На ошибках учатся как понять. На ошибках учатся

Тема занятия: « На ошибках учатся ».

Познавательная беседа

Цель: Формировать понятия успешности; создать психологический портрет успешного человека.

Оборудование: Компьютер, презентация.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о страхах. Каждый человек чего-то боится. Кто-то боится за себя, а кто-то за своих близких. Главное, обрести умение управлять своими страхами и находить способы их преодоления.

I I . Основная часть.

1. Игровое упражнение « Школа - это...».

Цель: совершенствование ассоциативного мышления.

Сейчас мы поиграем в игру. Я назову общее слово, а вы попробуете подобрать к нему как можно больше подходящих слов. Но сначала потренируемся. Я назову слово «радость», а вы подберете к нему как можно больше подходящих слов.

А теперь я называю слово «школа». Какие слова первыми приходят вам в голову, когда его слышишь? Следующее слово «уроки». Теперь подбери слова к понятию «учитель».

Итак, мы сегодня узнали, что школа для вас связана с такими словами как: уроки, учитель, домашнее задание, отметки, учебники, тетради и т.д.

2. Разогрев. Упражнение «Чего я боюсь?»

Цель: развитие способности распознавать свои школьные страхи и находить способы их преодоления.

Каждому ответу соответствует свой знак (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз - «не согласен»).

Прослушайте внимательно следующие утверждения:

    Я волнуюсь по поводу своей учебы.

    Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.

    У меня часто болит голова или живот.

    Мне трудно сосредоточиться.

    Мне трудно принимать решения.

    Иногда мне немного трудно знакомиться с новыми людьми.

    Я чувствую, что на меня давят другие люди.

    Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.

    Думаю, я слишком много волнуюсь.

    Взрослые слишком многого от меня ждут.

    Я боюсь ошибиться.

Человеку свойственно тревожиться в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, например, неожиданная контрольная работа, или ты не выполнил домашнее задание и не знаешь, как к этому отнесется учитель.

Можно начать переживать неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что же конкретно беспокоит. Бывают ли такие ситуации, что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Вспомним такие случаи.

Волноваться перед контрольной работой или перед ответом у доски - это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что знаем хорошо. Можно научиться справляться со своим страхом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки.

3. Упражнение «На ошибках учатся»

Цель: научить детей способности объективно воспринимать собственные ошибки.

Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из нас знает, что он время от времени ошибается. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою крупную ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым разом они учатся и не делают больших проблем из своих неудач. А как вы реагируете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если есть желание, можно еще и нарисовать небольшие иллюстрации к своему рассказу.

А сейчас возьмите новый лист бумаги и напишите на нем очень крупно: «Делать ошибки - это нормально. На своих ошибках мы учимся. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает!». Украсьте свои листы так, чтобы было приятно на них смотреть. Потом можно повесить их дома на стену.

Возможные вопросы:

Переживаете ли вы, когда совершаете ошибку?

Пытаетесь ли вы снова и снова совершать какое-то действие до тех пор, пока не научитесь его делать правильно?

Кто радуется вместе с вами, когда у вас что-то получается?

II. Практическая часть. Ход работы.

1. Упражнение «Рисуем слово»

Цель: развитие способности распознавать свои школьные страхи.

Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах математика и учитель у некоторых школьников даже дома опускаются руки и портится настроение. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого опыта. Одно и то же слово может вызывать у разных людей разные чувства.

Например, я произношу слово "контрольная". Все реагируют на него по-разному:

    Что это слово значит для вас? Какие чувства и воспоминания приходят?

    Какие возникают ассоциации?

    Представь себе это слово написанным на листе бумаги. Как оно выглядит?

    Как звучит слово "контрольная"?

2. Упражнение «Волшебные слова»

Цель: научить детей способности самостоятельно находить способы преодоления страхов.

Сегодня мы с вами, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним. Итак, начнем.

1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит.

2. Теперь составим список слов, относящихся к данной проблеме.

Продолжите предложение: «Стоит мне услышать слово...»

Какое это слово для вас? Какое слово заставляет волноваться сильнее всего?

3. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге...

Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают легко, будто сами по себе. Подумайте, чей голос произносит это слово и как? Из какого материала сделано это слово? Какой у него запах и вкус? Слово может навеять впечатления, о которых я не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже.

Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само слово, обозначающее это событие, должно вызывать чувство уверенности и спокойствия. Сделайте так, чтобы это слово вызывало у вас только хорошее настроение.

Итак, теперь давайте мысленно изобразим слово по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным.

- Как должно быть написано слово?

-Как должно оно звучать?

Как вы должны его ощущать?

Какие другие особенности имеются у этого слова?

Приукрасьте это слово, пусть оно станет "безобидным".

- А сейчас возьмите цветные карандаши, фломастеры и нарисуйте, как преображается это слово.

