Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе с элементами театрализованной деятельности. Тема: «Лента времени» (время и его измерение: год, сезоны)

Занятие №1

Программное содержание

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Познакомить с цифрой 9.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть.

Воспитатель предлагает детям составить число 3 с помощью разных предметов посуды. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов посуды? Сколько каких предметов посуды вы взяли? Как вы составили число три? Сколько предметов посуды каждого вида?»

Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов посуды? Сколько каких предметов посуды? Какое теперь число мы составили? Как мы составили число четыре?»

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

III часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить, из какого произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»),

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какие предметы посуды вы собрали? Сколько всего предметов собрали? Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

Воспитатель добавляет еще 1 предмет посуды и предлагает сосчитать, сколько их стало всего. Он выясняет, какой цифрой можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

Вызванный ребенок выстраивает цифровой ряд от 1 до 9. Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются.

Воспитатель уточняет: «Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре?» —и читает отрывок:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

IV часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры, и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

V часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

VI часть . Игра «Живая неделя».

У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.

Занятие №2

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6—7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Собираем веер».

Воспитатель предлагает детям составить ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их.

Воспитатель просит детей собрать на доске веер из 9 разноцветных лепестков. Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждый лепесток.

II часть. Игровое упражнение «Игра с веером».

Воспитатель предлагает ребенку с помощью лепестков веера разного цвета составить число 4. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего лепестков? Сколько лепестков какого цвета мы взяли? Как мы составили число четыре?»

Воспитатель добавляет к 4 лепесткам еще 1 лепесток другого цвета, задает аналогичные вопросы и показывает состав числа 5 из единиц.

III часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель дает детям задание: «Отберите четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Сколько всего картинок вы отобрали? Сколько каких зимующих птиц вы нашли? Какое число вы составили? Как вы составили число четыре?»

Воспитатель предлагает детям найти цифры 4 (5).

Физкультминутка «Летает, не летает».

Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками, если не может — не поднимают руки.

IV часть. Дидактическая игра «Танграм».

Воспитатель загадывает детям загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

Вместе с воспитателем дети рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.

Затем дети рассматривают квадрат, разделенный на треугольники и четырехугольники. Определяют фигуры, на которые он разделен. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники.

По заданию воспитателя дети выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы.

V часть . Игровое упражнение «Что где находится».

Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.

Занятие №3

Программное содержание

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7—8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Угостим гостью».

Воспитатель говорит: «К кукле в гости пришла подруга. Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»

Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.)

Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»

II часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»

III часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен...»

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».

IV часть. Игровое упражнение «Прятки».

Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает детям отсчитать столько бантиков разного цвета, сколько показывает цифра. Дети отсчитывают бантики.

Воспитатель рассказывает: «У Маши, Даши, Кати, Саши и Наташи были разные бантики: красный, желтый, синий, зеленый и белый. Они играли в прятки».

Воспитатель прячет по 1 бантику справа налево (закрывает рукой). Дети каждый раз пересчитывают, сколько осталось бантиков, и показывают соответствующую цифру.

Дети раскладывают у себя на столах цифры от 1 до 5 и называют их в прямом и обратном порядке.

V часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».

Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).

VI часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.

Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов.

Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».

Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.

Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.

Занятие №4

Программное содержание

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4—5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов- пуговичек одинакового цвета.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».

Воспитатель показывает детям платьице куклы и предлагает подобрать 10 пуговичек одинакового цвета. Вызванный ребенок, а остальные дети на местах отсчитывают по 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.

Воспитатель спрашивает: «Сколько всего пуговичек отсчитали?» Затем предлагает «пришить» пуговицы к платью, убирая по одной пуговице справа налево и считая, сколько осталось. Дети выполняют задание вместе с воспитателем.

II часть. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой, предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины.

«Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?» — спрашивает воспитатель.

Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнения.

При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

III часть. Игровое упражнение «Салфетки для кукол».

