Посмертный брак: забота об умерших. Ах, эта свадьба! Посмертные браки в племени нуэров

Что такое свадьба? И все, наверняка ответят, что это гулянка в несколько дней после регистрации, венчания молодой пары. И будут правы лишь наполовину. Гулянка - это второй акт, «красный стол». А первый акт свадебного обряда назывался - «черный стол». И о нем мы сегодня знаем практически только из сказок. Ведь предупреждали нас: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Все мы слышали, все читали, да не все правду распознали.
А ведь по русскому обычаю невеста ехала на свадьбу в том, в чем её должны были похоронить. Да это и были её похороны, но похороны ритуальные. Ещё в начале прошлого века можно было встретить в деревнях более детальное соблюдение ритуала. Да и сейчас иной раз чувствуется отголоски печали среди свадебного веселья.

О покойниках и их влиянии на живых

Обряды посвящения для перехода человека из одного социального статуса в другой, зародились ещё в доклассовом обществе. Каждый этап жизни: рождение, совершеннолетие, брак, смерть - сопровождался обрядом, который обозначал «смерть» человека в одном статусе и «рождение» его в другом статусе. Обряды были нужны для контакта с миром мертвых. Ведь родившийся младенец в представлении древних приходил из мира духов, а умерший - уходил в мир духов. И если в первом случае нужно было, чтобы духи оставили малыша и не вредили через него живым, то во втором - чтобы покойник ушел в мир духов и не тревожил родных визитами.
Рождение и смерть - пограничные мира живых и мира мертвых, однозначно требовали разделения двух миров. А вот переход из статуса детей в статус взрослых - вопрос сложней. В представлении древних - мертвые могли быть и добрыми, и злыми к живым. Их не только боялись, но и почитали потому, что только умершие предки могли дать знания необходимые, чтобы человек стал взрослым. И за знаниями юношам нужно было идти в загробный мир. Это не было аллегорией, первобытные народы и сегодня считают, что во время обряда человек действительно умирает. Чтобы покойные предки приняли тебя за своего, нужно было убедительно умереть, а потом ещё и правильно вернуться к жизни, в мир живых, не став при этом зомби или оборотнем. Именно это должны были гарантировать все действия ритуала и надлежащие обереги.
На практике посвящаемого отводили в священное место, где жрецы или шаманы, в течение определенного времени, совершая определенные обряды, передавали знания необходимые взрослому. Для эффективности воздействия применялись галлюциногены, транс, священные танцы. Испытуемый все время обряда был источником опасности для живых сородичей, как и реальный мертвец. Для невесты обряд начинался с обручения и оканчивался в первую брачную ночь, с приходом христианства - венчанием.
Изначальный смысл действий был забыт уже сотни лет назад. В точных деталях не воспроизводился весь обряд, но… мрачные тени ещё можно было уловить в крестьянских свадьбах наших бабушек и прабабушек.

Живые, но мертвые

После помолвки невесты обряжались в траурные одежды: белые сарафаны и рубахи (белый саван - цвет смерти у славян) или в черное - влияние христианства. А в Архангельской губернии - даже одевали невесте похоронный головной убор - куколь.
Затем по обряду девушка начинала оплакивать свою судьбу. И ошибочно восприятие, что это плач прощания с родительским домом. Из текста ясно видны символы смерти: уход в мир мертвых - «за три леса, три реки, три горы»; о саване в подарок; просьба к кукушке передать весточку родителям (кукушка, по поверью, могла находиться и в мире мертвых и в мире живых)
Во многих странах невестам разрешалось заниматься только приданным - шить и прясть, и то только потому, что душам умерших женщин это дозволяется. Но было запрещено говорить, садиться за общий стол, выходить на улицу, смеяться. Шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей - лишить возможности дотронуться до людей или вещей. Прикосновение мертвеца может быть губительным для живых. Да и само слово невеста - это «не веста», неизвестная, безликая, как и все мертвецы. Взгляд невесты, живого покойника, считался дурным, ведьминым и его прятали под покрывало (сегодня - фата).
В Рязани невест называют «русалками». В древности верили, что в русалок превращаются те покойники, которые умерли ранее отведенного срока: утопленники, погибшие на войне, самоубийцы. И должны русалки скитаться между мирами живых и мертвых, принося зло живым, пока не наступит их час, и они не уйдут к покойникам навсегда.
Так что и обычай мыть невесту перед свадьбой в бане, ничто иное, как омовение покойника. В карельских деревнях даже клали в красный угол под образа, как реального мертвеца. Но не любят люди мрачного и начинают придавать иной, менее устрашающий смысл - омовение в бане, чтобы детей было больше. А с XV века в бане проводится девичник, последняя девичья вечеринка в кругу подруг

