Комплексное занятие «Беседа об овощах. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты

Черкашина Ирина Владимировна
Учитель-логопед, высшая категория МБ ДОУ детский сад общеразвивающего вида № 52 «Голубой вагон» г. Батайск Ростовская область

Пояснительная записка.
Конспект занятия является демонстрацией опыта работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи (I год обучения) на логопункте ДОУ. Представлено фронтальное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, на тему: «Овощи. Огород.».
Для своего показа логопед выбрала лексико-грамматическое занятие, так как нередко к старшему дошкольному возрасту выясняется, что лексико-грамматические категории у детей страдают. В этом возрасте дети ещё продолжают учиться осваивать родной язык, и задача педагога – помочь им в этом.
Опираясь на общеобразовательную программу, мы знаем, что к концу I квартала у детей в достаточной степени накапливается словарь об осени и осенних явлениях, этому способствует вся текущая педагогическая работа. Поэтому занятие логично вошло в систему планирования группы.

В конспекте изложены тема, цели, задачи, план и ход проведения логопедического занятия. В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения. Каждая часть занятия выполняет свою определённую цель. В занятии логопедом сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Для достижения целей занятия используются все группы методов: наглядный, словесный, практический, которые отображают одну тематику и взаимосвязаны. Использованный комплекс методов позволит повысить результативность – освоение детьми лексико-грамматических категорий. Данные методы раскрываются при использовании разнообразных приёмов.
Из основных приёмов, используемых в логопедии, для занятия были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опирается на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала, подобранного в соответствии с возрастными особенностями детей. Широко использовались дидактические игры и упражнения.
На занятии выстраивается личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать мнение каждого ребенка, поддержать их рассуждения предвосходящей оценкой, таким образом, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия активизируются следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки).
Как необходимый элемент логопедического занятия широко используются задания на развитие мелкой и общей моторики (релаксация, пальчиковая гимнастика, практическая работа с пособием сделанным руками логопеда).

(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Активизация пассивного и активного словаря по теме: “Овощи”
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
3. Учить образовать уменьшительно-ласкательную форму существительного.
4. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление.
5. Развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование:
Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, муляжи овощей, мяч; вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри) застегивающиеся на молнию, коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.

Ход занятия:
I Организационный момент.
Релаксация.
Логопед: Сегодня на занятии мы превратимся в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли-росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)
Логопед: Молодцы!
II Изучение новой темы.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Ребята, я сейчас покажу вам картинки, а вы мне скажите, что лишнее.
Логопед: Картошка, капуста, редис, яблоко.
Дети: Яблоко!
Логопед: Помидор, огурец, тыква, малина.
Дети: Малина!
Логопед: Кукуруза, баклажан, перец, лисички.
Дети: Лисички!
Логопед: Молодцы! Хорошо справились с заданием! А почему лисички, малина, яблоко лишние?
Дети: Потому что это не овощи.
Логопед: Правильно! Сегодня мы с вами поговорим об овощах! Скажите, а где растут овощи?
Дети: На огороде. На земле и под землей.
Игра «Что как растет?»
На доске выставляется наглядное пособие «Как растут овощи»
Логопед: У моркови, свёклы, картофеля, репы — плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;
Логопед: Ау огурца, капусты, кабачка где растут плоды?
Дети: Плоды растут на земле.
Логопед: У помидора, гороха, перца. Баклажанов?
Дети: Плоды растут на веточках.
Логопед: Правильно! Молодцы!
III Развитие связной речи.
Беседа об овощах с рассматриванием картины.
На наборное полотно выставляется сюжетная картинка «Сбор урожая»
Логопед: Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
Дети: Осень.
Логопед: Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
Обсуждение картины.
Игра «Собираем урожай!»
Логопед: А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то как собирают этот овощ.
Логопед показывает морковь, капусту, картофель, редис, огурец, кукурузу и т. д.
Дети: Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т. д.
Логопед: Вот какие мы молодцы! Весь урожай собрали правильно! Теперь пора отдохнуть.
IV Пальчиковая гимнастика.
1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):

Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак — в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох!…(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)
V Образование относительных прилагательных от существительных.
Дидактическая игра “Повар и овощи”
Логопед: Ну вот отдохнули, а теперь из собранного нами урожая давайте приготовим что-нибудь вкусное.
Логопед: Сделаем из овощей салат. Какой получился салат?
Дети: Получится овощной салат.
Логопед: Салат из капусты?
Дети: Капустный.
Логопед: Из свёклы?
Дети: Свекольный.
Логопед: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра?
Дети: Кабачковая.
Логопед: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре?
Дети: Картофельное.
Логопед: Из помидор сделаем сок — томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
VI Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного.
Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Логопед: Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
VII Развитие мелкой моторики.
Детям раздаются вязанные стручки гороха (с кнопочками внутри), коробочки где вязанные горошинки (с пришитыми кнопочками) смешаны с фасолью.
Логопед: Ребята посмотрите, все горошинки разбежались и смешались с фасолью. Давайте мы с вами соберем наши горошинки и вернем их домой, крепко присоединив к стручку, чтобы они больше не убегали.
Логопед: Молодцы! Все справились и вернули горошинки в домики, а теперь застегните стручки на молнию.
VIII Итог.
Логопед: О чём мы говорили на занятии?
— Что вы нового узнали об овощах?
— Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии
— А сейчас, внимательно, послушайте какое я вам дам задание:
За обедом, обязательно обратите внимание, какие блюда повар приготовил из овощей.

Игра-соревнование "Кто больше знает?" по теме "Овощи и фрукты" в старшей группе

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Закрепить у детей знания об обобщающих понятиях «овощи», «фрукты» и названия различных овощей и фруктов;

Закрепить знания о художественных произведениях об овощах и фруктах и уметь их использовать;

Расширить знания детей о картофеле и капусте;

Развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста;

Активизировать словарь детей: упражнять в образовании прилагательных от основ существительных, подбирать существительное к прилагательному

Воспитывать умение выслушивать ответы других детей;

Воспитывать любовь и интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок», сказки «Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка».

Отгадывание загадок.

Материалы к занятию:

Разрезные картинки на каждый стол по теме: овощи, фрукты

Корзина для овощей, ваза для фруктов;

Жетоны (в форме фруктов и овощей);

Карточки (баночки с вареньем) с картинками фруктов;

Ход занятия:

Ребята! Давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат разрезные картинки, вы должны их собрать, и догадаться о чем мы будем сегодня говорить. Работать будете в паре и у вас должна получиться одна картинка.

Что у вас получилось?

Как одним словом можно назвать эти картинки?(овощи,а у вас фрукты).

Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Мы будем говорить об овощах и фруктах).

Вот вы и узнали тему нашего занятия. Овощи и фрукты. У нас получилось две команды: команда «Овощей» и команда «Фруктов». И мы устроим игру-соревнование «Кто больше знает». Условия игры:

1. На каждый вопрос дать больше правильных ответов.

2. Друг другу не подсказываем и перебиваем.

3. За правильный ответ команда получаете очко. Овощи получат – овощ в свою корзину, фрукты - фрукт.

В конце игры посчитаем очки и посмотрим и посмотрим, кто победит.

1 Задание. Отгадай загадку.

Загадка для команды овощей.

1. Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

скажут весело ребята: «Ах, рассыпчата, вкусна!»

А теперь для фруктов:

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.

Кто любит щи – иди ищи.

Овощи 3. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

Фрукты 4. Я длинный и зеленый, вкусный и соленый.

Овощи ваша загадка.

5. Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь сладко.

Фрукты, внимание, загадка для вас.

6. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

2. Задание. Кто больше назовет овощей.

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет.

Начинает команда Овощей.

3. Задание. Кто больше назовет фруктов.

Условие тоже, команды по очереди называют фрукты, не повторяясь. Чья команда назовет последней слово – побеждает.

Первой начинает команда Фруктов.

4. Задание. Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, драники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля есть опасный враг – колорадский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

Ребята! А вы знаете любимое блюдо Карлсона? Это варенье.

А из чего варят варенье? (варенье варят из ягод, фруктов).

Давайте приготовим для Карлсона варенье из фруктов каждая команда по очереди.

Варенье из яблок – яблочное варенье.

Из слив – сливовое варенье.

Из персиков – персиковое варенье.

Из абрикосов– абрикосовое варенье.

Из вишни – вишневое варенье.

Из груш - грушевое варенье.

Ребята, а вы знаете, что варенье варят и из кабачков, получается очень вкусное кабачковое варенье.

Физкультминутка.

А сейчас немного на огороде поработаем. Встали, выполняем все вместе, дружно.

Мы картошку накопали,

Огурцы с грядки сорвали, (приседания).

Выдергали всю морковку, (наклоны).

Срезали капусту ловко.

И в корзине от земли вам подарок принесли.

Продолжаем нашу игру.

5. Задание. Послушайте стихотворение и скажите о чем оно:

Это стихотворение для команды «Овощи».

Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат – наша грядка просто клад,

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно, то запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

Стихотворение для команды «Фрукты».

