Младенец в трауре. Условия соблюдения траура

" было очевидно, что одно из главных для киноиндустрии шоу станет трибуной борьбы с сексуальными домогательствами, хотя трудно представить более странного способа добиться успеха в этом благородном деле. Но то, что эта борьба превратится в феминистическую траурную процессию и поминки по самому "Золотому глобусу", спрогнозировать было совсем не просто.

Собственно, само кино осталось даже не на втором плане. Ведь было куда занимательнее гадать не по поводу победителей в главных номинанциях, а о том, сколько голливудских актрис соберется ответить на призыв активисток, среди которых были , и прочие не сильно востребованные ныне актрисы - прийти на церемонию вручения "Золотых глобусов" в черных платьях. Оказалось, что откликнулись решительно все.

Что неизбежно превратило "красную дорожку" "Золотого глобуса" в подобие похоронной церемонии. Из подъезжавших роскошных лимузинов, выходили дамы в черных платьях за многие тысячи долларов и, поблескивая бриллиантами, делились с сочувствующими им журналистами собственными грустными историями и призывами бороться за равноправие и уважение к женщинам вообще. Более того, некоторые из них прибыли за наградами Голливудской ассоциации иностранной прессы не в сопровождении своих супругов или возлюбленных, как можно было бы ожидать, а в компании известных правозащитниц. Например, которой незадолго до этого изрядно досталось из-за ее не слишком агрессивной критики в адрес Харви Вайнштейна.

Многие из дам наверняка бы пришли в крайнее возмущение от сравнения с похоронами, но, увы, именно так все это и выглядело. Да, собственно, это и были похороны второго по значимости в киноиндустрии наградного мероприятия, так как, оказавшись на сцене, мало кто из лауреаток и гостей удержался от драматических заявлений, имеющих мало общего с "Золотым глобусом". Так, удостоенная чести представлять претендентов на премию в категории "лучший режиссер", саркастически охарактеризовала номинацию "исключительно мужской", подчеркнув таким образом, что в этом году за награду боролись только представители сильного пола. Чем немало смутила стоявшего рядом с ней и вызвала подобие извиняющейся улыбки на лице сидевшего в зале . Естественно, под бурные аплодисменты всех остальных, не задумавшихся ни на секунду, сколь глуп был этот, как это сейчас принято говорить, "наброс".

Но, безусловно, ключевой для всего "Золотого глобуса 2018" стала речь получившей почетную премию Опры Уинфри, после которой популярную американскую ведущую надо сразу выдвигать в президенты США на выборах 2020 года. Уинфри со свойственным ей красноречием смогла за пару минут охватить широчайший круг женских проблем - от расовых до половых - "в мире которым управляют жестокие и властные мужчины" и вызвать у облаченных в траур слушательниц неподдельные слезы. После этого уже не имело никакого значения: кому и за что вручались "Золотые глобусы". Ибо "время этих мужчин прошло", - грозно пообещала

В течение срока ‘идда женщине запрещается все, что делает ее привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей запрещается выходить замуж. Соблюдая это предписание Аллаха, вдова сможет избежать греха, которым в данном случае является преждевременное замужество.

К украшениям, которые запрещены в трауре, относятся:

1. Сурьма. Ранее мы уже привели хадис Умм Саламы, которая рассказывала, что к Посланнику Аллаха пришла женщина и сказала: «О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Может ли она помазать их сурьмой?» Пророк ответил: «Нет». Она повторила свой вопрос два или три раза, но он всякий раз говорил: «Нет». Затем он сказал: «Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во времена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз».

Имам ан-Навави сказал: «Это свидетельсвует о том, что использование сурьмы запрещается для женщины, находящейся в трауре, независимо от того, нуждается она в ней или нет».

Умм ‘Атийа аль-Ансарийа рассказывала: «Нам запрещалось держать траур по кому-либо, кроме мужа, более трех дней. А траур по мужу продолжался четыре месяца и десять дней. Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из уже цветной пряжи. Только после очищения от месячных кровотечений и купания мы могли помазать немного благовоний. Нам также запрещалось участвовать в похоронах».

2. Пудра, краска и прочее. Женщине в трауре запрещается красить волосы хной, наносить макияж на лицо и красить лицо и руки – одним словом, все, что делает ее привлекательной и соблазнительной.

Умм Салама рассказывала, что Пророк сказал: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму».

