«Мужа до свадьбы не видела!» Откровения девушек, которых выдали замуж против их воли.

Малика вышла замуж рано – в 15 лет, так, что даже сама не успела понять, как это получилось. Во время свадьбы ее двоюродного брата, она приглянулась симпатичному парню из соседнего села, и он пришел на родник повидаться с ней. А подруга ее Марем, позавидовавшая тому, что на Малику обратил внимание такой завидный жених, внимательно наблюдала за парочкой чуть в стороне. Вдруг, совершенно неожиданно для всех, она громко закричала: «Куьг лаьцца! Куьг лаьцца!» (Взял руку! Взял руку!), хотя ничего такого не было. Почему она это сделала – так и осталось загадкой. Вероятно, хотела опозорить Малику, но на деле получилось так, что этот невольный «позор» явился причиной того, что статный красавец Шамиль прислал сватов к Малике в тот же вечер. И «опозоренная» Малика вышла за него, думая, что произошло что-то ужасное.

Мужем своим Малика была довольна. Конечно, сельская жизнь – не сахар, но к труду Малика была приучена с раннего детства – и корову подоить, и хлеб испечь – все делалось ею играючи. А муж… любил ее, несмотря на то, что уже 5 лет в браке, она не могла подарить ему детей. Только хлопоты по дому и двору давали ей забыться и забыть на время о своей беде. Но каждый вечер она засыпала со слезами на глазах и мольбой к Аллаху о ребенке.

В тот вечер она молилась особенно истово. Она решила для себя, что если и на этот раз не получится, то не будет мучить больше Шамиля и уйдет в родительский дом. Она предлагала ему уже не раз жениться на другой, но он успокаивал ее, как мог, даже мысли не допуская о второй жене. «Даже если у нас никогда не будет детей, я не женюсь на другой» - горячо убеждал ее он, - «… у нас род большой, ничего страшного, если лично у меня детей не будет. У других есть – и хватит, род Саламовых не закончится на мне».

Но, несмотря на такие его слова, Малика не могла допустить, чтобы ее любимый, дорогой, родной человек остался бездетным. Поэтому она твердо решила для себя – подождет еще месяц – и все, домой…

Аллаh услышал ее молитвы, и через месяц она понесла… Первое время и поверить не могла, и сказать боялась, и сама себе признаться не могла в том, что это случилось. Все прислушивалась к себе, все боялась сказать об этом вслух. И только, когда Шамиль спросил об этом сам, заметив ее немного округлившийся живот, ответила: «Да, кажется, я беременна». Ах, как он кружил ее, как радовался! Какой заботой и вниманием наполнил ее дни! Категорически запретил заниматься тяжелой работой и с нетерпением ждал появления ребенка…

Что было причиной задержки появления детей – непонятно, но с тех пор дети в семье Шамиля и Малики стали появляться каждый год – как из рога изобилия. Их дом наполнился голосами восьмерых сыновей!

Счастью Шамиля и Малики не было предела. В глубине души Малика мечтала о девочке, но даже наедине с собой посетовать не смела, так как очень была благодарна Аллаху за посланное ей счастье!

Старший сынок – Магомед, был самым шаловливым и шебутным. Вероятно, потому, что родители баловали его больше всех, и всем остальным детям внушали, что он – старший, его надо слушать, его надо уважать и почитать. Он поверил в свою исключительность и важность и то и дело «радовал» родителей своими проказами.

Любимым его фокусом было спрятаться где-нибудь надолго и ждать, когда мама начнет его искать. «Мох1мад, к1орни, мичахь ву хьо? Хьавад мамин! Са гатделла са!» (Магомед, крошка, где ты? Беги к маме! Я соскучилась!) - причитала Малика, бегая по двору, заглядывая во все уголки, но Магомед каждый раз находил новое местечко, и ей никогда не удавалось его обнаружить. Помучив ее какое-то время, он с дикими криками выскакивал из укрытия, и они потом вместе долго смеялись…

… На окраине села Гойское, в огромную яму были свалены трупы погибших во время «антитeррoристической операции по захвату бoeвиков» в селе Комсомольское. В этой яме копались несчастные, выискивая среди обезображенных трупов своих близких и родных, таких дорогих и любимых, с которыми были еще вчера…
… Среди всех выделялась немолодая уже женщина, с обвязанным марлей лицом и скорбными глазами в которых отражалась, казалось, вся печаль мира… Она то и дело вытаскивала из кучи трупов кого-то, и приговаривала: «Хараъ са ву!.. Хараъ са ву!.. Хараъ са ву!» (Этот мой, и этот мой, и этот мой…) Стоявшие поодаль женщины сочувственно качали головами и переговариваясь между собой, не веря, что все семь трупов, которые женщина вытащила из свалки, имеют к ней отношение. По их мнению, женщина просто потеряла рассудок и вытаскивала всех подряд.

«Мох1мад, са к1орни, мичахь ву хьо? Са са гатделла!» (Магомед, крошка моя, где ты? Я соскучилась!) - начала причитать женщина, и наблюдавшие за ней точно уверились в том, что она лишилась ума. Кто-то плакал, кто-то, у кого уже слез не осталось, хотел подойти к ней, чтобы увести ее оттуда, и одна из женщин уже двинулась в ее сторону, но стоявший в сторонке пожилой мужчина остановил ее словами: «Оставьте ее. Это наши семь сыновей. Она ищет восьмого». Он не смог сдержать своих слез. В стеснении, отвернувшись, он тихо плакал. Подойти к яме у него не было моральных сил.

«Мох1мад, к1орни, хьа гуч вал, со къаделла!» (Магомед, крошка, выходи, я устала) - повторяла Малика. На лице ее не было ни слезинки…

… В кровавой бойне в селе Комсомольское погибло около 2000 человек местного населения. В том числе старики, женщины и дети…

На Кавказе каждой второй уготована участь "красавицы, спортсменки и комсомолки" Нины. Невеста может сопротивляться, брыкаться, даже кусаться. Да только кто же ее спрашивает? Мешок на голову и "фьють", как говорил Джабраил. И чем младше невеста по возрасту, тем меньше с ней церемонятся.

Будущего избранника несовершеннолетней невесте выбирает родня. Папа, мама, бабушка, дедушка - все, кроме нее самой. Подросток, конечно же, может отказаться от раннего замужества, но, во-первых, для принятия судьбоносного решения нужны недюжинная воля и мужество, до которых она пока не доросла. Во-вторых, кавказских девушек растят в глубоком почтении и уважении к старшим и к их решениям. И в третьих, даже если она откажется, ее отказ будет гласом вопиющего в пустыне. Поэтому, единственный выход в этой ситуации - понурив голову, идти под венец, ну не сводить же счеты с жизнью. Хотя, некоторые от безысходности положения, в отчаянии прибегали и к таким радикальным мерам. В страстном рвении устроить жизнь своих чад, родители лишают собственных детей их главного и самого существенного — права выбора.

Замужество как приговор окончательный и обсуждению не подлежащий

"Меня выдали замуж в 16 лет, против моей воли, — рассказывает Анжела (имя героини изменено). - Хоть и стерпелось, но не слюбилось, прожили 10 лет, двое детей, в разводе уже 9 лет, ни минуты не пожалела что развелась".

Весомую роль в решении родителей так рано выдать дочь замуж сыграл фактор многих претендентов на роль жениха, из всех кандидатов они выбрали лучшего, по их мнению, чтобы дочь не досталась кому-нибудь хуже.

"Так как в те годы часто практиковали "похищение", они экстренно выдали меня замуж, но прогадали и сами вскоре об этом пожалели. Это был выбор бабушки и мамы. Все попытки возразить пресекались на корню. Меня никто не хотел слушать, я чувствовала себя совершенно бессильной. Вышла с 9-ого класса, поступила в медицинский колледж, а после в медицинский университет, но приходилось это все совмещать с семейной жизнью, беременностями и рождением детей", — говорит Анжела.

