Кромлех стоунхендж в великобритании - таинственное наследие древних. Стоунхендж

Так писал о Стоунхендже сэр Филип Сидней, один из поэтов блестящей елизаветинской эпохи. Уникальный мегалитический памятник, известный под названием Стоунхендж (нависающие камни) или Хоровод Великанов — это загадка, над которой ломали голову многие поколения. Он возвышается на гладкой как стол Солсберийской равнине, в южной части Англии. В нескольких милях от него протекает река Эйвон. Сооружение составлено из гигантских каменных глыб, вес которых колеблется от 5 до 50 т.

В средние века бытовало мнение, что величайшее чудо Британии - дело рук её величайшего волшебника - Мерлина. Миф о строительстве Хоровода Великанов придворным чародеем короля Артура имеет несколько вариантов. Наибольшую популярность приобрела версия, изложенная литератором XII столетия Гальфридом Монмутским в его псевдохронике «История бриттов». Согласно этой версии, Стоунхендж должен был увековечить память четырёхсот шестидесяти бриттских вождей, предательски убитых во время мирных переговоров вторгшимися на остров саксами. Мерлин якобы установил этот грандиозный мемориал на месте коварного убийства в царствование короля Аврелия Амброзия, дяди Артура. Но, как гласит легенда, волшебник не был архитектором сооружения, ему лишь принадлежала идея перенести Хоровод Великанов из Ирландии, где он прежде находился. Согласно Гальфриду, Мерлин обратился к королю со следующими словами:

«Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларио в Ибернии (древнее название Ирландии). Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же, как это сделано там, они тут встанут навеки». Далее в хронике говорится следующее: «Услышав эти слова, Аврелий усмехнулся, заметив: «Как это так? Везти столь огромные камни из столь отдалённого королевства, точно в Британии не найдётся камней для задуманного мною сооружения!» На это Мерлин ответил: «Понапрасну не смейся, ибо то, что я тебе предлагаю, отнюдь не пустое. Камни исполнены тайн и придают лечебные свойства различным снадобьям. Некогда великаны вывезли их из крайних пределов Африки и установили в Ибернии, где тогда обитали».»

После этой беседы король Амброзий отправил за море пятнадцать тысяч бриттов, во главе со своим братом Утером Пендрагоном (будущим отцом Артура). Экспедиция столкнулась с сопротивлением обитателей Зелёного острова, но, в конце концов, последние были разбиты. Далее Гальфрид рассказывает:

«Одержав победу, бритты поднялись на гору Килларио и, овладев каменным сооружением, возрадовались и дивились ему. И вот, когда они столпились вокруг него, подошёл Мерлин и сказал: «Приложите, юноши, все свои силы и, двигая эти камни, постарайтесь понять, что могущественнее, сила или разум, разум или сила». Повинуясь его приказанию, они единодушно взялись за всевозможные орудия и приступили к разборке Кольца. Иные приготовили бечеву, иные канаты, иные лестницы, дабы довести до конца задуманное, но ничего не добились. Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной лёгкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли её, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей».

Так объясняется происхождение памятника на Солсберийской равнине в одном из самых популярных литературных произведений средневековья. Но для наступившей затем эпохи Возрождения характерно некоторое пренебрежения к культуре средних веков и повышенный интерес к античности. В связи с новыми культурными веяниями история о Мерлине была объявлена нелепой басней. Теперь строительство гигантского мегалитического сооружения стало модно приписывать друидам, таинственной касте кельтских жрецов, основные сведения о которых черпали из «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря. Великий римский полководец и политик сообщает, что друиды «...много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величие мира и земли, о природе и о могуществе и власти бессмертных богов», а также, что «...их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию; и до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомиться, отправляются туда для её изучения».

Первое серьёзное исследование Стоунхенджа было произведено во второй половине XVII в. Джоном Обри, членом Королевской академии и личным другом короля Карла II. Он тщательно осмотрел памятник и зарисовал не только камни, но и куда менее приметные земляные сооружения. Однако, не будучи вооружён современными археологическими методами, он не смог сделать обоснованных научных выводов о дате строительства. Авторитетное мнение Обри очень способствовало популярности «друидической» версии происхождения Хоровода Великанов.

Проведённые уже в XX в. археологическое исследования памятника показали, что представление о друидах, строителях Стоунхенджа, не более научно, чем сказка о Мерлине. Любителей исторических загадок ожидал сюрприз. Как правило, народное воображение увеличивает древность памятников, легко жонглируя веками и тысячелетиями. Например, автору данной статьи неоднократно приходилось слышать рассказы о том, что старая железнодорожная насыпь близ села была построена при Екатерине, а каменным печенежским бабам 14 тысяч лет. Со Стоунхенджем всё вышло наоборот. Как выяснилось, он был неимоверно древним не только во времена Мерлина (V в. н. э), но и тогда, когда в Британии предположительно появились первые друиды (около V в. до н. э.).

Археологи несколько колеблются в определении даты начала строительства Стоунхенджа, но не сомневаются, что первые элементы памятника были созданы ещё в неолите, окончание же строительства относят к раннему бронзовому веку. Основные сооружения, более всего впечатляющие современных туристов, возвели в период 1900 - 1600 до н. э.

Изучение Хоровода Великанов - задача не простая не только из-за разрушительного действия времени. Как выяснилось, Стоунхендж неоднократно перестраивался ещё в доисторическую эпоху. Старейшая его часть так мало выразительна с точки зрения непрофессионала, что большинство туристов минуют её, даже не заметив, и переступают границу немыслимо древнего памятника без всякого внутреннего трепета, устремляясь к маячащим впереди циклопическим каменным аркам. Между тем, граница эта представляет собой неглубокий ров, окаймлённый двумя земляными валами. Ров и валы образуют удивительно правильный круг, диаметром около 115 м, разорванный на северо-востоке. Внутренний вал, более высокий и широкий чем внешний имеет ширину 6 м и высоту 1,8. Ширина и высота внешнего вала соответственно 2,5 м и 0,5 - 0,8 м. Что до рва, то он весьма неровен, и судя по всему, не имел самостоятельного значения, а просто служил карьером, из которого добывали материал для валов. Следует сказать, что материал этот - богатый мелом грунт Солсбери, и во времена, когда за состоянием валов следили, они, должно быть, имели ослепительно белый цвет, что выглядело очень эффектно.

Как уже было сказано, на северо-востоке в земляном кольце имеется разрыв (около 10 м). На прямой, соединяющей середину этого разрыва и центр круга, в 30 м за его пределами, расположен поставленный стоймя огромный камень. Его высота - 6 м, вес - около 35 т. Этот камень называют Пяточным, но, как и многие другие археологические объекты, он обязан своим именем случайности, и оно никак не связано с его назначением. Если человек среднего роста встанет в центр Хоровода Великанов и посмотрит на Пяточный камень в разрыв кольца, он увидит его верхушку точно на уровне горизонта. А если он проделает это ранним утром в день летнего солнцестояния, то увидит как солнце взойдёт прямо над камнем.

