Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудеса и превращения. Конспект нод по экспериментированию "чудеса на кухне"

Конспект занятия по

опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе на тему

«Волшебные капельки воды»

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

«Ягодки»

Базаева Ю.А.

Знания, почеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели...

Цель:

    Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды

Задачи:

    знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, вода не имеет формы, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются); со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твердый) и пара (это же вода);

    дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

    развивать у детей наблюдательность, любознательность, мышление в процессе экспериментирования;

    активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия

    прививать бережное отношение к природе;

    воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность

Материалы и оборудование:

В группе 4 зоны для четырех опытов с подготовленными столами, клеенки на каждый стол, музыкальный центр, аудиозапись «журчание воды», минусовка «Дорогою добра запись телефонного звонка, песня «о дружбе» из м/с «Маша и Медведь», фартуки и нарукавники на каждого ребенка.

1 стол – цифра стола, на подносе по одному стакану с молоком и с водой, 2 ложки, картинки с изображением прозрачного стакана с водой и набор бумажных полосок в розетке шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), емкость с водой, 5 камешек схема (№ 1.1, 1.2.).

2 стол - на подносе куб, шар, емкость с водой, бутылка, чашка, блюдце, воронка. Схема № 1.3 , цифра стола

3 стол – на каждого ребенка по 2 прозрачных стаканы с водой, ложки, блюдце с кусочками сахара, блюдце с солью, накрытая салфеткой, чашка с растительным маслом схемы № 1.3, 1.4. , цифра стола; 3 стол - на столе салатник для льда, по одной розетке и салфетке на каждого ребенка, поднос для мусора, цифра стола, схемы №. 2.1.Чтобы лед не растаял до начала занятия, храню его в термосе и высыпаю в салатник перед самым началом занятия. 4 стол (для проведения этого опыта дети присаживаются на стулья вокруг стола). На столе термос с кипятком, зеркало , салфетка.

Группа разделена на две части: в одной части расставлены стульчики, в другой – лаборатория.

Ход занятия.

Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Добрый день Уважаемые дети взрослые!

Давайте закроем глаза и послушаем

Включается запись «журчание воды»

Представьте себе, что в лесной глуши, на дне глубокого овражка, бьет и зимой и летом говорливый веселый (ручеек) родничок. Попить к нему прилетают птицы, сходятся звери. То прибежит зайчик - побегайчик, то прискачет ловкая белка, то придет лесной красавец - величественный лось, прильнет к воде и долго пьет живительную влагу. А то неуклюже топая косолапый Медведь.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо отгадать загадку.

«Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы, кто тогда наш первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама ни готовить ни стирать, без чего мы скажем:прямо, человеку умирать? (вода )

Воспитатель: И сегодня речь пойдет о воде. Ребята кому нужна вода? (Вода нужна растениям, животным, человеку. )

А может ли человек прожить без воды? Какая человеку нужна вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.

Вода - это жизнь и воду надо беречь.

Ребята, а откуда берется вода? (ответы детей)

Воспитатель : Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы

(Запись звонит телефон) Воспитатель берет трубку, разговаривает по телефону и говорит:

Ребята к нам сейчас придет гости – сказочный герой Маша , они были такие встревоженные, может что у них что случилось?

(под песню «Дружба» из м/с «Маша и Медведь»)

Воспитатель : Что у вас случилось?

Маша говорит: Мишка проснулся после зимней спячки, захотел чаю попить, а воды в реке не оказалось! Вот и пошли мы с ним искать воду. Услышали, что у вас ручеек журчит, и приехали к вам. А вы нам водичку не дадите?

Дети: - Конечно, дадим.

Воспитатель : А я вам предлагаю остаться с нами. И поучавствовать в наших экспериментах. Присаживайтесь на стул. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория. Это где проводят опыты.

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим

Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой :

Не шуметь

Внимательно следить за результатами опыта.

