Папка передвижка здоровый образ жизни дошкольника. Папка - передвижка «формируем здоровый образ жизни у дошкольника

Номинация « Методическая копилка педагога начальной школы»

Просветительская работа по воспитанию здорового ребенка в семье. Содержание папки-передвижки.

Обращение к родителям

Здоровье ребенка - это, наверное, самое главное желание каждого родителя, ведь если здоровье ребенка нарушено и он болен, то уже не в радость ни карьера, ни деньги. Как же сохранить здоровье ребенка, вы сможете прочитать на данных страничках.

Уважаемые родители, как известно, легче предупредить болезнь, чем лечить ее. В вопросах профилактики должен быть комплексный подход. Забота о развитии и здоровья ребёнка начинается в семье.

Для болезней, получивших название детских инфекций, характерно то, что болеют ними, как правило в детстве. К острым детским инфекциям относят: корь, краснуху, скарлатину, дифтерию, коклюш, эпидемический паротит, ветряную оспу и полиомиелит.

Предупреждение инфекций является главным принципом сохранения здоровья детей.

Если Ваш ребёнок заболел и его поведение меняется: он плачет, не играет и отказывается от пищи. Не расстраивайтесь и немедленно обратитесь к врачу.

Не занимайтесь самолечением! При первых симптомах болезни - обращайтесь к врачу!

Заповеди для родителей

  1. Никогда не начинайте воспитательных мероприятий в плохом настроении.
  2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
  4. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех.
  5. Хвалите ребенка за каждый его удачный шаг, хвалите последовательно и точно.
  6. Укажите на допущенную им ошибку, сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
  7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки - не одно и тоже.
  8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь к нему), сочувствуйте ему, верьте в него, несмотря на его оплошности. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет закончен, то инцидент окажется исчерпанным.
  9. Воспитатель должен быть непоколебимым, но добрым. Всему свое время. Нужно уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет своевременным.

Учим детей правильно дышать

Значительное место в оздоровительной работе должны занимать дыхательные упражнения и дыхательная гимнастика.

Цели дыхательной гимнастики:

1. Научить детей правильно дышать носом.

2. Влиять положительно на нервную систему, на процессы обмена веществ, улучшать дренажную функцию легких, бронхов.

3. Корректировать деформацию позвоночника и грудной клетки, развивающиеся вследствие частых заболеваний ребенка.

4. Повышать общий тонус организма.

5. Увеличить объем легких и восстановить полноценное внешнее дыхание.

Комплексы дыхательно-оздоровительных упражнений целесообразно сделать содержанием гимнастики пробуждения, утренней гимнастики, ввести к занятиям физической культуры.

Дыхательная гимнастика

1. «Лошадка ». Процокать язиком (сначала - медленно, потом - быстрее; тихо, громче), 15-30 секунд.

2. «Ворона ». Воскликнуть «Кар-р-р-р». Сделать то же самое, не раскрывая рта, беззвучно, громко (6-8 раз).

3. «Кольцо ». Двигая кончиком языка по нёбу, продвинуть его как можно глубже. Научиться делать это медленно, с закрытым ртом, до 30секунд.

4. «Сытый лев ». Дотянуться языком до подбородка (6-8 раз).

5. «Научиться зевать». Громко - беззвучно («о-хо-хо») (5-6 раз).

6. «Трубочка ». Губы сложить трубочкой, круговые движения по и против часовой стрелки, дотянуться до носа, к подбородку.

7. «Мне смешно ». Перед зеркалом подмигивая себе, улыбнуться, нажать на кончик носа, засмеяться не раскрывая рта (воздух выходит носом).

Иммунная гимнастика

Для выполнения этой гимнастики нужно 12-15 минут, целесообразно выполнять дома перед и после сна.

1. Одну руку кладут на лоб, вторую на затылок - подержать 1 минуту.

2. Пощипать край уха, сверху вниз (трижды).

3. Легкое поглаживание за ушами по линии шейных лимфоузлов (трижды).

4. Дыхание через одну носовую полость попеременно (трижды).