Воспитатель обращает внимание на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подруге по салфетке одинаковой величины.

«Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?» — спрашивает воспитатель. Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали. Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.

Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»

Дети дарят салфетки куклам.

IV часть . Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.

Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

V часть. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».

На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.

Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».

Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.

Игру можно провести с музыкальным сопровождением.

Татьяна Орехова
Занятие по математике в подготовительной группе на тему «Количественный состав чисел из единиц в пределах 10»

Тема :" Количественный состав чисел из единиц в пределах 10 . Устное производство действий "сложение" и "вычитание ".

Цель : практическое применение знаний о количественном составе числа из

единиц в пределах 10 ,устное называние разных вариантов составления и разложения числа .

Задачи :

1. Совершенствовать устное производство действий «сложение» и

«вычитание» .

2. Способствовать формированию мыслительных операций, умение аргументировать свои высказывания.

3. Упражнять в порядковом счете, в счете и отсчете предметов .

4. Воспитывать самостоятельность, дружеские взаимоотношения, интерес к математике .

5. Формирование уважения к профессии фармацевта.

6. Развивать у детей наблюдательность и память.

Методы и приемы :

1. Игровые (дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра) .

2. Практические (моделирование, упражнения) .

3. Словесные (беседа вводная и итоговая)

5. Использование раздаточного материала .

Предварительная работа :

Знакомство с составом числа 10 из единиц , действий «сложение» и «вычитание» в непосредственно - образовательной деятельности.

Экскурсии с родителями в аптеки, наблюдения за работой персонала аптеки и обслуживания покупателей.

Оснащение игрового пространства «Аптека» атрибутами лекарственных средств : таблетки от кашля, температуры; капли в нос, индивидуальные повязки, перевязочные средства, градусники; микстуры на травах.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра с мячом «Назови скорее»

Воспитатель бросает мяч и задает разные задания :

Сколько хвостиков у кошки?

Сколько сторон у треугольника?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько колес у машины?

Сколько вам лет?

Сколько ушей у двух мышей?

Какой сегодня день недели?

Который он по счету?

Какое время года?

Сколько времен года?

Колокольчик наш звенит

Нам лениться не велит.

На занятие торопит нас

Математика сейчас .

Сообщение темы занятия .

2. Работа по теме.

Воспитатель : Ребята, вспомните и скажите, как можно получить цифру 4?

(1+3,2+2,3+1; воспитатель выставляет образец на доске)

Воспитатель предлагает разделиться на 3 группы (дети вытаскивают из «Чудесного мешочка» фишки): -Бабочки,Листочки,Лебеди и получают 3 цифры :5,7,9.

Задание : выложить на ковре разные способы получения цифр 5,7,9.

3. Работа за столами.

Воспитатель помещает на доску в ряд 4 числовые фигуры с количеством кружков 5 ,8, 7,4 и объясняет задание : «Сначала дети, которых я вызову, сосчитают кружки на карточках. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить, сколько кружков на первой,второй,третьей, четвертой карточках. Потом я закрою карточки и проверю, хорошо ли вы это запомнили». Педагог вызывает по очереди четырех детей сосчитать кружки, затем закрывает карточки и спрашивает : «Сколько кружков на первой (второй, третьей, четвертой) карточке?» Выслушав ответы, открывает карточку. Дети проверяют правильность ответов.

4. Работа с раздаточным материалом .

Воспитатель дает детям задание : на верхнюю полоску карточки поместить 3(4) моркови,а на нижнюю- 4(5) ласточек. Вопросы : «Как получить число 3(4,5? Сколько всего моркови и ласточек получилось? Как получить число 7?»

5. Физкультминутка

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим.

Подтянитесь на носках

Столько раз,

Ровно столько,сколько пальцев

На руке у вас!

Раз,два,три,четыре,пять

Топаем ногами.

