Особенности развития мелкой моторики у детей дцп. Развитие мелкой моторики у ребенка с дцп

У детей с ДЦП и нарушениями ОДА, страдает, прежде всего, развитие пальчиковой (или тонкой) моторики. Ребёнок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. У них вызывают огромные трудности застёгивание пуговиц, шнуровка ботинок и завязывание на бантик шнурков, засучивание рукавов рубашки, платья. Такие дети с трудом удерживают карандаш, кисточку в руках; переворачивают страницы книги; определяют предметы в мешке на ощупь. Они не могут создать устойчивые элементарные постройки (башенку, лесенку, заборчик и др.); не в состоянии правильно и умело работать ножницами; плохо лепят из пластилина и глины; с трудом открывают крышки разных бутылочек и баночек.

К детям дошкольного возраста, характеризующихся вышеизложенными фактами, необходимо систематически применять упражнения не только на развитие общей моторики, но что важнее всего - на развитие разнообразных движений пальцев и кисти рук, которые должны быть связаны с их игровой деятельностью, и с навыками повседневной жизни.

В ходе коррекционной работы, сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с более мелкими. Необходимо обучать ребёнка захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научать ребёнка перекладывать предметы с одного определённого места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребёнок по заданию помещает соответствующий предмет на "своё" место. Можно попросить рассортировать игрушки, предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы (пуговицы, бусины, палочки, зёрна и т. д.) по небольшим коробочкам, тарелочкам или мешочкам. Упражнения такого рода следует разнообразить, а успехи ребёнка всячески поощрять. И тогда он с удовольствием будет нанизывать бусы, колечки, пуговицы на нитку; передвигать косточки на счётах: вырезать из бумаги картинки по контуру, а затем их раскрашивать; подбирать и завинчивать (или отвинчивать) крышки к разным флаконам и множество других "полезных" упражнений. Нужно использовать также лепку из глины, солёного теста и пластилина; работу с мозаикой различной величины (от крупной до мелкой). Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, постепенно усложнять по количеству используемых деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки (и кисти, и пальцев) сжимание резиновой губки или небольшого резинового мячика - прыгуна.

Дефектолог, воспитатели и родители должны со всем вниманием отнестись даже, казалось бы, к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения перечисленных упражнений. Так же полезно отмечать время, затраченное на выполнение того или иного движения (упражнения), и положительно оценивать усидчивость ребёнка.

Дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, как уже отмечалось, могут испытывать трудности в самообслуживании. Нужно помочь им овладеть этими навыками, в особенности действиями, которые необходимы при использовании пуговиц, кнопок, пряжек, шнурков и т. д.

В коррекционной работе специалистами применяются такие упражнения как:

Захват сначала тремя, а позже двумя пальцами пуговиц разной величины, формы: пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или раме, расположив их в несколько рядов. По указанию взрослого ребёнок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает (так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц);

Застёгивание, расстёгивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями различной величины, который укреплён на рамке (затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом и на собственной одежде);

Шнурование: сначала ботинок укрепляют на доске или рамке (или используется плоскостное изображение ботинка, вырезанного из куска линолеума с проделанными в нём отверстиями от дырокола) и ребёнок учится на нём, а позднее тренируется на своей обуви (данная работа с ребёнком должна предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений).

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев руки подготавливает успешное овладение ручной умелостью.

Кроме вышеперечисленных, проводятся упражнения на развитие кистевой моторики:

На плотном картоне рисуют контур кисти ребёнка с равномерно разведёнными пальцами (ребёнок фиксирует свою руку соответственно контуру);

Ребёнок кладёт кисть руки на стол и по просьбе взрослого поочерёдно приподнимает пальцы. Если ребёнку не сразу удаётся выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными;

Ребёнок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары (для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару пальцев можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра);

По заданию взрослого ребёнок показывает поочерёдно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперёд второй и пятый палец ("коза"), остальные должны быть сжаты в кулак;

Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино;

- "отстреливание" ватного шарика, бусины, пуговицы, шашки и т. д. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Развитию плавности и точности движений способствуют такие задания, как:

Раскрашивание картинок;

Точное обведение контуров предмета;

Рисование простых предметов по проставленным точкам;

Соединение данных точек линиями разного направления;

Штрихование (используются только цветные карандаши) и т.д. и т.п.

Очень важно суметь убедить ребёнка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность. Бумагу можно прикрепить кнопками к столу, использовать на первых порах мягкие карандаши увеличенного диаметра.

Дети с ДЦП и нарушениями ОДА испытывают трудности и в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД) рисовании, лепке, аппликации. Они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того чтобы быстрее и лучше научить ребёнка пользоваться ножницами, педагогу (учителю-дефектологу, воспитателю) необходимо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны также затруднения (а порой и невозможность) выполнения различных упражнений в процессе проведения НОД по музыке и физической культуре, что указывает на наличие нарушений общей моторики. Им нелегко научится соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту, вести в танце свою пару, синхронно выполнять танцевальные движения и т. д. Им трудно удерживать равновесие, стоя на месте на двух или на одной ноге; часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно педагог (воспитатель, инструктор по физической культуре, а дома - родитель) помогает ребёнку, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата, прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его сзади за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится делать это самостоятельно.