Закончив наблюдения сделать выводы

Аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Проходите к первому столу. Стол №1.

Наташа, скажи какая это цифра (1). Правильно. Значит это какой по счету стол? (первый)

Воспитатель : Перед вами ребята стоят два стаканчика, В одном стаканчике налита вода в другом – молоко. Семен выбери полоску, совпадающую с цветом молока. Максим теперь выбери полоску с цветом воды. Ты нашел такую полоску? почему? Есть у воды цвет (нет) Так что мы можем сказать о воде (она бесцветная) Саша какая вода? (бесцветная)

Ребята с каким свойством воды мы сейчас познакомились? Вода какая? (бесцветная)

Продолжим наш опыт.

Света возьми стакан с молоком и опусти туда ложку. А теперь Кирилл опусти ложку в стакан с водой. Ребята сравните их, что вы заметили. Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Значит, что мы сказать о воде? (прозрачная)

Давайте все вместе скажем.

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная

А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем) .

Воспитатель : – Ребята оказывается вода умеет издавать разные звуки

2 опыт.

Ребята посмотрите на нашем столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?

Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар - круглую.

Воспитатель : В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Рита помогай налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла?

Дети: форму бутылочки.

Воспитатель : А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?

Воспитатель : Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали. Что же нам показал опыт?

Дети: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная (появляется схема №1.2)

Воспитатель : ребята давайте поиграем в игру «хорошо-плохо » Я буду читать предложения и если вы с ним согласны, то говорите слово «Хорошо», а если не согласны «плохо»

1.Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки (хорошо)

2. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мять полы, посуду, игрушки, стирать одежду.

3. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть

4. Горячей водой можно обжечься

5.Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде

6. В воде живут различные животные, возле воды обитают птицы

7. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть

8. Если не умеешь плавать, то можно утонуть

9. Бывают наводнения и тогда они разрушают дома

Воспитатель : Молодцы! Я предлагаю вам пройти к следующему столу. (Дети идут под музыку-минусовка «Дорогою добра»)

стол №2

3 опыт .

Воспитатель : Ребята, а теперь подойдем поближе к следующему столу. Полина, какая это цифра? (2).Какой по счету стол? (второй)

Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет ?

Дети: У воды нет запаха

На столе лежат блюдца, накрытые салфеткой. А что там лежит, узнаете, отгадав загадку. Белый камень в воде тает (сахар)

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали)

- В воде родится, воды боится (Соль )

(убирается салфетка со второго блюдца)

- Желтое, а не солнце, Льется а не вода, На сковороде- не пенится, Брызгает и шипит. Что это? (масло)

Воспитатель : Ребята а почему сахар и соль боятся воды?

Миша: потому что они в воде исчезают

А теперь предлагаю вам сесть за стол.(дети рассаживаются на свои места)

Воспитатель : Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет? Затем в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему?

Дети : Соль растворилась в воде.

А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло с маслом? Оно растворилось?

Дети : масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Сейчас проведя опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель : Ребята Вода – добрый друг и помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?

Дети : Вода – бесцветная, прозрачная жидкость

Вода не имеет собственной формы

Вода может растворять одни вещества, а другие нет

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (проводится под песню «крабик»)

Стол № 3

Сегодня по дороге в детский сад я встретила ворону, которая рассказала мне историю. Когда она летала, то увидела за окном кружечку, захотелось ей попить, но у нее ничего не получилось. Как вы думаете, почему не получилось напиться водицы? (вода замерзла, стала льдом) давайте с вами узнаем, что такое лед. А когда она еще раз прилетит, то мы ей расскажем.

Ребята эта цифра 3? Какой по счету стол? Давайте подойдем поближе и посмотрим, что у вас лежит в блюдцах?(лед) какой он? Дотроньтесь до него рукой.(лед холодный)

Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лед? (твердый)

(Выставляется схема № 2.1., 2.2., 2.3)

Как вы узнали? Попробуйте сжать его, надавить на него, согнуть, постучать по нему.