Откуда сказка сказывается.

Семью мог заводить только взрослый мужчина. То есть - он уже прошел ритуал посвящения и живой. Теперь, чтобы завести семью, он должен отправиться в мир мертвых, найти там невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Всё прощание жениха с родственниками это речь умирающего.
По древним представлениям, чтобы живому пройти в царстве мертвых, нужно правильно назвать имена входа и выхода. Позже универсальным ключом стали деньги. Вот и жених, приехал к невесте, а подружки его не пускают (а в Нижнем Новгороде так прямо и заявляли - в доме покойник) требуя выкуп за ворота, лестницу, двери и т.п. Подружки невесты выступают в роли покойниц, одинаково одеты, и жених должен был узнать среди них свою суженую - вернуть ей индивидуальность. Давалось три попытки. Если все неудачные - дурная примета, брак будет недолговечным
Такая задача, как путешествие в мир мертвых, не под силу одному и в помощь жениху дается два помощника: дружка (главный распорядитель, женатый) и тысяцкий (крестный жениха, казначей). Один, без помощников, живой в мире мертвых очень уязвим, там есть и более коварные обитатели, чем подружки невесты. Для защиты существует более 400 оберегов. Тысяцкий выкупает все, что по обряду положено. Дружка отпугивает бесов и другую мелкую нечисть кнутом и помогает жениху искать невесту. Через плечо дружки повязывают символ пути в иной мир, особое полотенце - красный рушник. А на полотенцах, до сих пор, опускают гроб в могилу.
И вот пройдены все препоны, получено благословение родителей невесты и свадебный обоз тронулся к церкви. Невеста едет со свахой, может, даже, лежать у неё на коленях изображая мертвую. А в руках у невесты обязательно веник, оберегающий от нечистой силы, пытающейся удержать её. А чтобы духи предков не остались в обиде, заезжали повидаться с ними на кладбище.
Обряд подходит к концу, и после венчания обязательным было кропление колодезной водой и очищение огнем во дворе жениха всего свадебного обоза - дабы очиститься после общения с мертвым миром. Невеста переодевалась в свадебный наряд, коса девичья обрезалась и надевался головной убор замужней женщины - кичка. После этого молодожены уходили в спальню, а наутро гостям представляли заново рожденного человека. Женщина меняла не только фамилию, но иногда и имя. Официально это закреплялось «поиском» на следующий день невесты в доме её родителей и в числе покойников. Этим, как бы, ставилась ритуальная точка в перерождении человека, получении нового статуса.

Ах, эта свадьба!..

Век, ушедший многое изменил в свадебном обряде. И вместо священного, пугающего обряда свадьба стала лишь поводом к хорошей вечеринке по случаю регистрации союза двух молодых людей через штамп в паспорте. Платье невесты - это уже не саван, жених - хозяин положения, а не чужак, пробирающийся в мир мертвых. Свидетели нужны лишь подтвердить факт записи акта, а функции дружки и тысяцкого за них выполняет тамада. Лишь лента через плечо напоминает о погребальном полотенце. Веник для отпугивания нечистой силы превратился в букет, фата не обязательна. Из всех запретов соблюдается лишь один: при обмене кольцами нельзя смотреть друг другу в глаза. Ну да что я вам об этом рассказываю - это вы знаете не хуже меня! А прочитав эту статью, можете сами отыскать следы древнего обряда в свадьбе наших дней. Счастья вам и вашим детям!