Итак, нарушения пальчиковой и общей моторики вызывают у детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата затруднения в овладении программным материалом, требуют индивидуальной дополнительной работы в дошкольном учреждении и дома.

Коррекционную работу с ребёнком следует проводить по разным направлениям развития моторики - общей и мелкой. Чтобы у него вырабатывались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения. Для лучшего и более быстрого достижения результатов работа должна проводиться учителем-дефектологом совместно с воспитателями, музыкальным руководителем, инструкторами по физической культуре и плаванию, родителями, врачами (ортопедом, физиотерапевтом, педиатром, психоневрологом), специалистом по лечебной физкультуре и массажистом.

Консультация для родителей детей с ДЦП

«Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики»

У детей с детским церебральным параличом ведущими нарушениями являются двигательные и сенсорные расстройства. Имеющиеся у детей с ДЦП нарушения мелкой моторики рук, тонуса их мышц, присутствуют насильственные движения, моторная неловкость затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Двигательные нарушения усиливают нарушения моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие.

Весьма важной задачей для педагогов и родителей детей с ДЦП является развитие мелкой моторики. Ведь мелкая моторика является скрытой стороной двигательной сферы, все положительные изменения в которой происходят исключительно естественным, природным путем.

Когда мы употребляем термин «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз» (зрительно-двигательной координации), поскольку полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения.

Важная часть работы по развитию мелкой моторики рук – пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети активизируют моторику рук.

Как же все сделать правильно?

На большой эффект нельзя рассчитывать быстро, однако реализуя подходы к развитию мелкой моторики грамотно, внимательно и щепетильно, можно значительно ускорить оздоровительный процесс. Для этого нужно:

    подходить к занятиям творчески, превращая их в систематичный, наглядный и активный процесс с индивидуальным подходом и регулярным постоянством; использовать эстетически привлекательные материалы и методы художественного слова – стихов и загадок, скороговорок и прибауток, а также обязательно задействовать поощрительные меры за самые крохотные успехи; превратить упражнения не в рутинный труд, а сделать их маленьким праздником – с приятными моментами, улыбками и шутками над неудачами; тщательно следить за сменой позы ребенка, мышечным расслаблением и сведением к минимуму движений через силу, поддерживая комфортный темп работы; обеспечить длительность процедур с их многократным повторением и постепенным усложнением.

Упражнения – пальчиковые игры с детьми нужно проводить ежедневно, 2-3 раза в день в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Существует огромное количество пальчиковых игр. Вот некоторые упражнения, которые можно применять, играя со своим ребенком:

«Здравствуйте!»

Упражнение заключается в приветствии пальчиков обеих рук. Касания пальчиков выполняются поочередно со словами «Здравствуй, дружочек!». Здороваться, то есть касаться пальчиков, нужно по 2-3 раза.

Надо выпрямить указательные пальцы обеих рук и вращать ими по кругу со словами: «Вот оса летит, вот оса жужжит».

Указательные и средние пальцы обеих рук быстро барабанят по столу, имитируя бег, со словами: «Мы бежали, мы бежали, мы устали и полежали». На последних словах пальцы ровно кладутся на стол, отдыхают.

Округленные ладошки сжимаются в виде колечка и приставляются к глазам: «Мы сжимаем кулачки, получаются очки».

«Качели»

Руки сжаты в замок. Пальцы рук поочередно поднимаются и опускаются — качаются качели со словами «Вверх, вниз».

«Деревья»

Поднять руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Пальчиковый бассейн»

Одним из помощников для развития мелкой детей является так называемый «пальчиковый бассейн». Он представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6-8 см. Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, контейнеры. Кроме сыпучих веществ, для оборудования «пальчиковых бассейнов» применяют шарики, гладкие камешки, мелкие игрушки…

Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние нервной системы. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений.

Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью. Вот некоторые из них:

Упражнение «Стираем платочки»

Мама и дочка стирали платочки

Вот так, вот так.

(движение раскрытой ладонью по дну «бассейна» в направлениях: вперёд, назад, пальцы разведены).

Упражнение «Венчик»

Упражнение выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладонью вправо-влево с фиксацией запястья на дне «бассейна». Аналогичные движения выполнить рукой, сжатой в кулаке; попеременно движения ладони и кулака.

Упражнение «Пальчики побежали»

Опора руки на дно «бассейна», кисть руки поднята; взрослый отводит большой палец ребёнка назад, легко фиксирует своей рукой, организуя, таким образом, растяжку и мышечное напряжение. Взрослый побуждает ребёнка, перебирая пальчиками, двигаться по столу.