Мы играли со льдом наши ручки замерзли. Давайте согреем их.

Физминутка «Ладошки вверх, ладошки вниз»

Ладошки вверх,

ладошки вниз,

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок

Воспитатель: Ребята, что с вами будет, если пойдете или побежите по ледяной дорожке? Почему?

(можно поскользнуться и упасть) Почему?

Дети: Лед скользкий?

Проведите пальчиком скользят? Что будет если постучать молотком или уронить его?

(Расколется)

Мы сейчас это проверим. Я возьму молоточек, постучу по льду. Что произошло? Какой он? (хрупкий)

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли, что у нас появилось в блюдце? (вода)

Почему наши ладошки стали мокрыми (лед в тепле растаял). Значит что такое лед? (это застывшая вода)

Вывод:

Ребята какой вывод мы можем сделать? Когда лед превращается в воду? Иди, Маша, покажи правильную схему. Давайте сделаем вывод нашего опыта: « Лед – это твердая вода» . Где мы можем увидеть замерзшую воду? (На катке, на крыше сосульки и др.)

Наша ворона не побоявшись подлетела ко льду, а вот людям нужно осторожно обращаться со льдом. Объясните почему?

Лед нельзя брать в руки, потому он …… холодный

Лед нельзя бросать потому он ………. Твердый

Нельзя ходить по замерзшему льду потому он ……. Хрупкий.

(Наташа читает стихотворение)

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход

Чтобы познакомиться с еще одной особенностью воды, я приглашаю вас пройти и сесть на стулья.

4 опыт . (Дети сидят на стульях вокруг низкого стола.)

Воспитатель: Кирилл, какой по счету стол? (четвертый) ребята приступаем к нашему последнему опыту. Вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода

может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и

налила горячую воду в термос- Это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.

Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей)

Воспитатель : - Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей) Давайте проверим, так ли это?

Воспитатель : - Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли. (и показать каждому ребенку

Воспитатель предлагает потрогать салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.

Она стала мокрой. Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар

Воспитатель предлагает потрогать салфетку детям (она сухая).

Рита, промокни стеклышко об салфетку

Что вы видите на стекле? Значит, «Пар – это что? Это вода».

Катя, что такое пар? Маша, что такое пар? Скажите все вместе. Вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды (выставляем схема 3.1) .

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Так в народе говорят». Вспомните, кто знает пословицы и поговорки о воде.

1 . В решете воду не удержишь.

2. Пролитую воду не соберешь.

3. Не зная броду, не суйся в воду.

4. Под лежачий камень и воду не течет.

5. Это вилам на воде написано.

7. Ждать воды не беда, да пришла бы вода.

8. Как с гуся вода.

9. Где солнце пригреет, там и вола примелет.

10. Воды жалеть, каши не сварить.

Давайте с вами поиграем,

Про воду кое-что узнаем – выходите из-за стола (дети проходят на свободное пространство, играют под музыку).

Вокруг себя все повернитесь
и в капельки все превратитесь.

Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.

Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.

Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Машенька - у нас для вас есть сюрприз! (Достает минеральную воду)

Воспитатель : - А что это за вода? в которых растворено много солей, называют минеральными.

Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей: она полезная для нашего организма)

Воспитатель: - Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды

Максим читает стихотворение

Вода наполняет моря, океаны,

И реки, и родники.

Растают над степью седые туманы,

Наполнят весной ручейки.

Вода улетает высоко, за тучи

И кружит всю жизнь напролет:

То станет легчайшей снежинкой летучей,

То дождиком землю польет.

Так кружится, кружится без передышки –

То капля, то иней, то снег, то ледышка

Воспитатель : Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой.

Воспитатель : Давайте послушаем, о чем нам хочет сказать мишк а:

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Дети, пожалуйста, не забывайте плотно закрывать кран, а несправный починить. А сейчас нам пора уходить.