Послушав стихотворение, ответьте на вопрос: «Из чего хозяйка готовила суп?» Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!

Из чего хозяйка готовила суп?

5. задание «Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что?», незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

Большой (что?) – арбуз, кабачок, картошка.

Маленькая (что?) – редиска, морковка.

Круглый (что?) – помидор, персик, горошек.

Синяя – слива.

Зеленый – огурец, помидор, кабачок.

Сладкая – груша, морковка, слива.

Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

6. Задание. Игра «Доскажи словечко».

Слушает и отвечает команда «Овощи».

На жарком солнышке подсох и рвется из стручков…(горох).

«Фрукты»

И при пасмурной погоде светит солнце в огороде.

В деревнях растет и в селах чудо-солнышко - …(подсолнух)

«Овощи»

Он из тыквенной родни, на боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок под названьем ….(кабачок)

«Фрукты»

Кругла да гладка, откусишь – сладка.

Засела крепко на грядке…(репка).

«овощи»

Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …

«Фрукты»

Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. (помидоры)

А сейчас я буду произносить чистоговорку, а вы подскажите последнее слово.

Ор-ор-ор сорвали красный …помидор

Ец-ец-ец съели вкусный …огурец

Жан-жан-жан лежит на грядке ….баклажан

Бус-бус - бус мы разрезали арбуз.

7. Игра «Знатоки сказок». Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1.Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-еТувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят...»

3.В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька.

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

8. Задание «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки)

Вот и закончилась наша игра-соревнование.

Время подвести итоги. Посчитаем очки, можете вместе со мной. Итак, команда овощей набрала ____ очков, а команда «Фрукты», посчитаем….____ очков. Получается ничья. Победила дружба, все хорошо поработали, правильно отвечали.

А какие задания оказались для вас самыми интересными?

Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

Цель : уточнить и расширить представления детей об овощах; воспитывать познавательный интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

Упорядочить знания детей об овощах, их свойствах;

Рассмотреть овощи в натуральном виде и на иллюстрациях;

Расширить и активизировать словарь по данной теме;

Учить понимать образный смысл загадок;

Познакомить с садовым инструментом;

Учить сочетать движения и речь;

— привить трудовые навыки: проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдение за процессом развития растений, фотографирования всех этапов и оформления результата в виде альбома.

Материалы и оборудование : свежие овощи (картофель, огурец, помидор, морковь), иллюстрации с изображением овощей, муляжи овощей; семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, разноцветные флажки по числу детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. О чем же мы с вами будем говорить? Вот послушайте загадки :

Отгадывание загадок :

В процессе отгадывания загадок воспитатель показывает картинки с изображением отгаданных овощей.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали?
(Помидор)

В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, наверное уже догадались, что речь сегодня будет идти об овощах. Ой, посмотрите, к нам в гости кто-то спешит!

Входит Незнайка. В руках он держит большую сумку .

Незнайка : Здравствуйте ребята! Я так давно не был у вас в гостях. Мне очень за хотелось вас чем-нибудь угостить. Зашел я в магазин. Чего там только нет! Особенно мне понравился отдел с названием «Овощи». Такие там красивые и аппетитные овощи лежали! Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но, к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?

Воспитатель : Здравствуй, Незнайка! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим, но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Незнайка и расскажем ему как они называются и что из них готовят.

Незнайка высыпает овощи из сумки, ребята рассматривают их:

Ребята: Это помидор. Его можно кушать сырым, из него готовят салат, добавляют в борщ; это огурец – его также едят сырым, добавляют в салат; это картофель – его чистят от кожуры, варят, жарят, из него готовят суп, пюре;..и тд.

Воспитатель: И самое главное, ребятки, овощи перед употреблением нужно помыть.

Ребята вместе с Незнайкой собирают овощи в сумку. А теперь давайте поиграем :.

Игровое упражнение «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель. В процессе игры дети учатся узнавать овощи на ощупь.

Ход игры. Воспитатель складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает детей по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети берут по одному предмету, узнают овощи на ощупь и, вытаскивая из мешочка, показывают остальным. Педагог задает вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

Игра: “Один – много”

Воспитатель. Чтобы приготовить разные блюда нужно много овощей. Педагог называет название овоща в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу.

Слова: помидор, огурец, картофель, кабачок, свекла, редька.