3. Яркая одежда. Запрещается также носить одежду ярких цветов, например, ярко-красную, красную любых других оттенков, голубую, светло-зеленую, желтую. В хадисе Умм ‘Атийи сказано: «Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из цветной пряжи». Кроме того, Посланник Аллаха сказал: «Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета».

Ибн Кудама писал: «Пророк разрешил женщинам, находящимся в трауре, носить одежды, сотканные из цветной пряжи, потому что пряжу красят не для того, чтобы сделать наряд привлекательным. Однако если пряжа была покрашена в красный, желтый или другие яркие цвета, то одежду из нее носить в трауре не разрешается, потому что она производит такой же эффект, как и та, что покрашена уже сотканной».

Что же касается нарядов черного или темно-зеленого цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание.

В трауре запрещается носить шелковые одежды, потому что они относятся к украшениям. Ибн аль-Мунзир (стр. 88) писал, что ученые единодушны по этому поводу.

4. Украшения. Запрещается носить любые украшения, даже кольца, потому что Посланник Аллаха сказал: «…не должна носить украшения…» Ведь украшения усиливают обаятельность женщины и увеличивают в мужчине желание прикоснуться к ней.

Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы и на драгоценные камни (бриллианты, рубины и т.д.).

5. Прическа. В хадисе Умм ‘Атийи, который передал имам ан-Насаи, говорится: «Она не носила ни крашеных нарядов, ни одежд, сотканных из цветной пряжи, не использовала сурьмы, не делала себе причесок и не мазалась благовониями, разве что после очищения [от менструаций]» Скорее всего, запрещается делать изысканные прически, смазывая волосы ароматическими маслами и т.п. Абу Мухаммад ибн Хазм писал: «Женщина в трауре не должна делать причесок, но ей разрешается просто расчесывать волосы гребешком».

6. Духи и благовония. Запрещается мазать благовониями как тело, так и одежду, и между учеными нет разногласий в этом вопросе. Мы уже упоминали хадис о том, что Зейнаб, дочь Абу Саламы, рассказывала, что, когда умер Абу Суфйан ибн Харб, его дочь и жена Пророка Умм Хабиба пришла к ней. Она попросила принести ей духи, а затем надушила девушку-рабыню и помазала ими свои щеки. После этого Умм Хабиба сказала: «Клянусь Аллахом, мне нет дела до благовоний, но я слышала, как Посланник Аллаха сказал: “Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней”». Кроме того, в хадисе Умм ‘Атийи говорится: «Она не должна использовать сурьму и мазаться благовониями, разве что когда она очистится от месячного кровотечения, то может помазать немного индийских духов или йеменских благовоний».

Пророк разрешил женщинам в трауре использовать благовония только после очищения от регул. Это дозволено не для того, чтобы они становились привлекательней, а для того, чтобы притупить неприятный запах следов крови.

Также запрещается использовать масла жасмина, фиалки и другие душистые масла, а также душистое мыло.

Что касается масел, в которых нет ароматических веществ (оливковое или кунжутное масло, жиры), то их можно использовать, потому что священных текстов, которые бы запрещали это, нет. Такого мнения придерживаются ученые маликитского, ханбалитского и захиритского толка.

В наше время среди мусульман широко распространено мнение, что женщина, держащая траур по мужу, не имеет права смотреться в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, отвечать на телефонные звонки и даже смотреть на луну!! Некоторые вообще считают, что когда она прекращает траур, то должна отправиться к морю!! Все это и многое другое не имеет отношения к шариату и является ересью и нововведениями.

Траурная церемония требует огромной ответственности и организаторского таланта от родственников и близких умершей женщины, следует учесть все мелочи, чтобы достойно проводить её в последний путь. Несмотря на боль и горечь утраты, нужно уделить должное внимание погребению, в том числе и внешнему виду покойной. Правильная одежда, использование туалетных принадлежностей и специальный грим станут лучшим выражением вашей любви и уважения к умершему человеку.

В чем принято хоронить женщин: общие сведения

Одежда для погребальной церемонии должна отличаться скромностью и сдержанностью Сразу стоит забыть о прозрачных кружевах, сложных фасонах, глубоких вырезах и декольте, пайетках и принтах, а также вызывающих надписях и неоновых цветах. Конечно, существуют яркие и необычные похоронные церемонии, больше напоминающие карнавал, чем проводы человека в последний путь, но большинство людей эксцентрические выходки не по душе.