Внутри кольца первоначально было установлено всего четыре камня. Два из них сохранились до наших дней, от остальных двух остались лунки. Камни образовывали вписанный в круг прямоугольник, длинные стороны которого были перпендикулярны оси, проведенной из центра через Пяточный камень, а короткие, соответственно перпендикулярны ей. Все пять камней, относящиеся к первому периоду строительства Стоунхенджа необработанные. В этот же период была выкопана цепь лунок вдоль внутренней стороны вала, тоже образующая правильный круг, так называемое «кольцо Обри», получившее своё имя в честь первооткрывателя. Это необычайно интригующая деталь сооружения. Лунки расположены на тщательно выверенном равном расстояние друг от друга. Число их необычно - 56. Очевидно, что такое количество выбрано неслучайно. Если бы древние строители просто хотели создать замкнутое кольцо из равноудалённых лунок, то их было бы 64. Такое кольцо очень просто устроить, последовательно деля дугу окружности пополам.

Вскоре после того как «лунки Обри» были выкопаны, их засыпали толчёным мелом. В некоторых из них археологи обнаружили кремированные человеческие останки. Эта деталь, наводит на мысль о кровавых жертвоприношениях, но по зрелому размышлению такая мысль представляется недостаточно основательной. Не исключено, что Стоунхендж, тогда ещё не оправдывавший своего нынешнего названия, был местом погребения.

Не одно поколение успело смениться в Британии, прежде чем сооружение решили модернизировать, создав комплекс, который современные археологи именуют Стоунхендж II. Новые строители принялись возводить внутри земляного кольца ещё два концентрических круга из голубоватых камней. Эти круги также были разорваны на северо-востоке, открывая вид из центра на Пяточный камень. Кроме того, вход был отмечен дополнительными камнями. Мегалиты Стоунхенджа II были не слишком велики, по сравнению с циклопическими каменными блоками, которые можно увидеть на Солсберийской равнине сегодня. Их вес был около 5 т каждый. Привезли камни не из Ирландии, как гласит средневековая легенда, а из Уэльса, с гор Преселли. Край не столь отдалённый, как Ирландия, но всё же расстояние по прямой составляет 210 км, однако скорей всего мегалиты везли 380 км по рекам. Ко второму периоду строительства Стоунхенджа относится также сооружение двух валов, симметричных относительно оси центр - Пяточный камень и ведущих от входа сначала прямо на северо-восток, а затем к реке Эйвон, которая протекает в 2 милях от Хоровода Великанов. У археологов эта деталь памятника получила название «Авеню». Предполагается, что валы ограждали священную дорогу, по которой подвезённые на плотах камни, доставляли при помощи катков к месту строительства.

Внушительное сооружение из голубоватых камней простояло на Солсберийской равнине очень недолго. По-видимому, его ещё не успели толком завершить, как было принято решения разобрать оба кольца. Что заставило древних зодчих поступить столь странным образом, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Очистив священное место от голубых камней, строители принялись возводить новое сооружение, на этот раз из глыб твёрдого светло-серого песчаника, которые называются сарсенами. Их привозили из местности Марлборо-Даунс, расположенной на 35 - 40 км севернее Стоунхенджа. Там огромные сарсеновые валуны встречаются прямо на поверхности земли. Окрестные жители называют их Серыми Баранами. Уже упоминавшемся здесь исследователю Стоунхенджа Джону Обри доводилось охотиться в этих краях, и он оставил их описание:

«Эти холмы имеют такой вид, будто их засеяли огромными камнями, и очень густо; по вечерам они похожи на стадо овец, и этим объясняется их название. Так и кажется, что это и есть место, где Гиганты швыряли камнями в Богов».

Вес каждой глыбы, прибывшей на Солсберийскую равнину из Марлборо-Даунс, исчислялся десятками тонн. В отличии от необработанных камней Стоунхенджа I, блоки третьего периода строительства явно подвергались обработке металлическими инструментами. Неровности, которые сейчас можно видеть на камнях Хоровода Великанов - следствие разрушительного действия времени: выветривания, температурных перепадов, а иногда и молотков туристов. В своё время они были огранены и отшлифованы, что было непросто, учитывая твёрдость материала (Один своеобразный любитель древностей, посетивший Стоунхендж в XVII в. оставил в своём дневнике следующую запись: «Камни эти удивительно тверды и крепки, и как я не бил молотком, мне не удалось отколоть ни кусочка»).

В последний период строительства древние зодчие соорудили круг из 30 поставленных вертикально сарсеновых блоков и снабдили их сверху перемычками, так что образовалось сплошное кольцо. В уложенных сверху блоках делали выемки, которые соответствовали шипам на камнях-опорах, что обеспечивало прочность постройки. На северо-востоке кольцо-перемычка не было разорвано, но просвет между опорами был сделан больше. Таким образом, кругозор наблюдателя был ограничен сверху, но ничто не препятствовало лицезрению Солнца, появляющегося из-за горизонта после самой короткой в году ночи.

В середине сарсенового кольца была возведена подкова, составленная из пяти так называемых трилитов. Этот термин, означающий «три камня», специально изобрели для обозначения сооружений Стоунхенджа, представляющих из себя два поставленных стоймя каменных блока, увенчанные третьим, так что получается что-то вроде буквы П. Сооружения эти поистине исполинские. Их высота приблизительно 6 - 7 м. Самый большой трилит был возведён напротив входа. Вес составляющих его камней равен 50 тонн (Для сравнения: вес самых крупных блоков египетских пирамид - 15 т). Четыре других трилита образуют ветки подковы, открытой на северо-восток и симметричной относительно оси центр - Пяточный камень.

Сарсеновые кольцо и подкова, хотя и изрядно разрушенные, довольно отчётливо просматриваются в современных руинах, но был ещё один этап строительства, обозначенный археологами как Стоунхендж III В, выявить который помогли тщательные исследования. На этом этапе разобранное ранее кольцо голубых камней было восстановлено. Теперь оно огибало подкову из трилитов и как бы дублировало окаймлявшее его сарсеновое кольцо. Часть голубых камней образовала ещё одну подкову внутри подковы из трилитов. Кроме того, создатели Стоунхенджа III В выкопали два ряда лунок между сарсеновым кольцом и «кольцом Обри», которые принято обозначать лунки X и Y. В одном ряду лунок 29, в другом 30.

Памятник имеет ещё ряд деталей, вроде отдельно лежащих камней, насыпей и рвов. В общем описании сооружения они представляются второстепенными, но в принципе, каждая из таких мелочей может оказаться ключом к важной научной проблеме.

Долгое время главное загадкой Хоровода Великанов, находящейся в фокусе внимания публики был вопрос о том, как первобытные люди могли перемещать на значительные расстояния такие громадные камни, а затем устанавливать их с замечательной точностью. Но эта проблема давно решена современными учёными. Более всего в области мегалитического строительства прославился норвежский учёный Тур Хейердал, который воспроизвёл технику передвижения гигантских монументов острова Пасхи. Но были и другие энтузиасты. Какое-то время передвижение гигантских блоков при помощи примитивных технических средств, имитирующие строительство Стоунхенджа, стало чем-то вроде национального английского спорта. За такими попытками следили популярные радиопередачи. Выяснилось, что примерно 16 человек на тонну достаточно для того, чтобы перетаскивать камни на километр - полтора в день. Это по суше, на катках. После того, как блоки грузили на плоты, дело, естественно, шло быстрее. Работа, конечно, не из лёгких, но, если люди, говоря словами известного анекдота, «мають час та мають натхнення», вполне осуществимая.