Раз,два,три четыре,пять

Хлопаем руками

6. Дети решают логическую задачу «Буратино и мороженое» :

Захотелось Буратино мороженого. Купил он фруктовое – вкусно!

«А что если молочное еще вкусней?» и купил молочное.

«Сливочное тоже хочется» . Съел сливочное.

«Что-то я пломбир давно не пробовал» ,- подумал Буратино и купил пломбир.

Продавец открыл новую коробку, а там - эскимо.

«Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем!» - подумал Буратино и купил себе три порции.

Вопрос : Сколько всего порций мороженого купил Буратино?

Что теперь будет с Буратино?

В это время заходит Буратино с завязанным горлом : «Ребята, пожалуйста, помогите мне. У меня болит горло» .

Воспитатель : Ну что, ребята, поможем Буратино?Куда надо обратиться, чтобы помочь Буратино?

Дети : Надо отправиться в аптеку за лекарствами.

Воспитатель : Ребята, вы готовитесь к школе и умеете считать, знаете цифры, а главное умеете решать математические примеры и задачи все умеем мы считать.

7. Ваня-работник аптеки – надевает белый халат, расставляет лекарственные средства на полки, ставит кассу с набором монет, достоинством 1,2,5,10 рублей.

Посетители заходят, встают в очередь друг за другом.

Буратино здоровается и обращается к провизору.

У меня болит горло. Что бы Вы мне посоветовали купить?

У нас в аптеке много лекарственных средств для лечения горла. Есть таблетки для рассасывания, есть сиропы. Имеется ромашка для полоскания горла. Что бы Вы хотели купить?

Дайте мне,пожалуйста, спрей за 8 рублей.

(Достает монеты и набирает нужную сумму- 5,1,1,1 или 5,2,1 и отдает провизору.)

Ваня проверяет правильность набора нужной суммы и отдает лекарство : «Берегите горло! Не болейте!»

Буратино благодарит, прощается и уходит.

Кристина подходит, здоровается.

- Моя мама заболела : у нее высокая температура, болит горло. Сегодня был врач и выписал рецепт. (Отдает рецепт. Провизор читает. Берет с полки лекарства.)

Врач выписал микстуру для полоскания горла и таблетки от высокой температуры. Микстура стоит 6 рублей, а таблетки 4 рубля. (Считает.) Вы должны заплатить 10 рублей.

(Кристина отсчитывает две монеты по 5 рублей и отдает в кассу.)

Аптекарь : Будьте здоровы!

(Кристина прощается и уходит.)

(Света подходит, здоровается.)

Бабушка просила меня купить градусник и капли в нос.

Ваня (берет с полок) : Градусник стоит 7 рублей, а капли 3 рубля. (Считает.) С вас ровно 10 рублей.

(Света достает нужные монеты,расплачивается, благодарит и уходит.)

Слава подходит, здоровается.

Моя мама просила купить для братика сироп от кашля и индивидуальную повязку.

(Ваня берет с полок) : Сироп стоит 6 рублей, а повязка 2 рубля. (Считает.) С вас 8 рублей.

(Слава дает монету достоинством 10 рублей.)

Ваня : - Я вам должен сдачу 2 рубля. (Отдает сдачу.) Будьте здоровы!

(Слава благодарит, уходит.)

Игра продолжается с другими покупателями аптеки.

Итог занятия .

Воспитатель :Занятие закончилось . Буратино, думаю,полечится и выздоровеет.

Что сегодня для вас было сложным? Что понравилось?

(Стук в дверь Вносят письмо. Воспитатель читает.)

«Ребята! Большое вам спасибо! Я выздоровел. Я очень хочу быть похожими на вас : много знать и уметь и вместе с вами пойти в школу. До свидания!»

