познавательной активности, мы заметили, что успешны такие приёмы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а так же :

Моделирование ситуаций с участием персонажей,

Индивидуально-личностное общение с ребенком,

Поощрение самостоятельности,

Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,

Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Именно такое многообразие методов и приёмов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Наиболее эффективными формами работы, по нашему мнению, для поддержки детской инициативы являются следующие :

1. Познавательные занятия

Например, было проведено познавательное занятие "Путешествие в мир посуды" (в комнате русской сказки) . Детям рассказывали из чего были сделаны первые ложки, о том, что первой вилкой была заточенная палочка. Предложили такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Что же дальше придумал человек, чтобы было удобней есть? Все вместе пришли к выводу, что человек создал инструмент , похожий на рогатину, то есть палочки с раздвоенным концом. Дети попробовали наколоть такой палочкой картофель, но у многих она сломалась. Дети сделали вывод, что такая вилка тоже неудобная.

На следующем занятие "Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом. В игре- рассказывании сказки "Три медведя" были использованы игрушки - медведи, три кроватки, стол, три пенечка, кукла. Создана проблема , как пенечки превратить в стулья. Сначала дети рассуждали, затем искали в группе то, что можно использовать для поделки стула. В итоге нашли пластины из набора строительного материала и подставили их к пенечкам - получились стулья.

2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование.

Пересказывали рассказ "Утята". Затем сравнили игрушки - курицу и утку. Проблема : почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривали их через увеличительные стекла, пускали их в воду, дули на них. Проблема : почему перья не намокают? Проведен эксперимент : дети смазали руки кремом, опустили в воду. Вывод : перья покрыты жиром.

Знакомство с неживой природой проходило через надувание мыльных пузырей, наблюдение за мыльным пузырем.

3. Наблюдение и труд в уголке природы

Дети занимались посадкой лука, наблюдали как развивается растение, постоянно поливали его, делая вывод, что без воды растение засыхает.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

При изучении темы "Животные севера" - дали детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложили подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Были предложены кусочки ткани, бумага, вата. Дети изучив все материалы, сделали вывод - что вата мягче.

Занесли в группу веточки дерева. Проблема : как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой. Решили обернуть и наклеить белые салфетки.

Предложив детям шишки, перья, пластилин, скорлупки детского ореха , задали вопрос - что можно смастерить? Дети с удовольствием придумывали и конструировали поделки из природного материала. Нам немного приходилось советовать, как сделать что-нибудь, если возникали проблемы и дети не знали как их преодолеть.

Увидев на столе коврики из картона с нанесенным пластилином и стоящие тарелочки с разными крупами, семечками – дети, порассуждав что и как можно из этого всего сделать, с удовольствием выкладывали узор на ковриках.

Занимались преобразованием - делали игрушки из бумаги, занимались ремонтом книг.

Знакомство с водой происходило в процессе хозяйствено-бытового труда т - мытья игрушек. Путем проб выявляли свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут) .

5. Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой , поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей . Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организуемая с семьей работа : помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно) . Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Данный материал расчитан для работы с педагогами. Даны рекомендации для стимуляции творческой активности, рассмотрено развитие инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности, а также рекомендации для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей в ДОУ

Подготовила:

Позднякова И.В.

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 59»,

Г. Бийск, Алтайский край

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

  • проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым.

В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы строим предметнопространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства, социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательноисследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова.

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

  1. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
  2. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  3. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
  4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
  5. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  6. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
  7. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
  8. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
  9. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Самостоятельная деятельность детей

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Предоставлять детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекаю их к участию в планировании работы. В большинстве случаев - это совместное обсуждение организационных вопросов, связанных с предстоящей коллективной работой (Дети решают, какой материал нужно подготовить, где и как лучше его разместить, как распределить работу между собой. Коллективно обсуждают, с чего начать работу, как лучше и быстрее ее сделать).

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которых дети имеют возможность наблюдать труд взрослых (строителей, дворников).

Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. При организации продуктивной деятельности на занятиях нужно стараться мотивировать на достижение цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определять значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, дежурство по группе и т.п.), выражать личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Давать задания, которые дети выполняют небольшими группами, где один из них будет ответственным за качество выполнения задания. Каждый раз ответственный меняется, чтобы каждый из них побывал в этой роли. То, что каждый ребенок попеременно выступает то в роли проверяющего качество работы товарищей, то в роли исполнителя, способствует формированию ответственности, инициативы и добросовестности.

Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Уголоки творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В уголке собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, палитра, трубочки для раздувания, цветная и тонированная бумага, зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности). Все это способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способов.

Коммуникативная деятельность.

Формирование коммуникативной самостоятельности, на мой взгляд, должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.

Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей. В группах создается предметно-развивающая среда, позволяющая свободно использовать ее компоненты, легко меняется, дополняется, в зависимости от задач.

Размещение оборудования должно позволять детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.

В группе можно располагать разнообразные схемы, таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. Предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности (новые игры и материалы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке и т. п.).

Среду следует периодически преобразовывать, обновлять, стимулируя творческую активность детей, побуждая к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами. Для этого могут использоваться разнообразные предметы-заместители, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый и природный материал, фотографии по сюжетно-ролевым играм, многофункциональные макеты, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

Организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности – это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Таким образом, правильно организованная среда и ее содержательное наполнение, тесное взаимодействие с родителями, организация практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Работа с семьей по поддержке детской инициативы

Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

  1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
  2. Инициатива - первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить - годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
  3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности - наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, носящих продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Однако, в большинстве своем, эти формы активности инициируются педагогом, а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений.

Личностная значимость выражается не в том, что ребенок помог что-либо сделать взрослому. Он становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.

Цель нашей работы: рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.

Задачи:

  1. Выявить сущность понятия «инициатива» и условия развития инициативного поведения.
  2. Рассмотреть особенности педагогической поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников.
  3. Рассмотреть методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников
  4. Проанализировать практику поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы.

Раздел 1. Теоретические основы поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

1.1. Сущность понятия «инициатива». Условия развития инициативного поведения

В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Итак, для инициативной личности характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно и динамичнее развитие личности.

1.2. Педагогическая поддержка детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников

Инициативность проявляется в создании сюжетов и организации

совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение, а также деятельность и поведение других детей.

Инициативность наиболее ярко проявляется в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников.

В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

  • Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
  • Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
  • Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Эти задачи направлены исключительно на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не должны сопровождаться дополнительными дидактическими образовательными задачами, если играющие дети не принимают их или преобразуют в игре по-своему. Инициатива в таких играх остается за детьми.

Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития дошкольников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, развивать инициативу дошкольников, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы.

Раздел 2. Практический опыт поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

2.1. Методы поддержки детской инициативы в процессе игр дошкольников

Для поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы используются различные методы.

Группа педагогов-исследователей под руководством С.Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой дошкольников. Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, в среднем дошкольном возрасте больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. В старшем дошкольном возрасте жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

Н.Ф. Тарловская, являясь автором педагогических технологий сюжетно-ролевых игр изложенной в программе «Радуга», в среднем дошкольном возрасте предлагает продолжать педагогическую работу по подготовке детей к принятию ролей, ролевому взаимодействию.

Существуют два способа подготовки детей к принятию ролей:

  • организованные наблюдения за профессиональными действиями взрослыми;
  • эпизодические целевые воздействия на самостоятельную игру детей.

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, можно обогатить ролевое поведение. Можно использовать прием «параллельная игра – роль». Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру.

2.2. Практика поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Эти умения - залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

  1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
  2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

В своей деятельности на первом этапе я строю игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Я не рассказываю детям предварительно сюжет, а сразу начинаю игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры –я их обязательно принимаю. В процессе игры со многими детьми я вступаю в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации.

Игра с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами - заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним - двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером - игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре.

