Математика - царица всех наук! Число один. Создание числового фриза (средняя группа)

Цели занятия:

1.Называть число один и обозначать его цифрой 1;

2.Дать представление о цифре 1, научить писать цифру 1 и соотносить ее с соответствующим количеством предметов;

3.Ориентироваться на клеточном поле: называть действия, которые необходимо выполнить последовательно(5клеток вниз,3 клетки вправо и т.д.)

4.Называть соседей числа в пределах 10;

Оборудование:

У учителя на доске:

Белочки, медвежонок, кошка, тигрята, зайцы, волк, грибки, солнышко.

Плакат с цифрами, цифра 1.

Мяч для устного счета.

У детей на столе:

Методическое пособие: О.В. Чистякова «Изучаем математику».

Тема: Число и цифра 1. Ориентирование на клеточном поле. Соседи числа.

1.Оргмомент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадем

Узнаете вы скоро.

В стране далекой мы найдем помощников веселых.

2.Устный счет.

1)Давайте посчитаем от1 до 10 и обратно

2)Счет по рядам: 1ряд:от 3 до 6 и обратно

2ряд:от 4 до 8 и обратно

3ряд:от 2 до 7 и обратно

3)Игра с мячом:1. Я называю число и бросаю мяч, вы называете следующее число. Например: число 5- следующее 6.

2. Я называю число и бросаю мяч, вы называете предыдущее.

Например: число 4- предыдущее 3.

3.Я называю число и бросаю мяч, вы называете соседей числа (т.е. предыдущее и следующее). Например: число 6 –соседи 5 и 7.

3.Повторение пройденного материала.

Ребята, у нас в гостях белочки. Чем бы нам их угостить?

Что любят кушать белочки? (орешки и грибы).

Что заготавливают они на зиму?

У нас как раз есть грибочки. Только как нам разделить все грибы между белками?(раздать по одному, составить пары).

Давайте проверим, хватит ли нам грибов?

На доске прикрепляются белки и грибы. Что мы можем сказать про белочек? (что их больше, чем грибов).

Как сделать, чтобы их стало поровну (убрать одну белочку или добавить гриб).

Что теперь можно сказать о числе белок и грибов? (их стало поровну, белок столько же, сколько и грибов).

Физминутка

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг.

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно?

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.

Но зайчата ловко скачут.

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.

Ходит грустная лиса.

Грустно смотрит в небеса

Тяжело вздыхает

Садится – отдыхает.

4.Тема урока.

Ребята, к нам на урок пришли не только белочки, но и другие зверюшки.

(Звери расположены на доске в произвольном порядке: медведь, кошка, волк, зайцы, белки).

Как правильно ответить, не считая сколько зверей? (много)

Сколько медвежат вы видите?(1)

Сколько всего лесных животных?

Сколько домашних животных?(1 кошка)

Сегодня на уроке познакомимся с цифрой 1. Научимся ее писать.(вывешивается цифра 1 на доску)

Цифры – это специальные знаки для записи чисел. Используют 10 цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Сколько солнышек на небе? Число один обозначаем цифрой один.

На что похожа цифра 1?

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

Цифра 1 состоит из 2-х элементов: маленькой и большой «палочек».

Маленькую палочку начинаем чертить из центра клетки и ведем в верхний правый угол и не отрываясь большую палочку ведем к середине нижней части клетки.

Задание 1. Пропиши цифру 1.

Задание 2. Раскрасьте только те фигуры, которые встречаются один раз (см.. приложение).

Физминутка.

Ставь ладонь наискосок-

Это будет козырек.

Справа к ней приставь другую,

Не наклонную, прямую.

Что же может получиться?

Только цифра «единица».

Задание 3.(см. приложение) Помоги мышке найти сыр:назови действия, которые должна выполнить мышка, чтобы оказаться рядом с сыром. Начни так: 4 клетки вправо,…

5. Подведение итогов.

Чем мы сегодня занимались на уроке?

С какой цифрой познакомились?

Молодцы, все работали на уроке замечательно!

Программное содержание:

1. Познакомить детей с числом и цифрой 5.

2. Познакомить с образованием числа 5.

3. Закрепить знания о времени года: «Зима».

4. Научить соотносить числа и цифры: 1,2,3,4,5.

5. Закрепить образ цифры 5, через выкладывание из различных материалов.

6. Сформировать представление о числовом ряде.

7. Развивать координацию речи с движением, через пение песни, массаж.

8. Научить рисовать прямые линии в различных направлениях через рисование снежинок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

Ребята, какое сейчас время года? Почему зимой все белым -ело?