Молодцы, ребята! Я рада, что у вас все получилось, и мы смогли помочь Буратино

В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей знакомят с составом из единиц чисел первого пятка (5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1). Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц), подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. Сначала используют предметы одного вида, отличающиеся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, матрешек, палочек разной длины или толщины, елочек, пирамидок разной высоты и т. п.), позднее - предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и др.), а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки. Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины и т. п. Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Вначале все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее - с разным (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие - одежды, третьи - посуды). Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов. Выполняя задание, дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по скольку в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка - всего 3 предмета посуды».) Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно подменяют более общими, например: «По скольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Как получилось у тебя 4 игрушки?»

Для обобщения знаний предлагают вопросы: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 4? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число 3?» Воспитатель дает задание подобрать указанное число игрушек (выполнить указанное число движений). Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. Постепенно дети все более осознают количественное значение числа. Знание количественного состава чисел в пределах пятка позволяет им в подготовительной к школе группе усвоить приемы вычисления путем присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3. Для закрепления знаний о составе числа используют словесную игру «Назови 3 (4, 5) предмета!». Педагог предлагает детям назвать 2 (3, 4, 5) разных предмета мебели, одежды, головных уборов, посуды и т. п., а также упражнение с включением элемента соревнования: «Кто быстрее назовет 3 (4, 5) головных убора?» И т. п.

У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 - это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1). Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц осуществляют на конкретном материале. Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками; составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы, объединенные родовым понятием (1 стул, 1 табуретка, 1 кресло, 1 секретер, 1 шкаф, 1 буфет - всего 6 предметов мебели). В работе с детьми 6-7 лет используют и новые приемы: зарисовка определенного числа разных игрушек или геометрических фигур. («Я нарисовал всего 5 фигур: 1 Круг, 1 фигуру овальной формы, 1 квадрат, 1 прямоугольник, 1 треугольник».) Распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение каждой группы как единицы счета и определение общего количества групп. («Всего 4 группы флажков: 1 группа голубых флажков, еще 1 - розовых, еще 1 - желтых и еще 1 - синих»,)

Дети скорее поймут количественное значение чисел, если параллельно будут изучаться состав 2-3 чисел и чередоваться упражнения в составлении соответствующих количественных групп. Этому способствует организация действий детей одновременно с разным раздаточным материалом (так, у одних, например, группа составлена из 7 предметов мебели, у других - из 7 предметов посуды, у третьих - из 7 разновидностей овощей и т. д.). Выполнив задание, дети каждый раз рассказывают, как составили группу, по скольку у них разных предметов и сколько их всего. Шестилетним детям можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например на верхней полоске карточки составить группу из 4 разных геометрических фигур, а на нижней - из 5. Воспитатель обращает внимание детей не только на количественный состав числа из единиц, но и на отношения между числами (на сколько одно число больше или меньше другого). Широко используют словесные упражнения без опоры на наглядный материал: «К белочке в гости пришли заяц, еж и медвежонок. Сколько гостей оказалось в домике у белочки? Сколько всего зверей в домике у белочки? По скольку оказалось разных зверей?», «В команду космического корабля вошли командир корабля, бортинженер и врач. Сколько человек вошло в команду космического корабля?» Постепенно дети начинают понимать, что каждое число содержит определенное количество единиц, они могут отвечать на вопросы: «Сколько- игрушек ты возьмешь, если я назову число 7? Почему?» - а позднее и на такой вопрос: «Сколько единиц содержится в числе 7?» Работу по этой теме проводят на 6-7 специальных занятиях. На первых 3 из них изучают материал в первой части, а на последующих - во второй. Однако к теме надо периодически возвращаться в течение "всего учебного года, и особенно тогда, когда дети будут осваивать приемы вычисления присчитыванием по 1.

В плане подготовки детей к деятельности вычисления необходимо познакомить их с составом числа из 2 меньших чисел.

Детей знакомят не только с разложением числа на 2 меньших, но и с получением числа из 2 меньших чисел. Это способствует пониманию детьми особенностей суммы как условного объединения 2 слагаемых. Детям показывают все варианты состава чисел в пределах пятка. Число 2 - это 1 и 1,

3 -это 2 и 1, 1 и 2,

4 -это 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3,

5 - это 4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.