ВЫ МОЖЕТЕ:
или
(а научитесь Вы действительно важным вещам)

Дорогие друзья! Если вы считаете эту страницу интересной и достойной внимания, пожалуйста, нажмите на иконку одной из социальных сетей. Это не займет много времени, но будет полезно для ваших друзей и знакомых, а также для этого сайта.


Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу
как многодневное
безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до
упаду пляшут,
до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в
действительности эти гулянья
- лишь вторая часть народного свадебного ритуала,
когда-то называвшаяся
«красным столом». Первая его часть - «черный стол» -
почти полностью забыта.

В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна
была ехать
на обряд освящения семейного союза не в праздничном платье,
как это часто
показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны.
Да это и
были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих
обрученная была
никем иным, как живым мертвецом.

Представления о невесте как о лиминальном
(от латинского limen, liminis - порог, врата) существе,
находящимся между
миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху
доклассовых
обществ и встречаются у многих народов. Речь идет
о рудиментах так
называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью
которых человек
менял свой экзистенциальный статус: рождение -
совершеннолетие - брак
и смерть (число стадий у разных народов варьировалось).
Все эти обряды
объединяло одно: они были нужны для удачного контакта
с миром мертвых.

С превращением подростков во взрослых членов племени
(совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) - ситуация
была более сложная. Покойников не только боялись, но и почитали
как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта.
И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то
есть временно умереть.

Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных
первобытных народов до сих пор считается, что человек во время
инициации покидает этот свет по-настоящему. В иной реальности
он проводил некоторое время. Все это время инициируемый
считался
живым мертвецом и реальным источником опасности для
своих живых
соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста
после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием
христианства - обычно до венчания).

Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный
смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто
не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой
происходит
что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности,
которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур:
в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет - цвет снега
и смерти у славян), в других - черные (влияние христианского
представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голов
у невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого
для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания
своей судьбы.
Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине,
например,
до сих пор поется о саване, который она хочет получить
в подарок.

Во многих странах невестам было запрещено говорить,
смеяться,
выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол.
Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого,
и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в
потустороннем
мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит
«неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная,
как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то
испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми.
Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане.
Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся
позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин
взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

Жених же принадлежал к миру живых. Соответственно, в его
задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою
невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной.
Само прощание
жениха с родителями и родственниками перед отъездом за
невестой воспроизводит речь человека,
лежащего на смертном одре.
Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не
пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы»
прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный
способ попасть туда - заплатить выкуп за ворота, двери,
лестницу и т. п. В архаичных представлениях это
типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир
. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов
и выходов, дабы они открылись. Позже ритуал называния
рансформировался в требование денежного выкупа.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были
дружка (главный распорядитель из женатых
родственников жениха)
и тысяцкий (крестный жениха). Без них живой в мире мертвых
очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более
коварными обитателями потустороннего мира,
чем подруги невесты.
Дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест,
отпугивая бесов.
Он же мог помогать жениху искать невесту.
Через плечо у него
было повязано особое полотенце - вышитый
красным рушник.
Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали
гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. После
благословения родителей невесты свадебный поезд.
В её руках был веник - оберег от нечистой силы, чтобы
та не удерживала её от возвращения в мир живых.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена,
совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли
в дом к жениху. В доме мужа невеста надевала белую рубаху
с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку)
красного цвета
. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка -
головной убор замужних женщин.

После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями
появлялся заново рожденный человек, причем в древности
это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только
фамилию (родовое имя), но и личное имя.