Воспитатель : Молодцы! А знаете ли вы, что овощи обладают целебными свойствами? Дети, употребляющие капусту, растут крепкими, сильными, организм их устойчив к различным заболеваниям. Капуста поможет снять головную боль , боль при ожогах , ушибах. А огурцы укрепляют сердце и сосуды, улучшают рост волос . Полезные вещества лука и чеснока убивают вредные бактерии. Можно привести еще очень много примеров. Поэтому овощи и фрукты обязательно должны кушать и взрослые и дети .

Физкультминутка «Овощи»

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты. Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.

Щавеля нарвем немножко. «Рвут».

И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.

Незнайка: Как интересно! А где же растут овощи? Наверное, как фрукты, на дереве?

Ребята: Нет, Незнайка. Овощи растут в огороде на грядках или в поле, как например, картофель, капуста. Некоторые овощи, например свекла, морковь, лук, чеснок, растут в земле, другие растут на кустиках над землей, например, перец, огурцы, горох.

Незнайка : Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?

Ребята : Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.

Незнайка : Ура, давайте, как интересно!

Практическая часть занятия.

Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.

Незнайка: Спасибо, обязательно приду. До свидания, ребята!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «В огороде».

Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с овощами, расширять представления о них, уточнять и активизировать словарь по данной теме, учить видеть характеристики предмета и обозначать их словами, развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру), развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную сферу и психические процессы, такие как целостное зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание; развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, формировать умение планировать и организовывать свою деятельность; закреплять понятие "направо", "справа".
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, эмпатии, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: нарисованные или сшитые "грядки" с кармашками; ящички-судочки; разрезные и целые картинки с изображением овощей: картофель, капуста, лук, редис, помидор, огурец, морковь, репа, свекла, баклажан и др.; картинка кастрюли с прозрачным кармашком; чудо-ларчик; схемы Ткаченко Т.А.; картинки для д/и «4 лишний»; MP3-проигрыватель и аудиодиск - Железновы «Веселая логоритмика»; су-джок; пособие «Веселые шнурочки» (овощи); мячик.
Методы и приемы: словесные (беседа, слово педагога, речевой образец выполнения задания, параллельное описание), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

Ход занятия:

1. Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Ребята, каждое занятие начинается с приветствия! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
Молодцы! Сегодня мы с вами попали в огород… У кого есть огород? У кого есть дача? Что растёт на грядках? Интересно, что же мы сейчас с вами увидим…»
2. Д/и «Сложи картинку». «Чтобы увидеть, какие овощи растут на грядке, нужно выполнить задание! Помогите мне из кусочков собрать целый овощ… А теперь скажите, что здесь... а здесь? Как это можно назвать одним словом?»
Дети подходят к "грядкам" (индивидуально выдаются разрезные картинки с изображением овощей: картофель, капуста, лук, горох, редис, помидор, огурец, морковь, репа, свекла, баклажан).
3. Д/и «Варим суп». «Ребята, что можно приготовить из овощей? (Суп, рагу, пюре и т.д.) Мы сейчас сварим суп! Суп из гороха какой? Из картофеля? Из свёклы? Из лука? Из капусты?» В кармашек кастрюли вкладывается картинка нужного овоща.
4. Д/и «Расскажи, что это» . Составление описательного рассказа по собранной разрезной картинке с опорой на схемы Ткаченко Т.А. «Ребята, а сейчас мы поиграем в "отгадай-ку".
Из чудо-ларчика каждый ребёнок по очереди достаёт картинку овоща и, не показывая никому, описывает его по схеме (она представлена на доске/мольберте). Ребята должны отгадать, но только дослушав рассказ до конца. Поэтому, оговаривается правило! Очень строгое - не выкрикивать, поднимать руку после окончания "загадки". Примерный ответ ребенка: «Этот овощ оранжевого цвета. Он вытянутой треугольной формы, небольшой величины. Он сладкий на вкус. Растет в огороде на грядке, в земле. Его можно есть сырым, можно варить, жарить, выжать сок и т.д. Это...? Правильно это морковь!»
5. Д/и «4ый лишний». Сначала один пример разбирается коллективно, затем индивидуально детям выдаются картинки в ящичках-судочках, в которых лежат 3 овоща, а четвертый – фрукт, гриб, растение, продукт питания (в зависимости от уровня развития ребенка). «Ребята, посмотрите, я собрала урожай. У меня в ящичке всё верно собрано? Или я ошиблась? Есть лишний предмет? Какой? Почему?» Примерный ответ: «Здесь лишний – банан, потому что огурец, редис и свекла – это овощи. А банан – фрукт».
6. Логоритмические упражнения (массаж с су-джоком и музыкальная физкультминутка-танец).
В огороде много дел.
Урожай у нас поспел.
Помидор и кабачок,
Перец, лук и чесночок.
Свекла, репа, редька, лук.
Много овощей вокруг!
(автор неизв.)
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец!
(автор неизв.)