Анжела росла единственным ребенком в большой семье, которого излишне опекали, контролировали ее каждый шаг и поступок, думая, что им — родителям — виднее, что для ребенка лучше. В таких случаях мнение ребенка никем не учитывается, решение о замужестве просто не обсуждается. От безысходности и отчаяния опускаются руки, тем более, что детская психика не в силах с этим бороться радикально.

"Так что все индивидуально, люди и семьи бывают разными, у кого-то это норма, для кого-то это дико. Хотя я сама всегда считала это неправильным, несмотря на то, что росла в довольно консервативной семье, мои взгляды слишком отличались от взглядов родни. Но это меня не спасло", — рассказывает Анжела.

Единственным плюсом раннего брака женщина считает тот факт, что на сегодняшний день она молодая мама.

История Светы несколько другая. У нее замужество хоть и случилось в 15 лет, но все вышло по любви. Впрочем, не будь у Светы столь строгой матери, жизнь сложилась бы иначе…

"Мне было 15 лет. И замуж я выходила, как мне казалось, по любви. Меня пригласили в гости. А потом обманули, что испортился замок. И до 11 вечера я была у него в гостях. Мама была страшно строгой. Летом после 8 часов вечера нужно было быть дома. Я не могла ее ослушаться. С мамой было бесполезно спорить, сказала и точка. Боясь ее гнева, я осталась у него дома. Вот и все. Возможно, если бы меня не растили в такой строгости, то я вернулась бы домой, и все сложилось бы хорошо. То есть я пошла за него по любви. Но очень скоро разочаровалась в собственном выборе. Несколько раз уходила, потом возвращалась. Родила двоих замечательных девочек. Со временем мама поняла, что мне очень плохо. Она дала мне квартиру и помогла развестись с мужем. Жить с ним было невозможно - он и пил, и бил, и хронически ревновал. Вдобавок к этому свекровь с ужасным характером была. Я прожила с ним девять ужасных лет. Не хочу ворошить прошлое. Многих уже нет в живых…"

Дремучие обычаи и традиции

Такая уж выпала судьба Грузии, что в силу ее географического положения территория этого государства всегда представлялась иностранным захватчикам лакомым кусочком. Вся история страны состоит из войн за выживание нации. В разные времена Грузия становилась добычей разных завоевателей - византийцев, персов, арабов… Целью каждого из них был не только захват территории с целью грабежа местных земель, но и исламизация региона.

Как правило, захватчики, исповедующие мусульманство, прибегали к этому за счет смешивания кровей с народами захваченных территорий. В течение многих веков христианское население Грузии было вынуждено бороться против ассимиляции с персами и турками. Избавиться полностью от мусульманских захватчиков с территории христианских государств Кавказа, в том числе Грузии, удалось лишь в середине 19 века, то есть, по оценкам историков, совсем недавно, сто с лишним лет для колеса истории - цифра ничтожная. Ну и, ясное дело, многовековое сосуществование наложило свой отпечаток на формировании культуры страны, которая вобрала в себя самые разные традиции и обычаи Востока.

Ранний брак — не что иное, как часть мусульманской культуры, которая и сегодня развита во многих странах мира. Ранние браки связаны с тем, что муж хочет получить "неиспорченную" жену — девственницу, воспитанную в традициях ислама и выращенную в его доме исключительно для него. Поскольку в исламе жена полностью зависит от мужа, то получение образования девочкой-женой или какое-либо трудоустройство полностью зависит от воли мужа.

Девушек часто выдают замуж по экономическим причинам, семья просто избавляется от "лишнего рта". Кроме того, считается, что женщина — существо несамостоятельное, поэтому ей необходим присмотр мужчины. По сути, если сызмальства растить девочку в условиях глубокого патриархата и культивировать мысль о том, что мужчина — голова (утаивая истину о том, что женщина шея), то, пожалуй, до полого созревания и удастся слепить из нее бесправное существо и воспитать рабское послушание.

В Грузии женщина старалась угодить всем - родителям, мужу, детям. И лишь в последние десятилетия грузинские женщины начали потихоньку избавляться от присущей им жертвенности и следованию правилам общепринятой морали. Они наконец начали задумываться о собственных правах. Задекларировав политически курс на европейскую ориентацию, страна начала двигаться в направлении западных ценностей. Это, конечно, не означает, что, заснув, мы наутро избавились от пережитков прошлого. Думать о том, что за столь короткое время можно предать забвению самые дремучие из обычаев — значит наивно заблуждаться. К слову, в столице, такая форма насилия, как ранние браки, явление уже довольно редкое. А в регионах проблема стоит по-прежнему остро.

Откуда у проблемы ноги растут

По информации аппарата омбудсмена, в первой половине 2015 года зафиксировано 265 случаев заключений браков между лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Гораздо выше показатель гражданских браков. Об этом свидетельствует количество девушек, которые к моменту рождения детей были несовершеннолетними.

В 2014-м зарегистрировано 1527 несовершеннолетних матерей. Ранние браки заключаются преимущественно в таких районах Грузии, как Кахети, Квемо-Картли, Ачара и Гурия, большей частью среди религиозных и этнических меньшинств. Дети лишаются возможности получения образования и, как следствие, перспективы будущего трудоустройства. Изолированные от общества, они становятся уязвимыми для любого вида насилия - физического, психологического, экономического.

С первого апреля в Уголовный Кодекс Грузии вошли поправки, согласно которым принуждение к замужеству члена семьи стало уголовным преступлением. Теперь за него можно схлопотать от двух до четырех лет тюрьмы. Ужесточать законы, конечно, можно и нужно, но суть-то тут - в реализации этих законодательных норм. Как утверждают представители неправительственных организаций, работающие с данной проблемой не первый год, без механизмов превенции и разработанной стратегии борьбы с насилием добиться эффективности не удастся.

"Да, государство отреагировало на существующую проблему и криминализировало принудительное замужество", — говорит председатель Ассоциации молодых юристов Грузии Анна Нацвлишвили. Но стратегического плана и видения того, как реализовывать принятые законодательством нормы, у государства по-прежнему нет. Действовать нужно до сочетания несовершеннолетних браком.

"В селе, где проживает, к слову 10 семей, естественно, не останется тайной, что девушка обручена и должна выйти замуж. Об этом знают в школе и в местной администрации, но все молчат. Ну, а вмешательство в свадьбу — это крайняя мера, имеющая еще худшие последствия. Нужно принимать меры до тех пор, пока настанет день свадьбы. Иными словами, главное, чтобы была правильно запланирована превенция. В первую очередь, в этот процесс нужно подключить систему образования - школу и педагога. Как только такая информация становится доступной, они обязательно должны дать знать участковому инспектору. Вместе с социальным работником участковый инспектор доводит до сведения родителей последствия принудительного замужества и информацию об уголовной ответственности, которую родители будут нести в данном случае. Если, несмотря на предупреждения, родители принуждают ребенка к браку, то должен стать вопрос их наказания по всей строгости", — заключает Нацвлишвили.

Кстати, помимо уже принятого закона намечается утверждение еще одной нормы. Комитет по юридическим вопросам парламента Грузии выступил с инициативой внести поправки в закон "О гражданских актах". Поправки предполагают, что несовершеннолетние граждане Грузии в возрасте от 16 до 18 лет будут вступать в брак по уважительной причине (беременность или рождение ребенка) лишь с согласия суда.

Итак, с одной стороны, государство закручивает гайки, а с другой, вроде как не хочет вступать в противостояние с теми традициями и обычаями, которые есть у отдельных этнических и религиозных меньшинств. Но там, где нарушаются права, а принудительное и раннее замужество является бесспорным нарушением прав несовершеннолетних, традиции и обычаи не могут служить оправданием.

СМИ утверждают, что ежегодно в мире заключается 26 миллионов договорных браков, и 80% из них завершаются хеппи-эндом. При этом никто не конкретизирует, что именно имеется в виду — вынужденное согласие невесты на брак с мужчиной, которого она видит впервые в жизни, или бегство из дома жениха и непременный скандал. Мы собрали несколько историй разных девушек, которые отдали замуж насильно или пытались это сделать. А кто из них счастливее, решайте сами.

Патимат, 27 лет, Махачкала: «Диплом мне теперь ни к чему!»