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного
свадебного
обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального
акта
пробуждения женского начала свадьба
превратилась в большую
вечеринку по случаю получения двумя молодыми
людьми штампа
в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет
ничего общего
с трауром. Жених из опасливо крадущегося по
миру мертвых
чужака стал безусловным хозяином положения.
Он сам
выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг,
вошедшие в моду в 1950-е годы.

Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только
для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них
все делает тамада или ресторанный распорядитель
. Об их
прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую
трансформировалось погребальное полотенце.
Ритуальный
веник давно превратился в невестин букет.
Фата не обязательна:
взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего
обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг
другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут
изменять.

Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть
можно разве
что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища
новобрачные
теперь заезжают к вечному огню или памятникам.
Сохранились
подношение каравая, осыпание зерном и монетами -
это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все
времена. По этой же причине остались и
многочисленные обереги.
Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной
служит
обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь
произошло явное смешение с кавказской традицией.
И ищут её теперь не родственники, а молодой муж -
так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об
истинном значении традиции уже никто не помнит.

В западных районах Китая существует древний обычай, возникший еще при династии Хан: скончавшиеся молодые мужчины и женщины, не побывавшие при жизни в браке, должны быть похоронены в паре с мертвым человеком противоположного пола. Такая практика называется “минхунь” - посмертный брак.

Китайцы верят, что, совершив обряд венчания над покойниками, они гарантируют умершему счастливую семейную жизнь на том свете с соседкой/соседом по могиле. При этом деньги, которые при совместном захоронении вручаются родителям мертвой невесты, считаются аналогом привычного в китайском свадебном обряде выкупа за дочь. По обычаю за тело женщины семья обычно платит около $1200, что эквивалентно четырехлетнему доходу обычного китайского фермера. Существование рынка мертвых невест в Китае приводит не только к убийствам из алчности, но и к осквернению могил. В этом году, по сведениям местной прессы, житель провинции Шаньси поймал на месте преступления двух мужчин, пытавшихся выкопать тело его жены. А в феврале прошлого года женщина из Яньчуаня пыталась купить останки 15-летней девочки, которую не забрали из морга больницы в соседнем городе, чтобы угодить своему покойному брату, умершему холостяком. Она говорила, что призрак брата вторгается в ее сны и требует жену. Те же семьи, которым не удалось найти ни денег на покупку загробной супруги, ни убить соседскую дочь или выкопать из могилы умершую женщину, кладут в гроб сына соломенную фигуру невесты.

Это я под впечатлением новостей о раскрытии в Китае банды,торгующей “мертвыми невестами” покопалась в китайском интернете и нашла интересную статью:
Над фотографией надпись:
“Не стоит смотреть долго на женское лицо на снимке!
Если ты заметишь,что она тебе улыбается-быть беде”

Все потому, что это несчастный брак.
Все потому что невеста мертвая! На фотографии она мертва уже 6 дней.
Женское лицо не имеет выражения,глаза налиты кровью, внизу слева нет руки, потому что рука примотана к деревянной подставке у нее за спиной, ноги не касаются земли.
Обратите внимания на дощечку с иероглифами за их спинами-это специальные надписи для умерших
Ее зовут (YeZiMei), ей 17 лет. Жениху 19 лет.
1922 год Они бы и при жизни поженились,потому что уже год,как подписан был свадебный договор между семьями. Но невеста умерла. Не знаю, от болезни ли или какой несчастный случай, но она покинула этот мир. Жених же покинул ее, сбежал в другой город. По традиции, невеста должна выйти замуж, чтобы быть счастливой в той, другой жизни. Поэтому семья невесты вернула парня и насильно заставила пройти обряд свадьбы.

» отсылает зрителей к страшным традициям и обрядам, популярным в XIX веке, но, как выясняется, не утратившим актуальность и в наши дни. Главную героиню - Настю - ее возлюбленный Иван везет в родной город знакомиться с родственниками. Девушка уверена, что ничто не свете не может омрачить ее счастья, но все оказывается не так просто. В семье жениха существует таинственный свадебный обряд, который должна пройти невеста, если, конечно, останется впоследствии в живых.