Упражнение «Пальчики разбежались»

Ребёнок опускает руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, попеременно двигает и раскрывает пальцы. Если ребёнок испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребёнка.

Упражнение «Повар»

Варим, варим, варим щи

Щи у Вовы хороши!

(круговые движения кистью в «бассейне» по часовой стрелке и против часовой стрелки).

Таким образом, очень много усилий придется прикладывать ежедневно, не останавливаясь ни на секунду. Но поверьте, Ваши стремления не пройдут даром: развитие мелкой моторики рук трудно переоценить. Остается только пожелать родителям и их деткам неиссякаемого оптимизма, веры в себя и собственные силы!

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами - вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.

с самомассажа :

  • Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак - «флажок»;
  • В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально - «стол»;
  • Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально - «стул»;
  • Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик - «пальчики приклеились»;
  • В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх - «собака».

Дом и ворота

На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

"Сидит белка."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

"Дружба"


(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

Игра №1"Солнышко"

Игра №2 "Елочка"

Игра №3"Травушка-муравушка"

И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик. Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

Любят играть в игры из бумаги. Обычную бумагу мы с ребятами превращаем в снежки, скатываем рулончики из бумажных полосок. Еще одним полезным занятием является отщипывание - отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами - японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему " Особенности формирования мелкой моторики у детей с ДЦП" »

Особенности развития мелкой моторики у детей с ДЦП

Алиева Г.М. КГУ « Карагандинская областная школа- интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» управления образования карагандинской области г. Караганда

В последнее время очень часто говорят о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Речь ребёнка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребёнок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с её дном). Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей.

Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одни из этих детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребёнок как бы «пишет» слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом – оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.

Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребёнка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

    Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

    Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)

    Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Остановимся подробнее на последнем типе нарушений.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, характеризующееся ведущим поражением двигательных зон и проводящих путей головного мозга. Оно проявляется в синдроме речевых, эмоциональных торможений, неспособности сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. У ребенка нарушается пространственное представление, психика, зрение и речь.

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Поэтому важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Но не всегда родители уделяют этому внимание. Поэтому работа по развитию мелкой моторики я провожу почти на каждом уроке.

Работу по развитию мелкой моторики необходимо проводить регулярно, выделяя на это 3-5 минут на каждом уроке. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.

Для легкости запоминания упражнения можно придумать каждому из них своей название, понятное детям. Начинать урок письма можно с самомассажа :

    Упражнение, в котором детки сами себе будут разминать кисти рук. «Руки замерзли»;

    Упражнение «одеваем перчатки» - натягиваем на каждый палец перчатку;

    Каждый палец перетираем от основания к ногтю;

    Сгибать каждый палец по очереди;

    Большой палец дети втягивают вверх, а все остальные сжаты в кулак – «флажок»;

    В этом упражнении одну руку следует согнуть в кулак, а второй рукой накрыть этот кулак горизонтально – «стол»;

    Также, согнуть одну руку в кулак, а вторую прислонить ладошкой горизонтально – «стул»;

    Предложите детям сильно прижать ладонь к столу или к другой ладони, и по очереди отнимать каждый пальчик – «пальчики приклеились»;

    В этом упражнении нужно соединить большой, указательный, средний и безымянный пальцы, а мизинец вытянуть вверх – «собака».

Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Их можно использовать на уроке в качестве физминуток.

Дом и ворота

На поляне дом стоит ("дом"),
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),
В этот домик приглашаем ("дом").

"Сидит белка..."

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
(руки вниз, встряхнуть кистями).

Игра №1"Солнышко"

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик. но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. Стех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики.

Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.

Игра №2 "Елочка"

Вырежьте из зелоного картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

Игра №3"Травушка-муравушка"

Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.

И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

Первые помощники на любом занятии - счетные палочки. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.

Очень разнообразная работа проводится с нитками, веревкой. С их помощью мы рисуем картины по силуэту.

Очень любят дети играть в игры по методике Марии Монтенссори, особенно различные шнуровки.

На уроке трудового обучения дети очень любят играть в игру « Лепим колобки, колбаски, блинчики». Из пластилина дети лепят праздничный обед для куклы. Делают «колобки», «колбаски», « блинчики». Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных. Развивается фантазия ребенка.

Любят играть в игры из бумаги. Обычную бумагу мы с ребятами превращаем в снежки, скатываем рулончики из бумажных полосок. Еще одним полезным занятием является отщипывание – отрывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

Все дети моего класса охотно посещают кружок оригами во вторник и четверг.

Очень любят дети разнообразные интересные раскраски. Особенно нравятся детям игры с пальчиковым кукольным театром.

Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Все эти упражнения, игры по мелкой моторике на начальном этапе даются детям с ДЦП, достаточно тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются. Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, что так важно для детей, страдающих детским церебральным параличом.

Методические рекомендации разработаны коллективом государственного научно-практического учреждения Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями под руководством канд.мед.наук Самойловой С.В.