Что будет оптимальным в плане фасона:

Также обязательно нижнее бельё, платок на голову или головной убор, специальное покрывало для финального покрытия тела, обувь. Женщину провожают в последний путь, нарядив в новую чистую одежду, обработав необходимыми гигиеническими и туалетными принадлежностями, сделав причёску и макияж или грим.

Существует традиция одевать покойницу в белые или светлые одежды – согласно христианскому преданию, они символизируют чистоту и благородство души усопшей. Но постепенно приходят и европейские традиции похорон в строгих костюмах и платьях.

Похороны пожилой женщины: что надеть на покойную?

В похоронный комплект должна входить одежда светлых оттенков – костюм, платье или юбка с блузой/кофтой/свитером. Юбка не должна быть короткой, а блуза – вызывающей: облик должен быть благообразным. В комплект также входят туфли или тапочки с твёрдой подошвой, головной убор или платок. Можно надеть любимое украшение – бусы или серьги.

Наиболее предпочтительные оттенки и узоры тканей:

  • Белый;
  • Бежевый;
  • Голубой;
  • Пепельно-розовый;
  • Светло-золотистый;
  • Мятный;
  • Сиреневый;
  • Узор в мелкую неяркую клетку типа «виши»;
  • Тонкая редкая полоска;
  • Неконтрастный «горох»;
  • Цветочный рисунок.

Допустимы кружева в качестве элементов одежды, но непрозрачные и скромные.

В чём хоронить религиозную женщину?

Многие люди при жизни придерживаются того или иного религиозного учения. Для похоронной церемонии их нужно одеть в одежду, соответствующую традициям данной религии – на мусульманок надевают длинное закрытое платье и хиджаб, иудеек – в специальный саван или просто скромную современную одежду, то же самое относится к христианкам – достаточно длинного платья или юбочного костюма и платка. На шею обязательно надевают нательный крестик, который женщина носила при жизни.

Носить траурное стало модно с расцветом Викторианской эпохи после смерти принца Альберта в 1861 году. Королева Виктория носила вдовий наряд до конца своей жизни, а жила она очень долго. Но в 1901 началась Эдвардианская эпоха. Многие, кто мнил себя модниками, особенно же простолюдины, последовали примеру своей королевы.

А учитывая, что средний класс всегда стремился перенимать каноны приличия высших сословий, он также взял на вооружение траурную моду. В частности, траурная мода отразилась и на канцелярских принадлежностях: конвертах, почтовой бумаге и визитных карточках черного цвета.

Молитвенники и Библии должны были быть в черном переплете, а носовые платочки должны были быть отстрочены черной лентой по краю. Список был бесконечным, но все детали должны были донести посредством определенных знаков и визуальных символов мысль о том, что люди в трауре, донести мысль о чувстве невосполнимой потери посредством определенного набора символов моды той эпохи.

Люди повязывали маленькие черные или фиолетовые ленточки вокруг горлышек бутылочек на туалетном столике и украшали похожими фиолетовыми или даже черными ленточками одежду младенцев.

Младенец в трауре

Это фотография младенца в трауре свидетельствует о важности траура для викторианцев и эдвардианцев. На ней изображен младенец в одежде с черными ленточками на рукавах. Это свидетельствует об утрате этим ребенком кого-то из близких родственников.

Женщины в трауре

Женщины определяли каноны траурной моды. Как это ни печально, но именно женщина, как представитель социального сословия, к которому принадлежал ее муж и она сама, демонстрировала, как правильно носить траур, определяя маленькие негласные правила траурной моды.

Во время королевского траура именно траурная мода определяла моду в обществе, тем не менее, зачастую для большинства населения такая мода была непрактичной. Это происходило в основном потому, что у богатого сословия было достаточно денег, чтобы ревностно соблюдать правила траурного этикета, а низшему сословию дань моде обходилась подчас непосильным трудом.

Советами о том, как правильно носить траурные наряды, как правильно соблюдать траурный этикет пестрели все женские журналы того времени. В 1865 году социальный историк Генри Мэйхью отмечал, что » … женщинам … пришлось отложить свою повседневную одежду и перестать носить любые наряды, кроме черных, в соответствующие материалы и с аксессуарами частности, для первых этапов траура.

Траурный наряд и траурная повязка

Траур был дорогостоящим мероприятием, причем весьма расточительным, поскольку речь шла о вопросах моды. Одинаковые прически в зависимости от времени дня, одинаково черный цвет, но разные материалы! Если в семье произошло несколько смертей подряд с небольшим временным разрывом, то траурный наряд полагалось носить, не снимая на протяжении нескольких лет. Поскольку на время траура повседневную одежду откладывали, что называется, в долгий ящик, к тому времени, как траур подходил к концу, такая одежда выходила из моды. Поэтому такую одежду часто перешивали, а еще чаще выбрасывали.

