Купала игры. Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп
Июль вступил в свои права, а значит вот-вот все будут отмечать один из самых интересных праздников в году - . Мы расскажем вам, когда и как отмечается праздник Ивана Купала в 2017 году, что занимательного рассказать детям об этом дне, как повеселиться и каких традиций придерживаться.
Когда-то, когда наши предки жили по природным циклам, каждый праздник был особенным и так или иначе связанным со стихиями. Так, который припадает на 20-21 июня, был праздником-благодарностью Солнцу за жизнь и светлый день. К этому дню у древних славян был приурочен праздник Купалы. Но с приходом христианства день Купалы отделили от дня солнцеворота и приурочили ко дню Иоанна Крестителя. Поэтому теперь отмечается .
Праздник Ивана Купала: обычаи дня и ночи
Самые главные элементы праздника - это вода, огонь, травы и, конечно же, песни. Без этих составляющих не обходится ни один обряд на Ивана Купала. И хотя праздник очень мистический, в народе же его превратили в один из самых шумных и веселых.
Уже по названию праздника ясно, что главные действа в этот день связаны именно с водой. В древности с самого раннего утра весь народ можно было встретить на реках и озерах, ведь люди верили, что вода очищает тело и разум. Сейчас же традиция приобрела немного иной характер - в этот день кроме купаний в водоеме принято еще и обливаться водой, ведь « , обливай, кого попало!». В таком веселье дети принимают самое активное участие.
Игра «Хвостики». Для этой игры нужна, разрезанная на столько частей, сколько участников, веревка. Каждый игрок заправляет веревку себе за пояс так, чтобы примерно 2/3 ее свисали сзади, как хвостики. Суть игры заключается в том, чтобы отобрать «хвост» у соперника, сохранив при этом свой. Побеждает тот, кто «собрал» больше «хвостов». В игре нельзя драться, толкаться, ставить подножки. Руками можно браться только за «хвост».
Игра «Прыжки через огонь». Вместо огня нужно взять длинную палку. Двое участников берут палку за края, а остальные выстраиваются в шеренгу. Задача каждого участника - перепрыгнуть через палку. После того, как прыгает вся команда, палка поднимается и прыжки повторяются. Побеждает тот, кто смог преодолеть самый высокий уровень.
Игра «Заплети венок». Нужно выбрать ведущего. Каждый ребенок должен определиться, каким он будет цветком. Затем ведущий по очереди называет какой-либо цветок, а участники должны, взявшись за руки, сплести венок в той последовательности, в которой их называет ведущий.
Играйте, радуйтесь и веселитесь в этот день всей семьей. Пусть праздник Ивана Купала 2017 принесет вам много положительных эмоций и ярких впечатлений!
Праздник Ивана Купалы в детском саду
УТРО. Детей встречают две старушки и ряженые.
1-я старушка: Я - Даниловна!
2-я старушка: Я - Гавриловна!
Вместе: Неразлучные подружки,
Мы живём в одной избушке.
Даниловна: Собирайся, народ,
Интересное вас ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток.
Сел сверчок в уголок,
Таракан на шесток.
Гавриловна: Сели, посидели, песенки запели.
Услыхали ложки, вытянули ножки.
Услыхали калачи - как попрыгали с печи.
Да давай подпевать, да давай танцевать.
Старушки пляшут, поют частушки, привлекая к этому детей. Затем старушки затевают с детьми народные игры.
"Колечко”.
Я качу - мечу (2 раза)
Золото кольцо. (2 раза)
За колечком (2 раза)
Я сама пойду.
За собой поведу
Добра молодца (2 раза)
Разудалого, развеселого.
Я поставлю его (2 раза)
Середь горницы,(2 раза)
Я заставлю его (2 раза)
Танцевать, гулять. (2 раза)
Потанцуемте (2 раза)
Веселёхонько.(2 раза)
Дударь - дударище! (Дети идут по кругу, Дударь - в центре).
Старый старичище,
Тебя во колоду,
Тебя во сырую,
Тебя во гнилую.
Дударь, дударь, (Спрашивают дети остановившись).
Что болит?
Голова, спина и т.д. (Дети делают то же, что показывает Дударь)
(отвечает Дударь).