Журналист Хава Хасмагарова поговорила с кавказскими женщинами, которые были вынуждены вступать в брак не по свой воле.

Я вышла замуж в двадцать один год. До этого изучала испанский и английский языки, планировала получить красный диплом и мечтала жить в Испании. О замужестве вообще не думала и даже не знала, что родители уже договорились с семьёй моего будущего супруга.

Однажды в июне я пришла домой после занятий с репетитором . Мама спросила, какие у меня планы, я ответила, что мне надо выучить новый материал. Она сказала: «Хорошо, как закончишь, пройдись по свадебным салонам, выбери себе платье». И тут я узнала, что в августе выхожу замуж. Первые минут пять я молчала, была в шоке, потом у меня началась истерика. Я кричала, не верила, переспрашивала, думала, что, может, я неправильно поняла и свадьба через год.

Мужа до свадьбы не видела . Оказалось, что старше меня на девять лет, неплохой человек, обычный мужчина. Он не богатый, подумать, что родители польстились на деньги семьи мужа, я не могу.

Я вначале обижалась на маму . Не понимала, как она могла так со мной поступить, ведь её знают все наши знакомые и родственники как женщину современных взглядов, которая мне никогда ничего не запрещала, оплачивала репетиторов. Через какое-то время я впала в апатию и мне стало уже всё безразлично, я не сопротивлялась, не пыталась бороться.

У нас уже двое детей. Я стала обычной дагестанской домохозяйкой, сижу с детьми и вся погрузилась в семью. Замуж я вышла на четвертом курсе, на пятом была уже беременна - сессии, конечно, я закрыла, сдала все выпускные экзамены, но сам диплом получать не стала. Он мне теперь ни к чему.

Алиса, 22 года, Санкт-Петербург: «Прислуга у нас уже есть!»

Историю петербурженки ливанского происхождения рассказал портал Life.ru

Моя мама — русская, папа — ливанец. Когда они разводились, суд оставил брата с папой, а меня — с мамой. Я жила до 14 лет с мамой в Санкт-Петербурге: училась, гуляла с друзьями, занималась танцами, волейболом, атлетикой.

Мама мало мной занималась. Она спросила, хочу ли я поехать в Ливан. Здесь у меня была скромная семья, а у папы — три кафе, хорошее материальное положение, поэтому провести каникулы у него в Ливане, где солнце и море, я очень хотела. Мама с папой подписали бумаги о том, что я буду жить в Ливане год.

В семье отца мне запрещали даже выходить на улицу – только в сопровождении брата. Когда мачеха родила, я занималась всем домом. До десяти утра должна была быть убрана вся квартира. К двенадцати часам должен был быть готов завтрак на всю семью. Однажды мачеха спросила папу: «Может, заведем прислугу?». А папа ответил ей: «Зачем нам заводить прислугу, если у нас есть своя белая прислуга?»

Однажды я сидела дома, забежала моя младшая сестра и говорит: «К тебе сейчас придет жених!» После чего подходит папа и говорит: «Оденься нормально, ко мне придет друг. Свари кофе, вынеси фрукты, посиди с нами, это знак уважения моему другу!» Пришел мужчина, смотрел на меня, я сделала все, как сказал папа. В течение двух недель он приходил к нам каждый день. Спустя три недели папа сообщил, что это мой будущий муж и через неделю у меня помолвка.

Через год мы поженились. Мне было 16 лет, а ему 32. Свадьба была очень пышная и красивая. Но в тот момент, когда на меня надевали свадебное платье, я поняла, что вот сегодня тот день, когда все рухнуло. И когда мы танцевали медленный танец, я не выдержала и зарыдала.

Для меня ночь после свадьбы была кошмаром. Я тогда считала себя ребенком, передо мной был мужчина на 16 лет старше меня, и я должна была делать то, чего я не хотела. И самое ужасное, что на утро после первой брачной ночи пришли все родственники, чтобы проверить, что все произошло и что я действительно была невинна. Папа все время меня упрекал и не доверял мне. Для него был очень выгоден этот брак с материальной точки зрения — у моего мужа была сеть магазинов.

Когда я звонила папе, говорила ему, что муж толкает меня, пинает, что он сбросил меня с кровати, он отвечал: «Ты врешь, ты такая же врунья, как твоя мать!» Хотя я даже показывала ему синяки. Однажды муж пришел домой и увидел, что у меня накрашены губы, стал спрашивать где я была, с кем я виделась, перевернул всю еду на столе, стал упрекать, что через меня прошла тысяча мужчин. Тогда впервые я позволила себе ему ответить. Я сказала ему, что ему должно быть стыдно, потому что он знает, что он мой первый и единственный мужчина. У меня началась жуткая депрессия, я похудела до 40 кг.

Я накопила денег на билет в Санкт-Петербург и все продумала. Попросила у мужа разрешения поехать на три дня к маме, сказала, что очень соскучилась. Он на мой день рождения сделал мне подарок. Я собрала все вещи, все свое золото, все ценное. В тот день, когда я села в самолет, это были непередаваемые ощущения. Я понимала, что я больше никогда не вернусь в эту страну.

Отец сказал мне, что либо я возвращаюсь, и тогда он разводит меня с мужем, покупает мне квартиру, машину. Либо я остаюсь здесь, и от меня отказывается вся семья. «И даже если ты будешь умирать, я не помогу тебе. Я запросто могу тебя сейчас просто убить и мне не будет стыдно», — сказал мне он. Конечно, я не уехала с ним. Муж там через две недели женился, уже через месяц его новая жена забеременела.

Айнура, 41 год, Бишкек: «Из машины выскочили два парня и затолкали меня в авто!»

Существует подобный обычай и в Кыргызстане. По данным правозащитников, в республике ежегодно крадут 12 тысяч девушек для принуждения их к браку. Такой обычай называется «ала качуу» , что в переводе с кыргызского означает «хватай и беги».

Я родилась и выросла во Фрунзе (нынешний Бишкек). Конечно, я слышала про то, что невест воруют. Но думала, что так бывает или в фильме «Кавказская пленница», или в дальних-дальних аулах. Мне и в голову не приходило, что украсть могут меня.

Я не люблю вспоминать ту историю. Мне было 19 лет, я шла из университета. Обычно меня встречал мой парень Даурен, но за неделю до того мы поссорились. Возле меня остановилась машина, и какой-то совершенно незнакомый парень предложил подвезти. Я, естественно, отказалась. Машина медленно ехала рядом. Повторяю, я не думала, что меня могут украсть, и совершенно не встревожилась — тем более что был день, много людей вокруг. Но когда я завернула в свой переулок, из машины выскочили два парня, схватили меня и затолкали в авто. Я кричала, кусалась и ничего не могла понять.

Меня привезли в огромный загородный дом, где были какие-то пожилые женщины. Они надели на меня платок и сказали, что я сосватана, показав «жениха». Им оказался дальний родственник приятелей моих родителей. Мы познакомились на каком-то празднике, причем я его совсем не запомнила, а вот он, оказывается, «влюбился».

Меня не насиловали, не били, не оскорбляли, просто заперли на втором этаже. Я дождалась, пока наступит ночь и все в доме уснут. Связала простыни и по ним спустилась из окна второго этажа. А потом побежала куда глаза глядят. К счастью, меня увезли не очень далеко от города. Так что домой я добралась часа через три…

Позвонила в дверь собственной квартиры, мне открыла мама… И вот тут-то началось самое ужасное. Мама велела мне возвращаться обратно. Что меня украли, я провела ночь в доме «жениха» и теперь опозорена, поэтому замуж меня больше никто не позовет. А эта семья очень обеспеченная, и парень, мол, хороший, и что мне еще, дуре, надо.

Я развернулась и ушла, позвонила подруге и все объяснила. За мной приехал ее отец и отвез меня к себе домой. Оттуда я позвонила своему Даурену. Он тут же приехал, позвонил моей маме и сказал, что женится на мне. Родственники Даурена — современные люди, и никто ни разу не упрекнул меня. Сейчас у нас с Дауреном трое детей. К счастью, все сыновья. И мне не надо переживать, что кто-то украдет мою дочь.