Заключение

В заключение работы можно сделать следующие выводы.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач, но в отрыве от самодеятельной игры она не может обеспечить развитие: использование игры только как средства реализации Программы приведет к тому, что у детей не будут сформированы необходимые целевые ориентиры, такой ребенок, несмотря на активную работу с ним, окажется фактически не готовым к дальнейшему обучению в школе.

Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в отличие от Стандарта начальной школы не зря называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), называются:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Литература :

  1. 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. 2. Игра дошкольника [Текст]: учебное пособие / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989.- 128с.
  3. 3. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
  4. 4. Непомнящая, Р.Л., Седж, Н.В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2011.- №11.
  5. 5. Руководство играми детей в ДОУ [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1996.- 226с.

Мария Хапова
Статья «Создание условий для поддержки детской инициативы в игре»

Создание условий для поддержки детской инициативы в игре .

Хапова М. В.

воспитатель МБДОУ д/с № 20

г. Арзамас Нижегородской области

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС ДО является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива , инициативность – активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности, это возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Основная образовательная программа ДОУ направлена на создание условий развития инициативы .

В стандарте четко прописаны принципы развивающей среды. Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку важно чувствовать себя любимым и неповторимым, тогда и он «раскроется» и проявит свою инициативу в полной мере .

В своей работе я всегда стараюсь организовывать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы полученные детьми представления закреплялись у них в играх, способствую возникновению потребности у детей вносить эти знания в свои игры. Например, наблюдая за развитием у детей строительных умений, поддерживаю их интерес к конструированию. Также предлагаю группе детей, строящих лучше других, более сложные и интересные варианты. В своей практике я заметила, что ребенок, имеющий определенные знания и умения, которые не имеют другие дети, обязательно передаст их в игровой деятельности. Игра с постоянно развивающимся и усложняющимся содержанием – деятельность, очень близкая детским интересам и отвечающая потребностям развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Я давно уже убедилась, что достижение цели возможно, когда дети увлеченно играют продолжительное время. Преодоление трудностей в игре доставляет радость , удовольствие. Также овладение нормами коллективных взаимоотношений, усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для развития содержания игры, становится насущной потребностью каждого ребенка.

Следователь, если длительная сюжетно-ролевая игра занимает подобающее ей значительное место в педагогическом процессе детского сада , старшие дошкольники действительно объединяются в дружный детский коллектив . Конечно в организации детского коллектива решающая роль принадлежит всегда воспитателю. И я стараюсь вдумчиво и целенаправленно формировать у детей умение жить и работать в коллективе, находить радость в коллективной жизни. А в дружном коллективе присутствуют наилучшие условия для возникновения детской инициативы . А инициатива ребенка (который может сам предложить нового персонажа) всегда принимается и поддерживается . Формирование детского коллектива старших дошкольников в длительных сюжетно-ролевых играх осуществляю поэтапно.

На первом этапе в результате единства обучения и игры у детей формирую представления о нормах взаимоотношений людей в коллективе, чтобы у детей появился устойчивый интерес к играм на определенные темы. Использую полученные знания для развития содержания игр, побуждаю к сплоченности детей.

В ходе второго этапа организации детского коллектива , когда у детей под влиянием обучения возникают и развиваются длительные творческие игры, а проявления чувства доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях становятся более осознанными и устойчивыми, происходит процесс естественного объединения маленьких группировок в единый играющий детский коллектив . Особое значение на этом этапе в связи с усложнением содержания игры приобретает длительно выполняемая ребенком игровая роль, в которой отражаются новые коллективные взаимоотношения детей. В своих играх дети могут изображать людей различных профессий – и героических (космонавты, полярники-исследователи) и обычных (библиотекарь, продавец и др.) . Длительная увлеченность ролью побуждает у ребенка собственные сильные чувства : ответственность, самоуважение, чувство общности с другими детьми.

Пример Максима. Сначала только наблюдал за игрой, не общаясь со сверстниками, потом стал участвовать в второстепенной роли, а сейчас он «лидирует» . Даже договаривается с детьми о том, во что завтра будут играть, какие игрушки кто принесет в д/сад. В длительной сюжетно-ролевой игре с помощью воображения, на основе подражания реальным взаимоотношением взрослых ребенок сам приобретает свой жизненный опыт, в котором он стремиться реализовать вновь образовавшуюся потребность жить интересами своего игрового коллектива.