В выпуске представлен обзор основных методов формирования мелкой моторики рук, а также представлены основные принципы организации коррекционно-развивающих занятий по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП. Предназначены для дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, социальных работников, музыкальных работников и родителей.
Издание осуществлено в рамках проекта Инновационная модель социальной помощи детям с ограниченными возможностями, воспитывающимся в семьях и интернатных учреждениях за счет средств грантового фонда конкурса Социальное партнерство Окружной ярмарки социальных и культурных проектов Саратов-2001

  1. Введение..
  2. Основная часть.
  3. Особенности развития двигательной сферы у детей с ЦП в первые два года жизни.
  4. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, страдающими ЦП по формированию мелкой моторики рук.

а) Формирование зрительно-моторной координации в младенческом возрасте.
б) Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте.

  1. Заключение.
  2. Литература.
  3. Приложение.

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.
Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
В связи с этим, пребывание ребенка в ОРЦ начинается с обследования уровня его психофизического развития на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Работая в команде, врач, социальный работник, психолог, логопед и учитель-дефектолог, после изучения анамнестических сведений составляют комплексную программу реабилитации ребенка-инвалида, рассчитанную на 21 день (курс пребывания в ОРЦ).
Дети, поступающие в Центр, делятся на 4 группы:

  1. младенческий возраст (до 1 г.);
  2. ранний возраст (с 1 г. до 3 л.);
  3. дошкольный возраст (с 3 до 7 л.);
  4. школьный возраст: младшие школьники, старшие школьники.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как дефектолог, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.
Цель этой работы - систематизировать материал о развитии сохранных и последовательном восстановлении нарушенных двигательных функций рук у детей с церебральным параличом, в частности, формирование и развитие мелкой моторики рук, с тем, чтобы предотвратить образование патологического стереотипа к школьному возрасту.
Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется предметное мышление (И.М. Сеченов), мышление в действии (И.П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М.М. Кольцова).
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях дефектолога, логопеда, психолога, музыкального работника и других специалистов.

Особенности развития двигательной сферы у детей с церебральным параличом (ЦП) в первые два года жизни

Исследования ученых показывают, что у детей с ЦП задержка в развитии начинается с первых двух лет жизни. Отмечаются двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Эти отклонения в основном обусловлены, в первую очередь, основным дефектом развития, также недостаточностью практического опыта детей с ЦП и ограниченностью их коммуникативных связей.
Для данной категории детей в первые 5 месяцев характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций.
Особенностью нарушений моторики при ДЦП является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов: позотонических рефлексов - тонического лабиринтного, шейного тонического и асиметрического шейного тонического рефлексов.
При нормальном развитии эти рефлексы проявляются рудиментарно у детей первых двух месяцев жизни. Обратное развитие этих рефлексов при ДЦП задержано, что значительно затрудняет развитие произвольных двигательных функций.
Только незначительная часть детей может к 5-ти месяцам удерживать голову. У них отмечается патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением первого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация: дети не тянутся к игрушке, не захватывают её, т.к. зрение активно не направляет движение руки к оптическому объекту. Некоторые дети могут удерживать вложенную в руку игрушку, но не стараются её рассмотреть, ощупать, дотянуть до рта.
Положение тела ребенка в ряде случаев бывает вынужденным с запрокинутой головой, что ограничивает поле зрения ребенка и является одной из причин задержки его психического развития с первых месяцев жизни. Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией к его повышению. Уже в этом возрасте задержка двигательного развития сочетается с отставанием в развитии голосовой активности и ориентировочной деятельности ребенка.
К 12-ти месяцам лишь незначительное число удерживает голову, в основном, дети не могут самостоятельно сидеть. У большинства детей отмечаются: патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности. Только некоторые дети могут стоять у опоры, а у многих отмечается вынужденное положение тела, невозможность поворотов с боку на бок, патологическая опора при попытке поставить их на ноги.
К двум годам дети еще плохо удерживают голову, не умеют её свободно поворачивать. Они не в состоянии менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки. Лишь очень немногим детям доступны предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается тремор рук и промахи. Ребенок не тянется к игрушке, удаленной от него на 25-30 см, а берет только находящуюся непосредственно перед глазами. Движения скованны и однообразны. Из-за неловкости движений ребенка игрушки часто падают на пол, при этом, некоторые дети не прослеживают взором упавшую игрушку.
Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию.

Коррекционно-развивающая работа дефектолога с детьми, страдающими ДЦП, по формированию мелкой моторики рук

Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме.
Основные принципы построения коррекционно-развивающей работы:

  1. Раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми, страдающими ДЦП, т.е. с первых недель и месяцев жизни, т.к. двигательные нарушения приводят к вторичной задержке развития других функций.
  2. Коррекционно-развивающая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций . Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в зоне его ближайшего развития.
  3. Использование кинестетических стимуляций в развитии и коррекции движения рук.
  4. Творческое использование таких основных дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность и наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены, но должны использоваться с учетом специфических особенностей детей, страдающих ЦП.
  5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности.
  6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др.
  7. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.
  8. Главное требование к педагогам - соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной.
  9. Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь дефектолога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут ещё более усугубить отклонения психофизического развития. К недостаткам воспитания в семье можно отнести: гипо- и гиперопеку, отрицательный психоэмоциональный фон, реактивные состояния негативного характера. Поэтому родители, наряду с ежедневным совместным с ребенком посещением занятий дефектолога, по окончанию курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, в домашних условиях развитию устной и письменной речи, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к нетипичному ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха.