Марина, 35 лет, Москва: «Меня кинули практически под ноги родителям!»

И снова истории, записанные Хавой Хасмагаровой.

Я из Буйнакска, но в вуз поступила в Махачкале. Встретила молодого человека, мы встречались, об этом знали только мои двоюродные сёстры. Мы уже говорили о свадьбе, хотя он был даргинец, а я лезгинка, но нам это не мешало.

О наших отношениях узнал мой дядя. Он приехал со своими сыновьями, и они избили меня за неподобающее, по их мнению, поведение. У меня был сломан нос, пара рёбер, голова. Когда они закончили меня бить, я лежала без сил на полу, на ковре. Они просто завернули меня в этот ковёр, положили в машину и отвезли домой. Там кинули меня практически под ноги родителям.

Никакой медицинской помощи мне не оказали, вместо этого случился скандал, все кричали. Меня заперли дома, не выпускали никуда. Я пыталась вскрыть себе вены жестяной крышкой от лимонада, который мне принесли, после этого меня не оставляли одну. Месяц я так прожила - за это время, оказывается, мне нашли жениха. Мама начала мне говорить, что я опозорила семью, что мой брат не сможет смотреть людям в глаза, а на моей сестре никто не женится, и единственный способ всё исправить - это брак. Я начала в это верить сама.

Муж был простой человек из маленького городка, он хорошо ко мне относился, чего я не могу сказать о его матери. Она всячески меня унижала, оскорбляла, поручала мне самую сложную и грязную работу. Так я прожила два года.

В конце концов я решила бежать. Из дома вышла в старой одежде, в которой ходила дома, накинула сверху пальто, сказала свекрови, что иду в магазин. У меня было немного денег, которые я припрятала, паспорт я спрятала в лифчик и пошла на автостанцию. Оттуда я уехала в Ставропольский край, где позвонила своей старой подруге и попросила её купить мне билет на самолёт в Москву. Жила у подруги первое время, потом нашла работу. постепенно встала на ноги.

Связь с семьёй я не поддерживаю, потому что моя мать запретила моим родным со мной общаться. Она считает, что я опозорила семью и что пути обратно мне нет. Единственный человек, который со мной общается, - моя младшая сестра. Если честно, я не переживаю по этому поводу. Вообще не хочу вспоминать о своём прошлом, мысли поехать в Дагестан у меня не возникает. Не хочу даже думать об этом.

Зара, 50 лет, Грозный: «Отец жалел, что отдал меня насильно!»

Когда я была подростком, решила для себя, что выйду замуж за того, кого мне выберет отец. Потому что моя сестра была замужем несколько раз, каждый раз по любви, но отношения не складывались. Я решила, что выйти по воле отца будет лучше. Но в реальности всё оказалось иначе.

Я встречалась с молодым человеком на тот момент уже два года. Моя мама знала об этом, знала его семью, потому что отец того парня дружил с моим отцом. В один вечер ко мне подошла мама и сказала, что я выхожу замуж за другого человека. Оказалось, что мой отец дал слово другому своему другу, что выдаст меня замуж за его сына. Отец на тему моей личной жизни со мной не разговаривал, ни один отец не разговаривает со своими дочерьми об этом.

Мой молодой человек, когда узнал, что меня собираются отдать замуж за другого, пришёл ко мне на работу с друзьями, чтобы украсть меня. Тогда я работала в магазине. Я сказала ему, что если они меня сейчас украдут, я ни за что не скажу своим родственникам, что хотела за него замуж. Потому что, когда девушку крадут замуж, подключаются все родственники, это может вызвать скандал и даже вражду. Я попросила его дать мне возможность уговорить своего отца и решить этот вопрос мирно. Я действительно думала, что мне удастся переубедить своего отца. Я наделялась, что мать сможет на него повлиять, что она скажет, что я встречаюсь с тем-то и отец разрешит выйти за него. Но он сказал: «Я уже дал слово». Назад хода не было.

Когда я пришла домой с работы, моя семья и семья будущего мужа уже знали о том, что меня хотели украсть, и на работу меня больше не пустили. Отец запретил меня вообще выпускать из дома до свадьбы. Свадьбу начали готовить ускоренными темпами, и на третий день после того случая я вышла замуж. Платье свадебное, приданое - всё покупали за три дня, потому что я замуж не собиралась, не приобретала ничего заранее.

В день, когда пришли официально меня сватать родственники будущего мужа, я закрылась в своей комнате, не открывала никому дверь. Моя сестра постучалась, сказала что пришёл парень, с которым я встречалась. Я вышла на улицу, там действительно был он. Он пожелал мне счастья в замужестве, попрощался и ушёл.

После того как я поняла, что я всё же выйду замуж за того, кому отец мой дал слово, мне было уже безразлично. Выбора у меня не было. Я знаю, что мой отец потом жалел, что отдал меня насильно. Может, даже больше, чем я. Он считал, что не надо было этого делать, говорил, что ему жаль меня из-за того, как он поступил со мной. Плюс он знал, что свекровь у меня была сложный человек.

Замужем мне было уже не до переживаний, потому что у семьи мужа был большой дом, и я сразу погрузилась в хлопоты. Потом дети пошли. Привыкаешь уже через какое-то время. Мысли уйти не возникает, особенно когда уже дети рождаются. Живёшь ради детей.

1. «Он мне сразу сказал: „ Только ты на меня планов не строй, я женат“. Ну, женат и женат. Мне на тот момент неинтересны были отношения. Думаю: что за чурка очередной, я вообще не хочу романов, тем более с нерусским». Я впервые вижу Дашу без хиджаба: ей тридцать лет, и выглядит она счастливой и чуть растрепанной, как часто бывает с молодыми матерями: русые волосы, никакой косметики, чуть сбившееся набок длинное цветастое платье. На руках - дочка Лейла, которую она несколько раз, не прекращая разговора, прикладывает к груди. Рядом играет старшая - трехлетняя Каусар.

Все началось среди пластиковых зарослей под потолком, золоченых обоев и фиолетовых диванов в мелкий раздражающий узор. Честно отдраенный пол безуспешно прикидывался то морской галькой, то мостовой, вдоль которой предательски тянулся белый удлинитель с розетками. На стене - огромная картина с виноградной гроздью, каждая ягода размером с человеческую голову. Ресторан «Огни Баку» на Измайловском проспекте совсем не напоминал место, где могла бы начаться новая жизнь. Но именно здесь - в окружении гипсокартонных колонн и тюлевых занавесок, на почти незаметной, в ступеньку высотой, сцене, под дождем бликов от огромного дискошара - она и началась.

2. Даша переехала в Москву из Ростова-на-Дону в 25 лет - снимала жилье в подмосковном Реутове и работала певицей в ресторанах. Чуть раньше сюда перебрался ее бойфренд. Даша с двадцати лет мечтала, что впереди будут семья, дети и непре­менно свадьба на теплоходе. Но в Москве все сложилось иначе. Когда дело дошло до рукоприкладства, Даша собрала вещи и решила, что ошиблась, - видимо, семья не для нее, и лучше попробовать добиться успеха в пении. Ресторанные прослу­шивания она преодолевала легко, и в «Огнях Баку» ей понравилось сразу - там был, как пишут в объявлениях, доброжелательный коллектив.

С семи вечера до часу ночи под пластиковыми лозами Даша пела поп-хиты вперемешку с азербайджанскими песнями - быстро выяснилось, что знать язык для этого необязательно. В какой-то момент она заметила, что чуть ли не каждый вечер на ее выступления стал приходить немолодой мужчина, азербайджанец: садился прямо напротив сцены, хоть и на приличном расстоянии, смотрел, слушал, ужинал - и уходил.

Дашу это совершенно не удивляло и не смущало - в конце концов, она была на работе - если бы действия незнакомца не становились все более странными. Однажды в начале второго ночи Даша вышла из «Огней Баку» и села в свою машину. Свернув на первом перекрестке, она заметила, как по зеркалам пробежал блик: фары поджидавшего в стороне серо-фиолетового Porsche Cayenne вспыхнули, и он выехал на полосу ровно за Дашей.