На третьем этапе организации детского коллектива я формировала у детей навыки самоорганизации детского коллектива . В длительных творческих играх это сложный путь : от овладения детьми внешними элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости и важности иметь такие организационные умения и навыки, которые превращают игру в увлекательную коллективную деятельность. Ведь известно, что длительные сюжетно-ролевые игры сплачивают детей вокруг одной цели, объединяют общими интересами, дают единую перспективу. Тем самым осуществляется одно из главных условий воспитания – непрерывность и постоянство определенной целенаправленной деятельности детей, необходимой для осознания их обязанностей перед товарищами и выработки прочных, устойчивых навыков жизни в коллективе.

А результатом накопления положительных изменений в развитии коллективных взаимоотношений и формировании навыков самоорганизации детей является постепенное объединение их в дружный коллектив, который я использую в своей практике как средство дальнейшего закрепления положительных чувств и привычек дошкольников, а также при создании условий для поддержки детской инициативы в игре .

А теперь я хочу перейти к личному опыту.

Способы и направления поддержки детской инициативы :

1) В своей группе предметно-развивающую среду мы строим в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации предметно-игровой среды мы учитываем проявление интереса у детей к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Для многих сюжетно-ролевых игр вносим оборудование и игрушки, расширяющие личный опыт детей. Предметно-игровую среду организовываем так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр : сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Созданная игровая среда , на мой взгляд, будит : познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу . Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности, и тогда я стараюсь оказать помощь.

2) При работе с детьми поощряю интерес к играм сверстников, играть, не мешая друг другу, и не обучаю при этом определённым игровым действиям, т. к. важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия нужно включить в игру, только в таком случае игра носит творческий характер. В своей практике осуществляю скрытое руководство, внимательно отношусь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности , что дает материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность дошкольников.

3) Отношения с детьми я строю с позиции партнера, с взаимным уважением. Проявляя внимание к каждому ребенку в группе, когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу . Свою задачу воспитателя вижу в создании ситуации , побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливая на поиск новых творческих решений. В своей группе стараюсь заинтересовать детей, но при первых же затруднениях не спешу на помощь ребенку, даю совет, задаю наводящие вопросы, активизирую имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливаю на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызываю у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий . Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе : сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.

4) Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно , чтобы поддержать инициативу . Необходимо создать условия , которые способствуют к принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор. Групповой сбор – это когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. В последнее время инициатором группового сбора становятся дети, они сами приглашают меня для обсуждения возникших вопросов.

5) В своей работе я также применяю методику проектной деятельности. Один из проектов, в котором участвовали дети и их родители – «Никто не забыт, ничто не забыто» . Дети узнавали о своих близких родственниках – участниках войны, впоследствии они стали интересоваться историей семьи и родных, потом в детском саду с интересом делились информацией. В рамках проекта ходили к вечному огню, памятнику Г. К. Жукову, возлагали цветы. Совместно собирали материалы для книги памяти, которая создана у нас в детском саду . Результат проекта – «Книга памяти» , а итоговые мероприятия – праздник «9 Мая» .

При создании проблемной ситуации , я не предлагаю свои варианты решения. Ребенок должен проявить самостоятельную активность, инициативу . Детская инициатива выражается в том , чтобы ребенок не только захотел что-либо самостоятельно сделать, а то, что придумал сам, оказалось важным для других. В таком случае он становится и инициатором , и исполнителем, и полноправным участником социальных отношений.

6) В своей группе мы проводим презентацию продуктов детского творчества , при этом поддерживаем чувства гордости у детей за свой труд и удовлетворение его результатами.

Заключение

Для меня тема создания условий для поддержки детской инициативы современна и актуальна. Наше будущее за самостоятельными инициативными детьми .

Литература

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда : ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников. М.: 2009.

3. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников» . М.: 1983.

4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду » М.: 2000.

5. Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с № 20

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.