Траурный креп был самым ходовым материалом в те времена. Он использовался в таких масштабах и количествах, что в 1890-е годы семейство Курто построило текстильную империю по продаже траурного крепа. Фактически креп был гофрированным текстурированным материалом, в основном окрашенным в насыщенный черный цвет, хотя белый креп использовался для шляпы вдовы.

Черный траурный цвет был основным на протяжении нескольких месяцев после смерти для глубочайшего траура. Унылый выбор черных тканей, представленный в основной массе траурным крепом, за редким исключением бомбазином и легкой полушерстяной тканью парраматта, мериносовой шерстью и кашемиром, в зависимости от дохода.

Стадии траура

Вдовы оплакивали своих умерших родственников два с половиной года, причем первый год, а именно 366 дней считались годом полного траура. В течение этого времени вдовы были в глубочайшем трауре и полностью были одеты в траурный креп, тем не менее, вдовы старались избавиться от части траурного крепа, так как второй этап траура длился еще 9 месяцев. На втором этапе траура вдовы позволяли себе носить наряды из черного бархата и шелка и украшали их обрезками кружева, бахромой и лентами.

В последние шесть месяцев начинался так называемый полутраурный период. Можно было носить привычные наряды приглушенных оттенков серого, белого или лилового, фиолетового или василькового цвета, допускалось темно-коричневого цвета и, конечно же, черного цвета (куда же без него).

Изменения происходили постепенно, начиная в первую очередь с разбавления цветом черного наряда. Это был переходный траурный период на заключительном этапе, где уже появились такие элементы, как фиолетовые ленточки и кремовые розочки, бантики, ленты и серпантин наряду с каменьями различного размера или кнопками.

Аналогичные правила применялись при ношении шляпы или шляпки. По мере совершенствования траурной моды шляпы и шляпки стали более нарядными и фантазийными, а траурные ленты исчезли окончательно.

Переход глубокого траура в дань уважения

Мода на глубокий траур ушла как-то в одночасье с Эдвардианской эпохой и тем более после Первой мировой войны. Так много людей умерло, что практически все были в трауре по кому-то. К 1918 году совершенно новое отношение к трауру выработалось в период Второй Мировой войны.

Траур после 1950 года

К 1950-м годам в Великобритании женщины были в трауре примерно от 6 до 12 месяцев. В этот период женщины носили черные наряды, а также наряды темно-зеленого цвета и цвета бутылочного стекла или приглушенных тонов. В 1960-х годах в нарядах стали преобладать темно-фиолетовая или серая гамма.

К 1980-м годам для некоторых стало нормой надевать только черное на похороны. К пережиткам прошлого (хотя некоторые традиции живы до сих пор) можно отнести задергивание штор, как только человек отойдет в мир иной. Большинство традиций потеряло свою актуальность в связи с тем, что многие умирали в больницах и их тела доставлялись непосредственно из больницы в часовни на отпевание.

В конце 20 века большинству людей была неприятна мысль о смерти и все, что с ней связано, именно поэтому большинство традиций были попросту забыты, а траурная мода потеряла свою актуальность. Гробовщики взяли на себя функцию распорядителей похорон. Наверное, поэтому не все понимают людей, которые находятся в трауре по тем, кого по-настоящему любили от двух до пяти лет. Но время — великий лекарь и Викторианцы понимали это. В современном мире все гораздо проще такое понятие, как мода на траур кажется современному человеку чем-то из ряда вон.

Тем более что современная мода претерпела ряд кардинальных изменений, и теперь черный считается цветом повседневной одежды, которая зрительно вытягивает силуэт.

А в 2000 году любой темный цвет считался приемлемым для похорон, поскольку в 21 веке вопрос посещаемости такого серьезного мероприятия куда важнее какой-то там моды.

Так, Принц Чарльз подтвердил правдивость этого утверждения, надев темно-синий костюм на похороны своей бывшей жены принцессы Уэльской в 1997 году, потому что это был тот самый костюм, который так нравился Диане на нем.