Машина проводила ее до самого дома. Даша уже понимала, кто за рулем, но незнакомец так и не вышел - просто развернулся и уехал. История повторилась несколько раз, и наконец любопытство взяло верх. Когда он, раздобыв через хозяина ресторана Дашин телефон, пригласил ее в японскую забегаловку, она согласилась - даже не представляя, чем закончится эта встреча.

3. «Я думала, сейчас он ко мне приставать начнет, а он говорил удивительные вещи: что я неправильно живу, что мое пение побуждает людей выпивать еще больше, на супружеские измены провоцирует», - снова вспоминает Даша историю знакомства с Эльмиром. - Я его спрашиваю: «Почему ты обо всем этом мне рассказываешь?» - «Я вижу, что внутри тебя другой человек находится. Ты очень хорошая, добрая».

Эльмир рассказал, что занимается бизнесом, но о деталях умолчал, а через полчаса извинился и сказал, что ему пора по делам. Даше он показался слишком взрослым для нее. Но когда он предложил встретиться еще раз, а потом еще, отказываться она не стала. Подарками Эльмир не забрасывал, но старался встретиться каждый день, даже если у него было не больше часа - чаще всего приглашал Дашу на прогулку в парк.

«Мне уже стало прям удивительно - человек со мной гуляет каждый день, заботится: мне тогда нужно было переезжать, и он помог новую квартиру найти, и никаких намеков, что он что-то хочет от меня. Сам весь такой правильный, а мне все позволяет: курить при нем, пива выпить или коктейль. И в какой-то момент я поняла, что уже привязалась к нему».

Спустя месяц Эльмир сделал Даше предложение. Но не развелся и не сделал ее своей любовницей - а предложил ей стать второй женой. «Брак так брак, подумаешь, - вспоминает Даша первую реакцию. - У меня тогда такая жизнь была, что я ничему не удивлялась вообще. Тем более произошло все дома, в бытовой обстановке, ни цветов, ни кольца не было». В сентябре 2010 года Даша вышла замуж за Эльмира.

4. Вопреки распространенному мнению , многоженство в исламе лишь допускается, а не приветствуется. Традиционно приводят две цитаты из Корана. Первая содержит дозволение: «Всевышний говорит: Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех или четырех. Если же вы боитесь, что не будете (одинаково) справедливы к ним, то (довольствуйтесь) одной». Вторая - предостережение, что один брак все же предпочтительнее: «Вы никогда не сможете быть справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь».

Согласно исламскому праву, для того чтобы взять вторую, третью или четвертую жену, должна быть причина: например, бесплодие первой супруги; война или послевоенное время, когда число незамужних женщин и вдов превосходит число мужчин. Допускаются и более специфические причины: в частности, как сформулировано на сайте umma.ru - его ведет имам Мемориальной мечети на Поклонной горе Шамиль Аляутдинов - «физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней (по сравнению с его женой) сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей)». Но и это не значит, что российский официальный ислам многоженство одобряет: помощник имама Аляутдинова Зенур Юсипов называет его «латентной преступностью».

Еще один миф - что одна из жен считается главной: по шариату все они, независимо от возраста и очередности, обладают равными правами. Женам полагается жить отдельно друг от друга, причем дома или квартиры должны стоить одинаково. Именно поэтому на umma.ru и оговаривается «достаточное материальное обеспечение»: содержать две семьи способен не каждый. По словам Аляутдинова, только в российских условиях встречаются случаи, когда две жены ютятся в однокомнатной квартире. Внимание мужа также должно распределяться поровну - от мужчины, состоящем в полигамном браке, религия требует ответственности и железных нервов.

Статистики, сколько в России подобных семей, не существует - их просто невозможно посчитать. Религиозные браки не вносятся ни в какой реестр (даже свидетельство паре выдают лишь по желанию и за дополнительную плату), у мужчины не спрашивают во время церемонии, какую по счету женщину он берет в супруги. К тому же в подобные браки люди могут вступать несколько раз на протяжении жизни - процедура развода в исламе достаточно проста. Мужчине необходимо трижды в разное время произнести определенную фразу, и по истечении трех месяцев супруги считаются свободными.

5. Религиозный брак в исламе - никях - посути аналог венчания. Имам или мулла читает проповедь, в присутствии двух свидетелей спрашивает молодых о согласии на брак, и отдельно - о согласии опекуна невесты, обычно это отец или старший родственник. Для верующих мусульман - сами себя они называют «соблюдающими» - процедура является обязательной, в отличие от штампа в паспорте.

Даша ничего против никяха не имела, хотя и воспринимала его как странноватую формальность: она сама не раз уже предлагала Эльмиру остаться ночевать, но тот объяснял, что никаких интимных отношений до никяха между ними быть не может.

Правда, церемония вышла экзотической и по светским, и по религиозным меркам. Вместо мечети жених пригласил знакомого имама домой. Согласия Дашиного отца не спрашивали, свидетелей тоже не было: ближайшие друзья-соблюдающие жили не в Москве, и им просто позвонили, поставив телефоны на громкую связь. Так, стоя в съемной квартире в Реутове и повторяя за имамом непонятные арабские слова, Даша оказалась женой в исламе.

Первое время новая жизнь была до обидного похожа на старую, разве что исчезла постоянная нужда в деньгах. «Хожу в спортзал, хожу по магазинам, такая просто прекрасная жизнь, о которой я только мечтала», - перечисляет Даша. Веру свою муж не навязывал, лишь однажды, покупая Даше пальто, подарил вместе с ним дорогой шарф со словами: «Иншалла, когда-нибудь ты его на голову наденешь». «Ты что, больной? На какую еще голову?!» - возмутилась Даша. Мусульманки всегда казались ей забитыми существами в каких-то длинных тряпках.

6. Когда 29 марта 2010 года утренние новости начались с теракта в московс­ком метро, Марина кинулась к телефону: на станции «Лубянка» в сто­матологии ФСБ работал ее старший сын. Мобильный был недоступен, домашний тоже не отвечал - к моменту, когда удалось наконец разыскать телефон офиса и выяснить, что сын в тот день выходил во вторую смену, перед глазами Марины уже успели пронестись все ужасы морга, опознания и похорон.

История 42-летней Марины, женщины жизнелюбивой, полной («мужики не собаки, кости не лю­бят»), боевой и энергичной - классическая история о покорении столицы. Родилась в Сибири, детство провела в Узбекистане, в юности из интереса думала уйти в монастырь, но друзья отговорили: мол, с таким темпераментом разберешь любую обитель по камешкам. Вместо монастыря Марина переехала в Москву, закончила ПТУ и устроилась оператором вязальных машин на фабрику имени Фрунзе - ныне Даниловскую мануфактуру. Получила место в общежитии. Вышла замуж. В 1990-е перешла в коммерческую фирму, занимавшуюся чисткой кровли и стиркой жалюзи в офисах. Разошлась с мужем: пил. Разменяла недвижимость и переехала в отдельную квартиру в Капотне. Одна вырастила двоих сыновей. Дослужилась в фирме от мастера до руководителя отдела. Словом, когда мартовским утром 2010 года Марина схватилась за телефон, за ее плечами была биография, в которой легко узнают себя многие русские женщины, разменявшие пятый десяток.

Религиозными вопросами Марина интересовалась всю жизнь, подходя к ним со свойственной энергичностью, но все как-то не складывалось. В православии смущал обычай целовать образа, сбивало с толку обилие святых - не ясно, кому молиться, да и атмосфера в целом казалась недоброжелательной. Так что Марина ходить в церковь перестала: «Только соберусь, и сразу какие-то дела появляются». Полгода провела у адвентистов седьмого дня, полгода у сайентологов: «Одно НЛП и вытягивание денег». Оправившись от шока после взрывов, Марина заинтересовалась, «что это за жестокая религия такая», и попросила единственного знакомого мусульманина, таджика Фаруха, прислать ей какие-нибудь статьи про ислам в интернете. Походила по ссылкам - и поняла, что именно это искала всю жизнь. Распечатав шахаду, текст о принятии ислама, позвонила тому же Фаруху и зачитала ее сначала по-русски, а потом, по слогам, арабскую транскрипцию. На том конце трубки повисло молчание: Фарух вместе с бригадой счищал снег с крыши ГУМа и, как рассказывал потом, от изумления едва с нее не свалился.