Однако, как написали 1963 г. в газете «Манчестер гардиан», «...упор обычно делается на трудности транспортировки каменных глыб к месту постройки. Но гораздо труднее было решить, где их установить, - это требовало от строителей величайшего напряжения всех их знаний и сил». Статья была откликом на публикацию нашумевшей работы сотрудника Смитсоновской астрономической обсерватории профессора Джеральда Хокинса, в которой он попытался ответить на вопрос: каково было назначение величайшего мегалитического памятника Британии.

Тот факт, что Хоровод Великанов ориентирован на точку восхода в день летнего солнцестояния был замечен очень давно. Как известно, солнце встаёт точно на востоке лишь в дни осеннего и весеннего равноденствия (за исключением экватора). В зимнюю половину года точка восхода перемещается к югу, а в летнюю - к северу. Причём это смещение тем сильнее, чем ближе к полюсу находится наблюдатель. Находясь на полярном круге можно увидеть, как светило в середине ночи ненадолго коснётся горизонта в точке севера и снова устремится вверх. За полярным кругом оно не зайдёт вовсе. На широте Стоунхенджа точка восхода в день летнего солнцестояния находится почти точно на северо-востоке. Ориентация главной оси сооружения в этом направлении давало основания считать его храмом солнечного культа, где жрецы, увидев, что светило вновь возвратилось к Пяточному камню, торжественно объявляли о рождении нового года.

Но астроном Хокинс справедливо заметил, что для того, чтобы отметить точку солнечного восхода, как и любую другую точку на горизонте, достаточно двух камней. Между тем, в Хороводе их намного больше, и структура их размещения настолько сложна, что не может быть произвольной. По всей видимости, рассуждал профессор, назначение сооружения не исчерпывалось определением дня солнцестояния с которого пойдёт отсчёт нового года, хотя это и очень важная задача для первобытного земледельческого народа.

Находясь в Стоунхендже, Хокинс обратил внимание на то, как узки зазоры между стоячими камнями трилитов. Они не превышают 30 см, и в них невозможно протиснутся. При этом они ориентированы так, что сквозь них можно смотреть лишь в определённый проём сарсенового кольца, что ещё больше сужает кругозор, взгляд упирается в фиксированную точку на горизонте. Исследователь довольно быстро пришёл к выводу, что сквозь зазор центрального трилита, сохранившегося лишь частично, можно было наблюдать момент захода солнца в день зимнего солнцестояния. Но чтобы установить ориентацию прочих объектов полуразрушенного памятника, все данные пришлось подвергнуть тщательной математической обработке, для чего потребовалась электронно-вычислительная машина.

Как выяснилось, все прямые, соединяющие основные пункты Стоунхенджа, непременно указывают на какое-то особое положение Солнца либо Луны. В частности, два трилита на концах подковы ориентированы на заход Солнца в летнее солнцестояние и восход в зимнее. Два оставшихся, очевидно были предназначены для наблюдения за восходом и закатом Луны. Часто на прямой, соединяющей два важных пункта, находится третий объект - добавочный ориентир.

В композиции Хоровода Великанов чётко просматриваются линии, указывающие на точки восхода и захода Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также равноденствия. Что касается Луны, то траектория её видимого движения по небосводу гораздо сложнее, чем у Солнца. В течении года она движется как бы навстречу Солнцу: на север зимой и на юг летом. Но её крайние положения, в отличии от солнечных не остаются неизменными из года в год, а совершают маятникообразные перемещения в течении 19-летнего цикла. Таким образом на каждое крайнее положение Солнца приходится два крайних положения Луны, и каждое из этих положений зафиксировано в структуре Стоунхенджа.

Хокинс отмечает экономичность композиции памятника. Так, в Стоунхендже I просматривается 16 направлений на особые положения светил, каждое из которых определяется двумя точками. Но при этом использовано не 32 точки, а всего 11. Шесть из них использованы более одного раза, в том числе две точки используются 6 раз.

Исследования Хокинса не ограничились определением основных направлений, в которых велись наблюдения. Учёный обратил внимание на отрывок из труда античного историка Диодора Сицилийского, в котором тот рассказывает о мифическом острове гипербореев, расположенном далеко на севере. Хокинс посчитал, что Диодор ведёт речь о Британии, и упоминает в своём описании Стоунхендж: «И есть также на этом острове великолепное святилище Аполлона, а также прекрасный храм, украшенный многочисленными пожертвованиями, сферический по форме. Кроме того, там есть город, посвящённый этому богу, и большинство его жителей играют на кифаре... Говорят также, что с этого острова Луна видна так, будто бы она очень близка к Земле, и глаз различает на ней такие же возвышенности, как на Земле. Говорят также, что бог посещает остров каждые 19 лет; это период, за который звёзды завершают свой путь по небу и возвращаются на прежнее место...При своём появлении бог играет на кифаре и танцует ночь напролёт от весеннего равноденствия до восхода Плеяд, выражая таким образом восторг по случаю своих побед. А цари этого города и хранители святилища именуются Бореадами, так как они происходят от Борея (северного ветра), и должности эти передаются у них в роду из поколения в поколение».

Как астроном, Хокинс знал, что лунные и солнечные затмения могут повторяться с цикличностью приблизительно в 19 лет. Ему пришло в голову, что Хоровод Великанов мог использоваться для предсказания затмений. Работая дальше в этом направлении, учёный понял, что во II тысячелетие до н. э. затмения имели место в те периоды, когда зимняя Луна восходила точно над Пяточным камнем.

Но, если быть точным, полный цикл видимого движения Луны составляет не 19, а 18,61 солнечных лет. Таким образом, чтобы максимально точно предсказывать повторение небесных явлений следует отсчитывать два раза подряд по 19 лет, а потом лишь 18. Таким образом речь уже идёт о 56-летнем лунном цикле, который намного точнее 19-летнего (19+19+18=56). И тут Хокинс вспомнил о странном, никем до сих пор не объяснённом числе «лунок Обри».

Согласно гипотезе Хокинса, Стоунхендж не просто обсерватория, но что-то вроде гигантского каменного арифмометра, для вычисления годов, когда может произойти затмение. Представив себя на месте доисторического жреца, он писал следующее:

«Если раз в год перекладывать камень по кругу из одной лунки Обри в соседнюю, то можно предсказать все предельные положения Луны в данное время года, а также затмения Солнца и Луны в солнцестояниях и равноденствиях. Если использовать шесть камней, размещённых через 9, 9, 10, 9, 9, 10 лунок Обри, и раз в год перемещать их против часовой стрелки в соседнюю лунку, то можно достичь изумительных результатов в предсказании астрономических явлений. При наличии шести камней - трёх белых и трёх чёрных - это счётное устройство могло в течении сотен лет, и притом очень точно, предсказывать все важные явления. Связанные с Луной».

Легко видеть, что при расположении, предложенном Хокинсом, камень определённого цвета должен попадать в каждую лунку с периодичностью 18 - 19 лет. Нужно было лишь отметить лунки, соответствующие «опасным» годам.

Разумеется, Хокинс не настаивал на том, что три с половиной тысячи лет назад всё происходило в точности так, как он описал. Он даже не считал свою гипотезу относительно числа «лунок Обри» абсолютно доказанной, а лишь высоковероятной. Что касается 30 стоячих камней сарсенового кольца, то профессор связывал их с днями месяца. По этому поводу он вспомнил также лунки X и Y, числом 30 и 29. С их помощью могли устраняться неточности, связанные с тем, что полный лунной месяц (промежуток между двумя полнолуниями) составляет 29,53 суток.