Далее дети встают и танцуют под песенку (повторяют движения за педагогом). У нас с детьми разработаны свои мини-танцы, которые они любят танцевать. Использую песни Железновых.
7. Упражнение на развитие мелкой моторики и мышления «Весёлые шнурочки» . Детям индивидуально выдаются пособия: шнурок, бусы-овощи, схемы. «Ребята, помогите собрать урожай, нужно все овощи нанизать на ниточку как показано на схеме, именно в этой последовательности».
8. Д/и «Какой-какая-какое-какие». «Я буду каждому кидать мячик и называть овощ. А вы должны будете охарактеризовать его тремя словами. И назвать ласково! Например: огурец - огурчик – зеленый, гладкий, овальный и т.д.» (заданный каждому ребенку овощ не должен совпадать с тем, который был у него на разрезной картинке).
9. Итог. «Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что видели? Молодцы, теперь мы с вами знаем очень много разных овощей, все они растут на грядках… Вы очень старались, все большие молодцы! Увидимся на следующем занятии!».

Комплексное занятие «Беседа об овощах» в старшей группе.

1.Формировать обобщенные представления об овощах (овощи это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу), уточнить представления о многообразии овощей, формировать умения обобщать по существенным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.

2. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

3. Учить детей составлять целое из частей.

4. Способствовать развитию умения вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы.

Развивающая среда: поднос с овощами, два обруча (красный и черный), муляжи овощей на тарелке, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы, ножницы, клей, кисточки, клеёнки, тряпочки.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, метод ТРИЗ, обследование предмета, пальчиковая гимнастика, худ.слово, показ способа действий, оказание помощи детям.

Ход занятия:

Воспитатель приносит в группу поднос с овощами, накрытый полотенцем.

Ребята, посмотрите что у меня в руках?

Как вы думаете, что лежит на подносе? (ответы детей)

Хотите посмотреть, что там лежит? (дети перечисляют)

Как всё это назвать одним словом?

Откуда пришли к нам овощи?

Где они растут? (на огороде)

Как выращивают овощи?

Воспитатель уточняет: человек сажает в землю рассаду или семена овощей, ухаживает за ними, поливает, пропалывает, рыхлит землю и только в конце лета – осенью получает урожай овощей. Овощи – это плоды растения, его часть.

Скажите, все ли овощи растут на поверхности земли?

Есть овощи, плоды которых находятся в земле и называются корнеплодами. (Дети называют овощи –корнеплоды).

Овощей много. Все они разные. Давайте найдем с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии овощей по форме, цвету, величине, какова их поверхность на ощупь).

Ребята, а для чего люди выращивают овощи? (чтобы употреблять в пищу)

Все ли овощи одинаковые на вкус?

Правильно, овощи различаются и по вкусу.

Отгадаете загадку.

Вижу девицу, которая раньше жила в темнице. Она оранжевого цвета. Её можно чистить, тереть на терке. Она вкусна и полезна».

Игра»Узнай по вкусу»

Воспитатель с блюдом сырых и вареных овощей предлагает ребенку зажмуриться и попробовать на вкус кусочек овоща. Спрашивает, не об том ли овоще загадка. Ребенок отвечает. Если загадка не про этот овощ, ребенок должен назвать, что он съел. Игра продолжается. Последний ребенок получает морковь. (Да, об этом овоще была загадка).

Живет дед – во сто одежек одет.

Сверху легкий шуршащий чехол.

Кто отгадку нашел? (лук)

Желтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Ее и варят, и парят, и сырую едят

И сказки о ней говорят. (репа)

Дети опять пробуют на вкус овощи, определяя лук и репу (по 3-4 ответа).

Ребята, давайте сами сочиним загадку про любой овощ. (ТРИЗ).

Пальчиковая гимнастика:

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры

А на грядке у Филата

Много разного салата.

А у бабушки Феклы

Четыре грядки Свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

Раз, два, три, четыре, пять-

Поможем урожай собрать.

Ребята сейчас мы поиграем в игру « Вершки и корешки»

Воспитатель берет два обруча: черный и красный, кладет их так, чтобы обручи пересеклись.

В обруч черного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета - те, у которых используются вершки.

Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям, кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка)

Сейчас, ребята вы выберите какой овощ вы будете вырезать. Дети подбирают цвет и форму заготовки в соответствии с выбранным для аппликации овощем. Вырезают овощи, раскладывают их на тарелке (лист), приклеивают.