Марине удавалось скрывать свое обращение почти полгода - пока в Москву не пришла аномальная жара. Коллега обратил внимание, что Марина ходит в тюрбане и кофте с длинными рукавами, и в шутку спросил, не ислам ли она приняла. «Да», - коротко ответила Марина, и в комнате повисла такая тишина, что из своего кабинета выглянул начальник - узнать, что стряслось. «Целое партсобрание устроили: человек десять собрались и стали на меня давить, мол, давай мы теперь как христиане кокошники наденем. А я тогда готовила сразу три пакета документов для тендеров и пригрозила: сейчас уволюсь, сами как хотите, так и выигрывайте». Коллеги отступились, начальник только рукой махнул, вздохнув: «Примешь буддизм - уволю». А со временем стал выходить из кабинета, чтобы дать Марине возможность совершить намаз.

7. Через пару месяцев после никяха Даше неожиданно стало любопытно, чем живет ее муж. Прежде религией она не интересовалась - а теперь, как и Марина, начала читать про ислам в интернете. Сначала рассматривала фотографии женщин-мусульманок, их одежду и макияж, пытаясь найти что-то, что чисто внешне понравилось бы ей самой. А потом в голове словно щелкнуло. «Все по полочкам разложилось: что Бог один, что у него нет образа, что молиться нужно ему, а не иконам, - подбирает слова Даша. - Я надела платок, который он мне подарил, и длинную юбку, она у меня тогда была одна-единственная. Муж приходит домой, а я ему говорю: «Все, теперь я буду так выходить на улицу». Он стоит, и у него в глазах слезы: «Субхан Аллах! Сколько же я об этом Бога молил».

О своем обращении в ислам Даша рассказывает с сияющими глазами: «Ощущение полета, ощущение, что ты понял смысл жизни, что ты понял все. Хочется всему миру рассказать». Одна беда - слушать никто не хотел. Родителей и близких известие о том, что артистичная и привыкшая к жизни на сцене Даша вдруг перешла в чужую незнакомую религию, перестала краситься и начала носить хиджаб, напугало до полусмерти. «Подружки плакали, и мама плакала, а папа долго со мной не общался».

8. Недели за три до взрывов Марина ждала в Капотне первый автобус. К семи утра надо было приехать «на объект», проконтролировать качество работы. Было темно, промозгло и мерзко, как бывает в Москве в конце февраля в полшестого утра. За рулем автобуса сидел молодой мужчина с густой бородой и в тюбетейке - других пассажиров в салоне не было, и между ними сам собой завязался разговор. Впрочем, Марина слушала вполуха, думая о том, как бы скорее доехать. Когда через четыре года они встретятся на мусульманском сайте знакомств nikahsunna.com, Саид вспомнит, как выглядела в то утро Марина: аккуратная стрижка, брюки-капри, куртка, ботильоны на каблуках.

На сайте Марине Саид сначала не приглянулся: «Я вся из себя деловая женщина, а тут какой-то водитель автобуса, таджик с бородой». Саид работал в «Мосгортрансе» уже больше десяти лет - как и другим трудовым мигрантам, на свой заработок ему приходилось содержать семью на родине. Прежде чем дать согласие на брак, Марина неделю просидела у подруги на диване, плакала и пила успокоительное - никак не могла принять решение. У Саида в Таджикистане уже было две жены и пятеро детей: четверо своих и один приемный. К тому же Саид был моложе ее на десять лет. Масла в огонь подливал муж подруги: говорил, что Марина с ее характером вообще не способна стать правильной и покорной женой. Сомнений было так много, что она решила на всякий случай переложить ответственность на Аллаха и начала читать истихару - молитву с просьбой помочь принять верное решение.

В очередной раз прочитав истихару, Марина вышла из дома, чтобы ехать в гости к подруге. Вышла чуть заранее и, переходя дорогу, увидела автобус, за рулем которого сидел Саид - его в тот день поставили в чужую смену. Тут Марина поняла: вот он, ответ. Спустя три дня в обеденный перерыв Саида они поехали в мечеть на Третьяковской читать никях: «Я его не любила абсолютно, но поняла, что я должна ему помочь». Марина вернулась домой, а в конце смены приехала обратно и последний рейс проделала вместе с мужем. Вечером съели торт, а на следующий день поехали гулять в Царицыно. «Любовь пришла где-то через месяц».

9. На вопрос, который в первую очередь волнует светских людей в разговорах о многоженстве - как остаться счастливой, если муж берет вторую жену, - найдется масса ответов на каждом сайте об исламе. Имамы, муфтии и психологи советуют набраться терпения, заняться собой, детьми, спортом и даже иностранными языками. И, конечно, обратиться к вере.

Хотя с первой супругой Эльмира, молодой азербайджанкой, тоже жившей с детьми в Москве, Даша никогда не виделась, поначалу вся ситуация ее очень мучила. «Я много молилась, просила Бога избавить меня от ревности, и пришел день, когда я поняла: мне абсолютно все равно».

В какой-то момент первая жена уехала обратно в Азербайджан - помогать дряхлеющей свекрови. Из Ростова-на-Дону в панике прилетала Дашина мама, обеспокоенная обращением дочки в ислам, но, пожив вместе с ней и зятем, неожиданно осталась всем довольна. В ресторанах Даша петь бросила, но долго без дела сидеть не смогла: на пару с подругой занялась закупками платьев из Таиланда - длинных, а значит, пригодных для мусульманок. Потом открыла в торговом центре на Таганской собственный магазин мусульманской одежды «Франжипани».

За неделю до рождения старшей дочери Эльмир предложил расписаться в ЗАГСе, чтобы Дашиным родителям стало спокойнее. В другой раз, провожая ее с детьми на поезд в Ростов-на-Дону, Эльмир в последний момент купил билет и поехал с ними - знакомиться с папой, бабушкой и сестрой. Говорил, что никогда не расскажет о Даше своей матери - для женщины с советским воспитанием новость о том, что у сына в Москве вторая жена и дети, будет шоком, - но в прошлом году все-таки позвонил по скайпу, сказал что-то по-азербайджански и показал внуков, пока Даша, потупив взгляд, стояла рядом.

Летом 2014 года Даша отправилась с подругой и детьми в Крым, уже российский. В море плавала в буркини - специальном купальном костюме с капюшоном, оставляющем открытым только лицо и ладони. Зато, смеется она, все побережье судачило: «О, к нам мусульмане приехали!»

Напоминание о другой семье изредка нарушает сейчас привычный ход жизни: Эльмир общается с первой женой по скайпу, когда Даши нет дома, и периодически ездит навестить ее в Азербайджан. Даша беременна третьим ребенком - у Эльмира он должен стать седьмым, разница между младшими детьми от разных браков - всего три месяца. «Да хоть десять у него жен будет, я готова с ним жить до конца жизни, - смеется Даша, - других таких мужчин я не встречала. Таких порядочных, таких умных и справедливых».

10. Знакомство Марины с первой и второй женами Саида состоялось по телефону. Он объявил им, что женился в третий раз, и передал трубку - поздороваться. Общение толком не задалось: первые две жены едва говорили по-русски, но в целом отношения складывались настолько благополучно, насколько могли. Марина даже утешала их: «Девочки, потерпите, найдем способ, как сюда вас перевезти», - а когда Саид уезжал в отпуск на родину, собрала им подарки.

Гром грянул, когда Саид решил жениться в четвертый раз, теперь - на 25-летней Юле. «Нервы, переживания, бессонные ночи, постоянное уговаривание себя, что так должно быть, что это предписано Всевышним. И все равно больно. Все-таки мы, русские бабы, мы воспитаны по-другому, - сетует Марина. - Когда я шла третьей, я знала, что две до меня уже есть, я это приняла. Но вот после себя кого-то принять - это морально очень тяжело».