Воспитатель : Давайте скажем еще раз - для чего нужна вода? Дети : Человеку для приготовления пищи, питья, для полива растений, животным, без воды все живое погибнет.

Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.

(Маша и Медведь уъезжают под песню «Дружба» и м/с «Маша и Медведь»)




Светлана Воровская
НОД по экспериментированию в старшей группе «Эксперименты на кухне»

Цели : развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования .

Программные задачи : учить детей через экспериментирование открывать свойства продуктов питания; формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов; совершенствовать умения и навыки работы с различными материалами; развивать наблюдательность, внимание, познавательную активность; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование : игрушка «домовой» , сундучок, фольга, расческа, соль, яйцо, сода, уксус, вода, ложки разных размеров, стаканчики разных размеров, модель вулкана из пластилина, белые халаты по количеству детей.

Предварительная работа : просмотр м/ф «Приключения домовёнка Кузи» , чтение сказки Т. Александровой «Новые приключения Кузи» .

Ход НОД:

Дети играют в игровом уголке.

В.: Ребята, прислушайтесь… Мне кажется, кто-то плачет, откуда это?

Воспитатель и дети идут в спальню.

В.: Ребята, да это же домовенок Кузя, что случилось, Кузя? (в. подносит игрушку к уху) .

Ребята, Кузя говорит, что его заколдовала Баба Яга, поэтому он грустный. Что же делать? (дети предлагают помочь) . А как же мы ему поможем? (в. подносит игрушку к уху) . Кузя говорит, что в его сундучке есть задания, которые нужно выполнить с помощью волшебства. А где же сундучок, он где-то в группе . А вот и он. Посмотрим, что здесь.

1 задание – загадка.

Тут пронзительно свистит

Чайник утром рано.

Холодильник тут стоит,

Раковина с краном.

В.: Правильно, это кухня , значит, все волшебство будет происходить на кухне , мы будем кухонными волшебниками! Тогда нужно надеть фартуки. (Дети надевают халаты) .

2 задание – «Заставить фольгу танцевать» .

В.: Ребята, вот и все необходимое для этого задания. Разрежем или порвем фольгу от шоколада на длинные и тонкие кусочки, берем расческу, расчесываем Кристину и подносим расческу к кусочкам фольги. Смотрите фольга танцует!

3 задание – «Плавающее яйцо» .

В.: Нам нужно сделать так, чтобы яйцо не утонуло в воде. Давайте попробуем, наливаем в стакан воду, опускаем яйцо. Яйцо утонуло. Что же делать? Давайте попробуем добавить в воду соли. Добавляем, перемешиваем, опускаем яйцо. И вот чудо – яйцо не тонет. Дело в том, что соль повышает плотность воды и яйцо уже не утонет, оно плавает. Так же и в море, причем чем солоней вода, тем сложней утонуть. Например в Мертвом море так много соли, что там не живет даже рыба. Потому что рыба живет под водой, а соль Мертвого моря выталкивает ее на поверхность. И с этим заданием мы справились.

4 задание – «Прыгающий изюм» .

В.: Ребята, как заставить изюм прыгать в воде? Давайте нальем воду в стакан и опустим туда несколько изюминок. Что происходит? Изюминки просто плавают. Попробуем взять газированную воду. Тоже опустим туда несколько изюминок. Смотрите : изюминки опускаются на дно и поднимаются на поверхность. Это происходит потому, что в минеральной воде множество пузырьков воздуха, они обволакивают изюминки и то поднимают их, то опускают на дно. Значит, с заданием мы справились.

(Физминутка) .

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

5задание – «Сделать вулкан» .

В.: Чтобы выполнить это задание, нам понадобится сода и уксус. Насыплем в тарелку немного соды, а сверху капнем уксус. Вот и получился у нас вулкан, все шипит и «извергается» . Вулкан извергает шипучий фонтан.