2а. Формирование зрительно-моторной координации в младенческом возрасте

Зрительно-моторная координация - согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
Свою работу учитель-дефектолог по формированию зрительно-моторной координации начинает с:

Нормализации положения кисти и пальцев рук.

С первых недель жизни посредством легких прикосновений и поглаживаний ворсовой щеткой с наружной поверхности сжатой в кулак кисти в направлении от кончиков пальцев к лучезапястному суставу вызывают раскрытие кисти и веерообразное разведение пальцев. Пассивно отводят большие пальцы от ладони и удерживают их в таком положении некоторое время, что затем фиксируется с помощью лангет на занятиях ЛФК. Упражнение проводится ежедневно по 3 раза.

  1. Развитие хватательной функции руки.
  2. Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
  3. Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук.

Комплексный характер занятий у дефектолога предусматривает развитие всех сторон деятельности ребенка. Учитывая это, все занятия сопровождаются речевыми инструкциями и комментариями. Кроме того, в плане намечаются специальные занятия по развитию понимания речевых инструкций в конкретной ситуации.
Важной предпосылкой, способствующей формированию понимания речи у детей, является развитие кожно-кинестетического анализатора. Недостаток кинестетических ощущений тормозит становление правильного восприятия окружающих предметов, которое создается благодаря зрительно-моторной координации. Ребенок запоминает лучше названия тех предметов, с которыми он активно манипулирует.
Учитывая указанные особенности детей с ЦП, им предлагают запомнить названия ярких игрушек, отличающихся от часто встречающихся по внешнему виду, цвету, форме, размеру, материалу и вызывающих сильные ориентировочные реакции. Предъявление игрушек детьми с ЦП имеет ряд особенностей:
1. На обучающих занятиях одновременно с предъявлением игрушки произносится слово, обозначающее её название.
2. Слово произносится в моменты фиксации взора ребенка на игрушке, или игрушки располагаются в поле зрения ребенка.
3. Предъявляемое слово произносится медленно, певуче, с разными интонациями.
4. В ходе формирования у ребенка понимания слова активизируют работу слухового, зрительного и кожно-мышечного анализаторов, пассивно выполняя его рукой различные манипуляции с игрушкой (ощупывают, поглаживают).
5. Игрушка перемещается на расстояние не более 2-х метров от её первоначального места расположения и от самого ребенка.
6. Обучение детей поиску игрушки происходит путем стимуляции кинестетических ощущений пассивным поворачиванием при этом головы ребенка в сторону названной игрушки.
7. В ходе проверки понимания ребенком слова, оно интонационно выделяется среди других слов интонационно простой фразой.
8. Понимание ребенком названия игрушки определяется по его попытке остановить на ней свой взор и по повороту головы в её сторону.
9. После того, как ребенок запомнил название одной игрушки, переходят к формированию у него понимания названия другой игрушки, пространственно отдаленной от первой.
10. Научить ребенка выполнять действия с предметами, названия которых ему известны, в случае необходимости помочь ребенку.
Занятия строятся учителем-дефектологом в виде игры, которая является важнейшим средством познания окружающего мира.

2б. Методы и приемы развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

  1. Самомассаж ладоней.
  2. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:
1. Пальчиковая гимнастика (Приложение № 6). Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт таких авторов, как М.В. Ипполитова (1980), В.П. Дудьев (1995), В.В. Цвынтарный (1995).
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:

  1. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
  2. нанизывание колец на тесьму;
  3. работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
  4. сортировка монет;
  5. перебор крупы;
  6. работа со спичками;
  7. работа с бумагой;
  8. лепка (глины, пластилин, тесто);
  9. шнуровка на специальных рамках, ботинок;
  10. завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
  11. игры с песком, водой;
  12. наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль);
  13. закручивание шурупов, гаек;
  14. игры с конструктором, кубиками;
  15. рисование в воздухе;
  16. рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.);
  17. рукоделие.

Важное место в работе учителя-дефектолога по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

Подготовка к письму.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Овладение навыком письма - длительный трудоемкий процесс, который детям с ЦП достается нелегко. При работе по формированию навыка письма учителю-дефектологу необходимо помнить о соблюдении следующих условий:

  1. Правильная посадка при письме.
  2. Постановка руки.
  3. Ориентировка на странице тетради и строке.
  4. Правильное движение руки по строке.
  5. Штриховка.
  6. Обведение лекал, шаблонов.
  7. Графические упражнения.
  8. Письмо элементов строчных букв.

