Консультация детские страхи испортить жизнь. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия

Консультация для родителей на тему:

«Детские страхи»

Детские страхи - одно из распространенных явлений у детей от 1 года до 7-ми лет. Причин для страхов в этом возрасте хоть отбавляй. Мир еще не понятен, и не известен. У ребенка разыгрывается фантазия, и ему мерещатся разные монстры. Нередко родители сами усиливают страхи и тревожность своего непослушного ребенка, пугая его докторами, милиционерами, своими болезнями, лишением своей любви.

Есть страхи, связанные с окружающей средой. Ребенок боится грома, собак людей в белых халатах, темноты и так далее. У большинства детей самый большой страх потерять вас. Чем чаще вы исчезаете. Не предупредив ребенка, тем больше он боится вас потерять.

Если вы знаете причину страха ребенка, то справится с ним горазда проще. Главное, что нужно сделать родителям в таких случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.

Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность. Помочь ребенку справиться со страхами - это значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок - освобожденный от страха, а значит, приготовленный для обретения нового жизненного опыта, открытый для радости. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а мы к ним, - это совершенно естественное и нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.Мы должны с уважением отнестись к страху ребенка, даже если он совершенно беспочвен.

Признаки повышенной тревожности:

Если ваш ребенок стал более прилипчив,чем обычно. Не хочет играть один, отказывается на стульчике или на полу - только на коленях. Готов не отходить от вас ни на шаг.

Если ребенок ни с того ни сего невероятно послушен. Не торопитесь радоваться: это может означать, что он особенно чувствует свою беспомощность и готов на любые подвиги и послушания, лишь бы вы его от себя не прогнали.

Проявляет явную боязнь к новым людям. Не хочет ни с кем знакомиться. Жмется к вам.

Стал плохо засыпать.

Потеря аппетита.

Если не обращать внимание на состояние ребенка уже сейчас, у ребенка могут начаться новые кошмары, могут развиваться нервные реакции, как заикание, подергивание век, привычки как обгрызывание ногтей, сосать палец и т.п.

Ребенок часто не в состоянии объяснить вам толком чего и почему он боится. Поэтому вам самим необходимо быть наблюдательней. Проблема в том, что многие родители, даже правильно понимая, что пугает их ребенка, реагируют таким образом, что это только закрепляет его страхи на долгие годы.

Например, если ребенок боится темноты, родители стараются убедить ребенка, что это не страшно и только трусы боятся темноты. Они оставляют ребенка одного в комнат. Или если ребенок боится, какое-то животное они заставляют ребенка погладить его - дескать, так легче убедиться, что это вполне мирное животное. Ребенок продолжает бояться, вдобавок он чувствует себя плохим, трусом, а таких, как правило, не любят. Чтобы не разочаровывать родителей, ребенок вынужден скрывать свой страх, то есть еще и обманывать. И что мы имеем в итоге? Страх перед темнотой, страх перед животным и т.д, плюс страх перед родителем, страх потерять любовь и ощущение, что не достоин любви, так как трус обманщик. Все это приводит к развитию невроза.

Детские страхи - это нормальное явление. Однако детских страхов может быть меньше, страхи могут быстрее проходить, если родители будут использовать следующие советы:

Если Вы видите, что ребенок испуган, испытывает страх, не тревожьтесь, успокойтесь сами. Ваша уверенность и спокойствие поможет ему преодолеть страх.

Не принижайте страх словами "Не бойся", "Это не страшно" Не ругайте ребенка и не высмеивайте его. Это только усугубляет детские страхи.

Правильно будет поговорить с ребенком о страхе, предложить ребенку нарисовать его на бумаге, а затем вместе порвать. Если Ваш ребенок боится врачей и уколов, то поиграйте с ним в больницу. Пускай малыш играет роль доктора, а Вы самого трусливого больного.

Помните, что проговаривание, прорисовывание, проигрывание уменьшает детский страх.

Самое страшное для ребенка - это потерять Вашу любовь. Поэтому совершенно не допустимо использовать этот детский страх для того, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения. Не нужно говорить, что Вы разлюбите его, уйдете, отдадите дяде милиционеру. Это может стать причиной более серьезных детских страхов.

Если Вас беспокоят страхи ребенка, Вы не знаете, как от них избавиться, то обратитесь к психологам. Существует множество способов избавления от детских страхов. Хорошо, если малыш избавится от них в детском возрасте и не заберет их во взрослую жизнь.