А в какие игры дети играют зимой? (играют в снежки, катаются с горки, лепят снеговиков).

Покажите, как лепят снежки? Давайте вспомним песенку и налепим снежков.

Песня про снежки.

Мы налепим из снежка

Два чудесных колобка

Да да да да

Два чудесных колобка

(имитируют движения)

Пружинка

Вот какой у нас снежок

Он похож на колобок

Да да да да

Он похож на колобок

(идут по кругу)

Кружатся

Будем мы в снежки играть

Их на елочку бросать

Да да да да

Их на елочку бросать.

(имитируют движения)

Берут колобки и бросают на елочку.

2. Массаж.

Посмотрите, около елочки лежат еще и совсем маленькие колобки. Давайте и с ними поиграем:

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую

Пальчики как озорные мальчишки

Целых четыре веселых братишки.

Пятый братишка – на голову ниже

Только умишком он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает.

(катание бусины между большим и другими пальцами).

3. Образование числа 5.

Ребята, сегодня пока я шла в детский сад, на лестнице нашла вот эти колобки. Как вы думаете что это? Правильно, похож на снеговика. Он очень торопился к нам, запнулся и разлетелся в разные стороны. Давайте поможем ему собраться.

Посмотрите на картинку, она поможет нам его собрать. Возьмем большой колобок, потом поменьше – это туловище. Еще меньше – это голова. Два самых маленьких – это руки. Сколько всего понадобится нам колобков? Посчитаем. Нам понадобиться пять колобков.

А у нас сколько? (Четыре). Я не нашла еще один, что делать? Нашли, давайте построим снеговика.

Сколько было колобков вначале? А потом еще сколько нам принесли? Сколько стало?

Когда есть пять предметов пишут цифру 5.

4. Число и цифры 5.

Цифра пять пошла плясать

Руку вправо протянула

Ножку круто изогнула.

1. Снеговик принес еще с собой и сундучок, что там? Он хочет, чтобы вы показали ему как пишется цифра пять.

Дети выбирают из чего они будут делать цифры: шнурок, пластилин, мозаика, фасоль, палочки.

Какие вы молодцы, у всех цифры разные, но у всех цифры пять.

2. Посмотрите снеговик спешил, сам разлетелся и все цифры разлетелись. Давайте найдем правильную цифру.

5. Соотнесение числа и цифры.

Работа за столами.

Снеговик предлагает вам поиграть, для этого нужно пересесть за столы. Он будет показывать вам цифру, а вы должны выложить столько снежинок, сколько она показывает.

6. Динамическая пауза.

Снеговик вас превратил в снежинки, но не простые, а с порядковым номером. (Раздать снежинки). Постройтесь по порядку. Где встанет цифра пять?

Назови своих соседей цифра 4, 2… Рассчитайтесь по порядку: первая снежинка, вторая снежинка…

Пока музыка играет снежинки кружатся, летают, музыка заканчивается снежинки выстраиваются по порядку слева от педагога.

Повторить два – три раза.

7. Развитие графо-моторных навыков.

Еще в сундучке у снеговика остались варежки. Давайте их украсим снежинками, они будут красивыми. Посмотрите, как будем рисовать снежинки: палочка, затем прямая палочка проходит по середине, затем слева между ними, и справа между ними.

Дать задание индивидуально. (Дорисовать по контуру, закончить самостоятельно).

Какой возьмете карандаш? (Синий или голубой).

8. Итог.

Покажите друг другу свои варежки. Сколько снежинок у вас получилось?

Покажите цифру 5.

Молодцы, справились со всеми заданиями, трудно было? Интересно?

Снеговик вам благодарен, и решил сделать подарок: нарисуйте на другой стороне варежки то,Что вы бы хотели получить в подарок на новый год. И снеговик отнесет это Деду Морозу. Сложите в сундучок.

Конспект занятия

Тема: Один. Число и цифра один.

Цель: Учить выделять один предмет из группы. Познакомить с числом и цифрой 1.
Задачи: Учить отсчитывать по одному предмету из группы, учить ориентироваться на двух полосках. Познакомиться с понятиями «поровну», «одинаковое количество». Повторить понятия «верхняя», «нижняя» полоска. Учить составлять цифру 1 из двух полосок. Сравнение по длине «на глаз».

Материалы: бельевые прищепки, котенок, картинки с изображением животных от 1 до 5, картинки-мячики, раздаточный мтериал: изображения собачки и кошки на каждого, полоски для выкладывания.

Ход урока.

1. Пальчиковая гимнастика. Котенок.