5. «Включение» - одна рука на пупочном кольце во время выполнения упражнений:

a) указательный палец над верхней губой, средний под нижней губой («Чистим зубы» - 30 секунд, поменять руки),
б) большой и указательный пальцы одной руки в иммунных точках (нижний край второго ребра), массируем 30 секунд, поменять руки;
в) кулаком массируем крестец 3 секунды, меняем руки.

6. Правая ладонь касается левого бедра, левая - правой (маршируем) - 8 раз.

7. Локоть правой (левой) руки касается противоположного бедра - 8 раз.

8. «Вытряхивают пыль из-под колен» двумя руками (30 секунд).

Профилактика плоскостопия

1. Необходимо проводить общее закаливание организма.

2. Ходить не разводя слишком широко носки стоп.

3. Обувь должна плотно охватывать стопу, иметь небольшой каблук (1/14 длины стопы).

4. Полезная ходьба босиком по мягкому грунту, по неровной поверхности.

5. Этому же способствуют ходьба босиком по бревну, лазание по канату, упражнения на равновесие с опорой на одну ногу.

Советы родителям по организации режима дня

  1. Для того чтобы утром разбудить ребенка, будильник вам не нужен: учёные убеждены, что любая его мелодия утром создает стрессовую ситуацию. Будить человека должен его биологический часы. Выспавшись, ребенок проснется сам.
  2. Для нравственного здоровья ребенка важно, чтобы первыми вставали родители. Тот, кто будит своего ребёнка, обязательно применяет ласковые слова и добавляет к ним свой поцелуй.
  3. Очень важное проявление заботы родителей по утренней гигиены ребенка. Ребенок должен приходить в школу умытым, с почищенными зубами.
  4. Выходить утром из дома не позавтракав очень вредно; в это время, после подъема, начинают функционировать все органы человека.
  5. Лучший вариант создания положительного эмоционального настроя на день - это поцелуй и ласковые слова: «Удачи тебе», «До свидания» и др.

Такая традиция среди взрослых в семье показывает заботу, взаимоуважение между членами семьи, воспитывает у ребенка такое же отношение к старшему поколению и исключает опасения, что в будущем ребенок «лишний раз» не поцелует их.

Уважаемые родители!

В жизни есть вещи, которые по цене нельзя сравнить ни с чем другим. Одна из них - здоровье детей. Очень важно научить ребёнка ценить здоровье и соответственно относиться к своей безопасности.

1. Не оставляйте детей без присмотра! Заботьтесь о безопасности своих детей, придерживаясь правил безопасного поведения в быту.

2. Воспитывайте у детей навыки культуры безопасного поведения, демонстрируя на собственном примере осторожность в обращении с огнем, газом, водой, бытовой химией, лекарствами.

3. Выделите несколько минут на откровенный разговор с детьми. Помните, эти минуты измеряются ценой жизни. А чтобы не случилась беда, нужно давать детям чёткие знания и умения, как действовать в той или иной ситуации.

4. Вы должны знать о каждом шаге Вашего ребенка, ведь Вы несёте ответственность за ее здоровье, воспитание и жизнь.

Не позволяйте детям:

  • пользоваться спичками, открытым огнем, электрическими и газовими приборами;
  • подходить к оборванным электропроводов и трогать незнакомые предметы;
  • самостоятельно гулять в лесу, ходить к водоёмам;
  • самостоятельно принимать лекарства;
  • собирать и употреблять в пищу дикорастущие ягоды и грибы;

Помните! Жизнь наших детей зависит только от нас самих!

Процесс сохранения здоровья и укрепления иммунитета ребенка в дошкольном возрасте является решающим этапом формирования здоровой личности. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Результаты недавних исследований четко показали тенденцию ухудшения физического и психического здоровья детей. Дети, после детского сада, приходят в школу неготовыми даже к незначительным нагрузкам. Наверняка, вы и сами часто встречали информацию в СМИ о достаточно частых случаях резко плохого самочувствия или даже летального исхода на уроках физической подготовки.