Какие ещё возможности давал обитателям доисторической Британии Хоровод Великанов, пока можно только гадать. Всё более подробное археологическое изучение памятника будет давать больше и больше пищи для размышлений не только о научно-техническом потенциале древних, но и о социальной роли проектов, подобных возведению Хоровода Великанов. Хокинс сравнивал строительство этого гигантского астрономического прибора доисторическими племенами с космической программой современных сверхдержав.

Он писал: «Космическая программа поглощает около 1% всего национального продукта США. Стоунхендж, несомненно, поглощал не меньше. Его строительство, бесспорно, требовало от тогдашних жителей Англии гораздо больших усилий, чем космическая программа от американцев, и, вероятно, значило для них гораздо больше».

Стоунхендж – каменное мегалитическое сооружение, построенное в эпоху неолита на территории современной Англии. Он находится примерно в 130 км к юго-западу от Лондона, примерно в 3,2 км к западу от Эймсбери (Amesbury) и в 13 км к северу от Солсбери (Salisbury). Стоунхендж представляет собой несколько полуразрушенных каменных кругов. Наиболее заметный это внешний каменный круг, состоящий из П-образных, а внутренний в виде подковы, состоящий из гигантских трилитов.

Название Стоунхендж происходит из старого английского языка и означает «висящие камни». Вторая часть слова «Henge» в настоящее время используется в качестве археологического термина для обозначения класса круговых сооружений эпохи неолита. С 1918 года Стоунхендж принадлежит английскому государству.

Комплекс Стоунхенджа был построен в несколько этапов. Его строительство растянулось примерно на 2000 лет. Местность Стоунхенджа использовалась древним человеком задолго до появления каменных мегалитов. Некоторые находки в районе комплекса принадлежат эпохе мезолита и датируются примерно 8000 г. до нашей эры. Так же в этом районе в образцах почвы были найдены остатки пепла от кремаций, принадлежащих периоду от 3030 до 2340 г. д. н. э. Эти находки свидетельствуют, что район Стоунхенджа служил местом захоронения до появления камней. Самое позднее захоронение, найденное в Стоунхендже, датируется 7 в. н. э., и принадлежит обезглавленному телу англосакса.

В 1986 году Стоунхендж и прилегающие территории был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

1 - Алтарный камень, шеститонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
2 и 3 - курганы без могил
4 - упавший камень 4.9 метров в длину (Slaughter Stone - эшафот)
5 - Пяточный камень (Heel Stone)
6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе)
7 - ров (канава)
8 - внутренний вал
9 - внешний вал
10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (River Avon, Hampshire); сейчас эти валы едва различимы
11 – кольцо из 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
12 - кольцо из 30 ям, т. н. Z лунки
13 - круг из 56 ям, известный как лунки Обри (Джон Обри - Aubrey holes)
14 - малый южный вход

Расположение мегалитов Стоунхенджа таково, что на утро Иванова дня, когда солнце всходит прямо над Пяточным камнем, его лучи попадают в центр сооружения, проходя между краями подковы. Маловероятно, что такое расположение мегалитов было выбрано случайно. Самая северная точка восходящего солнца напрямую зависит от широты. Таким образом, выравнивание камней должно быть точно рассчитано в соответствии с широтой в которой расположен Стоунхендж. Пяточный камень теперь считается частью солнечного коридора.

Алтарный камень представляет собой блок длинной около 5 метров из зеленого песчаника. Все остальные камни в кругу являются долеритами, добытыми в горах на юго-западе Уэльса, примерно в 240 км от Стоунхенджа. Каменные блоки внешнего круга должны были быть привезены на санях, которые должны были тянуть 250 а, на уклонах до 1000 мужчин. Алтарный камень расположен немного в стороне от геометрического центра.

Происхождение Стоунхенджа.

Различные элементы системы комплекса Стоунхенджа были построены в несколько этапов в течение 2000 лет. В подтверждении этого факта говорит проведенный в 1995 году радиоуглеродный анализ камней. На основе анализа проведенных измерений археологи выделили три фазы в строительстве Стоунхенджа.

Местность до постройки Стоунхенджа (8000 г. до н.э.)

Археологи нашли четыре больших каменных столба эпохи мезолита (один из них, возможно, когда то был деревом), которые датируются примерно 8000 г. до н.э. Эта находка была сделана в месте, где сейчас находиться парковка для туристов. Три из четырех столбов были расположены в плоскости с востока на запад, это положение, возможно, имело ритуальное значение. В Великобритании нет похожих мест, зато аналогичные места были найдены в Скандинавии. В то время нынешняя равнина Солсбери была покрыта лесом, позже местность стали расчищать для фермерских полей. Примерно в 3100 г. до н. э., Стоунхендж был построен в 700 метрах (2300 футов) к северу от места, где первые фермеры начали расчищать землю под поля.

Первая фаза строительства Стоунхенджа. (3100 г. до н. э.)

Изначально памятник состоял из земляного вала и рва идущего по наружной его части диаметром примерно 110 метров (360 футов), с большим проходом на северо-востоке и еще одним поменьше в южной части. Строители поместили кости оленей и волов на дне рва, а также некоторые кремневые орудия труда. Грунт извлеченный из рва, использовали для строительства вала. Этот первый этап датируется примерно 3100 г. до н.э., после чего ров начал заиливаться естественным образом.

Вторая фаза строительства Стоунхенджа. (3000 г. до н. э.)

Вещественных доказательств второй фазы строительства уже не сохранилось. Есть предположения, что в начале 3-го тысячелетия до нашей эры, внутри земляного вала существовали деревянные постройки, кроме того, были сооружения похожие на ворота у северо-восточного входа и деревянный коридор ведущий внутрь от южного. В течение второй фазы продолжалось заиливание рва, а земляной вал был намеренно уменьшен по высоте. Однако было найдено тридцать захоронений этого периода с кремированными останками. Поэтому принято считать, что Стоунхендж, в этот период, использовался как место для кремации и захоронения, являясь при этом первым, известным подобным местом на Британских островах.

Третья фаза строительства Стоунхенджа.

Третья фаза была разделена археологами на 6 периодов. Раскопки показали, что около 2600 г. до н.э., строители отказались от деревянных конструкций в пользу каменных и вырыли два кольца отверстий (Q и R отверстий) для их установки в центре площадки. Многие из камней были доставлены древними строителями из Пресели Хиллз (Preseli Hills), находящимся в Западном Уэльсе, в 240 километрах (150 милях) от Стоунхенджа. Согласно другой теории, камни были принесены сюда ледником. Мегалиты весили около четырех тонн, состояли в основном из долерита с включениями туфа, вулканической и известковой золы. Каждый монолит имел размеры около 2 метров (6,6 футов) в высоту, примерно 1-1,5 м (3.3-4.9 футов) в ширину и имел толщину 0,8 метра (2,6 футов). Камень известный сегодня под именем «Алтарный камень», почти наверняка был привезен из национального парка Брекон-Биконс, находящегося в южной части Уэльса, и, скорей всего, был установлен в стоячем положении.