6 задание. «Осветлить воду» .

В.: Вот в банке у нас подкрашенная вода, ее нужно осветлить. В этом нам поможет таблетка активированного угля. Растолчем ее и бросим в воду. Закроем крышку, взболтаем. Смотрите, вода посветлела на глазах.

В.: Ребята, а где же Кузя? Он ушел, значит, мы его расколдовали. А вот попрощаться он с нами забыл, это потому что он еще маленький и очень стеснительный. Но он оставил нам угощенье в благодарность за нашу помощь. Ведь мы с вами настоящие волшебники!

Все, что мы с вами сегодня делали, вы можете попробовать сделать и дома. Но только вам обязательно понадобятся взрослые помощники.

Публикации по теме:

«Игры на кухне» Открытый семинар- практикум для родителей в старшей группе компенсирующей направленности «Игры на кухне» Цель: Обучение родителей игровым.

Дети на кухне Играть на кухне можно во многие увлекательные и полезные юры. Главное, чтобы они веселые были. Ну что, начнем? Открываем кухонную игротеку.

Конспект занятия по экспериментированию «Фильтрация воды» в старшей группе Экспериментирование в старшей группе «Фильтрация воды» Алиса Зубаерова Экспериментирование в старшей группе «Фильтрация воды» Тема: Фильтрация.

Во время зимних каникул с детьми старшей группы проводился эксперимент для доказательства высказывания: "Холодный снег согревает землю во.

Игры на кухне Большую часть времени женщины проводят на кухне. В большинстве случаев они являются мамами, а значит, у них есть дети. Дети по своей природе.

Игры-эксперименты с водой во второй младшей группе Вoда - компoнент неживой прирoды, и наряду с глиной, песком, камушками представляет интерес для ребят. Игры с водой интересны для детей.

Название: Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД,опытно – экспериментальная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад №210
Месторасположение: г. Пермь

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства» .

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи: — познакомить детей с понятием «магнит»;

Сформировать представления о свойствах магнита;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком;

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал.

Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и диск).

Интересно от кого? (На диске изображен Пин)

Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходили?

— Может ответ на диске?

Я поставлю диск и мы посмотрим что же нам хотят сказать наш друг »

Включаем диск: «Здравствуйте ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз, но что бы его получить найдите ключ и откройте замок. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да вот это задачку загадал нам Пил.

А вы знаете что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит (дети рассматриваю магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Посмотрите, что бы мы ни чего не перепутали, направление нам укажут стрелки. Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «НАЙДИТЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ КЛЮЧ».

Опыт 1: на подносах лежак ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д.).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

Давайте возьмём каждый по ключу и проверим а вдруг ещё какой- нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

А почему?

А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

А вот и второе задание. «КАК ДОСТАТЬ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?».

Опыт 2 : на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите что у нас получится.

Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3: Посмотрите,кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

У всех получилось найти спрятанный предмет?

У меня был …….

А у вас что?

Какой можно сделать вывод?(Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть, а здесь лежит ещё один. Что бы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите мы с вами нашли 4 ключа, а замок один.

Как же нам выбрать ключ который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно конструктор и не простой а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята посмотрит Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Безопасность» , «Коммуникация» , «Художественная литература» , «Музыка» , «Художественное творчество» , «Здоровье» , «Труд» .

Цель : формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.

Образовательные : Дать сведения о происхождении кефира. Закрепить знания детей о свойствах воды, умение работать со схемами, символами. Обогащать словарный запас существительными (исследователь, ученый, растворитель, лаборатория, именами прилагательными (соленый, кисломолочный, пресная, глаголами (притягивать) .(«Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Здоровье» , «Труд» )

Развивающие : Развивать познавательную активность, совершенствовать двигательные умения, умения делать выводы, умозаключения, закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов («Познание» , «Социализация» , «Коммуникация» , «Безопасность» , «Музыка» , «Художественная литература» , «Художественное творчество» )

Воспитательные : Воспитывать навыки сотрудничества, аккуратности при выполнении работы («Познание» , «Социализация» ).