Маленькие хитрости, помощь которых можно преодолеть некоторые страхи:

Если ребенок боится грома, поиграйте ним в «грозу». Погремите кастрюлями, покричите «бабах». Когда начнется гроза, предложите проверить, кто гремит сильнее: вы или гром на улице.

При случае скажите малышу: «Когда я бала маленькая я тоже этого боялась. А потом перестала». Он почувствует себя увереннее.

Каждому родителю можно найти способ, помогающий ребенку преодолеть детские страхи. Но если страхи становятся интенсивными и постоянно нарастают и меняют характер и поведение, необходимо обратиться к специалисту.

Воспитатель Полицковая Т.В.
Дата проведения январь 2016 год.
ст. Кавказская

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. Известно, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний.

Поначалу большинство родителей относятся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но довольно скоро их отношение начинает меняться и ребенок трех, четырех, пяти лет часто слышит, испугавшись чужого дяди или собаки: «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно! Ты уже большой!».

Если про другие детские проблемы можно сказать, что ребенок их перерастет, то со страхом дело обстоит иначе. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Наличие страхов у ребенка – явление нормальное. Каждый ребенок все равно чего-то боится. Большинство страхов чаще всего обусловлено возрастом и имеют временный характер.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. В противном случае, если страх ребенка игнорируется, высмеивается или подавляется, родители получают целый «букет» проблем в последующие годы: от школьной неуспеваемости до неуправляемого поведения. Тики, навязчивые движения, энурез (ночное недержание мочи), заикание, плохой сон, раздражительность – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым может привести непреодоленный детский страх. Т. е. в некоторых ситуациях страх принимает невротический характер и становится навязчивым.

Что нужно делать родителям, чтобы этого не допустить? · Прежде всего, критически оценить семейную ситуацию и проанализировать свое поведение. Очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Ребенок при этом чувствует себя маленьким и слабым, а мир кажется ему чересчур враждебным. А иначе, зачем взрослым оберегать каждый его шаг? Обязательно нужно предоставлять ребенку свободу действий, даже если вы целиком и полностью уверены, что лучше справитесь с ситуацией. · Детские страхи нередко вызываются конфликтами в семье. В большинстве случаев непосредственной реакции на конфликт не бывает – родители ругаются, а ребенок может спокойно играть в комнате, вроде бы не обращая внимания, — но эта реакция просто оказывается отсроченной и выражается в какой-то другой, часто неожиданной форме. Например, ребенок начинает бояться привидений или Бабы Яги. ·

Чаще подвержены страхам ранимые и чувствительные дети, а так как таких большинство, совет один: не стоит перенасыщать ребенка мультфильмами, особенно иностранными; и фильмами ужасов, которые родители зачастую разрешают смотреть детям «для закалки» · Над боязливым ребенком не в коем случае нельзя смеяться, что часто делается «из воспитательных соображений». Страх не пройдет. Он лишь заберется глубже и усилится. Ребенок замкнется в себе и перестанет доверять взрослым · Также распространены внушённые детские страхи. Их источник — взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не ходи – упадёшь», «Не бери — обожжёшься», «Не гладь – укусит». Ребёнку пока ещё не совсем ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страхи у детей могут развиться в любом возрасте, но имеются периоды повышенного проявления страха, которые возникают в определенной жизненной ситуации. Такие страхи часто усиливаются из-за незнания родителей. На возраст 5 – 7 лет приходится максимум страхов. Как показали заполненные вами анкеты, чаще всего дети бояться темноты и сказочных персонажей. Страх сказочных персонажей, чудовищ и привидений один из самых распространенных страхов. И неудивительно, ведь нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Поэтому даже к такому безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, сейчас следует относиться очень осторожно. А если ребенок подвержен страхам, не стоит позволять ему подпитывать свою фантазию образами монстров. В то же время не стоит забывать и том, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, властных или грубых родителей. И в этом случае придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет.

Истинный страх одиночества часто присущ хрупким, застенчивым, нерешительным детям. Их воображение не находит адекватного выхода усиленно «штампует» страшные образы. Важнейшая задача родителей – направить богатое воображение ребенка на обучение его самостоятельной работе, ролевым играм, творческому самовыражению, потому что такие дети, как правило, не умеют играть самостоятельно. Но, как правило, боязнь одиночества является лишь выражением страхов вообще. Т. е. если ребенок испытывает страх, то остаться один он боится, дабы не оказаться один на один со своим страхом.