А такие упражнения, как штриховка, графические диктанты, письмо элементов букв способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и зрительному восприятию, пространственной ориентировке, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.
Огромная, если не ведущая роль в подготовке к навыкам письма принадлежит семье. Ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен реабилитационного центра. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности.

Заключение

При формировании мелкой моторики рук у детей с ЦП в возрасте от 0 до 7 лет необходимо учитывать следующее:
1. Принципиальный путь помощи детям с ЦП - это раннее комплексное и целенаправленное коррекционное воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
2. Особое внимание должно уделяться интенсивности развития сохранных и коррекции нарушенных функций ребенка.
3. Коррекционно-развивающие занятия предполагают постепенное усложнение приемов, направленных на формирование психических функций ребенка.
4. Система коррекционно-развивающей работы предусматривает активное участие в ней родителей ребенка. Наряду с ежедневным посещением занятий, ведением дневников, выполнением заданий, изготовлением дидактического материала по окончанию курса реабилитации родители получают рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, страдающему ДЦП.

Приложение

Упражнения на развитие хватательной функции руки

С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к собственным рукам, вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.
Ребенок помещается в положение Рефлекс запрещающие позиции, чаще всего ребенку придается эмбриональная поза для наибольшего общего расслабления. Только после этого приступают к непосредственной работе с руками (по Фелпсу).
1. Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5-1 минуты.
2. Для того, чтобы вызвать активное внимание ребенка к собственным рукам, необходимо руки ребенка сделать источником тактильных ощущений. Расслабленные руки ребенка захватывают в средней трети предплечья и нерезко поднимают вверх, немного их потряхивают и легко опускают на веки или губы ребенка (зоны наиболее чувствительные). Затем руки вновь поднимают вверх. Если при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживают около губ, с тем чтобы ребенок попытался захватить их губами. Неоднократно то приближая, то отдаляя руки ребенка, у него постепенно укрепляют мышечное чувство собственных рук. Прием повторяется 4-5 раз.
3. После этих упражнений проводят массаж кистей рук с использованием всевозможных ворсовых щеток. Для расслабления кистей рук и рефлекторного разжимания кулака ребенка водят щеткой по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к лучезапястному суставу. Это движение вызывает расправление кулака и веерообразное разведение пальцев. Прием повторяется 4-6 раз поочередно с каждой рукой.
4. Для развития ощупывающих движений рук и формирования проприоцептивных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а затем в руку ребенка вкладывают различные по форме, величине, весу, фактуре, температуре предметы и игрушки, удобные для захвата и удержания. Раздражение кончиков пальцев ворсовой щеткой повторяется 4-6 раз в течение 10-20 с.
5. После этих стимулирующих занятий ребенку показывают игрушку, подвешенную на ленточке, приводят её в движение, тем самым привлекая к ней внимание ребенка. Игрушкой касаются руки ребенка, стараются растормошить его руку. Затем руку подтягивают к игрушке, неоднократно подталкивая подвешенную игрушку. Ребенок наблюдает её колебания и воспринимает звучание колеблющейся игрушки. Прием проводится в течение 2-3 минут.
6. Когда ребенок начинает живо реагировать на эту игру улыбкой, звуками, взрослый расслабляет его кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в неё игрушку, удобную для захвата. В этот момент необходимо помочь ребенку ощупать эту игрушку, потянуть ее ко рту, рассмотреть со всех сторон. Повторяется 2-3 раза ежедневно. Далее целью занятий по развитию движений руки является формирование правильных кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания.

Формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук

На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий.
Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений - сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. логопед выполняет их рукой ребенка. Отрабатываются следующие действия:
произвольно отпустить игрушку из руки (по инструкции: Дай);
произвольно отпустить игрушку при помещении её в коробку;
вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;
покатать машину, мяч;
открыть - закрыть коробку, крышку;
снять - надеть колечки пирамидки;
положить один на другой 2-3 кубика - снять;
покачать куклу;
выполнить подражательные действия - ладушки, до свидания и др.;
собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов;
брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;
брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).
Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин. Из раздела 3 выбираются 2-3 задания на каждое занятие.

Шнуровка

Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:
а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;
б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;
в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);
г) выполнить обмётку через край;
д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Методика работы с трафаретами и лекалами

При работе с трафаретом с геометрическими фигурами ребенок накладывает его на лист альбома и простым карандашом обводит знакомые фигуры. Затем ребенок снимает с листа трафарет и каждую полученную геометрическую фигуру делит на параллельные отрезки (штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Расстояние между отрезками должно составлять примерно ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, дети укорачивают на одном из них стрелку.
На последующих занятиях дети строят из геометрических фигур разные предметы, заштриховывают их и составляют смысловые композиции. Можно сопровождать эти композиции рассказом. Например, построили электровоз или самолет и отправились в путешествие. Можно использовать Игры в картинки. Затем в штриховку можно включить элементы букв. Штриховка в этот период выполняется фломастером. Дети могут заштриховать и собственные контурные рисунки на разные темы: космос, правила дорожного движения и т.д.
Приведенные выше упражнения способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образному и логическому мышлению.