«Началось все с небольшой заметки, кажется, в журнале «Вокруг света» о нескольких странных свадебных ритуалах и обрядах в прошлом. Эта идея заинтересовала группу продюсеров, они обратились ко мне с предложением написать сценарий, но мне эта линия показалась недостаточно увлекательной, и мы попробовали ее связать с пугающим обычаем фотографировать мертвых людей. Так и получился сценарий фильма « », - рассказывает режиссер .

Мода фотографировать мертвых людей появилась в викторианскую эпоху. Странное увлечение было связано, с одной стороны, с большим количеством детских смертей, а с другой - с изобретением дагерротипа, который дал возможность делать фотографии большем количеству людей. Тем не менее фото все равно считалось привилегией людей обеспеченных, поэтому делали их лишь по важным поводам. Смерть, к сожалению, становилась одним из них. Мертвыми фотографировали не только детей, но и молодых людей, жизнь которых уносили болезни и катастрофы. Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека - для этого фотографы использовали специальные штативы, на которые облокачивали тщательно загримированные трупы. Однако рука художника иногда прорывалась наружу и они вносили специальные символы потомкам: возле мертвого человека оставляли цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, на которых застыло время смерти. Такие странные фотографии викторианской эпохи до сих пор являются предметом коллекционирования. Не стоит забывать и о том, что обычай фотографировать мертвых людей - правда, уже в гробах, во время пышных похорон - существовала в странах Восточной Европы и Советского союза вплоть до 1980-х годов.

Создатели ленты « » решили объединить эти странные обычаи с вечной темой замужества и разнообразными свадебными ритуалами, которые пользовались большой популярностью у древнерусских народов.

«Для девушки свадьба была, практически, равна переходу в другой мир, другое состояние. Она как бы «умирала» для своей семьи и прежней жизни. Существовало очень много поверий, связанных, например, со смертью невесты во время свадьбы, когда она считалась наиболее уязвимой для «потустороннего мира». Такие невесты превращались в различные демонические сущности. Именно на основе таких поверий мы выстраивали сюжет, консультируясь с исследователями в этой области», - отмечает продюсер Владислав Северцев.

Таинственная история, изложенная в хорроре «Невеста», затрагивает несколько временных периодов - от России XIX века и до наших дней. Для того, чтобы изобразить в картине достоверный визуальный ряд двух эпох, съемочная группа отправилась в подмосковную усадьбу Строгановых, где удалось совместить еще оставшийся с дворянских времен интерьер и мрачные пейзажи.

«Разумеется, нам для съемочных нужд хотелось здание побольше и попросторнее, и число комнат и их размеры изначально нас не очень устраивали, поэтому пришлось кое-что переделать. Кроме того, что внутри мы его передекорировали под тот период времени, который нам нужен был для фильма, мы фактически этот дом отреставрировали. В советское время его перепрофилировали в гостиницу со всем соответствующим отношением к полам и стенам - мы привели строение в порядок, обновили его, а затем чуточку «состарили». Часть съемок также проходила вокруг здания в прилегающем парке», - рассказывает режиссер ленты.

Главную героиню - ту самую невесту, которой предстоит на себе испытать странные обряды - играет молодая актриса Виктория Агалакова, для которой эта работа будет дебютом в главной роли в полном метре. Роль возлюбленного досталась Вячеславу Чепурченко, знакомому зрителям по сериалу Вадима Перельмана «Измены». Также в фильме появятся Александра Ребенок, Игорь Хрипунов, Лада Чуровская и Виктор Соловьев.

Разумеется, процесс съемок столь необычного хоррора был довольно сложным. Многим известно актерское суеверие о том, что сниматься в гробу нельзя, это считается плохой приметой. Однако Святослав Подгаевский признается, что здесь на помощь актерскому составу пришла Ума Турман.