Страх темноты распространен не только среди дошкольников. Даже среди взрослых найдется нимало таких, которым темнота внушает опаску. Для детей же темнота населена поистине ужасными чудовищами. Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это справиться со страхом не поможет. А вот предлагать ребенку различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты, будет гораздо эффективнее. Но как сделать так, чтобы страх не принял невротического течения? Что нужно делать, что бы сгладить проявления детских страхов? · Страх можно попробовать с ребенком нарисовать. Обычно дети откликаются на просьбу нарисовать то, чего бояться. А далее вместе с ребенком можно нарисованного монстра разорвать, можно пририсовать ему несколько деталей, которые сделают «из страшилища посмешище», а можно вместе придумать, а затем и нарисовать, то, что поможет с этим страхом справится, выдумать способ страх побороть. · Можно читать придуманные вами или уже написанные кем-то сказки. Пусть некий положительный герой встретиться с тем, чего боится ваш ребенок. А затем возможно множество вариаций: со страхом можно подружиться, можно начать страху помогать, а можно помогать кому-то третьему освободиться от этого страха. В любом случае, сказка не навредит. Но не стоит увлекаться «страшилками». Они подходят для более старшего возраста, а ребенка – дошкольника могут испугать еще сильней. · Можно с ребенком играть. Игра в данном случае будет способом нейтрализации страхов, ведь жизненные обстоятельства в ней – в нашем случае страх – переживаются в условном, а значит ослабленном виде. Кроме того, в игре ребенок получает возможность приобрести какие-то навыки и нормы поведения. Лучше играть вместе с ребенком, расставаясь со взрослой солидностью. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам или морякам помогает побороть страх. Для снятия торможения и скованности, спутников страха, очень полезны шумные, подвижные игры, например «Пятнашки». Игры в жмурки и в прятки помогают преодолеть страхи темноты и одиночества. Играя с ребенком в больницу, предоставив ему сначала роль врача, а затем уже пациента, вы поможете ему справиться с боязнью врачей и уколов. (Не потому ли мальчики чаще бояться медицинских процедур, что реже играют в больницу?)

Способов помочь ребенку преодолеть страх немало. И не так уж важно, какой из них выбрать. Главное попытаться понять своего ребенка, попытаться стать ему ближе. А сам по себе эмоциональный контакт и принятие ближайшими взрослыми являются важнейшим средством профилактики сковывающих ребенка страхов.

Огромный мир окружает ребёнка и в нём столько непонятного, рождающего страх. Страх включает в себя и внезапный испуг, и осознанное чувство. Страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушён окружающими людьми. Внимание со стороны родителей, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Детские страхи»

Страх – это физиологическая реакция на внешние раздражители. Страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушён окружающими людьми. К внушённым страхам относятся страх темноты, чужих людей, выдуманных существ, животных и так далее. Кстати, в их появлении чаще всего повинны взрослые. Негативно будет влиять на развитие ребёнка постоянно подавленная мать с признаками нервного истощения. Она не даст ему ощущения любви и заботы. Чрезмерно заботливая мать тоже окажет ребёнку плохую услугу. Когда контролируется каждый шаг и любая инициатива пресекается, то страхи акцентируются и закрепляются в сознании малыша. Не менее разрушительным действием на детскую психику обладает конфликтная ситуация в семье. Чаще всего в таких ситуациях родители не обращают внимание на нужды и желания ребёнка, оставляя его наедине с его страхами и опасениями. В таких семьях дети вырастают не уверенными в себе. Отдельной проблемой в воспитании детей, которая провоцирует появление тревожности, становится баланс между поощрением и наказанием. Видя непоследовательность родителей или их слабость, ребёнок уже не сможет поверить в то, что они защитят его в случае необходимости. Ещё одной причиной возникновения устойчивых страхов, особенно у впечатлительных детей с хорошо развитой фантазией, является обилие тревожной информации. Её источником могут стать фильмы или программы, а может подслушанный или просто услышанный разговор взрослых. И здесь главное – не утрировать возможную опасность, а объяснить, как её избежать. Итак, возникновение детских страхов – явление неизбежное, но главное, чтобы они не переросли в серьёзную патологию. Единственное спасение от этого – внимательное и доброжелательное отношение взрослых, спокойный, уравновешенный подход к воспитанию и создание атмосферы уюта и защищённости.