Практические : Формировать навыки экспериментальной деятельности , закреплять умения и навыки работы с различными материалами.

Оборудование и материалы : пластиковые тарелки, ложки и стаканы, воздушные шары, подносы, салфетки, схемы, соленое тесто, молоко, вода, геркулес, яйцо, доски для лепки.

Технические средства : мультимедийный экран, компьютер.

Проведение НОД :

Воспитатель : Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном

открывать!

Ребята! Отгадайте загадку!

Тут пронзительно свистит чайник рано утром!

Холодильник здесь стоит, раковина с краном!

Вкусно пахнет пирогами, у плиты колдует мама!

(Кухня )

Воспитатель : Дети! Я вас сегодня приглашаю на кухню ! Но для нас она сегодня не место, где готовят пищу, а лаборатория. Мы станем исследователями, лаборантами, маленькими учеными, экспериментаторами , волшебниками. И в обычных предметах и продуктах будем открывать что-то новое и интересное.

А помогать нам в этом будет волшебный экран! Посмотрите на экран! Что вы видите?

1 Слайд. Продукты питания. Сахар, соль, лимон, яйцо, молоко, мука, овсяные хлопья, лавровый лист, вода свекла.

Воспитатель : Назовите это одним словом?

Дети : Продукты.

Воспитатель : Да, экран подсказывает, что именно эти продукты помогут нам провести опыты и эксперименты . Главный помощник на кухне - вода . Давайте вспомним свойства воды.

2 Слайд. Вода

Символ «Вода не имеет формы» .

Воспитатель : Что показывает нам картинка? (вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в который ее налили) .

Символ «Вода не имеет цвета» .

Воспитатель : Что мы узнаем о воде по этой картинке? (Вода не имеет цвета)

Символ «Вода не имеет вкуса»

Воспитатель : А что показывает нам эта картинка? (Вода не имеет вкуса)

Символ «Вода не имеет запаха»

Воспитатель : А что на этой картинке? (Вода не имеет запаха)

Символ «Вода - растворитель»

Воспитатель : Эта картинка показывает нам, что вода - хороший растворитель. Сейчас мы это и проверим. Нам нужно приготовить соленую воду. Какие материалы нам для этого нужны? (Вода, соль)

Воспитатель : Положите три столовые ложки соли в стакан, который стоит справа. Для опыта нам понадобятся яйцо и стаканы с чистой и соленой водой. Давайте проверим и сравним, как ведет себя яйцо в каждом из стаканов.

(В чистой воде яйцо утонуло, а в соленом растворе оно плавает)

Вывод : Соленая вода тяжелее пресной и в ней труднее утонуть. Она поддерживает предмет.

3 Слайд. Река и море.

Воспитатель : Мои помощники! Скажите, какая вода в реке (пресная, а в море (соленая) .

Где легче научиться плавать? Почему?

Воспитатель : Дети! Вы знаете, что и в обычной воде одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности.

Опыт. Лавровый лист и кусочек свеклы.

Вывод : Если предмет легче воды - он плавает, если тяжелее - он тонет.

Воспитатель : Посмотрим! Что нам хочет сказать волшебный экран?

Я приглашаю вас потанцевать под веселую музыку

Физминутка «Воздушные шары»

4. Слайд. Алгоритм выполнения эксперимента .

Воспитатель : У вас на столах лежат воздушные шары.

Что возьмем сначала?

Что возьмем потом?

Что сделаем?

К чему поднесем шарик?

Что произошло?

Как вы думаете, почему?

Вывод : оказывается шарик приобрел свойства магнита и притянул к себе хлопья.