По исламскому праву брать второй, третьей или четвертой женой молодую девушку, а тем более девственницу, недопустимо. Многоженство осмысляется прежде всего как своеобразный способ социальной поддержки, и правилами предписывается брать в супруги тех, кто в этой помощи нуждается: недаром речь идет о вдовах или разведенных женщинах с детьми. Но застенчивая и мнительная Юля, по словам Марины, сама стремилась вырваться из-под опеки родителей, запрещавших ей соблюдать ислам и носить хиджаб. А Саид хотел, чтобы супруги общались, вместе ездили по магазинам, готовили ужин, чтобы Марина как старшая обучала Юлю основам религии.

Перед свадьбой Юля говорила, что согласна на все, но вскоре начались сцены ревности. Отдельную комнату Саид снять еще не успел, так что новая жена приезжала к ним домой, пока сама Марина ночевала в комнате сына, стараясь не думать о том, что происходит за стенкой: «Ну, зато выучила большую суру за это время». Напряжения добавляли постоянные скандалы с Юлиной мамой: «Она думала, что если Юля едет к нам, то мы чуть ли не втроем спим. Не могла понять, как это так: она приезжает, спит с моим мужем, и я до сих пор не убила ее».

Через две недели Юля не выдержала и попросила развод. Теперь на просьбу рассказать о Саиде она лишь коротко отвечает в Whatsapp: «Я для себя решила, что такого человека не было в моей жизни. Поэтому о нем ничего не смогу сказать». А потом добавляет: «Просто напишите, что лучше девушкам не бегать за многоженством. Второй еще ладно, но не третьей-четвертой... И чтобы не выходили за таджиков-узбеков». И смайлик.

11. Марина и Даша познакомились в переделанной под офис квартире на Чистых прудах - здесь располагается мусульманский женский клуб «Аиша». Воскресенье, час дня, в программе заявлен семинар «Как разбудить музу», но происходящее скорее похоже на семейный праздник. Женщины разных возрастов сервируют на большом столе «мимозу» и оливье, смеются и судачат о мужьях, вокруг бойко прыгают дети. Основали клуб в 2012 году, и застольями встречи не исчерпываются: участницы «Аиши» ездят на конференции, учат арабский язык, устраивают детские праздники, катаются в Подмосковье на сноуборде. А еще расписывают матрешек: та, что побольше - в обычном платке и с челочкой, а внутри нее, поменьше, - уже в хиджабе. Большинство девушек в клубе - новообращенные русские мусульманки.

Администратор «Аиши» Клавдия - пылкая 28-летняя красавица с черными стрелками и в футболке Hijab: my right, my choice, my life - перешла в ислам в 18 лет, почти спонтанно. Выросшую в многодетной неблагополучной семье девушку религия привела в восторг: «Я всегда мечтала о сказке, о романтичных отношениях, что нельзя жену обижать, нельзя курить, пить, а дома мне на это отвечали: «Очнись, ты в каком мире живешь!» Когда мне рассказали об исламе, я воскликнула: «Вот они, мои принципы жизни!»

В одну из встреч на голове у Клавдии в качестве хиджаба повязан павловопосадский платок: недавно клуб ездил на экскурсию на Павловопосадскую мануфактуру. Если платки носят и мусульманки, и православные, объясняет она, то и вера должна объединять. О русских мусульманах Клавдия вообще говорит много и охотно: «Для этнических мусульман есть барьер - они на чужой земле и не могут говорить о своих правах, чтобы не заработать проблем. А мы местные, мы встаем и говорим. Но если на Кавказе всегда есть отец, братья, дяди, кто за тебя встанет - то когда ислам принимает русская девушка, она зачастую остается без родственников: из дома выкидывают вещи, родители от нее отказываются». Так замужество оказывается очевидным выходом в тяжелый момент, когда от тебя отворачиваются и семья, и друзья.

12. Я спрашиваю, что Клавдия думает о чеченском скандале - но она не думает ничего, потому что о свадьбе главы РОВД узнает от меня. Телевизор она не смотрит, друзья в социальных сетях эту историю не обсуждают. Когда я задаю вопрос Даше, она тоже не понимает, о чем речь. Выслушав историю о браке 47-летнего полицейского с 17-летней школьницей, обе замечают, что разница в возрасте по исламским канонам великовата, да и брать второй женой юную девушку негоже. Но в целом - ничего неожиданного.

А главное - они вообще сомневаются, что окружающие способны увидеть за практикой многоженства что-то кроме подтверждения собственных стереотипов. «Мы хотим идти на контакт, мы готовы рассказывать, - говорит Клавдия, - но все так выкручивают, что получается то шоу, то черный пиар. Я русская, выросла в Москве, при этом ко мне приходит участковый и спрашивает: „Клав, что с тобой случилось?“ А что со мной случилось? Я молюсь и хожу в платке. Я наркоманка или проститутка? Что я делаю не так? Или люди смеются: мол, ха-ха-ха, иди в гарем. И это цепляет, становится больно».

Скандальные обстоятельства чеченской свадьбы неизбежно отходят на второй план: для них важна не законность или добровольность, а то, что любая история о многоженстве - это история о стене непонимания. «В светском обществе мужчины десятками заводят любовниц и бросают их, попользовавшись, - продолжает Клавдия, едва сдерживая эмоции. - А ведь по сути положение второй жены куда лучше, чем положение любовницы, у нее и ее детей есть законные права на этого мужчину. Обычный парень тебе скажет через губу: тебе тридцать и у тебя двое детей? На кой черт ты мне нужна, вон девочек молодых сколько. А в исламе не бывает чужих детей: если я разведусь или окажусь вдовой с детьми, я знаю, что в умме - общине - я не останусь одна, что найдется мужчина, который пусть второй женой, но меня возьмет замуж». Я подбираю слова, чтобы ответить, но так и не успеваю их найти; Клавдия продолжает: «В светском обществе бросают женщин, бросают детей, изменяют мужьям, и такое положение вещей почему-то воспринимается в современном мире абсолютно толерантно. Зато когда люди слышат, что в исламе можно взять вторую жену, они говорят: ой, варвары! XXI век на дворе, а у вас тут многоженство! Почему же так происходит? Разве это справедливо? Что это вообще такое?»

По материалам Esquireru

Наболело…
Моему сыну 19 лет, он познакомился с милой, добропорядочной и очень хозяйственной девушкой. Хоть ей и всего лишь 15 лет, она умеет хорошо готовить и незаменимая помощница для своей мамы. Учится на 4 и 5, не курит и не пьет, вечерами дома. У нее и сына зародились взаимные, трепетные, чудесные чувства. Сын пишет ей стихи, они часами сидят на телефоне.
Мама девочки опасается ранних сексуальных отношений и беременности, но запретить встречаться им не может, т. к. девочка сильно страдает в разлуке. Я предложила поженить их после того, как девушке исполнится 16 лет. И пусть живут вместе, но предохраняются. Потому что еще сами дети, пусть нагуляются, выучатся, денег заработают, в путешествия съездят, притрутся друг к другу, а уж потом дети. Считаю, что у них много шансов создать крепкую семью. Ведь искренние чувства, юношеский максимализм, романтизм, чистые души и помыслы, а так же вера в силу любви помогут им в этом.
Влюбленные с радостью приняли такое предложение, а мама девочки и мой муж против категорически. Муж говорит, что пусть сначала сын сходит в армию, а потом свадьба, если девушка его дождется. А мать девушки говорит, что не раньше 18 лет отдаст ее замуж, потому, что сейчас она еще глупая и не знает, что творит. Бабушка девочки вообще закатила истерику, и грозиться посадить моего сына в тюрьму за совращение несовершеннолетних.
Секса у влюбленных не было, они хотят после свадьбы. Но девушка настроена настолько решительно, что сказала моему сыну, если ей родители не дадут согласия выйти замуж в 16 лет, она будет жить с ним гражданским браком.
Гражданского брака не приемлю я и мама девочки. Я опасаюсь неадекватной бабушки - засудит сына. А мать девушки не хочет, что бы ее дочь считали патаскухой. Но, в то же время, не согласна она на брак дочери в 16 лет.
Я считаю, что мое предложение самый лучший выход из создавшейся ситуации. Но общество не приемлет такого, все родственники и знакомые хором говорят, что рано, что через годик разбегутся, пусть поживут сначала вместе полгода, а уж потом женятся и т. д.
Вот сижу и думаю, как же прогнило общество! Сейчас готовы заклевать за ранний брак и беременность, а гражданский брак и аборты это норма! Сейчас принято жениться поздно, после нескольких гражданских браков, абортов и венерических заболеваний, но зато нагулявшимися и состоявшимися. А потом не могут иметь детей или расходятся, потому что не готовы прощать и прогибаться т. к. привыкли жить свободно.
Итог: обесценивание семьи и любви, разводы, матери одиночки, алименты и прочие «радости». Мир сходит с ума и мы вместе с ним. Опомнитесь, люди! Мы настолько очерствели, забегались в поисках материального, что готовы затоптать все моральные ценности. А ведь семья – ячейка общества, не будет семьи – не будет общества. А без любви вообще жизнь невозможна!