1. Откажитесь от излишней принципиальности и беспокойства по поводу возможных несчастий, неудач, ошибок.

2. Расширьте сферу общения ребенка. Наполняйте его жизнь радостными, позитивными переживаниями: совместные походы, аттракционы, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, санках, игры с мячом, кеглями и т.д. Радость - прекрасное чувство и форма преодоления любого страха. Она снимает напряжение организма.

4. Не пугайте ребенка волками, милиционерами, врачами и т.п. Ведь он всерьез воспринимает то, что нам кажется незначимым или нереальным.

5. Пусть ваш ребенок станет равноправным членом семьи со своими правами и обязанностями.

6. Очень хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Такие истории можно и придумывать, стараясь сделать их посмешнее. Таким образом, вы сблизитесь с ребенком, станете лучше понимать друг друга.

Детские страхи не любят трёх вещей: когда о них рассказывают, когда их визуализируют (рисуют), когда над ними смеются. Именно с расчётом на это строятся игры, способные избавить детей от навязчивых кошмаров. Самая эффективная игра – это ролевое разыгрывание сказок и историй, сочинённых ребёнком на тему своего страха и страшных снов. Рисование – это отражение в сознании детей окружающей действительности, её моделирование, выражение отношения к ней. Через рисунки можно лучше понять интересы ребёнка, его переживания. Смех – одно из самых эффективных орудий в борьбе против детских страхов.

Таким образом, страхи детей в каждом конкретном случае требуют пристального внимания и серьёзного изучения со стороны взрослых. Будущее ребёнка, его гармоничное развитие и успехи во взрослой жизни зависят только от родителей, от их способности трезво смотреть на жизнь и любить своего малыша, свободно и искренне оказывая ему необходимую поддержку и внимание.


Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении

детский сад общеразвивающего вида №42 «Малинка»

Консультация для родителей

«Детские страхи могут испортить всю жизнь»

Подготовила:

Зуйкова Г.В.

Старый Оскол 2017г.

Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи?

Самая основная и наиболее распространённая причина появления страхов у ребёнка – конкретный случай, например, его покусала собака, потерялся в магазине или другом людном месте и т.д. Да и сами родители часто провоцируют страхи: «Не трогай – обожжёшься», «Не будешь кушать – Баба яга придёт», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка.

Наиболее частая причина страха – это детская фантазия. Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа. А какую панику вы испытывали, когда в толпе теряли из поля зрения свою маму, каждый боялся потеряться или быть похищенным. Также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания.

В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным. Конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

Виды страхов:

1. Первый год жизни: страх посторонних людей и отдаления от матери.

2. От 1 до 3 лет: ночные страхи, в том числе боязнь темноты, страх оставаться одному.

3. От 3 до 5 лет: боязнь сказочных персонажей (к ним как раз относятся «Бабайки», которыми мы пугаем детей), страх темноты, боязнь замкнутого пространства.

4. От 5 до 7 лет: боязнь болезни и смерти, страх перед животными, боязнь родительского наказания, боязнь глубины или пожара, боязнь опоздать и быть наказанным.

5. От 7 до 11 лет начинаются так называемые «школьные фобии», начиная от боязни быть «никем» в новом коллективе и заканчивая боязнью получить плохую оценку.

6. От 10 до 16 лет: страхи, связанные с изменением внешности, различные страхи межличностного происхождения, связанные с общением со сверстниками.

К счастью, большинство этих страхов проходит с взрослением ребёнка. Но родителям следует обратить внимание, если они становятся навязчивыми на протяжении длительного времени.

Как избежать появления страхов.

Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве. Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором.

Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий. Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми. Чтобы он не боялся сложных школьных заданий или плохих оценок, перед поступлением в школу отправьте будущего первоклассника на подготовительные курсы.

Там в игровой форме детей подготовят к урокам и познакомят с будущими одноклассниками. И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами, ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Как побороть детские страхи

Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Существует множество примеров игр, вот один из них.

Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху» смешные рожицы, дайте волю фантазии.

А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование», у кого больше кусочков получится.

Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи, не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей - СПб.: Изд-во Союз, 2016. - 328 с.
  2. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб.: Гиппократ,2006. - 128 с.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка: Книга для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2003. - 192 с.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта,2011. - 163с.
  5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000. - 448 с.
  6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.,2012. - 181 с.
  7. Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, 1995.
  8. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Минск, 2014. - 238 с.

Консультация для родителей дошкольников по теме "Детские страхи".