Знакомство с составом числа из 2 меньших чисел обеспечивает переход к обучению детей вычислению.

Гульнара Суюндукова

Тема интегрированной совместной образовательной деятельности по ФЭМП :

Счет до 10 и обратно, цифра 10.

(разновозрастная группа 5-6лет)

Программное содержание :

· Развивать познавательный интерес ,мыслительную активность,воображение,творческие способности детей

· Продолжать учить составлять число 10 из единиц ,познакомить с обозначением числа 10

· навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10

· Создать на занятии обстановку эмоционального благополучия, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Цель : посредством интегрированного занятия стимулировать познавательный интерес , обучать новым знаниям, умениям, навыкам.

Звучит музыка из мультфильма «Маши и медведь» . Появляется Маша.

Маша : Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Вы узнали меня? (ответы детей) .Помогите мне,пожалуйста! Ребята,сегодня у Мишы День рождения! Ему исполняется 10 лет. Я хочу его поздравить с Днем рождения, но я заблудилась. Миша прислал мне карту - схему, как дойти до него. (показывает карту) .Вы мне поможете добраться до Миши и поздравить его?

Дети :Да!

Маша : Ребята, посмотрите, путь на плане обозначен цифрами, а у нас есть конверты с цифрами и заданиями. Какая цифра будет первой? Ответ детей.

Первый конверт с цифрой 1, поиграем в игру

СОЕДИНИ ЦИФРЫ ПО ТОЧКАМ

Маша : Молодцы, ребята, как вы быстро справились первым заданием!

От единицы в каком направлении будем идти? Ответ детей : (к цифре 2, слева на право из нижнего левого угла в нижний правый угол) . Куда пришли?

Маша : Ребята, помогите выполнить следующее задание найди соседей

Маша :Спасибо,ребята! Вы такие умные!

В какую сторону пойдем от цифры 2? Ответ детей :(к 3 из нижнего правого угла в верхний левый угол) физкультминутка (по карточкам выполняем упражнения связанные со счетом)

Маша : Найдите на плане цифру 4, в каком направлении надо нам идти? Ответ детей :(с лева на право из верхнего левого угла в верхний правый угол)

Маша : Спасибо, ребята!

Реши задачи (НА СЛОЖЕНИЕ, ВЫЧИТАНИЕ)

Маша : Молодцы! Вы оказывается такие умные! Куда идем дальше- по стрелке цифра №5. А здесь у нас необычное задание,нам нужно сделать подарок для Миши. Закрасить цифру 10. (Маша-воспитатель побуждает детей к взаимопроверке, дети старшего возраста помогают второй подгруппе)

Раскраска с цифрой 10

Молодцы,ребята! Какие красивые подарки получились! Миша будет очень рад!

Выход Миши

Миша : Здравствуйте,ребята!Как я рад,видеть вас!

Маша : Миша,мы поздравляем тебя с Днем рождения и хотим подарить тебе наши подарки!

Миша :Какие красивые работы! Я только не знаю, что здесь нарисовано?

Дети : Это цифра 10.

Маша :

Сказал веселый, круглый ноль

Соседке-единице :

С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом :

Ты, ноль, не стоишь ничего.

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль : - Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Маша :Ребята, давайте научим Мишу считать?

Дети становятся в круг и называют числа по порядку от 1 до 10 и обратно,называют числа -соседи передавая мяч друг другу. (игра повторяется несколько раз) .

Миша :Дорогие мои! Как я рад и счастлив, что вы пришли ко мне! Спасибо вам за подарки и за то что вы научили меня считать! До свидания (Миша уходит) .

Маша : Спасибо, дорогие ребята, что вы помогли мне! До свидания! До новых встреч!