Кусается больно котенок - малыш.
Он думает это не палец, а мышь.
Будешь кусаться, скажу тебе кыш!

(бельевой прищепкой тихонечко пытаться ухватить за кончики пальчиков или просто открывать и закрывать прищепку)

(эту пальчиковую гимнастику и многие другие Вы можете найти

2. Учить выделять один предмет.

Котенку одному скучно играть. Давайте найдем тех, кто один и познакомим их с котенком, чтобы они играли вместе. На доске картинки с изображением от 1 до 5 зверей на каждой. Дети выбирают те картинки, где изображено 1 животное и прикрепляют рядом с котенком.

3. Работа на доске.

На доске 2 полоски. Учитель прикрепляет на верхнюю полоску 1 красный круг. - Сколько кругов на верхней полочке? Один.
Учитель выставляет 1 зеленый кружок на нижнюю полочку. - Сколько кружков на нижней полочке? Один. У красного кружочка есть пара. Один красный и один зеленый кружок. Говорят, что кружков поровну или одинаковое количество. Учитель добавляет 1 красный круг. А теперь кружков поровну?
Нет, у 1 красного круга нет пары. Красных кругов больше. Как снова сделать поровну?
(2 способа)

4. Физминутка. Будем в классики играть

Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.

(Прыжки па одной ноге.)

5. Выкладывание на полосках.

Возьмите полосочки, положите их горизонтально одна под другой, вот так. Покажите верхнюю полоску, нижнюю полоску. Придерживайте полоску левой рукой. Правой положите на верхнюю полоску столько собачек, сколько у меня кружков. 1. Сколько собачек ты положил? Почему? Положите на нижнюю полоску столько кошечек, сколько у вас собачек. Сколько кошечек ты положил? Почему?

6. Знакомство с цифрой 1.

Люди придумали специальный значок, обозначающий, что у тебя один предмет. Этот значок называется цифра. - Это цифра «Один». Чтобы составить цифру 1 нужно взять 2 полоски. Одинаковой ли длины должны быть полоски? Возьмите длинную полоску, положите ее вертикально, вот так. Возьмите короткую полоску положите ее наискосок сверху вниз. Вот так. Получилась цифра 1. Подул ветерок. Подуйте на цифру. Цифра сломалась. Соберите цифру снова.

7. Итог урока.

- С какой цифрой познакомились?

При подготовке занятия использовались книги:

2. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей детских садов." —- Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001. — 392 с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

(формирование элементарных математических представлений)

в средней группе

Болховитина Елена Владимировна

МБДОУ «Детский сад №55»

город Северск, Томской области

Тема: «Путешествие в страну цифр. Число и цифра 1».

Приоритетная область: познавательное развитие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип занятия: открытие нового знания.

Актуальность: Развитие математических способностейсложное, комплексное и многоаспектное направление. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка "жизненных" и "научных" понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных методов и приемов, способствующих развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направленные на умственное развитие дошкольника в целом.

Цель:

Задачи:

1.Сформировать представление о числе и цифре 1, умение соотносить числительное с предметами.Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник), формировать умение составлять логический ряд, чередуя расположение геометрических фигур.

2.Развивать умение отгадывать математические загадки на основе зрительной воспринимаемой информации; развивать логическое мышление, воображение детей, конструкторские способности, интерес к предмету.

3. Воспитывать умение самостоятельно выполнять задание, желание приходить на помощь друг другу.

Раздаточный материал: настольный конструктор, схемы ракет, карточки с цифрами,карточки с изображением персонажей сказок, карандаш, картинки с изображением медведей из сказки и стулья разных размеров.

Словарная работа: один, первый.

Ожидаемые результаты: 1. Дети должны иметь представления о цифре и числе 1.

2. Должны знать название геометрических фигур, их характерные особенности.

3. Должны уметь создавать постройку, используя схемы.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности

Звучит музыка из сказки «Золотой ключик».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какая это сказка? Кто живёт в этой сказке? К нам с просьбой обратилась Мальвина, она никак не может научить Буратино считать и просит нас помочь ей. А вы уже умеете считать? Молодцы! Поможем Мальвине, научим Буратино считать?

Воспитатель: - Для этого нам необходимо отправиться в страну цифр. Хотите вместе с Мальвиной и Буратино отправиться в путешествие?

Воспитатель: - На чём можно путешествовать? (ответы детей) Какой самый быстрый транспорт Вы знаете? Правильно, ракета.