Во время следующего крупного этапа строительства, 30 огромных мегалитов были доставлены к Стоунхенджу. Камни были установлены п-образными порталами по кругу диаметром 33 метра (108 футов). Камни-перемычки порталов устанавливались с помощью гигантского деревянного колеса и канатов. Каждый установленный камень в высоту был около 4,1 метра (13 футов), 2,1 м (6 футов 11 дюймов) в ширину и весил около 25 тонн. Средняя толщина камней составляет 1,1 метра (3 футов 7 дюймов) и среднее расстояние между ними составляет 1 метр (3 фута 3 дюйма). В общей сложности для завершения наружного кольца и подковы из трилитов было необходимо 75 камней, 60 чтобы завершить круг и 15 – подкову из трилитов. Считалось, что кольцо было оставлено незавершенным, но сухое лето в 2013 году показало участки в выжженной траве, которые могут соответствовать расположению нехватающих камней. Трилиты внутри круга расположены симметрично. Наименьшая пара трилитов была высотой около 6 метров (20 футов), следующая пара немного выше и крупней, последний великий трилит в юго-западном углу был высотой 7,3 метра (24 футов). От великого трилита остался только один камень, который стоит до сих пор, он возвышается на высоту 6,7 метра (22 футов) и еще 2,4 метра (7 футов 10 дюймов) находиться под землей.

Так же был построен «проспект» (Avenue), два параллельных ряда рвов и валов протяженностью 3,2 км, ведущих к реке Эйвон.

Как строили Стоунхендж.

Нет никаких прямых доказательств, что создатели Стоунхенджа использовали сложную строительную технику. На протяжении многих лет различные авторы предполагают, что строители Стоунхенджа использовали сверхъестественные силы для перемещения камней, утверждая, что иначе их невозможно было двигать. Однако, традиционные методы, применяемые в эпоху неолита, были вполне эффективны при перемещении и размещении камней такого размера.

Было высказано предположение, что для установки поперечных камней был использован деревянный каркас, похожий на двойное колесо, приводимое в движение с помощью канатов и ручной силы. Другим способом установки могла быть деревянная конструкция в виде пандуса, с которой верхние каменные блоки сталкивались на нижние.

Археолог Обри Берл (Aubrey Burl) в своих работах предполагал, что мегалиты Стоунхенджа не были принесены ледником, а транспортировались на место строительства из каменоломен Уэльса, при помощи деревянных конструкций и веревок. Основываясь на его утверждениях, в 2001 году был проведен эксперимент по транспортировке большого камня из Уэльса к Стоунхенджу. Часть пути волонтеры протащили его на деревянных санях, потом камень был перегружен на копию доисторической лодки. На лодке камень должен был проделать часть пути по морю, но этому не суждено было случиться и камень затонул в Бристольском заливе.

По некоторым оценкам, для реализации всех этапов строительства Стоунхенджа, древним строителям в общей сложности понадобилось несколько миллионов часов работы. Например, для реализации первой фазы строительства Стоунхенджа необходимо примерно 11 000 часов работы, для фазы два понадобилось 360 000 часов работы, а для выполнения работ всех этапов третей фазы нужно было затратить 1 750 000 часов работы. На обработку каменных блоков, с учетом того что, строители использовали примитивный инструмент, понадобилось бы 20 миллионов часов работы. Для строительства такого масштаба и выполнения сложных сопутствующих работ (тщательного планирования, детальной проработки местоположения камней, транспортировки и обработки каменных глыб, обеспечения питанием людей занятых на строительстве), общество должно было иметь достаточно сложную социальную структуру и сильную центральную власть.

Назначение Стоунхенджа.

Совсем недавно была предложена новая теория. Джеффри Уэйнрайт (Geoffrey Wainwright) профессор и президент общества антикваров Лондона, и Тимоти Дарвилл (Timothy Darvill), кавалер Ордена Британской империи предположили, что Стоунхендж был сакральным местом исцеления наподобие французского Лурда. В качестве доказательства своей версии они приводят тот факт, что в районе Стоунхенджа было найдено большое число захоронений со следами травм.

Многие древние историки находились под влиянием различных мистических историй в своих объяснениях. Так в 1615 году Иниго Джонс (Inigo Jones) утверждал, что Стоунхендж был римским храмом, посвященный языческому богу.

Группа британских исследователей во главе с Майком Паркером Пирсоном (Mike Parker Pearson) из Шеффилдского университета считают что, Стоунхендж был построен как символ «мира и единства». В доказательство своей теории они приводят тот факт, что в эпоху неолита народы, проживающие на территории современной Великобритании, переживает период объединения культур.

Первая научная попытка исследовать и понять памятник была сделан примерно в 1740 году Уильямом Стакли (William Stukeley). Он взял измерения и чертежи места расположения Стоунхенджа, что позволило ему лучше проанализировать его форму и назначение. В своей работе он смог продемонстрировать взаимосвязь между астрономией, календарем и расположением камней в Стоунхендже.

В итоге, археологи пришли к выводу, что Стоунхендж представляет собой древнюю обсерваторию, хотя масштаб и возможности ее использования является спорным вопросом. Некоторые другие теории предполагают, что Стоунхендж символизирует женское лоно, является древним компьютером, или даже космодромом для инопланетных кораблей.

Изучение Стоунхенджа.

На протяжении всей истории Стоунхендж и окружающие его памятники привлекали внимание археологов. Джон Обри был одним из первых, кто начал изучать Стоунхендж в 1666 году, и зарисовал его план. Уильям Стакли продолжил работу Обри в начале восемнадцатого века, но его интерес больше был направлен на окружающие памятники. Он также начал раскопки многих курганов в районе.

Уильям Каннингтон (William Cunnington) был следующий, кто стал исследовать этот район в начале девятнадцатого века. Он раскопал 24 кургана окружающие Стоунхендж и обнаружил обгоревшее дерево, кости животных, керамику и урны. Он также определил углубления, в котором был установлен алтарный камень. Находки Каннингтона выставлены в музее в Уилтшире.

В Мэринилл (Maryhill) (штат Вашингтон, США) была построена точная копия Стоунхенджа, служащая в качестве военного мемориала.

В 1901 году были проведены первые крупные реставрационные работы под руководством Уильяма Гоуленда (William Gowland). Работы были направлены на восстановление положения камня № 56 внешнего кольца Стоунхенджа. В результате камень был установлен в вертикальное положение, но был смещен примерно на полметра относительно первоначального своего положения. Гоуленд также воспользовался возможностью, чтобы провести археологические раскопки в Стоунхендже. Результаты его работы позволили узнать больше о возведении камней, чем за предыдущие 100 лет исследований. Во время следующих реставрационных работ в 1920 году Уильям Хоули (William Hawley) обнаружил основания еще шести камней и внешний ров. Его работы помогли заново обнаружить лунки Обри и расположение двух рядов отверстий опоясывающих внешний круг камней, названых Y и Z отверстия.

Ричард Аткинсон (Richard Atkinson), Стюарт Пиггот (Stuart Piggott) и Джон Стоун (John F. S. Stone) в 1940-х и 1950-х годах обнаружили, высеченные на камнях внешнего круга, изображения топоров и кинжалов. Исследования Аткинсона способствовали лучшему пониманию трех основных этапов строительства памятника.

В 1958 снова были проведены восстановительные работы, когда рухнули три камня внешнего круга. Они были вновь возведены и установлены в бетонных основаниях. Последняя реставрация была проведена в 1963 году после того, как упал камень № 23, стоящий во внешнем кругу.