III. Заключительная часть:

Притча. «Осел и колодец.»

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?».Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно - почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю». Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг,он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу. Он был очень изумлен от того, что увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много разных преград и каждый раз жизнь будет посылать все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхните его и поднимайтесь наверх и только так вы сможете выбраться из колодца.

Ведь каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца. Просто нужно в стряхнуться и подниматься наверх.

Обсуждение итогов встречи (2 мин.)

А теперь, расскажите мне, пожалуйста, о том, что вам понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем вы довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными. (Ответы).

Секс не должен быть скучным! Если вы начинаете во время занятий любовью зевать, думать о трещинах на потолке, о завтрашнем деловом обеде – то зачем вам такая эротика? Подумайте лучше о том, как лучше организовать для себя и своего партнера долгожданное разнообразие в сексе.

Можно менять места – ведь кровать в спальне – это так традиционно и ожидаемо. Займитесь любовью во время дождя в парке в крытой беседке, куда в непогоду никто не заглянет, а звуки дождя все равно заглушат любые звуки, которые вы издадите. А если вас со стороны кто-то и увидит, то решит, что вы просто прячетесь там от непогоды, обнимаясь и реагируя так... бурно на грозу! А под дождем это будет...как секс в душе!

Разнообразия в сексе можно достигать и за счет смены ролей . Например, если вы привыкли все время заниматься этим вдвоем, а впустить кого-то еще в свою жизнь или даже просто в постель опасаетесь – можно стать слегка авантюристами. Утащите любимую или друга с развеселой вечеринки в соседнюю комнату заняться страстным сексом «на скорую руку». Правда, не забудьте о контрацептивах , да и очень внимательно следите за настроением своей половинки – если он занят действительно важным для себя разговором, если рядом с ним все его семейство в полном составе, и ему очень важно «держать лицо» – не мешайте ему в этом благом начинании, а лучше наоборот, помогите. И вечером вы наверняка будете вознаграждены за все усилия, что вы прилагали для поддержания собственного социального статуса. Необычный секс может ожидать вас где угодно...

Если же вы любите риск и приключения – то можете никуда не тащить друга, а залезть под стол и устроить небольшой эротический сюрприз. Разнообразие в сексе может заключаться в том необычном опыте, который получит ваш любимый, старательно поддерживая светскую беседу, в то время как вы его под столом возбуждаете. Ну или можно залезть под стол вместе с другом, пока вас ищут по разным комнатам – и начать там с упоением целоваться! Попахивает, конечно, «детским садом», однако очень радостным, веселым и милым.

А еще может быть легко достигнуто сменой поз. При этом чем-то необычным может стать даже привычная многим пресловутая миссионерская поза, если вы ее не практикуете. Необычный секс для вас – это не обязательно что-то необычное для большинства! Все очень и очень индивидуально, здесь общих советов быть не может, все зависит от того, к чему привыкла личность, как она была воспитана, в каких традициях , что именно знает о сексе, какой у нее уже был сексуальный опыт. Ведь для кого-то и секс в душе будет откровением! Ответьте себе на несколько вопросов: насколько часто вы занимаетесь сексом? Что уже успели попробовать, сколько поз, как правило, практикуете? Вы пробовали оральный секс, петтинг, анальный секс? Вы пробовали несколько поз за один раз? Насколько далеко вы готовы пойти в своей погоне за разнообразием?Необычный секс – насколько он важен для вас?

Ведь некоторые пары готовы даже заняться свингом, кто-то – начать практиковать БДСМ-стайл, кто-то – снимать собственные занятия на видео или вести фотосъемку. Особенно красиво снимать секс в душе! Некоторые оригиналы пробуют на включенной стиральной машинке – говорят, это намного обостряет ощущения. Они становятся очень яркими, необычными и запоминающимися. Одним словом, если вы такого еще не пробовали – обязательно попробуйте, ведь отлично укрепляет отношения!

«Человек учится на ошибках» — каждому из нас хорошо известна это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этой пословице? Ведь это действительно очень верно сказано. К сожалению, мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.

Поколение меняется поколением, человеческие знания развиваются по всем направлениям, а вот жизненный опыт, несмотря на эпоху, приобретается каждым человеком в отдельности, а его жизненная мудрость появляется лишь после сделанных человеком многих проб и ошибок. Это закон природы и мы ничего не можем с этим сделать. Но еще говорят, что умный человек учится на чужих ошибках, а глупый на своих.

И это действительно так. Зачем делать те же жизненные ошибки и попадать в те же неприятные жизненные ситуации, в которых уже побывали твои близкие или друзья? Но чтобы такого не случилось, нужно действительно быть умным человеком и осознавать, что какой бы ты умный не был, самый ценный для тебя опыт в любом случае — это опыт других людей, которые прошли гораздо длинный жизненный путь. Надо иметь достаточно ума, чтобы не попасть впросак а потом не ломать голову, как из этой передряги выбраться. А вот на собственных ошибках чаще всего учатся те, кто считает себя непревзойденным знатоком жизни и не задумывается над своими поступками и своим будущим.