Кроме этого, ученые отмечают, что детский организм должен развиваться в максимально идеальных условиях. Поэтому они настоятельно рекомендуют покупать для них исключительно качественную продукцию: средства личной гигиены, питание, игрушки, посуда, витамины, лекарственные средства.

Интернет-магазин iHerb является настоящей находкой в этом плане. Там совершают покупки миллионы родителей со всего мира. Я в том числе

Дошкольный возраст — один из самых коротких в жизни человека. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда.

К полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — это основные задачи учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — в детском саду.

Оздоровление воспитанников детских садов должно проводиться силами не одних лишь педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, куда обязательно должны подключаться родители и работать в тандеме с педагогами.

На должны делать ставку, в первую очередь, их родители.

10 условий здоровья

  1. Пребывание на свежем воздухе.
  2. Разнообразие питания в детском садике (овощи, фрукты, каши, молочные продукты) без любого принуждения.
  3. Закаливание детей.
  4. Неограниченность в движении и познавании предметов.
  5. Навыки личной гигиены. Лучше всего подать личный пример ( , мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
  6. Физические нагрузки. Конечно же, тут лучше не дублировать такие формы активности как бег, прыжки и т.д. Это все присуще самому ребенку без посторонней помощи. Зарядка, гимнастика, танцы, всевозможные эстафеты, активные игры — это все аспекты ЗОЖ, применяемые в детском саду. Поэтому крайне плохо, если в выходной день такая позиция теряется. Нехорошо показывать, что отдых может заключаться в том, чтобы лечь на диван или долго спать. Физические упражнения дают возможность научиться управлять свои телом. Они приводят к улучшению аппетита и нормализации обмена веществ.
  7. Планировка и соблюдение режима дня в детском саду. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. День стоит потратить на естественные нужды (сон, пища) и вовлекать в различные трудовые процессы, помогать освоить навыки.
  8. Спокойствие. Здесь можно выделить 2 аспекта. Спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенок должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то для мира и покоя существует психолог, который поможет разрешить сложные ситуации.
  9. Развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов. Кроме игр для физического развития, играйте в .
  10. Любовь.

Некоторые детские сады проводят беседы с родителями и совместно выбирают оздоровительные мероприятия, направленные на сохранение здоровья. Это действительно показывает связь и контакт в цепи детский сад-родители. Не стоит забывать, что само дошкольное учреждение проявлять постоянную инициативу не может, на многое ему требуется разрешение и одобрительный взгляд родителей.

Оздоровление в детском саду

  • Утренняя гимнастика.
  • Прогулки и экскурсии (в теплую пору на природе используйте детские органические средства от насекомых ).
  • Сон на ортопедических матрацах.
  • Витаминные и травяные чаи .
  • Продуманное питание, включая натуральные витаминные добавки .
  • Дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его .

Основная цель таких дошкольных учреждений, как детские сады, в том, чтобы обеспечить правильное и бережливое отношение детей к своему здоровью, развить быстроту реакции, ловкость, силу и скорость, научить регулировать свое эмоционально состояние, принимать правильное решение, гарантировать квалифицированную диагностику состояния здоровья ребенка.

Внедрение ЗОЖ в детском саду рождает выработку человеческих ценностей у детей, таких как здоровье, ответственность за себя, выбор правильного поведения в различных жизненных ситуациях.

Кликайте по картинкам, чтобы открыть их в хорошем качестве, далее их можно сохранить себе на компьютер (скачать) или распечатать.

Листы для печати:

Текст папки-передвижки:

Для формирования здорового образа жизни необходимо рассказывать ребенку о профилактике заболеваний, сообщать элементарные сведения о лекарствах и болезнях. Однажды переболев, ребенок научится сравнивать состояние здорового и больного человека. Ребенок должен знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать детям возможность обменяться опытом, рассказать друг другу, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болело горло, живот, голова. О множестве причин, которые приводят к болезням, и о том, как избегать болезней, надо рассказать ребенку. Бывает нелегко убедить ребенка мыть руки перед едой, не брать в рот сосульки, не есть снег, не сидеть долго перед компьютерными играми или перед телевизором и т.д. Ребенку сложно осознать связь между болезнью и ее причинами, научить его заботиться о своем организме, не вредить ему крайне важно.