Более поздние раскопки проведенные 2003 – 2008 годах, во главе с Майком Паркером Пирсоном (Mike Parker Pearson) в рамках проекта «Stonehenge Riverside Project», позволили обнаружить круговую область в точке где «проспект» Стоунхенджа упирается в реку. В этой области, вероятно, были размещены четыре камня, обозначающие начало «проспекта».

10 сентября 2014 года Университет Бирмингема во главе с Винсентом Гаффни (Vincent Gaffney) выпустили видео рассказывающие о текущих исследованиях и их результатах. Фильм рассказывает об исследованиях, проведенных на площади в 12 квадратных километров (1200 га) и глубину около трех метров с применением радиолокационного оборудования, о найденных курганах и каменных или деревянных конструкциях. В фильме так же говориться об обнаружении семнадцати новых памятников, напоминающих Стоунхендж, которые можно отнести к периоду позднего неолита.

Легенды о Стоунхендже.

«Пятка монаха»

Камень «пятка монаха» лежит к северо-востоку от каменного круга Стоунхенджа, рядом с началом «Проспекта». Народная сказка, датированная семнадцатым веком, объясняет происхождение названия этого камня.

Дьявол купил камни у женщины в Ирландии, и перенес их на равнину Солсбери. Один из камней упал в реку Эйвон (Avon), а остальные камни он разбросал по равнине. Затем Дьявол закричал: «Никто и никогда не узнает, как эти камни попали сюда!» Монах ответил ему: «Вот, что вы думаете!» Дьявол разозлился и бросил один из камней в него. Камень попал в пятку монаху, отскочил и застрял в земле. Так камень получил свое название.

«Легенда о Мерлине»

В двенадцатом веке, Джеффри Монмут (Geoffrey of Monmouth) рассказывает причудливую историю в своей работе Historia Regum Britanniae, которая приписывает строительство памятника Мерлину.

Согласно Джеффри, камни Стоунхенджа живительные камни, названные «танец гиганта», которые Гиганты привезли из Африки в Ирландию. Король Аврелий Амвросиус пожелал возвести мемориал 3000 дворянам убитым в бою с саксами и похороненным в Солсбери. По совету Мерлина он выбрал Стоунхендж. Царь послал Мерлина, Утера Пендрагона (отца короля Артура) и 15 000 рыцарей, чтобы перенести его из Ирландии. Но как рыцари не пытались переместить камни, им это не удалось. Тогда Мерлин, используя свои умения, легко переместил Стоунхендж в Великобританию. После того, как он был установлен около Эмсбери, Аврелиий Амвросиус, Утер Пендрагон, и Константин III, были похоронены внутри гигантского кольца Стоунхенджа.

Экскурсии в Стоунхендж.

Недалеко от Стоунхенджа находиться небольшой туристический комплекс, который включает в себя: небольшой ресторанчик, парковку, сувенирный магазин, музей, туалеты. Здесь же можно заказать экскурсию. Оплачивать парковку необходимо лишь в том случае, если вы приехали не в Стоунхендж и у Вас нет входного билета. Стоимость парковки составляет £ 5 (примерно 350 р.). Экскурсии можно заказать на нескольких языках: французском, итальянском, испанском, немецком, японском, китайском, русском, голландском и польском.

Желательно попасть в Стоунхендж максимально рано, потому что для его осмотра не понадобиться много времени, зато, можно будет осмотреть другие памятники в округе. Самый лучший вид на Стоунхендж открывается с холма Эмсбери Хилл (Amesbury Hill, на расстоянии 2 километров по дороге А 303). Отсюда же ведет пешеходная тропа к удаленному на 1 километр могильнику 3 тысячелетия до н. э. в Уэст Кеннет Лонг Бэрроу (West Kennet Long Barrow). Шоссе A 4 далее ведет (в западном направлении) в Эвбери (Avebury). Здесь тоже имеется мегалитный доисторический памятник. Он постоянно и бесплатно открыт для туристов. Местные камни меньше стоунхенджевских, но занимаемая ими площадь - больше. Историки датируют комплекс ориентировочно 2500 годом до н. э. У входа расположен музей, в котором предоставляется информация о раскопках и теориях относительно смысла и назначения комплекса. Музей открыт ежедневно. С апреля по октябрь с 10 до 18 часов. С ноября по март - с 9 до 16 (кроме воскресений). Обычный билет стоит £3,70 (примерно 250 р.).

Как добраться до Стоунхенджа.

Стоунхендж находится в 130 км к юго-западу от Лондона. На собственном авто туда можно добраться по шоссе М3 и А303, которое ведет в Эймсбери (Amesbury). С вокзала Ватерлоо (Waterloo) ходят поезда до Эндовера (Andover) и Солсбери (Salisbury), откуда до Стоунхенджа ходят автобусы. Из Солсбери - автобус Wilts & Dorset Stonehenge Tour, стоимость проезда 11 GBP, в пути 40 минут; или такси за 30-35 GBP. Из Эндовера - автобус № 8 (Activ8).

Кроме того, в Лондоне можно купить групповой тур, стоимость начинается от 65 GBP (входной билет и транспорт из отеля включены). Из Солсбери также ходит туристический автобус Stonehenge Tour (17 GBP), который подбирает туристов у ж/д вокзала, в центре города и в Эймсбери. Билет действителен в течение всего дня, автобусы отправляются каждые полчаса - час.

Однако учтите: именно автобусными турами в Стоунхендж (особенно в летние месяцы!) пользуется большинство туристов.

Проще и дешевле всего добираться на обычном автобусе из Солсбери. Общественный транспорт на Стоунхендж идет от станции на улице с патетическим названием Endless Street (а также от железнодорожного вокзала) каждый час, ежедневно с 9.45 по 16.45. Билет стоит £5 (вида Explorer Ticket, то есть туда и обратно). Кроме того, за благосклонность туриста бьются различные автобусно-туристические компании, предоставляющие туры ценой порядка £12,50 (включая стоимость «входного» билета).

Можно добраться до Стоунхенджа и другими способами: арендовать автомобиль, заказать такси или взять в Солсбери напрокат велосипед. Прокат велосипеда обойдется примерно £ 12 в день, или порядка £70 в неделю. Расстояние от центра Солсбери до Стоунхенджа - около 18 км, дорога проходит по красивым местам вдоль реки Эйвон, так что для привычных к велосипеду туристов экскурсия может быть весьма приятной.

Время работы и стоимость посещения Стоунхенджа

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org

Уже на заре развития цивилизаций люди начинали строить грандиозные сооружения, позже становившиеся известными на весь мир. Не исключением стал и кромлех Стоунхендж в Великобритании, возраст которого лишь слегка отстает от знаменитых египетских пирамид .

Что такое Стоунхендж? История и интересные факты

Кромлех – это древнее сооружение из камней, поставленных вертикально, образующих одну или несколько окружностей. К этому типу древних построек как раз и относится Стоунхендж в Англии.

Несмотря на все свое величие и древность, в классический список чудес света Стоунхендж попасть не смог. Да и вообще упоминаний в трудах греческих и римских ученых о нем нет, видимо груды камней не восхищали людей того времени.

Зарисовка конца XIX века

О строительстве комплекса Стоунхенджа у местных жителей ходили легенды. Его сооружение приписывали как Мерлину, так и допотопным гигантам. Жители древней Великобритании называли это сооружение «Пляской Великанов».