Цель: Информирование о проблеме детских страхов.
Задачи:
Рассказать о проблеме детских страхов, его проявлениях и причинах;
Обучение родителей адекватным и доступным приемам в моменты возникновения и переживания детьми ситуации страха;

План:
1) Актуальность проблемы;
2) Понятие, виды, причины страхов;
3) Рекомендации и приемы преодоления страхов;
4) Практическое применение.
(Я проводила консультация по запросу родителей, в ходе консультации задавались вопросы на уточнение, либо просто слушала родителей их мнение)

Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир, испытывая при этом самые разнообразные эмоции. С детским страхом в современном мире сталкивается каждый человек, который взаимодействует с детьми. Родители, педагоги, врачи, психологи – все отмечают у детей дошкольного возраста проявление того или иного страха.
Детские страхи – это очень сильные переживания детей, связанные с каким - либо фактором или воздействием.
Проблема детских страхов - достаточно актуальная тема в современном мире. Новые условия окружающей ребёнка действительности порождают и новые страхи. Большая загруженность родителей, желание обеспечить ребёнка материальными благами не позволяют им заметить имеющуюся у ребенка проблему, поэтому ребёнок остается наедине со своими страхами, которые не позволяют полноценно жить и развиваться. С другой стороны, даже узнав о наличии страха у своего ребёнка, родители зачастую не в силах оказать ему необходимую помощь. Выходом из ситуации является своевременное обращение к детскому психологу за квалифицированной помощью.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и носят возрастной характер.
Многие специалисты уверенны, что испытывать страх это нормально, ведь по средствам проб мы получаем опыт, хоть он и не всегда положительный.

В каждом возрасте малыш испытывает определенный страх и это нормально, его называют возрастным, например согласно Вологодиной Н.Г. ребенок с 3 до 5 лет испытывает такие страхи как боязнь сказочных персонажей, страх темноты – связанно это с пиком развития воображения. Источником для воображения ребёнка является его окружение, обсуждение различных проблем, ссоры родителей, громкие звуки, сказки (в которых не разобран сюжет, ребенок их просто не понял), реклама по телевизору и так далее.
Для выявления страхов специалисты использую различные методики, тесты, но все понимают, что мы сразу узнаем ребенка, который испытывает страх. Он тревожен, реагирует возбуждением, капризами и так далее.

Рекомендации о предотвращении детских страхов, очень разнообразно в сети интернет, среди научных работ и т.д. Проанализировав работы специалистов можно выделить приемы по предотвращения страхов это:
1. Заботиться о психологическом здоровье ребенка еще до его рождения (во время беременности не испытывать стрессы);
2. Находить время для того, чтобы просто спросить у малыша: - «А как у тебя дела? Как прошел твой день?»;
3. Нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным;
4. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, он личность и у него свои особенности помните это;
5. Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки. Сравнивать можно ребенка только с самим собой.
6. Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или полицейскими. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.
7. Самое важное любите своего малыша и говорите ему об этом, прикосновения очень важны (объятия, поцелуи дают ребенку чувство безопасности!)

Если ребенок столкнулся со страхом, то следует:
1. Не говорите, что это глупости или капризы, ребенок замкнется, и страх может усугубиться;
2. Выясните причину, проговорите травмирующую ситуацию (так чтоб не стало еще хуже!), найдите совместное решение;
3. Очень хорошее средства, через что можно преодолеть и победить страх это – игра, творчество, музыка, мультфильмы, сказки.
4. Если вы не справляетесь своими силами обратитесь к специалистам.

Приведу в пример игру. (если родители активны, то можно предложить сыграть, предложен вариант игры в группе с детьми)
Игра: «У страха глаза велики»
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем со страхом. Встаньте и представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны).
У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза).
Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).
А затем и вовсе исчезает (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Где он? (дети пожимают плечами). Улыбнитесь друг другу.
Спасибо за внимание!

Источники:
1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2(29). – С. 58 – 61.
2. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью/ Вологодина Н.Г. - М.: «Феникс», 2006г. - 224 с.
3. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.:Просвещение, 1993 г. – 191 с.
4. Каптерев П.Ф. О детском страхе. «Воспитание и обучение» - СПб., Апрель 1901 г. № 4. - 161-172 с.
5. Хухлаева О.В. «Основы психологического консультирования и психологической коррекции» / Хухлаева О.В. Москва, «Академи», 2001г. - 208 с.