1321 просмотр

Здравствуйте, если позволите, вставлю слово. Сестра у меня вышла замуж в шестнадцать, родители были в шоке, но… любовь, муж был старше. В семнадцать родила, и жили они счастливо, но недолго. Через семь лет муж её погиб в автокатастрофе. А сыну вашему, я считаю, нужно сначала сходить в армию (если он годен, и собирается). Годовая разлука как раз и покажет, есть у них будущее или нет.

А есть ли у Вас возможность (позволяет ли площадь квартиры) поселить девочку у себя? Может это создаст какую то иллюзию совместного проживания. Перестаньте сыну готовить, стирать, пусть это делает его "невеста". Наверняка, она, в силу своего возраста, насмотревшись мелодрамм по телевизору, представляет отношения как постоянные прогулки, отдых на берегу моря, рестораны. А что такое настоящая жизнь в роли жены нет. Ну так создайте ей условия, пусть заботится о "женихе". Может, ей самой это вскоре надоест

Не понимаю, что за срочность-то такая. Ну пусть дружат, встречаются. Их же никто не собирается разлучать. В 19, и тем более в 15 лет, это первые настоящие чувства, первый опыт в любви и не обязательно последний. Я считаю, не только девочке рано, но и мальчику в 19 рановато. Тем более в наш век, когда браки совершаются ближе годам к 30. Что у ваших детей есть? Чего они достигли? Ни образования, ни профессии. Как жить будут? У родителей на шее? А дети появятся, кто их будет содержать? Рано! Мальчику рано! Девочке рано!

Ситуация сложная. Думаю, что влюбленные поступят все равно так, как хотят того сами. Никакие сценарии не встанут у них на пути. Я сама вышла замуж в 17 лет, родила ребенка, потому что морально была к этому готова. Не вижу ничего плохого в том, если ваш сын и его девушка оформят свои отношения.

Светлана, добрый день. Неблагодарное дело - решать судьбы других людей, даже очень близких Вам. Ведь это жизнь Вашего ребенка, а не Ваша, и право распоряжаться ею предоставлено тоже ему. У Вас был шанс устроить свою жизнь - так не мешайте сделать это другим. Пусть дети сами решат, как им поступать дальше. А вот добрый совет с Вашей стороны никогда не будет лишним.

Думаю, что каждый в 15-18 лет переживал подобное: детская любовь, которая кажется вечной. И кому, как не вам, мама, об этом знать. Ребенок (а в 15 лет - это именно ребенок) нуждается в адекватных родителях, которые не отдадут ее замуж школьницей. А ваш сын, получив первый опыт сексуальных отношений, уж точно не захочет останавливаться на одной девушке. И это нормальное развитие событий. Так что не ломайте детям жизнь.

Странная позиция - общество прогнило, потому что против ранних браков. Да и правильно, 16 лет - не возраст для брака. Ну чего спешить, приспичило, что ли? Моя подруга познакомилась с парнем, ей было 15, ему 20, после армии. Подождали, ей исполнилось 18 и поженились.

Исключения лишь подтверждают правила.
Часто юноши и девушки вступившие в ранние браки не выдерживают испытаний
и брак разрушается.
Но исключения всё же есть.
Знаю одну семью, они поженились когда девушке только исполнилось 17,
а парню 18, и его забрали в армию через 2,5 месяца.
Он служил два года, она ждала его, никуда не ходила, ни в кино, ни на танцы, родила дочь (от него). Вот так умная и верная девочка обеспечила надёжный тыл защитнику Родины.
Когда он вернулся, она родила ему ещё и сына.
Они до сих пор вместе.
Будут ли эти молодые вместе? Всё зависит от них самих, от того, что в них заложено, какие моральные принципы являются для них основополагающими.
И готовы ли молодые супруги преодолевать неизбежные трудности.
Разрушить отношения молодых можно, только скажут ли они потом спасибо за это?

Я была в похожей ситуации в роли такой вот 15-летней девочки. В этом возрасте казалось, что это единственная настоящая любовь, одна на всю жизнь. Было все взаимно. Вот прям жили друг другом.
И позиция мамы того парня была примерно такой, как у вас. Открыто говорила, что давайте в 16 делайте ребенка и женитесь. Моя мама заняла выжидательную позицию, зная мой характер. Могла я в случае запрета сделать все вопреки, благо мозг тоже имел место быть.
Конечно, никаких детей не случилось. История любви длилась 3 года, к совершеннолетию можно было бы и пожениться. Но у меня перегорело. Прошла любовь. И я очень рада, что у нас тогда все осталось на уровне красивых встреч.
В вашей истории я, пожалуй, поддержу вашего мужа. Прежде чем заводить семью, вашему сыну нужно стать взрослым во всех смыслах. Девочка в этом возрасте вообще мало что смыслит в реальной жизни, уж поверьте. Хотят быть вместе, пусть. Встречаются, параллельно выстраивая свои жизни, учатся, сын пусть сходит в армию, начнет работать. Девочке нужно как минимум закончить школу.
Сейчас ее окружают ровесники, на фоне которых ваш сын настоящий взрослый принц, еще и стихи пишет. А потом она оглянется вокруг и поймет, что мир многообразен. И многое может измениться.
Для 15 летней девочки семейная жизнь - это слишком большая ответственность.

Соглашусь с большинством отписавшихся. Юношеская, подростковая любовь всегда кажется чем-то ах. Что это навсегда. Сама так думала в 16. Люди разные, конечно: кто-то думает, что в 17 уже можно родить, кто-то думает, что ближе 30 - самое то. Многие мои сверстницы выскочили замуж, не успев закончить школу. В то время как я считаю, что даже 18 лет, да и 22 года - не возраст для брака. Среди моих знакомых, 3/5 ранних браков закончились разводом. А они уже и детей успели родить.
Думаю, что тут стоит "плыть по течению", встречаются, хорошо у них все - ну и чудно. Не стоит на них давить браком. Лучше помогать советом. Спешка такая ни к чему. Оба еще дети и не состоялись, не нагулялись.

Не понятно: кормить кто будет эту "семью"? Если родители, то что это за семья, просто педофилия с разрешения родителей.
Что с Вашим сыном уточните: он отслужил в армии? закончил институт? сколько зарабатывает (на троих достаточно?) есть ли у него квартира или достаточно зарабатывает, чтобы снимать или взять в ипотеку?
Вы, как я поняла, беспокоитесь, чтобы сына не посадили. И правильно делаете.
Бывает, что и в 15 созрели до создания семьи. Бывает, что и в 40 не готовы.
О гражданском браке можете забыть - сына посадят (и правильно сделают).

Конечно, "прогнило". Не понимает педофилов! Ведь это так прекрасно! Взрослый дядька (19 лет уже ого-го) со стихами ходит вокруг ребенка. Либо сам в 19 еще в подгузниках - тогда зачем такой нужен той девочке? Либо стихи - это только приложение.