Ничего не болит. (Дударь бросается догонять детей).
Буду вас ловить!
Наигравшись, дети усаживаются, а старушки рассказывают о празднике.
Хорош праздник Иван Купала,Что было, то и пропало.
1-я старушка: В этот день у нас,бывало, собирались парни, девки петь, плясать, лето красно прославлять. И было много разных обычаев - с утра росу с травы собирали, рушником утирались, в полдень водой студеной обливались, девчат парни в реку кидали и никто в обиде не был. А ещё вместе светлячков в траве искали - на счастье значит. И много чудес в этот день случалось - можно было и ведьм увидеть, и кикимор, и леших разных - все они с людьми дружны были.
2-старушка: А вечером разжигали костры большие, хороводы водили, в игры играли, у костра кашу едали. А в полночь папоротник расцветал. Кто его увидит, у того самое заветное желание исполнится.
II ПОЛОВИНА ДНЯ . Дети приходят на полянку или на участок, где в кустах стоит домик. Детей встречает ведущая в русском костюме.
Ведущая: Мы встречаем праздник лета,
Праздник солнца, праздник света.
Солнце, солнце, ярче грей.
Будет праздник веселей.
Здравствуй, лето!
Здравствуй, лето!
Ярким солнцем всё согрето.
В лес зелёный побежим,
На полянке полежим.
Дети исполняют песню "Летние цветы", музыка Теличеевой, слова Некрасовой.
Ведущая: Как красиво кругом! Цветов много, берёзки белоствольные, нежные.
Хоровод мы заведём,
Про берёзоньку споем.
Исполняют хоровод "Ай-да берёзка", музыка Потапенко.
Ведущая: Отгадайте-ка, ребята, мою трудную загадку.
Он большой и неуклюжий,
Любит мёд, не любит стужу.
Появляется медведь. Он вместе с детьми играет в русские народные игры "Дети и медведь", "У медведя во бору", водит русский народный хоровод "Ой, вставала я ранёшенько,..".
Медведь. Ой, ребята, давно у меня в лесу так весело не было.Вы мне понравились,и я хочу угостить вас ягодами.
Медведь угощает детей ягодами и уходит..
Ведущая: Ребята, посмотрите, что я нашла (поднимает платочек и предлагает детям поиграть в русскую народную игру "Жмурки").
Из избушки выскакивает Баба Яга.
Баба Яга: Ишь, расшумелись! Не дают в собственном лесу покоя. Вот сейчас я вас поймаю. Эй, леший, кикимора, тащите сюда большие мешки, сейчас мы детей наловим.
Выскакивают Леший и Кикимора с большими мешками без дна и начинают ловить детей. Дети из мешков вылезают, ничего у Лешего с Кикиморой не получается. Все устали, выбились из сил.
Ведущая: Вот видишь, бабуся, ничего у тебя не вышло. Много лет ты в лесу живешь, а видно забыла, что сегодня праздник Ивана Купалы.
Леший: Ничего мы не забыли. Как раз собирались сегодня ночью позабавиться - почудить. Сегодня, что не сделаешь, всё прощается.
Кикимора: И для вас у нас есть сюрпризы.
Леший и Кикимора обливают всех присутствующих водой.
Ведущая: Ах, вот вы какие!
Баба Яга: А сегодня сердиться нельзя. Праздник есть праздник. Давайте лучше вместе играть будем.
Проводятся русские народные игры "Салки", "Высекали", "Два - третий лишний" к другие.
Баба Яга: Давайте хворосту наберём и костер разведём. Пусть все наши беды и горести в огне сгорят. Будем на огонь смотреть и кашу есть.
Баба Яга угощает всех кашей.
Утром, встречая детей, воспитатель должен обратить внимание детей, есть ли на траве роса. Походить по росе босиком, приговаривая: "Хорошо нашим ножкам, травинки ласкают пальчики, роса омывает свежестью, чтобы здоровы были дети". Затем спеть с детьми:
Кто не выйдет на купальню.
Тот будет пень-колода.
А кто выйдет на купальню,
Тот будет бел-берёза.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли...
Значит это уже лето!
Нужно рассказать детям о народном празднике Ивана Купалы: это праздник лета, праздник воды и солнца, со дня Ивана Купалы можно купаться и уже не простудишься.