Исследования кромлеха Стоунхенджа начались еще при короле Якове I . А в 1655 году выходит в свет первая книга, посвященная этой постройке, автора Джона Уэбба. В 60-х годах XX века астроном Джеральд Хоукинс поставил точку в исследованиях Стоунхенджа. Он показал, что это каменное кольцо могло использоваться как очень точная обсерватория, позволяющая древним британцам проводить астрономические наблюдения и вычисления.

Реконструкция Уильяма Стьюнкли

Время постройки Стоунхенджа оценивается между 1900 и 1600 годами. На его возведения понадобилось не одно столетие и труд очень большого числа людей, хотя и в те времена в Великобритании людей было немного. На Солсберийской равнине в те времена были замечены сразу несколько народов: уиндмиллхиллские люди, бикеры, уэссекцы. Сейчас точно нельзя сказать, кто построил Стоунхендж из них. Некоторые исследователи предполагают, что к возведению сооружения приложили руки все эти народы.

Как строили Стоунхендж?

Камни Стоунхенджа, используемые в строительстве, имеют разную природу. Это и долерит, и вулканическая лава, и вулканический туф. Есть песчаник и известняк. Анализ местности показал, что часть камней доставлялась из участка, находящегося в 210 километров от места возведения. Их могли доставлять как по воде, так и на катках. Даже проводили исследования, которые показали, что группа из 24 человек способна перемещать камень, весящий одну тонну, на один километр в сутки. Самые же тяжелые камни доставляли сюда из более близкого места, находящегося в 30 километрах. Вес самых больших камней достигает 50 тонн. Подобные глыбы древние строители могли доставлять только за несколько лет.

Обработку камней вели в несколько этапов. Методом удара и обработки огнем и водой нужные камни подготавливали к транспортировке. А уже на месте проводилась тонкая обработка и шлифовка.

Реконструкция

Интересен и процесс установки камней кромлеха Стоунхендж в Англии. Так перед укладкой «кирпича» выкапывалась яма, отвесная с трех сторон и пологая с другой. Лунку обкладывали кольями и по ним закатывали камень. Далее с помощью веревок монолиты поднимали и подкапывали. Но если с вертикальными камнями все понятно, то остается вопрос, как были установлены перекладины. Предполагалось, что для их водружения были сделаны насыпи, по которым затаскивали глыбы. Но на подобную работу ушло бы времени больше, чем на сооружение всего комплекса, да и следов возводимых насыпей обнаружено не было. Еще одно из предположений - камни поднимались с помощью бревен. Ставились бревна, и на них перетаскивался камень. Рядом сооружалась более высокая куча бревен, и камень поднимался на нее и т. д.

По подсчетам на постройку ушло 300 лет непрерывной работы тысяч человек. Разумеется, всплывает вопрос, для чего построен Стоунхендж и зачем были нужны такие тяжкие усилия. Часть археологов предполагает наличие у древних британцев культа Солнца, другие же говорят только об использовании комплекса в астрономических вычислениях.

Стоунхендж притягивает толпы туристов. Особенно это происходит в день летнего солнцестояния. В этот день Солнце встает ровно над Пяточным камнем, что еще раз подтверждает догадки об использовании Стоунхенджа в качестве древней обсерватории. Возможности этого каменного круга позволяют даже предсказывать затмения.

И хотя Стоунхендж не попал в список древних чудес света, искусность его сооружения не уступает знаменитым постройкам и притягивает ежегодно взгляды миллионов людей.

Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место - куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля. Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки - то ли три тысячи лет, то ли все пять. Зачем наши предки, буквально только что слезшие с деревьев, вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, культовое сооружение друидов, посадочная площадка для инопланетян и даже портал в другое измерение - все это Стоунхендж.

Великобритания, графство Уилтшир, 13 километров от городка Солсбери. Здесь, посреди обычной английской равнины, и находится Стоунхендж - одна из самых известных построек в мире. В нем насчитывается 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов, вес которых достигает 50 тонн.

Что такое «Стоунхендж»

Само слово «Стоунхендж» очень древнее. Относительно его происхождения есть несколько версий. Оно могло образоваться от староанглийских «stan» (stone, то есть камень) и «hencg» (стержень - поскольку верхние камни фиксировались на стержнях) или «hencen» (виселица, пыточный инструмент). Последнее можно объяснить тем, что средневековые виселицы строились в форме буквы «П» и напоминали трилитоны Стоунхенджа.

Мегалит (от греческого «megas» - большой, и «litos» - камень) - крупный обтесанный кусок скальной породы, используемый при строительстве древних культовых сооружений. Как правило, такие конструкции воздвигались без применения строительного раствора - каменные блоки держались под собственным весом или на вытесанных каменных «замках».
Трилит (или «трилитон», от греческого «tri» - три и «litos» - камень) - строительная структура из двух вертикальных блоков, поддерживающих третий, горизонтальный.


Как строили Стоунхендж

Строительство Стоунхенджа происходило в несколько этапов, занявших в общей сложности свыше 2000 лет. Однако археологи обнаружили свидетельства наличия на этом месте гораздо более древних построек. Например, рядом с автостоянкой для туристов неподалеку от Стоунхенджа недавно найдены три неглубокие «шахты», в которые были вкопаны деревянные опоры (они, естественно, не сохранились). По расположению опор видно, что они поддерживали очень крупный деревянный монумент, возраст которого оценивается приблизительно в 8000 лет.
Примерно в 2600 году до нашей эры деревянные постройки были снесены, а взамен появились величественные каменные сооружения. Сначала строители выкопали два ряда крупных лунок в форме полумесяца (одна подкова внутри другой), развернутого на северо-восток. За 385 километров отсюда, из скал Карн Менин в холмах Пресели (Уэльс), было доставлено 80 так называемых «синих камней». Каждый камень имел около 2 метров в высоту, примерно 1,5 метра в ширину и 0,8 метра в толщину. Весили они по 4-5 тонн.
В самом сердце Стоунхенджа поставили шеститонный монолит из зеленого слюдяного песчаника - так называемый «Алтарь». Кроме того, северо-восточный вход был перенесен чуть в сторону и расширен - так, чтобы он смотрел точно на восход солнца в день летнего солнцестояния.
Судя по всему, строительство Стоунхенджа на этой фазе осталось незавершенным. «Синие камни» вскоре были убраны, а лунки под ними засыпаны.
Тогда же здесь появились три отдельно стоящих крупных «синих камня». Уцелели два - так называемый «Пяточный» (в значении «последний») камень на северо-восточном входе снаружи валов и «Камень-плаха» около того же входа внутри валов (впоследствии он рухнул набок). Несмотря на название, с кровавыми жертвоприношениями «Камень-плаха» не связан. Из-за выветривания на его боку стали появляться красные пятна - окислы железа, что и породило столь мрачные ассоциации. Кроме того, на внутренней стороне северного и южного валов с неизвестными целями были насыпаны небольшие курганы (без захоронений), увенчанные «синими камнями».
В конце 3 тысячелетия до нашей эры Стоунхендж подвергся новой - самой масштабной перестройке, благодаря которой он стал так популярен в наши дни. С холмов южной Англии (удаленных от Стоунхенджа на 40 километров) сюда привезли 30 огромных каменных блоков - «сарсенов», каждый из которых весил по 25 тонн.


Стоунхендж. Как это было.