Полезно ознакомить ребенка с профессией врача, рассказать о том, как врач помогает людям стать здоровыми.

О чем рассказать ребенку

Тебе, наверное, приходилось слышать, как взрослые говорят: "Врачи - наши друзья". Объясни это выражение.

Расскажите ребенку про доктора Неболейко. Он лечит людей и много знает о болезнях. С помощью микроскопа он изучает мельчайшие организмы, которые не видны человеческому глазу- микробы. С помощью микроскопа в капле грязной воды можно увидеть множество микробов. Если выпить такую воду, можно заболеть. Микробы опасны тем, что находятся повсеместно и, попадая в организм человека, могут вызвать болезни. Но, к счастью, наш организм способен оградить себя от этого.

Во-первых, все наше тело покрыто кожей. Кожа защищает тело от внешних воздействий. Очень много микробов скапливаются на наших руках, ведь ими мы касаемся предметов на улице, в местах. Где много народу, гладим наших питомцев- животных.

Правила доктора Неболйко:

  • не тереть глаза грязными руками;
  • не брать пальцы в рот;
  • придя домой с улицы, мыть руки;
  • мыть руки перед едой.

Во-вторых, организм человека обладает защитным механизмом - иммунитетом. Но у слабого организма и иммунитет слабый.

Для укрепления иммунитета выполняй правила доктора Неболейко:

  • соблюдай режим дня;
  • соблюдай гигиену, содержи вещи и свою комнату в чистоте и порядке;
  • закаляйся: принимай воздушные и солнечные ванны, летом купайся в реке, озере, море; занимайся гимнастикой и т.д.

В-третьих, человек сам должен заботиться о своем здоровье. Доктор Неболейко предупреждает: при кашле и чихании из рта человека вылетают мельчайшие частички слюны. Больной гриппом человек выделяет вместе с кашлем и чиханием вирус (источник болезни), который передается по воздуху. Вот почему при контакте с больным нужно носить гигиеническую маску, чтобы не заразиться.

Правила гигиены:

  • Обязательно мой руки перед едой.
  • Утром и вечером умывайся и чисти зубы.
  • Следи за чистотой своего тела, закаляйся.
  • Никогда не ешь снег, сосульки - береги свое горло.
  • Не ешь с чужой тарелки.
  • Не доедай и не допивай чужое.
  • После общения с животными обязательно вымой руки.
  • Содержи свои вещи в чистоте.
  • Если заболел, не бойся вызвать врача - он быстро тебя вылечит.
  • Если дома есть больной - надевай маску.
  • Ничего не подбирай с земли.

Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского « Доктор Айболит». Поиграйте в игру «Вылечи свою любимую игрушку». Почитайте стихи, отгадайте вместе загадки.

Стихи, загадки про здоровье:

Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?..
Отвечает доктор: - ЕЖЕ!
Отвечает доктор гневно:
- ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Э. Мошковская)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

Вопросы и задания

Тебе приходилось быть на приёме у врача? Расскажи об этом. Где работает врач? Как выглядит врач, в что одевается? Как он тебя осматривал, лечил? Какими медицинскими инструментами пользовался?

Подумай и ответь на вопросы.

Почему нельзя есть грязными руками?
- Почему при кашле или чихании надо пользоваться платком или отворачиваться в сторону от тех, кто находится рядом?
- Почему мух называют разносчиками болезнь?
- Можно ли пить воду из водоёма?

Каждый врач имеет свою специализацию. Продолжи предложения:

– Врача, который лечит простудные заболевания, заболевание сердца и других внутренних органов, называют… (терапевт).

– Врача, который лечит ушибы, переломы, делает операции, называют… (хирург).

– Врача, который лечит заболевания глаз, называют… (окулист).

– Врача, который лечит заболевания ушей, горла, носа называют… (лор).

– Врача, который лечит зубы, называют… (стоматолог).

– Врачу помогает… (медсестра).

– Врача, который лечит животных, называют… (ветеринар).