Интересно отмечался этот праздник в народе. Вечером, под Иванов день приносили люди венки из цветов и бросали их в воду. Была такая примета: венок не утонет, жить будешь долго. Уносили венки домой, вешали на стены и считали, что это оградит от несчастий и болезней.
Купались в росе, жгли костры на берегах рек и озёр, водили хороводы, украшали деревья. А ещё на Ивана Купалу собирали лекарственные травы и коренья. Считалось, что сорванные в эту ночь, они имеют лечебную силу.
На прогулке воспитатель организовывает игры с водой, обливание, купание, например:
1. Игра "Потонет или поплывёт"? Собрать различные предметы: камни, щепки, кусочки коры, палочки, шишки и др.
Задание: сначала всё это разобрать на две группы: что утонет, а что поплывёт. А затем, проверяя себя, бросаем их по очереди в воду.
2. Купание кукол с приговорами:
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу, а дитя кверху! (Русские народные потешки).
Хлюп - хлюп,
Хлюп - хлюп ручками...
А водичка пенится.
Машенька помоется,
Машенька оденется.
Румяные щечки у моей дочки. (Сл. С. Капутикян).
3. Обливать детей водой, сопровождая обливание словами из "Мойдодыра" К.И. Чуковского.
Давайте же мыться,
Плескаться, купаться...
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Затем воспитатель с детьми идут на луг, плетут из цветов и травы венки. Вокруг дерева или небольшого костра водят хороводы, затевают хороводные игры.
Воспитатель просит детей прислониться щекой к стволу дерева и подумать о дереве. Затем спрашивает, что они почувствовали, какое оно? (Доброе, ласковое, тёплое, колючее, строгое и т.д.).
Воспитатель рассказывает детям сказки: русскую народную сказку "Марья и ведьмы", "Золотые серпы" в обработке Науменко, После прогулки, развлечений, чтения сказок воспитатель предлагает детям отразить свои впечатления в рисунках.
Цели:
Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
Развивать интонационную выразительность речи.
Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Вызвать эмоциональный отклик детей.
Приобщить к обрядовой культуре.
Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
История празднования Ивана Купала
Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.
Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!
В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.
Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.
Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.
Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.
В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.
Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.
В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.
Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».
Театрализованное игровое представление
Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.
1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!
В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,
Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.
Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!
2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!
1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!
2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!
Хоровод 1
1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.
Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)
Купала: Эй, девчата! Всем привет!
Вы узнали меня? Нет?
Я Купала – озорник,
И скучать я не привык!
Солнце весело сияет,
Нас лучами согревает!
Ведь настал Иван Купала,
Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)
Купала садится на пенек и грустит.
2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?
1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!
Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.
2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?
Иван Купала: Да!
2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?
Воспитанницы: Да!
1 ведущий .:
В гости к нечисти пойдем,
И листки все соберем.
И отыщем Лета клад!
Кто со мною из девчат?
Воспитанницы: Мы! Я! Все!
Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)
Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!
Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?
Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:
В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня…
Воспитанницы: Баба Яга!
Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?
Иван Купала: Отдавай листок от карты!
Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.
1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).
Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.
Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?
Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.
Игра «Бабкина метелка»
под музыку
Баба Яга: Ох и молодцы!
Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.
Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.
«Коршун и наседка» (2-3 раза)
Ведущий 1,2:
Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!
Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)
Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!
Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.
Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.
Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.
Иван: У кого?
Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.
Ведущий 1,2: Р азрешим.
Баба Яга:
В дремучем лесу, на болоте
Её непременно найдете.
Не рыбка она, не лягушка,
Сестренка моя и подружка.
Стройная фигурка,
Зовут её Снегурка. Хи-хи.
Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.
Иван: Ну, вперед, девчата!
«Кикимора»
Эй, Кикимора, красавица болотная!
Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?
Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!
Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!
«Веревочка»: у кого длиннее под музыку
«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку
Кикимора:
Эх меня развеселили,
И немного утомили!
Вот держите вы листок.
Только знай же, мой дружок,
Есть ещё один листок.
Иван Купала: Подскажи Кикимора.
Кикимора: Внутри него водица,
С ним не хотят водиться,
А все его подружки -
Пиявки да лягушки!
Водорослями зарос
Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.
Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.
Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?
Иван: Конечно оставайся!
Звучит песня водяного «Я водяной»
ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?
Водяной:
Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,
Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,
А лягушки взяли – лапками все замарали.
Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.
(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .
Водяной: Ну, спасибо, угодили!
Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?
Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!
Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!
Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.
«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.
«Раз, два, три лови!»
Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.
Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.
Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?
Иван: Конечно оставайся!
Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!
Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?
Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один
Очень важный господин.
Он весь шишками оброс,
На лице лишь виден нос.
Может быть пуглив, как зайка,
А зовут его…
Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?
Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.
Водяной: Но я вам ничего не говорил.
Иван Купала: Спасибо.
Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)
Леший:
Кто пришел сюда без спроса?
Быстро пошли вон!
Налетели, словно осы
Ото всех сторон!
Это кто здесь гуляет,
Мои грибочки собирает?
Купала: Это я, Иван Купала.
Леший
Гриб тебе соленый!
Я тебя схвачу,
Домой не пущу,
Под землю утащу!
Леший хватает Ивашку.
Ведущий 2:
Леший, Леший, не серчай,
Как гостей ты нас встречай!
Леший:
Я вам сразу говорю,
Что гостей я не люблю!
Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!
Ведущий 2: Хватит охать, причитать.
Угощают вареньем .
Леший:
Ой, спасибо, угодили,
Исцелили, излечили!
Теперь в полном я порядке,
Слушай Лешего загадки!
(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, ...
Пятачок Кощей Бессмертный
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор.)
Он пришел, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушел по лужам в поле. (Дождь.)
И еще одну загадку я вспомнил.
Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся.
А едва появится -
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое. (Солнце.)
Леший:
Ладно, честно заслужили,
Вот – листок держите,
Лес родной, природу нашу
Только берегите!
Иван Купала: Обещаем лес беречь,
До свидания! До новых встреч!
«Песня разбойника»
Разбойники:
Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!
Иван Купала:
Мы пришли за листками,
Отдавайте лучше сами!
Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!
Разбойник 2: С нами будете играть? (да)
Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!
(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)
Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!
(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)
Игра «Перегонки»
Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!
Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!
Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?
Разбойники: Конечно хотим, спасибо.
Иван: Где ж последний лепесток?
Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.
Иван: Где?
Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.
Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»
Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!
Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.
Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.
Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?
Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......
1. Счастье, здоровье, удача
2. Повстречаться с добрыми людьми.
3. Везение в учебе
4. Победы в соревнованиях
5. Тяжелые посылки
6. Письма и переговоры.
7. Удача во всех начинаниях
Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?
Русалочка : Есть!
Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.
Русалочка : А зачем?
Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.
Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.
Иван Купала: Мы согласны.
«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,
«Коса». под музыку
Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.
Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»
Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.
Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.
Д.А.:
Посмотрите! Что же это?
Клад, что подарило Лето!
Верило я в ваш успех!
Вы, девчата, лучше всех!
И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!
Хоровод 2
Ведущий 1: На Ивана, на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Ведущий 2 : Пусть Купальская вода
Даст здоровья на года!
Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.
Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!
Круг останавливается. Водяной встаёт и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.
БОЯРЕ.
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идёт вперёд со словами: - Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место: - Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот манёвр со словами: - Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог: - Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то: - Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранную).
- Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:
- Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
- Бояре, а мы плеточкой её. Дорогие, а мы плёточкой её.
- Бояре, она плёточки боится. Дорогие, она плёточки боится.
- Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к доктору сведём. Дорогие, а мы к доктору сведём.
- Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Парень, который выбрал невесту, должен разбежаться и прорвать цепь другой команды. Если ему это удаётся, то он возвращается в свою команду, взяв с собой невесту из первой команды. Если цепь не прорвана, то невеста остаётся в первой команде, то есть не выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
На самом деле в каждом селе отличались слова, а иногда и правила игры. Есть разные варианты текста. И каждый вариант правилен. То же – с хороводами и песнями. Собиратели в экспедициях сами удивлялись, как в соседних сёлах отличаются слова на один и тот же хоровод, или наоборот, слова одни и те же, а рисунки хороводов – разные.
Вот ещё вариант слов этой игры.