Самое раннее из сохранившихся культовых сооружений на территории Стоунхенджа выглядит очень примитивно и ничем не напоминает более поздние каменные постройки. Стоунхендж №1 построен не ранее 3100 года до нашей эры и представлял собой два круглых земляных вала, между которыми располагался ров. Диаметр всего объекта - около 115 метров. С северо-восточной стороны был устроен большой вход, а с южной - малый.
Предположительно, ров между валами выкопали при помощи инструментов из оленьих рогов. Работа велась не в один прием, а по секциям. Исследования показали, что дно рва было покрыто костями животных (олени, быки). Судя по их состоянию, за этими костями тщательно следили - вероятно, они имели немалое культовое значение для людей, посещавших храм.
Прямо за внутренним валом внутри комплекса было выкопано 56 углублений, расположенных по кругу. Их назвали «лунки Обри» - по имени антиквара, обнаружившего их в 1666 году. Предназначение лунок неясно. Если верить химическому анализу почвы, деревянные опоры в них не ставились. Самая распространенная версия - по лункам рассчитывали лунные затмения, правда, точность оставляет желать лучшего.


Стоунхендж - доисторический крематорий

Более поздние постройки датируются 2900-2500 годами до нашей эры и о них можно судить теоретически - время оставило нам только группу углублений в земле, куда помещались деревянные опоры для неких конструкций. Последние вполне могли быть крытыми навесами, ведь эти лунки (сейчас уже заполненные землей и малоотличимые от остального ландшафта) идут двумя параллельными рядами от северного и южного входов к центру всего сооружения. Диаметр углублений значительно меньше лунок Обри, всего 0,4 метра, и они более удалены друг от друга.
Во вторую фазу строительства Стоунхенджа земляные валы были частично срыты - их высота уменьшилась, а ров между ними был почти наполовину засыпан. В тот же период функции лунок Обри изменились - они стали использоваться для захоронения кремированных останков. Похожие захоронения начали проводиться и во рву - причем только в его восточной части.
Для чего бы ни построили Стоунхендж, через несколько сотен лет после этого он стал использоваться в качестве огороженного кладбища для кремированных останков - первого из известных в Европе.


Занимательные факты о Стоунхендже

Самые распространенные находки археологов в земле под Стоунхенджем - римские монеты и останки саксов. Они датируются 7 веком до нашей эры.
Существуют и более экзотические теории насчет лунок Обри. Например, древние могли использовать их для планирования беременности (исходя из 28-дневного менструального цикла у женщин).
Синие камни - долерит, ближайший родственник крупнозернистого базальта. Свое «цветное» прозвище долерит получил потому, что синеет, будучи намоченным водой. Свежий скол камня также имеет синий оттенок.Пяточный камень - назван так из-за легенды, по которой Сатана кинул его в монаха и попал тому в пятку.Происхождение слова «сарсен» неясно. Возможно, оно пошло от более позднего термина «сарацин» (сарацинские, то есть языческие камни). Сарсены использовались для строительства не только Стоунхенджа, но и других мегалитических монументов Англии.Внутренняя сторона сарсенов была обработана гораздо лучше внешней. Это говорит о том, что, возможно, помещение было закрытым, а внутри него справлялись некие важные обряды, участники которых не покидали каменного «круга».Расчеты показывают, что для строительства Стоунхенджа (доступными в то время инструментами) требовалось порядка 2 миллионов человеко-часов работы, а обработка камней заняла бы в 10 раз больше. Причина, по которой люди трудились над этим монументом почти 20 веков, наверняка была очень веской. Теория о посадочной площадке для НЛО возникла отчасти из-за того, что неподалеку от Стоунхенджа располагается военный аэродром (около города Ворминстер).


Для чего был нужен Стоунхендж?

Как только люди не ломали головы - зачем древним был нужен Стоунхендж? Самые первые из дошедших до нас упоминаний связывают его с легендой о короле Артуре - якобы этот монумент построил сам волшебник Мерлин (по другой версии, он перенес его своими чарами с горы Киллараус в Ирландии).
Другие истории «обвиняли» в строительстве Стоунхенджа самого дьявола. В 1615 году архитектор Иниго Джонс заявил, что каменные монолиты построили римляне - якобы это был храм языческого божества по имени Кнелус. В 18 веке исследователи обнаружили «астрономическую» функцию Стоунхенджа (его ориентация на солнцестояние) - так появилась версия, согласно которой эта постройка принадлежала друидам. В наше время некоторые специалисты утверждают, что по Стоунхенджу можно предсказывать солнечные затмения либо даже проводить сложные математические вычисления. Теории «планетария» и «калькулятора» очень спорные - доказательства, как правило, опровергаются либо простейшими астрономическими фактами, либо самой историей (Стоунхендж неоднократно перестраивался, менял структуру и наверняка служил разным целям).
Внешнее кольцо сарсенов
Весьма интересным выглядит предположение о том, что второй, «кладбищенский» этап постройки Стоунхенджа был связан с успешными завоевательными походами местных племен. Анализ останков, найденных в соседних со Стоунхенджем могильниках, показал, что некоторые из захороненных там людей были родом из Уэльса. Это также может объяснить последующую доставку «синих камней», символизирующую собой объединение двух земель. Специалисты также допускают, что большую часть своей истории Стоунхендж служил местом для кремации останков. Эта версия не лишена права на существование, ведь неолитические культуры Европы связывали дерево с жизнью, а камень - со смертью.


Конец XIX века

Так или иначе, не следует называть Стоунхендж обсерваторией или ассоциировать его с друидами. В первом случае мы просто применяем понятия 21 века к событиям, происходившим почти 5000 лет назад. Во втором - приносим факты в жертву красивой легенде. Друиды - явление чисто кельтское. Кельты пришли в Британию не ранее 500 года до нашей эры - Стоунхендж был уже построен.


Писатели-фантасты о Стоунхендже

Стоунхендж - сооружение настолько древнее и непонятное, что даже фантасты не слишком уверены, что с ним делать. Идеи, которые они предлагают в своих произведениях, зачастую мало чем отличаются от версий некоторых ученых.
К примеру, Гарри Гаррисон вместе с Леоном Стовером написал роман «Стоунхендж» (1972). Согласно этой книге, древние монолиты были воздвигнуты выжившими жителями Атлантиды. Чуть раньше Кит Лаумер создал книгу «След памяти» (1968), где развил «инопланетную» идею: рядом со Стоунхенджем находится подземный центр связи, откуда можно вызвать спускаемый модуль огромного инопланетного корабля, дрейфующего рядом с Землей - причем этот модуль приземлялся прямо на Стоунхендж.


Новый Стоунхендж

: современные астрономы оживили знания предков
12 февраля 2005 года в новозеландском местечке Wairarapa открылся "Новый Стоунхендж", очень похожий на своего знаменитого британского "родственника". Но зачем современным астрономам нужно было возводить копию древнего сооружения?
Современная каменная обсерватория называется "Стоунхендж Аотеароа" (Stonehenge Aotearoa), и построен он новозеландским астрономическим обществом "Феникс" (Phoenix Astronomical Society).
Аотеароа - это название Маори для Новой Зеландии. И взято оно неспроста.
Но сначала нужно сказать, что новый Стоунхендж - вовсе не точная копия каменного монстра с равнины Солсбери (Stonehenge), хотя базовые их размеры - практически одни и те же.
И это не простой туристический аттракцион. Стоунхендж Аотеароа является полномасштабной адаптацией своего предка к правильной работе на другом краю планеты. Что это за работа? Разумеется - указание астрономических событий.