«Я приводил в пример Уму Турман, которую Тарантино закапывал в гробу. Никому из актеров не хотелось уступать Уме Турман, все приметы сразу отбрасывались и мы начинали снимать», - говорит режиссер.

Результат съёмок команды «Невеста» зрители смогут увидеть на экранах уже 19 января 2017 года. Прокатчиком картины выступает компания «Каропрокат». Более того российский хоррор уже успел заинтересовать зарубежные компании.

«Картина вызвала огромный интерес на международных ранках, так как при классической саспенс структуре сюжета несёт в себе уникальность темы связанной со старорусскими традициями. Тизер-трейлер картины получил уже более 2 млн. просмотров только на Youtube, что подчеркивает живой зрительский интерес к теме», - заключает продюсер Дмитрий Литвинов .


Смотреть фильм «Невеста» на русском бесплатно он-лайн

Здравствуйте.

Произошло это со мной августовской ночью в небольшой деревне Волгоградской области, я ездила туда отдыхать к бабуле. Река, луга красивые – красота! И вот однажды засиделась я допоздна у подружки, а когда домой возвращаться стала, черт меня дернул срезать путь и пройти не по улице, а по большому лугу, который находился рядом с речкой. Иду, собаки вдалеке воют, деревья шумят, мост подвесной над речкой раскачивается со скрипом… Страшно! Вдруг слышу плач – горький, надрывный, девчоночий. Оглядываюсь по сторонам и вижу, что возле моста на траве сидит молоденькая девушка… в свадебном платье. Подхожу ближе, замечаю, что вид у платья не очень-то праздничный: белый подол в грязи, юбка порвана чуть ли не до самых бедер, корсет развязан, чулки на девушке изорваны, а обувь вообще отсутствует. Не по себе мне стало от ее вида. Спрашиваю, в чем, мол, дело, чем помочь, а она: «Ничем не поможешь ты мне, иди, куда шла!» Села я возле нее, попросила успокоиться и рассказать, в чем дело. Девушка, не переставая рыдать, сказала, что у нее сегодня свадьба, а брат жениха час назад на этом самом месте ее изнасиловал. Я, конечно, впадаю в ужас, успокаиваю невесту и лихорадочно думаю, что делать. Вдруг девушка встает и решительным шагом идет по мосту. На мой вопрос о том, куда она идет, не отвечает. И тут резко запрыгивает на перила мостика, подранное платье развивается, я вижу, что она сейчас прыгнет! А ведь дно в нашей речке такое, что костей не соберешь – каменистое, с войны еще железяками заваленное. Я ору ей: «Дура, слезь!» – и бегу, чтобы удержать ее, но поздно. Даже не взглянув на меня, прыгнула с моста. Я, отчаянно молясь о том, чтобы она не разбилась, подбегаю к перилам, с которых она спрыгнула, смотрю в воду и не верю своим глазам: ни всплеска на воде, ни даже кругов – совсем ничего. Свесившись с перил чуть ли не по пояс, смотрю на дно мостика – вдруг она зацепилась за что-то в последний момент! Нет ее. Нигде нет. Как испарилась. Вот тут мне стало по-настоящему жутко, и я, подгоняемая нечеловеческим страхом, добежала до дома за минуту и прямо с порога рассказала про все бабушке. Она покачала головой, сказала: «Не к добру это!» Оказывается, лет сорок назад в деревне праздновалась очень пышная свадьба – местный паренек женился на городской девушке из обеспеченной семьи. В самый разгар веселья брат жениха увел невесту на луг и там, несмотря на ее отчаянное сопротивление, грубо изнасиловал, а она потом сбросилась с моста в реку и разбилась насмерть об каменное дно. Бабушка говорит, что призрак этой девушки обычно появляется перед большой бедой в деревне, несколько лет назад она появлялась перед сильной засухой, от которой почти весь урожай на полях погиб.

Уже на следующий день мы с бабушкой узнали, что ночью на другом конце деревни произошел сильный пожар, почти вся улица с домами сгорела, а вместе с домами и люди…