Публикации по теме:

Тема: «Состав числа три» Задачи: 1. Сформировать у детей представление о составе числа 3, учить составлять число три из двух меньших чисел.

Конспект образовательной деятельности (ФЭМП (состав числа 5) в старшей группе «День рождения внучки Почемучки» Образовательная область «Познавательное развитие» по разделу «Формирование элементарных математических представлений». Конспект образовательной.

Конспект занятия по математике - лексическая тема «Лето». Числа и цифры до 10» Цели: Упражнять в счете до 10 и в нахождении места цифры в числовом ряду; закреплять умение дополнять множество предметов до 10, соотносить.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Состав числа 3» Тема: «Состав числа 3» Цель: Познакомить детей с составом числа 3. Задачи: - Учить составлять число 3 из двух меньших чисел. - Учить планировать.

Конспект занятия по математике «Состав числа 4» (старшая группа) Тема: Образование числа 4, его состав, цифра 4. Цель: Дать детям представление об образовании числа 4, его составе. Сформировать умение.

Методика ознакомления с составом числа из единиц

Предварительная работа: когда сформирована счетная деятельность и у детей развива­ются представления о числе как абстрактном математическом понятии, знакомим с составом натуральных чисел в пределах де­сяти из единиц.


множества, составленные из разных элементов, называемых одним словом (как для ознакомления с порядковым счетом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.; карточки с изображением картинок на обобщающее слово (рис.):

Необходимо научить детей, рассматривая множества, расска­зывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число пять составлено так: 1 квадрат, 1 круг, 1 треугольник, 1 овал, 1 прямоугольник - всего 5 геометрических фигур».

«Число три составлено так: 1 цилиндр, 1 куб, 1 шар - всего 3 фигуры».

В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной - в пределах второго пятка.

Примерные задания:

Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каж­дый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.

Расскажи по карточке, как составлено число.

Составь число 5 из названий цветов. (Задание по пред­ставлению.)

Усложнения

Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без нагляд­ности.

В конце работаем с карточками (демонстрационными и раз­даточными).

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел

Предварительная работа: после ознакомления детей с составом чисел из единиц фор­мируем умение составлять числа из двух меньших чисел.

Особенности наглядного материала: два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки.

Методика обучения

В подготовительной группе на основе предметно-практиче­ских действий знакомим с составом чисел из двух меньших чи­сел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.

Фрагмент:

Программная задача : познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.

Наглядный материал : круги голубые и красные, цифровые карточки).

Сколько?

Какой цифрой можно обозначить?



А теперь сколько всего?

Сколько каких?

Обозначьте цифрами.

Как мы составили число 4?

Как можно по-другому?

Вывод:

Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2и2, 1иЗ.

Усложнения

Сначала работаем с реальными предметами, фигурами, картинками, потом с числовыми и цифровыми карточками, затем ем задания без наглядности. Отрабатываем умение составлять числа из двух меньших, начиная с числа 3, и постепенно доходим до 10.

Замечание : состав числа 2 из единиц уже изучен. Дальше 10 идти не стоит, лучше прочно усвоить знания в пределах десятка.

Примерные задания и вопросы:

На верхнем проводе сидели 5 ласточек. Одна перелетела на нижний провод. Сколько всего ласточек? Сколько на верхнем проводе? Сколько на нижнем? Как составлено число 5? Как можно сделать по-другому?

Вере подарили 4 карандаша. Как она могла их поделить с Мишей?

У меня в руках 6 камешков. Сколько в левой, а сколько в правой руке?

Нарисуйте на листе фигуры: треугольники - слева, квад­раты - справа, всего - 7 фигур.

Расскажите, кто как на­рисовал.

На карточке изображено 8 зайчиков. Угадайте, сколько я закрыла.

Покажите две карточки, чтобы всего было 9.

Какое число и как я составила?

Как можно составить число 10?

Составьте число 5 из двух меньших чисел.

Придумайте два числа, которые вместе составят число 6.