БОЯРЕ-КНЯГИНИ . Парни и девушки становятся в две шеренги напротив друг друга. В шеренгах сцепляются локтями (как в кандалах). На первой фразе шеренга движется вперёд, на второй назад. Кто молчит, тот стоит.
Бояре (Б): Княгини, да мы до вас пришли. Молодые, да мы до вас пришли.
Княгини (К): Бояре, да вы зачем пришли? Молодые, да вы зачем пришли?
Б: Княгини, да мы невест смотреть. Молодые, да мы невест смотреть.
К: Бояре, у нас невест-то нет. Молодые, у нас невест-то нет.
Б: Княгини, да есть на возрасте? Молодые, да есть на возрасте? («Перестарки», те, кого замуж не выдают уже).
К: Бояре, да недоросточки. Молодые, да недоросточки. (Те, кого нельзя ещё).
Б: Княгини, да переросточки. Молодые, да переросточки. (Типа, как раз).
К: Бояре, да покажите жениха. Молодые, да покажите жениха.
Б: Княгини, да это что ли не жених. Молодые, да это что ли не жених (выходит, тот, кого выбрали женихом, потом присоединяется к своей шеренге).
Б: Княгини, а это что ли не (слово). Молодые, а это что ли не (слово). Парни показывают любыми способами требуемое слово и доказывают состоятельность жениха.
К: Бояре, да покажите сапоги. Молодые, да покажите сапоги.
Б: Княгини, а это вам не сапоги? Молодые, а это вам не сапоги?
К: Бояре, сапоги-то без подошв. Молодые, сапоги-то без подошв.
Б: Княгини, да заплатите за конфуз. Молодые, да заплатите за конфуз.
К: Бояре, да вам которая мила? Молодые, да вам которая мила?
Б: Княгини, да нам вон (имя) мила. Молодые, да нам вон (имя) мила.
К: Бояре, да мы её не отдадим (а она дурочка у нас). Молодые, да мы её не отдадим (а она дурочка у нас).
Б: Княгини, да мы придём и заберём. Молодые, да мы придём и заберём.
Парни пытаются забрать названную девушку, а Княгини её защищают. Если забрали, то ставят в свою шеренгу вместе с женихом. Дальше мотив меняется.
Б: В нашем полку прибыло, прибыло. Ой, дид-ладу, прибыло, прибыло.
К: В нашем полку убыло, убыло. Ой, дид-ладу, убыло, убыло.
Б: В нашем полку пл ясали, пл ясали. Ой, дид-ладу, пл ясали, пл ясали.
К: В нашем полку плакали, плакали. Ой, дид-ладу, плакали, плакали.
Б: В нашем полку мак цветёт, мак цветёт. Ой, дид-ладу, мак цветёт, мак цветёт.
К: В нашем полку грязь черна, грязь черна. Ой, дид ладу, грязь черна, грязь черна.
Б: В нашем полку пиво пьют, пиво пьют. Ой, дид-ладу, пиво пьют, пиво пьют.
К: В нашем полку слёзы льют, слёзы льют. Ой, дид-ладу, слёзы льют, слёзы льют.
СТОЯТЬ ЗОРЬКА.
Играют мужчины и женщины. Женщины – Зорька, мужчины – за ними следят. Все становятся в круг. Каждый мужчина стоит сзади своей девушки. Руки свободно опущены. Женщины переглядываются друг с дружкой, их задача поменяться местами с той, с кем они переморгнулись. А задача мужчины не дать девушке убежать. Он должен поймать её за плечи и удержать.
Игры для детей и подростков.
Хвосты .
Играют парами. Каждый из игроков получает верёвку одинаковой длины с соперником. Верёвка заправляется за пояс брюк так, чтобы 2/3 свисали сзади наподобие хвоста. Каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Во время игры нельзя толкаться, драться, хвататься руками за всё, кроме хвоста, ставить подножки. Победитель тот, кто отобрал хвост у противника, но спас свой. Можно играть и по 4–5 человек одновременно, цель – спасти свой хвост и собрать больше хвостов противников.
Горелки .
Это, можно сказать, «классика жанра». Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну. Водящий встаёт впереди. Все хором громко говорят или распевают:
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая её с разных сторон (один - слева, другой - справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того, как пара, встретившись, вновь возьмётся за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встаёт в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.