Воспитатель: - Предлагаю вам полететь на ракете. Согласны? Но для начала её надо построить. Из чего можно построить ракету? Воспитатель обращает внимание детей, что в группе нет всех названных материалов. Из чего в группе можно построить ракету? На столах находятся наборы конструкторов и схемы трёх видов ракет. Воспитатель предлагает ребятам выбрать схему, по которой они будут строить ракету и подобрать строительный материал. Дети строят по выбранным схемам ракеты (Приложение 1).

Воспитатель:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

В страну цифр приземлись!

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на какую красивую поляну мы попали. Что на ней растёт? Мальвине очень нравятся цветы.

Воспитатель : - А что ещё мы видим на полянке?Сколько домов на поляне? А как вы думаете, какая цифра в нём живёт?(Приложение 2) Как вы догадались?

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, в доме нет жителей. Поможем заселить домик (дети выбирают карточки с изображением одного персонажа сказки и вставляют в окошечки дома). Объясняют, почему выбрали именно эту карточку.

Воспитатель: - Объясните Буратино, что означает цифра 1.

Воспитатель: - Число 1 обозначается на письме цифрой 1 (показ цифры 1).

Воспитатель:- Ребята,чтобы Буратино запомнил, подарим ему цифру 1, которую слепим из пластилина. Сколько частей у цифры 1?

(Дети раскатывают из пластилина длинные жгутики, прикладывают к листу картона, затем прикладывают «носик» единицы).

Воспитатель:- Как вы думаете, Буратино запомнит цифру 1. Ему очень понравилсяваш подарок.

Воспитатель:- Мы славно поработали, теперь отдохнем (физ. минутка):

(выполняем движения по тексту стихотворения)

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Воспитатель: - Посмотрите на полянку.

Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте ж их, ребята,
Будем глазками искать.

Что под цветами спряталось?(геометрические фигуры)

Воспитатель: - Какие геометрические фигуры мы с вами нашли?

Воспитатель: - Подойдите к пеньку, на нём лежаткарандаши и карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры?

Воспитатель: - Как вы думаете, чтонадо сделать? Буратино сам не справится. Поможем ему?

«Продолжи ряд» (Приложение 3).

Воспитатель: - Молодцы, вы выполнили все задания, а теперь пора отправляться домой. Закройте глаза. Повторяйте за мной: «1, 2, 3 на ракете мы летим». Можете открыть глаза, мы уже прилетели назад в группу.

Воспитатель: - Где мы с Вами побывали? Кому помогали? Как мы помогли Мальвине и Буратино?

Воспитатель: - Мальвина и Буратино благодарят вас за помощь и приготовили вам подарок (каждому ребёнку дарится сладкий подарок). Герои возвращаются к себе в сказку и говорят вам: «До свидания! До скорых встреч!»

Литература:

Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. М.: «ТЦ Сфера», 2012.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Занятие по математике в средней группе.

"Знакомство с цифрой 1".

Программное содержание.

Познакомить детей с цифром 1. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Развивать интерес к математике у детей, расширять словарный запас, уточнить значение слова «цифра 1» и «единица».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал - цифра «1», цветные карандаши, листы бумаги, трафареты с цифрой 1.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами начнем знакомиться с удивительной и очень интересной страной под названием "Математика". Вы ребята узнаете, что такое цифры и даже научитесь считать. А сейчас я вам расскажу о первой цифре "единице". Единица или цифра один всегда впереди, она начинает счет и выглядит вот так (демонстрация цифры), немного похожа на палку с острым крючком на конце.

Эта цифра – единица.

Видишь, как она гордится.

А ты знаешь, почему?

Начинает счет всему.

(И. Блюмкин)

Очень простая цифра. Правда ребята?

Ответ детей...

Вы её все хорошо запомнили?

Ответ детей...

А сейчас мы это проверим.

Дидактическое упражнение «Обведи и раскрась цифру»

У вас на столах лежат трафареты единицы, листы белой бумаги и цветные карандаши. Нужно с помощью трафарета нарисовать цифру 1 и разукрасить её цветными карандашами.

Молодцы! Все справились с заданием. А теперь давайте поиграем...

Физминутка «Солдатики»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади …

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Дидактическое упражнение «Соедини линией»

Детям предлагается соединить линией круг с цифрой один и круги в которых нарисован один предмет. Детям задаются вопросы: «А почему ты не соединил с цифрой один вот эту картинку? Сколько предметов изображено на этой картинке?»

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

Игра «Найди цифру».

Воспитатель вызывает к себе по одному, по очереди детей. Ребёнок закрывает глаза, а воспитатель выкладывает на стол разные цифры. Необходимо на ощупь найти цифру 1.

Итог занятия. (Похвалить детей).