Анализируем старые фотографии траурных нарядов

Фотографии траурных нарядов 1919 года

Генеалогия — удивительная вещь. Старые фотографии могут многое рассказать вам об истории вашей семьи, о вашем происхождении. Никогда не бывает слишком поздно, чтобы задать старшим членам вашей семьи о том, кто из родственников изображен на старой фотографии, или что они могут вспомнить из жизни того или иного человека, какие события связаны с этими людьми.

Этот старый снимок женщины в траурном наряде был сделан в 1919 году в Нью-Йорке. На нем изображена женщина в горестных мучениях по поводу кончины одного из ее детей. Обратите внимание на траурные украшения из гагата и неулыбчивый взгляд, полный безразличия на камеру.

А это старое фото некой Джоанны МакГрат, которая вышла замуж за Уильяма Китинга. За тысячи миль от США родственники в Ирландии отправили Джоанне денег на траурный снимок, который ей следовало отправить родственникам в Ирландию. Джоанне было 50, когда ее 12-летняя дочь умерла от болезни почек, причем она несколько лет страдала сердечной недостаточностью.

Джоанна упорно работала, чтобы поддержать здоровье ее дочери Элеоноры. А в 1901 и 1902 годах последовала смерть двух других детей Джоанны.

Курс «Викторианская эпоха и стиль». Промо (видео):

На старом фото можно не только увидеть, но и прочувствовать печаль и личные переживания женщины. Многие убеждены, что нет на свете ничего хуже, чем похоронить своего ребенка, но похоронить нескольких сразу может уничтожить вас изнутри.

Именно поэтому вы можете физически ощутить утрату этой женщины. Хотелось бы надеяться, что ее лицо осветилось счастьем с рождением ее внуков.

На этом фото Джоанна полностью облачена в черное траурное платье. Только ее шляпка чуть бледнее, наверное, серая, фиолетовая или розовато-лиловая. Обратите внимание, что ее зонтик тоже насыщенно черного цвета. То есть по правилам траурной моды аксессуары должны быть черного цвета в тон платью.

Посмотрите также:

Платье на фото отражает стиль 1892-1895 годов. Поскольку Джоанна была портнихой, вполне вероятно, что она сшита довольно модное платье для себя. Впрочем, в те времена пошив траурных платьев был довольно прибыльным бизнесом. Джоанна вышла замуж в 1892 году, но в этом же году умерла ее родная сестра. Ее свояченица, которая сидит рядом с ней, стала затворницей монастыря в 1893 году. Все это удалось узнать от праправнучки Джоанны, которой эту историю поведала ее мать. А теперь самое время углубиться в историю траурного этикета викторианской эпохи.

Траурный этикет викторианской эпохи

По примеру королевы Виктории для ее поданных было обычным делом выполнять сложные ритуалы, посвященные поминовению своих усопших близких и родственников. В основном это, конечно, касалось траурных нарядов, роскошных (и дорогих) похорон, приостановлением социальной активности, в частности посещения различных мероприятий на период траура и установкой роскошного памятника на могиле.

Отображали внутренние устои семьи. Правила их ношения были довольно сложными и зачастую прописывались в специализированных журналах или руководствах, популярных среди домохозяек викторианской эпохи. Они изобиловали подробными инструкциями в отношении траурного этикета. В этих журналах также прописывалось, как долго вам следовало носить траур в случае смерти, скажем, вашего троюродного кузена.

Для глубочайшего траура одежда была черная. Это, как правило, символизировало духовную пустоту, опустошенность и тьму. Платья для глубочайшего траура обычно изготавливались из траурного крепа, парраматта и бомбазина. Большинство вдов дикенсовского периода носили платья из бомбазина. Платья были отделаны крепом, жестким, колючим гофрированным шелком. Креп особенно ассоциируется с трауром, потому что они очень хорошо дополняют друг друга.

Вы не можете носить бархат или атлас или кружево или вышивку с платьем из крепа с траурными лентами. По истечении отведенного для траура времени траурные ленты можно было снять. Цвет ткани платья становился чуть светлее: серым, розовато-лиловым и даже белым (допускалось в период полутраура). Ювелирных украшений в период траура не носили вовсе. Иногда допускалось ношение геммы из угольно черного материала.

Для мужчин все было гораздо проще: им полагалось носить темные костюмы и черные перчатки. Для детей ношение траурной одежды было необязательным правилом, хотя девочек иногда одевали в белые платьица.

Длительность траура зависела от ваших отношений с умершим. Периоды траура определялись обществом. Вдовы должны носить полный траур в течение двух лет. Для детей траур по родителям или родителей по детям ограничивался одним годом, для бабушек и дедушек, братьев и сестер — шестью месяцами, для тети и дяди — двумя месяцами.