Три комплекса упражнений самомассажа

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  2. Самомассаж ладоней.
  3. Самомассаж пальцев рук.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).

Утюг
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила
Пили, пила, пили, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
- Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
- Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).

Терка
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
- Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.

Дрель
Папа в руки дрель берет,
А она жужжит, поет,
Будто мышка-непоседа
В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).

Клещи
Ухватили клещи гвоздь,
Выдернуть пытаются.
Может, что-нибудь и выйдет,
Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).

Барашки
На лугах пасутся барашки,
Раскудрявые барашки.
Целый день всё: Бе да бе,
Носят шубы на себе

Шубы в кудрях, погляди,
Бяшки спали в бигуди,
Утром сняли бигуди,
Попробуй гладкую найди.

Все кудрявы, до одной,
Бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода,
У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко
Заморозил нас Морозко,
Влез под теплый воротник,
Как воришка, осторожно
В наши валенки проник

У него свои заботы -
Знай морозь, да посильней!
Не балуй, Мороз, ну что ты
Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,
Наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда
Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол
Поиграем мы в футбол
И забьем в ворота гол!
Палец большой
За ворота - горой!
Указательный - смельчак,
Забивает гол - вот так!

Средний - точно уж герой,
Забивает головой!
Безымянный вдруг споткнулся
И с досады промахнулся!
Малыш-мизинец - молодец,
Гол забил - игре конец!

Работа по развитию чувствительности кончиков пальцев

Для этого легким потряхиванием расслабляют всю руку ребенка и в особенности кисть руки. Логопед захватывает руку ребенка ниже запястья и яркой щеткой осторожно проводит по кончикам пальцев. Пальцы кисти при этом у ребенка начинают разгибаться. Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время, используются следующие приемы.
1. При тяжелых формах церебрального паралича кисть все-таки остается сжатой в кулак, в этом случае захватывают кулак ребенка и сжимают всеми пятью пальцами, с тем чтобы вызвать еще большее сжатие кулака ребенка. При этом проводится потряхивание руки; затем логопед быстро разжимает свою руку, освобождает кулак ребенка, вслед за этим рефлекторно кулак ребенка расслабляется и пальцы раскрываются (повторяют 2-3 раза).
2. Потом проводят поглаживание кончиков пальцев щеткой (4-6) раз. Постепенно ребенок начинает чувствовать кончиками пальцев жесткий ворс щетки, а яркий цвет щетки привлекает зрительное внимание ребенка. Щетки должны быть не просто яркими, но и различными по цвету. Прием проводится ежедневно. Руки ребенка и щетка в момент соприкосновения должны быть в поле зрения ребенка.
3. Тактильные ощущения развиваются на занятиях по осязанию под зрительным контролем игрушек с шероховатой поверхностью. Совершенствование пальцевого осязания необходимо для формирования у ребенка правильного захвата игрушек. Причем развитие зрительно-моторных координаций идет в сторону повышения роли зрительного внимания.

Обследование состояния общей моторики рук

Для обследования состояния общей моторики можно предложить ряд тестов. Качество их выполнения говорит также и об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.
1. Предлагается повторить серию движений руками, сохраняя скорость. Повторение допускается до 3 раз. Примеры движений: 1 - обе руки вверх, 2 - правая рука вверх, левая - на пояс, 3 - обе руки вперед, 4 - обе руки вниз. 1 - левая рука в сторону 2 - обе руки на пояс, 3 - правая рука в сторону, левая - за спину, 4 - обе руки вниз.
Результат (для логопеда). Удовлетворительно - результат достигнут со 2-3 раза после дополнительного показа и повторения инструкции. Темп выполнения замедлен или ускорен.
2. Требуется повторить движения, отставая на одно.
Результат. Удовлетворительно - несовпадение ритма, отсутствие точности движений, проявляющееся в доведении рук. Плохо - неспособность самостоятельно исправить свои ошибки.
3. Повторять движения за исключением одного, запретного (например, руки на плечи).
Результат. Удовлетворительно - запрет нарушается, но ребенок самостоятельно исправляет ошибку. Плохо - ребенок ошибается даже при многократном повторении инструкции.
Для проверки произвольного торможения движений ребенку даются задания отдельно для каждой руки. Например: правая рука: 1 - вверх, 2 - в сторону, 3 - вниз; левая рука: 1 - вверх, 2,3 - вниз.
После двух-трехкратного повторения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.

Динамическую координацию рук можно проверить в следующем упражнении.
Правая рука: 1 - вперед в кулаке, 2 - кулак разжать, 3 - кулак сжать, 4 - руку опустить. Левая рука: 1 - в сторону, кулак разжат, 2 - сжать кулак, 3 - разжать кулак, 4 - руку опустить.
После двух-трехразового выполнения упражнения отдельно каждой рукой движения рук соединить.
Результат. Удовлетворительно - выполнение задания с напряжением, в измененном темпе. Плохо - выполнение двумя руками одних и тех же движений.

Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения:
1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.
2. Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.
3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.
4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.
5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя.

Правильное положение при письме

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, дефектолог должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать свои действия.
Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.
Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).

Одной из особенностей, характеризующей ДЦП, является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение формирования конечностей. Важной задачей для родителей и педагогов является развитие мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.

Любой доктор скажет, что для детей с ДЦП основным видом занятий является эмоционально окрашенная игра. Это самая ненавязчивая форма. Играя, малыш получает не только удовольствие, но и тренируется, и развивается в нескольких направлениях сразу.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рекомендуется начинать с самомассажа тыльной стороны кистей, ладоней и пальцев рук. Примерами самомассажа могут служить, например, имитирование «пилы». Ребром ладони ребенок пилит ее тыльную сторону по всем направлениям.

Можно совершать вращательные движения основанием кисти в сторону мизинца, массажировать ладонь костяшками сжатых пальцев. Стоит попробовать поочередное сгибание и разгибание пальцев, пощипывание их от ногтевого фаланга до основания. Самомассаж начинается и заканчивается расслаблением и поглаживанием ручек.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей являются пальчиковые игры. Они очень занимательные и оказывают положительное влияние на формирование речи и творческой деятельности, вырабатывают ловкость и концентрируют внимание. Такие игры представляют собой инсценирование разных сказок, историй, стихов при помощи пальцев. Наиболее популярными являются всем известные «Сорока – ворона», «Ладушки» и «Коза рогатая».

Ежедневно, в течение 5 – 10 минут желательно проводить занятия с игрушками на выполнение движений различной трудности. Это способствует развитию манипуляционной функции рук. Сюда можно отнести такие движения, как: покатать машинку, мяч, опустить игрушку в коробку и достать ее, покачать куклу, открыть – закрыть коробочку, крышку, собирать двумя пальчиками мелкие предметы, различные по величине, форме и весу.

Эффективными упражнениями для развития мелкой моторики у детей с ДЦП являются: шнуровка, собирание пирамидок, матрешек, мозаик, паззлов, рисование в воздухе, застегивание молний, пуговиц, крючков, сжимание поролоновых шариков и пищащих игрушек, перебор крупы, наматывание тонкой проволоки на катушку или собственный пальчик, лепка, работа со спичками, сортировка монет и другие упражнения.

Можно поработать с трафаретом или лекалом. Ребенок накладывает трафарет с различными геометрическими фигурами на бумагу и карандашом обрисовывает знакомые формы. Затем он снимает трафарет, и каждую фигуру делит на параллельные линии или штрихи. На последующих занятиях малыш может из геометрических фигур составлять смысловые композиции, предметы или просто заштриховывать их. Подобные упражнения способствуют не только укреплению мышц, но и глазомера, образного и логического мышления.

Необходимы занятия по развитию чувствительности кончиков пальцев. Они проводятся при помощи предметов и игрушек различной шероховатости. Также можно поглаживать кончики пальцев плотной щеточкой.

Очень важны упражнения на формирование хватательной функции рук. В течение 1 минуты следует чередовать потряхивание руки ребенка за середину предплечья и ее поглаживания. Далее необходимо вызвать у малыша внимание к собственным ручкам. Для этого рука захватывается в предплечье и плавно поднимается вверх. Ее немного потряхивают и опускают на губы ребенка. Затем вновь поднимают, и так 4 - 5 раз. Когда у ребенка появляются сосательные движения, ручки ненадолго следует удерживать около рта, чтобы малыш попытался захватить их губами.

Затем проводят массаж кистей рук при помощи ворсистой щетки. Ею водят по наружной стороне кулака от кончиков пальцев до запястья. Такие движения вызывают распрямление кулака и веерообразное разведение пальчиков. Проводится 4 – 6 раз с каждой рукой.

Для формирования тактильных ощущений кончики пальцев раздражают щеткой, а после в руку вкладывают разные по величине, форме, массе и температуре предметы, удобные для захвата. Затем после этих стимулирующих занятий к ребенку подносят игрушку, подвязанную на ленточке. Рукой малыша касаются игрушки, неоднократно покачивая ее. Когда он начнет живо реагировать на игру, взрослый расслабляет кисть, поглаживая щеткой, и вкладывает в нее игрушку.

Упражнения по мелкой моторике на начальном этапе даются детям с ДЦП, достаточно тяжело. Через некоторое время занятия становятся автоматизированными, а движения ускоряются. Очень важно с самого раннего возраста развивать у малышей мелкую моторику, т.е. гибкость и точность движений пальцами рук. Именно она является мощным стимулом развития у ребенка восприятия, памяти, внимания, мышления и речи, что так важно для детей, страдающих детским церебральным параличом.