Однако по этому поводу можно и поспорить, поскольку существует еще одна пословица, приобретенное жизненным опытом многих поколений людей. «Не взаймы у соседа ума» — говорит эта пословица. Это значит, что не надо полагаться на опыт и знания других, не надо слушать, что тебе советуют другие, а лучше всего надо жить своим умом и проверять все на собственном опыте. Поэтому есть немало исторических и жизненных примеров. Интересный, например, тот факт, что еще Аристотель написал в одном из своих трудов, что у мухи восемь ног. На это опиралась научная среда всего мира и это заявление не подвергалась сомнению вплоть до начала XIX века.

Хотя казалось бы, чего уж проще — поймать муху и посчитать количество ее ног, чтобы убедиться в верности утверждения Аристотеля. Но это никому даже в голову не пришло, потому что все полагались на непревзойденный авторитет великого ученого. Видимо, так считали и дальше, если бы не один итальянский естествоиспытатель, которому, видимо, никогда не приходилось читать труды Аристотеля. Он взял и перечислил количество ног у мухи — их оказалось шесть!

Вот так и в обычной жизни мы достаточно часто полагаемся на то, что слышим от других, а проверить все самому — нет никаких трудностей. И задумываемся над тем, что можно было бы все сделать по собственному согласию лишь тогда, когда сожалеем, что сделали все неправильно, положившись на советы других.

Как видите, две пословица, две народных мудрости, очень близкие по содержанию, но в то же время и очень разные. И если мы в своей жизни научимся правильно использовать эти премудрости и будем учиться не на своих, а на чужих ошибках, но при этом жить только своим умом, а не полагаться на разум других, все в нашей жизни будет лучше и мы с легкостью будем преодолевать все жизненные преграды.


Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки - лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки - целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong » на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность - способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ - задавать правильные вопросы.

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, ?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки - часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти - дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок - лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

Одним из самых главных страхов человека является страх сделать ошибку. Мы все иногда делаем ошибки, но вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, мы боимся их.
Одна из причин этого страха - постоянное соперничество друг с другом, конкуренция. Мы сравниваем себя с другими людьми. Чтобы быть лучше, чем другие, мы стараемся делать как можно меньше ошибок и боимся их. Именно в этом проявляется наше стремление быть совершенством, и именно в это наша самая главная ошибка. Вместо того, чтобы признаться себе, что мы сами ответственны за свои поступки и ошибки, мы начинаем сваливать свою вину на других людей, ищем и находим себе оправдания. В таком случае, получается, что наша жизнь зависит от кого угодно, но только не от нас самих.

Чтобы наша жизнь была в наших руках, нужно научиться чувствовать ответственность за все свои поступки и слова. А главное - научиться признавать себя несовершенным. Каждый человек имеет право на ошибки, запомните это. И каждый человек - несовершенен. Если вы признаете свое право быть несовершенным, то сможете по-другому относиться к своим и чужим ошибкам.

Позвольте себе сделать определенное количество ошибок в день, в зависимости от того, как часто вы совершаете их. Например, вам можно сделать завтра 20 ошибок. Так как вы разрешили себе делать ошибки, вы с большей легкостью сможете признаться себе: "Да, я действительно совершил ошибку". Вы почувствуете необыкновенную легкость на душе от этого признания. Вам не нужно будет придумывать оправдания или сваливать вину на других. Если вы сможете признаться в совершении ошибки себе, то и другим сможете сказать об этом. Между прочим, большинство людей, обвиняя вас, ждут от вас именно оправданий. А если вы скажете, что действительно были неправы, то обвинитель не найдет, что вам сказать. Для него это будет неожиданно. Кроме того, за что вас ругать, если вы сами признали ошибку? Конечно, бывают и исключения, вас могут все равно отругать. Но это уже будет ошибка вашего оппонента, а он тоже имеет право на ее совершение.

Постарайтесь не впасть в крайность, оправдывая свои ошибки тем, что вы не совершенны. Задача перед вами совсем другая. Научившись признавать свои ошибки, вы должны научиться извлекать из них пользу. Осознав свои ошибки, вы можете понять, как нужно изменить свое поведение, чтобы этих ошибок не было.

Постарайтесь действовать, как аналитик. Совершив ошибку, не впадайте в панику, не оправдывайте, но и не вините себя. Спросите себя: Что я могу сделать, чтобы этого не было? Как я могу изменить это к лучшему?

Ответив на первый вопрос, вы найдете причину своей ошибки и в следующий раз уже не будете так делать. Ответив на второй вопрос, вы сможете исправить последствия вашей ошибки.