Кто-то должен был обеспечить всех скорбящих в кратчайшие сроки. Многие магазины обслуживали всех скорбящих; крупнейшим и наиболее известным из них в Лондоне был расположен на Риджент-Стрит. Открытый в 1841 году в качестве своеобразного склада для всех скорбящих, этот магазин мог предложить вам и челнам вашей семьи все необходимое. Самое интересное, вам обязательно полагалось быть постоянным клиентом: считалось плохой приметой хранить траурные одежды – особенно траурные ленты – в доме после окончания траура. Это означало, что вам полагалось приобретать новый траурный наряд, когда кто-нибудь из ваших родственников отойдет к праотцам. Траур был прибыльным бизнесом!

Понравился пост на сайте ? Забери к себе на стену: ! Будьте модной и стильной всегда! 🙂 Улыбайтесь и будьте счастливы, ведь вы - прекрасны!

Тяжелее всего всегда приходилось вдовам. И кто разберёт, двухгодичный невыход в общество или постриг в монахини - это выражение действительно сильной любви или только выполнение обязанностей перед обществом?

Плачущая вдова - символ вечной верности, высокой нравственности, душевной стойкости. Общество смотрит на таких дам и как будто самоочищается. С древнейших времён осталось одно событие, которого не избежать и не преодолеть. Смерть. Она накладывает на живых свою скорбную метку: синюю в Древнем Египте, белую или серую на Востоке; людей в Междуречье облачали либо в багрово-жёлтые цвета земли, либо в чёрные, подобно угасшему солнцу (цвет определялся социальным статусом).



История помнит, как человечество, скорбя, занималось самоистязанием: на Гавайских островах, когда умирал король или великий вождь, подданные срывали с себя платья, выбивали дубинкой или камнем глаза и зубы, выдергивали волосы, жгли и резали тело. Турки в знак траура резали лица ножами так, что кровь текла струями, смешиваясь со слезами. Славяне царапали себе лицо, кричали и причитали. Индейцы верили, что душевная боль уходит сквозь телесные раны. Траур длился от нескольких дней до конца жизни, в зависимости от исторического периода и степени родства с умершим.



В Средние века скорбь начала зависеть и от сословия. Чем выше ранг знатной особы, тем внушительнее должен быть траур. В 1765 году в Париже даже вышла книга "Правила траура в хронологическом порядке". Собственно, в XVIII-XIX веках во многих европейских странах скорбели согласно с этой книгой, но с некоторыми отклонениями (если только вдова всё-таки не ушла в монастырь, что на Руси было не редкостью).


Время траура делилось на три части: шерстяной, шёлковый и малый (названия и длительность менялись в зависимости от страны). Во время шерстяного траура предписывалось носить простую закрытую чёрную одежду: никаких рюшек, бантов. Шелковый траур: чёрные платья и чёрные украшения. В малом же трауре добавлялись белые, лиловые и другие неяркие цвета, разрешалось носить бриллианты. Вот платья конца XIX века.

Общество как будто разрешает женщине вернуть себе полную красоту. Хотя стоит отметить, что покрой траурных платьев всегда соответствовал моде.

Королева Виктория носила траур по мужу Альберту 40 лет. Историки называют его самым длинным в мире. Горничная каждое утро вносила в комнату принца новый костюм, а ванну ежевечерне наполняла водой; на столике у кровати 40 лет простоял стакан, из которого Альберт пил в последний раз. Виктория редко бывала на публике. Но и она не простила премьер-министру Уильяму Гладстону, что он разговаривал с ней как с "общественной палатой, а не с женщиной".


Ещё одним рекордсменом по трауру была супруга императора Александра III. Мария Федоровна скорбела 33 года. Комментировать не будем, просто полюбуемся на её утончённые и женственные туалеты.

Ходит легенда, что своё "маленькое чёрное платье" Коко Шанель создала в память о своём возлюбленном Артуре Кейпеле, ведь носить официальный траур ей было запрещено: Коко не являлась его официальной женой. В 1926 году журнал Vogue приравнял этот символ протеста и любви к автомобилю Ford по критериям универсальности и популярности.


Сейчас длительность траура определяется самим скорбящим. Наш мир слишком быстр, чтобы горевать долго. Остаётся лишь чёрный цвет да то, что сайты похоронных бюро полнятся советами о том, как "не обидеть покойника своим внешним видом".