Воспитатель : Исследователи! Вы любите хлопья? А с чем вы их больше всего любите кушать? (Ответы детей) . Хлопья полезно есть на завтрак с молоком.

5 Слайд. Волшебный экран показывает, какие продукты получают из молока.

Ответы детей (творог, ряженку, кефир, сыр, масло)

Воспитатель : Очень полезным кисломолочным продуктом является кефир. Сейчас мы приготовим из молока кефир.

Воспитатель : Нам понадобится молоко и лимонная кислота, которую делают из лимона. В один стакан положите ложку лимонной кислоты, размешайте.

Что получилось?

Чем отличается кефир от молока (кефир более густой) , на вкус он кислый.

Это кисломолочный продукт. А вы знаете, где и как впервые получили кефир?

6 Слайд. Наш экран показывает нам историческую справку.

Кефир - один из самых популярных кисломолочных продуктов.

Слово «кефир» - турецкого происхождения : «кеф» в переводе с турецкого означает «здоровье» .

В 19 веке на Северном Кавказе, в Осетии, из молока с помощью специальной закваски впервые стали делать кефир.

Воспитатель : Этот кефир хорош для приготовления теста.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Воспитатель : А я вам сегодня приготовила тесто из муки, соли и воды с добавлением пищевого красителя. Это тесто нельзя употреблять в пищу, а использовать только для изготовления поделок.

Мои маленькие ученые! Я приготовила торт для ваших кукол, но не успела его украсить. Поможете мне?

Показ изготовления розочек из теста.

7 Слайд. Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов»

Дети делают цветы. Украшают торт.

Итог занятия :

Давайте вспомним, какие опыты мы сегодня делали? А подскажет нам это наша магнитная доска!

А теперь нам пора прощаться, а на память о нашей встрече - подарки и угощение.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Интеграция областей: Познавательное развитие / здоровье и безопасность.
Тема: «Удивительная вода».

Программные задачи:
Образовательные:
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса, имеет три агрегатных состояния - твердая, жидкая, газообразная - пар); познакомить с круговоротом воды в природе.
Формировать безопасное поведение на воде.
Развивающие:
Развивать логическое мышление; научить определять тему, осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.

Воспитательные:
воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- лаборатория
- лаборант
- колба
- круговорот воды в природе
- жидкость

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, пергидроль, марганец.
Раздаточный материал на каждого ребенка: 2 больших пластиковых стакана и 1 маленький, бусинка, лед, клей, цветной карандаш, салфетки, лист бумаги формата А4, розетка для картинок с изображением стакана с водой, льда, пара.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будим с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте…Что это шумит? (звучит шум ручейка, когда дети отгадают, на экране появится картинка). Правильно, послушайте теперь стихотворение (стихотворение Н.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»)
Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.
Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды.
(Воспитатель надевает халат)
Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса. Возьмите листок, он разделен на 3 части. Какой картинкой мы можем показать, что вода это жидкость, возьмите и наклейте ее в первую пустую клетку.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит?(лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство. Берем листок и выбираем подходящую картинку. Наклейте ее в следующую клеточку.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Ручеёк».
Жил да был ручеёк,
(волнообразные движения рук.)
Зажурчал и потёк.
(Ходьба по кругу)
В тучку превратился
(Рисуют в воздухе круг)
Капелькой спустился
(Присели.)
Вот и кругооборот
(Покружились вокруг себя)
Наблюдательный поймёт
(Руки в стороны) .
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.
Опыт №3 «Парообразная вода - пар»
Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (в колбу наливается пергидроль, затем добавляется небольшое количество марганца и получается пар). Ребята что это? (пар) Где вы в жизни встречали пар? (ответы детей)
Вывод: вода может быть в парообразном состоянии. Возьмите последнюю картинку и приклейте ее в последний квадрат.
Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, внимание на экран. (рассказ «Круговорот воды в природе»)
Итог НОД.
Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях(каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.
Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Схемы заберите с собой и всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2008.
2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.